Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм. Сочинение: «Что значит быть патриотом»

Если вас спросят: "Что значит быть патриотом?", вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот - это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Повзрослев, многие из нас понимают понятие «патриотизм» несколько по-разному.

Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: "Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде".

К сожалению, многие молодые люди часто путают преданность родине с национализмом. Ведь, по сути, национализм - это деятельность определенной части людей, которые борются зачастую с несуществующими врагами. Утверждения о том, что одна национальность имеет превосходство над другой, не имеют ничего общего с понятием «патриотизм». Нацию образуют не отдельные граждане, а народы. Единство на уровне нации зиждется на солидарности как этической, так и межэтнической.

Как воспитать патриотизм?

Некоторые считают, что любовь к народу и родине - чувства инстинктивные. Другие - что врожденного чувства патриотизма не бывает как такового, его лишь можно развить в человеке. Как всегда, истина где-то посередине. Каждый человек не рождается «чистым листом», который только бери и заполняй. В советское время детям еще с пеленок навязывали чувство патриотизма. Любовь к родине в то время считалась важнее, чем любовь к родителям, жене и детям. Пропаганду патриотического духа можно было встретить везде: в кино, на работе и даже на улицах. А все ли, рожденные в Советском Союзе, являлись патриотами? Внешне люди старались походить на преданных граждан страны, а вот патриотами в душе были единицы.

Еще более печальный пример - нацистская Германия. В то время в ней вместо граждан, свято преданных государству, присутствовала лишь податливая биомасса.

Так может, дело именно в том, что чувство полного единства с родиной невозможно навязать? можно пробудить, но никак не создать искусственным путем. Что значит быть патриотом, каждый решает для себя сам. Приходят к этому люди тоже по-разному: одни через искусство, другие - через религию, третьи - через историю, четвертые - после службы в армии. В общем, сколько людей - столько и способов.

Конечно же, ребенка необходимо приобщать к ознакомлению с историей, литературой и культурой его государства. Только так он может определить, что значит быть патриотом именно для него. Потому что большинство людей слово «патриотизм» определяют неоднозначно. Самые популярные ответы граждан такие:

Любовь к родине;

Защита Отечества;

Верность стране;

Соблюдение законов.

Наверное, все они правы. Все перечисленные понятия в комплексе и обрисовывают отчетливый образ патриота. Хотя, прежде всего, любовь к своему краю должна жить в сердце.

Если ваша душа отзывается, когда играет государственный гимн, если вы искреннее болеете за национальную спортивную команду, даже когда в ней играют бездарные игроки, если вы находитесь далеко за пределами своей страны, но поете ребенку колыбельную на родном языке, знайте: вы самый настоящий патриот и достойный житель не только своего государства, но и всей планеты!

