" Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Описание реальных исторических событий, лежащие в основе повести «Тарас Бульба Сообщение историческая основа повести тарас бульба

Историческая и фольклорная основы повести.

Тема урока: Историческая и фольклорная основы повести.

Цели урока:

1) обучающая : сформировать у учащихся представление о Гоголе, найти основную идею повести, раскрыть исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса Бульбы и его современников;

2) развивающая : развитие аналитического мышления, умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя; формирование навыков анализа эпического произведения;

3) воспитывающая: воспитание любви к Отечеству.

Тип урока : вводный урок

Внутрипредметные связи : с российской историей XVII в.

Оборудование: мультимедийнаяпрезентация

Методы и приемы работы : репродуктивный метод (слово учителя, устный опрос), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)

. ХОД УРОКА:

I. Оргмомент (2мин)

II . Объяснение нового материала (15 мин)


  • Слово учителя
Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Россия с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий русские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Часть исконных земель киевской Руси была захвачена Великим княжеством Литовским, а позже Речью Посполитой. Польские власти пытались покорить и ополячить украинский народ. Повсюду насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его веру, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на Юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». ТАК ВОЗНИКЛО КАЗАЧЕСТВО.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких «чайках» запорожцы смело пересекали море и «шарпали» берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице - Стамбулу. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Летописец Грабянка приводит любопытное изречение «солтана туркского»: «Когда окрестные панства на мя восстают, я на обидве уши сплю, а о казаках мушу единым слухати» .

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Гуня, Остраница.

Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. ОСТРАНИЦА упоминается в «Тарасе Бульбе». Он возглавил «несметную казацкую силу» из восьми двенадцатитысячных полков, под знамена которых встали прибывшие от низовья днепровского до его верховий. И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя «Гетьман».

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпели поляки до Богдана Хмельницкого. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, «своевольной Республикой», откуда разливалась «воля и казачество на всю Украину».

«Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих - поляков; в Украине не проходит семи или осьми лет без бунта», - так писал иностранный наблюдатель, проживший более семнадцати лет на Украине, на польской службе, в качестве старшего капитала артиллерии и королевского инженера, француз по национальности Гильом ле Вассер де Боплан. Далеко не беспристрастному свидетелю удалось верно подметить накал той борьбы, которую вел украинский народ против своих угнетателей.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛЕГЛО В ОСНОВУ «ТАРАСА БУЛЬБЫ».

Вопросы:


  • Какие исторические события легли в основу повести?

  • К какому времени относятся события описанные в повести?

  • Какова роль развернутого исторического отступления автора?
III Вопросы к первой главе (20 мин)

  • Найдите в первой главе черты исторического времени, воссозданного автором на основе документальных источников. (Учащиеся читают отрывок со слов «…тяжелый 15 век на кочующем углу России…» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность»)

  • Какую лексику использует автор для того, чтобы передать атмосферу времени и обстановки, определяющих судьбу русских людей? (Используются глагольные ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия, неукротимая, широкая и т.д.)

  • Обратите внимание на незнакомые слова, определите их значения: уния, рада, магнат, шляхта, сенат, хорунжий, латник, курень, кошевой атаман, есаул, жупан, свита, казакин и т.д.

  • Почему на ваш взгляд автор допускает распространенное отвлечение на историческую тему? (Для писателя важно подчеркнуть, что борьба казачества ведется за национальную независимость, за утверждение православной церкви, против того, чтобы уводились в плен и продавались в рабство мужчины, женщины, дети.)

  • Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем они проявляются?В чем вы видите различия?

  • Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы изображаются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.
IV Информация о домашнем задании (3 мин) 1. Прочитать повесть до конца.

«Здесь были те, – пишет Гоголь в «Тарасе Бульбе», – которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа. И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми – все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего – охотничьим и рыболовным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику Коша, или общины, – кошевому атаману. Таково было административное устройство Сечи. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки.

В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. Непрерывно усиливавшаяся польская шляхта пыталась со своей стороны не только отторгнуть Украину, но и одновременно закабалить Литву. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». Так возникло казачество. Прекрасно сказал Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм – вот черты характера этих людей.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Я ИДУ НА УРОК

Анна ПОПОВА,
г. Белогорск,
Амурская обл.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Главный герой повести - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени

Цели урока. Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях и традициях Запорожской Сечи. Проанализировать образ главного героя, опираясь на 1-ю и 2-ю главы.

Оформление. Карта, схема, иллюстрации к повести, декорация около доски: плетень, около него подсолнухи, ветка яблони с плодами.

