Error: не определено #11234. Сочинение: «Что значит быть патриотом»? Что такое патриотизм или зачем нам сильное государство Зачем быть патриотом

Сочинение: «Что значит быть патриотом»? Что такое патриотизм или зачем нам сильное государство Зачем быть патриотом

Патриотизм, как правило, определяют как любовь к своей стране и такая любовь кажется достойной и правильной большинству людей. Но в чем смыл клятвы верности куску цветной ткани или географической области? Что, если для лесоруба из штата Мэн такие же лесорубы, живущие в часе езды от него в Канаде, гораздо ближе и понятнее ему, чем серферы из Калифорнии, и ему плевать на линию, нарисованную на карте двести лет назад?

2.

Люди часто сплачиваются вокруг флагов, но не все считают, что это хорошо. Альберт Эйнштейн говорил, что он ненавидит «всю омерзительную чушь, выходящую под именем патриотизма». Лев Толстой полагал, что «вредность и иррациональность патриотизма очевидны для всех». Многие мыслители соглашались с ними. Вполне возможно, что патриотизм приносит больше вреда, чем пользы.

1. Патриотизм делает войну более вероятной.

Январский отчет Исследовательской службы Конгресса США под названием «Случаи применения Вооруженных сил Соединенных штатов за рубежом» перечисляет случаи, когда американская армия участвовала в вооруженном конфликте или готовилась к такому конфликту. С 2009 года имели место 25 таких случаев. Социологические опросы показывают, что американцы очень патриотичны (в этом они уступают только жителям Венесуэлы).

В книге «Война, её причины и связанные феномены» Мартин Неттлшип с соавторами показывают, что существует устойчивая корреляция между патриотизмом населения и вероятностью войны.

Причинно-следственная связь пока не установлена твердо, но мысль о том, что патриотизм как превознесение своей страны над другими провоцирует конфликт, кажется очень здравой.

2. Патриотизм снижает полезное участие граждан в политике.

Интересно, что те, кто проявляют любовь к стране, не делают этого традиционными средствами политического участия. Исследования показывают, что люди считающие себя «патриотами» имеют более низкий уровень осведомленности о политических событиях и реже участвуют в выборах.

Некритическая приверженность взглядам любого рода порождает невежество. Более точно об этом могли бы рассказать прицельные социологические исследования, но не стоит ждать, что работы, подвергающие сомнению ценность патриотизма, будут финансироваться правительством.

3. Патриотизм порождает неоправданную ненависть или недоверие.

Многие философы и психологи исследовали соотношение понятий «мы» и «они» в мышлении человека. Они сходятся на мысли, что патриотические чувства порождают недоверие к тем, кто не входит в одну с «патриотом» этническую или социальную группу.

Исследование, проведенное в 2013 году в Университете Техаса в Арлингтоне, нашло корреляцию между самоидентификацией себя по национальному признаку и негативным чувствам к эмигрантам из Латинской Америки. Ученые не употребляли слов «национализм» или «патриотизм», но всем и так понятно, о чем идет речь.

4. Патриотизм делает нарушение прав человека приемлемым.

Понятие «страна» может соотноситься с землей, культурой, людьми, правительством или сочетанием этих феноменом. Вся патриотическая мифология направлена на то, чтобы заставить ощутить «реальность» страны. Люди начинают думать, что «страну» можно защищать любыми способами.

Известно, что антитеррористический Patriot Act в США нарушает 6 из 10 пунктов «Билля о правах», входящего в американскую конституцию.

Проведенный в 2005 году опрос Gallup показал, что 55% американцев выступают за то, чтобы сжигание флага считалось преступлением. Но суды приняли решения, согласно которому сжигание флага является политическим заявлением, а потому охраняется первой поправкой к конституции США. Иными словами, более половины американцев готовы были нарушить закон ради своих патриотических чувств.

5. Патриотизм делает цензуру приемлемой.

В 1991 году во время военной операции в Ираке был наложен запрет на показ гробов убитых американских военнослужащих. Отменили его только в 2009. Считалось, что эта мера призвана охранять частную жизнь семей убитых, но в этом ли было дело? Первый подобный акт был принят еще в 1798 году во время подготовки войны с Францией.

Патриотизм приводит не только к цензуре, но и самоцензуре, он побуждает журналистов утрачивать свою функцию и становиться пропагандистами. А от этого еще ни одному обществу лучше не стало.

6. Патриотизм приводит к очернению других.

Ненависть и недоверие появляются в наших сердцах легче, если для этого есть плодородная почва. И, наоборот, патриотизм легче укрепляется, если мы начинаем третировать какую-либо группу людей, непохожих на нас. Немецкий патриотизм при Гитлере, например, строился на демонизации евреев.

