Описание картины Пластова "Летом". Творчество Аркадия Пластова. Описание картины Пластова «Летом

Родился 31 (19 по старому стилю) января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище . После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Сначала Пластов обучался в мастерской Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были Сергей Алешин и Федор Федорковский.

В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора Сергея Волнухина и живописцев Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами. В 1920-х — начале 1930-х годов работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, то подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен. В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня".

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. В 1937 году на выставке "Индустрия социализма" была показана картина Пластова "Колхозный праздник", принесшая автору славу . Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе "Выборы комитета бедноты". В годы Великой отечественной войны художник создал картину "Немец пролетел" (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта.

В 1946 году картины Аркадия Пластова "Сенокос" и "Жатва" экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен - "Первый снег". Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина "Едут на выборы" (1947 год). Продолжают сельскую тему картины "Колхозный ток" (1949 год) и "Ужин трактористов" (1951 год). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году.

В 1953-1954 годах художник написал картины - "Юность" и "Весна". В это же время Пластов много работает над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности, к рассказам Льва Толстого "Холстомер" (1952-1954) и "Три смерти" (1953-1954), выполненные акварелью и гуашью. Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. В 1956 и 1958 годах .

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: "Солнышко" (1964-1966), "Из прошлого" (1969), "Мама" (1964). В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР.

Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни. Умер Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, в котором в 1988 году был открыт мемориально документальный музей Аркадия Пластова.

13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита "Большой Восьмерки" в Санкт Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.

В 2010 году в Ульяновске был художника Аркадия Пластова.

25 сентября 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области , созданный молодым скульптором Александром Свиязовым в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Пластовым.

Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно жанровой живописи конца 19 — начала 20 века. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок.

За свою творческую деятельность Пластов был награжден двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

Аркадий Пластов был женат на Наталье Алексеевной фон Вик, происходившей из старинного дворянского немецкого рода. Их сын Николай Пластов (1930 2000) продолжил дело отца и стал художником. Внук живописца Николай Николаевич Пластов член Союза художников России. Закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аркадий Александрович Пластов – уникальное явление в советском изобразительном искусстве. В череде прекрасных мастеров социалистического реализма, Пластов занимает совершенно особое место. Сейчас пересматривается сложившийся в последние десятилетия критический взгляд на соцреализм. Произведения советских мастеров, работавших в этом жанре, резко взлетели в цене на международных аукционах живописи. Искусствоведы всего мира обращаются к советскому реалистическому искусству, как к уникальнейшему явлению, своего рода неоромантизму и новейшему мифологизму, призванному навеять «человечеству сон золотой». Среди общего эпического настроя произведений этого направления картины Пластова выделяются прежде всего необычайно мощным личностным позывом, непосредственным обращением к самым трепетным и интимным участкам человеческой души. Его пейзажи и жанровые сценки невозможно не воспринять как что-то очень личное, неоднократно каждым из нас переживаемое в жизни. Именно в этом, необычайно личном и в то же время всеобщем, и состоит магия искусства Пластова.

Многие произведения Аркадия Александровича Пластова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Многие люди мечтают получить работу знаменитых авторов, однако позволить себе покупку в несколько миллионов долларов они не могут. Репродукция известного полотна, конечно, не заменит оригинала, но поможет стать на шаг ближе к мечте. На нашем сайте представлена большая галерея картин (более 2000 работ), и Вы всегда сможете выбрать понравившееся Вам полотно.

Цены на продукцию находятся на очень приемлемом уровне. Ведь подарок должен быть не только приятным для виновника торжества, но и доступным для дарителя. Это касается и , сегодня свои деньги умеют считать все. на заказ – это оригинально, креативно и на сто процентов незабываемо. Такой подарок запомнится на долгие годы!

Наши дизайнеры и художники – мастера своего дела. Именно это помогло нам выбиться в лидеры продаж в нашей области. Необходимо отметить и тот факт, что в своем деле мы используем передовые технологии вакуумного термопереноса, которое разительно отличается от классической печати на холсте. Данная технология позволяет максимально точно передать не только цвет без изменений, но и фактуру живописного полотна. Будь-то нежнейшая прозрачная акварель или пресыщенное цветастое «масло». Глядя на наши холсты, лишь специалист способен определить, что Пластов на стене вашего дома репродукция, а не подлинник.



Родившийся в деревни Прислониха Симбирской губернии, Пластов получил великолепное академическое образование в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище, продолжив затем образование в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении. Его учителями были С.М. Волнухин, А.М. Корин, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, Л.О. Пастернак. Стоит также отметить, что до получения высшего художественного образования, Пластов учился в Симбирской духовной семинарии, что обусловило высокий общекультурный, гуманитарный уровень его творчества.

