Крестьянский быт и обычаи. Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян. За мужем на тот свет

Духовно-нравственные традиции смоленских крестьян развивались в общем русле духовных традиций крестьянства великорусских губерний. Однако, особенностью Смоленской губернии было ее расположение на западной окраине исторической Руси. По народонаселению губерния разделялась на уезды с преобладанием великорусского племени - 4 восточные уезда и Бельский уезд, и уезды с преобладанием белорусского племени. Традиции крестьян великорусских уездов Смоленской губернии во многом отличались от традиций крестьян уездов белорусских. Это проявлялось и в домашнем быту, и в народном костюме, в народных суевериях, сказках, песнях. Исторически, западная часть смоленской губернии испытала большее влияние Польши и Литовского княжества, восточная - большее влияние Московского княжества.

Традиции и обычаи смоленских крестьян были тесно связаны с христианством и церковными традициями. «Доброе начало», пишет Я. Соловьев, - «обнаруживается в набожности, которая, кажется, сильнее в великорусских уездах, чем в белорусских»,112 но по причине отсутствия просвещения, христианская вера и традиция воспринимались жителями деревни в искаженном виде. Часто к этому примешивалось суеверие, домыслы, страхи, неверные выводы, возникавшие в результате отсутствия базовых знаний. Традиция, складывавшаяся веками, передавалась из поколения в поколение только с помощью устного наставления, по той причине, что большинство крестьян были неграмотны, что в свою очередь препятствовало проникновению информации из внешнего (некрестьянского) мира. Таким образом, к сословной замкнутости примешивалась замкнутость информационная. Отсутствие школ в деревне являлось прекрасной почвой для процветания всевозможных суеверий и ложных знаний. Отсутствие в деревне системы образования и просвещения являлось главной причиной отсталости крестьян сравнительно с жителями городов.

До отмены крепостного права роль государства в деле просвещения и образования крестьян была ничтожно мала, и преимущественно эта задача возлагалась на Церковь повсеместно и на помещиков, в частновладельческих деревнях. Но очень часто помещики не видели необходимости в культурном развитии своих крестьян, в большинстве своем крестьяне рассматривались помещиками как источник достатка и благоденствия, и не заботились об общем культурном уровне своей «крещеной собственности». Церковь, как структура подчиненная государству всецело зависела в этом вопросе от решений Синода, и всякие улучшения в вопросе обучения и просвещения крестьян были частными инициативами того или иного священника. Все же необходимо заметить, что церковь оставалась и до и после отмены крепостного права единственным «культурным очагом» в деревне.

Постепенно ситуация в деле народного образования начинает меняться. После отмены крепостного права в Смоленской губернии во многих местах были открыты школы для обучения крестьянских детей. По инициативе земства на крестьянских сходах нередко выносили решения о сборе средств на содержание школ в размере 5-20 копеек с душевого надела.

Земство в 1875 году отпустило до 40 тыс. рублей на содержание гимназий, «учебных заведений, почти не досягаемых для детей крестьянского сословия» (ГАСО, ф. канц. смол. губернатора (ф1), оп.5,1876, д.262, л. 77-78) Иногда школы открывались по инициативе самих крестьян, за их счет. Кто-то из грамотных односельчан брался обучать детей своей, а иногда и соседний деревни, за это «учитель» получал небольшие (не более 50 коп. за ученика за учебный год, который мог длиться не более 3-4-х месяцев) деньги и питание, если же «учитель» был не из местных, то крестьянами также предоставлялась изба для школы. Часто такая «школа» перемещалась из одной избы в другую. В неурожайный год число учащихся, да и количество школ резко сокращалось. Можно говорить о том, что после отмены крепостного права положение в деле образования крестьян немного изменилось в лучшую сторону. В сельских школах обучали детей чтению, письму и четырем правилам арифметики, а во многих школах - только чтению. Интересны наблюдения А.Н.Энгельгардта113 о том, что крестьяне, уходящие на заработки в города, охотнее обучают своих детей грамоте. Связано это, безусловно, с тем, что люди увидевшие плоды просвещения в городах, лучше понимали, что у грамотного человека более перспектив в жизни и, по всей видимости, менее других крестьян связывали будущее своих детей с деревней.

