Животные в русских народных сказках – образы и прототипы. Почему в сказках волк всегда злой

    Закон жанра.

    Кто-то должен быть добрым, кто-то хитрым, кто-то слабым. Волку досталась роль главного злодея русских сказок. Это хищное животное с большими клыками, которых в те давние времена было в большом количестве, как никто другой подходит на эту роль. Люди всегда боялись волков и отвели ему соответствующее место в народном фольклоре

    Ну почему же всегда? Волк однажды Ивану-царевичу помогал. Не совсем добровольнои бескорыстно, но честно. В теремке- вполне незлобный персонаж, даже пострадавший со всем коллективом от неуклюжего медведя. Да, в большинстве сказок волк совсем недобрый, но ведь и в жизни это достаточно сильный, агрессивный, умный зверь.

    Все объясняется довольно просто. Как и у людей актеров, так и у образов зверей есть свои типажи. Зайчик- трусишка, Лисичка-хитрая, а вот волку досталось быть злым.

    Его цвет, его образ жизни заядлого хищника послужили такому образу-стереотипу.

    Тем более, он сильнее других зверушек.

    Не забываем и про оскал). Те еще зубки.

    Сказки должны учить что в мире есть не только добро, но и зло

    Волк - злой персонаж, охотиться на добрых героев вроде поросят или шапочки.

    Благодаря волку дети понимаю, что не стоит разговаривать с незнакомыми дядями

    И что домик должен быть надежный

    Так что волк злой - потому что так просто нужно.

    И что важно - волк на самом деле в сказках играет очень даже ключевую роль

    Не было бы волка - не было бы большинства сказок, которые дошли до наших дней

    Потому что сказки в основном сочинялись простыми людьми, которые жили на земле и имели хозяйство, держали скотину. Волк, если у него была такая возможность, иной раз то овечку завалит, то курочку унесет. Понятно, что убыток для человека - не есть добро, оттого и волк априори не мог быть хорошим.

    Но зачастую в сказках волк представляется нам не злым, а глупым, ведомым. Яркий пример - сказка Лисичка-сестричка и волк.

    Еще вспоминается мультик Жил-был пес. Помните, как волк под столом песню пел? Ничего плохого за ним припомнить не могу.

    Получается, что в сказках с ровней (собаками, лисами) он вполне себе адекватный, иногда даже добрый.

    Впрочем, по отношению к человеку волк также мог изображаться позитивно: вспомним сказку Иван-царевич и Серый волк.

    Довольно сложно согласится с таким выводом. Сказок в мире большое количество. И не во всех волк - это злой герой.

    Если вспомнить сказку о Иване - царевиче, то Волк добром и правдой служил своему хозяину, во многом помогая ему. Там он представлен нам очень благородным животным.

    А в мультфильме Ну, погоди! волк не злой, а вызывает только сочувствие. Ведь в природе волков заложено то, что он должен гонятся за зайцем, так как последний является его пищей. А в мультфильме он попадает только в дурацкие ситуации и вызывает сочувствие.

    В сказке Теремок все животные жили дружно в теремке, пока не пришел медведь, из-за которого треснула варежка - теремок.

    Так что, все относительно в этом мире.

    И каждая сказка о волке по разному нам преподносит этого героя.

    Позволю себе с Вами не согласится, что волк в сказках ВСЕГДА злой. Волк персонаж ДВОЙСТВЕННЫЙ .

    В сказке Иван-царевич и Серый Волк совсем не злой,да и у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Руслан и Людмила :

    А какой волк-очаровашка в мультфильмах Жил был пес

    и Волк и теленок

    В сказке Лисичка-сестричка и волк он вообще наивный простак и жертва коварства Лисицы,доверчиво засунул хвост в прорубь и знакомые с детских лет слова мерзни,мерзни,волчий хвост и битый небитого везет вызывают жалость к этому волку-недотепе.

    Это стиль жанра! Иначе сказка будет скучной!

    Большинство русских народных сказок показывают волка, как плохого и злого, отрицательного героя. Наверное, это представление о волке сложилось от природы. Человеку свойственно бояться волка, он считается злым, агрессивным. Но он же хищник, поэтому и приходиться быть таким.

    Но русский фольклор разнообразен. В нем можно встретить и доброго, хорошего волка (их гораздо меньше, чем про злого). Например про волка, который растил цыпленка или бычка.

    Да потому что он и в былях редко добрым бывает. Волк есть волк, как говорится. Такова его волчья судьба.

