Культура начала 20 века серебряный век. Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф. Вступительное слово учителя

На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы Серебряного века

Границы этого периода тоже определяют по-разному.

  • Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
  • А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Отличительные признаки и достижения Серебряного века

Так чем же замечательно и интересно это время?

Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Русская философия

Философия Серебряного века

Театр Серебряного века

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

Живопись

Живопись и скульптура Серебряного века

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры ( , «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики ( ).

Русская музыка

Музыка Серебряного века

Черты символизма

Основные черты этого литературного течения:

  • двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
  • особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
  • особое значение звукописи,
  • мистические и религиозные мотивы и др.

Общеизвестны имена В.Брюсова, А.Блока, А.Белого и др.

б) Русский акмеизм

(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.

Черты акмеизма

  • философия действия,
  • приятие мира,
  • переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
  • живописность образа,
  • мужественность восприятия мира и жизни,
  • вес конкретного значения слова и др.

Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.

в) Русский футуризм

В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:

  • обращенность к будущему,
  • ощущение грядущих перемен,
  • отрицание классического наследия,
  • урбанизм,
  • поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.

В.Хлебников, Д.Бурлюк, И. Северянин и др.

Наша презентация:

Специфика этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:

  • романтизма (М.Горький),
  • натурализма (П.Боборыкин),
  • символизма (Л.Андреева)

Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

ЛЕКЦИЯ № 6

Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.

Переломный период в жизни Рос­сии в конце XIX - начале XX в., связанный с переходом к ин­дустриальному обществу, привел к разрушению многих ценно­стей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не толь­ко окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрас­ном и безобразном и т. д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Рас­цвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен получил название Серебряный век русской культуры (Золотым веком считается первая треть XIX в.). Для Серебряного века характерны величайшие достижения в куль­туре, но сама культура стала более сложной, а результаты твор­ческой деятельности - более противоречивыми.

Наука и техника.

В начале XX в. главным штабом отечествен­ной науки оставалась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров и раз­витии науки играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Большие успехи были достигнуты в механике и математике, что позволило развить новые области науки - воздухоплавание и электротехнику . Важное значение для этого имели исследова­ния, создателя гидро - и аэродинамики, авто­ра работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были построены первые отечественные самолеты «Русский витязь * к «Илья Муромец* конструкции. В 1911 г. создал первый в мире ранцевый парашют.

Учитель из Циолковский в 1903 г. опублико­вал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет. Это за­ложило основу будущих космических полетов.

Труды стали импульсом для развития био­химии, биогеохимии и радиогеологии. Ученого отличала широ­та интересов, он поднимал глубокие проблемы и предвидел от­крытия в самых разных областях.

Великий русский физиолог создал учение об условных рефлексах, в котором дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных.

В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения - первому из русских ученых - была присужде­на Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился за работы в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Вскоре после революции 1905 -1907 гг. несколько известных либеральных философов и публицистов (,) выпустили книгу «Вехи. Сборник ста­тей о русской интеллигенции» (1908).

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закон­читься после принятия Манифеста 17 октября , в результате ко­торого интеллигенция получила те политические свободы, о ко­торых всегда мечтала. Интеллигенцию обвиняли в игнорирова­нии национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, неуважении к праву, разжигании в массах са­мых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская ин­теллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и ни­когда не будет понимать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их статьи печатала популярная га­зета «Новое время».

Водкин придал национальным традициям жи­вописи особую форму. Его «Купание красного коня» напомина­ет изображение Георгия Победоносца, а в «Девушках на Волге» отчетливо прослеживается связь с реалистической живописью

XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала XX в. были и, творчество ко­торых, взволнованное, напряженное по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период ожи­дания революции 1гг. Скрябин эволюционировал от романтизма к символизму, предвидя многие новаторские тече­ния революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был бо­лее традиционен, в нем чувствуется связь с музыкальным на­следием минувшего столетия. В его произведениях душевное со­стояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзи­ей русской природы или образами прошлого.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое Серебряный век русской культуры?

