Сообщение о средневековой деревне. Образовательный портал

1. Господская земля и крестьянские наде­лы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае - госпо­дина). К IX-X векам всю землю в Западной Ев­ропе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, -хозяйство феодала, в котором работали зави­симые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук­тов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине дели­лась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяй­стве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2. Феодал и зависимые крестьяне. За поль­зование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять при­нудительные обязанности.

Главными повинностями зависимых крес­тьян были барщина и оброк. Барщиной называ­ли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж­ны были отдавать владельцу вотчины оброк - долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, ис­правно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и кото­рые были поземельно зависимыми крестьяна­ми. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра­боту на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжелым было положение лично за­висимых крестьян. Чаще всего потомки пре­жних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про­дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. Если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.

3. Крестьянская община. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), состав­лявшие крестьянские наделы. Чтобы у общин­ников были равные условия для ведения хозяй­ства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», ког­да приходилось перебираться через участки со­седей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинако­выми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользовать­ся озерами и лесами. Феодалы требовали, что­бы крестьяне мололи хлеб на господских мель­ницах (а не дома, при помощи ручных жерно­вов), за что брали особые поборы. Все это ухуд­шало положение крестьян.


Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиноч­ку и целыми деревнями они убегали от жесто­ких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каж­дом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник.

Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были чер­ны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревян­ными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря.

Обстановка дома состояла из грубо сколочен­ного стола, скамей вдоль стен, сундука для хра­нения праздничной одежды: ее наживали года­ми и передавали по наследству. Спали на широ­кой кровати или на скамьях, которые покрыва­ли набитыми сеном тюфяками. В доме храни­лись предметы обихода, различная утварь: ухва­ты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который под­вешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота.

Обычной пищей крестьян были вареное зер­но или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара - его заме­нял мед. Из меда, винограда и ягод приготов­ляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разно­образнее; постоянно ели мясо, коровье (сливоч­ное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно до­бавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их при­готовления хранились в секрете.

5. Труд крестьян. В отличие от рабов крес­тьяне уважали свой тяжелый труд и высоко це­нили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее вни­мание обращалось на умелость, сноровку, тру­долюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не роднить­ся. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в на­следство от отцов и дедов. Обычно пахали лег­ким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко - лошадь. Почву рых­лили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки об­рабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

В крестьянском хозяйстве преобладал мел­кий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая - церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от по­годы. Даже небольшие заморозки и засухи гу­били посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие уми­рали от голода, бытовало даже людоедство. За­разные болезни тысячами уносили в могилу ос­лабевших, истощенных людей. В первые столе­тия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению клима­та и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи но­вых деревень и хуторов.

6. Натуральное хозяйство. Крестьяне обес­печивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, кон­скую сбрую, мастерицы - ткани, одежду. Та­ким образом, все необходимое для жизни лю­дей производилось в самой вотчине.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходи­лось приобретать привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феода­лы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньга­ми, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелегко - ведь во всех вотчи­нах производили примерно одно и то же. Поэто­му у феодалов редко водились наличные день­ги, крестьяне же их почти не имели.

Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для прода­жи, а для собственного потребления.

Вопрос 1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Ответ. Феодалы, прежде всего, могли судить крестьян. А также крестьяне несли повинности перед феодалами. Лично зависимые крестьяне не могли без разрешения феодала переселиться в другую деревню, уйти в монастырь или отправиться в паломничество.

Вопрос 2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Ответ. Среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. Лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. Поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. Потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.

Вопрос 3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Ответ. Крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. У каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. Чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. Каждый год крестьянину доставались разные полосы. Нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). Для решения всех этих и многих других Вопросов и нужна была община.

Вопрос 4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Ответ. Большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. Потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. Потому работать было тяжело. У каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. Крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. Там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). В разных частях Европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). Крышу обычно делали из соломы или камыша. В центре дома горел очаг. Печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. Дым выходил через дверь или отверстие в крыше. На север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. Они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. Мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. Обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. Спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. Вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. Также вокруг дома были сад, огород. Ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. Также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).

Вопрос 5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Ответ. В раннее Средневековье в Европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран Европы гораздо холоднее, чем в Средиземноморье. Почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. Кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. Из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. Меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.

Вопрос 6. Какое хозяйство называется натуральным?

Ответ. Натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. Такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.

Вопрос 7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Деревня – это тот населенный пункт, в котором, по всей Европе, жили большее количество людей. Исходя из того, где располагалась деревня, и когда она создалась, жители в ней были совершенно разные. Некоторые деревни больше походили на города, многие же были в худшем положении.