Не лучшим образом обстояло дело и в вопросе медицинской помощи. Медицинское обслуживание сельского населения практически отсутствовало. На 10 тыс. населения смоленской губернии в начале 20 в. приходился 1 врач, 1,3 фельдшера и на 10 тыс. женского населения - 1,4 повивальных бабки. (стат. ежегодник России.1914) Неудивительно, что тогда свирепствовали различные эпидемии, о которых теперь население совсем не знает. Периодически повторялись вспышки оспы, холеры, различных тифов. Высок был и уровень смертности, особенно детской. А.П.Терновский подсчитал на основе книг церковного прихода, что с 1815 по 1886 год в Мстиславской слободке умерло 3923 человека, в том числе детей до года - 1465, или 37,4%, в возрасте 1 - 5 лет - 736, или 19,3%. Таким образом, дети в возрасте до 5 лет составляют 56,7% среди всех умерших. «Очень часто», - пишет Энгельгардт, «хорошая пища, теплое помещение, избавление от работы были бы самым лучшим средством для излечения».

Крестьянская нравственность, формировавшаяся на протяжении веков, была тесно связана с земледельческим трудом, в результате чего одним из важнейших нравственных ориентиров являлось трудолюбие. « Хозяйство вести - не портками трясти, хозяйство водить - не разиня рот ходить», - гласят народные поговорки. Хорошим, правильным человеком по убеждению крестьянина мог быть только трудолюбивый человек, хороший хозяин.

«Трудолюбие высоко ценилось общественным мнением деревни». Даже семья рассматривалась крестьянами, в первую очередь, как трудовая ячейка, как трудовой коллектив скрепленный взаимными обязательствами, где каждый являлся работником. «Супружеский союз являлся основой материального благосостояния хозяйства…Брак для крестьян был необходим с хозяйственной точки зрения». По этой причине новорожденные мальчики рассматривались как более ценные работники по сравнению с девочками. Здесь необходимо вспомнить о традициях связанных с семьей и браком.

Сватовство или сговор являлись заключением предварительного соглашения между семьями будущих жениха и невесты. При этом «выбор невесты был уделом родителей… мнение жениха спрашивали редко, личные симпатии не имели решающего значения, а брак являлся, прежде всего, хозяйственной сделкой». Это же подтверждает российский историк С.В.Кузнецов: «Главное побуждение при заключении брака есть желание закрепостить даровую работницу, но в последнее время чаще стали совершаться браки по любви. При выборе невесты особенно ценят хорошее здоровье, способность к работе, скромность; кроме того, принимают во внимание, какова родня у невесты. При выборе жениха всего более ценят, если жених - один сын у родителей»119 Родители невесты обязаны были давать приданное за своей дочерью, которое являлось вкладом родителей в хозяйство новой семьи. Приданное состояло из денежной части и имущества. Денежная часть становилась собственностью мужа, в то время как имущественная часть (предметы быта) становились либо совместной собственностью, либо собственностью жены и затем передавались по наследству дочерям. Вообще, нужно заметить, что семейный быт, да и вообще взаимоотношения между крестьянами регулировались обычным правом - правом, сложившимся на протяжении веков, передаваемом из поколения в поколение и являвшимся, по глубокому убеждению крестьян, единственно правильным. Исходя из принципов обычного права, разделялись обязанности жены и мужа внутри семьи. Муж не вмешивался в сферу женских обязанностей, жена не должна была вмешиваться в сферу обязанностей мужа. Если нарушались эти незыблемые правила, муж обязан был навести порядок любыми возможными средствами - обычное право позволяло главе семьи прибегать к насилию и побоям в таком случае, это считалось проявлением любви.

Другим важным нравственным идеалом у крестьян являлся коллективизм - приоритет общественного над личным. Принцип соборности (общего решения) был одним из основных принципов домостроя у крестьян. Только то решение, которое было принято сообща являлось, по глубокому убеждению крестьян, правильным и достойным принятия.

Хозяйственной, общественной и семейно-бытовой жизнью русской деревни руководила поземельная община. Основным ее предназначением было соблюдение справедливости при пользовании земельными угодьями: пашней, лесами, лугами. Отсюда проистекали принципы соборности, коллективизма, приоритета общественного над личным. В системе, где одной из основных ценностей был приоритет общественного над личным, где самым важным было решение (пусть и неправильное) большинства, в такой системе, естественно, роль индивидуальных действий, личной инициативы была ничтожно мала и принебрегаема. Если личная инициатива и приветствовалась, то только в том случае, если это приносило общую пользу для всего «мира».

