Способы создания детских характеров в рассказах толстого. Образ и характеристика Мамы (Маменьки) в повести Детство Толстого сочинение. Несколько интересных сочинений

Гармаева Эржена

В данной работе исследованы произведения писателей 19 века

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева» 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: [email protected]

Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе

Образы детей в произведениях писателей 19 века

Выполнила: учащаяся 8 класса Гармаева Эржена

Научный руководитель:

Степанова Б.Б.,

учитель русского языка и литературы

2017- 2018 гг.

Содержание
1. Введение………………………………………………………………
I. Теоретическая часть
1.1. Тема детства в русской литературе 19 века………………………..
II. Практическая часть
2.1.
« Бежин луг ». (1851 г.)......................................................................................
2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Н.Толстого « Детство » 1852 г.).
2.3.« Дети подземелья » В.Г.Короленко (1886). .........................................
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...

Приложение 1. « Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Приложение 2. « Николеньки Иртеньева »
Приложение 3. « Вася и Валек????? »
Приложение 4. Таблица « Влияние внешних и внутренних …… на формирование личности ребенка »??????

Введение

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. На уроках русской литературы нам дается возможность увидеть удивительный мир детства наших сверстников. И узнаем о них благодаря произведениям Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. , где главными героями являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед. Эти произведения всегда будут настольными книгами нескольких поколений детей, потому что они очень точно раскрывают суть становления ребенка как личности. В этом и заключается актуальность моей работы.

Объектом исследования являются образы детей в литературе писателей 19 века. Предмет исследования: характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.

Цели исследовательской работы:

Исследовать изображения детей в произведениях русских писателей;

Проанализировать произведения о детях; проникнуть в их поступки и взаимоотношения, осмыслить и понять черты характера (какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений;

Научиться формулировать свои мысли.

Задачи:
1.Сравнить несколько произведений русских писателей 19 века.

2. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

3. На основе сравнительного анализа увидеть изображение мира детства и становление личности ребёнка.
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.

Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
1. общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);
2. метод целенаправленной выборки;
обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).

I. Теоретическая часть.

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

Детство - одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.

В литературе 19 века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства - изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

«Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л. Толстой - Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру

детства, ибо там цельность, чистота.

Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства в произведениях литературы многократно менялся.

II. Практическая часть.
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)
«Читая рассказ, словно наяву любуешься
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом
неповторимая душа»
И. Смольников « Середина столетия»

Каким же представил И.С.Тургенев мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
В рассказе мы знакомимся с крестьянскими ребятишками, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.
Каждый ребенок есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор очень хорошо относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
- Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
- Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
- Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
- Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
- Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.
Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.
Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом - характер.

2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Детство» (1852г.).

Николенька Иртеньев мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Также большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

(Приложение 2)

2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.)

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

До встречи с Валеком и Марусей Вася чувствовал постоянное одиночество. Отец не замечал своего мальчика из-за горя (умерла мать Васи). Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

Заключение
В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.
И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые.
Образы героев понятны и близки нам, их сверстникам. И мы вместе с ними переживаем их горечь от поражений и радость их побед.
Несмотря на разные подходы к созданию образов детей, писатели отмечают одно – ребёнок по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе.
Сопоставив образы героев, я пришла к такому выводу:
- В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.
- Л.Толстой уделяет преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.
- Уроки доброты и сострадания можно увидеть в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Список использованной литературы
1. Бирюков П. Родители и дети в произведении Л.Н. Толстого. - М., 1988, - 165 с.
2. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.
3.Толстой Л.Н. Детство // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений- М.: Наука, 2000.
4.Тургенев И. С. Бежин луг. М.: Детская литература, 1988.- 40 с.
5. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).

Детство Льва Толстого сложно назвать безоблачным, но воспоминания о нем, изложенное в трилогии, имеют трогательный и чувственный характер.

Семья

Его воспитанием в основном занимались опекунши, а не родные мама и папа. Лев Николаевич родился в благополучной дворянской семье, где стал четвертым ребенком. Его братья Николай, Сергей и Дмитрий были старше совсем ненамного. При родах последнего ребенка, дочери Марии, мать будущего писателя скончалась. На тот момент ему еще не исполнилось и двух лет.

Детство Льва Толстого прошло в Ясной Поляне, родовом Ненадолго после смерти матери отец с детьми переехал в Москву, но спустя некоторое время скончался, и будущий писатель с братьями и сестрой были вынуждены вернуть в Тульскую губернию, где их воспитанием продолжила заниматься дальняя родственница.

После смерти отца к ней присоединилась графиня Остен-Сакен А.М. Но и это было непоследнее в череде пережитого. В связи со смертью графини все семейство переехало на воспитание к новому опекуну в Казань, к сестре отца Юшковой П.И.

"Детство"

С первого взгляда можно сделать вывод, что детство Льва Николаевича Толстого прошло в тяжелой, гнетущей обстановке. Но это не совсем верно. Дело в том, что именно свои детские годы описал в одноименном рассказе граф Толстой.

В нежной, чувственной манере он рассказал о своих переживаниях и тяготах, о мыслях и первой влюбленности. Это был непервый опыт в написании рассказов, но именно «Детство» Льва Толстого было опубликовано первым. Это произошло в 1852 году.

Повествование ведется от имени десятилетнего Николеньки, мальчика из благополучной состоятельной семьи, образованием которого занимается строгий наставник - немец Карл Иванович.

В начале повествования ребенок знакомит читателей не только с главными героями (мама, папа, сестра, братья, прислуга), но и со своими чувствами (влюбленность, обида, стеснение). Описывает уклад и быт обычной дворянской семьи и ее окружения.

