В чем заключается правда григория мелехова. Григорий мелехов в поисках жизненной правды. Григорий Мелехов в поисках социальной правды

Григорий Мелехов в поисках правды

В «Тихом Доне» отражена эпоха великих потрясений начала XX века, оказавшая своё влияние на судьбы многих людей, повлиявшая также и на судьбу донского казачества. Притеснения со стороны чиновников, помещиков, более зажиточной части населения, а также неумение власти решать конфликтные ситуации и справедливо обустраивать жизнь народа, приводили к народным возмущениям, бунтам, к революции, которая переросла в гражданскую войну. Кроме того, донское казачество восстало и против новой власти, сражалось с красноармейцами. Банды казаков расправлялись с той же беднотой, с мужиками, которые, как и казаки, хотели трудиться на своей земле. Тяжёлое, смутное было время, когда брат шёл против брата, а отец мог оказаться убийцей сына.

В романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» отражена переломная эпоха войн и революций, показаны события, повлиявшие на ход истории. Писатель отобразил вековые традиции донского казачества и особенности их жизни, систему их нравственных принципов и трудовых навыков, сформировавших национальный характер, который наиболее полно воплощён автором в образе Григория Мелехова.

Путь Григория Мелехова - совершенно особенный, отличный от исканий героев предыдущих эпох, так как Шолохов показал, во-первых, историю простого казака, хуторского парня с небольшим образованием, не умудрённого опытом, не разбирающегося в вопросах политики. Во-вторых, автор отразил тяжелейшее время потрясений и бурь для всего Европейского континента и для России в особенности.

В образе Григория Мелехова представлена личность глубоко трагическая, судьба которой всецело связана с драматическими событиями, происходящими в стране. Характер героя может быть понят только при анализе его жизненного пути, начиная с истоков. Необходимо помнить, что в генах казака примешана была горячая кровь бабки-турчанки. Семья Мелеховых, в связи с этим, отличалась своими генетическими качествами: наряду с трудолюбием, упорством, любовью к земле заметны были у Григория, например, гордый нрав, смелость, своеволие. Уже в юности он убеждённо и твёрдо возражал Аксинье, звавшей его в чужие края: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?» Григорий думал, что его жизнь навсегда связана с мирным трудом хуторянина в собственном хозяйстве. Главные ценности для него - земля, степь, казачья служба и семья. Но он и предположить не мог, как обернётся для него верность казацкому делу, когда лучшие годы нужно будет отдать войне, убийству людей, мытарству по фронтам, и многое придётся пережить, испытав различные потрясения.

Григорий был воспитан в духе преданности казацким традициям, от службы не уклонялся, собираясь с честью выполнить воинский долг и вернуться в хутор. Он, как и положено казаку, проявлял храбрость в боях во время первой мировой войны, «рисковал, сумасбродничал», но очень скоро понял, что нелегко освободиться от боли по человеку, которую он иногда чувствовал. Особенно тяжело перенёс Григорий бессмысленное убийство убегавшего от него австрийца. Он даже, «сам не зная для чего, подошёл к зарубленному им австрийскому солдату». А потом, когда отходил от трупа, «путано-тяжек был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу».

После первого ранения, находясь в госпитале, Григорий узнал новые истины, слушая, как раненый солдат Гаранжа «разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть». Казаку было трудно принять эти новые понятия о царе, родине, о воинском долге: «прахом задымились все те устои, на которых покоилось сознание». Но после побывки в родном хуторе он снова ушёл на фронт, оставаясь добрым казаком: «Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость…». Это было время, когда ожесточилось и огрубело его сердце. Однако, оставаясь мужественным и даже отчаянным в бою, внутренне Григорий переменился: не мог он смеяться беззаботно и весело, глаза ввалились, скулы обострились, и трудно стало глядеть в ясные глаза ребёнка. «С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, …четыре Георгиевских креста, четыре медали выслужил», но не удалось ему избежать беспощадно опустошающего воздействия войны. Однако личность Григория всё-таки не разрушена войной: не очерствела до конца душа, не смог смириться полностью с необходимостью убивать людей (пусть даже врагов).