В средние века деревни зачастую создавались на пересечении дорог. Это были как маленькие от 9 до 11 домов, так и достаточно крупные 45-55 домов. Не редкостью были и отдаленные хутора в горной местности, они служили перевалочным пунктом для купцов. Конец был ознаменован ростом населенных пунктов. Иногда деревни перерастали в целые города .

В связи с территориальными и климатическими условиями деревни так же сильно отличались. На севере Европы был довольно холодный климат, и дома строились низкие, преимущественно из деревьев обмазанных глиной, которые хорошо сохраняли тепло. На небольших окнах устанавливали разве что ставни. Внутри дома всегда был очаг и печь, а вот комнаты редко отделялись, были случаи, когда хозяева жили под одной крышей вместе со скотиной. Интересно то, что до 15 века дом считался передвижными имуществом, и его было легко снять и перенести на другое место.

Картина кардинально менялась ближе к южной, более теплой, Европы. Деревянные постройки возводились по периметру квадрата или прямоугольника, оставляя внутренний дворик между ними, который иногда перекрывали навесом. Под такими навесами хранили зерно или сено. Вокруг них под одной крышей строились жилые помещения, распространяющиеся по всей территории здания. Так было на Аппенинском или Пиренейском полуостровах. Дома строились из прутьев обмазанных глиной, под которыми был каменный фундамент. В горах были амбары для хранения зерна. Двух этажные дома начались, строятся намного позже и встречались только у зажиточных крестьян. Первый, иногда его называли подвальный этаж, отдавали под хозяйственные нужды, на втором же жил хозяин, комнаты были чисты и ухожены. Вокруг горных деревень строили высокую каменную стену, в связи, с чем они были похожи на маленькие города. Жители отрабатывали военную повинность, и в то же время работали на земле. Церковь и источник были в центре деревни, к нему приходили с целью узнать свежие новости и естественно водой.

Земли, на которых работали крестьяне, окружали деревню со всех сторон. Это были поля, пашни, сады, посадки овощей и многое другое. Дальше располагались места для выпаса животных и леса.

Участки, на которых работали крестьяне , были разные по виду и форме. В одном из случаев каждому крестьянину выделяли полоску на поле, отмеченную межевыми камнями, он засевал одной культурой, возделывал ее и собирал урожай. В горных же поселениях крестьянину давали участок, которым он мог распоряжаться по своему усмотрению. Земли вокруг деревни разделялись по назначению на: пахотные, земли для сада, земли для выпаса животных, между которыми выстраивали низкую стену.

В каждой из деревень создавалась внутридеревенская община, в состав которой входили все мужчины населенного пункта, достигшие совершеннолетия. На сходках такой общины решали все спорные вопросы, возникающие при соблюдении правил рыбной ловли, принимали санкции, если скот переходил границы чужих участков. Деревенское сообщество не могло существовать без постоянного контроля. Требовало решения таких проблем, как: дела наследства, постройка общей мельницы, раздел имущества, утверждение посевных культур. В горных районах Испании и в Скандинавии, крестьяне, живущие в деревнях , были свободными, поэтому тут подобных поселений было больше. Деревня могла принадлежать сеньору или монастырю , в случае судебных разбирательств , представители могли присутствовать на нем. Деревни могли быть трех видов: со свободными и зависимыми крестьянам, и смешанные. Если же деревня были смешанная, то на ее территории были поля как сеньора, так и свободных крестьян. Если возникали споры, то на суде сеньор , в силу своих личных качеств, или подчинялся мнению большинства или доказывал свою правоту. Если у сеньора были хорошие ораторские качества, он мог в заведомо проигрышной ситуации одержать победу.

Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях. В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то они были совсем незначительными. Средневековая деревня - это особая памятка для историков, которая позволяет восстановить картину былого быта, традиции и особенности жизни тогдашних людей. Потому сейчас мы рассмотрим, из каких элементов она состояла и чем характеризовалась.

Общее описание объекта

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке. Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального. Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.

Кучевая деревня

Такой тип средневекового поселения является (даже для тех времен) пережитком прошлого, но таким пережитком, который еще очень долго просуществовал в обществе. В таком населенном пункте дома, сараи, крестьянские угодья и поместье феодала были расположены «лишь бы как». То бишь тут не было ни центра, ни главных улиц, ни отдельных зон. Средневековая деревня кучевого типа состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. Те, которые имели продолжение, выводили в поле или в лес. Тип ведения хозяйства в таких поселениях был, соответственно, также беспорядочным.

Крестообразное поселение

Данный тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя таким образом крест. В месте пересечения дорог всегда лежала главная площадь, где располагалась либо небольшая часовня (если деревня насчитывала большое количество жителей), либо поместье феодала, который владел всеми живущими здесь крестьянами. Средневековая деревня крестообразного типа состояла из домишек, которые были обращены своими фасадами к улице, на которой они располагались. Благодаря выглядела очень опрятно и красиво, все постройки были практически одинаковыми, а на их фоне выделялась лишь та, что находилась на центральной площади.

