Аниш капур скульптуры. Аниш Капур – мастер простых форм. Сквозь кроличью нору

В прессе появилось сообщение, что знаменитый британский художник индийского происхождения Аниш Капур (Anish Kapoor), судя по всему, удостоится чести возвести в Лондоне к Олимпийским играм 2012 года огромную, высотой более 120 метров, скульптуру.

Информация о том, как в точности будет выглядеть творение Капура, пока держится в секрете. Однако известно, что скульптура, которая должна разместиться в Олимпийском парке, будет асимметричной и напоминать гроздь сцепленных между собой раздробленных колец. Такая форма по замыслу автора должна гармонировать с изгибами расположенного неподалеку Центра водных видов спорта, построенного в 2008 году по проекту архитектора Захи Хадид (Zaha Hadid), а также перекликаться с пятью кольцами олимпийской эмблемы. Внутри стальной структуры будут предусмотрены лифты для посетителей, которые смогут с высоты насладиться видами Лондона. Также планируется оборудовать и ресторан, однако это связано с определенными конструкторскими сложностями, поэтому вопрос о включении его в проект пока окончательно не решен.

На возведение скульптуры потребуется 15 миллионов фунтов. Эти средства Лондону пообещал пожертвовать один из самых состоятельных жителей Великобритании Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal), являющийся совладельцем крупнейшей в мире металлургической компании Arcelor Mittal. Скульптура будет сделана из стали, и этот материал будет отражать род деятельности Миттала, заработавшего на нем 10,8 миллиарда фунтов.

Скульптура Капура станет самой высокой в Европе.

Аниш Капур – индийский скульптор. Он родился в Бомбее; мать Аниша Капура была еврейской иммигранткой из Багдада, его дед служил в синагоге в Пуне, поэтому будущий скульптор рос в индуистско-еврейской атмосфере.

В самом начале 1970-х Капур перебрался в Лондон, чтобы изучать искусство. Сначала он поступил в колледж искусств Хорнси, а позже – в школу искусств и дизайна в Челси.

Капур добился международной известности: его персональные выставки проходили в галереях Тейт и Хайвард в Лондоне, а также в Базеле, Мюнхене, Берлине, Мадриде, Вене, Бостоне; его скульптуры украшают едва ли не весь мир – от Северной Америки до Норвегии и Японии; в 1990 году на XLIV Венецианской биеннале он представлял Великобританию и получил приз "Premio Duemila". В 1991 году Аниш был удостоен награды "Turner Prize".

Самые известные из его скульптур –
"Облачные врата"

скульптуру установлена в центре Чикаго.

представляет из себя монолит 20 метров длинну, 10 метров в высоту и 12 в ширину.

Скульптура выполнена из стали и весит 110 тонн.

Несмотря на поэтическое название, данное скульптуре автором, публика зовет ее просто - "Боб". За бобовидную форму.

Зеркальная скульптура «Облачные ворота» в центре Чикаго. Каркас представляет из себя монолитный блок из нержавеющей стали 20 метров в длину, 10 метров в высоту и 12 метров в ширину. Поверх каркаса положено 100 листов из нержавейки. В результате, получилось гигантское трехмерное зеркало причудливой формы.

Скульптуры Аниша часто довольно просты; он любит использовать в своих работах волнистые, изогнутые формы, а также яркие цвета. Скульптуры притягивают зрителей таинственностью, размером и красотой; поначалу Капур покрывал скульптуры и пол рядом с ними порошковым красителем, что было навеяно воспоминаниями о ярких зданиях рынков и храмов Индии.

“Svayambh”, Музей изящных искусств в Нанте.

Позже он обратился к благородному в своей простоте камню, часто используя мотив двойственности (земля-небо, материя-дух, женское-мужское, видимое-невидимое и пр.) и добиваясь сложных форм скульптур.

А самые последние работы основаны на отражении и его искажении – их поверхноcть обычно зеркальна.

Индийский скульптор часто использует красный воск, напоминающий о плоти и крови.

Среди работ Капура есть и просто гигантские изваяния – как, например, 35-метровая скульптура "Таратантара" (1999) в Англии

А это возведение скульптуры Таратантара(Taratantara) (1999) в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия.

"Marsyas" (2002) галерее Тейт.

Скульптура Аниша Капура Марсий вдохновила Арво Пярта на создание симфонии № 4 «Лос-Анджелес» (2008), посвященной Михаилу Ходорковскому.

