Согласится ли Путин на возвращение Японии Курильских островов? Япония должна признать Курилы российскими

Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.

Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.

Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы . Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый Трактат , согласно которому Россия уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.

В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.

11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции , приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией . Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).

Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова

Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.

Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства , взятые на себя декларацией 1956 года.

Во времена "холодной войны" Москва между двумя странами.

В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.

После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости "преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого" и "скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса", чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.

В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.

(Дополнительный

15:00 — REGNUM

Уважаемый Владимир Владимирович!

Накануне Вашего предстоящего визита в Японию обращаемся к Вам с настоящим Открытым письмом.

Развитие ситуации вокруг территориальных претензий Японии на российские южные Курилы, которые официальный Токио предъявляет нашей стране на протяжении последних шестидесяти лет, — со времени заключения Советско-японской совместной декларации 1956 г. — побудило нас еще раз обозначить принципиальные положения, показывающие необоснованность и пагубность каких-либо уступок в вопросе российского суверенитета над Курильскими островами, включая их южную группу (Кунашир, Итуруп, и Малая Курильская гряда, в которую входит о. Шикотан), в какие бы «завуалированные» схемы это не облекалось.

Мы исходим из твердой и неоднократно заявленной позиции российского руководства о законности вхождения Курильского архипелага в состав России по итогам Второй мировой войны, в частности, Вашего последнего заявления о неоспоримости российского суверенитета над всеми Курилами.

При этом, по-прежнему, вызывают озабоченность настойчивые попытки японского руководства, предлагающего в последнее время — в обмен на расширение японо-российского, включая инвестиционное, сотрудничества — различные схемы организации некоего «совместного хозяйственного освоения» южных Курил, истинной целью которых неизменно остается «не мытьем, так катаньем» добиться удовлетворения своих территориальных претензий к нашей стране.

Под прикрытием разговоров об углублении двусторонних экономических связей вновь выдвигается идея «необходимости» заключения мирного договора в обмен на южные Курилы.

В этой связи, хотели бы подчеркнуть, что формальный мирный договор с Японией в нынешних условиях является явным анахронизмом. Пора твердо заявить японскому руководству, что время реанимации не состоявшихся по вине Токио и Вашингтона соглашений давно прошло.

Состояние войны между нашими странами прекращено еще в 1956 г., все необходимые для развития нормальных добрососедских, включая экономические, отношений соглашения заключены. Очевидно, что для Японии мирный договор является сейчас не целью, а средством реализации своих корыстных и ничем ни исторически, ни юридически не обоснованных территориальных притязаний к нашей стране, о чем, повторим, неоднократно заявляло руководство РФ.

Напомним, мирный договор не заключен у нас с Германией, что никак не препятствует развитию всестороннего плодотворного сотрудничества между нашими государствами.

По Конституции РФ территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема, что также не позволяет поступаться ни единым островом, ни единой пядью родной земли. Любой опрометчивый шаг на предстоящих переговорах в Токио имел бы для России необратимые роковые последствия.

Настойчиво навязываемая российскому обществу и руководству нашей страны японской пропагандой мысль, что территориальные уступки или же их обещания в будущем (вроде признания «потенциального суверенитета Японии» над якобы «спорными островами») приведут к тому, что на нашу страну прольются обильные «иеновые дожди», является глубоким заблуждением. Японские банки и корпорации не подчиняются токийским политикам и дипломатам и никогда не пойдут на альтруистические, благотворительные финансовые и экономические операции.

Зато в политическом плане любые уступки японским территориальным домогательствам или обещания таковых обязательно приведут к активизации в Японии реваншистских сил, выступающих, как известно, с притязаниями не только на группу южных островов, но и на весь Курильский архипелаг, а также на южную половину Сахалина.

Уважаемый Владимир Владимирович, мы надеемся, что в ходе Ваших переговоров с японской стороной, Вы будете исходить из незыблемости российского суверенитета над Курильскими островами и из того факта, что экономическое сотрудничество с Японией, — как и с любым другим иностранным государством в этом регионе, — возможно на основе взаимной выгоды без каких-либо увязок его с политическими требованиями и ссылок на события давно минувшего прошлого.

Какой-либо договор с Японией, как и вообще развитие российско-японского добрососедства, должен стать результатом признания обеими странами стабильных и четких границ, сложившихся в итоге Второй мировой войны. Иного пути решения территориального спора двух сторон нет и быть не должно.