По окончании учёбы Пластов возвращается в родное село, с головой окунается в работу, деревенскую жизнь, во все перипетии строительства нового послереволюционного мира. В эти годы происходит его внутреннее созревание, идёт трудное становление стиля. Казалось бы, уже многое достигнуто и осмысленно, созданы прекрасные портреты, политические плакаты, серии иллюстраций к произведениям русских писателей, но нет ещё того Пластова, которым позже будет восхищаться весь мир. Неожиданный взлёт Пластова, его переход на новый уровень случился в 1931 году, после пожара, уничтожившего его и мастерскую, его работы и заготовки картин. Сорокалетний художник был вынужден начать всё заново. Имея за плечами уже значительный жизненный и художественный опыт, мощную русскую академическую школу, Пластов, фанатично работая, становится одним из самых ярких и самобытных русских художников. Все тридцатые годы он много пишет, вырабатывая тот лёгкий, трепетный стиль, тот необычайно солнечный колорит, которыми вскоре начнут восхищаться самые притязательные ценители искусства.

К концу тридцатых годов к художнику приходит успех. Творческим кредо Аркадия Александровича становятся слова: «Живи, как пишешь, пиши, как живешь». Его картины «Колхозный праздник», «Колхозное стадо» получают широкое признание и приносят автору славу «певца советского крестьянства». А картина «Колхозный праздник» (1937 год) для выставки «Индустрия социализма» получает уже официальное признание и Пластов входит в элиту советской живописи. Вот как описывает картину сам художник: «Шум, толчея, гам, песни. Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался — куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться». Художнику вполне удалось создать атмосферу вовлечённости, присутствия зрителя в пространстве картины, его соучастия в общем праздничном действе. С одной стороны – необычайная правдивость и реалистичность полотна, с другой стороны та задушевная лиричность, та созерцательность, которая возможна лишь в самой действительности. Эта двойственность придаёт полотну некое волшебство, когда зрителю кажется, что он перешагивает рамку картины и попадает в иной мир, такой знакомый и в то же время необычный, гиперреальный и гиперпоэтичный. Эта чудесная двойственность есть свойство всех работ Пластова.

Картины военного времени, по мнению искусствоведов, являются одними из самых сильных в мировом изобразительном искусстве в теме беспощадности войны, её тупой жестокости, неизбирательности и противоестественности. Русоволосый мальчик-пастушок, ничком лежащий на жухлой осенней траве, трепетные берёзки, живописный склон, овечки, самолёт далеко в прозрачном небе над изумрудными зеленями – «Фашист пролетел», и то, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулось смертью и тленом. Нет пафоса, нет плаката, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина имела на современников мощнейшее воздействие. По свидетельству очевидцев, эта картина, впервые демонстрировавшаяся на Тегеранской конференции, так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь, спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого.

Пережитая война внесла в творчество Пластова ещё большую жизненность и светозарность. Страна оправлялась после пережитых страданий, людям нужны были солнце, надежда, воздух, любовь и мир. Пластов ответил на это требование времени прекраснейшими полотнами. Его полотно «Сенокос» (1945 год) – гимн мирному труду, гимн жизни, которая восторжествовала над смертью. Недаром некоторые искусствоведы видят библейские параллели в сюжете картины. Эта картина несёт в себе мощнейший энергетический заряд, возвращает нас к вечным человеческим ценностям. Изумительная по колориту и композиции, по академическому мастерству, совершенно фантастическая по своему воздействию! Второе полотно этого периода – «Жатва», представляет собой сцену простой крестьянской жизни, проникнутую умиротворённостью и любовью. И в этой картине всё та же внимательность автора ко всем проявлениям бытия, всё те же мастерство и умудрённость.

Торжество жизни наполняет и все последующие картины художника. В 50-е годы выходят его самые известные картины. «Весна» (1954) по мнению многих критиков, является самой прекрасной работой Пластова и самой популярной с точки зрения простых зрителей, назвавших ее «Северная Венера». На полотне изображена молодая обнаженная женщина с маленькой девочкой после бани. В данном контексте обнаженная женщина не выглядит вызывающе или неуместно. Именно благодаря ей, так выделяющейся на фоне унылого зимнего пейзажа, темной сырой древесины бани и грубых и очень материальных деталей, и возникает то ощущение весны, которое автор обозначил в названии.

В шестидесятые годы Пластова занимает начавшаяся с картины «Когда на земле мир» (1957) тема материнства. Его работы «Солнышко» и «Мама» пропитаны теплотой, покоем и необыкновенно трогательны и чисты. Они все пронизаны солнечным теплом и светом и изображают минуты покоя и отдыха мамы и детей, самое трогательное и безмятежное время в любой человеческой жизни.

