Смотреть что такое "Розанова, Е." в других словарях. Из серии «Восточные легенды»

ВЕРЕЩАГИНА-РОЗАНОВА Н.В. (1900-1956)

Ф. ШОПЕН. Вальс 7. Полонез.

Shopen_-_val_s_7-polonez_

НАДЕЖДА ВАС. ВЕРЕЩАГИНА-РОЗАНОВА (1900-1956)- художница

Розанова — по фамилии отца, философа В.В. Розанова. Верещагина — по фамилии 1-го мужа, с которым развелась в 1936 г. 2-й брак — с художником М.К. Соколовым был зарегистрирован в 1947 г. накануне его смерти.

Н.М. Михайлова. Предисловие составителя.

Дата публикации: 21.04. 2014 г. Война на Украине.

Художественное наследие Надежды Васильевны — это сотни изумительных иллюстраций к произведениям Ф.М. Достоевского, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, к библейской книге «Руфь» и др. При её жизни несколько рисунков были приобретены литературными музеями (например, музеем Ф.М. Достоевского в Москве), но в основном её творчество так и осталось неизвестным. Папки с её рисунками хранились в Москве в доме её подруги Е.Д. Танненберг, где художница жила, потому что не имела собственного жилища. Там же хранились и оставшиеся работы её мужа, художника М.К. Соколова, и его архив. После смерти Надежды Васильевны в 1956 году хранителем наследия двух художников стала Е.Д. Танненберг.

Папки с рисунками Н.В. Верещагиной и М.К. Соколова в секретере, в доме Флеровых-Танненберг в Лиховом переулке. В рамке стоит илл. к пьесе А.Н. Островского «Гроза». Фото 1975 г.

В 1985 году Елена Дмитриевна умерла , не оставив никаких распоряжений на счет хранимой ею коллекции. Поэтому сразу после её смерти возникла угроза того, что вся коллекция будет растащена и распродана, что она попадет в частные (и жадные) руки коллекционеров. Чтобы её спасти, главной своей задачей я считала поместить всё на государственное хранение, то есть в какой-нибудь музей. Но ни один московский музей на это не дал согласия. Предложение взять всю коллекцию работ М.К. Соколова (масло и графику) на хранение в Ярославский Музей поступило от сотрудницы этого музея, Н.П. Голенкевич, которая была знакома с Е.Д. Танненберг, потому что уже давно собирала его работы. Помню, как мы с ней весь день до ночи писали Опись рисунков Верещагиной и Соколова, упаковывали их в папки, укутывали рамы с картинами Соколова, как составили Акт на временное хранение. А потом убедили сестру Елены Дмитриевны, Татьяну Дмитриевну, её единственную наследницу, все передать в дар Музею. И она согласилась.

Таким образом, всё, что хранилось в доме — рисунки, и документы Н.В. Верещагиной, её Воспоминания об отце, В. Розанове; рисунки, письма и картины М.К. Соколова и даже портреты предков Е.Д. Танненберг — всё было передано на постоянное хранение в ЯХМ. Тогда мне казалось это естественным, как потому что Соколов был уроженцем Ярославля, так и потому, что часть его картин Е.Д. Таннеберг уже давно передала в дар этому музею. Правда, она передала с обязательным условием, что в ЯХМ будет отведен постоянный зал для работ М.К. Соколова (о чем мне не было известно). Однако, это условие ЯХМ не выполнил ни при её жизни, ни до сих пор (2014 г.) и, нет надежды, что выполнит. Оказывается, в музее для такого зала нет места.

Что уж говорить о беззвестной Надежде Васильевне. Уж она-то никакого отношения к Ярославлю не имела, и её работы попали в этот Музей совершенно случайно, заодно с наследием М.К. Соколова. Для неё родным городом был Ленинград (СПБ), где она родилась и жила в детстве с родителями, потом родным стал Сергиев Посад, где умерли и были похоронены её отец, мать и брат, и где жила старшая сестра Татьяна. Если не родной, то все же близкой, была и Москва, где она прожила последние годы жизни и где была похоронена на Пятницком кладбище недалеко от могилы своего друга, учителя и мужа, М.К. Соколова, жизнь и творчество которого тоже были неразрывн связаны с Москвой, его Старой Москвой.

Оба художника, как при жизни, так и после смерти, оказались невезучими. Теперь М.К. Соколова искусствоведы трактуют как самоучку, «сына бондаря» и «одного из художников Ярославля» — знал бы он о такой участи! А про Надежду Васильевну Верещагину по-прежнему почти никто не знает — ни выставок, ни каталогов — ничего! Она, бедная, если и известна, то или как дочь знаменитого философа В. Розанова, или как близкий друг художника Соколова.

С тех пор, как в 1985 году большая часть их работ попали в ЯХМ, прошло почти 30 (тридцать!!!) лет. За эти годы огромными трудами искусствоведа Н.П. Голенкевич были устроены десятки выставок М.К. Соколова в разных городах (в том числе, и в Третьяковской галлерее). Но до демонстрации рисунков Н.В. Верещагиной-Розановой дело так и не дошло. Мало того, за это время из хранения пропала машинопись с её Вопоминаниями об отце , В.В. Розанове.

Когда на сайте domarchive появился раздел «Картинная галерея», в первую очередь, мне хотелось воплотить в жизнь мечту дорогой для меня Елены Дмитриевны — устроить постоянные залы для М.К. Соколова и её подруги Н.В. Верещагиной. Но если репродукции с картин и рисунков Соколова удалось найти в каталогах и в Интернете, то с рисунками Н.В. Верещагиной, можно сказать, у меня ничего не вышло. В свое время я могла бы их переснять в доме Елены Дмитриевны, но я этого не сделала. Что оставалось делать? По старой памяти я обратилась к Нине Павловне Голенкевич, в ведении которой находится фонд Н.В. Верещагиной. Просила её сканировать и прислать мне хотя бы несколько рисунков. Особенно хотелось показать посетителям её удивительную серию по книге «Руфь».