Бабурин С.Н., доктор юридических наук, профессор

Багдасарян В.Э., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Болотников А.А., депутат Сахалинской областной Думы

Бровко П.Ф., доктор географических наук, профессор

Выголов Ю.Ф., депутат Сахалинской областной Думы

Галицкий В.П., доктор юридических наук, профессор

Гуськова Г.В., депутат Сахалинской областной Думы

Долгих Н.П., депутат Сахалинской областной Думы

Ефанов В.Н., доктор биологических наук, профессор, действительный член РАЕН

Зенкин А.М., депутат Сахалинской областной Думы

Зиланов В.К., профессор, действительный член МАНЭБ

Зимонин В.П., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Иванова С.В., депутат Сахалинской областной Думы

Калиниченко В.И., главный редактор журнала «Безопасность: наука и технологии»

Катасонова Е.Л., доктор исторических наук

Кашин Б.С., доктор физико-математических наук, действительный член РАН

Кислицин А.С., депутат Сахалинской областной Думы

Клочков Д.Н., доктор биологических наук

Кочев В.А., доктор юридических наук, профессор

Кошкин А.А., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Крупянко М.И., доктор политических наук

Кузин А.Т., доктор исторических наук, профессор

Лотин Е.В., депутат Сахалинской областной Думы

Любушкин В.И., депутат Сахалинской областной Думы

Марухин В.Ф., доктор исторических наук, профессор

Мясников В.С., доктор исторических наук, действительный член РАН

Назаров О.Г., доктор исторических наук

Плотников А.Ю., доктор исторических наук, профессор

Подойникова Г.В., депутат Сахалинской областной Думы

Пономарёв С.А., председатель Сахалинского областного отделения Русского географического общества

Реснянский С.И., доктор исторических наук, профессор, действительный член РАЕН

Родин А.В., доктор географических наук

Тавровский Ю.В., профессор

Тетекин В.Н., доктор исторических наук

Тихонов А.К., доктор исторических наук, профессор

Ткаченко Б.И., главный научный сотрудник Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского

Тодоров В.Я., депутат Сахалинской областной Думы

Хлестов О.Н., чрезвычайный и полномочный посол, профессор

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2016 г. начинается визит президента России Владимира Путина в Японию. Предполагается, что одной из тем в ходе его переговоров с премьер-министром Синдзо Абэ будет вопрос о принадлежности Курильских островов.

В настоящее время Япония выдвигает территориальные претензии на российские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу мелких островов Малой Курильской гряды (японское название Хабомаи).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории возникновения этой проблемы и попытках ее решения.

Предыстория

Курильский архипелаг - это цепь островов между Камчаткой и японским островом Хоккайдо. Его образуют две гряды. Самые крупные из островов Большой Курильской гряды - Итуруп, Парамушир, Кунашир. Самый большой остров Малой Курильской гряды - Шикотан.

Изначально острова были населены племенами айнов. Первая информация о Курильских островах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 гг. В 1643 г. они были обследованы голландцами (во главе с Мартином де Фризом). Первая российская экспедиция (под руководством В.В. Атласова) достигла северной части Курил в 1697 г. В 1786 г. указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

7 февраля 1855 г. Япония и Россия подписали Симодский трактат, согласно которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а остальные Курилы признавались российскими. Сахалин был объявлен совместным владением - "неразделенной" территорией. Однако некоторые неурегулированные вопросы о статусе Сахалина приводили к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 г. с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 г. по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Возврат островов

На завершающем этапе Второй мировой войны, в ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. СССР назвал возвращение Сахалина и Курильских островов среди условий начала боевых действий против Японии. Это решение было закреплено в Ялтинском соглашении между СССР, США и Великобританией от 11 февраля 1945 г. ("Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока"). 9 августа 1945 г. СССР вступил в войну против Японии. С 18 августа по 1 сентября 1945 г. советские войска провели Курильскую десантную операцию, которая привела к капитуляции японских гарнизонов на архипелаге.

2 сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации. Согласно документу, японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.

29 января 1946 г. главнокомандующий союзными войсками в Японии американский генерал Дуглас Макартур уведомил правительство Японии об исключении из территории страны Курильских островов. 2 февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова включены в состав СССР.

По Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., заключенному между странами антигитлеровской коалиции и Японией, Токио отказалось от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Однако советская делегация не подписала этот документ, так как в нем не был оговорен вопрос о выводе с территории Японии оккупационных войск. Кроме того, в договоре не было прописано, о каких именно островах Курильского архипелага шла речь и в чью пользу Япония от них отказывается.

Это стало основной причиной существующей территориальной проблемы, которая до сих пор является главным препятствием для заключения мирного договора между Россией и Японией.