Простой пример: картошка фри в американском McDonald"s называется French fries. Когда Франция в 2003 году отказалась от участия в военной операции против Ирака, картошка стала называться freedom fries. По всей стране начали ходить анекдоты и нелепые истории о французах. Хотя никакого вреда французы американцам не причинили - просто их президент отказался участвовать в военной авантюре.

5.

7. Патриотические чувства поощряют злодеяния.

Профессор Университета Южной Флориды Эдуард Кисси изучал случаи геноцида в Эфиопии, Камбодже и Руанде. Он установил, что народ видит патриотизм и национализм основными способами выразить лояльность государству. Когда патриот счиатет действия государства патриотическими, он готов пойти на самые ужасные вещи.

Кроме того, патриотизм заставляет молчать тех, кто при иных условиях был бы несогласен с политикой правительства. Во время Второй Мировой войны 127 тысяч американских граждан японского происхождения были интернированы в лагеря. И почти никто из других американских граждан не возражал.

8. Патриотизм обходится дорого.

Поддержание патриотизма стоит больших денег. Пилотажная эскадрилья ВМФ США Blue Angels неизменно вызывает чувство восторга у зрителей. Но ее содержание стоит 40 миллионов долларов в год.

Подобных «маркетинговых» расходов на патриотизм много в бюджетах всех стран. И, разумеется, все это происходит на деньги налогоплательщиков. Деньги, которые можно было бы тратить на медицину и образование.

9. Патриотическое мышление подменяет собой критическое.

Ричард Пол возглавляет направление исследований и профессионального развития в Центре критического мышления в Калифорнии. По его многолетним наблюдениям, патриотизм слишком часто служит оправданием для манипулирования историческими и другими фактами. Постепенно такое манипулирование становится непроизвольным, а способности трезво оценивать ситуацию у человека снижаются.

10. Патриотизм просто не нужен.

Все приведенные выше аргументы могут быть так или иначе опровергнуты патриотически настроенным читателем. Но давайте задумаемся - а что может дать нам патриотизм?

Больше свободы? Больше процветания? Вряд ли. Тогда зачем?
Люди будут защищать свои дома и свои семьи без всякого навязанного сверху «патриотизма», просто потому, что это ИХ семьи. И для этого им не понадобится идол, завернутый в звездно-полосатый (или трехцветный) флаг. А пока эта страшная минута не пришла (может быть, и не придет), давайте просто жить так, как мы умеем.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

« Что значит быть патриотом? »

Солохина Юлия Сергеевна,

преподаватель специальных

и общеобразовательных дисциплин,

куратор группы

г. Городец

201 8 год

Пояснительная записка

Данный классный час основан на применении приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), позволят достичь следующих целей: создание условий для формирования активной гражданской позиции через актуализацию знаний о патриотизме.

В ходе работы предполагается решение взаимосвязанных задач:

    Образовательная: формирование знаний о патриотизме как явлении и его проявлениях;

    Развивающая: формирование умений работать с иллюстрациями, анализировать видеоролики, сравнивать, делать выводы, а также умении использовать личный опыт, и принимать мнения другого, развивать коммуникативные качества, активно взаимодействовать при организации групповой работы, развивать навыки общения;

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества, способствовать формированию и развитию патриотизма.

Приёмы ТРКМЧП позволяют рассматривать большие объёмы информации, делая акцент на работе с понятиями, на сопоставлении различных примеров и точек зрения, на формировании собственных оценочных суждений. Они соответствуют возрастным особенностям, посильны для освоения обучающимися различного уровня успеваемости, вызывают неподдельный интерес и высокую мотивацию в ходе изучения данной темы.

Необходимые технические средства и наглядность

Классный час с использованием описываемых материалов проводится в кабинете, оборудованном столами и стульями, необходимыми по количеству участников и расставленными для групповой работы. Педагогу понадобятся:

    видеоролики патриотической тематики;

    подготовленный на доске кластер, распечатки аналогичных кластеров для каждой группы обучающихся;

    раздаточный материал: «слова – подсказки» для составления кластера для каждой группы обучающихся;

    ПК с колонками;

    раздаточный материал для проведения рефлексии: схемы-опоры для составления отзывов - синквейнов.

Работа с данными материалами может проводиться при сочетании фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации занятия (наиболее эффективно объединять обучающихся в группы).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятного рабочего настроя.

Вспомните поэму Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отчества достойный сын

Как вы думаете, одинаковы ли понятие «гражданин», используемое Н.А.Некрасовым и современное понятие «патриот»? Предлагаю ответить на этот вопрос.

