Тадж Махал: история великой Любви. Тадж-Махал — трагическая история великой любви Содержание фильма тадж махал история любви

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

Тадж-Махал передает всё величие, красоту и силу любви, случившейся столетия назад. Трагическую историю великой любви падишаха монгольской империи к своей жене знают в каждой индийской семье. Родители рассказывают своим детям перед сном грустную сказку о бедной прекрасной девушке, тронувшей холодное сердце могущественного шаха одними лишь глазами, соединяя правду и вымысел. На уроках истории она предстаёт фактом, лишённым эмоциональной окраски, и рассматривается в контексте губительных для страны последствий - разрухи и смены власти. Влюблённые в своих признаниях вспоминают Шах-Джахана и его ненаглядную Мумтаз-Махал, мечтая, подобно им, пронести свои чувства через все преграды.

Абсолютно каждая деталь мавзолея-мечети подобрана с невероятной тщательностью и словно находится на своём месте. Впрочем, времени, сил и ресурсов на такую безупречную работу было отведено неограниченное количество, и любая грандиозная задумка архитекторов воплощалась в максимально возможной мере. Две сотни слонов, доставлявших мрамор из другого конца страны; двадцать тысяч рабочих и ремесленников, трудившихся при свете дня и ночи; двадцать два года строительства в общей сложности. И все для того, чтобы падишах мог назвать сооружение достойным имени возлюбленной.

История любви Тадж-Махала

Чувства нельзя потрогать, увидеть или услышать; их можно только ощутить. Однако, посетившие Тадж-Махал единожды, могут с уверенностью оспорить эту простую и очевидную вещь. Убедиться в том, что любовь - вполне осязаемый предмет, можно только в великом, впечатляющем и легендарном Тадж-Махале, где даже камни способны передать самое светлое, прекрасное и сильное чувство.

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

ТАДЖ-МАХАЛ – ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ

Тадж-Махал – негласный символ Индии. Его называют любовной песней, застывшей в камне. Изысканный и дерзкий мавзолей – самое известное здание в Индии, и одно из самых узнаваемых в мире. Он является символом вечной любви Шаха-Джахана к его жене, ставшей легендой.

Этот правитель был потомком Чингисхана, выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Моголы завоевали Индию в 16 столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. У Шаха-Джахана («Правитель мира»), как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но он так сильно полюбил молодую жену Мумтаз Махал («Жемчужина дворца»), что, пока она была жива, не обращал внимания на остальных жен. Мумтаз единственная сопровождала мужа во время военных походов, снося все тяготы далеких переходов, Шах-Джахан беспредельно ей доверял и даже советовался с ней по важным вопросам! В счастливом браке супруги прожили 17 лет, обзаведясь 13-тью детьми. Но в 1629 году Мумтаз-Махал умерла во время тяжелых 14-ых родов. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством.


Утешение он находит в архитектуре, и остаток жизни посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию - силы его чувств. На берегу реки Ямуна в Агре, где была похоронена Мумтаз, будет возведен архитектурный шедевр, поражающий воображение! Строительная площадка по своим размерам напоминала город. По современным меркам проект обошелся бы в 200 млн. долларов, это притом, что Тадж-Махал был не более чем усыпальницей для супруги императора, по сути - надгробный памятник.

В Тадж-Махале отразилась вся боль Шаха-Джахана, потерявшего любимую супругу. Это настоящий каменный сад в центре жаркой пустыни. Строительство продолжалось два десятилетия, в работе принимали участие около 20000 человек, включая лучших зодчих Турции, Персии, Венеции, Самарканда и самой Индии. Белоснежный мрамор привозили за 300 км из знаменитой раджпутанской каменоломни.

Главной проблемой, ставшей перед строителями, стали влажные и подвижные почвы в русле реки. Как только начинали копать ямы под фундамент, земля тут же осыпалась. Инженеры представляли насколько массивное сооружение им предстоит возвести, поэтому разработали для него уникальную систему опор. Рабочие прорыли глубокие колодцы до твердых пластов почвы (около 6 м. в глубину), засыпали их камнем, щебнем и залили раствором железа. В итоге участок для строительства был поднят на 50 метров выше уровня реки. Вместо принятых бамбуковых лесов, пришлось построить огромные опоры из кирпича, что значительно облегчило дальнейшую работу. Зато по завершению строительства, потребовались годы, чтобы демонтировать эти леса - такие они были огромные. Чтобы ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил местным крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд.