Большое зеркальное изваяние, отражающее небо, расположилось в Ноттингеме, Норвегия. Скульптура снабжена особым экраном, без которого пролетающие над конструкцией птицы могли бы загореться. Экран сооружен на крыше ноттингемского театра, неподалеку от скульптуры.

Англия; "Облачные врата" - 110-тонная скульптура из нержавеющей стали, украшает Рокфеллер-центр в Нью-Йорке, а в 2006 году к ней добавилось еще одно "Небесное зеркало"

В 2008 году Аниш Капур провел персональную выставку в Бостоне и тогда же создал композицию "Память" для Фонда "Guggenheim".

А в 2009 г. скульптор стал первым приглашенным на Брайтонский фестиваль художественным руководителем. Он не только отвечал за "наполнение" события, но и лично создал для него 4 скульптуры (включая еще одно "Небесное зеркало").
В итоге было привлечено такое количество зрителей, что полиции пришлось направлять транспортные потоки в объезд места действия и тщательно следить за организацией мероприятия во избежание давки.

За свою карьеру Капур много работал и в области архитектуры, утверждая, что его работы – это не чистая скульптура и не чистая архитектура, а некое их сочетание. Среди архитектурных проектов Аниша – не только уже названные станции метро в Неаполе, но и проект мемориала принцессе Диане.

В сентябре-декабре 2009 года была выставка Капура в Королевской академии в Лондоне, и он стал первым скульптором, который добился этой чести при жизни.
Последней «персоналкой» современного британского художника, прошедшей в стенах Королевской Академии, стала выставка Генри Мура (Henry Moore). Она состоялась в 1988 году - через два года после смерти великого скульптора.
Одним из главных экспонатов выставки Аниша Капура инсталляция под названием «Стрельба в угол». В одном из залов музея размещена пушка, которой управляет специально нанятый артиллерист. Каждые 20 минут он будет стрелять в стену огромными ядрами из красного воска, которые взрываются на скорости 50 км/ч. Художник назвал эту работу «психодрамой». Произведение напоминает зрителю о том, что одной из главных движущих сил мира, в котором мы живем, является насилие. Оставить в этом жестоком мире след, заявить о себе - значит совершить акт насилия.

Также монументальная движущаяся инсталляция «Сваямбх» («сам себя порождающий» на санскрите). Это 40-тонный красный комок из смеси краски, воска и вазелина, который медленно объезжает все залы на специально проложенных для него рельсах. Проезжая сквозь дверные проемы, комок оставляет «кровавые» следы.

Паблик-арт – искусство, рассчитанное на размещение на общедоступных территориях, таких, как открытые пространства или здания, открытые для доступа публики.

Аниш Капур (Anish Kapoor)планирует реализовать проект «Гиганты долины Тис» (The Tees Valley Giants), в рамках которого будут созданы крупнейшие объекты паблик-арта (public art) в мире. Проект будет разрабатываться с Сесилом Балмондом (Cecil Balmond), ведущим мировым инженером-строителем.
На протяжении ближайших 10 лет Капур и Балмонд собираются создать пять скульптур – по одной в Мидлсборо (Middlesbrough), Стоктоне (Stockton), Редкаре (Redcar), Хартлпуле (Hartlepool) и Дарлингтоне (Darlington).

Первая скульптура будет стоять в Мидлсборо и получит название Temenos. Сообщается, что она будет длиной с футбольное поле (110 метров) и высотой 50 метров, а состоять должна из колонны, а также овального кольца и обычного кольца, соединенных плетением из стальной проволоки.

Балмонд заявил по этому поводу:
«Я думаю, это будет вызывать что-то вроде благоговения. Это будет новый пейзаж». При этом отмечается, что замысел Temenos’а похож на проект «Марсий» (Marsyas), который Капур и Балмонд выставляли в Турбинном зале (Turbine Hall) галереи Тейт Модерн (Tate Modern) шесть лет назад. Сейчас «Марсий» хранится в Норфолке в разобранном виде.

Возведение Temenos’а обойдется в $6 млн, а все пять скульптур вместе будут стоить $30 млн. Деньги планируется получить от частных инвесторов и общественных организаций, известно, что футбольный клуб «Мидлсборо» пожертвует около $700 тысяч. Весь проект является инициативой Джо Дочерти (Joe Docherty), главы фонда по возрождению долины Тиса (Tis Valley Regeneration).