В 1917 году после ранения и лазарета, находясь дома в отпуске, чувствовал Григорий усталость, «нажитую войной». «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво». Не было твёрдой почвы под ногами, и не было уверенности, по какой тропе идти: «Тянуло к большевикам - шёл, других за собой вёл, а потом брало раздумье, холодел сердцем». На хуторе казаку захотелось вернуться к делам по хозяйству и остаться с семьей. Но успокоиться ему не дадут, потому что долго ещё в стране покоя не будет. И мечется Мелехов между «красными» и «белыми». Трудно ему найти политическую истину, когда стремительно меняются в мире человеческие ценности, и суть событий неискушённому человеку понять сложно: «К кому же прислониться?» Метания Григория связаны были не с политическими его настроениями, а с непониманием ситуации в стране, когда власть поочерёдно захватывали многочисленные участники враждующих сил. Мелехов готов был сражаться в рядах Красной Армии, но война есть война, без жестокости не обходилось, да и «пропитание» красноармейцам добровольно отдавать зажиточные казаки не хотели. Чувствовал Мелехов недоверие большевиков, их неприязнь к нему, как к бывшему воину царской армии. И сам Григорий не мог понять бескомпромиссную и безжалостную деятельность продотрядов, забирающих зерно. Особенно же отталкивали от коммунистической идеи фанатизм и озлобленность Михаила Кошевого, и появлялось желание уйти от невыносимой неразберихи. Хотелось понять и осмыслить всё, найти свою, «настоящую правду», но, видимо, одной правды для всех не бывает: «За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди...». И Григорий решил, что «надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё...».

Жестокость и насилие проявлялись всеми враждующими сторонами: белогвардейцами, восставшими казаками, разными бандами. Мелехов не хотел к ним присоединяться, но воевать против большевиков Григорию пришлось. Не по убеждению, а по вынужденным обстоятельствам, когда казаков по хуторам собирали в отряды противники новой власти. Он тяжело переживал зверства казаков, их неукротимую мстительность. Находясь в отряде Фомина, Григорий стал свидетелем расстрела молодого беспартийного красноармейца, преданно служившего народной власти. Парень отказался перейти на сторону бандитов (так он назвал казачий отряд), и его тут же решили «пустить в расход». «Короткий у нас суд?» - говорит Фомин, обращаясь к Григорию, который избегал смотреть в глаза главарю, потому что сам он был против таких «судов».

И родители Григория солидарны с сыном в вопросах неприятия жестокости, вражды между людьми. Пантелей Прокофьевич выгоняет Митьку Коршунова, так как не хочет в своём доме видеть палача, который убил женщину с детьми, чтобы отомстить коммунисту Кошевому. Ильинична, мать Григория, говорит Наталье: «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу красные могли бы порубить, а ить не порубили же, поимели милость». Мудрые слова произносит также старый хуторянин Чумаков, когда спрашивает Мелехова: «Замиряться-то с Советской властью скоро будете? С черкесами воевали, с турком воевали, и то замирение вышло, а вы все свои люди и никак промеж собой не столкуетесь».

Жизнь Григория осложнялась также его неустойчивым положением всюду и во всём: он постоянно находился в состоянии поиска, решал вопрос «куда прислониться». Ещё до службы в казацком войске Мелехову не удалось выбрать спутницу жизни по любви, так как Аксинья была замужем, а на Наталье его женил отец. И всю свою недолгую жизнь находился он в положении «между», когда и в семью тянуло, к жене и детям, но и к любимой звало сердце. Не меньше рвало душу желание хозяйствовать на земле, хотя никто не освобождал и от воинского долга. Положение честного, порядочного человека между новым и старым, между миром и войной, между большевизмом и народничеством Изварина и, наконец, между Натальей и Аксиньей только усугубляло, увеличивало накал его метаний.

