Конспект психологического занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в классе. Тренинг для школьников младшего и среднего школьного возраста "коммуникативное поведение"


2.1.1. Тренинг общения для детей младшего школьного возраста
Занятие 1

Задача: Знакомство участников группы, налаживание связей.

Знакомство

I. Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры “Снежный ком” (5 мин.): каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним.


  1. Имя с выходом” (5 мин.). Каждый участник по очереди выходит в центр круга и громко говорит свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную для него.
Лучше, если начнет игру ведущий, чтобы было понятно.

III . Игра с мячом (5 мин.). Ведущий: Запомнили имена друг друга? Я еще не все. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам запомнить имена лучше. Тот, кто поймает мяч, называет свое имя. А затем, бросая мяч другому человеку, называет его имя. Если кто-то забыл имя участника группы, то можно попросить его напомнить.

Упражнение способствует лучшему запоминанию имен участников группы.

IV. "Представление в парах" (20 мин.). Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга.

Каждый участник группы должен выбрать себе пару – любого человека из круга, сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым, а кто – вторым.

Первая часть игры - работа в парах. Сначала первые рассказывают вторым немного о себе (что захочется; можно про любимые занятия, свою семью, друзей, свой характер, предпочтения или что-то другое). Вторые внимательно выслушивают своего партнера и стараются запомнить, что он говорит. После того, как Ведущий говорит: "Стоп", – происходит обмен ролями.

Вторая часть игры – представление партнера (о том, что будет вторая часть объявляется непосредственно по окончании первой). Снова организуется круг. Каждый участник должен теперь представить своего партнера, встав за его спину и держа руки на его плечах (Ведущий показывает). Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера; так, как будто ты – это он.

Эту инструкцию дети усваивают с трудом, поэтому ведущий должен продемонстрировать, как выполняется упражнение. Здесь также важно внимательно следить за происходящим и вовремя давать участникам обратную связь. Упражнение часто дает богатый материал для консультативной работы, но нельзя переусердствовать, т.к. это самое начало работы группы и дети еще не готовы к глубокому проникновению в свои проблемы, а особенно к их демонстрации окружающим.

Установка на работу: задачи и правила (50-60 мин.). Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.

Ведущий: "У нас впереди 4 занятия, участие в которых может помочь каждому из вас:

Разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;

Понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;

Узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;

Строить самого себя и влиять на свою жизнь.

Для того чтобы наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

1. правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам;

2. правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно;

3. правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами;

4. правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют;

5. "Я - высказывания": говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.);

6. правило "Стоп!": тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать "Стоп!" и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии, движении, познании.

Обсуждение и принятие правил поведения имеет очень большое значение. Принятие правил группой означает взятие на себя ответственности за жизнь и работу группы. Это и есть, на мой взгляд, момент рождения группы. Поэтому ведущий не должен: спешить, быть формальным, пропускать мимо ушей недовольство или несогласие. Принятию правил может быть посвящено более половины времени первого занятия, так как это крайне важный этап работы. Не жалея на него времени, ведущий увеличивает вероятность получения сплоченной, ответственной, готовой к работе группы. И еще несколько комментариев по процедуре принятия правил: " Обсуждайте каждое правило отдельно, непосредственно после его прочтения. Здесь могут помочь следующие вопросы, задаваемые ведущим участникам группы: "Как ты понимаешь, это правило?", "Насколько готов следовать ему?", "Есть ли опасения, какие и с чем связаны?".

Необходимо получить согласие каждого участника следовать этим правилам. Не бойтесь менять правила, пусть дети придумают новое правило взамен непонравившегося, принимайте сами активное участие в обсуждении и принятии. Это процесс творческий, а правила не догмы.

Подчеркните в заключении, что от Вас как ведущего зависит 10 15 %, все остальное от самих участников. Ваша роль заключается в том, что вы предлагаете упражнения, организуете обсуждение, помогаете осознать некоторые скрытые мотивы и проблемы; роль ребенка это активное участие в происходящем. Помните о том, что большинство детей не привыкло и не любит брать на себя ответственность за свои действия.