Суть разногласий

Принципиальная позиция СССР и России состояла и состоит в том, что "принадлежность южных Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) Российской Федерации базируется на общепризнанных итогах Второй мировой войны и незыблемой послевоенной международно-правовой основе, включая Устав ООН. Таким образом, российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление и не подлежит сомнению" (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 г.).

Япония, ссылаясь на Симодский трактат 1855 г., утверждает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд малых островов никогда не принадлежали Российской империи и считает их включение в состав СССР незаконным. Кроме того, по мнению японской стороны, эти острова не являются частью Курильского архипелага и поэтому они не подпадают под термин "Курильские острова", который был использован в Сан-Францисском договоре 1951 г. В настоящее время в японской политической терминологии спорные острова принято называть "северными территориями".

Декларация 1956 г.

В 1956 г. СССР и Япония заключили Совместную декларацию, формально провозгласившую окончание войны и восстановившую двусторонние дипломатические отношения. В ней СССР согласился передать Японии остров Шикотан и необитаемые острова (оставив за собой Итуруп и Кунашир) после заключения полноценного мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами двух государств.

Однако в 1960 г. японское правительство пошло на подписание с США договора о безопасности, который предусматривал сохранение американского военного присутствия на японской территории. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые в 1956 г. Тогда же Советский Союз оговорил передачу островов выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных войск с территории страны.

До начала 1990-х гг. советская сторона не упоминала декларацию 1956 г., хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 г. (первая советско-японская встреча на высшем уровне).

Активизация диалога в 1990-х гг.

Ситуация стала меняться с началом перестройки 1980-х гг., СССР признал наличие территориальной проблемы. По итогам визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 г. в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

Наличие территориальной проблемы было подтверждено и в Токийской декларации, подписанной по итогам переговоров между президентом РФ Борисом Ельциным и премьер-министром Японии Морихиро Хосокавой в октябре 1993 г. Документ зафиксировал стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности спорных островов.

В Московской декларации (ноябрь 1998 г.) президент Ельцин и премьер Кэйдзо Обути "подтвердили решимость прилагать все усилия с целью заключения мирного договора к 2000 г.". Тогда российская сторона впервые высказывала мнение, что необходимо создать условия и благоприятную атмосферу для "совместной хозяйственной и иной деятельности" на Южных Курилах без ущерба юридическим позициям обеих сторон.

Современный этап

В 2008 г. японские политики начали вводить в отношении островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи термин "незаконно оккупированные северные территории". В июне 2009 г. парламент Японии принял поправки к Закону о специальных мерах по содействию решению "проблемы северных территорий", в соответствии с которыми японским государственным органам предписано прилагать максимальные усилия для скорейшего возвращения "исконных земель Японии".

Посещение островов высшими должностными лицами России вызывает негативную реакцию в Токио (Дмитрий Медведев посещал острова в 2010 г. в качестве президента, в 2012 и 2015 гг. как председатель правительства; в первые два раза он был на Кунашире, последний на Итурупе). Японские лидеры периодически совершают "осмотр северных территорий" с борта самолета или катера (первый такой осмотр произвел премьер-министр Дзэнко Судзуки 1981 г.).

Территориальный вопрос регулярно обсуждается на российско-японских переговорах. Особенно часто он поднимался администрацией Синдзо Абэ, который вновь занял пост премьер-министра в 2012 г. Однако окончательно сблизить позиции до сих пор не удалось.

В марте 2012 г. премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо "добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде "хикивакэ" ("ничья", термин из дзюдо). В мае 2016 г президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в "конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики" и согласовали "новый подход" к решению двусторонних проблем, однако о деталях договоренностей не сообщалось.

Заявление о возможности размещения американских баз на островах ставит точку в территориально споре

В Москве не комментируют результаты встречи секретарей Советов безопасности России и Японии Сётаро Яти и Николая Патрушева , поскольку переговоры были непубличными. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов оценить данные о возможном размещении американских военных баз на южных Курилах в случае, если острова будут переданы Токио.

В среду, 14 декабря, японская газета Asahi сообщила, что вопрос о судьбе южных Курил обсуждался на ноябрьских переговорах Яти и Патрушева в Москве, при этом Яти не исключил возможность появления там американских баз.

Отвечая на вопрос российской стороны о вероятности появления американских военных баз на Курильских островах, японский чиновник ответил: «Да, такая возможность существует».