( Anish Kapoor ) родился в Бомбее, Индия. Посещал The Doon School в Dehra Dun. Переехал в Англию в 1972, где проживает с тех пор. Изучал искусство в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс) и в Chelsea School of Art Design. Аниш Капур работает в Лондоне, хотя часто посещает Индию.В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура». Произведения скульптора как правило просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. Ранние работы часто были покрыты пигментом, который покрывал работу и пол вокруг нее.


Клауд-Гейт (Облачные врата) Чикаго

Эллиптическая скульптура представляет собой серию сваренных воедино и тщательно отполированных пластин из нержавеющей стали, которые отражают знаменитый городской горизонт и облака над ним. Построенная в 2004-2006 годах, скульптура имеет прозвище «боб» за свою бобообразную форму. Скульптура состоит из 168 листов нержавеющей стали, отполированных настолько, что её внешняя поверхность не имеет видимых швов. Размеры скульптуры - 10 (высота) х 20 (длина) х 13 (ширина) метров, вес - 110 тонн.

Порой работы Аниша Капура имеют зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение. С конца 1990-х Капур создал ряд масштабных работ, включая Taratantara (1999), 35-метровое произведение, установленное в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия и Марсий (2002), большая работа из стали и поливинила в Турбинном зале Галереи Тейт-Модерн.



Инсталляция в Королевской академии "Высокое дерево и глаз"

В 2000, одна из работ Капура Параболические воды, состоящая из вращающейся окрашенной воды, была показана в Лондоне. В 2001 Зеркало неба, большое зеркальное произведение, которое отражало небо и окружающее пространство, было установлено в Ноттингеме. В 2004 Врата облаков, 110-тонная стальная скульптура, торжественно открыта в парке «Миллениум» в Чикаго.

Осенью 2006, другая зеркальная скульптура, также названная Зеркало неба , была показана в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке.



Инсталляция в Национальном музее искусств.


Его работы представлены в музеях всего мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Тейт-Модерн в Лондоне, Fondazione Prada в Милане, в Музее Гугенхейма в Бильбао, De Pont Foundation в Голландии и 21st Century Museum of Contemporary Art в Японии.





Постройка «Leviathan» на выставке Monumenta 2011 в Большом дворце в Париже

Отражение посетителей в произведении Аниша Капура в музее Вюрт (Wuerth Art Museum) в городе Эрштейн (Erstein) недалеко от Страсбурга. Музей создан Рейнгольдом Вюртом, немецким коллекционером произведений искусств и основателем группы компаний Wuerth Group. Фото сделано в день официального открытия музея 25 января 2008 года.

Капур представлял Великобританию на Венецианской биеннале в 1990, где ему была присуждена Premio Duemila; в следующем году он стал лауреатом Премии Тернера. Персональные выставки работ скульптора проходили в Галерее Тейт и Hayward Gallery в Лондоне, Kunsthalle Basel в Швейцарии, Национальном художественном музее королевы Софии в Мадриде, Национальной галерее в Оттаве, Музее современного искусства в Бельгии, CAPC Museum of Contemporary Art в Бордо и Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии.

(англ. Anish Kapoor , р. 1954) - современный британско-индийский художник, скульптор. Лауреат премии Тернера 1991.

Биография

Аниш Капур родился 12 мая 1954 года в г. Бомбей (Мумбай), Индия. Его отец был индийцем, а мать еврейской иммигранткой из Багдада (дед Капура работал в синагоге в Пуне). В Индии учился в школе-интернате для мальчиков Doon (The Doon School) в г. Дехрадун. После окончания, в 1971-1973 гг. вместе с братом путешествовал по Израилю. В это время он пробовал учиться на электротехника, но после 6 месяцев занятий бросил данное занятие. В Израиле Аниш Капур решил стать художником и в 1973 году уехал в Англию, чтобы учиться в Колледже искусств Хорнсей (Hornsey College of Art) и затем в Школе искусств и дизайна Челси (Chelsea School of Art and Design). Во время обучения подрабатывал моделью у художника Пола Нигу (Paul Neagu, 1938-2004). В 1979 работал в Политехническом университете Вулвергемптона. С 70-х годов и по настоящее время живет и работает в Лондоне.

Творчество

Аниш Капур получил известность в 1980-х годах благодаря своим геометрическим или биоморфным скульптурам, которые он создавал при помощи нарочито простых материалов (гранит, известняк, мрамор, штукатурка ит.п.). Серия скульптур A Thousand Names (Тысяча имен) представляет собой геометрические фигуры, сделанные из различных материалов и покрытые яркими красками. При этом для данных работ Капура характерно "неряшливое" использование красящих пигментов. Краска покрывает как сам объект, так и пол, стены ит.д. объединяя пространство галереи и скульптуру в некую общую единицу.