Заодно просила её, чтобы ЯХМ взял под свою опеку могилы художников М.К. Соколова и Н.В. Верещагиной-Розановой на Пятницком кладбище. Те люди, кто когда-то за ними ухаживали, или умерли, или больны, а запущенные могилы в наше время могут и захватить. Но из моей затеи ничего не вышло: ни картинок мне не прислали, ни за могилами не ухаживают. Вот почему в зале Н.В. Верещагиной я смогла вывесить всего 6 рисунков, да и то всё это фотокопии. Иногда я всё же надеюсь, что получу из Ярославля обещанное. Но надежда слабая. Мне остается винить себя саму за то, что тогда, в 1985 году, своими руками я отдала художественное наследие Надежды Васильевны в ЯХМ вместо того, чтобы попытаться устроить его где-нибудь в Москве. Или хотя бы переснять их тогда же. Жалею и о том, что отдала её «Воспоминания». Я их читала, но, конечно, уже не помню и не могу привести из них выдержки.

На этой странице приведены документы, любезно присланные мне Н.П. Голенкевич (за что я ей весьма благодарна): 1) биографическая справка о Н.В. Верещагиной (с моими дополнениями); 2)список серий её рисунков и 3) две её фотографии. Другие фото найдены в Интернете или взяты из моего личного архива.Даны также ссылки на биографию М.К. Соколова , письма которого к Надежде Васильевне с 1943 по 1947 годы, перепечатанные ею для всеобщего прочтения, дают представление и о ней самой, и о её творчестве.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА . Составлена Н.П. Голенкевич по материалам из Научного Архива Ярославского Худ. Музея (НА ЯХМ) Ф. 43 Оп.1 Д. 43-58.

Отец — философ и публицист В. В. Розанов (1856 — 1919).

Мать – Варвара Дмитр. (18 -1923, урожд. Руднева, в 1-м браке Битюгова). Сестры: Татьяна, Варвара, Вера.

Муж 1-й –А.С. Верещагин. Муж 2-й – художник М.К. Соколов.

Старшая сестра Н.В.Верещагиной, Татьяна Васильевна Розанова , почти всю жизнь прожила в Загорске. Она была близко знакома с врачом М.М. Мелентьевым, в Воспоминаниях которого сохранилась их переписка. Письма приведены на следующей странице, так как дают представление о круге знакомых обеих сестер в 1940-50-е годы.

1908-1918 – училась в частной гимназии М.Н. Стоюниной (СПб)

1918 – приехала к родителям в Сергиев Посад (Загорск), куда семья переехала в 1917 г. по совету отца Павла Флоренского. В 1919 – смерть отца В.В. Розанова

1920 – 1922 – окончила Педагогический техникум в Сергиевом Посаде (внешкольное отделение). В 1922 году вышла замуж за А.С. Верещагина , слушателя Военной Электро –Академии и в связи с переводом мужа переехала в Ленинград

1924-1925 – училась в Ленинградском институте истории искусств на словесном отделении. В 1925 – переехала с мужем в Москву, занималась в разных художественных кружках

1929 участвовала во 2-й Всесоюзной выставке ОХС (Объединение художников самоучек. См. Ассоциация художников революции. Искусство в массы. М., 1929. С.93 В каталоге указано: «Домохозяйка. Стаж самоучки 6 лет». Адрес: Москва, Сокольники Б. Оленья, 9 кв.3)

1929-1932 – училась в студии худ. Леблана и в техникуме при ИЗО ГИЗ. Ушла с 3-его курса (справка № 97от 4.02.1932 года, о том, что Н.В.Верещагина учится на 3-м курсе)

1930 — 1934 – художник-исполнитель в Государственном музыкальном театре им. В.И. Немировича-Данченко (Москва, ул. Большая Дмитровка). (три справки из Гос. Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко)

1934 8.09 — 23.11.1935 – художник 5-й студии на кинофабрике «Мосфильм» (Москва, ул. Потылиха, 54). Параллельно работала «для себя» как иллюстратор.

1936 – разошлась с мужем, переехала в Ленинград.

Начало переписки с М.К. Соколовым. В 1938 – его арест и ссылка. Переписка продолжалась все годы до его смерти.

1936 — 22.04.1941 — художник-фоновщик на киностудии «Ленфильм» (студия мультфильмов). В апреле 1941 командирована студией для работы в Москву

С 26.06.1941 по 14.02.1951 художник киностудии «Союзмультфильм» (вместе с Е.Д. Танненберг). Есть список фильмов с 1934 по 1950 (см. НА ЯХМ Ф.43)

С 1941 года работает над иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина. В 1944 — иллюстрирует Федина для Гослита (были сняты с печати).

1945 15. 06 принята в члены графической секции МОСХа (по рекомендации худ. Д. А. Шмаринова (1907-1999)). С 1945 по 1949 – рисунки Н.В. приобретают: Гос. Лит. Музей (Москва) и Институт литературы при АН СССР (Ленинград).

1947 – регистрация брака с худ. М.К. Соколовым . Его переезд из Рыбинска в Москву, обострение болезни (рак) . Соколов завещает Н.В. Верещагиной-Розановой хранить его наследие. После его смерти 19 сент. 1947 года Надежда Васильевна вплоть до своей смерти приводит в порядок весь его архив, в том числе,

1948 – сердечное заболевание. Н.В. получила 2-ю группу инвалидности

1950-1951 — иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» — приняты к печати.