    Люди некоторые, конечно, могут сказать: Оо, нет. Если волк сыт, да если он логово сво не охраняет, да если То, да если Это, - то не тронет. Ну, я не против. Пусть прогуляются по волчьим местам, проверят их на доброту поразительную, потом расскажут нам, как дело обстояло. 🙂

    Иными словами, волк издавна ассоциируется у человека с опасностью, с агрессивностью, одним словом - со злом в широком смысле. Поэтому в сказках происходит абсолютно то же самое. Так как сказки написаны людьми.

    Обратите внимание: не львы в сказках злые, не тигры (хотя они тоже хищники), а именно волки. Значит, был резон так писать. Волки порой всю скотину у крестьян перегрызали. За что же их любить, серых существ?

    Потому что его демоннизировали в связи с всеобщей христианизацией. В древнем Риме волчица выкормила Ромула и Рема. А потом у ватесов поменялись сказки. А у греческого Эзопа волк был уже не слишком умный, но хитрый.

Серый волк еще 200 лет назад засеял практически всю территорию Евразии, Аравийский полуостров и Индокитай.

Помимо этого животные обитали в Северной Америке. Но сегодня этих хищников уже нет в США, а в Европе они встречаются лишь в России и в северной Испании. В Азии серый волк также встречается, но далеко не везде: в Турции, Монголии, Средней Азии и в Китае. А вот в Канаде, Сибири и Аляске этих зверей довольно много.

Вид «серый » состоит из 30 подвидов. Хищники, живущие в северных районах, значительно крупнее южных собратьев. Канадские особи дорастают до 140-160 сантиметров, а в высоте они достигают 85 сантиметров. Длина хвоста достигает 30-50 сантиметров. Весят они не менее 38 килограмм, средний вес составляет 55 килограмм. Европейские собратья весят не более 40 килограмм, а серые волки, живущие в Турции, весят 25 килограмм, представители, обитающие в Пакистане и Иране, весят и того меньше – 13 килограмм. Самцы крупнее самок примерно на 15%.

Внешний вид серого волка

Серый волк имеет пушистый и плотный мех. От сильных морозов хищников согревает короткий подшерсток, который напоминает по своей структуре пух.

Шерсть грубая и длинная, она тоже служит защитой от холода, к тому же она не промокает. Самая длинная шерсть растет на шее и в передней части спины. Длина волос на этих частях тела достигает 110-130 миллиметров. Уши обрамлены коротким и упругим мехом. Такой же меховой покров находится на лапах. Длина волос на задней части спины и боках не превышает 70 миллиметров. Мех настолько теплый, что эти хищники практически не ощущают мороз в 40 градусов.


Когда серый волк зарывает в землю морду, из-за его теплого дыхания на волосках не образуется иней. У южных жителей мех гораздо реже и грубее, чем у северян.

Окрас имеет большое количество оттенков. У серых волков, живущих на Аляске, светлый окрас, иногда он темно-бежевый. У таежных волков шкура серо-бурого цвета.

У хищников, живущих в монгольских степях и Средней Азии, светло-рыжий окрас. В некоторых местностях живут полностью черные или темно-коричневые хищники. Но самым распространенным окрасом является темно-серый. Волки с таким мехом встречаются на юге и на севере. Между окраской самок и самцов не имеется никакого различия.

Поведение и питание серого волка

Серые волки умеют рыть норы, но они не любят это занятие, поэтому чаще устраивают логово в зарослях или расщелинах между скалами. Живут эти хищники в степях и лесостепных районах. В лес они заходят крайне редко.

Рацион питания в основном состоит из копытных: , косулей, сайгаков. В южных районах серые волки охотятся на антилоп. Домашние животные также могут стать жертвой этих хищников.


Серый волк — опасный хищник и великолепный охотник.

На людей серые волки нападают довольно часто. Эти звери занимаются каннибализмом. Также они едят падаль. С удовольствием охотятся на песцов, лис и грызунов. Не отказываются хищники от диких фруктов и ягод. На протяжении 2-х недель серый волк может находиться без пищи.

Прослушать голос серого волка

Эти звери обладают отменными физическими данными. Во время бега они могут разгоняться до 65 километров в час. Но в таком темпе они могут бежать не более 20 минут. В поисках пищи эти охотники преодолевают до 60 километров.

На крупных животных серые волки охотятся стаями, при этом одни ждут в засаде, а другие гонят в нее добычу. Если погоня продолжается долгое время, то хищники сменяют друг друга. Это свидетельствует о том, что серые волки обладают высоким интеллектом.

Живут представители семейства стаями, численность которых доходит до 40 особей. Управляет этим обществом доминирующая пара. После пары на иерархической ступеньке находятся ее близкие родственники, в основном это молодые особи, не достигшие половой зрелости. Следующую ступень занимают волки, примкнувшие к стае. На самой низшей ступени находятся малыши.