Самая примечательная часть здания – его купол, высота которого – около 34 м. Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. Сегодня комплекс занимает площадь равную 46 футбольным полям, но во времена Шаха-Джахана он был еще больше. Ведь, не смотря на то, что здание всячески оберегают, многие его первоначальные элементы были утрачены.



Фото Andrey CheGueVara

Могилы Шах-Джахана и Мумтаз

Мавзолей принято фотографировать с одной стороны, ставшей «лицом» Тадж-Махала. А она на самом деле является обратной. Мало кто знает, что императорский вход находился в северной части комплекса, со стороны реки. В эпоху Моголов река была главной магистралью, соединявшей все императорские здания. В наши дни вход в Тадж-Махал располагается не там, где было задумано изначально. Императорский вход, украшенный великолепной базальтовой инкрустацией, был залит водами, разлившейся реки.

Сейчас мемориал находится в далеко не идеальном состоянии: белоснежный мрамор потемнел, в кладке зияют пустоты. Все это следствие загрязненной среды и наплыва посетителей. Каждый день здесь бывает до 30 тыс. человек! Когда-то громадные двери, символизировавшие вход в этот рай, были полностью вылиты из серебра и украшены тончайшим рисунком из тысяч серебряных гвоздиков. Они были украдены и сейчас их заменяют медные. Нет также и золотого парапета, жемчужного покрывала на месте сожжения тел, драгоценные камни фасада и внутренней отделки заметно поредели со времен Моголов...


Южные ворота к Таджу. 22 купола символизирует количество лет, потраченных на его строительство.


Власти финансируют большие средства на реставрацию комплекса. Примечательно то, что мастера для воссоздания подлинной каменной резьбы используют те же средства, что и 300 лет назад: молот и зубило, а не современные лазерные технологии. Каждый элемент тщательно выполнен вручную, даже мрамор пилят с помощью бечевки и мокрого песка! Это очень трудоемкая работа. Раствор тоже замешивают по рецепту 300-летней давности.

В Индии самая богатая древняя традиция резьбы по камню, рабочий процесс которого не менялся веками. Точность исполнения необычайно высока. Одно неправильное движение зубила, и камень можно выбрасывать. Секреты мастерства передаются каменщиками из поколения в поколение.


Элементы внутренней отделки


Главным отделочным материалом в строительстве Тадж-Махала стал белый мрамор, украшенный изысканной резьбой. Врата главного входа во дворец украшены мраморными плитами, на котором высечены суры из Корана. Это напоминание о двойном назначении Тадж-Махала: с одной стороны – это надгробие, а с другой – имитация райского сада. Во времена Моголов территорию дворца украшала очень пышная цветущая растительность из лучших сортов роз, нарциссов и сотен плодовых деревьев символизировало жизнь на небесах, в райских кущах. Сегодняшние зеленые лужайки лишь жалкая их имитация. Во времена Шаха-Джахана великолепный сад действительно казался раем, особенно для кочевого народа, привыкшего к пескам и сухому ветру. Чтобы создать на выжженной земле такой роскошный сад, была создана сложная система орошения. Вода ведрами зачерпывалась из реки и поднималась на высоту 12 м. с помощью лебедок, которые тянули волы. Она скапливалась в специальном резервуаре, а затем поступала в более крупный бак, из которого вода распределялась по длинным мраморным каналам, прорытым по территории всего сада. Эта ирригационная система ежедневно обеспечивала комплекс огромным количеством воды, поддерживая цветущий оазис в центре пустыни.


Суры из Корана, высеченные у входа в Тадж. Для того, чтобы аяты, были одинакового размера с любой точки просмотра, они высечены таким образом: чем выше, тем буквы больше по размеру.