1955 (открыта 15.07.) — участие в «5-й выставке работ художников книги » МСХ (Дом художников. Кузнецкий мост, 20)

1956 — Скончалась 15 июля 1956 в Москве. Похоронена на Пятницком кладбище рядом с могилой тетки , в доме которой Н.В. жила последние годы.

ВЫСТАВКИ при жизни:

1929 – участвовала во «2-й Всесоюзной выставке ОХС (Объединение художников самоучек- см. Ассоциация художников революции. Искусство в массы. М., 1929. С.93). см.Каталог. стр .93: 73. Мать уродов. Тушь; 74. Сожжение ведьмы. Тушь; 75. Казнь революционеров. Тушь; 76.Сцена из Французской революции. Тушь

1955 (открыта 15.07.) — Участвовала в «5-й выставке работ художников книги» Московский Союз советских художников (дом художников. Кузнецкий мост, 20)

ПОСМЕРТНО (устроены хлопотами Е.Д. Танненберг, у которой хранились почти все работы Надежды Васильевны):

26.03. 1957- 6.04.1957 — Персональная выставка в Центральном Доме литераторов

(Москва, ул. Воровского. См. Пригласительный билет)

18.05.1959-2.06.1959 Персональная выставка в Центральном Доме работников искусств (издан каталог)

23 января 1961 –открыта персональная выставка «Достоевский в иллюстрациях Н.В. Верещагиной». Государственный литературный музей-квартира Ф.М.Достоевского (Москва). Сообщения искусствоведов – С.Н.Дружинина, Н.Н.Третьякова

18 декабря 1969 года Групповая выставка из частных собраний : Н.В. Верещагина, Д.Б. Даран, А.Ф. Софронова. Московская организация Союза художников РСФСР – Клуб собирателей произведений изобразительных искусств

Из воспоминаний Е.Д. Танненберг (без даты): «Большое значение на довоенную судьбу Н.В. Верещагиной как художника имело её знакомство с М.К. Соколовым, известным графиком и живописцем. Несомненно, что Соколов очень много дал Надежде Васильевне в понимании языка искусства графики, его специфики, ввел ее в круг вопросов, связанных с этим трудным, тонким и высоким искусством». — НА ЯХМ Ф. 43.Оп.1, Д.52.Л.8

Список музеев, где находятся работы Н.В. Верещагиной-Розановой (см. Ф. 43)

РИСУНКИ Н.В. ВЕРЕЩАГИНОЙ-РОЗАНОВОЙ

Н.В. Розанова. Флоренс и Поль. Илл. к роману Ч. Диккенса «Домби и сын». 1943

ФЛОРЕНС и ПОЛЬ. Илл. к роману Ч. Диккенса

«Домби и сын». 1943

Н.В. Верещагина-Розанова. Катерина. Илл. к пьеса А.Н. Островского «Гроза». 1947

Н.В. Верещагина-Розанова. КАТЕРИНА.

Илл. к пьесе А.Н. Островского «Гроза» 1946-1954

Н.В. Верещагина-Розанова. Илл. к роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1950

«Белые ночи» 1947-1948

Н.В. Верещагина-Розанова. Илл. к роману Ф.М. Достоевского. «Белые ночи»

Н.В. Верещагина-Розанова. Илл. к роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи» 1947-1948

Н.В. Верещагина. НЕТОЧКА. Илл. к роману Ф.М. Достоевского. «Неточка Незванова». Чувашский Худ. Музей

Н.В. Верещагина-Розанова. НЕТОЧКА.

Илл. к роману Ф.М. Достоевского. Рис. 1950-1955

Н.В. В ерещагина-Розанова. Илл. к роману

Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» 1950-е

СЕРИИ РИСУНКОВ Н.В. ВЕРЕЩАГИНОЙ-РОЗАНОВОЙ (1900-1956)

(сост. Н.П. Голенкевич. Яросл. Худож. Музей)

Иллюстрации к произведениям Ч. Диккенса

«Домби и сын». 1943 и «Лавка древностей» 1940-е

Иллюстрации к пьесе А.Н. Островского «Гроза» 1946-1954

Иллюстрации к романам Ф.М. Достоевского

«Белые ночи» 1947-1948

«Неточка Незванова» 1950-1955

«Униженные и оскорбленные» 1950-е

Иллюстрации к Г. Х. Андерсену «Снежная королева» Серия 1950-х

Из серии «Восточные легенды».

Библия. Книга «Бытие» и Книга «Руфь» 1950-е

Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина

«Каменный гость». Нач. 1950-х; «Пир во время чумы» — 1951

Иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого

«Анна Каренина, «Семейное счастье» 1947; «Люцерн» 1952,

(Это основной список, но есть еще к Блоку, Федину и др. авторам)

Примечание Н.М. На следующей странице в качестве приложения приведены сведения о семье, в которой родились и воспитывались Надежда Васильевна и её сестры. На их жизнь сильное влияние оказал не только их отец, В. Розанов, но и всё его окружение. А оно было весьма и весьма разнообразным по религиозным и политическим взглядам. Это были люди того знаменитого предреволюционного Серебряного века, в котором такие профаны, как я, не могут разобраться. В поисках сведений о двух сестрах, Татьяне и Надежде Розановых, в Интернете нашлись очень интересные «Воспоминания» врача М.М. Мелентьева . В них приведены письма Татьяны Васильевны к М. Мелентьеву и его к ней за 1943-1955 годы. Они дают представление, как о круге лиц, с которыми сестры были близко знакомы, так и о той повседневной обстановке, в которой проходила их жизнь. На следующей странице приведены выдержки из этой книги, полный текст которой (700 стр.) легко найти в Интернете.

М.М. Мелентьев, худ. В. Свитальский и Т.В. Розанова

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Тема кандидатской диссертации: «Симфонические принципы балетов Чайковского» (Московская консерватория, 1971).
Член Союза композиторов СССР (РФ).
Награждена медалями «В память 850-летия Москвы», «Ветеран труда».