9 мая вся Россия отмечает великий праздник - день победы. Едем в машине. Слушаем радио. В передаче рассказывается о проведенном в честь праздника опросе среди населения. На вопрос «Что означает быть патриотом?» большая часть людей ответила, что это значит, что надо верить в то, что Россия - великая Держава. И меньшая часть опрошенного населения добавила, что надо знать хорошо историю своей страны. И я тут крепко призадумалась на заданную тему - что же все-таки означает быть патриотом своей страны. Мы много лет, начиная с 17 года, жили за «железным занавесом» и честно верили, что «мы впереди планеты всей», и что у нас самая лучшая в мире, справедливая и великая страна. И что же стало выясняться, когда началась «перестройка» и открыли и архивы, и сам железный занавес? Что экономика страны находится в достаточно отсталом положением, за исключением ряда отраслей типа «оборонки». Что уступают нам по уровню жизни разве что африканские страны. И так далее и так далее и так далее … Нас давно приучили к мысли, что «управлять страной может и кухарка». Поэтому большинство населения страны исторически привыкло знать ответы на все вопросы, начиная от воспитания и лечения детей до разрешения всех экономических проблем мирового масштаба, привычно комментируя это в дни праздников за столом в кругу друзей. Но почему же тогда мы до сих пор так плохо живем? Почему уровень жизни среднего россиянина до сих пор намного ниже, чем в любой развитой стране? Наверное, вот тут-то и можно вернуться к вопросу о том, что все-таки значит быть патриотом. Если просто слепо верить, что твоя страна - самая великая Держава и ничего при этом не делать, кроме отчаянного освистывания тех, кто говорит, что это не так. То страна так и останется самой великой Державой лишь в наших мечтах. Наверное, все-таки патриотом было бы логичнее назвать того, кто действительно пытается сделать жизнь в своей стране лучше. Тех людей, у кого хватает мудрости и мужества, чтобы не молчать о недостатках, которые у нас есть, а честно говорить о них, предлагать варианты решения и не бояться высказывать свое мнение правительству (а не на кухне друзьям), если считаешь, что оно в чем-то ошибается. Ведь в правительстве тоже сидят люди, а людям свойственно ошибаться. Если ты шахтер, то кто лучше тебя может знать, как проходит работа шахтеров. Никто кроме учителя не знает, с какими конкретными задачами и проблемами приходиться встречаться в повседневной работе учителям. И, если в школе нет достаточно количества достойных учителей, потому что нет достойной зарплаты, то нужно не бояться сказать об этом громко и во всеуслышание. Иначе наши дети, которые будут строить будущее нашей страны, так и останутся плохо воспитанными и необразованными. Чтобы построить достойное гражданское общество надо каждому из граждан этого общества быть социально-активными его членами. И не просто хорошо знать историю своей страны, но и быть активными участниками построения текущей и будущей истории. Не слепо верить в то, что мы самая великая Держава, изучать свои светлые страницы и закрывать глаза на ошибки и недостатки. А каждый день проживать так, чтобы знать, что ты действительно делаешь все, что в твоих силах, чтобы исправить эти ошибки, искоренить недостатки и чтобы твоя страна в итоге по-настоящему стала самой великой Державой. Наверное, некоторые «патриоты» после этих слов скажут, что я совсем не патриот. Ну что ж, у каждого, видимо, свои понятия патриотизма и величия держав. А жаль, ведь так хотелось бы, чтобы мы и, правда, стали великой Державой.

В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить о патриотизме и необходимости соответствующего воспитания молодежи. Складывается впечатление, что общество накрыла очередная волна модных тем, терминов, представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Что стоит за этими разговорами: пустое витийство или серьезные намерения? На этот и многие другие вопросы отвечает настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, председатель Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот», главный редактор журнала «Православие и современность» и журналист, побывавший в «горячих точках», игумен Нектарий (Морозов).

Отец Нектарий, как Вы считаете, почему сейчас говорят о патриотизме?

— Если понаблюдать за тем, как соотносится реальность и лозунги, провозглашаемые через СМИ, то можно заметить, что нередко активное обсуждение чего-либо бывает связано с полным отсутствием того, о чем говорят. Сейчас ситуация такова, что у нас много говорят о патриотизме. И понятно почему: существуют проблемы во взаимоотношениях государств на мировой арене, в международной политике, есть серьезные проблемы внутри нашей страны. Вот тема патриотизма и поднимается на щит. Но если мы посмотрим, как работой, направленной на патриотическое воспитание, занимаются в российских регионах, то увидим, что средства, которые в год выделяют для этой работы, исчисляются десятками тысяч. Хотя, например, в Казани, как я слышал, на это тратят миллионы. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы патриотическое воспитание больше развивалось в Казани, а не в Саратовской области. Почему? Мне ответить трудно.

Что же касается моды, то патриотизм, как сегодня принято говорить, является неким трендом. С другой стороны, те, кто реально занимается сегодня патриотическим воспитанием, могут ссылаться на заявления президента и соответствующие документы, обосновывая этим необходимость того, что они делают, и это немаловажно.