2. Расскажите о развитии науки и техники в начале XX в.

4. Какие направления в литературе существовали в начале XX в.?

5. Что нового появилось в живописи и музыке в начале XX в.?

  • § 12. Культура и религия Древнего мира
  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 75. Серебряный век русской культуры

    Понятие Серебряного века.

    Переломный период жизни России в конце XIX - начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окру­жающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.

    Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX - начала ХХ в. получил назва­ние Серебряного века русской культуры. Для него также характер­ны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоре­чивыми.

    Наука и техника.

    В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институ­тов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

    Значительных успехов достигли исследования в области меха­ники и математики, что позволило развить новые области науки ­воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского , создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиа­ционной науки.

    В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были со­зданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ран­цевый парашют.

    Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохи­мии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постанов­ка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.

    Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об ус­ловных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павло­ву - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

    «Вехи».

    Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько из­вестных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллиген­ции».

    Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого ин­теллигенция получила те политические свободы, о которых все­гда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании нацио­нальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыс­лящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет пони­мать.

    Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная га­зета «Новое время».

    Литература.

    В русскую литературу вошло немало имен, снис­кавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький . Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Ар­сеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.

    Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совер­шенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куп­рина проявилась стихийность и страстность, свойственные лич­ности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чис­тые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

    Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чуд­ра») Горький выступил как романтик.

    Новые направления в литературе и искусстве.

    Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX­начала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем кото­рого был поэт и философ В. С. Соловьев . Научному познанию мира

    символисты противопоставляли конструирование мира в процес­се творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

    Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme - цветущая сила). При­знанным главой направления был Н. С. Гумилев . Акмеисты про­возглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам . По мысли Гуми­лева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.

    Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые рус­ский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образо­вали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами ули­цы - их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-про­летариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяков­ский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.

    Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно симво­листам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.

    Живопись.

    В конце XIX - начале ХХ в. продолжали свою твор­ческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецо­вы, И. Е. Репин.

    В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Вру­бель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся ку­сочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.

    Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства» , возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.

    Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

    Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.

    Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан­динский - к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.

    Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красно­го коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с рус­ской реалистической живописью XIX столетия.

    Музыка.

    Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период на­пряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скря­бин от романтических традиций эволюционировал к символиз­му, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчет­ливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или обра­зами прошлого.

    Серебряный век в руссkой художественной культуре

    Серебряный век в истории русского искусства – это период высочайшего подъема, который, пожалуй, можно сравнить со взлетом французского искусства эпохи импрессионизма. Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв. И уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям.

    В течение нескольких десятилетий после своего заката искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие. Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс. Золотой век русской культуры – это XIX столетие: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Иванов, П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и многие другие. Второй тип отличается изяществом и утонченностью создаваемых им ценностей, он не любит слишком яркого света и ассоциируется с луной, а та, в свою очередь, традиционно отождествляется с серебром и женственностью (в противоположность мужественной солнечности и золоту). Искусство Серебряного века, очевидно, относится ко второму типу.

    Серебряный век в русской культуре – понятие расширительное. Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». И помимо всего прочего, это стиль эпохи, это образ жизни.

    Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей.

    Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Поэт Владислав Ходасевич объясняет это так: «Символисты прежде всего не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невыполнимая правда; и в этом постоянном стремлении протекала, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства».

    Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – на грани веков все это было знаками избранности и порождало своеобразный снобизм.

    Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Одним из способов преодоления обыденности жизни стал оккультизм в самых разнообразных его проявлениях. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов. Овладение магическими знаниями, полагали они, в конце концов делает человека богом, причем этот путь для каждого абсолютно индивидуален.

    В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия. Мирискусники, голуборозовцы, символисты, акмеисты уделяли серьезное внимание костюму и вообще внешнему виду. Эту тенденцию называют русским дендизмом; она характерна для людей явно западной ориентации.