Ход урока

Под музыку «Славянского танца № 2» А.Дворжака звучит текст повести со слов “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы…” до слов “...его вышибло из народной груди огниво бед”.

Учитель литературы. Прежде чем ступить на тропу познания, вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина - это и твой род, родные, родители, прародители - твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли - России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории Родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на уроке. (Читается эпиграф.) А теперь в путь познания.

Учитель истории. Никто точно не знает, откуда пошло слово “казак”. Большинство учёных считают, что оно тюркского происхождения и означает “вольный человек”. Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зак” - “межа”, “граница”, “рубеж”, то есть “казак” - “защитник границы”.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году.

Появление же вольного казачества учёные относят к XVI веку.

Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в XVI веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. (Работа с картой.) Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных по берегам рек и на островах. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге.

В 40-е годы XVI века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь.

(Театральная заставка. Инсценирование эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями.)

Учитель литературы. Узнали героев повести? Давайте понаблюдаем, какими средствами писатель создаёт образ далёкой эпохи. (Учащиеся зачитывают описание светлицы, костюмов, обычаев и нравов того времени.) Как описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки, привязанности? (Ответы учащихся.)

Учитель истории. Вы, наверное, обратили внимание на своеобразный наряд героев? Прослушайте небольшое сообщение из истории костюма.

Сообщение ученика. Казаки носили широкие шаровары на учкуре, то есть на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха -“трухменка”, суконный верх которой свисал в виде клина.

Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос - чуб.

Вооружение казаков было разным, ружья и пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами.

Учитель истории. В начале XVI века западные и юго-западные земли Руси - Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой. Началось насильственное ополячивание этих земель, некогда входивших в Киевское государство. Повсеместно насаждались польские законы, польский язык, нравы и обычаи. Дворяне размежевались на богатых “магнатов” и мелкопоместную “шляхту”.

Поляки-католики во главе с королём Сигизмундом III в 1596 году силой навязали православной Украине “унию” - соединение Православной и Католической Церквей под властью Римского папы. После этого началось открытое преследование православных.

Работа со схемой

Казак

Казаки делились на городовых и низовых. Запорожские казаки жили вольной, но вместе с тем довольно суровой жизнью. Большую часть времени они проводили в походах. Военная добыча, которую они захватывали, являлась одним из источников их существования. Казаки действовали из засад, атаковали лавой. Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука. Главным идеалом юношей становилась свобода родной земли.

Учитель литературы. В центре повествования главный герой - Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: «Главный герой повести - Тарас Бульба». Но в чём видит он смысл жизни? Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках? Это предстоит выяснить и сформулировать краткое выражение основного вывода, доформулировать тему урока.

Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Заполнение таблицы

Работа с иллюстрациями

  • Что вы видите на иллюстрациях?
  • Что главное в герое подчёркивает художник?
  • Как относится к нему автор?

По мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою: “В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать о женщине, о любви, не изведав битвы”. Тарас - символ Малороссии. Все качества, которыми Гоголь наделяет своего героя, присущи и товарищам Тараса. Они присутствуют во всём русском народе, они типичны.

Сделайте вывод: каких людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Ответы учащихся.)

Допишем тему урока: «Тарас Бульба - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени».

Учитель истории. Своеобразие повести в широком изображении Запорожской Сечи, в создании героических характеров, в показе народа как активной силы, определившей исход битвы против панской Польши.

Учитель литературы. Вернёмся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.

Почему так важно знать и любить своё прошлое? (Ответы учащихся.)

Подтверждением могут служить слова замечательного человека, талантливого литератора и историка и государственного деятеля Н.М. Карамзина (открывается вторая половина доски) : “История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)

Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.

Подведение итогов урока. Мотивированное выставление оценок.

Домашнее задание. Дать нравственную оценку главного героя повести.

Разработка урока по литературе для 7 класса.

Тема : Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

    Образовательные : познакомить учащихся с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, показать актуальность и современность данной темы, используя технические средства на уроке;

    Развивающие : умение опираться на законы жанра в процессе постижения авторского замысла; развернуто обосновывать суждения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; развитие аналитических коммуникативных способностей учащихся;

    Воспитательные: воспитание культуры речи, культуры чувств; уважения к русской литературе, культурам других народов.

    Коррекционные: развитие монологической и диалогической речи, устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность, расширение круга представлений об окружающей жизни, развитие эмоциональной сферы (музыка, прослушивание текста в исполнении актеров и т.д.)

Ход урока.