После принятия правил внимательно следите за их выполнением, не проходите мимо эпизодов нарушения правил, потому что дети любят проверять ведущих "на вшивость". Напоминайте им о самом правиле, их личной ответственности и ясно показывайте, что вы заметили нарушение. В подавляющем большинстве случаев вышеописанных действий со стороны ведущего бывает достаточно, чтобы призвать нарушителя к порядку и не дать развалить работу.

Основная часть

V. "Молекулы" (5 мин.). Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2–5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

Ведущий: "Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он (спектакль) будет длиться 20 минут. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе".

Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный, Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль определить более подробно. Например, "Миролюбец. Пытается улаживать все возникающие разногласия. Боится конфликтов, поэтому всячески избегает острых углов в беседах".

Следует иметь в виду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности правил.

Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию участниками стереотипов своего поведения, а также по моделированию поведения. Из такой игры ведущий, при достаточной сноровке, может вытащить много материала для дальнейшей проработки в ходе обсуждения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать индивидуально в кругу с кем-то из детей . Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая поведение каждого из участников, соответствие предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?

Трудно ли было играть предложенную роль?

Похоже, ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?

Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:

Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?

IV. "Занять стул " (10 мин.). Один человек садится в центр круга на стул, задача остальных всеми средствами, кроме физического насилия, занять стул ведущего.

Это упражнение вызывает неизменный интерес у детей, является хорошей разрядкой, а, кроме того, дает хорошую обратную связь каждому о том, как он умеет просить и убеждать других людей. Здесь важно после каждой смены ведущего, задавать сменившемуся вопросы: "Почему он уступил стул именно этому ребенку?"; "Кому бы он никогда не уступил стул, почему?"

В конце игры полезно провести молниеносный опрос, кто сколько раз был ведущим, спросить тех, кто не был ни разу - с чем они это связывают.

V. Обсуждение домашнего задания (15 мин.). Ведущий просит желающих зачитать свои сочинения. После того, как ребенок прочитает свою работу, он может попросить определенных участников (или всех) дать ему обратную связь.

VI. Выдача домашних заданий: Напишите сказку, где главным героем будет один из участников группы.

VII. "Темная лошадка" (20 мин.). Упражнение выполняется в парах. Из этой двойки один ведущий, другой ведомый. Последний закрывает глаза, а первый берет его за талию и водит по комнате, где расставлены стулья и другие предметы "препятствия". Задача ведущего так провести своего партнера, чтобы обойти все препятствия и не столкнуться с другими парами. После 2 5 мин. хождения партнеры меняются ролями. Неплохо, чтобы каждый ребенок, кроме того, сменил одного-двух партнеров.

Это телесное упражнение, выполненное после хорошего разогрева, способствует осознанию проблем , связанных с давлением (управлением) − подчинением, активностью − пассивностью, доверием − недоверием. Например, один мальчик, которого учителя и родители считали безответственным и инфантильным, с преобладанием агрессивности в поведении, после смены трех партнеров в этом упражнении сказал, что ему никогда не было приятно быть ведомым. Это состояние сердило его и вызывало протест. Зато быть ведущим ему понравилось, ему было приятно заботиться о комфорте своих партнеров. И партнеры этого мальчика дали ему позитивную обратную связь, отметив, что они чувствовали большое доверие к нему и уверенность, что они беспрепятственно пройдут весь путь.

VIII. Мгновенная социометрия (5 мин.).

Инструкция: "Возьмите за руки (одной рукой одного, другой другого) двух человек, с которыми Вам наиболее приятно общение в этой группе".

Упражнение быстрое, двигательное и очень информативное. Буквально за две минуты вы получите "скульптуру" группы. Будет ли ведущий участвовать в упражнении − также важный диагностический момент.

КОУ Омской области «Большеуковская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Психологический тренинг для младших школьников

«Волшебное ожерелье».

Педагог- психолог: Власова С.А.


Март 2012год.

Тема: «Волшебное ожерелье».

Цель: создание условий для формирования эффективных форм поведения, смещения агрегации и мышечной релаксации, снятия эмоционального напряжения; содействие повышению групповой сплоченности; формирование чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга, чувства ценности других и самоценности; формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного образа своего «Я».