В основном продолжением рода занимается доминирующая самка. Молодняк по достижению половой зрелости покидает стаю и образует собственную семью. Между братьями и сестрами никогда не образуется брачных союзов. Партнеров серые волки отыскивают на стороне.

Размножение и продолжительность жизни

Эти звери однолюбы, они образуют пары на всю жизнь. Самок меньше чем самцов, поэтому самкам проще найти партнера. Течка у самок наступает в конце зимы, а беременности длится 2,5 месяца. Самка рожает 5-6 малышей, но в помете их может быть и значительно больше 14-16. Новорожденные щенки глухие и слепые, весят они не более 400-500 грамм. Через 2 недели после рождения у них открываются глаза, а через месяц прорезаются зубы.

В 1,5 месяца волчата уверенно стоят на ногах. Мать не отлучается от своих щенят на протяжении 2-х месяцев. В это время добычей пропитания занимается самец. Он приносит жертву, самка ее ест, а малышам отрыгивает пищу. Твердую пищу щенята начинают есть в месячном возрасте. Щенята быстро растут и на 5-м месяце жизни по размерам догоняют своих родителей. У самок половое созревание наступает в 2 года, а у самцов на 1 год позже. Продолжительность жизни этих хищников составляет около 15 лет.


Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком- , значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный , чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

В культуре восточных славян волк - это животное - миф.
Волк принадлежит к "чужому" миру.

Возникновение волка в легендах связывается с землёй. Согласно легенде, Чёрт позавидовал Богу, лепившему человека. Чёрт вылепил из глины волка. Но создав форму, не смог его оживить.

Чёрт предположил, что если волка направить против Бога, то он оживёт. Чёрт стал бегать вокруг волка и кричать: "Куси его!" Но волк не ожил. Это продолжалось до тех пор, пока Бог не крикнул: "Куси его!"

Оживший волк накинулся на Чёрта. Чёрт испугался и залез на ольху.

Но волк успел схватить Чёрта за пятку. Кровь из раненой пятки Чёрта попала на ствол дерева. С тех пор древесина у ольхи красноватая.

А Чёрт стал беспятым. Его в народе так и называют Антипкой (Анчуткой) Беспятым или Беспалым.

В народной культуре образ волка соотносится со смертью и миром мёртвых.

Волк выступает как посредник между миром людей и и силами других миров.

Пословицы и поговорки о волке.

Волков бояться - в лес не ходить.
И волки сыты - и овцы целы.
Сколько волка не корми - он в лес смотрит.
Волка видно и в овечьей шкуре.
Волк волка не съест.

Стихи о волке.

"Волк" Саша Чёрный

Вся деревня спит в снегу.
Ни гу- гу.
Месяц скрылся на ночлег.
Вьётся снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат -
едем в ряд!
Кто - в запряжке, кто - седок.
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз
До берёз.
Вдруг кричит передовой:
"Черти, стой!"
Стали санки. Хохот смолк.
"Братцы, волк!.."
Ух, ка брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда -
Кто куда.
Где же волк? Да это пёс -
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
"Ай, да волк!"

Считалки о волке.

Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк.
Он зубами - щёлк, щёлк!
А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька и ты!

Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мы вначале их поймаем,
А потом и поиграем

Сказки о волке.

Волк - герой многих сказок. Все их знают.
Владимир Пропп в книге "Мифология волшебной сказки" пишет о том, что в русских сказках присутствует восхищение и уважение к волку. Волк помощник и друг в "Сказке об Иван - царевиче, Жар - птице и Сером волке".


В сказке "Сказка о Лисичке - сестричке и Волке" простодушный волк обманут лисой. В сказке "Волк и семеро козлят" волк кровожадный, хочет съесть козлят. В сказке "Теремок" волк как и все звери просится в теремок и дружно живёт с другими зверями.

Подвижная игра "Волки и Колобки"

Для группы детей

Цель игры : развитие речи, развитие ловкости и внимания, соблюдение правил очерёдности.

Ход игры:

Все дети встают в единый большой круг. Каждый ребёнок держит в руках предмет (кубик, круг из картона, маленький обруч для кольцеброса, крышку круглой или овальной формы яркого цвета или другое.) Одна половина круга детей – это «Волки», а вторая - это «Колобки». И между ними идёт диалог.

Волки: Колобочки – колобки,

Знаем мы, что вы робки.

Полезайте в наш мешок,

Рты закройте на замок,

Ждите тихо свой итог.

Колобки: Не полезем мы в мешок.

Знаем мы, что волк жесток!



Вверх