В 1990 году Аниш Капур представлял Англию на Венецианской биеннале, где был удостоен награды Premio Duemila. В Венеции скульптор представил свою работу Void Field (Пустое поле), которая была отмечена за свою многозначительность и разнообразность возможных интерпретаций. Критики отмечали здесь сразу несколько подтекстов. Во-первых, Аниш Капур родом из бывшей колонии Англии и, возможно, это попытка ответить на вопрос "что значит быть британцем?" от представителя иной культуры, что особенно актуально на фоне разрабатываемой в то время политики мультикультурализма. Во-вторых, в работе видели возможный сакральный подтекст и ссылку на историю Израиля, а арт-объекты т.о. становились объектами некой "новой религии" искусства (подобный концепт, но со скандинавским уклоном нашел свое продолжение в скульптуре "Глаз в камне" (Eye in Stone) 1998 года). Кроме того, от работы шел характерный запах "кисло-сладкой влажной земли", нехарактерный для художественной галереи. Возможно, т.о. это иной взгляд на лэнд-арт и попытка составить оппозицию идеям Ричарда Лонга . В любом случае, как много раз отмечалось, данная работа "открыта для широкого круга интерпретаций и переживаний". В 1991 году Аниш Капут стал лауреатом премии Тернера.

В 1995 году Аниш Капур начал создавать скульптуры из полированной нержавеющей стали, с высокой отражающей способностью. Скульптуры выполненные из данного материала создают эффект "кривого зеркала", отражая объекты вокруг себя и т.о. меняя свой облик в зависимости от места, где они установлены. Примером подобных скульптур могут быть работы Taratantara (г. Гейтсхед, Англия, 1999), Parabolic Waters (рядом с Куполом тысячелетия, Гринвич, 2000) и Marsyas (Турбинный зал Tate Modern, 2002).

В XXI веке Аниш Капур начал создавать скульптуры из красного воска. Самой масштабной работой подобного рода может считаться Svayambh, 2007 ("самогенерирующийся" с санскрита). В музее Нанта в рамках Биеннале Estuaire художник установил 1,5-метровый блок из красного воска, который перемещается при помощи рельс по зданию. Позднее работа выставлялась также в Мюнхене и Лондоне.

В сентябре 2009 года Капур стал первым из ныне живущих художников, чья персональная выставка прошла в Королевской академии искусств. Зрители могли увидеть как старые работы мастера, так некоторые новые его произведения. В частности, здесь была представлена инсталляция "Стрельба в угол" (Shooting into the Corner).

10 мая 2011 года в рамках четвертой выставки Монумента (Monumenta) в Grand Palais в Париже Аниш Капур представил свою скульптурную композицию Левиафан (Leviathan). Работа во многом повторяла предыдущие идеи скульптора, придавая им новый грандиозный масштаб. "Чудовище" в исполнении Капура было сделано из 35-метровых надувных шаров, покрытых снаружи тёмной фиолетовой кожей. При этом посетители могли попасть внутрь Левиафана, ощутив себя в красной утробе библейского чудовища. Данную работу Капур посвятил Ай Вэйвэю , который в это время был под арестом в Китае, заявив о необходимости солидарности деятелей искусства всего мира по данному вопросу.

В 2011 году Аниш Капур представил свою инсталляцию "Dirty Corner" (Грязный угол) в Fabbrica del Vapore в Милане. Работа представляла собой стальную трубу 60 метров в длину и 8 метров в высоту. Как и в случае с Левиафаном, посетители могли войти внутрь объекта, при этом, двигаясь вперед, зритель погружался во мрак, теряя восприятие пространства.

Аниш Капур является командором ордена Британской империи и членом Королевской академии художеств Великобритании.

В 2017 году Аниш Капур представил свою новую работу "I Like America and America doesn"t like Me" (рус. «Мне нравится Америка и Америке не нравлюсь я»). Работа является автопортретом самого художника с соответствующей надписью. Фраза является отсылкой к работе немецкого художника Йозефа Бойса "I like America and America likes Me". Шрифт стилизован под Antiqua-Fraktur (традиционно данный шрифт ассоциируется с фашизмом, т.к. именно его использовало руководство партии нацистов в Германии времен Гитлера). Концептуально работа является протестом художника против миграционной политики президента США Дональда Трампа.