Необходимость выбора очень изматывала, и, возможно, не всегда решения казака были правильными, но кто мог тогда рассудить людей, вынести справедливый приговор? Истово сражался Г.Мелехов в коннице Буденного и думал, что верной службой заслужил прощение у большевиков за прежние дела, однако в годы гражданской войны были случаи скорой расправы с теми, кто или преданности советской власти не проявлял, или метался из стороны в сторону. И в банде Фомина, уже воюя против большевиков, не видел выхода Григорий, как решить свою проблему, как вернуться к мирной жизни и не быть врагом никому. Григорий ушёл из казачьего отряда Фомина, и, опасаясь наказания уже со стороны советской власти, а то и самосуда с любой стороны, так как всем стал будто бы врагом, он пытается вместе с Аксиньей скрыться, сбежать куда-либо подальше от родного хутора. Однако спасения ему эта попытка не принесла: случайная встреча с красноармейцами из продотряда, бегство, погоня, выстрелы вслед - и трагическая смерть Аксиньи остановила метания Григория навсегда. Некуда стало спешить, не к кому торопиться.

К судьбе главного своего героя автор далеко не безразличен. Он с горечью пишет о том, что из-за тоски по дому не может больше скитаться Григорий и, не дожидаясь амнистии, рискует снова, возвращается в хутор Татарский: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…». Шолохов не заканчивает роман сообщением о дальнейшей судьбе Г.Мелехова, наверное, потому, что сочувствует ему и хотел бы наконец-то дать уставшему от битв человеку немного душевного покоя, чтобы мог он жить и трудиться на своей земле, но трудно сказать, возможно ли это.

Заслуга писателя также в том, что авторское отношение к героям, его умение понимать людей, ценить честность и порядочность тех, кто искренне стремился разобраться в путанице мятежных событий и найти истину, - это желание автора передать движение души человека на фоне драматических изменений в стране высоко оценили и критики, и читатели. Один из бывших предводителей мятежных казаков, эмигрант П.Кудинов написал шолоховеду К.Прийме: «Тихий Дон» потряс наши души и заставил всё передумать заново, и тоска наша по России стала ещё острее, а в голове посветлело». И те, кто, находясь в эмиграции, прочитал роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», «кто рыдал над его страницами и рвал свои седые волосы, - эти люди в 1941-м году воевать против Советской России не могли и не пошли». Следует добавить: не все, конечно, но многие из них.

Мастерство Шолохова как художника также трудно переоценить: мы имеем редчайший образец, почти исторический документ, рисующий культуру казачества, быт, традиции и особенности речи. Невозможно было бы создать яркие образы (а читателю - их представить), если бы Григорий, Аксинья и другие герои говорили нейтрально, на стилизованном языке, приближённом к литературному. Это было бы уже не донское казачество, если убрать их веками складывающиеся особенности речи, собственный их диалект: «вилюжинки», «скрозь», «расхорош ты мой». В то же время представители командного состава казачьих войск, имеющие образование и опыт общения с людьми других территорий России, говорят привычным для россиян языком. И Шолохов объективно показывает это различие, поэтому картина получается достоверной.

Следует отметить способность автора сочетать эпическое изображение исторических событий с лиричностью повествования, особенно тех моментов, в которых сообщается о личных переживаниях героев. Писатель использует приём психологизма, раскрывая внутреннее состояние человека, показывая душевные движения личности. Одна из особенностей данного приёма - умение дать индивидуальную характеристику героя, сочетая с внешними данными, с портретом. Так, например, очень запоминающимися выглядят изменения, произошедшие с Григорием в результате его службы, участия в боях: «…он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы…».

Сопереживание автора героям произведения чувствуется во всём, и читательское мнение совпадает со словами Я.Ивашкевича о том, что роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» имеет «глубокое внутреннее содержание - а содержанием его является любовь к человеку».