Мемориал по-прежнему окружен легендами, самая древняя из которых рассказывает о Черном Тадже. Шах-Джахан намеревался возвести точно такое же здание на противоположной стороне реки Ямуны, только из черного мрамора, который бы стал мавзолеем для него самого. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. В результате в 1658 г. один из сыновей Джахана - Аурангзеб сверг отца и посадил его под домашний арест. Шах попросил лишь об одном, чтобы из места его заточения было видно его детище – Тадж-Махал. Так и провел остатки своих дней основатель империи Великих Моголов в башне Красного Форта, любуясь 9 лет из окна на белоснежный дворец. По завещанию, похоронен он был в том же склепе, где уже покоилась Мумтаз Махал, воссоединившись, наконец, со своей любимой.

Но у слухов о зеркальном отражении Тадж-Махала – Черном Тадже, нет материального подтверждения. Поэтому большинство археологов склоняются к тому, что эта история – всего лишь красивый миф. Но то, что Шах-Джахан все же намеревался возвести какие-то постройки на другом берегу реки – это достоверная информация, подтвержденная археологическими исследованиями. Недавно выяснено, что на этом месте раньше находился сад, называвшийся Лунным, с огромным 25-струйным фонтаном в центре. Это место предназначалось только для императора и самых приближенных особ. Император мог по первому желанию приплыть сюда в любое время на корабле из собственной флотилии. Сад своей композицией удивительным образом сочетался с комплексом Тадж-Махала, как бы продолжая его.

В свое время с высоких минаретов здания несколько отчаявшихся влюбленных покончили жизнь самоубийством. Поэтому сейчас туда вход для посетителей закрыт. Минарет охраняется полицией. Съемка на территории дворца запрещена. Туристам разрешено фотографироваться лишь перед входом в комплекс.

Величественные здания, возведенные Шахом-Джаханом, показали всему миру, насколько велико было его могущество. Тадж-Махал называют жемчужиной индийской архитектуры. Империя Шаха-Джахана давно исчезла, но величие и красота его построек не подвластно времени. По итогам всемирного голосования, проведенного в 2007 году, Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света. Сейчас сюда ежедневно приезжают толпы туристов. Ведь, как говорят, одно дело видеть Тадж-Махал на изображениях, и совсем другое – оказаться рядом.


Это величайший памятник Индии, который был построен во имя любви и необычайной преданности к женщине удивительной красоты. По своему величию, он не имеет аналогов во всем мире и отражает богатый период в истории своего государства, который захватил целую эпоху.

Здание, построенное из белого мрамора стало последним подарком императора Шаха Джахана своей скончавшейся жене Мумтаз Махал. Император приказал найти лучших мастеров, которые построили бы мавзолей, настолько красивый, чтобы ему не нашлось аналогов в мире.

На сегодняшний день Тадж Махал находится в списке семи наиболее величественных монументов во всем мире. Возведенный из белого мрамора, украшенный золотом и полудрагоценными камнями, Тадж Махал стал одним из самых прекраснейших зданий в архитектуре. Его сложно не узнать и он является наиболее часто фотографируемым сооружением в мире.

Тадж Махал стал не только жемчужиной всей мусульманской культуры Индии, но и одним из признанных мировых шедевров. На протяжении многих веков он вдохновлял художников, музыкантов и поэтов, пытавшихся воплотить невидимую магию этого сооружения в картины, музыку и поэмы.

Еще с 17 века люди специально пересекали целые континенты, чтобы просто увидеть и насладиться этим поистине сказочным памятником любви. Даже спустя века, он до сих пор очаровывает посетителей своей архитектурой, рассказывающей о таинственной истории глубокой любви.

Тадж Махал, переводится как "Дворец с куполом", и на сегодняшний день считается наиболее сохранившимся, архитектурно прекрасным мавзолеем в мире. Одни его называют "элегией в мраморе", для других Тадж Махал является вечным символом неувядающей любви.

Индийский поэт Рабинданат Тагор называл его "слезой на щеке вечности", а английский поэт Эдвин Арнольд говорил - "это не произведение архитектуры, как другие здания, а любовные муки императора, воплощенные в живые камни".

Создатель Тадж Махал

Шах Джахан был пятым императором Великих Моголов, и помимо Тадж Махала, он оставил после себя множество прекрасных памятников архитектуры, которые в настоящее время ассоциируются с обликом Индии. Такие как Жемчужная мечеть расположившаяся в Агре, Шахджаханабад (нынче Старый Дели), Диван-и-Хас и Диван-и-Ам, что в цитадели Красный форт (Дели). А так же, считавшийся самым роскошным троном в мире, Павлиний трон Великих Монголов. Но самым известным стал, конечно же, Тадж Махал, который навсегда увековечил его имя.