Все вообще неоднозначно. Казалось бы: готовится к принятию закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», и даже на этапе его подготовки Министерство обороны и Министерство образования и науки не могут решить, кто из них должен заниматься патриотическим воспитанием, перекладывая эту обязанность друг на друга. И в то же время в России существуют военно-патриотические клубы, в которых руководители и педагоги — энтузиасты, нашедшие время, силы и средства, чтобы вести эту работу, нередко в полном смысле этого слова, на общественных началах.

— Как Вы думаете, означает ли внезапный интерес к патриотизму, что в обществе с патриотическими чувствами дела обстоят плохо?

— Достаточно посмотреть статистику: страну покидает много людей. Если в 1990-е годы уезжали в поисках лучшей жизни или же скрывались от ответственности за совершенные преступления, то сегодня уезжают от безысходности, желания жить по закону и иметь определенные гарантии. И это страшно, ведь эмигрируют, как правило, не дети и не пенсионеры, а молодые и активные люди. Кстати, многие, когда говорят о России, все чаще называют ее либо «эта страна», либо используют другие наименования. Редко кто говорит «Россия», еще реже — «Родина» или «Отечество».

Скажите, кто должен заниматься воспитанием патриотов?

— Прежде всего власть, которой народ доверил управление государством и которая должна доверие реализовать. Но, безусловно, воспитывать и учить должны вместе с тем родители, не дожидаясь, пока их детей обучит школа, улица, компьютер, телевизор. А, в сущности, не от кого ждать патриотического воспитания, кроме как от патриотов. К ним нужно только обратиться за помощью. У нас есть герои, замечательные люди, прозябающие в безвестности после войн, в которых они участвовали. Их необходимо привлекать к работе, тем более что они сами бы этого хотели. Но пока это не происходит. Есть такая поговорка: «Слова назидают, а дела влекут». Так вот сегодня лозунги отвращают, слова раздражают, и только дела действительно привлекают людей.

Много ли делается со стороны государства для воспитания патриотов? Делается ли вообще?

— Периодически проводятся разные мероприятия, как правило, для галочки. Но если подумать, то какое отношение они имеют к патриотическому воспитанию? Чему они учат и что дают? Чтобы добиться результата, нужна планомерная работа. У детей с первого класса в сознании должно формироваться понятие Родины. Но этого нет. Если у ребенка нет определенных установленных приоритетов, то он не проявит к ним внимания и вырастет человеком с иными принципами и устремлениями.

В Советском Союзе у школьника было представление о том, что есть его страна, ее надо любить и защищать. И это было данностью, которую никому не приходило в голову оспаривать. Это считалось священным. Естественно, в здоровом обществе здоровое отношение к патриотизму, а в больном — соответствующее. Сегодня есть другая данность: ты заработал и купил? Значит, ты успешен. В противном случае ты пустое место. Вот идеология современного российского общества. Мы за многое ругаем американцев, но у них патриотизм стоит на первом месте. У них существуют разные формы патриотического воспитания, которые хоть и кажутся смешными, глупыми, искусственными, но работают. У них есть гордость за свою страну и любовь к ней, может быть, имеющая прагматический, утилитарный, корыстный характер, но она есть.

Что же происходит у нас? Вот такой пример: люди, вернувшиеся домой после боевых действий в Чечне. Им приходилось убивать, у них на глазах гибли товарищи, они получили тяжелые ранения, а вокруг общество, которое их совершенно не понимает. Никто не позаботился о них и не собирается. А это самое настоящее преступление. Поэтому с патриотизмом у нас действительно плохо. Но не безнадежно. Русский народ сам по себе народ-патриот, обладающий потрясающей способностью к восстановлению после пережитых потрясений. Мы пока не дошли до точки невозврата, хотя нас к ней старательно ведут.

Вы упомянули о понятии Родины. Как Вы считаете, а что для нас Родина, ведь она, ее лицо постоянно меняется?