Родилась в г. Воронеже. С 1927 г. живет в Москве. В 1947 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1952 г. - Московскую консерваторию. Ученица Н. В. Туманиной (специальный класс), И. В. Способина, В. А. Цуккермана, Ю. А. Фортунатова. Под руководством Н. В. Туманиной в 1956 г. окончила аспирантуру.

В 1957-1961 гг. старший редактор издательства «Музыка». В 1964-1972 гг. - член редколлегии газеты «Советский музыкант» Московской консерватории; в 1972-1986 гг. - проректор и лектор Университета музыкальной культуры для молодежи при консерватории (в Центральном доме работников искусств). С 1990 г. член общественного Совета и жюри музыкальных конкурсов и фестивалей Дома актера Союза театральных деятелей.

Педагогическая деятельность:

С 1961 г. преподает в Московской консерватории на кафедре истории русской музыки, с 1971 г. - доцент, с 1990 г. - профессор. Ведет курсы: истории русской музыки, истории современной отечественной музыки (ранее - советской музыки), разработала и вела семинар по современной новейшей музыке, спецкурсы истории русской музыки и музыки народов СССР, читала лекции на Факультете повышения квалификации.

Научные труды. Издания. Публикации:

Область научных интересов - проблемы отечественного музыкального театра, изучение наследия Чайковского. Выступает на конференциях. Руководит дипломными и диссертационными исследованиями, занимается научной, музыкально-критической, общественной и просветительской деятельностью. Автор свыше 60 опубликованных работ, среди которых учебник для спецкурса «История русской музыки, т. 2. Чайковский» (М., 1981, переизд. 1986); главы и разделы для учебника «История современной отечественной музыки», т. 1 (М., 1995); «История музыки народов СССР», т. 6 (М., 1996); «Музыка XX века», ч. 2, кн. 3 (М., 1980). Составитель, автор, редактор выпусков «Научных трудов Московской консерватории». Автор статей в энциклопедиях «Балет» (М., 1981); «Русский балет» (М., 1997); «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции» (М., 1997); статей для энциклопедии «П. И. Чайковский» (в производстве). Автор цикла рецензий в периодической прессе на премьеры опер и балетов в Большом театре, на концерты фестивалей «Московская осень» (1970-1980).

Публикации

  • История русской музыки. Т. 2. Вып. 3. М., 1981. 2-е изд. - 1986
  • Симфонические принципы балетов Чайковского. М., 1976
  • Оперное творчество Чайковского. М., 1970
  • О симфонизме в балете Чайковского «Спящая красавица». М., 1965
  • Петр Ильич Чайковский. Краткое жизнеописание. М., 2001
  • Об основных тенденциях развития современного балетного театра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 1987
  • Балет 1917-1941 // Глава в учебнике «История современной отечественной музыки». Т. 1. М., 1995
  • Балет 1960-1970 // История музыки народов СССР. Т. 6. М., 1996
  • «Анна Каренина» Щедрина // Музыка и хореография современного балета. М., 1983
  • Из истории балета // Балетные либретто. М., 2000
  • Советский балет 1917-1945 // Музыка XX века. Ч. 2. Кн. 3. М., 1980
  • Музыка в русском балетном театре I половины XIX века // Русская музыка XVIII-XX веков: Культура и традиции. Сб. статей. Казань, 2003
  • «Лебединое озеро» в московском Большом театре. Постановка первая и последняя. 1877 - 1997 // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
  • Русские поэты в переписке с Чайковским. По неопубликованным письмам // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти / Сб. статей. М., 1995
  • Создавая летопись жизни и творчества Чайковского // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 1990
  • «Лебединое озеро» - первый русский классический балет // Из истории русской и советской музыки. М., 1971
  • Квинтет Сука - квинтет Танеева. Опыт сравнения // Svazky, vztany pazalely. Opus musicum (на чешском языке). Brno, 1973
  • «В Чехии» - симфоническая поэма Балакирева (на чешском языке). Brno, 1974
    Рукописи
  • Мусоргский. Монография
  • Европейский балетный театр XIX века
  • Режиссерские транскрипции «Пиковой дамы» Пушкина-Чайковского (Мейерхольд, Любимов, Пети)

Контактный e-mail:

Введение

I Глава. Стилистические закономерности употребления языковых единиц в прозе В.В. Розанова 28

1.1. Книжно-речевые средства как экспрессивно-оценочный вектор прозы В.В. Розанова 28

1.1.1. Национально-исторические традиции литературно-книжного изложения 29

1.1.2. Состав и принципы использования славянизмов в прозе В.В. Розанова. 36

1.1.3. Специфика употребления модели сложного слова в прозаических произведениях В.В. Розанова 42

1.2. Иноязычные заимствования в русском литературном языке рубежа XIX-XX веков. Состав и стилистические функции заимствований в языке прозы В.В. Розанова 54

1.2.2. Принципы употребления иноязычных слов в прозе В.В. Розанова 57

1.2.3. Состав и стилистические функции заимствованной лексики в философско публицистических произведениях В.В. Розанова 62

1.2.4. Экзотическая лексика, ее состав и стилистические функции в сочинениях В.В. Розанова 73

1.2.5. Специфика использования В.В. Розановым варваризмов 76

1.2.6. Способы введения иноязычных слов в философско-публицисгические тексты В.В. Розанова 79

1.2.7. Процесе детерминологизации иноязычных слов в произведениях В.В. Розанова 82

1.3. Место и роль разговорно-просторечной лексики, принципы ее использования в прозе В.В. Розанова 89

1.3.1. Пути развития разговорно-просторечной лексики в истории русского литературного языка второй половины XIX-начала XX века 89

