Поль сезанн гора сен виктор. Все пейзажи Сезанна с горой Сент-Виктуар: сюжет длиною в жизнь. Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции

Гору Сент-Виктуар Поль Сезанн рисовал 87 раз: 44 раза маслом и 43 раза акварелью. Здесь вы увидите 80 работ мастера с сюжетом Сент-Виктуар, включая картины маслом, акварели и рисунки.

Гора Сент-Виктуар (гора Св.Виктории, Montagne Sainte-Victoire) — рекордсмен пейзажей Сезанна. Можно сказать, что в мировой живописи это самый известный и самый дорогой во всех смыслах пейзаж. Возможно, этот сюжет заслуживает записи в рекордах Гиннеса.

Поль Сезанн как раз родился в этих местах, в городе Эксе-ан-Прованс, и потому научившись держать кисть в руках, он зарисовывал единственную достопримечательность городка – гору Сент-Виктуар. И делал это в течение 40 лет. Поэтому среди его работ можно увидеть невероятное количество изображение горы с разных точек и высот, зимой и летом, в непогоду и ясный день, на рассвете и на закате. Нет ни одной повторяющейся картины.

В поисках всех изображений горы Сент-Виктуар

Я не равнодушен к творчеству Сезанна (). Сезанн был явно не равнодушен к этой горе. В общем, мне захотелось увидеть и сравнить все версии и варианты с этим сюжетом.

Я конечно же видел некоторые «горные» работы Сезанна в музеях Москвы, Петербурга, Мюнхена, Вены, Парижа, но не подозревал, что их так много.

К сожалению, я не смог найти ни информационного ресурса, в котором содержались бы все работы Сезанна «с горой», ни даже доступного каталога всех изображений легендарной горы. В результате пришлось заняться поиском и сбором информации самому. Тут уж появился и чисто коллекционный интерес — найти все 87 работ (или сколько получится). В общем, первоначальное желание увидеть и сравнить постепенно переросло в небольшой исследовательский проект с задачей найти и разобраться.

Задача усложнялась отсутствием ее четких границ. Ориентир в 87 работ указан только на сайте Мастерской Сезанна в Экс-ан-Провансе. Другие источники в Интернете утверждает, что мастер написал «более 60 работ с изображением горы Сент-Виктуар». В общем, единого мнения нет.

Как я уже сказал, точный список работ или тематический каталог всех изображений горы также отсутствует, а значит нет и точных названий работ и их датировок. Поиск показал, что не все работы Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар имеют название с упоминанием горы. И наоборот, нашлись работы, на которых не видна гора, но которые почему-то носят название Сент-Виктуар. Кроме того, нужно было учесть, что художник рисовал гору не только маслом, но и акварелью, а также сделал многочисленные наброски карандашом и даже литографии.

Мне бы сильно помогла энциклопедическая работа Lionello Venturi, «Cezanne. Son art. Son oeuvre», I. Paris, 1936, но, к сожалению, я не смог найти этот раритетный текст в онлайне. Если у кого-то есть электронная версия — буду очень признателен.

Первоначальный список из 40-45 работ удалось достаточно быстро сформировать на базе двух авторитетных источников:

  • «Tout l’oeuvre peint de Cezanne» из серии Les classiques de l’art издательства Flammarion.
  • «The Paintings of Paul Cézanne». An online catalogue raisonné under the direction of Walter Feilchenfeldt, Jayne Warman and David Nash

Остальное, пришлось собирать буквально по крупицам (сайты-каталоги музеев, обзоры выставок, статьи искусствоведов, отчеты аукционов, блоги, книги, собственные фото-архивы и т.д.).

В результате мне удалось найти 80 работ Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар (или с названием Сент-Виктуар), пока мои силы не иссякли.

Это пост подводит итог проделанной работы и открывает серию статей (из-за большого объема собранного материала) по общей теме «Сезанн и гора Сент-Виктуар». Впрочем, проект не закончен.

Я постарался выстроить все 80 работ в хронологическом порядке в соответствии с датой их написания. Однако датировки картин Сезанна сильно различаются в зависимости от источника, так что прошу ценителей творчества Сезанна не судить строго за возможные неточности.