— Лицо человека с возрастом тоже меняется: дряхлеет, появляются морщины. Иногда человек в старости не очень похож на себя в молодости или детстве. Но душа-то остается одна и та же. Когда мы говорим о Родине, то нужно иметь в виду не лицо и прочие внешние признаки, а душу, присущую ей. Для того чтобы эту душу узнать, нужно вдумчиво и внимательно изучить нашу историю, складывающуюся из судеб конкретных людей, и понять, что время, в которое мы живем, тоже является ее частью. У каждого из нас в истории есть определенное место. А ответ на вопрос, что для нас Родина, какая она и какой будет, можно найти только в самом себе.

Но все-таки, что же нам нужно любить?

— Когда человек любит, он сам определяет, кто для него тот, кого он любит. Вот молодой человек любит девушку и видит в ней что-то такое, чего не замечают окружающие, потому что смотрит на нее глазами любви. То же самое происходит, когда человек смотрит на свою страну. Нельзя рассказать, что такое его страна, если он этого не поймет своим сердцем. Что такое его страна? В советские времена говорили: «Одна шестая часть суши». Но, кроме того, это история, славные воинские победы и горькие поражения, история Русской Православной Церкви, искусство, литература. Чем больше человек узнает о своей стране, тем ближе он подходит к тому, чтобы стать ее патриотом. Потому что быть патриотом, ничего не зная, как-то странно.

А зачем нужно быть патриотом? И нужно ли вообще?

— Сам вопрос противоречит сущности патриотизма, которая заключается в бескорыстной любви к стране. А зачем нужно любить? Если почитать, что говорит о любви апостол Павел, то любить нужно для того, чтобы отдавать, жертвовать, прощать, ничего не требовать и сохранять любовь, невзирая, на то, что происходит в ответ. Получается, что любить и быть патриотом невыгодно, так как от человека требуется готовность отдать за Родину жизнь, притом, что она может о нем не позаботиться. С другой стороны, человек не любящий — человек неполноценный, ведь жертвенная любовь — нечто для нашей природы естественное. Поэтому быть патриотом нужно для того, чтобы быть настоящим человеком. А зачем быть настоящим человеком? Чтобы по-другому думать, чувствовать и переживать жизнь, отпущенную Богом. Как много живет людей, у которых, казалось бы, есть все, кроме счастья: они не способны радоваться, любить, дарить и принимать тепло, так как для него места в сердце нет.

Сложно ли в наше время быть патриотом, соответственно, настоящим человеком?

— А патриотом во все времена быть сложно. Например, римский герой Гай Муций Сцевола, отказавшись предать свой народ и государство и показав, что ему не страшны пытки, сжег собственную руку на глазах у врагов. Патриот — человек, который всегда должен быть готов чем-то пожертвовать, а это очень трудно. Но есть жертвы, которые обедняют, а есть те, которые нас обогащают.

Может ли вера, в частности Православие, воспитать патриотов?

— Верующий человек по определению должен быть патриотом. Сейчас внутри Православия развивается такое направление, как уранополитизм. На мой взгляд, это ложная идеология, главная идея которой заключается в том, что поскольку нашим отечеством является Отечество Небесное, мы не должны концентрироваться на любви к Отечеству земному. Но Господь дал человеку родиться в какой-то семье. И не всегда это идеальная или просто хорошая семья. Но тем не менее нам дана заповедь о почитании родителей. Эта заповедь также подразумевает почитание той страны, в которой человек родился. Мы называем страну Отечеством или Родиной, потому что здесь мы родились, здесь мы имеем родственную связь с нашей историей и народом. Если человек не любит родителей, то у меня большие сомнения, что он верующий человек. Соответственно, если верующий не любит свое Отечество, то, наверное, в его христианском самосознании и мировосприятии есть большой изъян. Вера учит человека быть патриотом. И верующий должен быть готов полагать жизнь за други своя, то есть не только за семью, друзей, но и за страну, за всю общность людей, в которою Господь привел его жить.

Как Вы думаете, что станет с государством, в котором нет патриотов?

— Гитлер хотел превратить многие страны в территории, где можно было бы заниматься сельским хозяйством, добывать полезные ископаемые и организовать какое-нибудь производство. Когда в государстве отсутствует такое понятие, как патриотизм, то оно и становится такой территорией.