В свой последний творческий период Пластов стал все чаще обращаться к прошлому. Одна из последних картин Пластова, так и называется «Из прошлого»(1969-70). Несмотря на то, что художник продолжает все ту же тему жанровых зарисовок из крестьянского быта, последние полотна уже не блещут той молодой радостью, что предыдущие работы, здесь торжество молодости уступает место ностальгии, не то в силу возраста художника, не то потому, что сельская действительность уже не так радует автора. Так или иначе, все последние картины обращены к прошлому, пропитаны тихой тоской по нему.

Всё творчество художника-чародея Пластова проникнуто любовью к граням бытия. Гуманитарное духовное образование, академическая русская школа живописи и великая любовь к людям и Родине сделали Пластова совершенно уникальным явлением в мировой культуре. Сам Пластов говорил так: «Не стыжусь признаться, люблю все, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей». Этот художник, работавший в манере социалистического реализма, затронул сакральные, мистические моменты жизни, в его картинах не просто быт, в его картинах космогония. Когда художник писал их, то вкладывал всю свою душу, и теперь мы получаем от их созерцания энергию и покой, ощущение рая и святости. Гений.

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925 годах Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х годов он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" Павла Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы, но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945).

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-1954), "Весна" (1954), "Лето" (1959-1960), "Ужин трактористов" (1961). Не случайно в названиях многих из них присутствует нечто емкое, обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Эдуара Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Доминика Энгра?

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.

Но... Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-1970) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Художник, народный художник СССР, один из
наиболее ярких мастеров отечественной живописи XX века.

(31(19).01.1893, с. Прислониха Симб. губ. - 12.05.1972,
с. Прислониха Карсунского р-на Ульян. обл.)

Народный художник СССР (1962), лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1966) и Государственной премии им. И. Е. Репина (1972). Автор исторических и тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор. Один из наиболее ярких и самобытных мастеров, посвятивших творчество современной деревне; жанровые картины и пейзажи проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни крестьян. Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».


«Витя-подпасок» 1951



Тройка


Август колхозника 1957


Овцы пасутся 1944
Летом 1912 года, решив посвятить себя искусству, Аркадий поехал в Москву. Он так описывает свою встречу со столицей: «Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?»

Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.


Апрель 1964


Мартовское солнце


Молодые 1957


Черняев Пётр Григорьевич 1949

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Тогда художник начал писать этюды, изображая окрестную природу и своих земляков.

Лишь в 1925 году Пластов возвращается в Москву, где работает над сельскохозяйственным плакатом. При этом он продолжает часто и подолгу бывать у себя в Прислонихе. В период коллективизации Пластов принимал самое горячее и непосредственное участие в организации колхоза в своем селе, сам два года работал рядовым колхозником, а уезжая на зиму в Москву, получал справку о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.


Колхозный праздник 1937 (фрагмент)


Весна на Мирской горе 1941


Дорога из Тагая 1941


Колхозный праздник (праздник урожая)

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.


Весна в Заречной 1950


Деревенская улица. 1961


У мельницы. 1947


Сбор картофеля 1956


Портрет трактористки Мани Черняевой. 1949


Летом 1954


Девушка с велосипедом 1956

В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше».



В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок.

Проходит еще несколько лет, и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех. Картина привлекла яркой красочностью. Здесь художник с большой поэтичностью и полнотой показал быт русской деревни тридцатых годов. Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, . Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался – куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться… в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов».


После дождей 1957


Лето (фрагиент) 1960


Слепые. Сцена из прошлого. 1966

Портрет художника Николая Пластова. 1965

Полдень 1961

Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты», носящая автобиографический характер.

В произведениях военных лет художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Еще до своей поездки на фронт в конце 1942 года Пластов в течение первых полутора военных лет создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка».


Немцы идут (Подсолнухи) Июнь 1941


Фашист прилетел 1942

«"Фашист пролетел" (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Полотно "Фашист пролетел" замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты».

«Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины "Сенокос"… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».


На сенокосе 1945

Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведении радуется наступившему миру. Одновременно с картиной «Сенокос» (1945) Пластов пишет другое полотно – «Жатва», где художник передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет. С простотой и любовью рисует художник детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок крестьянский труд.


Жатва 1945

В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе».


Первый снег


Колхозный ток 1949

Едут на выборы 1947

Ужин трактористов 1951

В 1953–1954 годах художник пишет прекрасные картины – «Юность» и «Весна». На первой среди яркой зелени трав резко выделяется крупное розовато-охристое пятно обнаженного по пояс юноши, упоенно отдающегося летнему теплу, солнцу. «Весна» (1954), пожалуй, лучшая картина художника. Не зря восхищенные посетители Третьяковской галереи назвали ее «Северной Венерой».