1.3.2. Специфика употребления разговорно-просторечной лексики в философской публицистике В В. Розанова 93

1.3.3. Принципы использования разговорно-просторечного лексического пласта в новаторской художественной прозе В.В. Розанова 97

1.3.4. Метафоризация нейтральных и разговорно-просторечных лексических средств в прозе В.В. Розанова 103

II Глава. Языковые особенности научно-философского сочинения В.В. Розанова «О понимании (опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания)» 116

II.1. Экстралингвистическая основа философского труда В.В. Розанова «О понимании» 119

11.2. Языковые особенности философского сочинения В.В. Розанова «О понимании» 124

11.3. Структура субъекта творческой деятельности в философском трактате

«О понимании» 125

II.4. Философское рассуждение как композиционно-речевая форма труда «О

11.7. Языковые способы экспликации интуитивного метода познания явлений окружающего мира в сочинении В.В. Розанова 139

11.8. Формирование афористической манеры авторского рассуждения в сочинении В.В Розанова «О понимании» 148

II.9. Некоторые синтаксические особенности философского труда «О понимании» 151

III Глава. Стилистика философско-публицистических произведений В.В. Розанова как целостного единого контекста 162

III. 1. В.В. Розанов и пути развития русской философской мысли на рубеже XIX-XX веков 162

Ш.2. Композиционно-речевые особенности философской публицистики В.В. Розанова 170

III.4. Структурные формы экспликации категории читателя в философско- публицистических произведениях В.В. Розанова 178

Ш.5. Роль полемических материалов в композиционно-речевой организации философско-публицистических текстов В.В. Розанова 186

Ш.6. Основные языковые особенности философской публицистики В.В. Розанова 189

III.7. «Панметафоризм» как основа интеллектуально-эстетической образной системы философско-публицистической прозы В.В. Розанова: типы метафор, их смысловая и структурная трансформация 195

ІII.8. Трансформация метафоры в сравнение. Типы сравнений: семантика, структура, стилистические функции в философской публицистике В.В.Розанова 210

Ш.9. Трансформация образной метафоры в перифраз в философско-публицистической прозе автора 218

IV Глава. Стилистика орнаментальной прозы В.В. Розанова как художественная форма эстетического освоения действительности 228

IV. 1. Жанровые особенности орнаментальной прозы В.В. Розанова. История вопроса 228

IV.4. Стилистические особенности прозы В.В. Розанова. Система образно-смысловых доминант как форма экспликации орнаментальных полей повышенной образности 262

IV.5. Феномен языковой игры как образно-смысловая доминанта орнаментальной прозы В.В. Розанова 265

IV.5.1. Фонетический уровень экспликации эффекта ЯИ 273

IV.5.2. Языковые средства реализации принципа ЯИ на словообразовательном уровне 286

IV.5.3. Основные средства создания эффекта ЯИ на лексико-семантическом уровне 299

IV.5.4. Языковые способы экспликации ситуации ЯИ на синтаксическом уровне 312

IV.6. Экспансия повтора как стилеобразующий фактор новаторской прозы

потока сознания В.В. Розанова 337

Заключение 372

Библиография 378-393

Книжно-речевые средства как экспрессивно-оценочный вектор прозы В.В. Розанова

Истоки, традиции, сформировавшие индивидуально-авторский стиль сочинений В.В. Розанова, исторически лежат в 40-60 годах XIX века, когда в русской общественной и литературной мысли возникло новое направление -славянофильство, отстаивавшее самобытные внеевпропейские тенденции в развитии России. Славянофильское мировоззрение сконцентрировало все основополагающие идеи русского консерватизма: монархизм, православие, патриотизм, судьба России, непримиримость к позитивизму.

Основы славянофильского учения заложили А.С.Хомяков и И.В.Киреевский (к ним примкнули П.В.Киреевский, А.И. Кошелев). Позже их начали называть старшими славянофилами. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С.Хомякова, именно православие сформировало то исконно русское начало, тот русский дух, который создал русскую землю.

Важной заслугой славянофилов в культуре и искусстве была постановка вопроса о национально-исторических истоках русской культуры, стремление изучить эти истоки. Настоящим подвижничеством является собирание народных песен ПВ.Киреевским. Для истории русского литературного языка несомненна ценность труда К.С. Аксакова "Опыт русской грамматики", где он попытался показать отражение в грамматическом строе языка национально-психического склада русского народа. В 40-х годах к старшим славянофилам примкнули "младшие" Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, И.С.Аксаков, а также ряд историков, публицистов, общественных деятелей, разделяющих их взгляды, к ним можно отнести М.П. Погодина, Н.П. Аксакова, Н.Н. Страхова, Т.И.Филиппова, а позднее и В.В.Розанова. Философ оказался в кружке "живых славянофилов", переехав в Петербург из провинциального Ельца. Ведь именно национальные идеи русского консерватизма, воплощенные в философско-публицистическом творчестве В.В.Розанова и облеченные им в яркую литературно-книжную образно-выразительную форму, обратили на него внимание кружка "петербургских славянофилов" и в первую очередь Н.Н.Страхова. Данный период своего творчества сам философ называл "Катковско-Леонтьевским", в это время были написаны такие важные в мировоззренческом отношении произведения, как "Место христианства в истории", "Сумерки просвещения", "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского", в которых Розанов исследовал природу российского нигилизма, а если говорить шире, то вообще всего радикализма XIX века. Впоследствии философ вынесет жесткий приговор идеям радикализма и позитивизма в статье "Почему мы отказываемся от наследства 60-70 годов".