Беседовала Дарья Хохлова

Тема урока: Что значит быть патриотом?

Цель урока:
- обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина»,
- усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство». Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
-воспитание патриотических чувств к Родине и её истории.
Задачи:
-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;
-сформировать умение работы с правовым документом; развитие навыка работы с картой, оценки и самооценки;
-повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России;
- формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку.
Плакат «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ход урока
I.Орг. момент
II.Изучение нового материала
Воспитывая патриотов, деловых людей можно быть уверенными и в развитии и в становлении нормального общества и сильной державы.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
(А.П.Чехов).
Вот почему с раннего возраста вместе с образованием в каждом человеке воспитываются трудолюбие, здоровый образ жизни, эстетические вкусы, нравственность, коммуникабельность, патриотизм и другие качества.
Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - имена таких людей живут в народной памяти веками.
- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях, связанных общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?
- Существует ли, на ваш взгляд, разница между героем и патриотом?
- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?
Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»?
Терминологическая работа
- Найдите в словаре объяснение слова «федерация».
Федерация - союзное государство, состоящее из объединившихся го-сударств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая фор¬ма государственного устройства. (запись определения в тетрадь)
Работа с картой
Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также Москва и Санкт-Петербург. Это субъ¬екты Российской Федерации.
Работа с Конституцией
Найдите в Конституции, какие субъекты входят в ее состав? (статья 65 гл.3. 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа)
- В каком субъекте РФ мы с вами живём?
Общий государственный язык, общая история, общая Родина - все это сближает народы Россий¬ской Федерации. Нет среди наро¬дов великих и малых. Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Ува¬жение к другим народам - черта патриота. Настоящий патриот ни¬когда не унизит человека другой национальности.
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в од¬ном месте). Другое название земляков - соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь меж¬ду человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, от¬чизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
- А что значит быть патриотом?
Современный словарь определя¬ет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Оте¬чество, преданный своему народу, готовый на жертвы и соверша¬ющий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два сло¬ва звучат рядом - Родина-мать.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу (запись определения в тетрадь).
Итак, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Казалось бы, как это просто. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
ПАТРИОТИЗМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, патриотический дух Русского Народа проявился уже в первые месяцы войны. Только в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К. Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек».
Советский патриотизм военного периода был в действительности неразрывно связан с интернационализмом, истинно братской дружбой народов СССР.
Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии-героических советских бойцов, командиров и политработников. То, что было достигнуто на Западном фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказали армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ.
Патриотизм и национальное единство в годы войны проявились в различных формах поддержки Армии. Были созданы фонды Красной Армии, Обороны, помощи семьям и детям фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны. На средства людей разных национальностей, внесенные в Фонд
Патриотический порыв русских людей проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни как среди военных, так и среди гражданских.
Самолет капитана Н. Ф. Гастелло 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны на дороге Радошкевичи-Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и ст. сержант А. А. Калинин) приняли решение не покидать самолет на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество военной техники.
Война давала все новые и новые примеры героического самопожертвования русских солдат. Курсант пехотного училища А. Матросов добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (Калининский фронт) прорвался к вражескому дзоту и закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Матросов спас жизнь десяткам своих товарищей, оказавшихся под прицельным огнем врага. Воспользовавшись замешательством противника, русские солдаты пошли в атаку и вытеснили оккупантов.
– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
III. Закрепление.
1.Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
2.Какой подвиг совершил рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
3.Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
4.Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве?
III.Рефлексия
На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме урока: «Что значит быть патриотом», в которой уже отсутствует вопросительный знак.
IV. Домашнее задание: подобрать пословицы о патриотизме.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время всё чаще и чаще в нашей стране происходят трагические происшествия, связанные с террористическими актами, гибелью огромного количества ни в чем неповинных людей. Молодые люди организуют свои группы для убийства людей другой национальности или расы. Таких молодчиков называют скинхеды («бритоголовые», от англ. skin -кожа, head -голова). Считая себя патриотами (причем совершенно искренне), скинхеды проводят «чистку» в наших, российских, рядах. Как таковых, серьезных организаций в этом движении нет, но зато по всей России широко распространены небольшие группировки, включающие в себя от 4 до 10 человек.