Так вот она - Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают те гордые и крепкие, будто львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!

I . Организация учащихся к уроку. Выполнение комплексных упражнений (релаксация, тихо играет музыка).

    Расслабиться, не напрягаться.

    Мягко, не спеша, выпрямить спину без усилий.

    Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.

    С закрытыми глазами смотреть только прямо перед собой. Голову держать легко, без напряжения и усилий.

    Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны головы: вперед к груди-3 раза, запрокинуть- 3 раза, к правому плечу- 3 раза, к левому плечу- 3 раза.

    Плечи опущены, руки и ноги расслаблены.

Сейчас нам надо сбросить усталость, напряжение. А самое главное- постараться ни о чем не думать, для того чтобы наше занятие прошло по-новому для каждого из нас спокойно, интересно, без скуки и усталости.

II . Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы проводим необычный урок, интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Проведем его на материале повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вам было задано опережающее задание: собрать материал об исторических и фольклорных источниках повести.

Класс мы распределили по группам (на партах таблички: историки, этнографы, литературоведы ). Словарная работа: этнограф- специалист по этнографии. Этнография- наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.

Пусть каждая группа сформулирует цели.

III . Работа над новым материалом и реализация индивидуальных заданий.

Сообщение целей каждой группы.

Историки: наша цель - дать характеристику эпохи периода середины 17 века, рассказать об исторической основе повести «Тарас Бульба».

Этнографы: мы расскажем о быте, обрядах и обычаях людей, живших в то далекое время.

Литературоведы: наша цель – показать, как эта эпоха отразилась в художественном произведении.

Мы поможем ответить на вопросы, интересующие вас.

(На экране высвечиваются вопросы)

    Почему писатель обратился к столь давним временам? Как и для чего использовал Гоголь в своей повести исторические события? (историки)

    К какому времени относятся события, изображенные Гоголем в повести «Тарас Бульба»? Действительно ли они происходили? (историки)

    Кто такие казаки? Почему они называются запорожцами? (этнографы)

    Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи? (этнографы)

    Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь, изображая запорожских казаков? (литературоведы)

    Есть ли сходство между Тарасом Бульбой, запорожцами и героями былин? ? (литературоведы)

Сообщения учащихся.

Историки:

    Интерес к украинской истории возник у Гоголя в 1833-1834 годах. Он собирался написать научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы писателем в работе над «Тарасом Бульбой» и намечены темы, которые получили развитие в повести: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Для повести «Тарас Бульба» Гоголь пользовался сочинениями по истории, быту и нравам украинского казачества, опирался на фольклор... Но еще больше пользовался Гоголь для этой повести украинскими песнями. Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный, и текст прямо просится на переложение в былинный стих. Я думаю, обращение к прошлому помогало понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

    События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV - XVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной зависимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Монгольское нашествие середины XIII века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке оказались под игом ордынских ханов, а земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния (объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказывался принять унию. Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки. Найдите в тексте главы 1 повести черты исторического времени. Назовите лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей? (стр.70). (глаголы: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д., эпитеты: первобытная Россия (неукротимая, широкая)). Стр.176.

Вывод: это было время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека.

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма (с каждой хаты).

Зрительная гимнастика.

Этнографы:

    Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась «казацкая республика». Особенности быта и характера казаков показаны уже в первой главе . Как Бульба сам выбирал для детей своих лучшие убранства (Стр.178-179), интерьер и предметно – бытовая деталь: описание светлицы Бульбы (Стр.173: «на самом видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в третьем-четвертом ряду полок. Все в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Вывод: Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход. Военное дело он считает главным, в мирное – полюбил разгул) , «спать на дворе» (открытое пространство выступает как средство изображения героя-богатыря в былинных традициях; мотив воли сопровождает повествование на протяжении всего развития действия: степь (пейзаж)(природа выступает средством изображения широкого русского характера: «зелено-золотой океан», «девственная пустота», «неизмеримые волны растений» и т.д.; сечь, ничем не защищенная, главные события происходят на открытом пространстве, неприязнь к закрытому пространству, оседлости), физический облик запорожцев («дюжий», «лев», «рыцари»), разгулы, пляски).

    Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему отечеству. Самое главное для них – чувство товарищества. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (за кражу, за невыплату долга, за убийство). Обычное состояние Запорожья – беспрерывные битвы. Казаки моментально переходят от бешеного разгула, веселости к готовности биться не на жизнь, а на смерть. (3 глава).

    Звучит гимн русских казаков.

Литературоведы:

    Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей.