Юность 1954


Полдень 1960

Как пишет И. Емельянова: «Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике "курной" деревенской бани, топящейся "по-черному". Неожиданно смело и вместе с тем изысканно красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.»


Весна 1954

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964–1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).

Мама 1964


Солнышко 1964

«Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости» (М. Ситина).

Деревенский март 1964


Костер в поле 1969

Смерть дерева 1961

Надо отметить работу Пластова над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, например, к рассказам Л.Н. Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью.

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.


Внук рисует 1959

Портрет внука 1960

Автопортрет

В Прислонихе созданы лучшие его пейзажи, портреты односельчан. Многие из них были заготовками для больших тематических полотен, вошедших в историю отечественного искусства 20 в. С 1935 - участник всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Действительный член Академии художеств СССР (1947), награжден золотой медалью Министерства культуры СССР (1958). Сын П. - Николай Аркадьевич тоже был художником, долгое время жил и работал в Прислонихе. Внук - Николай Николаевич тоже художник, живет в Москве.

Произведения Пластова хранятся во многих музеях страны, в Ульяновском областном художественном музее - около 100 произведений живописи и графики, поступивших в 1940-1970-е из Министерства культуры России, а также от автора; часть из них включена в экспозицию филиала - Музея современного изобразительного искусства им. А. Пластова. Среди них: «Деревенский март» (из цикла«Люди колхозной деревни»), «Мартовское солнце», «Костер в поле», «В лесу», «Праздник», «Дети на прогулке», «Никита Гуляев», «Валя Волкова», «Осень. Прислониха».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Заключение

Список литературы

Введение

Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Одной теме отдал он всю свою яркую силу живописца. Тема эта - жизнь, мирный труд советского крестьянина, здоровое полнокровное бытие землепашца в гармоничном единении с природой.

Жанровые картины художника - не выдуманные занимательные истории и не протокольный, будничный пересказ увиденного. Образы его произведений лишь на первый взгляд просты. Внимательный зритель откроет в них большую глубину и поэтичность. Вышедший из народа - самобытный, искренний, душевно-щедрый и в то же время по-народному мудрый - художник писал только то, что сердечно любил, что глубоко почитал.

Творчество Пластова сродни русской песне - то звонкой и задорной, то тихой и задушевной. В ней поется о родной земле, о свежих зорях, жарких полднях, синих ночах, о первом снеге, буйном цветении лугов, об опустевшем осеннем поле; ведется нескончаемый сказ о сельских тружениках, пасущих стада, под-нимающих тяжелые пласты земли, в жаркую деревенскую страду убирающих рожь и весело отмечающих праздник урожая.

Яркой вереницей проходят в картинах Пластова мудрые старики, молчаливые старухи, полпые сил молодые колхозники, малые ребята, деловитые и независимые. Образы произведений Пластова связаны живыми крепкими узами с традициями русского демократического искусства XIX века, близкого живописцу идейностью и гуманизмом. Но содержание его произведений, окрашенное оптимизмом, насыщено мыслями и чувствами, которыми живет советская страна. Интерес к искусству проявился у Пластова очень рано. И это не случайно. Отец, дед и прадед будущего художника расписывали сельские храмы.

Путь Пластова к искусству был длительным и нелегким. Лишь страстная одержимость искусством, исключительное упорство и работоспособность помогли ему преодолеть все трудности. Жизнь художника сложилась необычно. Не только внешние обстоятельства связали его с деревней, но и глубокие творческие узы сделали его жизнь немыслимой в отрыве от природы и от народа.

1. Начало творческого пути А.А. Пластова

Аркадий Александрович Пластов родился 18 (30) января 1893 года в старинном селе Прислонихе Симбирской губернии. По окончании сельской школы учился в Симбирске (ныне Ульяновск) в духовном училище, затем в семинарии. Среди преподавателей и учеников здесь встречались интересные, талантливые и свободомыслящие люди. Наряду с историей, литературой, философией в семинарии факультативно преподавалось рисование.