Деревня-дорога

Этот тип поселения в был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались. Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре. Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.

Лучевые деревни

Этот тип поселения был самым популярным во всех городах потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.

Урбанистическая ситуация

В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры. Что же, и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди. Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат. Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.

Заключение

Мы рассмотрели, какие были поселения в Европе в самую темную историческую эпоху. А чтобы понять их суть было проще, в статье есть карта средневековой деревни. В завершение можно отметить, что для каждого отдельного региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то - камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.

План- конспект урока истории для 6-го класса

Средневековая деревня и её обитатели

Ивашко Ирина Алексеевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ школы 645
Пушкинского района Санкт- Петербурга

Цели:

1. образовательная:

Сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, власти феодалов, значении труда крестьян для феодалов, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство - основа феодализма;

2. развивающая:

Продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении;

Работа с новыми понятиями и терминами;

3.воспитательная:

Воспитывать уважение к крестьянскому труду;

Продолжить формирование терпимости и понимания к другой культуре.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Основные термины: феодализм, феодал, феод, вассалитет, вассал, вотчина, поместье, жакерия, барщина, оброк, трехполье, натурально хозяйство.

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

1. Определения « Феодализм», «Феод», «Феодал», «Вассалитет».

2. Понятие феодальной лестницы.

3. Сущность феодального права.

4. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

5. Вотчина и поместье

6. Повинности крестьян(виды, причины, по которым крестьяне их несли).

7. Зависимость крестьян.

8. Крестьянская община.

9. Деревня крестьян.

10. Дом крестьян.

11. Кухня крестьян.

12. Труд крестьян.

13. Урожай крестьян.

14. Голод и болезни.

15. Натуральное хозяйство.

16. Домашнее задание.

17. Вопросы для закрепления пройденного материала

Формы работы учащихся: фронтальная

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

знать….

Историю феодальных отношений в средневековой Европе,

Знать значение основных терминов урока

уметь….

Оперировать определениями и понятиями по изученному материалу,

Работать с интерактивной доской.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

В Средние века считали, что общество делится на «тех, кто молятся» - духовенство, «тех, кто воюет» - рыцарей и «тех, кто работает» - крестьян. Все эти сословия как бы являлись частями одного тела. На самом деле иерархическая структура общества, возникшая в Средние века, была намного сложнее и интереснее.

Сегодня мы поговорим о том, как жили крестьяне в те далёкие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала, и что из себя представляла крестьянская община, деревня, крестьянский дом, быт.

III. Работа над новым материалом.

(Слайд №3)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писаными законами и установлениями.

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать сеньора из плена. Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и восставших крестьян, награждал их за службу, обязан был заботиться об их осиротевших детях. Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказов или переходили к другому сеньору. И тогда только силой можно было заставить их подчиниться, особенно если сеньор вынуждал вассалов слишком долго участвовать в войне или плохо награждал за службу.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьей в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати (аристократии) — герцогов и графов. Ниже стояли бароны и виконты — вассалы герцогов и графов. Бароны были сеньорами рыцарей, у которых уже не было своих вассалов. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то могли не выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения между феодалами напоминали лестницу, на верхних ступеньках которой стояли самые крупные феодалы, на нижних — средние, еще ниже — мелкие. Такую организацию феодалов историки называют феодальной лестницей.

(Слайд №5)

Феодальное право регулировало отношения между господами и их зависимыми крестьянами. Например, крестьянская община была вправе не подчиниться сеньору, если он требовал налог больший, чем предусматривался обычаем этой общины или договором между крестьянами и господином земли. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским.

(Слайд №6)

Нередко случалось так, что феодальное право нарушалось. Это вызывало негодование крестьян, что влекло за собой восстания. Самыми крупными из них были восстания во Франции и Англии.

(Слайд №7)

В 1358 году во Франции вспыхнуло крупное антифеодальное восстание, которое позже стали называть Жакерией. Причиной тому послужила экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы («чёрная смерть»), которая унесла от трети до половины населения, что, в свою очередь, привело к снижению заработной платы и изданию законов, направленных против её роста. Поселения и участки крестьян не были защищены (в отличие от городов) от грабежей как англичан, так и французской наёмной армии.

Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения и повинности. Восстание началось 28 мая в местечке Сен-Лё-д’Эссеран (области Бовези) и возглавил его Гильом Коль(Каль) , родом из бовезийской деревни Мело, ставший «генеральным капитаном жаков». Восстание было жистоко и кровопролитно подавлено, самого Каля казнили.