Материалы и оборудование: шкатулка, различные бусинки, ниточка, краски, листы для рисования, влажные салфетки, фломастеры., магнитофон

Ход занятия

Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» Основная часть

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, а попасть в сказку нам поможет волшебство. (Музыка)

Упражнение «Кулачок».

Закройте глаза, сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы на ощупь выберете один волшебный предмет. А теперь, когда все выбрали, сожмите его в левом кулачке, закройте глаза и подержите кулачок сжатым. На счёт три откройте глаза, расслабьте руку. Мы оказались в сказочной стране, а на ладошках у каждого из вас бусинка. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад.

Упражнение «Моё сокровище»

Попытайтесь описать свою бусинку.

Какая она (по цвету, форме, величине, какая у неё поверхность и т. п.)?

Какие ассоциации она у тебя вызывает?

На что похожа твоя бусинка?

Итак, мы с вами в сказочной стране и сейчас я предлагаю вам послушать одну историю(музыка)

Жила-была добрая фея Амалия. Было у неё чудесное ожерелье, которое она очень ценила и носила его в трудные моменты. И когда Фея его надевала, оно наполнялось волшебными свойствами.

Но однажды злой волшебник Крокус украл драгоценное ожерелье, потому что завидовал фее Амалии, ведь она многим помогала, и все её очень любили. Завладев ожерельем, злой волшебник одевал его, произносил заклинания, но, сколько он не старался, ожерелье никакой силы не имело.

Разозлился тогда волшебник и стал он разглядывать бусинки. Все бусинки были разные: большие и маленькие, красные и зелёные, блестящие и матовые, круглые и квадратные..

Не раскрыв тайну ожерелья, он с силой бросил его на землю, и все бусинки рассыпались.

Долго лежали бусинки на земле, пока остроглазые птички не заметили, что в траве что-то блестит. Они собрали все бусинки и отнесли их своей покровительнице доброй фее Амалии.

Фея увидела, что случилось с её ожерельем, и попыталась его собрать. Но бусинки никак не объединялись, ведь они такие разные и так долго были врозь. Ожерелье потеряло свою волшебную силу. Добрая Фея расстроилась и в надежде, что всё-таки бусинки её слышат, произнесла следующие слова:

- Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Пока вы были вместе, ожерелье обладало магическими свойствами. И если вы сумеете объединиться, то снова обретёте свою силу и будете снова нести добро по свету.

Фея Амалия произнесла заклинание над каждой бусинкой, и ожерелье вновь стало ценным и обрело волшебную силу.

Вопросы к сказке:

- о чем эта сказка?

Чему она нас учит?

Представим, что каждый из вас бусинка.

Упражнение «Ожерелье»

Детям предлагается встать в круг « Вы бусинки волшебного ожерелья. Когда ожерелье рассыпал Крокус, бусинки потеряли волшебную силу. Они потускнели, потеряли свой лоск и стали шероховатыми, поэтому объединяться никак не хотели. Давайте изобразим какими вредными и капризными стали бусинки. Сначала бусинки били друг друга(кулачками по спине), потом щипали друг друга, давайте закруглим и погладим их, и поможем стать добрыми, гладкими как и раньше. Теперь мы можем собрать бусинки в одно ожерелье.Станьте плотно друг другу лицом в круг. Тесно прижимаясь друг к другу, вытяните руки вперед, наклонитесь влево, вправо, вперед. Покрутитесь влево, вправо, присядьте, побегайте по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Если ожерелье вдруг «разрывается», психолог ловит их и возвращает на своё место. Ожерелье становится снова плотным и крепким.

Вот мы с вами и вернули волшебную силу каждой бусинке, и ожерелье снова украшает феи Амалии.

Изотерапия. А теперь давайте нарисуем это волшебное ожерелье, как он себе его представляет.

А помогут нам в этом наши пальчики. У вас на столах бумага и краски. Опустите любой пальчик в краску любого цвета и прижмите пальчик к листу. У вас получится бусинка. Следите за тем, чтобы бусинки были разноцветные. Если нужно дорисуйте ниточку.

Упражнение «Кулачок».