В целом В.В.Розанов разделял позицию славянофилов о самобытном пути развития России, о роли православия в формировании национального характера. В книге "Сумерки просвещения" он осмысливает проблемы школьного образования, его рутинность, бесперспективность, отсутствие национальной идеи в воспитании подрастающего поколения: "Незаметно и неуклонно мы переделываем самую структуру русской души на манер иностранной.

Экстралингвистическая основа философского труда В.В. Розанова «О понимании»

Для ясного понимания роли этого труда (который был издан в 1886 году в Москве на деньги самого Розанова) в творческой эволюции Розанова необходимо привести и проанализировать высказывания и воспоминания самого философа о работе над данным сочинением: «Все время, с первого курса университета я «думал», solo-думал, кончив курс, сел за книгу «О понимании» (700 стр.) и написал ее в четыре года совершенно легко, ничего подготовительного не читавши и ни с кем о теме не говоривший. Я думаю, такого «расцвета ума», как во время писания этой книги, - у меня уже никогда не повторялось. Сплошное рассуждение на 40 печатных листах - летящее, легкое, воздушное, счастливое для меня, сам сознаю - умное: это, я думаю, вообще нечасто в России. Встреть книга хоть какой-нибудь привет, - я бы на всю жизнь остался «философом»...Но книга ничего не вызвала..., хотя в ней была исследована одна и самая важная, быть может, из естественных целей человеческой природы, - умственная деятельность» (Розанов «О себе и жизни своей», 1990,710).

Для исследователя очень важно представлять сам принцип работы над сочинением, где нет ни единой ссылки на философские авторитеты того времени, где главенствует одна «летящая мысль», в котором нет ни единого исправления, то есть книга вообще не имеет черновиков: «Обыкновенно это бывало так: утром, «в ясность», глотнув чаю, я открывал толстую рукопись, где кончил вчера. Вид ее и что «вот уже сколько сделано» приводил меня в радость. Эту радость я и «поддевал на иголку» писательства. Быстро, оторвав уголок бумажки, я мелил под носом, и, как был в очаровании - мелилось хорошо. Это продолжалось минут 15-20-30 (не больше) - величайшего напряжения мысли, воображения, надежды и «добра», пока душа почувствует усталость. В этом «намеленном» я никогда ничего не поправлял и не было никогда ни одного зачеркнутого слова. Тогда (отдых) я придвигал толстую тетрадь (в формате листа, -великолепной рижской бумаги) и переписывал красиво, счастливо, спокойно «накопленное богатство». Это, - что «богатства еще прибавилось», - снова приводило меня в счастье, между тем во время переписывания душа отдохнула; и когда переписка кончалась - душа, как свежая, вновь кидалась в пар изобретения, «открытий», «новых мыслей», тонов, переливов чувства, тоже минут на 20, и все это опять мелилось на новом уголке бумаги. Так написана была книга, в которой, таким образом, не было ни одного зачеркнутого слова, но, разумеется, план и смысл книги сложились в голове задолго до «как сесть за нее: однако страницы изобретались «тут за писанием» и не были известны даже за полчаса до писания. Кроме схем, которые слагались годами» (Розанов «Литературные изгнанники»,2000,136). В этом воспоминании абсолютную важность для дальнейших рассуждений о стилистических особенностях книги имеет признание Розанова о том, что книга писалась на основе какого-то запредельного чувства вдохновения, путем воспроизведения каких-то гениальных интуиции не только ума (план книги складывался путем непрерывного думання, solo-думания), но, и это главное, работы души, то есть Розанов постоянно находился под воздействием каких-то высших потоков мыслительной энергии.

В.В. Розанов и пути развития русской философской мысли на рубеже XIX-XX веков

Розанова складывалась трудно и прихотливо. После написания и опубликования философского сочинения «О понимании», принесшего его автору лишь чувство трагического разочарования, Розанов не оставил надежды стать профессиональным если не философом, то литератором. Учительствуя в гимназиях провинциальных городков России Белом, Брянске, Ельце, философ не оставляет своих интеллектуальных занятий: работает над переводом «Метафизики» Аристотеля, обдумывает план следующего научного трактата «О потенциальности», пишет статьи на актуальнейшие темы российского образования, которые позже выйдут под общим названием «Сумерки просвещения» и вызовут неподдельный интерес читающей интеллигенции. Но настоящую известность провинциальному учителю и заинтересованность его творчеством и судьбой принесет его речь на открытии гимназии в Ельце по поводу 900-летия крещения Руси «Место Христианства в истории», которая в 1891 году была напечатана в «Русском вестнике» и позже претерпела несколько изданий. В годы учительства в Ельце молодой Розанов ведет интенсивную переписку с такими видными представителями русского консерватизма, как Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, С.А. Рачинский. «Само сближение Розанова с этими известными в России людьми достаточно поразительно...Живая впечатлительность, отзывчивость молодого провинциального мыслителя, горячая поддержка им православно-славянофильских идей и глубокое понимание трагического одиночества своих корреспондентов позволили ему за короткое время стать близким для каждого человеком. Розанову это общение дало очень много...Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, С.А. Рачинский сыграли важнейшую роль в его становлении как мыслителя и писателя. Это были действительно заметные, интересные люди: Страхов тесно сотрудничал с Достоевским, дружил с Толстым. Леонтьев писал ему не откуда-нибудь, а из Оптиной пустыни, где находился под водительством знаменитого, очень уважаемого Розановым старца Амвросия. Рачинский, хотя и жил в деревне, преподавая крестьянским детям в собственной церковной школе, но эта школа бывшего университетского профессора была известна всей России. К тому же Рачинский вел обширную переписку, в том числе с самим Победоносцевым, с которым дружил со времени профессорства» (Фатеев, 1995,18-19). Дальнейшую известность молодому философу в стане петербургских и московских неославянофилов принесли его великолепные аналитические статьи о роли славянофильства в историческом развитии России «Поздние фазы славянофильства. Н.Я. Данилевский. К.Н.Леонтьев», «Эстетическое понимание истории», «Неузнанный феномен», «Алексей Степанович Хомяков», а также знаменитые статьи «Из загадок человеческой природы», «Номинализм в христианстве», «Семья как религия», «Иродова легенда», объединенные позже в сборник «В мире неясного и нерешенного». Большую, поистине всероссийскую известность В.В. Розанов приобрел после публикации «Легенды о Великом инквизиторе» в 1894 году. Этот объемный литературно-критический очерк, посвященный идейно-эстетическому комментарию творчества Ф.М. Достоевского, представил совершенно новый оригинальный взгляд на роль Достоевского в истории русской культуры, в формировании русского национального самосознания, здесь Розанов исследовал природу российского нигилизма и всего радикализма XIX века.