    «Невозможно представить себе К.А.Сомова, признанного мастера галантных сцен, – пишет Ю.Б.Демиденко, – тщательно и любовно воссоздавшего в своих картинах «дух мелочей прелестных и воздушных», одетым в унылый старомодный сюртук или в темную рабочую блузу. Он носил сюртуки особого покроя, чрезвычайно изысканные галстуки». Не менее изящно одевались М.Врубель и В.Борисов-Мусатов, Л.Бакст, С.Дягилев и другие мирискусники. Об этом сохранилось множество свидетельств. Но королем петербургских эстетов Серебряного века по праву считают Михаила Кузмина. Не отставала и белокаменная; многие сотрудники редакций журналов «Золотое руно» и «Весы» тоже имели полное право называться русскими денди.

    Театрализация жизни плавно перетекала в карнавал. В противоположность прозападной эстетствующей богеме приверженцы национальной идеи облачались в деревенские, а чаще в псевдодеревенские наряды. Поддевки, шелковые рубахи-косоворотки, сафьяновые сапожки, лапти и т.п. с удовольствием использовали Есенин, Клюев, Шаляпин, Горький. И западники, и славянофилы в начале века в одинаковой степени были подвержены желанию выразить в поведении свои эстетические принципы и таким образом преодолеть разрыв между жизнью и искусством.

    Серебряный век в России породил изрядное количество всевозможных кружков и собраний для избранных. Основатели «Мира искусства» начинали свой путь с организации кружка самообразования, они называли себя автодидактами. На первых встречах делались доклады на темы, связанные с развитием изобразительного искусства.

    Самым знаменитым и одновременно весьма таинственным собранием в Петербурге начала века были среды

    у Вячеслава Иванова – в легендарной башне. Один из наиболее глубоких мыслителей русского символизма Вяч.Иванов увлекался философией Ф.Ницше и был глубоким знатоком античной культуры; особенно его интересовали дионисийские мистерии (основной его труд на эту тему «Дионис и прадионисийство» был запоздало издан только в 1923 г.). Квартира Иванова, располагавшаяся на верхнем этаже углового дома по Таврической улице, над которой возвышалась башня, стала местом сбора художественной и литературной элиты символизма. Здесь часто бывали К.Сомов, М.Добужинский, А.Блок, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, Вс.Мейерхольд, С.Судейкин. Множество слухов окружало башню Иванова. Достоверно известно, что в ней устраивались дионисийские игрища с возлияниями и переодеваниями в античные одежды. Тут проходили спиритические сеансы, разыгрывались спектакли-экспромты, но главным были доклады и дискуссии по различным философским, религиозным, эстетическим вопросам. Вяч.Иванов и его единомышленники проповедовали грядущее откровение Святого Духа; предполагалось, что вскоре возникнет новая религия – третьего завета (первый – Ветхий завет – от Бога-Отца; второй – Новый завет – от Бога-Сына; третий – от Святого Духа). Естественно, что православная церковь осуждала такие идеи.

    Подобного рода кружки и общества были, пожалуй, во всех культурных центрах Российской империи; несколько позже они стали неотъемлемой частью жизни русской эмиграции.

    Еще один знак театрализации жизни Серебряного века – возникновение множества литературных и художественных кабаре. В Петербурге наиболее популярны были театры-кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», в Москве – «Летучая мышь».

    Организованный в 1908 г. Никитой Балиевым театр-кабаре «Летучая мышь» стал особенно знаменит в 1915-м, когда он обосновался в подвале известного небоскреба – дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Художник Сергей Судейкин расписал фойе, по его же эскизу сделали занавес. Этот театр-кабаре вырос непосредственно из веселых капустников МХАТа, где начинал актерскую карьеру Никита Балиев. Репертуар «Летучей мыши» состоял из театральных миниатюр, оперетт и вполне серьезных спектаклей. Жующая публика за столиками со временем была заменена зрителями в рядах кресел. Здесь отдыхал и развлекался артистический мир Москвы. В 1920 г. Балиев с лучшей частью труппы эмигрировал.

    Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль.