шолохов дон мелехов роман

Источники

  • 1. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • 2. Учебник литературы за 10-11 класс

Герой романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” – Григорий Мелихов – простой казак из середняков, попавший в водоворот первой мировой войны, революции и гражданской войны. В это лихое время, он, искусный воин, оказывается нужен всем – и белым, и красным. В круговерти войны Мелехов оказывается во всех противоборствующих армиях гражданской войны и пытается понять, на чьей стороне правда.

Сначала он с красными, возглавляемыми Подтелковым и Кривошлыковым. Тут сказывается присущая Мелехову нелюбовь к офицерам-дворянам, которым

Чужды интересы народа, в том числе и казачества. Однако именно дикая расправа Подтелкова над пленными офицерами-белогвардейцами отвращает Григория от красных. Он зло бросает вожаку красных казаков, которого самого собираются казнить мучительной смертью:

“Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал!” Но гнев Григория Мелехова остужает его товарищ Христоня: “Пойдем, сталбыть, к коням. Ходу! Нам

С тобой тут делать нечего. Господи Божа, что делается с людьми!..” Предстоящая казнь Подтелкова, Кривошлыкова и их товарищей тоже потрясает Григория. Не дожидаясь ее начала, он покидает Понамарев хутор, где вершится расправа над пленными.

Сам Григорий тоже после расстрела красными брата Петра способен отдать приказ истребить пленных красноармейцев. Способен изрубить в открытом бою бессчетно красных матросов. Но такие действия он предпринимает лишь в минуты крайнего гнева или вызванного боем возбуждения. В спокойные минуты он отпускает с миром пленного врага, а про тех же порубленных матросов, остыв, с тоской говорит “в какую-то минуту чудовищного просветления”:

“Кого же рубил!..” И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся даже, на губах: - “Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога… в Бога мать… Смерти… предайте!..” Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: “Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы… Что ж вы глядитее-е?.. Ахахаа-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!..” Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов… Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и такое черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья. Поистине, “что делается с людьми”! Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: “Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали… Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался… В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам”. Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков, и от “кадетов”, но быстро понимает, что никакой “третьей силе” в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилие над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления “временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части”.

Григорий, “угнетаемый бездельем”, хотел “влиться в какую-либо воинскую часть”, но друг и ординарец Прохор Зыков решительно отсоветовал это делать: “Ты, Григорий Пантелеевич, видать, окончательно спятил с ума! - возмущенно заявил он. - За каким мы чертом полезем туда, в это пекло? Дело конченое, сам видишь, чего же мы будем себя в трату давать зазря? Аль ты думаешь, что мы двое им пособим! Пока нас не трогают и силком не берут в часть, надо, как ни мога скорее, уезжать от греха подальше, а ты вон какую чертовщину порешь! Нет, уж давай, пожалуйста, мирно, по-стариковски отступать. Мы с тобой и так предостаточно навоевались за пять лет, зараз нехай другие пробуются!”

И Григорий соглашается с его доводами. Ведь Мелехов тоже устал от войны, хотя есть у него военная жилка, удаль, даже какая-то тяга к сражению-то. Оттого-то и скучно Григорию в отступлении без настоящего дела. Однако ни одну из сторон в гражданской войне он не считает правой, и по этой причине быстро остывает к борьбе за дело, которое не считает справедливым. К красным Мелехов потом поступает служить, чтобы искупить прежние грехи, а против поляков сражается даже с энтузиазмом, почти как против немцев и австрийцев в первую мировую.