Возьмите свою бусинку. Сядьте все в круг. Сложите ладошки лодочкой покатайте бусинку, согрейте её своим дыханием. Сожмите в кулачок, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу. Мы покидаем нашу сказочную страну, когда в ней вновь воцарилась гармония. Какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории? Пусть каждый решит сам. На счет три вы откроете глаза и вновь окажетесь здесь.

Упражнение «Волшебные бусы»

Частичку каких положительных качеств вы хотели бы отдать другим. Дети отвечают на этот вопрос и нанизывают свою бусинку на одну общую ниточку. А теперь завяжем её концы.

Посмотрите, какие бусы у нас получились! Какие они яркие, разноцветные, красивые! Это потому, что все бусинки разные! Так же как и мы с вами. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы все дети в вашем классе тоже были сплочёнными и дружными.

Итог занятия.

(Выставка рисунков)

О чем вам могут напомнить эти бусы?

Чему научило нас история о волшебном ожерелье?

Что было самым интересным на занятии?

Что оказалось самым трудным на сегодняшнем занятии?

Что мешало во время занятия?

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи” . Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход” . Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами” . Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Цель коррекционно-развивающей программы: сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Занятие 1. Мы знакомимся.

1. Градусник настроения

Ведущий показывает настоящий градусник и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как градусник показывает температуру) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

2. «Снежный ком»

Каждый ребенок по очереди называет свое имя и любимую игрушку.

3. «Что я люблю делать»

Ведущий. Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму (словарная работа), мы можем начать высказывать наши догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступающего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

4. Игра «Река»

Играющие становятся в одну колонну. Ведущий объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желание каждого.

5. Игра «Ученый»

Ведущий взбирается на стул и объявляет себя ученым, а всех детей капельками. Он просит детей рассредоточиться по всей комнате. Ученому нужно составить очень важное вещество и отправить в космос. В колбу, которую он держит, он будет капать 3 разных жидкости: желтую, зеленую и красную. После каждого «вливания» цвета капельки (а это дети в группе) начинают двигаться и сливаться (браться за руки), пока ученый не скажет: «Стоп!» И так 3 раза. Капельки во время эксперимента сливаются по 2-3-6 и т.д.

6. Игра «Паровозик»

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Один из участников – «паровозик». Его здание – обойдя всех, собрать пассажиров под музыку.

Занятие 2. Установление контакта.

2. «Ласковое имя»

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

3. «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»

Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

4. «Уходи!»

Ведущий предлагает «отыграть» свое плохое настроение. Ведущий. Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.

5. «Тух-тиби-дух!»

Ведущий. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито-сердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!».

Второй ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух-тиби-дух!» Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово.

6. «Иди ко мне!»

Ведущий: А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорите: «Иди ко мне!» При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу, обнимитесь и постойте так.

7. Игра «Змея»

Группа встает в круг. Ведущий ходит по кругу и говорит слова: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?». Тот, к кому подойдет ведущий, должен пролезть у него под ногами и взять его за талию, т.е. стать «хвостом». Теперь они вместе ходят и удлиняют «хвост». Когда дойдут до последнего играющего «голова» замыкает «хвост».

8. «Доброе тепло»

Ведущий. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Занятие 3. Распознавание и регуляция своего состояния.

1. «Градусник настроения» (см. занятие 1)

2. «Странный город»

Инструкция к упражнению: «Все мы - жители странного города, в котором люди все время гуляют по главной улице города и все время здороваются друг с другом. Когда городские часы на башне бьют час – они здороваются тыльными сторонами ладоней, когда два – правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три – здороваются спинами, четыре – коленями. Итак, давайте гулять и здороваться».

Ведущий хлопками имитирует удары часов. После игры у всех, как правило, хорошее настроение и группа готова к работе.

3. «Сорви яблоки»

Ведущий. Представь, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. То же делаем другой рукой.

4. «Царевна Несмеяна»

В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

5. «Гроза»

Ведущий. Ребята, кто боится грозы? Хотите уменьшить свой страх? Один ребенок ложится на пол. Далее ведущий молча, показав только рукой, предлагает детям занять места вокруг лежащего. Он произносит слова и делает определенные движения руками, создавая шум. То же повторяют за ним и дети.