Специалисты, ориентирующиеся в сумрачных коридорах современного искусства, в один голос называют этого скульптора и художника мастером, ведь он входит в число наиболее выдающихся деятелей современной массовой культуры. Его работы поражают зрителей размахом и концептуальностью замысла. Он – один из лучших творцов нашего времени, поскольку такое удивительное искусство не оставляет равнодушным никого.

Аниш Капур (Anish Kapoor, 1954) представляет индийскую и британскую культуру. Мы познакомим вас с его творчеством и расскажем, чем именно ему удалось покорить мир.

Произведения Аниша Капура украшают улицы самых крупных городов нашей планеты, его инсталляции встречаются в журналах и на фотографиях туристов. На счету известного художника международные выставки в галереях Лондона, Базеля, Берлина, Мадрида, Вены, Мюнхена и Бостона.

Творчество Аниша Капура никогда не вписывалось в традиционные рамки современного искусства Британии, оказываясь как бы вне пространства и времени. Одни критики говорят, что его скульптуры «обличают простоту глубины» , другие считают, что Капур создает «первопричины» , а сам автор замечает, что ему иногда «нечего сказать» .

Аниш Капур родился и вырос в городе Бомбей (Индия). Искусство интересовало его уже с ранних лет, но жизнь сложилась так, что ему пришлось поехать в Израиль и поступить в университет на факультет электротехники. Но время, посвященное изучению точных наук, было потрачено зря, потому что в математике молодой человек разбирался плохо. Он решил стать профессиональным художником и уехал в Лондон, чтобы поступить в художественную школу.

На все вопросы о влиянии европейской культуры на свое мировоззрение художник отвечать отказывается, но подчеркивает, что воспитание, данное родителями, было весьма «космополитично и современно».

Все работы художника, созданные в лондонской школе, были связанны не только авторским замыслом, но и культурой, в которой воспитывался Капур. Индия не могла не оставить отпечатка в сознании известного скульптора, так как он на протяжении многих лет наблюдал повседневную жизнь своей страны и народа. Национальные ритуалы и религия легли в основу многих будущих работ художника.

В то же время нельзя не отметить, что ранние произведения в большинстве случаев носили перформативный характер: они не имели сюжета и глубины, а их символичность была поверхностной. Каждая работа была основана на взаимодействии двух людей и объекта между ними.

«Язык всех моих последующих работ был заложен уже в этих студенческих перформансах, черт возьми» , – говорил сам Аниш Капур.

Анализируя творчество Капура, замечаешь, как сильно оно меняется, начиная от материалов, с которыми он работает, до места действия и авторского замысла. На выставках демонстрируются то геометрические скульптуры ярких цветов, то изваяния из камня, то гигантские конструкции причудливых форм. Но неизменными остаются их грандиозность, замысловатость и насыщенная палитра красок.

«В некотором смысле все мои работы - о соединении противоположностей. Это всегда было свойством того, что я делаю. Конъюнкция между физическим, тем, что присутствует, и тем, чего нет. Я думаю, что этого, конечно, недостаточно для того, чтобы говорить о пустоте как о чем-то существующем. В некотором смысле необходимо физически присутствовать, получать новый опыт, существовать в реальности настолько, насколько это только возможно» ,- сказал Аниш Капур, для Audio Arts Magazine в июне 1990 года.

Лондон – город, в котором для художника открылись возможности творить и быть услышанным, возможности показать миру свою родную культуру и в один прекрасный день проснуться знаменитым. Первая выставка, которая принесла ему известность, состоялась в 1978 году и называлась «Тысяча слов» (A Thousand Name). На ней были представлены множество геометрических и биометрических скульптур, сделанных их мрамора, гранита и различных видов штукатурки. Но самое главное в них – это пигментный порошок, который автор заимствовал из индийских национальных традиций. Покрытые им фигуры проецировались на стены галереи или просто стояли на полу. Краска покрывала объект и окружающее ее пространство, создавая целую инсталляцию, а сама скульптура выглядела как верхушка айсберга над поверхностью воды. Выставка иллюстрировала мысль о том, что зачастую люди видят лишь часть, и не имеют представления о целостности объекта.

На протяжении нескольких следующих лет Аниш Капур искал новые выразительные возможности, которые позволили бы ему осуществлять рискованные манипуляции с формами и пространством. Он создал ряд крупных инсталляций, которые по своим масштабам могут затмить парижскую Эйфелеву башню. Одним из таких ярких проектов является «Марсий» (Marsyas) – огромная красная инсталляция трубообразной формы из высококачественной нержавеющей стали и латекса. Она занимает всю галерею Тейт-Модерн площадью 320 квадратных метров.