Вернувшийся в хутор Татарский потерявший руку Прохор Зыков рассказывает Аксинье о Григории: “Вместе с ним в Новороссийском поступили в конную армию товарища Буденного… Принял наш Григорий Пантелевич сотню, то бишь эскадрон, я, конечно, при нем состою, и пошли походным порядком под Киев. Ну, девка, и дали мы чертей этим полякам! Шли туда, Григорий Пантелевич и говорит: “Немцев рубили, на всяких там австрияках палаш пробовали, неужели у поляков черепки крепше? Сдается мне, их легше будет рубить, чем своих - русских, как ты думаешь?” - и подмигивает мне, оскаляется. Переменился он, как в Красную Армию заступил, веселый из себя стал, гладкий как мерин… Говорит, буду служить до тех пор, пока прошлые грехи замолю. Это он проделает - дурачье дело нехитрое… Возле одного местечка повел он нас в атаку. На моих глазах четырех ихних уланов срубил. Он же, проклятый, левша сызмальства, вот он и доставал их с обоих сторон… После боя сам Буденный перед строем с ним ручкался, и благодарность эскадрону и ему была”. Тем не менее благодарность легендарного командарма Первой конной не спасла Мелехова от подозрений. А когда буденновцев перебросили в Крым против Врангеля, Григорию пришлось рубить уже не поляков, а своих, русских людей. После ранения на врангелевском фронте Мелехова из Красной Армии демобилизовали, не слишком полагаясь на его благонадежность.

Слова Григория о том, что у поляков “черепки” не крепче, чем у немцев, нельзя понимать как радостную готовность убивать людей. Радуется, если можно так сказать, Мелехов лишь тому, что приходится убивать чужеземцев, а не соотечественников. Однако, как видим, пришлось ему позднее убивать и русских, возможно, тех же братьев казаков, сражавшихся под знаменами Врангеля.

Григорий, возвращаясь на хутор, рассчитывает, что его оставят в покое: “Он кончил воевать. Хватит с него. Он ехал домой, чтобы, в конце концов, взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…” Григорий, кажется, нашел свою правду: тихая семейная жизнь, с детишками, с женой. Бывшему другу и нынешнему зятю он признается: “Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело – и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все. Ты поверь, Михаил, говорю это от чистого сердца”. Однако Кошевой не верит, и мечтам Григория о спокойной мирной жизни не суждено сбыться.

Угроза ареста вынудила Григория бежать с родного хутора, а случай привёл его в банду Фомина, где он уже не правду искал, а просто скрывался от преследования. Он решил уехать с Аксиньей на Кубань и там начать новую жизнь, но его возлюбленная погибла от шальной пули.

После этого Мелехов “еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность и для него, и для других”. В конце концов Григорий, не дожидаясь амнистии, возвратился домой.

В финале “сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Шолохов провёл своего любимого героя по всем кругам ада гражданской войны, наконец, подвёл к мирному берегу и здесь оставил его. И хотя сам прекрасно понимал, что ожидало Григория Мелехова впереди, не мог и не хотел этого говорить, а потому оставил видимость счастливого конца. В эпоху революционных катаклизмов честным людям счастья не бывает.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Григорий Мелехов – один из центральных персонажей в эпическом произведении М. Шолохова «Тихий Дон». Роман-эпопея является настоящей энциклопедией народной жизни в переломный период русской истории. Григорий – собирательный образ человека, который оказался перед нелегким выбором между взаимоисключающими взглядами.

Мелехов – типичный представитель казачества, связанный с ним многовековыми традициями и обычаями. Он не представляет себе жизни в отрыве от своих национальных корней. Григорий наделен всеми качествами настоящего казака. Он - мужественный и отважный человек, готовый поддержать товарища в любой ситуации.

Вместе с тем Мелехову присуще неосознанное стремление к правде и справедливости. Если подавляющее число казаков без раздумий встают на сторону белого движения просто в силу незыблемых традиций, то Григорий хочет самостоятельно во всем разобраться.

Переломом в душе Мелехова становится Первая мировая война. Участвуя в боевых действиях, он сразу обращает на себя внимание своим бесстрашием. При этом в его душе зарождается сомнение в справедливости войны вообще. Мелехов понимает, что генералам глубоко плевать на страдания простых солдат.