В этом посте показаны первые 9 изображений горы Сент-Виктуар.

Гора Сент-Виктуар

Сент-Виктуар (фр. Montagne Sainte-Victoire) - горная гряда на юге Франции, излюбленный пейзажный мотив в творчестве Сезанна. Сложена осадочными породами. Протянулась на 18 км между департаментами Буш-дю-Рон и Вар. Наивысшая точка Пик-де-Муш - 1011 м. Массив является популярным местом для туризма, скалолазания, парапланеризма. Гору окружают сосновые леса и лавандовые поля. В 1656 году здесь построили монастырь Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар, который на протяжении двух веков просуществовал как действующая обитель.

Гора Сент-Виктуар — вид из Les Lauves. Фото — Bob Leckridge

Сент-Виктуар Сезанна: Работы №№ 1-9

Работа № 1

Некоторые источники считают именно эту картину первой, на которой Сезанн изобразил гору Сент-Виктуар. Эта работа относится к романтическому периоду в творчестве Сезанна (1859-1871) с характерными мрачными оттенками.

Я бы сказал, что гора здесь скорее угадывается за облаками на горизонте и является лишь фоном для ручья.


Поль Сезанн — Пейзаж. Гора Сент-Виктуар-1867

Работа №2

На этой картине Сезанн уже четко изобразил силуэт горы Сент-Виктуар, но она все еще является лишь фоном для основного сюжета — в данном случае завода.


Поль Сезанн — Завод рядом с Сент-Виктуар -1867-69.

Работа №3

И вот, наконец, первая полноценное изображение горы Сент-Виктуар!

Как говорят, впервые Сезанн нарисовал гору, будучи в ярости: недалеко от этих мест собирались провести первую железную дорогу и для нее уже прорыли траншею, от котрой художник пришел в ужас. Свою картину он так и назвал: «Траншея и гора Сан-Виктуар». Сезанн протестовал, писал петиции, но бесполезно — железную дорогу построили, и она существует до сих пор. Но на этом история с железной дорогой не закончилась.


Поль Сезанн — La Tranchée avec la Montagne Sainte-Victoire -1870 (Мюнхен, Новая Пинакотека)

Когда город Ницца решил участвовать в борьбе за право называться столицей зимней Олимпиады 2018 года, было принято решение подвести к городу скоростную железнодорожную магистраль из Парижа. Но на пути встала гора. И не просто гора, а знаменитая Сент-Виктуар.

Граждане встали за гору горой. Восемь общественных организаций объединились, чтобы защитить знаменитый пейзаж. Жители города Экс-ан-Прованс собрали 27 000 подписей за пересмотр проекта. Против этих планов категорически выступил правнук знаменитого художника Филипп Сезанн, который заявил, что «проложить железную дорогу через столь живописную местность, с ее соснами, кипарисами и красными черепичными крышами, - все равно что нанести столь любимому его прадедом пейзажу «кровавый удар мечом».

Саму гору в конце концов удалось отстоять. Проект железной дороги скорректировали на несколько километров в сторону.

Работа № 4

Это тот случай, когда название картины («Отдыхающие купальщики») не содержит явное упоминание горы Сент-Виктуар, но ее характерные очертания легко угадываются на горизонте.


Поль Сезанн -Bathers at rest — 1876–77

Эта работа относится к периоду импрессионизма в творчестве Сезанна (1872-1877).

Работа №5

Период с 1878 по 1887 в творчестве Сезанна принято называть конструктивистским . Сезанну не важно, что именно рисовать, важно, как будет развиваться тот или иной образ. Поэтому круг его сюжетов очень ограничен. Он выбирает несколько мотивов: гора, карьеры, озеро с купальщиками под горой, развалины Черного замка на фоне сосновой рощи, сами сосны - с этими сюжетами он будет работать на протяжении многих лет.