«Такие слова Яти были совершенно естественными, поскольку при установлении японского суверенитета над островами они автоматически подпадают под договор о гарантиях безопасности между США и Японией», - сообщил источник издания в правительстве Японии.

Означает ли реакция Кремля, что вопрос о передаче островов Японии после этого закрыт окончательно и бесповоротно, что никто после этого не будет вести с японцами никаких переговоров? Об этом мы спросили наших экспертов.

Переговоры то будут вести, только вопрос в том, кто вообще будет острова передавать? - отмечает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев .

Вообще эта тема постоянно звучит, и я в социальных сетях читаю заявления депутатов Государственной думы о том, что якобы готовится передача островов Японии, что там, якобы, уже даны указания о снятии пограничного режима. Я воспринимаю эту информацию как ложную. Просто много шумихи на эту тему, но я уверен, что острова передаваться не будут просто потому, что у нас есть четкое понимание, что присоединять землю можно, а отдавать - нельзя.

Единственный вариант, который может рассматриваться - это совместное использование. Такой опыт у нас есть с Норвегией относительно Шпицбергена. Такой компромисс в целях подписания мирного договора я допускаю. Но и при таком раскладе появление там каких-либо американских баз просто невозможно. Появление на Курилах американских баз - абсолютный нонсенс. Мы просто не дадим американцам туда даже приблизиться. И вообще, чтобы там что-то чужое военное появилось, хоть от японцев, хоть от кого угодно.

Тем более, я хотел бы напомнить, что на Курильских островах создана инфраструктура как раз в целях защиты от нападения с моря - морского десанта. И эта работа - самая интенсивная и напряженная, проводилась примерно с 2011 года. Еще в бытность министром обороны Сердюкова, а начальником Генштаба - Макарова. Я знаю, что в это время особое внимание уделялось укреплению военной инфраструктуры Курильской гряды, в первую очередь, крупных островов, таких, как Итуруп.

Я сам служил в Вооруженных силах до 2009-го года, так вот еще тогда очень активно отправлялись на Курильские острова военные строители для возведения оборонительных сооружений, и я лично отправлял строителей туда в командировку. Так что говорить о том, что после того, как мы там построили всю эту инфраструктуру, мы это так просто отдали, да еще и под базу американцев - это абсолютный бред!

«СП»: - Насколько для американцев было бы важно там закрепиться? Чем это грозит нам?

Это для нас будет примерно, как для них в свое время наша база на Кубе. Это даже еще большая угроза нашей безопасности, ибо это уже не просто на наших границах, а уже на нашей территории. Это серьезнейшая угроза расположению тихоокеанского флота. И это касается перемещения наших войск, они тогда смогут осуществлять мониторинг того, что происходит на территории, как минимум, Дальнего Востока и Восточной Сибири. Мы для них будем просто полностью открыты, что является серьезнейшей угрозой нашей национальной безопасности. Об этом и речи просто быть не может.

«СП»: - Зачем тогда японцы говорят об этом вслух? Не понимают, что таким образом еще больше укрепляют уверенность Москвы в необходимости сохранения российского суверенитета над островами?

Они просто понимают, что мы им острова никогда не вернем. Думаю, они тут говорят это как бы не для России, всерьез рассчитывая, что смогут решить вопрос с островами, а в угоду американцам. А может, даже и по научению американцев. Какая тут цель преследуется? Сделать все для того, чтобы мирный договор не был подписан. Хотят показать, что они все для этого сделали, но уперлись в недоговороспособность Москвы.

Секретарь Совбеза Японии свалял дурака, когда такое сказал, - считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. - Если раньше желание что-то им передавать было и так на «нуле», то теперь оно ушло в глубокий «минус».

С другой стороны, надо понимать, что если мы все же договоримся с японцами о передаче островов, одним из важнейших условий такого соглашения будет то, что острова станут демилитаризованной зоной. И там не только никаких военных баз США или других третьих стран, но и японских военных баз там быть не может. Это должно быть четко прописано. В случае попытки разместить там базы Япония автоматически утрачивает суверенитет над островами.

«СП»: - Японские СМИ пишут, что если острова будут находиться под суверенитетом Японии, на них будет распространяться договор безопасности между Токио и Вашингтоном. Токио ничего не решает в этих вопросах? Может ли он отказаться от размещения баз?

В случае передачи островов у них будет другой договор - с нами, где будет прописано, что никаких баз там быть не может, что никакие международные договора, в которых участвует Япония, на эти острова не распространяются. Только при таких условиях договор может быть подписан.

«СП»: - Инициатором размещения баз в этом случае стали бы США? Им так интересна база на Курилах?