С этого времени Мелехов уже не чувствует спокойствия. Он признается себе и окружающим, что потерял устойчивую опору в жизни. Традиции казачества оказались иллюзией, не дающей истинного ощущения правды. Душа Григория мечется в поисках выхода. Его духовная опустошенность постепенно наполняется лозунгами красного движения. Мелехову кажется, что он нашел то, к чему стремился.

В рядах большевиков Григорий продолжает совершать подвиги. Но и борьба за очередную правду оборачивается кровью невинных людей. Мелехов понимает, что помимо красных и белых, которые одинаково творят жестокости и беззакония, должна существовать какая-то «настоящая» правда. Она выше политических убеждений и исходит из души человека.

Автор не ставит точки в судьбе Мелехова, давая читателю возможность самому разобраться в проблеме поиска правды. Внутренняя борьба Григория – важная философская тема. Проблема нелегкого выбора может коснуться любого человека.

2 Вариант

Что такое правда? Какая она? Каждый из нас, наверное, ответит на этот вопрос по-своему и будет прав, потому что это понятие противоречивое и неоднозначное. Как отличить правду от лжи? Какой выбор сделать? Одни сразу определяются с выбором, а другие мечутся, сомневаются в правильности сделанного ими выбора. Их душу терзают сомнения, и они начинают мучительные поиски правды. Иногда на это уходит целая жизнь.

Одним из таких правдоискателей является Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Познакомившись с произведением, мы узнаем о нем следующее: родился в потомственной семье донских казаков, имевших крепкое хозяйство, материальный достаток. От предков он унаследовал такие качества характера, как честность, любовь к крестьянскому труду, сострадание, гордость и независимость. Отличался от других казаков храбростью, глубиной чувств, добротой. Главная черта его характера состояла в том, что он постоянно пытается найти свою истину, ради которой стоило служить и ради чего стоило жить. Не приемлет неправду.

Первая мировая война стала началом жизненных испытаний героя. Она разделила казаков на красных и белых, поставив каждого перед выбором. Наш герой не смог сам разобраться во всём происходящем, он не встретил такого человека, который бы смог ему всё объяснить простым и доступным ему языком. Бывало так, что он смутно чувствовал правду, а как это доказать, не знал, поэтому вынужден был подчиниться, с чем внутренне был не согласен. Оказавшись на войне, Григорий проявляет себя как смелый и решительный человек, никогда не прячется за спины других, но быстро разочаровывается. Он чувствует, что все делает неправильно. Для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна. Ему хочется найти такую правду, которая будет приемлема для всех и всем будет хорошо.

Получив ранение, Мелехов попадает в госпиталь, где знакомится с большевиком Гаранжой. Под его влиянием происходит прозрение героя, который все больше убеждается в том, что жил в иллюзиях, далёких от реальности. Он понял смысл империалистической войны и возненавидел её.

Поиски правды наиболее обостряются в период Гражданской войны. Встреча с Ефимом Извариным посеяла в душе Григория сомнения, он пытается с ним спорить, но полуграмотный, терпит фиаско в словесных баталиях со своим противником, у него не хватает знаний для того, чтобы доказать свою правду.

Таким образом, путь к правде был для Григория долгим, мучительным, сложным, но на этом пути он остался человеком.

Мелехов ищет правду

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» является отличным примером произведения, затрагивающего почти все проблемы человечества. Читая данный роман порою сложно понять, что является главной темой данного произведения, однако путём тщательного анализа произведения можно выделить поиск личностью главного героя своего места в мире как самую упоминаемую в тексте.