Мастерски изображая жизнь запорожских казаков и самих запорожцев, Гоголь использует такое художественное средство как художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. Также я обратила внимание на точность, конкретность изображения природных явлений, на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи.

Изобразительно – выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола (примеры). Гипербола – троп, типичный для былинного жанра. Автор широко использует гиперболу для усиления впечатления, для заострения образа. Могучие, сильные характеры, изображенные Гоголем, соответствуют характерам эпических народных героев.

С Гоголем был согласен и художник И.Репин. Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев». Сравните: Н.В.Гоголь работал над повестью 9 лет. О чем это говорит? В чем созвучность продолжительной работы над произведениями художника и писателя. Это говорит о том, что оба художника придавали большое значение своим произведениям. И писатель Гоголь, и художник Репин изобразили в них свой народ, которым гордились и захватывались, видели в запорожцах мужественных и веселых людей, своих пращуров и единомышленников. В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» - одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова.

Несмотря на свою динамичность, композиция полотна очень уравновешенна. На переднем плане полотна мы видим запорожских казаков, собравшихся за наспех сколоченным столом, для сочинения своего послания. Часть фигур живописец «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна. На заднем плане – на фоне широкой степи палаточный городок, костры…

В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура… И сколько в сюжете и в композиционном решении картины изобретательности, народного юмора, вкуса!

Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание. Улыбчивый писарь, лукаво прищуриваясь, строчит на листе бумаги смелые словечки, которые подсказывают ему товарищи. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. И безудержным весельем искрится полотно, далеко по степи слышится смех – от тоненького хихиканья до громоподобного хохота. В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплоченность и великая сила товарищества.

В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства.

IV . Рефлексия. Что нового узнали?

Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут яркие, сильные и прекрасные люди, а в другом мелкие, ничтожные? Суровая эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Но могут ли они быть в настоящем? Этот вопрос писатель задает и себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает нам мысль: герои Запорожской Сечи – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу. Значит, это произведение о прошлом, настоящем и будущем. Вот почему, многие произведения об этой эпохе теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы.

Серая и невыразительная действительность жизни на Украине в первой половине XIX века совсем не вдохновляла воображение великого таланта, бурлившего в душе Николая Васильевича Гоголя. Писателя, украинца в душе, больше интересовало прошлое. Его полностью охватили времена, когда Украина жила бурной, наполненной историческими событиями, жизнью. Это были часы зарождения вольного украинского казачества, когда жизнь каждого казака без остатка была переполнена борьбой за свободу, отечество и веру христову.

Так возникла идея написания небольшого, но емкого эпического произведения из жизни украинского казачества конца XV века. Гоголь пишет яркую историческое повествование «Тарас Бульба». Вся суть художественных образов и действующих лиц, выведенных на страницах произведения - это настоящие, почти былинные казаки-герои, возвышающие душу читателя.

Гоголь - исследователь украинской древности

Будучи художником и поэтом, Гоголь, как никто, сумел воодушевиться песнопениями и сказаниями народа Украины. Именно такая среда повлияла на формирование духа украинского казачества. С другой стороны, Гоголя сполна можно назвать историком-исследователем украинской «давныны». И это занятие для него было очень органичным. Еще юношеские исторические опыты писателя Гоголя показывают, насколько глубоко и проникновенно его интересовали почти мистические образы того же пана Данилы в повести «Страшная месть» или пана Чуба в сказочной повести «Ночь перед Рождеством».

Будучи образованным человеком своего времени, Гоголь добросовестно изучил все первоисточники, повествовавшие о великом прошлом. А это были и труды ученых, и народные произведения, и записи современников. Но, в первую очередь, его интересовала Запорожская Сечь. Вот так источник для исторического, героического и художественного осмысления прошлого своей родины. Гоголь, романтик по душе, не мог пройти мимо такой глубокой исторической темы.

Идея написания повести

По словам самого Гоголя, замысел написания «Тараса Бульбы» возник в одночасье. Незадолго до этого Николай Васильевич закончил писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» - программное этническое произведение о жизни простых людей милой ему Украины. После этого он берется за написание исторического цикла под названием «Миргород». Часть первая этой эпопеи как раз и состояла из двух повествований - «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики». Их напечатали в 1835 году. Такая вот историческая основа повести «Тарас Бульба».

Главным героем задуманной повести становится пожилой уже казак, отец двух прекрасных сыновей, полковник войска запорожского - Тарас Бульба. Именно в нем автор олицетворяет лучшие качества запорожского казака конца XV века. Сама же повесть по жанру, без сомнения, историческое произведение. В ней присутствует широкая многоплановость как бытовых, так и батальных сцен с описанием огромного количества действующих лиц.