Идеология «бритоголовых» заполняет бесцельное время препровождение и пустоту в головах несознательных подростков и появляется вроде бы цель, и система ценностей и даже «товарищи по борьбе». Они получают удовольствие уже оттого, что заставляют окружающих не просто считаться с собой, а бояться, чувствуя свою безнаказанность. Практика показывает, что к уголовной ответственности привлекаются лишь немногие. Между тем в этих группах сосредоточена именно молодёжь, а во время судебного процесса суд присяжных не усматривает ничего страшного в их деяниях и выносит чаще всего оправдательный вердикт. Мне захотелось разобраться в этой непростой ситуации сегодняшнего положения вещей и ответить на вопрос о том, кого можно считать патриотом. И имеют ли все эти люди отношение к такому понятию, как «патриотизм», действительно ли они всё это совершают из-за своей великой любви к Родине.

Я считаю, что такая тема не только интересна для исследования, но и актуальна. Бернард Шоу знаменитый английский драматург ХХ века писал, что «патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился».

Родина! Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство любого человека. И как мне думается, особенно россиянина.

Исторически так сложилось, что России почти всегда угрожала опасность, и она нуждалась в сильных и мужественных людях, которые смогли бы её защищать. История России – это история великого воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Многочисленные племена кочевников, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. У них всех на пути к нему встала Русь, Россия, наша великая страна. И этим нельзя не гордиться. Я тоже горжусь, что родилась и живу в России. Но разве это дает право кому-нибудь унижать человеческое достоинство других людей, их бить и даже убивать только потому, что они ДРУГИЕ? Другой веры, расы, национальности, происхождения, цвета кожи, места рождения, наконец? Думаю, что нет. И настоящий патриот не может этого не понимать.

Выбрав данную тему, я стремилась понять и осмыслить тему патриотизма, значение которой непреходяще для России. Хотим мы того или нет, но Россия сегодняшняя наследует вчерашний день, она вырастает из него. А день завтрашний может появиться только из дел сегодняшних, и разорвать это единство времен невозможно. Но, оказалось, что существуют прямо противоположные точки зрения на данное явление нашей жизни. Одни считают, что патриотизм – это врожденное чувство, другие, что его надо прививать, а третьи, в том числе, и знаменитый телевизионный ведущий В.Познер, убеждены, что такого понятия вообще не существует. Он писал в газете «Escuiqe »: «И снова: заложена ли в нас патриотическая программа? Сомневаюсь. Любовь к родителям - да, она существует на генетическом уровне, любовь к стране - вряд ли»{7.4}.

Понятие патриотизма

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Развернутое определение находим и в энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»

Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем каждый человек, как и сотни его соотечественников, тысячами нитей связан с природой. С той природой, которой присуще только ей растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, с его историческим прошлым и родовыми корнями.

Сама сущность патриотизма обогащалась и продолжает обогащаться новым содержанием с развитием цивилизации и самого человека.

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, все это определяет степень патриотизма каждого человека, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем больше каждодневных поступков человек совершает для блага данной земли и ее обитателей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и страна), тем больший патриот, данный человек, тем выше и более истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает жителей любой другой территории, и не будет вредить ни в чем. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане не патриоты с низким уровнем или дефектами сознания. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотичными являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, необоснованные нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России.