«…Достаточно привести такие цифры: виды карьеров Бибемю он запечатлел на 11 картинах маслом и 18 акварелях, дом Жаде-Буффан - на 36 картинах и 17 акварелях, Черный замок - на 11 картинах и 2 акварелях. Рекордсмен его пейзажей - гора Сент-Виктуар изображена на 44 картинах маслом и 43 акварелях.Утром и в зной, со стороны карьеров и с юга, в ясную погоду и в дымку писал он этот мотив. В какие-то периоды жизни художник буквально бредит горой, она предстает перед ним как некая загадка, которую он должен разгадать. Будучи на самом деле скалистым, серым массивом, на полотнах живописца гора выглядит радужной и полной цветовых нюансов…»

(по материалам статьи «Посвящение экс-отшельнику», журнал «Вокруг света» , № 10, октябрь 2006)


Поль Сезанн — Vers la montagne Sainte-Victoire 1878–79 (Barnes Foundation, Philadelphia, USA)

Работа №6

В России хранятся 4 картины Сезанна «с горой Сент-Виктуар» — две в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и две в — ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва). Эта картина попала в Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина из собрания И.А.Морозова. Остальные три «российские» версии горы Сент-Викутар смотрите в следующих постах по этой теме.

Данный вариант прославленной Сезанном горы Святой Виктории в окрестностях Экса к 1879-1880 годам: таким образом, эта картина — один из наиболее ранних пейзажей с этим мотивом. Изображен вид на долину близ горы со стороны дороги Валькро, проходившей рядом с поместьем семьи художника.


Поль Сезанн — Равнина у горы Св.Виктории. Вид со стороны Валькро-1879-80 (Музей им. Пушкина. Москва)

Преобладание оранжево – охристых тонов как нельзя лучше передают ощущение знойного летнего полдня. На первом плане отсутствуют детали, поэтому внимание сразу сосредотачивается на очертаниях горы, которая покрыта сиреневой дымкой.

Работа №7

«…Уходы «на природу» долгие дни держат Сезанна вне дома. Он питается на фермах вместе с крестьянами, то тут, то там просится на ночлег, и, если нет свободной кровати, довольствуется сеновалом. Сезанн пишет Гарданн: колокольню, старые мельницы и гору Сент-Виктуар, вершина которой вырисовывается вдали, а основание точно срезано горой Сангль.
Мысли Сезанна неизменно возвращаются к этим оголенным обрывистым утесам, застывшим в своем величии. Их мощную и задумчивую красоту, эту гору, полную света, этот дерзкий поэтический взлет земли и скал художник неустанно пытается запечатлеть на полотне. «Отсюда можно было бы увезти сокровища. Но еще не нашелся выразитель, равный по таланту богатствам, расточаемым землей этого края», – пишет Сезанн Виктору Шоке. Сент-Виктуар – его отдых, радость, его вера в себя. Незыблемость и суровость этой горы, ее мощь и несокрушимость не тронуло время, и она спит безмолвным и вечным сном…


Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire-1883-86

Раньше Сезанн, работая в Эстаке, верный своему мироощущению, хотел сковать море, сделать его поверхность застывшей, лишить ее постоянного движения: он, словно гемму, вставил море в оправу из холмов, придав ему плотность и блеск минерала. Теперь, глядя на эти крутые склоны, Сезанну достаточно постигнуть задачи, которые они ставят перед ним, вникнуть в их сущность, стать как бы плотью от плоти этой горы, чтобы осуществить, наконец, свою мечту о классической ясности, воплощения которой он так мучительно добивается…»

(из книги Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна»)

Работа №8

Сезанн обратил свое внимание на технику акварели в 1860-х годах и стал активно ею заниматься.Акварели Сезанна по своей экспрессии ничуть не уступают его картинам, написанным маслом. На недавнем аукционе в Нью-Йорке акварельный набросок размером с тетрадный листок ушел за 2 миллиона 600 тысяч долларов.


Поль Сезанн — The Valley of the Arc With Viaduct and a Pine Tree (акварель) — 1883-85 (Альбертина,Вена)

Работа №9

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, Сезанн создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.