От молодого педагога-художника Д. И. Архангельского - впервые Пластов многое узнал об искусстве. «Чудесный мир прекрасного стремительно развертывался передо мной», -- писал об этом времени художник. Постепенно установились связи с местной интеллигенцией, и новые друзья, поддерживая мечту одаренного семинариста учиться живописи в Москве, выхлопотали ему стипендию от Городской земской управы. В 1912 году Пластов оставил семинарию и отправился в Москву. В Училище живописи, ваяния и зодчества его постигла неудача. Пришлось поступить вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского центрального художественно-промышленного училища и заниматься прикладным искусством -- резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы. Однако влечение к живописи заставляет юношу самостоятельно систематически писать маслом. Тепло вспоминал он преподавателя композиции художника Ф. Ф. Федоровского, советами и участием поддержавшего его в это время. В 1914 году наконец удалось поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. После Строгановского училища, полагая, что неплохо бы ее (скульптуру) изучить наравне с живописью, чтобы в дальнейшем уже иметь ясное понятие о форме, Пластов идет на скульптурное отделение, которым руководил С. Волнухин. Незаметно прошли три года. Параллельно с основной программой самостоятельно занимался живописью, иногда посещая живописные мастерские. После Волнухина своими учителями Пластов называл Л. Пастернака, А. Корина, А. Васнецова, А.Архипова, А. Степанова - представителей реалистического направления, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок и Союзом русских художников. Училище, однако, не стало для будущего мастера подлинной школой мастерства.

Летом уезжал в Прислониху, писал этюды. Молодого Пластова захватила пестрая жизнь художественной Москвы предреволюционных лет. Посещение музеев и выставок разных направлений, споры об искусстве - все впитывал начинающий художник, все хотел понять, оценить, познать, услыхать самого себя. В конце третьего курса учение было прервано революционными событиями, всколыхнувшими всю страну. И в 1917 году он уехал в родное село, понимая, что настало время, когда мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином. В Прислонихе он - в самой гуще событий: был членом и секретарем сельского совета, работал в Комитете бедноты и по организации помощи голодающим. В числе безземельных Пластова наделили землей, и он начал крестьянствовать: пахать, сеять, косить; в 1931 году вступил в колхоз. В тяжелом труде, заботах, победах и поражениях, которые Пластов делил с земляками, глубоко познавалась жизнь; как художник, он открывал в ней то, что недоступно стороннему наблюдателю.

Связь с Москвой в 1917 году оборвалась. Для художественного мира он как бы «пропал без вести», но в действительности он продолжал работать - рисовать, писать этюды, наблюдать. Без воздействия творческой среды, один на один с природой, он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах. Неодолимо тянуло в Москву, но лишь с 1925 года представилась возможность приезжать туда на зиму, снова изучать богатства музеев, посещать выставки.

Выступать на выставках с летними этюдами Пластов не решался. К тому же и жизнь требовала создания тематической картины на современную тему.

В 1931 году пожар, вспыхнувший в Прислонихе, поглотил добрую половину села. В огне погибли рисунки и живописные работы Пластова - все, что было сделано за пятнадцать лет. С этого времени он решил целиком заняться живописью и восполнить утраченное.

Но прошло несколько лет, прежде чем его картины появились на осенней выставке 1935 года в Москве. Со временем складывался, выверялся и закреплялся собственный метод создания картины. Для композиций не сочинялись занимательные сюжеты. Замыслы рождались из повседневной, казалось бы, ничем не примечательной деревенской жизни. По-прежнему Пластов писал много этюдов, но теперь они были необходимы для воплощения задуманных композиций. Многолетнее самоотверженное штудирование натуры не прошло бесследно. Этюдные работы прежних лет хранили множество неповторимых жизненных наблюдений, образов и сюжетов. В этюдах продолжались поиски решения живописных и пластических задач. Вот почему с первых же выступлений на московских выставках он заявил о себе как о вполне сложившемся, зрелом художнике.

2. Крестьянская тема в работах А.А. Пластова

Появление картин Пластова совпало с общим интересом к крестьянской теме, который возрос в 30-х годах в связи с социалистическим переустройством деревни. На выставках тех лет среди заслуживающих внимания произведений на колхозную тему было немало и поверхностных картин -- их авторы спешили запечатлеть черты нового, которые прежде всего бросались в глаза. Поэтому нередко сюжеты слишком прямолинейно и примитивно иллюстрировали победу над старым, желаемое выдавалось за действительное, а художественные образы искажал схематизм. Изменения же в психологии людей--не столь заметные, как приметы нового быта, но более глубокие и определяющие--оставались не раскрытыми.

Первые картины Пластова -- «Стрижка овец», «Сенокос», «Колхозная конюшня», -- экспонированные в 1935 году, отличались знанием деревенской жизни, живым искренним чувством, плотной, сочной живописью. Может быть, не везде еще был точен рисунок, не всегда найдена мера в передаче рефлексов, но в безвестном еще тогда художнике подкупали глубокая заинтересованность темой, своеобразие творческой индивидуальности.