    Врубель
    1856 –1910

    «Шестикрылый серафим» – одна из последних работ Врубеля. Он писал ее в больнице, в тяжелом душевном состоянии. В своих последних живописных работах Врубель отходит от реализма в изображении фигур и пространства. Он вырабатывает совершенно особую, свойственную только ему мозаичность мазка, что усиливает декоративность пластического решения. Создается ощущение вибрации духовного света, пронизывающего всю картину.

    «Шестикрылый серафим», по-видимому, навеян знаменитым стихотворением А.С.Пушкина «Пророк». Картина воспринимается в одном ряду с «Демоном» и выводит к более поздним – «Голова Пророка» и «Видение пророка Иезекииля».

    Серов
    1865 –1911

    Среди мирискусников Валентин Серов был ближе всех к реалистической традиции. Пожалуй, он был самым значительным из русских портретистов Серебряного века. Он создавал портреты-картины, где персонаж представлен в активном взаимодействии с жизненной средой.

    Этому принципу соответствует и одна из лучших его работ последнего периода – портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Здесь все построено на симметрии и контрастах, приведенных, правда, в определенную гармонию. Так, голова и корпус портретируемой переданы очень объемно, а ноги даны силуэтом, почти плоским. Треугольник, в который вписана фигура, опирается на острый угол; рамы картин агрессивно нацелены на голову модели. Однако спокойное, абсолютно уверенное выражение лица, обрамленного огромной шляпой, как бы останавливает резкие движения предметов богатого интерьера. Судя по всему, Серов довольно иронично относился к портретируемой.

    Рерих
    1874 –1947

    Николай Рерих был не только художником, но и историком. Известен и его интерес к археологии. Это нашло отражение в его искусстве. Особенно интересовала художника славянская языческая древность и раннее христианство. Рериху близок духовный мир людей далекого прошлого и их способность словно бы раствориться в мире природы.

    Картина «Александр Невский поражает Ярла Биргера» – весьма удачная стилизация под старинную миниатюру. Определяющую роль в изображении играют контурные линии и локальные цветовые пятна.

    Баkст
    1866 –1924

    Лев Бакст больше, чем другие мирискусники, приблизился к европей-скому варианту модерна. Это хорошо видно в его работе «Ужин». Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета и плоскостность изображения свидетельствуют о влиянии на Бакста таких западных художников, как Эдвард Мунк, Андрес Цорн и другие.

    Борисов-Мусатов
    1870 –1905

    Во всех картинах Борисова-Мусатова находит выражение романтическая мечта о прекрасной гармонии, абсолютно чуждой современному ему миру. Он был истинным лириком, тонко чувствующим природу, ощущающим слиянность человека с природой.

    «Водоем», быть может, наиболее совершенное произведение художника. Все основные мотивы его творчества присутствуют здесь: старинный парк, «тургеневские девушки», общая статичная композиция, спокойный цвет, повышенная «гобеленная» декоративность... В образах героинь «Водоема» запечатлены сестра и жена художника.

    В своем шедевре Борисову-Мусатову удалось изобразить вневременное состояние. Обобщенно-нейтральное название «Водоем» вызывает образ всеобщего гармоничного природно-человеческого единства – неразделенности, а само изображение превращается в знак, требующий молчаливого созерцания.

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

    Специальность – менеджмент организации

    Специализация

    Учебная группа

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине: культурология

    на тему: ««Серебряный век» в русской культуре»

    СТУДЕНТКА И.В.Журавлева

    РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________

    Москва 2006г.

    Введение.............................................................................................3

    Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5

    1.1.Наука.............................................................................................5

    1.2.Литература...................................................................................7

    1.3.Театр и музыка............................................................................9

    1.4.Архитектура и скульптура......................................................11

    1.5.Живопись....................................................................................13

    Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16

    Заключение.......................................................................................19

    Список используемой литературы...............................................21

    Введение

    «Серебряный век» в русской культуре, хоть и оказался удивительным коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он оставил свой след в истории России. Я считаю эту тему актуальной, так как за этот период русская культура сумела достигнуть мирового уровня. Культура России «серебряного века» отмечена высоким развитием, многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин своей страны должен знать о ее культуре.

    Великие потрясения, которая пережила наша страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами.

    Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи. В науке наблюдаются различные достижения и открытия мирового значения. В литературе появлются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают высшего уровня среди других стран. Появляются великолепные композиторы. Стоит также обратить внимание на величайших русских скульпторов: Трубецкой, Коненков, Эрьзи, которым удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния. Необходимо познакомиться с творчеством «мироискусников», которое связано с возрождением книжной графики и искусства книги. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который имел народные корни, опираясь на передовую промышленную базу, и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. «Модерн» можно и сегодня найти в любом старом городе. Стоит только присмотреться к закругленным окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решеткам какого-либо особняка, гостиницы или магазина. «Серебряный век», прежде всего, включает в себя духовное явление: русское религиозное возрождение начала ХХ века. Поэтому я хочу во второй главе своей работы изучить и проанализировать религиозный «ренессанс». Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А.Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом». Соловьев, Бердяев, Булгаков и другие крупные философы оказали сильное, порой определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Особенно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.

    Теперь необходимо решить все поставленные мною задачи, тем самым я смогу выполнить цель в своей курсовой работе.

    Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре

    Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название "серебряный век" является поэтиче­ским и метафорическим, не строгим и не определенным. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала XX века. Российская культура в условиях развития страны начала ХХ века приобрела значительный размах и ряд новых направлений. В России произошел подъем в области образования: росло число учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Теперь более подробно рассмотрим то, что происходило во времена «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

    1.1.Наука

    Во второй половине XIX – начале ХХ в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

    В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М.Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г.Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания). Золотой медали был удостоен А.С.Попов за изобретение электрической связи без проводов (радио). П.Н.Лебедев подтвердил электромагнитную природу света. Н.Е.Жуковский создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

    Таким образом, мы рассмотрели основные достижения в развитии науки «серебряного века».

    1.2.Литература

    Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в культурной жизни страны.

    Реалистическое направление в русской литературе на рубеже ХХ в. продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Палата №6», «Ионыч», «Дом с мезанином»), И.А.Бунин («Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.Горькому.

    В литературе появляются модернистские направления : символизм, акмеизм, футуризм.

    Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже XIX и ХХвв. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В.Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч.Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А.Белый увлекался Вл.Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

    Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).

    Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский), пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.

    В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» - высшая степень чего-либо). Основоположниками акмеизма считаются Н.С.Гумилев (1886 – 1921) и С.М.Городецкий (1884 – 1967). Акмеисты в отличие от символической туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с ним они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. Теоретической основой оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич). Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей громкую известность.

    Одновременно с акмеизмом в 1910-1912гг. возник футуризм , распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

    Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М.Волошин (1877-1932), М.Цветаева (1892-1941).

    Вывод: в литературе «серебряного века» появились модернистские направления: символизм, акмеизм и футуризм.

    1.3.Театр и музыка

    Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX века было открытие в Москве художественного театра (1898г.), основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. В первое время новому театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей. За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль замечательных актеров (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книпер-Чехов и др.). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-1912гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 году Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ. Один из реформаторов русского театра А.Я.Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара. Русский театр XIX в. – это преимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль.

    Влияние Московского Художественного театра в те годы распространялось и за пределы драматической сцены. На оперных подмостках появилась плеяда замечательных «поющих актеров» - Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли, как первоклассные актеры. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С.П.Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913), ставшие триумфом русской культуры. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиц – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Представители «Могучей кучки» (М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и др.) и другие русские композиторы (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и др.) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале ХХ в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н.Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

    Вывод: во второй половине XIX в. наша музыка получила всемирное признание и занимает место в семье европейских культур. На первые годы ХХ века приходится расцвет русского театра.

    1.4.Архитектура и скульптура

    Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля «модерн» (с конца XIX в.до начала мировой войны). Мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. Выпуклые стекла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток – все это пришло в архитектуру из «модерна». В творчестве Ф.О.Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве,1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер.,1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Для раннего «модерна» было характерно стремление к стихийности, погруженности в поток становления, развития. В позднем «модерне» стало преобладать спокойное «апполонистическое» начало. В архитектуру вернулись элементы классицизма. В Москве по проекту архитектора Р.И.Клейна были построены Музей изящных искусств и Бородинский мост. В это же время в Петербурге появились здания Азовско-донского и Русского торгово-промышленных банков.

    Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Эклектика – разнообразие направлений и смещение стилей. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866-1938). Уже в первых работах скульптора проявились черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Младшим современником Трубецкого был С.Т.Коненков. Ему удалось ввести в скульптуру народные мотивы, которые, прежде всего, находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства. С.Ф.Нефедов-Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые материалы, как цемент и железобетон.

    Вывод: век «модерна» был очень коротким, но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.

    1.5.Живопись

    На рубеже XIX-ХХ веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная четкость лица. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра . Художники этого направления: А.П.Рябушкин, А.В.Васнецов, М.В.Нестеров. Импрессионизм , как направление, представлен в работах таких художников, как И.И.Левитан («Березовая роща», «Март»); К.А.Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж»). Центральная фигура искусства рубежа веков В.А.Серов («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Представителями живописного символизма являлись М.Врубель и В.Борисов-Мусатов. М.А.Врубель был разносторонним мастером. Он с успехом работал над монументальными росписями, картинами, декорациями, рисунками для витражей. Центральный образ творчества Врубеля – Демон («Демон сидящий», «Демон подверженный»). В.Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир. Его творчество – одно из самых ярких и масштабных явлений. На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства». Художники этого направления: К.А.Сомов, Н.А.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, С.П.Дягилев и др. «Мироискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями. Их беспокоило, что искусство вытеснялось и становилось достоянием небольшого круга «избранных». С творчеством «мироискусников» связано возрождение книжной графики, искусства книги. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники вводили в книги заставные листы, затейливые виньетки и концовки стиля «модерн». Пришло понимание того, что оформление книги должно тесно быть связано с ее содержанием. Художник-оформитель начал обращать внимание на такие детали, как формат книги, цвет бумаги, шрифт, обрез.

    В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян). «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи – плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений.

    Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место.

    В 1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления – М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, М.З.Шагал, П.Н.Филонов. К этому времени относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В.В.Кандинский и К.С.Малевич.

    Таким образом, необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

    В целом достижения русской культуры «серебряного века» получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Отечественная наука обогатилась рядом достижений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. Развивается творчество художников, создаются их объединения. Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Обогащается музыкальное искусство. Драматический театр переживает период расцвета. В отечественной литературе зародились новые художественные формы.

    Культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

    Особенных высот достигла религиозная философия, давшая всему периоду название философского ренессанса, с которым мы познакомимся в следующей главе моей курсовой работы.

    Глава 2. Русский «ренессанс»

    «Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала ХХ веков.

    Культура рубежа веков реабилитировала политическую «безыдейность», этическую неопределенность, творческий индивидуализм и духовное избранничество, осужденные в свое время представителями русской демократической культуры. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век метафорически – русским «культурным ренессансом». Помимо прочего, в это название включалось и представление о ренессанской полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме. Эта характеристика русского культурного Ренессанса много дает для понимания глубинных закономерностей самой эпохи Серебряного века, приведшей Россию к революции.

    Сторонники религиозного Ренессанса увидели в революции 1905-1907гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Наступление культурного Ренессанса противоречило любой рационалистической логике и нередко оправдывалось лишь духовным избранничеством самой русской культуры. Продолживший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Н.Бердяев характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, как трудную борьбу «людей ренессанса» против «суженности сознания» традиционной интеллигенции. Вместе с тем это было возращение к творческим вершинам духовной культуры ХIX века.

    Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев – Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким идр. Вышедший в 1909 г. сборник статей видных философов «Вехи» остро поставил вопрос о ценностях русской интеллигенции, осмысления путей дальнейшего развития России.

    Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь философией, а, также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы.