Конечно, очень интересна. Почему нельзя передавать четыре острова? Потому, что два из них фактически закрывают вход в Охотское море, делая его нашим внутренним морем. Если их передать, туда запросто может войти военная армада США и нанести удары крылатыми ракетами вглубь нашей территории. Пока они могут атаковать только по периметру Курильских островов. А там расстояние серьезное, они только до побережья могут достать, даже Комсомольск-на-Амуре они не достанут. А если они войдут в Охотское море, то тогда и до космодрома «Восточный» смогут дотянуться крылатыми ракетами. Я имею в виду крылатые ракеты в обычном - неядерном оснащении, потому что они меньше летят.

Да и американские подводные лодки смогут тогда туда подойти. Сейчас то мы все там контролируем, потому что это наша суверенная территория. А если там будут базы - они нам уже будут блокировать выход из моря. Так что мы никак не можем согласиться не только на то, чтобы там базы были, но и на то, чтобы все четыре острова передать. Два острова - можно передать, но только на условиях их полной демилитаризации.

Тут речь о том, что мы им обещали передать два острова. Официально. Еще в 1956 году. Но при условии выполнения Японией соответствующих обязательств, которые она тоже на себя взяла.

Если они не хотят договор на таких условиях заключать, то это не проблема для нас. Если они не готовы на компромисс, то мы можем и сто, и двести лет жить без всякого договора. С другой стороны, нам, конечно, выгодно, чтобы у нас с Японией были хорошие отношения, чтобы мы полноценно сотрудничали экономически. Но тут дело в том, что вопрос об островах - он основополагающий. То есть японцы могут использовать эти обещания наладить отношения, чтобы вернуть острова, а потом опять займут антироссийскую позицию. Так что тут спорный момент.

«СП»: - Зачем японцы заявлениями об американских базах обостряют ситуацию?

Это их заявленная позиция. Претензия на абсолютный суверенитет над островами. То есть это даже выходит за границы абсолютного суверенитета. Они хотят иностранным государствам предоставлять там территорию под базы. Нас это категорически не устраивает. Они смотрят на нашу реакцию. И мы должны дать понять, что ни о чем подобном не стоит и помышлять…

Подавляющее большинство (78%) участников опроса, проведенного социологами "Левада-центра", высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов
Global Look Press

При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии"
Global Look Press

"Левада-Центра" , высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов.

При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии". Противоположную точку зрения высказал 21% участников исследования, проведенного в мае среди 800 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ. Остальные затруднились с ответом.

71% респондентов высказались против того, чтобы Россия оставила себе два крупных острова - Уруп и Итуруп - и передала Японии небольшие острова Хабомаи и Шикотан. За такой компромиссный вариант решения курильского вопроса - 13% опрошенных. Остальные не смогли обозначить свою позицию.

Другой компромисс - признать, что четыре острова являются японскими, но фактически на долгое время сохранить на них российское управление - отвергли 69% респондентов, "за" высказались 12%, затруднились ответить - 19%.

56% опрошенных уверены, что не нужно отдавать японцам ни одного острова. 4% согласны вернуть острова Японии, столько же 4% считают, что это можно сделать "в будущем, когда наступит подходящее время".

8% полагают, что "эти четыре острова должны стать совместной собственностью России и Японии". 9% призывают "вернуть два острова из четырех: Хабомаи и Шикотан (тем более что их передача Японии не открывает им доступ в Охотское море)". Затруднились ответить 18% опрошенных.

48% респондентов в той или иной считают важным для России заключение мирного договора с Японией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. 38% уверены в обратном, 14% затрудняются ответить.

Треть опрошенных (32%) полагают, что уровень доверия населения РФ к президенту Владимиру Путину "значительно снизится", если он решит вернуть Японии спорные острова. Еще 23% полагают, что он "несколько снизится". Столько же считают, что меньше доверять Путину народ после этого не станет.

6% опрошенных высказали мнение, что уровень доверия президенту в этом случае "несколько повысится", а 3% считают, что он "значительно повысится".

Курильский вопрос

Данная территориальная проблема является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора между двумя странами.

Как ожидается, курильский вопрос будет затронут на встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ во время Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке 2-3 сентября. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил журналистам, что лидеры двух стран проведут обстоятельные переговоры в кулуарах этого мероприятия.

Япония претендует на четыре острова Южной Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. В Токио неоднократно заявляли, что Япония не станет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет разрешен курильский вопрос. В Москве всякий раз отвечали, что курильская тема закрыта.



Вверх