Успех окрылил живописца. Во второй половине 30-х годов он работает необычайно энергично. К Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» в 1939 году была создана большая картина «Колхозный праздник». Он сделал более двухсот этюдов, чтобы показать людей колхозной деревни, передать настроение непринужденного веселья. Старики за столом и танцующая молодежь -- не натурщики. Это односельчане, хорошо знакомые и близкие; оттого так много метких и живых характеристик. Строй картины в целом необычен: нет привычного композиционного центра, нет главных героев. Будто ведется веселый репортаж с колхозного пира, жизнь предстает во всей непосредственности, зритель как бы приглашается участвовать в празднике. В этой картине художнику трудно от чего-либо отказаться, все хочется показать -- виден жадный интерес автора к жизни, чувствуется искренняя привязанность его к деревенским людям.

С каждым выступлением Пластова на выставках стремительно раскрывалось его дарование, определялись пути творческого развития. В 1938 году он работал одновременно над двумя холстами: «Стадо» («На пастбище») и «Купание коней». В первой -- наметилось пластовское отношение к пейзажу, которое в дальнейшем пройдет через все его произведения. Пейзаж становится активным компонентом художественного образа; природа одухотворена думами и чувствами человека. Необъятная широкая равнина, стадо крупных и сильных животных, старик-пастух, покой, разлитый вокруг, естественно сливаются в цельный эпический образ вечной силы земли. Скромный, сдержанный колорит картины, облик крестьянина-пастуха заставляют вспомнить о традициях крестьянского жанра в искусстве XIX века. Во втором полотне -- «Купание коней» - душевную сосредоточенность сменил бурный эмоциональный порыв, прозвучал гимн радости жизни, молодости, красоте природы. Здесь раскрылась иная сторона творческой индивидуальности художника - искусство построить динамичную композицию, передать глубину пространства, вылепить цветом и светом фигуры людей и коней, сложно разработать красочную гамму. Становилось бесспорным, что в советское искусство пришел яркий самобытный живописец. В 1939 году для павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Пластов пишет панно «Объездчик табунов».

За пять лет Пластов определился как один из интереснейших советских живописцев. Жанровая картина заняла главное место в его искусстве. Поэтическое раскрытие жизни сельского труженика стало основной темой произведений, верность натуре - девизом творчества. Художник по-прежнему большую часть года живет в Прислонихе. Там он черпает силы, замыслы и трепетный живой материал. Там, вместе с земляками, встретил он в 1941 году весть о вражеском вторжении, о начале Великой Отечественной войны.

По возвращении в Москву художник пишет картину «Сестра», акварели «Письмо», «По сталинградским дорогам», «Утро на батарее». Однако батальная тема в творчестве Пластова не получила развития.

Художника давно занимала мысль написать большую картину «Сенокос», и он усердно собирал материал. К работе на сенокосе он относился с любовью и посвятил ей одну из первых композиций 1935 года. Через десять лет эта тема снова завладела живописцем, но теперь, в конце войны, она звучала для него гимном радости и победы. Это определило песенный строй произведения, который художник нашел в ритме движения косцов, в повторах плавных линий перелесков, в шелесте изумрудно-серебристой листвы белоствольных берез и мажорном звучании красок цветущего луга.

Среди произведений военных лет особое место занимает «Жатва», или, как первоначально автор назвал картину, «Год 1944-й». В этом полотне выражены заветные думы художника о русском народе, его характере, его судьбе. Работая над «Жатвой», Пластов помнил о том, что победа ковалась и на полях сражений, и в мирном труде, что имя труженикам -- народ.

Предельно простой сюжет -- крестьянский обед в поле -- раскрывает тему о хлебе насущном, хлебе военных лет, который выращен руками стариков и детей. Рано повзрослели, посерьезнели ребятишки, расположившиеся вокруг миски с едой. Бережно держит старик в загрубевшей руке кусок ржаного хлеба. Всех крепко спаяла общая дума -- собрать урожай до последнего колоска. Люди, сидящие тесным кружком на земле, воспринимаются в единстве с простором полей, с природой. Земля на большей части холста насыщена цветом спелой ржи. Этот цвет повторяется множеством оттенков в золотисто-рыжих волосах детей и в загорелых лицах. Отсветы холодного серо-голубого неба ложатся на фигуры людей, поблескивают на косах и серпах. Цвет помогает акцентировать образ мудрого, будто вросшего в землю кряжистого старика.

Значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет открывает и Пластов в «Жатве».

«Сенокос» и «Жатва» в 1946 году отмечены Государственной премией; в том же году живописцу присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1947-м он -- в числе первых действительных членов вновь основанной Академии художеств СССР.

Жизнь колхозной деревни остается главной темой художника, а жанровая картина -- основной формой выражения творческих замыслов.