Главным героем романа выступил Григорий Малехов. На его нелёгком жизненном пути встретилось большое количество испытаний, связанных с жизнью в начале двадцатого века – в кровавое время воин и больших перемен. Будучи участником боевых действий Григорий добился больших успехов: получил звание офицера, был удостоен множества наград, но при этом не достиг главной цели жизни. Его постоянно мучил вопрос: «В чём смысл жизни?». Он так и не смог понять, зачем людям войны, зачем победы и власть. Григорий участвует в гражданской войне в 1918 году в отряде белых под командованием старшего брата. Со временем в попытках понять, кто прав в этой братоубийственной войне, а кто нет он становится бандитом, но и в таком окружении он не чувствует себя спокойно. Беспокойные мысли приходят к Григорию. Он всё никак не может найти ответа на свои вопросы. В конце концов рискуя своей жизнью он возвращается на родину в родную деревню. Встреча с родными: женой, сыном и сестрой придаёт ему сил и желания жить. Однако позже героя ждёт большая трагедия: жену убивают пулей, которая предназначалась ему самому. Он остаётся один с ребёнком, сестрой и её мужем, который на тот момент является его главным врагом.

На мой взгляд М.А. Шолохов в образе Григория вместил все черты типичного деревенского человека тех времён. Мало кто из простых крестьян понимал смысл войны, захвата власти и возможные последствия того или иного исхода войны. Малехов – человек с достаточным уровнем интеллекта так как может рассуждать на очень сложные темы, однако из-за необразованности и отсутствия жизненного опыта он не может найти себя в этой жизни. Основным препятствиям становится война. В те времена вооруженные конфликты привели не только к гибели большого количества людей, но и к печальным последствиям среди выживших.

Григорий Малехов – хороший пример того, как сильно может поломать судьбу человека война. Из-за конфликтов он теряет много времени, жену, веру в себя. К тому же ему часто приходилось убивать ради выживания, чего он явно не желал делать, что отняло у него пожалуй самое большое богатство – чистую совесть. Война превратила простого труженика Григория в трагического героя, несчастного бандита, который ищет правду жизни и всё никак не может её отыскать, обрекая себя на вечные безуспешные потуги.

В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. “Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают. Казакам эта власть окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо”. Григорий хорошо понимает трагизм своего положения,

Осознает, что его всего – лишь используют в качестве винтик: “.спутали нас ученые люди. стреножили жизню и нашими руками вершают свои дела”.
Душа Мелехова страдает, по его словам, “оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их.” судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненных противоречий. Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказывал отпускать пленного казка – хопреца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать Котлярова и Кошевого, первым протянул руку Михаилу, но тот не принял его великодушия:
– “- Враги мы с тобой.
– Были.
– Да видно и буде.
– Не понимаю. Почему?
– Ненадежный ты человек.
– Григорий усмехнулся:
– Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю. Ежели все помнить – волками надо жить.
– Ну, что ж, убил, не отказываюсь! Доведись бы мне тогда тебя поймать я и тебя бы, как миленького!”
И выплескивается у Мелехова наболевшее: “Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай бы все это. Нехай оно все идет пропадом!” Это человек устал от горя утрат, ран, метаний, но он намного добрее Михаила Кошевого, Штокмана, Подтелкова. Григорий не растерял человеческого, его чувства, переживания всегда искренние, они не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мертвого старика, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду.
Встречаясь со множеством маленьких правд, готовый принять каждую, Григорий попадает в банду Фомина. Пребывание в банде – одна из самых тяжелых и непоправимых его ошибок, герой сам ясно понимает это. Вот, как Михаил Александрович Шолохов передает состояние героя, лишившегося всего, кроме умения наслаждаться природой. “Шумела вода, прорываясь сквозь гряду вставших на ее пути старых тополей, и тихо, певуче, успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов. Погожие и безветренные стояли дни. Лишь изредка в ясном небе проплывали белые, распушившиеся на вышнем ветру облака, и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали, коснувшись дальнего берега”.
Мелехов любил смотреть на разметавшуюся у берега, бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняет страдания”. Глубина переживаний Григория соединена здесь с эмоциональным единством природы. Это переживание, конфликт с самим собой разрешается для него отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.
– “В конце произведения Григорий отказывается от всей своей жизни, обрекает себя на тоску и страдания. Это тоска человека, смирившегося с поражением, тоска покорности судьбе”.
Кто же он, Григорий Мелехов, главный герой романа? Сам Шолохов отвечая на это вопрос, говорил: “Образ Григория – это обобщение исканий многих людей. образ мятущегося человека – правдоискателя. несущего в себе отблеск трагизма эпохи”. И права была Аксинья, когда в ответ на жалобу Мишатки, что ребята не хотят с ним играть, потому что он – сын бандита, говорит: “Никакой он не бандит твой отец. Он так. несчастный человек”.
Только эта женщина всегда понимала Григория. Их любовь – самая замечательная история любви в современной литературе. В этом чувстве раскрывается душевная тонкость, деликатность, страстность героя. Безоглядно отлается он любви к Аксинье, воспринимая это чувство как дар, как рок. Поначалу Григорий еще будет пытаться разорвать все связи, соединяющие его с этой женщиной, с неприсущей ему грубостью и резкостью скажет ей он известную поговорку. Но ни эти слова, ни молодая жена не смогут его оторвать от Аксиньи. Не будет он таить своих чувств ни ль Степана, ни от Натальи и на письмо отца ответит прямо: “Вы спрашивали, чтоб я прописал, буду я аль нет жить с Натальей, но я вам, батя, скажу, что отрезанную краюху не приклеишь”.
В этой ситуации основное в поведении Григория – глубина, страстность чувства. Но такая любовь несет людям больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и том что любовь Мелехова к Аксинье – это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в это, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену – на это он не способен. И не потому, что Мелехов – эгоист, просто он – “дитя природы”, человек плоти и крови, инстинкта. Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо.
Аксинья манит его знакомым запахом пота, дурнопьяна, и даже ее измена не может вырвать любовь из его сердца. Он пытается забыться от терзаний и сомнений в вине и разгулье, но и это не помогает. После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. “Единственно, что оставалось ему в жизни, – это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра”.
Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини и черным диком солнца. “Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других”.
Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григория. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.
“Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.
Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями – становится метафорой удела человеческого”.