Жанровые особенности орнаментальной прозы В.В. Розанова. История вопроса

Вершиной, своеобразным пиком раскрытия творческого потенциала личности В.В. Розанова, в полной мере определивших его литературный гений, считаются знаменитые литературно-философские произведения «Уединенное», «Опавшие листья», настолько оригинальные по жанру и языковой форме, что Розанова называют создателем нового литературно-философского жанра в русской литературе рубежа XIX-XX веков. Появление нового жанра, а значит, нового типа авторского повествования, отличного от классической повествовательной нормы XIX века, с одной стороны, разрушало понятие традиционной литературности, с другой стороны, открывало новые перспективные пути развития русской литературы, русского литературного языка, направленные, по выражению В.В. Розанова, на преодоление «официальной литературы»: «Когда я думал, что одолею всю литературу, - это я думал об «Уединенном» и «Опавших листьях»...Ведь я знал по письмам, хотя бы Горького, уж за что-то они производили неизгладимое впечатление, с них начали «считать время» («Мимолетное», 1994,329).

«Уединенное» В.В. Розанова, вышедшее в свет в марте 1912 года, - это первая книга, открывшая для читателей новаторский философско-литературный жанр, который сам Розанов назвал «опавшими листьями», эта необычная для обыденного сознания художественная форма генерирует нетрадиционный тип повествования, ломая классический строй и классическую повествовательную норму, сложившуюся к концу XIX века. Судьба книги оказалась скандальной, она была подвергнута цензурному запрещению: Окружной суд обвинил книгу в порнографии, в итоге после апелляции тираж был освобожден от конфискации и книга поступила в продажу. Публикация книги вызвала огромное количество рецензий, чаще всего нелицеприятного характера. М. Горький, получивший доцензурный экземпляр от самого автора, так кратко выразил реакцию официальной прессы: «Представляю, как не понравится, как озлит эта книга всех». Вслед за «Уединенным» вышла небольшая книжка «Смертное», составленная из «опавших листьев» 1911-1912 годов, впоследствии многие записи из нее вошли в Короб второй «Опавших листьев». Продолжение публикации записей было осуществлено в 1912 году и названо автором «Опавшие листья». Короб первый. «Характер «Опавших листьев» отличался от «Уединенного» меньшим удельным весом интимных признаний», большей насыщенностью общественных тем, полемической авторской заостренностью» (Сукач, 1990,737). Пресса отнеслась к публикации благосклонно, появились хвалебные рецензии. Через год был издан короб второй «Опавших листьев». В дальнейшем писатель до конца жизни вел записи «опавших листьев». «Опавшие листья» за 1913 год Розанов назвал «Сахарной» по имени бессарабского селения, где он отдыхал с семьей летом 1913 года. Записи 1914 года названы Розановым «Мимолетное». «С 1916 года В.В. Розанов начал именовать свои подневные записи «Последними листьями». Книга «Последние листья» вышла в составе собрания сочинений В.В. Розанова только в 2000 году, расшифровку рукописи, комментарии к данному тому выполнил редактор издания, неутомимый исследователь творчества Розанова, литературовед А.Н. Николюкин. «В конце 1917 и в 1918 годах эта «листва» превратилась в книгу «Апокалипсис нашего времени» (Николюкин,2000,343).