У Шаха Джахана было несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с юной девушкой Арджуманад Бану Бегам, который на тот момент было всего 14 лет, спустя пять лет состоялась свадьба. Во время церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал имя своей невестке Мумтаз Махал, что в переводе означало "Жемчужина дворца".

Согласно летописям Казвани, "отношения императора с другими женами, были просто формальными, а все внимание, благосклонность, интимность и глубокую превязанность, которые Джахан испытывал к Мумтаз, были в тысячу раз сильнее по отношению к другим своим женам".

Шах Джахан, "Повелитель Мира", был большим покровителем ремесла и торговли, искусства и садов, науки и архитектуры. В оглаве империи он встал в 1628 году после смерти своего отца и по праву заслужил репутацию беспощадного правителя. После ряда успешных военных компаний, император Шах Джахан, значительно увеличил территории Империи Великих Монголов. На пике правления его считали самым могущественным человеком на планете, а богатство и великолепие его двора поражало всех европейских путешественников.

Но его личная жизнь была омрачена в 1631 году, когда во время родов умерла его любимая жена Мумтаз Махал. Как гласит легенда, Джахан пообещал умирающей жене, что он построит самый красивый мавзолей, который не сравнится ни с чем в мире. Так ли это было, или нет, но Шах Джахан воплотил свое богатство и всю свою любовь к Мумтаз в создание обещанного монумента.

Шах Джахан до конца своих дней взирал на свое прекрасное творение, но уже не в роли правителя, а в качестве узника. Он был заключен в тюрьму Красного форта в Агре своим собственным сыном Аурангзебом, который в 1658 году захватил трон. Единственным утешением для бывшего императора была возможность видеть в окно Тадж Махал. А перед смертью, в 1666 году, Шах Джахан попросил исполнить свое последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж Махал, где он в последний раз прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз вышла замуж 10 мая 1612 года после пяти лет помолвки. Эту дату для пары выбрали придворные астрологи, утверждая, что это наиболее благоприятный день для бракосочетания. И они оказались правы, брак оказался счастливым и для Шаха Джахана и для Мумтаз Махал. Еще при жизни все поэты восхваляли необычайную красоту, стройность и безграничное милосердие Мамтаз Махал.

Путешествуя с Шахом Джаханом по всей Империи Великих Моголов, она стала для него надежным спутником жизни. Лишь война могла их разлучить, но в дальнейшем, даже война не могла их разделить. Мумтаз Махал стала опорой и утешением для императора, а также неразлучным спутником мужа до самой своей смерти.

За 19 лет своего замужества Мумтаз родила императору 14 детей, но последние роды стали для роковыми. Мумтаз умирает во время родов, а ее тело временно похоронено в Бурханпуре.

Летописца императорского двора необычайно много внимания обратили переживаниям Шаха Джахана в связи со смертью жены. Император был настолько безутешен, что после смерти Мумтаз, провел целый год в уединении. Когда он пришел в себя, он уже не был похож на старого императора. Его волосы стали седыми, согнулась спина и постарело лицо. Он на протяжении нескольких лет не слушал музыку, перестал носить богато украшенную одежду и украшения, а также использовать парфюмерию.

Шах Джахан умер по происшествию восьми лет с момента захвата сыном Аурангзебом престола. "Мой отец испытывал большую привязанность к моей матери, так пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", сказал Аурангзеб и приказал чтобы отца похоронили рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, по которой Шах Джахан собирался построить точную копию Тадж Махала на другой стороне реки Ямуна, но уже из черного мрамора. Но этим планам не суждено было превратиться в жизнь.

Строительство Тадж Махал

Строительство Тадж Махала началось в декабре 1631 года. Оно было выполнением обещания Шаха Джахана данного Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни, что он построит монумент который бы мог соответствовать ее красоте. Строительство центрального мавзолея завершили в 1648 году, а весь комплекс был закончен в 1653 году, спустя пять лет.

Никто не знает, кому принадлежит планировка Тадж Махала. Раньше в исламском мире сооружение зданий приписывали не архитектору, а заказчику строительства. На основе множества источников можно утверждать, что над проектом трудилась команда архитекторов.