В большой многофигурной композиции «Колхозный ток», насыщенной светом и яркими красками, повествуется о напряженных и радостных буднях. Главное в картине -- общее усилие коллектива, ощущение праздничности труда. Здесь все в движении, слаженном и подчиненном единому ритму. Художник сумел передать собственное восхищение происходящим. Его радуют дружная работа, ловкость, молодость, жаркий солнечный день, красота спелой ржи, воздух, пропитанный пылью.

Тема крестьянского труда лежит и в основе картины «Ужин трактористов». Действие здесь сведено до минимума, нет развернутого повествования, а художественный образ решен скорее в плане философской лирики; главное -- раздумье Пластова о жизни землепашца, о мудром единении человека с природой. Не случайно в композиции большое место отведено полю. На переднем плане-- нетронутая цветущая целина, а дальше, до горизонта, простирается теплая, дышащая земля, только что вспаханная, ждущая осеннего сева. Узкие полоски пашни давно уже слились в бескрайние колхозные поля, давно вошел в трудовую жизнь советской деревни трактор. Но сохранился образ пахаря, который издавна воспринимался в народе как символ простой и доброй силы. Так новое в картинах Пластова органически переплетается с тем, что складывалось веками. И в этом Сплаве художник видел правду современной крестьянской жизни. Цельность впечатления создают колорит и освещение. Наступающие сумерки поглощают звонкие краски дня, сводя все многоцветие к гармонии вечерних лиловато-багряных тонов.

В творчестве послевоенных лет чувствуется особый интерес художника к светлому, отрадному, поэтическому. Часто героями его произведений становятся юные односельчане. Пластов любил писать детей и делал это по-своему, без слащавого умиления и снисходительного «взрослого» юмора. Художник относился к ним серьезно и уважительно -- они помощники взрослых.

В том же ряду поэтических творений Пластова и картина «Родник». Мотив произведения камерный, лирический. Босоногая девушка медлит отвести ведро от желобка, по которому бежит родниковая вода. Как зачарованная слушает она нескончаемый плеск воды, смотрит на игру прозрачных холодных струй в смутном ожидании чего-то неизвестного и радостного. Едва уловимому движению стройной девичьей фигуры вторят молодые побеги, гнущиеся под свежим ветром, легкие облака в небе: все живет в едином ритме. Основной образ произведения не только поэтичен, но и символичен, так как рождает мысли о вечном развитии и обновлении.

Потребность писать светлое, отрадное выражена и в картине «Юность». Пластова увлекает возможность передать прелесть июньского дня, упоение солнцем, ароматом поля. Вместе с тем, в каждом произведении художник решает и живописные задачи. В поисках наиболее совершенной передачи света, воздуха, трепетности, жизни он порой обостряет цветовые отношения, смело усиливает звучание красок. Однако цвет в его картинах, выразительный и эмоциональный, не переходит в отвлеченную декоративность.

Но наиболее полно раздумье живописца о назначении человека мирно трудиться на щедрой цветущей земле выражено в монументальном полотне «Лето». Создавая это произведение, художник останавливает внимание на неторопливом течении повседневной жизни. На лугу в полуденный зной отдыхает стадо. Расположился завтракать пастух, заняты своим делом доярки, поодаль купаются в речке женщины.

Торжество многокрасочной жизни художник видит в обычном и каждодневном. Родные места -- широкое раздолье зеленых лугов с петляющей мелководной речушкой, прислонихинские меловые холмы --приобретают особую значимость как часть необъятного мира. При всей будничности сюжетов, конкретности образов, связанных с жизнью родного села, картины Пластова содержат глубоко поэтическое восприятие и обобщение явлений действительности. Художник пришел к этому в процессе формирования своего индивидуального творческого метода, который складывался исподволь, стечение многих лет. Так писать мог лишь мастер, жадно любящий и глубоко знающий деревенскую жизнь, восхищенный и человеком, и природой, способный каждый день заново удивляться разнообразию мира.

Пластов относится к художникам, для которых колорит играет первостепенную роль. Пристрастие к цвету находило отклик в окружавшей художника деревенской жизни. Красочные праздники, пестрые ярмарки, цветистые наряды, расписные дуги и сани -- все радовало глаз будущего живописца. Немалое значение имело и то, что в семье Пластовых искусство живописи переходило из поколения в поколение.

Высшей школой живописи стали для него окружающая действительность, природа, многолетняя самостоятельная работа над этюдами. Этюд для Пластова не только способ приобретения профессиональных навыков, но и одно из средств познания жизни. Он шел от этюда, добиваясь свежести и непосредственности изображения, к постижению внутренней сущности и строя вещей, к умению найти в жизни самое главное, то зерно подлинного бытия, без которого нет настоящего искусства.