Зашуршала трава, закапал мелкий дождик. Дождь стал усиливаться. Загремел гром. Посыпался град. Полил проливной дождь. Пошел мелкий дождик. Подул легкий ветерок. И наконец, выглянули первые лучики солнца. Просыпайся, малыш. Как ты себя чувствуешь?

6. «Доброе животное»

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий. Поиграем в игру, которая называется «Доброе животное». Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

7. «Гиппопотам»

Все встают в круг и берутся за руки. Произносят строчку «А меня укусил гиппопотам» и идут в правую сторону, затем идут в левую сторону и произносят «Я от страха на дерево залез». «И теперь я здесь» - правую ногу вперед, «А нога моя – там» - правую назад, «А меня укусил гиппопотам» - покрутились вокруг себя.

Следующий текст произносят и делают движение как будто танцуют «твист»:

«Баб Дусь, баб Дусь, баб Дусь! Дядь Сань, дядь Сань, дядь Сань! Теть Люсь, теть Люсь, теть Люсь! А я гиппопотама не боюсь!» - вокруг себя. Сначала, набирая темп.

Занятие 4. Внимание к партнеру.

1. «Здравствуй, друг!»

Здравствуй, друг! Где ты был? Я так рад, что ты здесь! Хорошо!

2. «Березка»

Ведущий. Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделайте 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение.

3.»Прочисти мозги»

Ведущий. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал (словарная работа). Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть туда-сюда, от одного уха к другому… Оглянись вокруг, посмотрите, как все делают то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое своей головы и готовы к новым открытиям.

4. «Эстафета хороших известий»

Ведущий. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.

5. «Коровы, собаки, кошки»

Ведущий. Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».

Теперь закройте глаза. Забудьте на время человеческий язык. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят»так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Навострите ушки и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой… Начали!

6. «Три лица»

Ведущий. Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю. Показываю первый раз. Какое выражение лица я пыталась вам показать? Верно, свирепое лицо. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки – покажем свирепое лицо. Показываю второй раз. А теперь? (Ответы.) А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль. Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руки к сердцу… Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое, счастливое. Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спина к спине. Выберите одно из трех лиц, которое мы показывали. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу и показать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…

7. «Путаница»

Все участники встают в круг и вытягивают вперед руки, затем по команде ведущего соединяют их с руками других людей, желательно не своих соседей. Ведущий легким пожатием руки человека, стоящего справа, запускает импульс, который должен пройти через весь круг и вернуться к ведущему от соседа слева. Затем группе предлагается распутаться таким образом, чтобы все оказались в одном круге. Задание может повторяться несколько раз до тех пор, пока не будет выполнена инструкция.

8. «Мобильник»

Занятие 5. Сплочение детей в группе.

1. «Градусник настроения» (см. занятие 1)

2. «Узнай, кого нет»

Все участники закрывают глаза, а ведущий в это время трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

3. «Иван да Данила»

Все встают в один большой круг. Два игрока выходят в центр круга. Один будет Иваном, а другой – Данилой. Иван закрывает глаза и пытается поймать Данилу, крича ему: «Где ты, Данила?». Данила должен отвечать ему: «Тут я, Иванушка!», при Данила играет с открытыми глазами и пытается ускользнуть от Ивана. Естественно, и Иван, и Данила должны все время оставаться в пределах круга. Остальным детям надо смотреть, чтобы Иван не заблудился. У Ивана есть ровно одна минута на то, чтобы поймать Данилу. После этого играет следующая пара.

4. «Четыре шага вперед»

5. «Массажик»

Участники встают в круг друг за другом так, чтобы руки лежали на плечах впередистоящего человека. Сначала они растирают спину впередистоящего, спускаясь вниз по позвоночнику, затем ставят ладошки на ребро и легонько постукивают по плечам со звуком «А-а-а». Через 2-3 минуты круг разворачивается в обратную сторону, процедура повторяется.

6. «Слепой и поводырь»

Участники разбиваются на пары и распределяют между собой, кто у них будет партнер А и партнер Б. Партнер А становиться слепым, а партнер Б поводырем. Задача партнера Б – показать слепому помещение, в котором они находятся так, чтобы он имел об этом хорошее представление, давая ему потрогать различные вещи – большие. Маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести «слепого» к месту, где предметы издают запахи, только ничего нельзя говорить при этом. Через некоторое время они меняются местами.