«Это история о самомнении в искусстве, о тщеславии творца» , – поясняет выбор названия автор.

В начале 2000-х годов Аниш Капур переходит на работу с красным воском. Одной из самых интересных и уникальных работ, созданных из этого податливого материала, является «Самостоятельная организация» (Svayambh). Она замечательна еще и тем, что по своим размерам превосходит все, что сделано художником за все время творчества.

Огромная, пугающая груда, поставленная на рельсы, медленно ползет по лондонской Королевской академии художеств, оставляя за собой кроваво-красный след. Объект становится властителем всего пространства, которое превращается в его естественную среду обитания.

Статья о художнике будет неполной, если не упомянуть его самую известную работу, которая украшает площадь в Чикаго. Эта инсталляция известна каждому человеку, будь он бывалым туристом или неисправимым домоседом. «Облачные ворота» (Cloud Gate) – грандиозный зеркальный проект, который прекрасно иллюстрирует одну из ключевых идей художника – преображение пространства. Изогнутая поверхность зеркал искажает реальность. При этом само произведение кажется невесомым, оно прячется за собственной зеркальностью, и мы видим не столько скульптуру, сколько гротескное отражение мира.

Аниш Капур – это всегда динамика, стиль и яркие краски Индии в тандеме со строгим британским современным искусством. Увидев его работы, можно испытать бурю как положительных, так и отрицательных эмоций. Но одно известно наверняка – они никогда не оставят вас равнодушными!

Сэр А́ниш Капу́р (англ. Anish Kapoor, род. 12 марта 1954 года, Бомбей) - британско-индийский скульптор, член группы «Новая британская скульптура», лауреат Премии Тернера. Рыцарь-бакалавр, командор ордена Британской империи, член Королевской академии художеств (RA).

Аниш Капур родился в Бомбее, в индийско-еврейской семье. Его отец, панджабского происхождения, занимался военной гидрографией. Мать, из семьи багдадских евреев, была дочерью кантора синагоги в Пуне. Брат - канадский социолог Илан Капур (англ.) (род. 1959). Посещал школу-интернат Doon School (англ.) в Дехрадуне. В 1971-1973 годах был в Израиле с одним из своих братьев, жил в кибуце. Начал изучать электротехнику, но не справлялся с математикой и через 6 месяцев бросил учёбу. Там же, в Израиле, решил стать художником. Переехал в Англию в 1973 году, где проживает с тех пор. Изучал искусство в Hornsey College of Art (англ.) и в Chelsea School of Art Design (англ.). Аниш Капур работает в Лондоне, часто посещает Индию.

В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура». Произведения скульптора как правило просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. Ранние работы часто были покрыты пигментом, который покрывал работу и пол вокруг неё. Порой работы Аниша Капура имеют зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение.
С конца 1990-х Капур создал ряд масштабных работ, включая Taratantara (1999), 35-метровое произведение, установленное в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия и Марсий (2002), большая работа из стали и поливинила в Турбинном зале Галереи Тейт Модерн. В 2000 одна из работ Капура, Параболические воды, состоящая из вращающейся окрашенной воды, была показана в Лондоне. В 2001 Зеркало неба, большое зеркальное произведение, которое отражало небо и окружающее пространство, было установлено в Ноттингеме. В 2004 Врата облаков, 110-тонная стальная скульптура, торжественно открыта в парке «Миллениум» в Чикаго. Осенью 2006 года другая зеркальная скульптура, также названная Зеркало неба, была показана в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке.

Капур представлял Великобританию на Венецианской биеннале в 1990, где ему была присуждена Premio Duemila; в следующем году он стал лауреатом Премии Тернера.
Персональные выставки работ скульптора проходили в Галерее Тейт и Hayward Gallery в Лондоне, Kunsthalle Basel в Швейцарии, Национальном художественном музее королевы Софии в Мадриде, Национальной галерее в Оттаве, Музее современного искусства в Бельгии, CAPC Museum of Contemporary Art в Бордо и Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии. Его работы представлены в музеях всего мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Тейт-Модерн в Лондоне, Fondazione Prada в Милане, в Музее Гугенхейма в Бильбао, De Pont Foundation в Голландии и 21st Century Museum of Contemporary Art в Японии.

Орден Британской империи (2003).
Почётный доктор Оксфорда (2014).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



Вверх