Необходимо отметить особую роль общественного мнения в жизни русской деревни. Общественное мнение (мнение сельского общества) являлось важным фактором в оценке тех или иных действий членов общины. Все действия рассматривались через призму общественной пользы, и только общественно-полезные деяния рассматривались как благо. «За пределами семьи не менее существенным было общественное мнение, оказывавшее устойчивое влияние на детей и взрослых».

В результате реформ 60-70-х годов система ценностей крестьянства пережила серьезные изменения. Начинает развиваться тенденция к смещению ценностного ориентира от общественного к личному. Развитие рыночных отношений повлияло как на формы деятельности, так и на сознание традиционного крестьянства. Вместе с появлением других источников информации об окружающем мире кроме родителей, взгляды молодого поколения стали отличаться от взглядов старших, и возникают условия для появления новых ценностей. Проникновению в деревню новых взглядов и идей в пореформенный период более всего способствовали: 1) отход крестьян в города на заработки; 2) служба в армии; 3) проникновение городской культуры в сельский быт через прессу и другие источники информации. Но важнейшим фактором изменений в крестьянском сознании, все же, являлся неземледельческий отход. Крестьянская молодежь долгое время проводившая в крупных промышленных городах впитывала в себя городскую культуру и новые традиции. Все это они приносили с собой по возвращении в деревню. Новые традиции охватывали все сферы сельской жизни, начиная от костюма и танцев и заканчивая религиозными взглядами. Вместе с прочими изменениями в традиционном сельском сознании меняется взгляд на личность человека. Взгляд этот выражается в представлении, что человек может существовать вне общины как отдельная личность со своими индивидуальными потребностями и желаниями. В 70-е годы начинает увеличиваться количество семейных разделов. Большая патриархальная семья, в которой под одной крышей проживало несколько поколений родственников, постепенно превращается в малую семью, состоящую из мужа, жены и малолетних детей. Процесс этот усиливается в последней четверти 19 века. Вместе с этим меняется взгляд на женщину в рамках малой семьи, увеличивается ее экономическое значение и степень влияния на решение семейных вопросов. Этот процесс способствовал постепенному увеличению личной свободы крестьянки, расширению ее прав в т.ч. имущественных прав. По мере роста влияния на крестьянские представления городской культуры и активного распространения малой семьи, увеличения значения женщины в хозяйстве, наблюдалась гуманизация семейных отношений.

В это время происходит слияние городской (более светской) культуры и культуры сельской. Традиции деревни постепенно заменяются традициями города. По мере ухода сельского населения в города происходит изменение и в духовных традициях крестьян. Изменения, произошедшие в период великих реформ, повлекли за собой необратимые процессы в традиционном укладе сельской жизни, в духовных традициях и взаимоотношениях внутри сельской общины. Вместе с освобождением от крепостной зависимости в деревню начинает проникать городская культура, - процесс этот проходит постепенно и медленно, но действие его становится необратимым. Сельский житель смотрел на горожанина как на человека более образованного и умственно развитого, как на носителя более высокой культуры, и более всего такой взгляд прививался среди молодежи. Процесс имущественного расслоения в крестьянской среде только ускорял разрушение крестьянских традиций и проникновение в деревню городской культуры. Необходимо при этом отметить, что жизнь горожанина была частной - он руководствовался в принятии ежедневных решений только своими взглядами и убеждениями, в то время, как жизнь крестьянина была общинной - житель деревни всецело зависел от общины и ее мнения, личная инициатива находилась под постоянным контролем общины. Вместе с прекращением изоляции деревни от города и городских традиций начинается процесс изменения традиций внутри сельской общины. Это проявляется и в отношении молодежи к церкви и церковной традиции, и в увеличении числа семейных разделов, и в менее значимых проявлениях, таких как ношение городской одежды (картуз, сапоги) и заимствование городских песен и танцев.

Цивилизованным людям многие обряды русских крестьян могут показаться эпизодами из фильмов ужасов. Однако наши предки не видели в подобных ритуалах ничего страшного. Добровольное самосожжение или человеческое жертвоприношение при определенных обстоятельств казались им даже закономерными: таковы были обычаи.