Сегодня на классном часе мы с вами рассматриваем очень важную тему для каждого человека и гражданина: «Что значит быть патриотом?».

II . Актуализация. Формулирование цели классного часа.

Ключевыми понятиями сегодняшнего классного часа являются «Родина», «патриотизм», «гражданская активность».

Давайте вспомним, что нам известно о нашей стране:

    Как называлось в прошлом наша страна? (Русь, Российская империя, РСФСР, СССР)

    Как называется наша страна сейчас? (Российская Федерация или Россия) это название появилось в 1991 году, оно закреплено в ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Что значит федерация? (в случае затруднения, следует сказать, что с этим понятием мы ближе познакомимся в течение урока).

    А теперь взгляните еще раз на тему нашего классного часа, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о Родине, любви к ней, преданности, о патриотизме, гражданской активности.)

III . Изложение темы классного часа.

Начнем с обсуждения, что для вас Родина ?

На доске изображается кластер, который заполняется классным руководителем по мере поступления ответов обучающихся.

(Дидактический материал № 1 ). Пример кластера:

Земля предков



Место, где человек проживает

РОДИНА

Место, где ты родился





Место, где человек чувствует себя комфортно



Эмоциональная актуализация темы происходит при помощи видеофрагмента - песня «С чего начинается Родина». Демонстрация видеофрагмента.

Согласны ли вы с поэтом? Нужно ли что - то добавить в кластер?

Наша Родина – это федерация. Под федерацией мы понимаем союз равноправных членов единого целого.

Теперь перейдем к понятию «патриот ».

Эмоциональная актуализация темы при помощи просмотра видеофрагмента (демонстрация видеофрагмента «Один чудак…»)

Последующее обсуждение вопросов:

1) Достаточно ли родится в том или ином месте, чтобы считаться патриотом? 2) Кого Вы можете назвать патриотом в настоящий момент?

Патриот - человек, который приносит пользу Родине, встает на ее защиту при необходимости. Назовите пожалуйста профессии, которые требуют героизма, мужества, терпения (военнослужащие, пожарные, шахтеры, пилоты…).

Наши предки с давних времен считали патриотизм главным из качеств человека, что находит подтверждения в поговорках, пословицах.

Народные мысли о родине и патриотизме помогают осознать всю мощь патриотического чувства и уважение к своему отечеству, народу.

Посмотрите у Вас на столах лежит материал (Дидактический материал № 2 ), прочтите, пожалуйста, обсудите в группах смысл пословиц и выразите свое мнение, согласны ли с афоризмами-пословицами, изречениями народной мудрости. (Пословицы зачитываются и комментируются)

    Берегите землю родимую, как мать любимую

    В бою за Отчизну и смерть красна

    Дома и стены помогают

    Где родился, там и пригодился

    Главное в жизни – служить Отчизне

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

    Дым Отечества светлее чужого огня

    Жить - Родине служить

    Кто за Родину горой, тот истинный герой

    Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот

    Кто Родину любит, тому она в долгу не будет

    Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно

    Любовь к Родине сильнее смерти

    На чужой стороне Родина мила в двойне

    На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость

    Нет в мире краше Родины нашей

    О тех и радио вещает кто Родину защищает

    Одна мать родна и Родина одна

    Родина – мать, умей за нее постоять

    Родину головой оберегают

    Родину, как и родителей не выбирают

    Родной край – сердцу рай

    С родной земли – умри не сходи

    Смело иди в бой, Родина за тобой

    Та земля мила, где мать родила

    Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Итак, патриот – это гражданин, проявляющий заботу о своей Родине, о ее природе, защищающий ее честь, знающий историю своей страны.

Обучающимся предлагается выполнить кластер и тем самым дать ответ на вопрос из темы классного часа: «Что значит быть патриотом?»

Работают на отдельном листе. (Дидактический материал № 3 ) При этом проигрывается видеофрагмент (Д. Майданов)

IV . Закрепление.

В.В.Путин высказался так: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее. Это и есть национальная идея». (См видеофрагмент «Путин о патриотизме»).

Национальная идея - это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения. Национальная идея держится на активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

V . Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к словам Н.А. Некрасова о «гражданине», в каком значении он использовал данное слово?

Безусловно, для Некрасова понятие «гражданин» отождествляется с современным понятием «патриот».

Продолжите фразу: «Я хочу быть патриотом, потому что…»

Давайте составим синкейн:

Существительное – понятие тема(Например, гражданин, патриот…)

Два прилагательных…

Три глагола….

Предложение, выражающее основную мысль…

Существительное (синоним раскрываемого понятия, отражающее вывод)

Примеры синквейнов, написанных обучающимися по данной теме:

Подводится итог разговора - быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Вверх