В последних главах рассказа повествуется о скоропостижной кончине матери Николая, о его восприятии страшной действительности и резком взрослении.

Творчество

В будущем из-под пера автора выйдут знаменитейшие «Война и мир», «Анна Каренина», огромное количество статей, рассказов и размышлений на тему жизненного уклада, личного отношения к мирскому. «Детство» Льва Толстого, кстати, не только было его трогательным воспоминанием о прошедшем, но и стало стартовым произведением для создания трилогии, в которую вошли «Юность» и «Отрочество».

Критика

Важно отметить, что первая критика на эти произведения была далеко не однозначна. С одной стороны, были опубликованы восторженные рецензии на трилогию, которую написал Лев Толстой. «Детство» (отзывы на него вышли первыми) получило одобрение маститых на тот момент литературных деятелей, но спустя время, как ни странно, некоторые из них мнение поменяли.

Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.

Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.

Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире. Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен. Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.

Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство. На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия. Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

Сочинение Мать в повести Детство

Для большинства людей мама - это самый дорогой и любимый человек. Лишь только мать способна дарить своему дитя искреннюю, неподкупную, настоящую любовь. Образ матери в бессмертной повести «Детство» - это яркий пример истинной любви женщины к своему ребенку.

Л.Н.Толстой описывает идеальный образ матери, которая души не чает в своем чаде. Центральный персонаж произведения - Николенька, вспоминает о маме только хорошее. В памяти мальчика мама предстает доброй, любящяей, отзывчивой. Для героя время, проведенное с мамой является самым светлым и ярким периодом в жизни. Голос мамы - самый приятный из всех, что он когда-либо слышал. Этот голос Николенька не перепутает ни с одним другим и не услышит более нигде. Ласковый взгляд матери наполнен заботой и любовью, чудесные руки нежны и приятны. Даже в своих сновиденьях герой с необычайной легкостью угадывал присутствие мамы: он узнавал её по одному лишь прикосновению, хватал за руку и крепко прижимал ее к своим губам.

Мать называла Николеньку исключительно «моя душечка», «мой ангел» и другими не менее приятными и ласковыми словами. В доме, где жили Николенька и его мама, часто бывали гости, которые долгое время беседовали в гостиной. Мальчик частенько засыпал под разговоры, тогда мать, проводив гостей, подходила к своему дитя и потихоньку гладила по волосам. Она «изливала всю свою любовь и нежность».

Автор подчеркивает, что матери очень хочелось, чтобы в памяти своих детей она осталась самым любимым человеком. В одном из эпизодов повести Николенька в очередной раз признается маме в любви, мать некоторое время молчит и потом говорит сыну, чтобы он любил её вечно, даже если её не будет в живых. Николенька часто обращается с молитвами к богу, в которых просит защиты для своих родных.

Мать старалась, чтобы её дети выросли разносторонними личностями. Она поспособствовала тому, чтобы дети усердно учились, играли на фортепиано, много читали, осваивали танцевальные па. Стоит отметить, что мать трепетно относилась не только к своим детям, но и к няне своих детей, а также экономке Наталье Савишне. Последней, за искренний и добросовестный труд мать дает вольную, что говорит о её справедливости и человечности.

Образ Натальи Николаевны в произведении Толстого «Детство» - это олицетворение материнской любви, заботы и нежности.

Вариант 3

Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.

Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно. Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей. Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.

Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.

Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся. Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.

В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.

Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству. Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей. Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.

Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая страна Россия

    Россия - страна с бескрайними территориями, покрытыми зелёными лесами с бескрайними полями. Красота природы России поражает, за это я её люблю. Летом вся страна утопает в зелени

  • Анализ произведения Гранатовый браслет Куприна

    В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве.

  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озеро 5 класс

    В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года.

  • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

  • Образ и характеристика Юрия Живаго в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    Юрий Живаго является главным героем всем известного романа Пастернака. У него довольно успешная карьера и благополучная жизнь. Он работает медиком, также у него есть жена Антонина. Юрий является сводным братом Ефграфа.

Урок чтения (3 класс)
Тема: «Образ детства в произведениях Л.Н. Толстого. Рассказ «Акула».

Цели:


  1. Продолжить знакомство с творчеством Толстого и его биографией.

  2. Развитие речи, умение пересказывать, навыки осознанного, беглого чтения целыми словами.

  3. Воспитывать дружбу, нравственность, осознавать поступки.
Оборудование: портрет, выставка книг, кроссворд, напечатанные тексты и пословицы.
Ход урока:
1.Организационный момент :

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2.Сообщение темы и цели урока:

Сегодня, мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого и поговорим о том, что воспитывают в детях его произведения .

3.Биография писателя и его произведения:

А)- Вспомним биографию писателя (выступления детей):

Лев Николаевич Толстой родился в 1882 году – почти * лет назад. В умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений насчитывает – 90 томов.

Лев Николаевич изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время мало было школ для бедных детей, так как они не могли учиться. Он написал им учебники и сам стал учить их грамоте.
Б) – О детстве Л.Н. Толстого вы узнаете, когда прочитаете статью из воспоминаний писателя , которая называется «Детство Л.Н. Толстого».
- Чтение стать самостоятельно.

Попробуем ответы на вопросы (вопросы на доске):


1)Что писатель рассказывает о своей матери?

2)Каким был его старший брат?

3)Что такое «Муравьиное царство?»
В) Объяснение эпиграфа.

2.Как отнёсся артиллерист к забавам сына и его товарища?

3.Как думаешь, каким человеком был старый артиллерист?

4.Что вам понравилось?


5.Домашняя работа. Пересказ текста.

6.Итог урока.

Произведение какого писателя мы прочитали?

Чему учит рассказ?

Что запомнилось на уроке?



Вверх