За мужем на тот свет

В былые времена смерть мужа предвещала русской крестьянке и ее собственную кончину. Дело в том, что в некоторых регионах был принят ритуал сожжения жены вместе с ее усопшим супругом. Причем, женщины шли на костер абсолютно добровольно. Историки предполагают, что для подобных действий было, по крайней мере, 2 причины. Во-первых, согласно поверьям, представительница женского пола, умершая в одиночку, никогда бы не смогла найти дорогу в царство мертвых. Это было привилегией мужчин. А, во-вторых, судьба вдовы в те времена зачастую становилась незавидной, потому как после смерти супруга женщина оказывалась ограниченной во многих правах. В связи с кончиной кормильца она была лишена постоянного дохода и для своих родных становилась бременем, лишним ртом в семье.

Солонование детей

Подвергались многочисленным обрядам и самые младшие члены семейства. Кроме так называемого ритуала «перепекания», когда младенца клали в печь для того, чтобы он «родился заново», без хворей и бед, на Руси практиковалось и солонование. Нагое тело ребенка густо натирали солью с макушки до пят, включая лицо, а затем пеленали. В таком положении малыша оставляли на некоторое время. Иногда нежная детская кожа не выдерживала подобной пытки и просто слезала. Однако родителей данное обстоятельство вовсе не смущалось. Считалось, что с помощью солонования ребенка можно оградить от болезней и дурного глаза.

Убийства стариков

Немощные пожилые люди являлись не только обузой и абсолютно бесполезными членами для своих семей. Считалось, что старики, в особенности это касалось долгожителей, существуют только благодаря тому, что высасывают энергию из молодых соплеменников. Поэтому славяне относили сородичей преклонного возраста на гору или отвозили в лес, где старики и умирали от холода, голода или от зубов диких хищников. Иногда для верности пожилых людей привязывали к деревьям или просто били по голове. Кстати, чаще всего именно старики оказывались в роли жертвы во время жертвоприношений. Например, немощных людей топили в воде для того, чтобы вызвать дождь во время засухи.

«Разувание» супруга

Обряд «разувания» супруга обычно производился сразу после свадьбы. Молодая жена должна была снять с мужа обувь. Стоит отметить, что славяне издревле наделяли ноги, а соответственно и след, который та оставляет, разнообразными магическими свойствами. Например, сапог часто использовали незамужние девушки для гаданий, а на человеческий след можно было навести смертельную порчу. Поэтому не мудрено, что обувь являлась своеобразной защитой для своего обладателя. Дозволяя же супруге разуть себя, мужчина выказывал ей свое доверие. Однако после этого муж обычно несколько раз ударял женщину плетью. Тем самым мужчина показывал женщине, что с этих пор она обязана во всем ему подчиняться. Предположительно, именно тогда и появилась поговорка «Бьет, значит, любит».

Семейные традиции крестьян на Руси...

Семейные традиции русских крестьян были для них залогом благополучия. Крестьянин без семьи есть пустышка, бобыль, непутевый человек. Крестьянка без семьи и вовсе считалась ущербной. Значит с ней что-то не так, раз никто не захотел взять ее в жены.

Понятно, что тут был больше корыстный интерес, чем мысли о вечной любви и идеальной второй половинке.

Дети с определенного момента помогали крестьянам по хозяйству, присматривали за младшими детьми в доме, ухаживали за скотом. Да и старость была не так страшна, когда у семейства имелось много отпрысков.

Женатому много лучше и покойнее жить. Законные дети кормят родителей под старость, в случае болезни есть кому присмотреть за больным. Жизнь брачная имеет определённую цель - жить и для себя, а больше для детей и семейства, а жизнь безбрачная - бесцельная и беспокойная

К браку готовились смолоду, особенно девушки. Крестьянки учились вести домашнее хозяйство, шить, прясти, стряпать. Мамки да бабки в это время собирали по крупицам приданное, ведь без него у девушки не было шансов найти достойного жениха.

Разводы не поощрялись и были большой редкостью. Чаще супруги старались уживаться, ведь от этого зависело благополучие каждого из членов семьи.

Есть мнение, что крестьяне редко когда познавали семейное счастье. Мол, быт и тяжелый труд убивали на корню романтизм и нежность чувств. Это не так. В архивах хранится множество задокументированных примеров того, что любовь не различает социальных слоев.