    Условием создания интегративного стиля культуры и достижения культурного синтеза на рубеже XIX-ХХ вв. было отталкивание от дифференцирующих тенденций предшествующей эпохи, переосмысление или отвержение фактов, ограничивающих свободу творчества и творческой личности. В их числе Бердяев упоминает социальный утилитаризм, позитивизм, материализм, а также атеизм и реализм, значительно схематизировавшие философское, нравственное и эстетическое миросозерцание русской интеллигенции второй половины XIX в.

    На первый план культуры стали выдвигаться задачи:

    Творческого самосознания художников и мыслителей этого времени;

    Творческого переосмысления и обновления ранее сложившихся культурных традиций;

    Русской демократической общественной мысли: при этом демократическому наследию противопоставлялись, в основном, элитарные концепции культуры, выдвигавшие на первый план творческую личность и индивидуальное творчество – в сфере искусства, философии, науки, морали, политики, религии, общественной жизни, житейского поведения и прочее, т.е. любых ценностей и норм;

    Что же касается самих принципов русской демократической культуры, то деятели культуры Серебряного века довольно последовательно противопоставляли вульгарно трактуемому материализму – осознанный идеализм, атеизму – поэтическую религиозность и религиозную философичность, народности – индивидуализм и личностное мировосприятие, социальному утилитаризму – стремление к отвлеченной философской Истине, абстрактному Добру;

    Официальных канонов православия, которому противопоставлялась «творчески понимаемая» религия – «новое религиозное сознание», софиология, мистико-религиозные искания, теософия, «богоискательство»;

    Устоявшихся школ в искусстве – классического реализма в литературе, передвижничества и академизма в живописи, кучкизма в музыке, традиций социально-бытового реализма Островского в театре и т.п.; традиционализму в искусстве противопоставлялся разнообразный художественный модернизм, включающий формально-художественное новаторство, демонстративный субъективизм.

    Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.

    Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на вопросы российской действительности, пытаясь соединить несоединимое материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

    Заключение

    В заключении хотелось бы сказать, что проделанная мной работа, полностью соответствовала поставленным во введении целям и задачам. В первой главе я рассмотрела и проанализировала «серебряный век» в русской культуре, а именно в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и в живописи. Во второй главе мы ознакомились с культурным «ренессансом»,

    Период с конца XIX века до начала Мировой войны вошел в историю как «серебряный век русской культуры». Мы узнали, что «серебряный век» имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются процессы, которые приводят к формированию типа массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Уходили в прошлое жизнеподобная опера, жанровая живопись. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, живопись, новый балет, театр, архитектурный модерн. Начало ХХ века отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства. В живописи большое значение имело объединение «Мир искусства», ставшее художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М.А.Врубель, М.В.Нестеров и Н.К.Рерих. Важной чертой развития культуры «серебряного века» является мощный подъем гуманитарных наук.

    В России в начале ХХ века был настоящий культурный «ренессанс». Россия пережила расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. Религиозные искания признаются теперь не только не опровергаемыми наукой, но даже подтверждаемыми ею; сближается религия с искусством: в религии усматривается ее творческая и эстетическая природа, а искусство предстает как символический язык религиозно-мистических откровений. Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, С.Н.Трубецкой, Г.П.Федотов, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др. – во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе. В художественной культуре русского «ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений. «Серебряный век» завершился массовым исходом его творцов из России. Однако это не разрушило великую русскую культуру, развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые тенденции истории ХХ века.

    Самое важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Русская культура все более и более являет миру себя и открывает мир для себя.

    Список используемой литературы

    2) Балакина Т.И. «История русской культуры», Москва, «Аз»,1996

    3)Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000

    4) Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.1996

    5) Кравченко А.И. Учебник по культурологии, 2004.

    6)История и культурология. Учебное пособие под ред. Н.В.Шишковой. – М: Логос, 1999

    7)Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала ХХ века: хрестоматия, 2001

    8)Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.

    9)Ронен Омри. Серебряный век как умысел вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4

    10)Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.


    П.Н.Зырянов. История России XIX-начало ХХ вв., 1997г.

    А.С.Орлов, В.А.Георгиев. История России с древнейших времен до наших дней, 2000г.

    Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков. История России с древнейших времен до наших дней, 2005г.



    Вверх