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Розанова Надежда Михайловна

  • Профессор: /
  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2000 году.
  • Научно-педагогический стаж: 29 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • Ученое звание: Профессор
  • Доктор экономических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 08.00.01 «Экономическая теория», тема диссертации: Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России
  • Кандидат наук: специальность 08.00.01 «Экономическая теория», тема диссертации: Зависимость видов ценообразования от степени зрелости товарного рынка
  • Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Политическая экономия»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • 1997 – Великобритания: Лондонская школа экономики (LSE); курс IntermediateMicroeconomics (сертификат А-)
  • 2000 – Великобритания – Лондонская школа экономики (LSE); курс IndustrialOrganization (сертификат А+)
  • 2001 – CША: Университет штата Мэриленд (UniversistyofMaryland);
  • 2002 – Франция: университет Париж-1 (Пантеон-Сорбонна);
  • 2003 – Великобритания: Лондонская школа экономики (LSE)
  • 2007 – BritishCouncil, Кембриджский экзамен по английскому языку. Сертификат CAE (CertificateinAdvancedEnglish)
  • 2011 - Курс "Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (подготовка тьютеров) НИУ ВШЭ
  • 2012 - Academic Writing (Training for Researchers); Academic Writing Center; НИУ ВШЭ
  • 2012 - Микроэконометрика; РЭШ - НИУ ВШЭ
  • 13-12-2012 - Методическая мастерская "Многомерная система оценки работы на семинаре" (участник)
  • 2013 - Курс лекций International Trade профессора Peter Neary, University of Oxford
  • 2013 - Организация работы с библиографией с помощью программы Zotero (НИУ ВШЭ)
  • 13-02-2013 - Методическая мастерская "Как хорошо уметь читать (модель эффективной работы с текстами)" (участник)
  • 14-03-2014 - Методическая мастерская "Эффективная организация семинарских занятий в рамках практико-ориентированного учебного курса" (участник)
  • 28-03-2014 - Фасилитация как современный метод обучения. Тренинг компании PwC. Сертификат PwC.
  • 15-04-2014 - Методическая мастерская "Защита курсовых работ в форме постерной сессии" (участник)
  • 13-11-2014- Методическая мастерская "Введение в научно-исследовательскую деятельность (НИС)" (участник)
  • 12-12-2014 - Методическая мастерская "Игровые методики в образовании: как создавать образовательные игры и играть в них" (участник)
  • 29-10-2015 - Методическая мастерская "Метод Service Learning: от теории к практике, от практики к общественной пользе" (участник)
  • 17-05-2016 - Методическая мастерская "Творческие образовательные форматы в учебной и внеучебной среде" (участник)
  • 9-12-2016 - участие в семинаре Cybersecurity: the role of governent, industry and society. Speaker: Kaja Ciglic, Senior Cybersecurity Strategist, Microsoft.
  • октябрь - декабрь 2017 - участие в семинаре "Технология преподавания" Методические среды НИУ ВШЭ, Методический центр.
  • февраль - март 2018 - участие в семинаре A Toolkit for Writing Academic Paper.
  • март 2018 - участие в семинаре Mastering Lecture Skills.
  • май 2018 - участие в семинаре Workshop "Introduction to Writing Academic Arguments"
  • май 2018 - участие в семинаре Workshop "Are you good at small talk?"
  • июнь 2018 - участие в тренинге "Техника ораторского мастерства" (руководитель Т.Л.Паршина)
  • сентябрь 2018 - workshop "Tips for a successful presentation"
  • сентябрь 2018 - workshop "Language Sociocultural Mistakes to Avoid"
  • март 2019 - workshop "Features of Academic Communication in Asian World"
  • июнь 2019 - курс "Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских инициатив студентов" (НИУ ВШЭ, кафедра менеджмента инноваций)

Профессиональные интересы

    анализ отраслевых рынков

  • экономика сетевых благ
  • политика поддержки конкуренции
  • анализ финансовых рынков
  • иследование конкуренции на рынке и конкурентоспособности компаний
  • оценка экономической бизнес-среды в отрасли
  • роль государства в экономике
  • анализ отраслей ИКТ
  • стратегический менеджмент
  • экономика образования

Достижения и поощрения

2000 год, 27 ноября. Диплом номинанта премии Золотая Вышка в номинации «Достижение в преподавательской деятельности».

2012, Почетная грамота "Выбор вузов России" Учебник "Экономика отраслевых рынков". Издательство "Юрайт". За неоценимый вклад в повышение качества высшего образования в России.

2013, Почетная грамота "Выбор вузов России". Учебник "Теория отраслевых рынков". 2-е издание. Издательство "Юрайт". За неоценимый вклад в повышение качества высшего образования в России.

2013, Почетная грамота "Выбор вузов России". Учебник "Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов". Издательство "Юрайт". За неоценимый вклад в повышение качества высшего образования в России.

Выпускные квалификационные работы студентов

2018 1

Статья Розанова Н. М. , Варивода И. А. Менеджмент в ХХI веке: к гибким формам управления и организации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 3. С. 78-90.

2017 8

2016 18

    Книга Розанова Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Деньги и банки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2016.

    Статья Розанова Н. М. , Бойкова Е. В. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОГО ИТ-БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 1. С. 128-147.

    Статья Розанова Н. М. , Юшин А. В. Конкуренция в телевизионной отрасли: мировой опыт и российские реалии // ЭКО. 2016. № 6. С. 168-181.

    Книга Розанова Н. М. Корпоративное управление. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. МОНЕТАРНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И КРЕДИТА В 2 Т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Монетарная экономика. Том 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры Т. 1: Фундаментальные основы денежного обращения. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Монетарная экономика. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры Т. 2: Деньги и экономические решения. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Научно-исследовательская работа студента. Учебно-практическое пособие. М. : КноРус, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Национальная экономика. В 2-х томах. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Национальная экономика. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Том 1 Т. 1: Основы национальной экономики. Ч. 1: Основы национальной экономики. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Национальная экономика. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Том 2 Т. 2: Национальная экономика в мировом масштабе. Ч. 2: Национальная экономика в мировом масштабе. М. : Юрайт, 2016.

    Статья Розанова Н. М. , Комарницкая А. Н. Политика поддержки конкуренции как драйвер экономического роста // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 1. С. 19-33. doi

    Статья Розанова Н. М. СЕТЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ КОНФИГУРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РЫНКОВ // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 4. С. 13-20.

    Глава книги Розанова Н. М. Сетевой рынок в современных условиях: к новой конфигурации рыночной структуры // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: . Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 689-702.

    Книга Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков. Часть 1. 3-е издание, переработанное и дополненное. Ч. 1: Фундаментальные основы экономики отраслевых рынков. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков. Часть 2. 3-е издание, переработанное и дополненное. Ч. 2: Анализ российской экономики. М. : Юрайт, 2016.

    Книга Розанова Н. М. Экономика фирмы. Часть 2. Производственный процесс. Т. 2: Производственный процесс. Ч. 2: Производственный процесс. М. : Юрайт, 2016.

2015 12

2014 7

2013 10

2012 9

2011 5

2010 4

2009 8

2008 4

2007 14

2006 10

2005 12

    Глава книги Розанова Н. М. // В кн.: Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Науч. ред.: . М. : ТЕИС, 2005.

    Глава книги Розанова Н. М. // В кн.: Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Науч. ред.:



Вверх