Занятие 6. Самоуправление (Саморегуляция).

1. «Скажи, что хочешь»

Каждый может все, что хочет, чтобы знали все. Игра идет по кругу.

2. «Коробка переживаний»

Ведущий. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут ваши неприятные переживания.

3. «Волшебная подушка»

Я принесла волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь свои желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу…». Все остальные будут внимательно его слушать.

4. «Разбуди дух»

Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять» ваши руки будут подняты верх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками, дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет становиться ваш дух. Готовы? Начали!

Ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно от 1 до 10.

5. «Землетрясение»

Группа разбивается на тройки. 2 человека берутся за руки и образуют «домик». Оставшийся – «житель». Он встает в «домик». По команде ведущего «домики», все жители остаются на своих местах, а домики ищут новых жителей. По команде «жители» - наоборот. Если ведущий говорит «землетрясение», то все разбегаются и создают новые домики с новыми жителями.

6. «Скучно-скучно»

Дети садятся на стульчики вдоль стены. Как только ведущий произносит стишок:

Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться, -

Надо добежать до противоположной стены, дотронуться до нее рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стульчик. Ту игру можно проиграть до конца, пока не останется один, самый ловкий ребенок. Выбывшие дети могут играть роль судей, смотреть за соблюдением правил игры.

7. «Монолит»

Все играющие стоят в кругу очень близко друг к другу, смотрят друг другу в затылок. Затем медленно опускаются и садятся друг другу на колени. По команде ведущего все делают несколько шагов, находясь в таком положении. Если все сделано правильно, то никто из участников группы не упадет и не останется «раздавленным».

8. «Спасибо за приятный день»

пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходить к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба становятся в центре, попрежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает его и говорит: «Спасибо за приятный день!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.

Занятие 7. Умение взаимодействовать.

1. «Градусник настроения» (см. занятие 1)

2. «Подарок»

Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок, но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном с помощью мимики и жестов.

3. «Зеркала»

Один участник становится водящим. Все должны представить, что он пришел в магазин, где много зеркал. Он становится в центр, а другие дети, «зеркала», встают полукругом вокруг него. Водящий будет показывать разные движения, а «зеркала» тот час же должны повторять эти движения.

4. «Маски»

На игрока надевают маску животного, но он не знает, какого животного, и никто ему не говорит. Чтобы догадаться, чья на нем маска, он может предложить кому-нибудь из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, о водящим будет тот ребенок, который так умело изображал это животное.

5. «Слушаем тишину»

Ведущий предлагает детям закрыть глаза и послушать тишину. Затем выясняется кто и что услышал. Игру можно повторить несколько раз. Для разнообразия можно издать какие-либо шумы.

6. «Зоопарк»

Игроки делятся на две группы. Первая группа – дети, изображающая животных в зоопарке, вторая группа – дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное пред ними. После того, как все животные будут отгаданы, дети меняются ролями.

7. «Иностранец»

Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу в зоопарк (бассейн или на пляж, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, на почту и т.п.).

8. «Мы охотимся на льва»

Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва», и делают соответствующие движения.

Мы охотимся на льва. Не боимся мы его. У нас огромное ружье И очень острый меч, УХ! Ой, что это? Ой, что это? Ой, что это? Поле! Над ним не пролететь, под ним не проползти, Дорога напрямик! Топ-топ-топ! Болото! Чав-чав-чав! Море! Буль-буль-буль! Пустыня! Шур-шур-шур! Вышли на полянку. Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем! (Дети трогают воображаемого льва) «Да это же лев! Ой, мамочки!» - испугались мы его и побежали домой по пустыне Шур-шур-шур! по морю Буль-буль-буль! по болоту Чав-чав-чав! по полю Топ-топ-топ! Прибежали домой, дверь закрыли. Ух! Устали.

9. «Дружеские объятия»

Попрощайтесь, пожалуйста, с тем, кто вам стал дорог, более тепло: обнимитесь как очень добрые друзья и скажите друг другу: «Спасибо».

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.



Вверх