Этюд стал основой и в развитии портретного жанра у Пластова 50--60-х годов. Для признанного мастера картины это было не случайно. Любовь к человеку, заинтересованное, внимательное отношение к нему, склонность к осмыслению жизни вплотную подводили художника к более глубокому раскрытию образа современника. Но Пластов не считал себя портретистом, никогда не исполнял портреты по заказу. Он писал своих односельчан, давно и хорошо ему известных. Четыре поколения прошли перед художником и остались жить в его произведениях. Иные портреты по характеру и форме близки к этюдам. Другие, более законченные и глубокие по характеристике, решены как собственно портреты. Однако между ними не всегда удается провести грань.

Забитость, недоверчивость давно ушли из жизни крестьянина, и за простоватой внешностью наблюдательный глаз художника улавливает приметы нового в психологии людей. Особенно это заметно в портретах молодых колхозников.

Многочисленные портреты-этюды -- результат повседневного общения художника с натурой, которое позволяло ему решать разнообразные живописные задачи. Пластов сумел правдиво запечатлеть в портретах образы односельчан -- рядовых строителей социалистической деревни.

За многолетний творческий труд Аркадий Александрович Пластов награжден двумя орденами Ленина и медалями. В 1962 году ему присвоено звание народного художника СССР; через четыре года за серию картин «Люди колхозной деревни» он удостоен Ленинской премии.

До последних дней художник работал в Прислонихе. Народ и природа - живые неиссякаемые источники - питали его искусство.

Горячей любовью к жизни, к советским людям освещено творчество Пластова - одна из вершин искусства социалистического реализма. Труд, духовную красоту соотечественников, идеалы гражданственности воспевал художник.

Заключение

пластов этюд жатва

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Список литературы

1. Деготь Е. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 224 с.

2. Жукова А. С. Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть. - М., 1992. - 468 с.

3. Кузнецова, С.А. Пластов / С.А. Кузнецова. - Л.: Аврора, 1974. - 351 с.

4. Мастера исторической живописи: энциклопедия / Сост. Г.В. Дятлева, К.А. Ляхова. - М.: Вече, 2001. - 320 с.

5. Популярная история русской живописи: научно-популярная литература / Автор-сост. Е.А. Конькова. - М.: Вече, 2002. - 512 с.

6. Самин, Д. К. Сто великих художников: сборник биографической информации / Д.К. Самин. - М.: Вече, 2005. - 478 с.

7. Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая библиографическая справка из жизни Аркадия Александровича Пластова. Пластов как природный реалист. Изображение коня как тема для искусства вневременная, вечная. Содержание картины "Купание коней". Роль цвета в передаче настроения картины.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Детство и юность художника, начало творческого пути. Работа над картинами. Обзор творчества Сурикова, работа над рядом картин, их характеристика и роль применяемых им выразительных средств. Заграничная поездка художника, последние годы его жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Краткая биографическая справка из жизни Жана Антуана Ватто. Творческая манера художника. Анализ работы "Портрет кавалера", "Французская комедия". Три этюда девушки с гитарой. Композиции Антуана Ватто. Исследование картины "Затруднительное предложение".

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Биографическая справка из жизни Эдгара Дега. "Родословная" художника по его картинам. Дега и импрессионизм, создание Анонимного Общества Художников в 1873 году. Нетрадиционные ракурсы в работе "Оркестр Оперы". "Танцевальная стихия" в творчестве художника.

    реферат , добавлен 10.12.2013

    Ознакомление с историей жизни и творчества Эдварда Мунка. Рассмотрение возможных источников вдохновения норвежского художника. Тема одиночества в работах молодого экспрессиониста. История создания и описание картины "Крик"; ее роль в мировой культуре.

    реферат , добавлен 07.04.2014

    "Неравный брак" - картина русского художника Василия Пукирева. Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Фигуритив и сцены данной картины. Анализ эмоционального выражения протеста художника в сложившейся ситуации.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Образы детей в картинах художников А. Пластова, Ф. Решетникова, В. Тропинина как метафоры незыблемости жизни, чистоты и непорочности. Деревенские дети на полотнах Ф. Сычкова. Тема народной школы у Богданова-Бельского. Иллюстрации к сказкам И. Билибина.

    презентация , добавлен 31.03.2017

    Биография Винсента Ван Гога: работа в художественной торговой фирме и его отношение к живописи, религиозная тема и зарисовки, раздача бедным имущества, подвижническая жизнь художника. Отображение в картинах жизни обездоленных, период творческого подъёма.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Биографические сведения о жизни величайшего гения эпохи Возрождения, художника, ученого, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Исключительная одаренность будущего великого мастера. Тема картины "Тайная Вечеря". Самая известная картина художника.



Вверх