Вот выдержки из письма крестьянина Ивана Худякова своей супруге:

Премноголюбезной и предражайшей моей сожительнице и чести нашей хранительнице, и здравия нашего пресугубой покровительнице, и всеизрядной по фамилии общей нашей угодительнице и дома нашего все-честнейшей правительнице Анне Васильевне, посылаю вам свой всенижайший поклон и слезное челобитие и с чистосердечным нашим к вам почтением, желаем вам многолетнего здравия и душевного спасения <...> прошу вас, как можно, писать, всепрелюбезная наша сожительница, о своем здравии

В крестьянских семьях было четкое распределение обязанностей. Тяжелый вид работы брали на себя мужчины и мальчики-подростки. Они пахали, занимались заготовкой дров, ремонтом дома и охотой. Готовка пищи, сбор урожая, порядок в доме - это было женской стезей.

Воспитание детей состояло из двух моментов: обучение молитвам и приобщение к семейному труду. Как только ребенок начинал понимать слова и говорить, его тут же брались обучать нехитрым молитвам, а с двухлетнего возраста бедолага уже должен был присматривать за новорожденными детьми. Можно сказать, что с этого момента детство крестьянского ребенка заканчивалось.

В семь лет ребенок получал еще больше обязанностей: отвечал за выпас скота, помогал убирать урожай. В пятнадцать лет подросток работал наравне с отцом.

Видно, что жизнь у крестьян была отнюдь не сахарной. Зато крепости их семей могли позавидовать иные аристократы.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Занятие «Традиции и быт крестьянской семьи»

Цель: освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания.

Задачи:

    восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни;

    воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;

    формирование уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, традициям христианской культуры;

    укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России;

    активизация познавательной деятельности;

    развитие и коррекция психических функций и личностных качеств воспитанников.

Дидактическое оснащение

    Оформление рабочего пространства: плакаты с изображение крестьянской семьи, домашних животных, картинки с предметами старины, упоминающимися в процессе занятия (прялка, плуг, ткацкий станок и др.)

    Выставка книг с рассказами и стихами о крестьянском труде, жизни крестьян.

    Листы с указанием видов работ, осваиваемых девочками и мальчиками, магниты.

    Костюм близкий к русскому народному для проводящего занятие.

    Электрический самовар, скатерть, чашки с блюдцами, чай, сахар, баранки, сушки, варенье к чаю.

Здравствуйте ребята!

Сегодняшнее наше занятие называется: «Традиции и быт крестьянской семьи». То есть мы будем говорить о том, какие семьи были на Руси, чем занимались члены семьи и, главное, на что я хотела бы обратить ваше внимание, какие традиции соблюдались в воспитании детей на Руси.

Что касается быта крестьянской семьи, то после беседы мы поднимемся в наш школьный музей «Русская горница» и вы попробуете мне рассказать, как выглядело жилище крестьянской семьи, какими предметами, инструментами русские люди пользовались в быту, а я вам помогу в этом.

Поскольку в конце прошлого учебного года у нас с вами была обзорная экскурсия по музею, то теперь вы будете моими помощниками в описании быта наших предков.

Ну а сейчас первая часть нашего занятия.

Традиции крестьянской семьи в воспитании детей.

Распределялись трудовые обязанности в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом с взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

А теперь внимательно послушайте чему именно учили мальчиков. Потому что следующим заданием будет выбрать из предложенных видов работ те, которым отец обучал сыновей.

Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал.

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

На столе лежат листки с напечатанными на них видами работ. Выберете и прикрепите магнитами на доску те, которым отец обучал сыновей в крестьянских семьях.

А теперь послушайте, чему мамы учили дочерей.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб.

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.

Прикрепите на доску листы с видами работ, которым обучали девочек.

Давайте еще раз вслух прочитаем, чему традиционно учили мальчиков и девочек в русских крестьянских семьях.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Ребята, какова же была основная традиция воспитания детей в русских крестьянских семьях? (воспитание в труде)

А теперь поднимаемся на третий этаж в школьный музей «Русская горница».

Вторая часть занятия.

/Воспитатель в русском костюме встречает ребят у входа в музей/

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Сегодня у нас необычное занятие. Занятие – экскурсия в музей крестьянского быта «Русская горница».

Скажите, что называли «горницей»?/комнату в избе/

Какая это комната?/большая, светлая, теплая/

Прежде чем наша экскурсия начнется, давайте вспомним, что такое «музей» и как нужно вести себя в музее/руками без разрешения ничего не трогать, не кричать, не перебивать экскурсовода/.