(No Ratings Yet)

  1. В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и...
  2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание на размышления современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. так Б. Васильев утверждает: “Это эпопея...
  3. Художественное мастерство автора “Поднятой целины” с особенной силой проявилось в рельефности человеческих характеров, изображенных в произведении (я бы сняла без ущерба смыслу). Характерно, что все значимые события изображаются Шолоховым в...
  4. Михаил Александрович Шолохов – писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой...
  5. Роман-эпопею М. А. Шолохова “Тихий Дон” по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с “Войной и миром” Л. Н. Толстого. А. Н. Толстой писал: “В...
  6. Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равносильно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря могучему таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно...
  7. Нагульнов Макар – секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя – “мировая революция”. По его словам, испытывал “с мальства к собственности ненависть”, несмотря на то (вернее, вследствие того)...
  8. Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” – произведение эпическое, масштабное и одновременно символичное. И символика заложена уже в самом названии произведения. Дон – река равнинная, тихая, являющаяся источником жизни для...
  9. Андрей Соколов начинает рассказ о себе сло­вами: “поначалу жизнь моя была обыкновенная”. Но именно в этой “обыкновенной жизни” Шолохов видел истинно возвышенное и че­ловеческое, ведь только в каждодневных заботах и...
  10. Когда мы говорим “шолоховские герои”, перед нашими глазами встают Григорий Мелехов, Аксинья, Семен Давыдов, Андрей Соколов. Это люди разной судьбы, разных характеров, но за каждой жизнью, промелькнувшей на страницах шолоховских...
  11. Я все такой же, только Чуть-чуть погнутый. М. А. Шолохов Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелихов, удалой казак из романа “Тихий Дон”, другому полюбился дед Щукарь,...
  12. .Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев – пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском...
  13. Роман М. А.Шолохова Тихий Дон вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие:...
  14. “Тихий Дон” М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти...
  15. Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в тысяча...Страшное время на страницах “Донских рассказов” Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового...

Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.
Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик.



Вверх