Поль Сезанн -Гора Сент -Виктуар (акварель) -1887 (Harward Art Museums)

(Продолжение следует)

Сент-Виктуар – горный массив недалеко от живописного Экс-ан-Прованса, обрамленный фиолетово-сиреневыми плантациями лаванды и темно-изумрудными хвойными лесами. Впечатляет то, что гора Sainte-Victoire меняет цвет в зависимости от времени суток – от холодного серого до перламутрово-жемчужного.

Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью», изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью.

Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции

Гора Сент-Виктуар расположены в тихом и провинциальном Провансе, пронизанном солнцем и наполненном ароматом лаванды. Горный кряж растянулся на 18 км между двумя департаментами – аристократичным Буш-дю-Рон и колоритным Вар, где любят отдыхать селебрити. Наивысшая точка – пик де Муш, именно его и имеют в виду, указывая 1011 м высоту горного массива.

Северный склон горной гряды изрезан живописными ущельями с забавными названиями: Двери, Хлопушки и Гран-Самбук. На его северо-западной стороне расположен единственный во Франции мраморный карьер, у подножья – два кристально чистых озера: Золя и Бимон.

До 17 века горный массив носил имя Святого Вентура, как и древний храм, построенный в 13 веке практически на самой его вершине. Современное название Sainte-Victoire было дано горам тоже в честь святой обители – Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар – аббатства, построенного в 1656 и на протяжении двух столетий служившего пристанищем для монахов.

На самой вершине горы Сент-Виктуар есть еще одно место, с которым связано несколько легенд. Это «Крест Прованса», установленный на вершине горы в 1875 прованским моряком, как благодарность за свое выздоровление – именно так гласит предание. Крест высотой 19 м прекрасно виден с земли, а восхождение к святыне занимает около четырех часов.

Гора Сент-Виктуар и Пикассо

Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chàteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. Великий кубист, как и Поль Сезанн, попал под магическое очарование прованских гор, побуждающее творить. За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг.

Sainte-Victoire и Поль Сезанн

Великие художники достаточно часто изображали на своих полотнах горные массивы. Но гора Сент-Виктуар, увековеченная на 87 работах Поля Сезанна, – «рекордсмен», вполне достойный Книги Рекордов Гиннеса. Четыре картины великого художника с изображением скал Сент-Виктуар хранятся в российских музеях: две в Государственном музее имени Пушкина, еще две в Эрмитаже.

Справедливости ради надо отметить, что гору Sainte-Victoire изображали Ренуар и Кандинский, но именно Сезанн был тем, кто показал миру ее естественное очарование – мерцание цвета в зависимости от освещения и меняющиеся пейзажи, подчиненные временам года. Во многих полотнах гора – центр экспозиции, в некоторых – лишь фон. На протяжении сорока лет Сезанн рисовал скалы с разных точек, и его изображения никогда не повторялись.

Примечательно, что впервые умиротворяющий пейзаж горы Сент-Виктуар Сезанн создал, будучи в сильной ярости. Причиной послужило известие о том, что в окрестностях Экс-ан-Прованса будут строить железную дорогу. По мнению художника, это полностью нарушило бы очарование пейзажа этой части Прованса. Увы, строительство завершилось, а его начало было ознаменовано картиной «Траншея и гора Сент-Виктуар».

Сезанн всегда рисовал горы Прованса во время пленеров, когда он по нескольку дней жил на фермах, а иногда проводил ночи на сеновалах. Такие «вылазки» длились неделями, и ежедневно Поль рисовал провинциальные пейзажи – мельницы, поля, крестьянские дома и… гору Сент-Виктуар. Массивные глыбы известняка словно притягивали великого живописца, он был просто влюблен в задумчивую и переменчивую красоту этих горных пиков.

Масло или акварель – на любом полотне Поля Сезанна Сент-Виктуар изображен очень точно. На рассвете и в сумерках, летом или зимой – холодно-серый, но очень притягательный Sainte-Victoire – главная идея и основной акцент каждой картины великого постимпрессиониста. Легендарный постимпрессионист прославил гору. Или она запечатлела его имя в истории?

Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
1885–1895. Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания

В последние десятилетия своего творчества Сезанн особенно увлекся пейзажами Прованса, который он считал одним из классических ландшафтов наряду с Грецией и Италией. Выжженная солнцем земля, прозрачный воздух, резкие тени будоражили воображение художника, помогали ему видеть “основы мироздания”, земной каркас. Дни напролет он бродил по этим местам, иногда даже просился на ночлег к какому-нибудь фермеру.

“В Провансе таятся сокровища, но они еще не нашли достойного истолкователя…” - писал Сезанн своему другу и покровителю Виктору Шоке и изо всех сил старался извлечь эти сокровища и показать их своим зрителям. Некоторые места заставляли его возвращаться снова и снова - Гардан, окрестности Эстака, но больше всего его привлекала гора Сент-Виктуар. Сохранилось более шестидесяти (!) живописных ее видов, в разных ракурсах, при разном освещении. С середины 1880-х гг. эта гора стала едва ли не единственной и, безусловно, самой важной темой сезанновских пейзажей, оставаясь таковой до конца его жизни.

В своих многочисленных картинах Сезанн старался выявить мощь геологических пластов, открывающихся перед ним, их незыблемость и постоянство, которые являлись для него символом величия нашего мира. Любимая треугольная композиция художника еще больше подчеркивает эту устойчивость. В образах Святой Виктории полностью исчезает беспокойное настроение, наполнявшее более ранние работы Сезанна, напротив, эти пейзажи полны простоты и сдержанной силы.

Гора Сент-Виктуар (Виадук). 1882–1885. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Здесь как нельзя лучше проявляются поиски художника в области передачи пространства, например его представления о перспективе. “Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто художник, да и зритель вместе с ним, находятся внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Искусствоведы часто отмечают, что пейзажи Сезанна напоминают его же натюрморты, как бы странно это ни звучало, в том смысле, что художнику не важно, с какими объектами иметь дело - с созданными природой либо с творениями рук человеческих. С одинаковой тщательностью он расставляет по поверхности холста блюда с яблоками и кувшины или горы, дома и деревья. Все они подчиняются единому замыслу выявления их тектоники, попыткам отыскать логику в природе и научить зрителей видеть по-новому.

Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана.
1886–1890. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Художника не интересуют мимолетные состояния природы, он не пытается остановить “прекрасное мгновение”, зато выявляет самую сущность ландшафта, постоянство форм и красок мира.

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.

Я боюсь высоты. Тем не менее высота меня дико притягивает. Идея забраться на гору Сент-Виктуар у меня возникла благодаря Новаку Джоковичу. Если кто не знает, этот блестящий теннисист переживал тяжёлые времена в своей карьере последние годы, однако этим летом неожиданно выиграл и Уимблдон, и Открытое первенство США. В интервью он не раз связывал внезапные изменения в своих результатах именно с подъёмом на эту гору - он там был со своей женой где-то в июне этого года.

Гора эта известна в первую очередь благодаря Полю Сезанну, который жил и работал в близлежащем Экс-ан-Провансе и сделал эту гору участницей как минимум 80 своих картин. Вот подробно всё это описано. Гора, а вернее целая горная гряда, и правда очень живописная - она похожа на длинное животное с острым длинным гребнем, которое распласталось на земле в направлении с запада на восток. Она конечно просматривается на местности со всех сторон и является главным символом места.

Дело было сегодня утром. Я приехал туда автобусом из Экс-ан-Прованса. Автобус номер 110 идёт с южной стороны горы, а номер 140 - с северной. Это даёт возможность как бы пересечь гору с юга на север или наоборот, поднявшись по пути наверх к самым знаменитым её местам - католической приории и Кресту Прованса. Мой первый вид этим утром - из окна моего отеля:


Когда я приехал и вышел из автобуса, светило солнце. Правда до зубов вооружённые альпинистским снаряжением попутчики в том же автобусе очень критично отнеслись к моим ботинкам, сказав, что в таких на гору не забраться. Но я всё равно двинулся в путь. Было очень тепло, но скоро начал накрапывать дождь. Верхушка горы то оказывалась в гуще тумана - словно колпак на неё надевали - то снова показывалась. Иногда среди облаков вдруг проглядывало солнце, и тогда день внезапно превращался из тоскливого в праздничный.