Ну что же, молодцы. Теперь мы можем начать путешествие в прошлое.

И начну я свой рассказ с русской печки .

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова»/то есть самая главная/.

Почему печь главная?/накормит, обогреет/

Варежки сушить поможет,

деток спать в тепле уложит.

И коток поет где – то рядышком,

Как тепло с тобой печка – матушка/обогреет, накормит, как мама/.

Печка – это самая первая помощница хозяйки.

Что ели крестьяне?/щи, кашу/

Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам ели пироги, блины, кисель.

Щи, каша, картошка – все варилось в горшках или чугунках разных размеров. Помещались они в печь и вынимались оттуда с помощью ухвата.

Сделан он просто – на длинной рукоятке укреплена округлая рогатка; она – то и «ухватывает» горшок или чугунок «под бока».

Ребята, кто хочет попробовать достать из печи чугунок ухватом?/Желающие пробуют с моей помощью/

Ступа - еще один предмет деревенского обихода.

Современным мальчишкам и девчонкам она известна по русским сказкам. Именно на ней летает Баба – Яга, размахивая помелом. Ну а в свободное от полетов время ступа использовалась по своему прямому назначению – в ней толкли зерно.

Сделана ступа просто: в колоде, коротком толстом бревне, в верхней части выдолблено углубление, куда насыпалось зерно. По нему бьют пестом – небольшим, но увесистым деревянным стержнем с округлыми концами.

Насыпали в ступу пшено и били пестом, пока из него не получалась мука.

В обиходе крестьянина обязательно были коса и серп – кривой нож с зазубринами для сжатия хлеба. Серп стал символом труда землепашца. Во время работы коса, естественно, тупилась. И косец точил ее бруском, который всегда был при нем – на пояске сзади в деревянной «кобуре» или плетеном туеске .

Вот родился в крестьянской семье ребенок. Где спать он будет?/в люльке или качке/

Люльку делали из дерева. Подвешивали к потолку на крючок. Ребенку шили постель из лоскутков ткани. Чтобы ребенок заснул, ему пели колыбельные песни./включить колыбельную песню, желающий из ребят качает люльку или качку/

Шифоньеров и шкафов раньше не было. Вещи хранились в сундуках. Сундуки делали деревянные, украшали резьбой, ковали железом. У сундука есть крышка, ручки, замок. Ручки и замок делали из железа, чтобы не сломались. Вещи складывали в сундук для хранения. Давайте откроем наш сундук и посмотрим, есть ли там что – нибудь/в сундуке русские народные костюмы, элементы костюмов/. Ребята надевают вещи/жилеты, кепки с цветком, девочки – платки/.

Крестьяне были верующими людьми. Что это значит? /верили в бога, молились/. А какую религию исповедовали наши предки и исповедуем мы, современные русские люди? /Православие/

Поэтому в «красном углу», наискосок от печки, помещались иконы .

Ребята, кто может быть изображен на иконах?/Иисус Христос, Богородица и Канонизированные святые/

Украшением избы и гордостью хозяина был начищенный до блеска самовар. «У нас и самовар на столе, и часы на стене», - мог похвастаться хозяин.

Домашняя утварь крестьян была однообразной. Глиняные миски, деревянные ложки. Вилки, между прочим, были большой редкостью.

Ребята, а что это такое?/коромысло/ Для чего нужно было коромысло, вы знаете?/переносить ведра с водой/ А теперь давайте попробуем перенести ведра с водой с помощью вот этого детского коромысла/в коридоре пробуют с моей помощью, в ведрах воды на треть/.

Теперь давайте вернемся в музей. Вы можете еще раз пройти, посмотреть старинные вещи. Если у вас возникли вопросы – задавайте/ребята ходят, смотрят, задают вопросы/.

/сидя на скамейке/Наше занятие подходит к концу. Кто мне скажет, как оно называлось? О каких предметах крестьянского обихода вы узнали?

Молодцы, ребята. А теперь мы все пройдем в соседнюю комнату и по старому русскому обычаю попьем чай из самовара.

/за столом/ Старую деревню невозможно представить без песни. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные, колыбельные, даже разбойные… Песни сопровождали крестьянина с рождения до его последних дней. Пели дома, на улице, в поле. Во время работы и на отдыхе. Все вместе и в одиночестве. Вот и чай мы будем пить под русские народные песни/включить магнитофон/.



Вверх