Сюжет повести

Историческая основа повести «Тарас Бульба» подтверждается и самим сюжетом этого литературного шедевра. Повествование начинается весело и красиво. В дом к родителям приезжают два бывших бурсака. Отец бурсаков, бывалый казак Тарас Бульба, с ходу устраивает уже взрослым сыновьям испытание, проверяя их поведение в бою. Будучи настоящим казаком, отец стремится, чтобы и сыновья переняли от него храбрость и воинственность. Поэтому сразу по приезду сыновей они все вместе отправляются в Запорожскую Сечь, несмотря на запреты матери.

Читая-перечитывая сцены перемещения Тараса Бульбы и его сыновей до Сечи, понимаешь, что Гоголь просто отдыхал душой, когда писал это произведение. Какое колоритное описание степи, природы, жизни, быта и настроения казацкого товарищества! Размах творческой жилки Гоголя в этой небольшой по объему повести грандиозный. В образах действующих лиц повести автор сумел воплотить весь эпохальный момент войны и истории всего народа Украины.

Осада крепости

Историческая основа повести «Тарас Бульба» достаточно точно раскрывается в эпизодах, где описана осада крепости Дубно. Именно в этих сюжетах проверяется историческая особенность «Тараса Бульбы» и главных действующих лиц повести. Поначалу Тарас Бульба вместе со своими сыновьями сражаются отважно. Отпрыски ведут себя очень смело, но уже на подходе главное испытание их характеров. Славный казак Тарас гордится своими сыновьями. Да и сам он верен своему главному предназначению защитника родной земли и веры православной.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба в истории запорожского казачества очень органичен. Он наделен конкретными историческими чертами и полностью соответствует сути героя эпохи Гетманщины в Украине. Исторические события в повести «Тарас Бульба» раскрывают все особенности характера этого необыкновенного казака. В постоянной и напряженной борьбе и в поступках Бульбы, как в зеркале, отражаются времена славного былого Украины.

Казацкий полковник Тарас Бульба. Исторические личности, подобные ему, вышли на авансцену в то время, когда на всей территории Приднепровья шли ожесточенные освободительные войны. Это было грандиозное время, когда борьбу с ненасытными ляхами и неудержимыми монголо-татарами вело одно украинское казачество - главная военная и духовная сила Гетманщины.

Образ запорожского казачества

Художественной доминантой повести является романтизированный Гоголем образ жизни запорожского казачества. С этой точки зрения как бы ставится под сомнение сама историческая основа повести «Тарас Бульба». Но это далеко не так. Историческое проникновение в сюжет повести приводит к осознанию того, что Гоголь в данном случае выступает как слагатель новой оригинальной былины о неповторимых характерах и славных подвигах наших далеких предков-казаков.

Духовная основа образа Тараса Бульбы величественна, прежде всего, своей глубокой и осознанной жертвенностью. Тарасу по судьбе выпадает пронести четвертную жертву за честь своего казацкого рода, которая в своей масштабности перетекает в жертву за нацию и веру. Сюжетная суть этой жертвенности очень жестокая: отец собственной рукой убивает сына Андрея, совершившего предательство. Тот же отец принимает геройскую смерть другого сына-богатыря Остапа, а затем и смерть дорогой жены и матери его сыновей. На наших глазах отец, муж и воин Тарас превращается в тот дух, который всей своей силой противостоит врагам родной земли и веры.

Исторические личности

Гоголь не ставил перед собой цель описать конкретные исторические личности в повести. Он был увлечен не ними, а общим образом героев освободительного движения Украины в конце XV века. Историческую основу повести Тарас Бульба» автор подчеркивает в главе двенадцать: «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою».

Именно в строках повествования «Тараса Бульбы» отражено мощное и безудержное стремление народа Украины отстоять свою независимость и волю. Через исторические века Николай Васильевич Гоголь обращается ко всем братьям-славянам со страниц своей бессмертной повести.

Тарас Бульба - истинный патриот своей земли

Настоящий дух патриотизма пронизывает всю повесть, подчеркивая драматические события. Тарас Бульба - герой, которому не свойственны колебания. Он - воин-патриот и считает своим высшим долгом служение отчизне. Он мужественный и бесстрашный защитник своей земли и веры. Даже последние мгновения жизни Тараса переполнены истинной любовью к своим собратьям по борьбе и вере.



Вверх