Так же, как и множество других великих памятников, Тадж Махал - это яркое свидетельство чрезмерного богатства его создателя. На протяжении 22 лет, чтобы воплотить фантазию Шаха Джахана, работали 20000 человек. Скульпторы приезжали из Бухары, каллиграфы из Персии и Сирии, инкрустация производилась мастерами из южной Индии, камнетесы прибыли из Белуджистана, а материалы привозили со всей Центральной Азии и Индии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующих зданий:

  • Главный вход (Darwaza)
  • Мавзолей (Rauza)
  • Сады (Bageecha)
  • Мечеть (Masjid)
  • Гостевой дом (Naqqar Khana)

Мавзолей окружают с одной стороны гостевой дом, а с другой мечеть. Здание из белого мрамора окружено четыремя минаретами, которые наклонены во внешнюю сторону, чтобы при разрушении не повредить центральный купол. Комплекс стоит на территории сада с огромным бассейном, в котором отражается копия красоты Тадж Махала.

Сад Тадж Махала

Тадж Махал окружает красивый сад. Для исламского стиля сад это не просто часть комплекса. Последователи Муххамеда проживали на огромных засушливых землях, поэтому этот сад, обнесенный стеной, олицетворял Рай на Земле. Территория сада занимает большую часть комплекса 300х300 м, при всей площади 300х580 м.

Так как в исламе цифра 4 считается святым числом, все строение сада Тадж Махала основано на цифре 4 и его кратных. Центральный водоем и каналы разделяют сад на 4 равные части. В каждой из этих частей находится 16 клумб, которые разделены между собой пешеходными дорожками.

Деревья в саду либо фруктовые, которые обозначают жизнь, либо семейства кипарисовых, которые обозначают смерть. Сам Тадж Махал расположен не в центре сада, а на северном его краю. А в центре сада расположен искусственный водоем, отражающий в своих водах мавзолей.

История Тадж Махала после строительства

Где-то к середине 19 века, Тадж Махал превратился в место для приятного отдыха. Девушки танцевали на террасе, гостевой дом с мечетью сдавались в аренду для свадебных церемоний. Англичане и индусы разграбили полудрагоценные камни, гобелены, богатые ковры и серебренные двери, некогда украшавшие этот мавзолей. Многие отдыхающие брали с собой молоток, для того, чтобы удобнее было извлекать кусочки карнеола и агата из каменных цветов.

Некоторое время вообще казалось, что Тадж Махал может исчезнуть, как и сами монголы. Генерал-губернатор Индии Уильям Бентинк в 1830 году собирался демонтировать монумент, а его мрамор продать. Говорят, что разрушение мавзолея предотвратило только отсутствие покупателей.

Еще больше Тадж Махал пострадал во времена индийского восстания в 1857 году, а в конце 19 века он полностью пришел в упадок. Могилы были осквернены вандалами, а территория полностью заросла без ухода.

Упадок длился многие годы, пока лорд Кензон (генерал-губернатор Индии) не организовал масштабный проект реставрации монумента, который завершился в 1908 году. Здание было полностью отремонтировано, а сад и каналы восстановлены. Все это помогла вернуть Тадж Махалу его былую славу.

Многие ругают англичан за плохое отношение к Тадж Махалу, но и индийцы относились к нему не лучше. По мере того, как увеличивалось население Агры, сооружение начало страдать от приводимых загрязнением окружающей среды кислотных дождей, что обесцвечивало его белый мрамор. Будущее монумента находилось под угрозой, пока в конце 1990-х годов Верховный суд Индии не постановил переместить все особо опасные вредные производства за черту города.

Тадж Махал - это лучший образец монгольской архитектуры. Он сочетает в себе элементы исламской, персидской и индийской архитектурных школ. В 1983 году памятник был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и был назван "жемчужиной всего мусульманского искусства в Индии и шедевром мирового наследия, вызывающего всеобщее восхищение".

Тадж Махал стал для туристов символом Индии, который ежегодно привлекает около 2,5 миллионов путешественников. Он считается одним из самых узнаваемых сооружений в мире, а история, стоявшая за его строительством, дает право считать его величайшим памятником любви, когда-либо построенным в мире.



Вверх