(Слайд №8)

Еще одним крупным восстанием крестьян второй половины XIV века стало восстание Уота Тайлера в Англии. Причинами этого стала подушная подать, введенная королем Ричардом II. Крестьяне требовали уравнивания в правах всех сословий и возвращения сеньорами общинных земель. Но это восстание закончилось подобно жакерии и Уота Тайлера также казнили.

(Слайд №9)

В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора». К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

(Слайд №10)

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк - долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги.

(Слайд №11)

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость). Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

(Слайд №12)

Может возникнуть вопрос: почему же крестьяне несли повинности, если им приходилось при этом так тяжело жить? Ответ очень прост. Жить в средневековье без защиты было опасно: могли напасть на твой дом, ограбить, а феодал предоставлял крестьянам эту самую защиту, в которой они нуждались. Именно эти взаимоотношения и удерживали связь феодала и его крестьян.

(Слайд №13)

Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами. Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян. Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

(Слайд №14)

Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Пашни и покосы находились отдельно.

(Слайд №15)

Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были черны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревянными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря. Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды: ее наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях, которые покрывали набитыми сеном тюфяками. В доме хранились предметы обихода, различная утварь: ухваты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота.

(Слайд №16)

Обычной пищей крестьян были вареное зерно или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара - его заменял мед. Из меда, винограда и ягод приготовляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разнообразнее; постоянно ели мясо, коровье (сливочное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно добавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их приготовления хранились в секрете. Но самой распространенной и привычной едой того времени была похлебка, рецепт которой вы видите на слайде.

(Слайд №17)

В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко - лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

(Слайд №18)

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая - церкви.

(Слайд №19)

Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.

(Слайд №20)

Низкий урожай вел за собой голод и большую смертность.

1221 год - в Польше 3 года подряд лили проливные дожди и происходили наводнения, результатом чего стал двухлетний голод. Многие умерли.

1223 год - были сильные заморозки, которые погубили посевы, отчего последовал великий голод во всей Франции.

Жестокий голод в Ливонии, настолько, что люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы воров, чтобы пожирать их.

1263 год- очень сильный голод в Моравии и Австрии. Многие умерли. Ели корни и кору деревьев.

1277 год - в Австрии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей, трупы.

(Слайд №21)

Голоду следовали массовые эпидемии. Примером тому является появившая в X веке в Европе так называемая горячка, или священный огонь. Следом за ней появляется туберкулез, проказа, экзема, чума. Люди умирают и нехватка рабочей силы становится очевидной, по этому феодалы начинают лояльней относиться к крестьянам, облегчая их жизнь.

(Слайд №22)

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы - ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

(Слайд №23)

Домашнее задание:
1) Параграф 11, на стр. 87
2) Быть готовым ответить на вопросы 1-6 рубрики «Проверьте себя» и 2-6 рубрики «Подумайте»
3) Задание 7 рубрики «Проверьте себя» выполнить письменно в тетради.
4) Подготовить материал о сказках, песнях и праздниках средневековых крестьян, замке феодала или рыцарстве в средневековье.

(Слайд №25-№30)

Вопросы для закрепления пройденного материала.
Почему феодал обладал властью над зависимыми крестьянами?

Какие повинности выполняли крестьяне в пользу феодала?

Какие вопросы сельской жизни регулировала община?

Почему жизнь средневековых крестьян была очень тяжелой?

Какое хозяйство называется натуральным?

Какая зависимость крестьян от феодала была самой тяжелой?

1)Судебная

2)Поземельная

3)Личная

Что не относится к обычной пище средневекового крестьянина?

1)Каша

2)Сахар

3)Бобы

Форма объединения средневековых крестьян

1)Община

2)Общность

3)«Чересполосица»

Новый тип землепользования, нашедший распространение в сельском хозяйстве в период с 11 по 14 века

1)Трехполье

2)Поливное земледелие

3)Двухполье

Какой признак не имеет отношение к натуральному хозяйству:

1)Хозяйства производили почти все, в чем нуждались

2)Развитая торговля

3)Слабое развитие денежного хозяйства

IV. Итог урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с жизнью крестьян в феодальном обществе. Узнали как выглядел их дом, быт, чем они занимались и что ценили в своей жизни. Также мы узнали по какой причине они трудились и что делали, когда феодалы вносили в их жизнь нестерпимые изменения.

V. Рефлексия.

Список использованной литературы:

1)«Всеобщая история, история средних веков» 6 класс, Е.В. Агибалова, Г. М. Донской, Москва «Просвещение» 2014.

2)Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999

3)История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999

4)Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002

5)Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996

6)Сайт «Уроки школьной программы http://interneturok.ru/



Вверх