Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

— это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Виды воображения

По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

По характеру образов – абстрактное и конкретное

По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

Виды воображения:

- активное - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

- пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение бывает:

- непроизвольное воображение . Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения . Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

- произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

- представление действительности в образах;

- регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

- формирование внутреннего плана действий;

- планирование и программирование деятельности;

- управление психофизиологическим состоянием организма.

Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение тесно связано с мышлением:

Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

В основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.

Основное назначение фантазии - представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

Она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

Она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

Развитие воображения

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

- активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

Развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

Использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

- агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

- акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

- гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

- схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

- типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

Активное подключению чувств и эмоций.

Воображение и творчество.

Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

  • Что такое воображение?
  • Как развить воображение
  • Визуализация
  • Считайте в уме
  • Немое кино
  • Читайте книги
  • Выдуманные истории
  • А что, если?..
  • Найдите творческое хобби
  • Сиквел, приквел, фанфик…
  • Новые слова

Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

Но, кажется, я забегаю вперед. Чтобы осознать всю важность фантазии, нужно для начала разобраться в том, что это такое.

Что такое воображение?

Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.


Существует много разновидностей воображения.


Активное воображение
позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

Поэтому его называют также продуктивным воображением , поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний . Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

Как развить воображение

Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


Визуализация

Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

Считайте в уме

Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

Немое кино

Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

Читайте книги

Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

Выдуманные истории

Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.

А что, если?..

С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

Найдите творческое хобби

У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

Сиквел, приквел, фанфик…

Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

Новые слова

Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Вверх