Путь - это так называемая “красная тропа” - отмечен особыми знаками, которые впрочем нужно зорко искать:

По мере того, как я забирался наверх, мне по очереди приходили в голову воспоминания о разных горных походах в моей жизни. Сразу конечно вспомнилась попытка забраться на на острове Ометепе в Никарагуа, которая закончилась отступлением, поскольку весь верх вулкана был накрыт шапкой тумана и дул ужасный ветер. Ещё конечно вспоминалось восхождение с Мартином на в Словакии, где у нас тоже была совершенно неподходящая обувь - это было честно говоря одно из самых сумасбродных приключений в моём кругосветном путешествии. Ещё вспоминал, как однажды плутал по горам в фантастической долине Торсмёрк в Исландии, где я потерял путь и должен был продираться сквозь лес и даже переходить реку вброд. Это было ещё до того, как я начал вести этот журнал. Надо будет как-нибудь написать об этом. Конечно незабываемо было по горам над Котором с sasha0404 - вот уж где захватывало дух. Ещё я в своё время хорошо полазал по горам вокруг Петры в Иордании - сейчас бы я на такие авантюры наверное и не решился. А вот из многодневного трека по Гималаям почему-то таких остро волнующих моментов я не помню, хотя впечатлений и приключений там было много.

Возвращаясь к Сент-Виктуар, подъём наверх по идее занимает около двух часов. Сначала ход вверх пологий, потом приходишь к развилке, предлагающей идти налево - это “лёгкий путь” и направо - это “тяжёлый”. Я конечно выбрал лёгкий. Но и он оказался местами неприятным. Там есть один участок, где довольно долго идёт вверх ровный каменный скат под углом примерно 45 градусов. Если на других участках хоть высота набирается и быстро, но обилие камней, валунов и мелкой гальки создаёт как бы лестницу, по которой подниматься или хотя бы карабкаться несложно, то здесь, поскольку зацепиться не за что, под дождём забираться вверх весьма неприятно. На таком склоне правда особенно не пофотографируешь.

Преодолев его, я вышел практически на западный гребень. Там так называемая красная тропа, по которой я шёл, прекращается, поскольку соединяется с синей - дальше уже следуешь за синими указателями. Впрочем, потом синяя тропа снова соединяется с красно-белой:

Именно там я издалека услышал, как спускающийся сверху человек громко кричал с интонациями мата. Когда он меня заметил, то стал извиняться, объясняя, что подвернул лодыжку. Честно - не могу представить, как с подвёрнутой лодыжкой он будет дальше спускаться по тому отвесному склону - это просто нереально. Я ему предложил вызвать помощь, но он отмахивался от меня.

А я шёл всё дальше и дальше и наконец пришёл к знаковой точке пути. Это практически самый верх гребня - здесь называется так называемая приория, то есть монастырь. Правда в монастыре я никого не нашёл. Приория и Крест Прованса пока ещё впереди:

Вид назад:

Зато около монастыря имеется обзорная площадка уже на две стороны. От вида на юг просто захватывает дух. Посмотрите, какие отвесные кручи! И наверху Крест Прованса.

Побродив по территории приории, я отправился на самый верх. Но к сожалению тут лёгкий дождь перешёл уже в плотный, при этом я попал в облако тумана. Вот так выглядит приория сверху через этот туман:

А наверху уже вообще ничего не было видно. Несолоно хлебавши, я отправился вниз. И чем дальше вниз я шёл, тем больше расходились облака и выглядывало солнце. Прямо несправедливо.

Я вышел на дорогу в районе посёлка Вовенарг, где в своё время жил Сезанн. Там даже есть маленький замок. Я потом прочитал, что замком владел Пикассо, который был фанатом Сезанна. И Пикассо там похоронен. Живописный Вовенарг:

Замок Пикассо:

И напоследок пара фоток вечернего Экса:



Вверх