Национализм. Отличие национализма от патриотизма

Патриотизм – это осознанная и подтвержденная на деле любовь к Родине, тогда как национализм – это несознаваемая ненависть к ее предполагаемым врагам. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными. Так написано в современном толковом словаре. Есть ещё одна точка зрения. «Настоящий государственнический подход исходит из единства страны, единства Родины, единства нации, которые сами по себе представляют общую ценность и достояние. При этом он непременно учитывает, что нацию образуют не только отдельные люди («атомарные индивиды»), но и народы. И солидарность на уровне нации достигается, в том числе солидарностью этнической и межэтнической. Таким образом, госпатриотизм и госнационализм в идеале вбирают в себя этнические патриотизмы и национализмы в качестве составных частей, нивелируя противоречия, не допуская сползания к экстремизму. Признав все это, мы признаем, наконец, и то, что настоящий патриот – националист и настоящий националист – патриот». Это точка зрения Виталия Иванова, директора Института политики и государственного права {2}.

Пути формирования патриотизма

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Ведь любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. «Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и прежде всего святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность Родины, та сущность, которую стоит любить больше себя» {3}.

Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий пат­риотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Необходимо учитывать, что люди приходят к понима­нию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это бла­городнейшее чувство. Это даже не чувство - это важней­шая сторона и личной, и общественной культуры духа...»{5}. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть взаимосвязь: формируя патриота, мы фор­мируем культурного человека.

Нам необходимо постоянно обращаться к образам великих предков и че­рез их нравственный пример постигать дух Рос­сии. Здесь речь идет о выдающихся государственных дея­телях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский, адмирал Ушаков, фельдмаршал М.И.Кутузов и других. К при­меру, стоит вспомнить только один призыв Александра Суворова: «… прошу брать мой пример, до издыхания быть верным Отечеству».

Заняться изучением нашей великой истории, в том числе воен­ной. Это важнейшее направление работы. Очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: «Чтобы полюбить Россию, надо познать ее».

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарно­го масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Ула­новой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя По­беды над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым от­крыл человечеству путь в космос. Русский писатель Чехов написал пьесы, кото­рые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Со­временное человечество зачитывается Шолоховым и смот­рит на телеэкран, зажженный русским изобретателем Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чув­ство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Заключение

Сегодня многое из прошлого нашей страны подвергается переоценке. Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, края, города, где живешь.

Небольшое исследование

Мне удалось провести анкетирование среди учащихся микрорайона нашей школы и узнать, что значит патриотизм для современного подростка.

Анкетирование проводилось среди 50 учащихся 9-10 классов. Конечно, я понимаю, что назвать такой опрос социологическим исследованием нельзя.

Но это мнение определенной части почти уже взрослых людей, к мнению которых можно прислушаться.

Итак, ими были даны следующие ответы на поставленные вопросы:

1.Что вы понимаете под словом «патриотизм»? Ответы были такими:

1Любовь к Родине - 35

2.Любовь к природе - 5

3.Защита Отечества - 5

4.Верность Отчизне - 4

5.Почитание законов - 1

Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодежи своего отношения к Родине.

2.Считаете ли вы себя патриотами?

«Да» – ответили 33 человека

Не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

3.Ваше отношение к трудовой деятельности

Труд – это просто привычка – 7

Труд – это тяжкая обязанность – 13

Труда надо избегать – 3

Труд – основа жизни – 26

Труд – это удовольствие – 1

Большинство понимают необходимость и важность трудовой деятельности для развития общества. Но почти треть учащихся не очень хотят обременять себя обязательствами, считая труд тяжкой обязанностью. Наверное, они думают, что все благополучие мира может появиться в результате безделья.

4.Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?

Дружелюбное – 18 человек

Равнодушное – 13

Терпимое -15

Отрицательное – нет

Я к ним отношения не имею - 4

Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть тенденция некоторого неприятия.

Вот такая картина результатов получилась.

Список используемой литературы:

    Д.А.Алгазин Воспитание юных патриотов. М., 1979 г.

    В.Иванов О патриотизме, национализме и национальном экстремизме «Взгляд»- Деловая газета -18 апреля 2006 г.

    И.Ильин «Наши задачи». Статьи о патриотизме. Электронная библиотека

    Э.Л.Кузьмин Мировое государство: иллюзии или реальность? М.,1969 г

5 Д.С.Лихачев Письма о добром и прекрасном М., 1989 г.

6 И.Соловьев О патриотизме - электронная библиотека



Вверх