Error: не определено #11234. Русское музыкальное общество (РМО). Русское музыкальное общество РМО в других городах России

Русское музыкальное общество (РМО). Русское музыкальное общество РМО в других городах России

Русское музыкальное общество (с 1869 - Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО).

Создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и группы муз. и обществ. деятелей на базе существовавшего прежде Симфонического об-ва. Согласно уставу (утверждён в мае 1859), РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались уч. заведения, учреждались конкурсы на создание новых произв. Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать к-рые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших об-во в качестве председателя и его заместителей). Это ставило РМО в зависимость от консервативных вкусов высших придв. сфер, что отчасти отражалось и на программах концертов. Во главе РМО стоял комитет директоров, в к-рый входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой об-ва, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симф. концерт (собрание) РМО состоялся под упр. А. Г. Рубинштейна 23 нояб. 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с янв. 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симф. концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), к-рый во многом обновил репертуар концертов, включив в него мн. совр. соч., Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные рус. и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симф. концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее - С. И. Танеев. Интенсивной была конц. деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий - Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симф. концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей. В составе оркестра были музыканты гл. обр. имп. т-ров; среди солистов преобладали представители рус. исполнит. иск-ва, в числе к-рых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили мн. крупнейшие дирижёры и композиторы России и др. европ. стран, в т. ч. А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.

Осн. место в программах концертов РМО отводилось классич. музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и соч. нем. романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произв. зап.-европ. авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Рус. музыка была представлена в осн. соч. М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симф. и камерных соч. композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. заруб. композиторов; значит. место отводилось рус. музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы рус. композиторов (см. Конкурсы).

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Муз. классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами муз. образования в России.

В первые годы оба об-ва в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу к-рой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров - в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в муз. жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Открытые при мн. отделениях РМО муз. классы в ряде случаев постепенно выросли в уч-ща, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории - Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 особое внимание уделялось положению и правам уч. заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронич. недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в уч-щах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. уч. заведения не имели общих уч. планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 - нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и уч-щ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по муз. части мн. годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).

Несмотря на мн. трудности существования, консерватизм и реакционность Главной дирекции, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых обществ. кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии рус. проф. муз. культуры, в распространении и пропаганде муз. произв., положило начало систематич. конц. деятельности, способствовало росту муз.-образоват. учреждений в России и выявлению нац. муз. достижений. Однако уже с конца 80-х гг. РМО не могло удовлетворять требованиям растущей демократич. аудитории; концерты и уч. заведения оставались доступными лишь для сравнительно узкого круга интеллигенции и представителей буржуазии. В кон. 19 в. начинают создаваться и развивать свою деятельность всевозможные муз. организации более демократич. типа и РМО постепенно утрачивает монопольное положение в муз. жизни страны. В 1915-17 предпринимаются попытки реорганизации и демократизации об-ва, оставшиеся безрезультатными. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

Ру́сское музыка́льное о́бщество (РМО ; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество , ИРМО ) - российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века - до начала XX века , стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими покровителями были Великая княгиня Елена Павловна (1860-1873), великий князь Константин Николаевич (1873-1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русским музыкальным обществом» (РМО) и первые 10 лет (1859-1868) функционировало под этим наименованием.

История [ | ]

Вел. кн. Елена Павловна

Антон Рубинштейн

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны . В результате в период общественного подъема конца 1850-х - начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна , Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

Петербургское отделение РМО [ | ]

Формально общество создавалось в виде возобновления деятельности «Симфонического общества». Для этого 27 января 1859 года одним из последних директоров этого общества графом М. Ю. Виельгорским были собраны двенадцать прежних его членов и выбраны пять директоров, которым было поручено пересмотреть и изменить устав. Избранные таким образом лица, составили первый Комитет Директоров будущего «Русского музыкального общества», явились фактическими учредителями его; это были: М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин , В. А. Кологривов , А. Г. Рубинштейн и В. Д. Стасов . Первое симфоническое собрание РМО состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 года в зале. Камерные вечера начали проводиться с января 1860 года в зале Д. Бернардаки (доме, известном «Дом Ф. К. Петрово-Соловово» - Невский проспект , 86).

До 1867 года симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, затем - М. А. Балакирев (1867-1869), Э. Ф. Направник (1870-1882) и другие.

Московское отделение РМО [ | ]

Первое симфоническое собрание московского отделения, которое стало началом публичной деятельности, состоялось 22 ноября 1860 года в Малом зале Благородного собрания . Уже в первый год в московском отделении РМО состояло 350 членов, а через 6 лет их было 1300 человек.

Возрождение отделения началось с созданием учеником Н. Рубенштейна М.Гамбургом музыкальных классов в году. С отъездом М. Гамбурга в 1888 г. отделение вскоре прекратило свое свою деятельность и вскоре было закрыто.

В 1895 г отделение было воссоздано С.М. Сомовым , который и стал председателем отделения РМО. В г. в качестве дирижера симфоническим оркестром был приглашен в Воронеж композитор, виолончелист С.В.Заремба .. Активно участвовал в деятельности Воронежского отделения РМО Витольд Ганибалович Ростропович .

Воронежское отделение с 1 сентября 1913 г по 1 сентября 1914 г. состояло из 33 членов, устроило 7 очередных музыкальных собраний, 3 камерных, 3 лекции с музыкальными иллюстрациями, 1 камерное утро и 1 музыкальное утро в день открытия здания Музыкального училища .

РМО в других городах России [ | ]

Отделения РМО были открыты также в других городах Российской империи - в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876) ., Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тифлисе (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891), Полтаве (1899), Самаре (1900) и других.

Всероссийское Хоровое Общество [ | ]

Через 40 лет после расформирования Русского Музыкального Общества в период Октябрьской революции , функции РМО возродились в деятельности Всероссийского Хорового Общества, которое было образовано 10 июня 1957 года решением Совета Министра РСФСР по ходатайству Министерства культуры СССР и Союза композиторов РСФСР. В 1959 году состоялся первый съезд новой организации в Большом зале Московской консерватории , на котором в задачи общества вошли развитие художественного воспитания и образования в стране, а также повышение профессионализма хоровых коллективов. А. Свешников привел следующую формулировку основных целей нового общества:

Содействие широкому развитию хоровой художественной самодеятельности, эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества, росту мастерства профессиональных хоровых коллективов.

Членами ВХО стали как профессиональные, так и любительские хоровые коллективы, деятели хорового искусства, любители хорового пения. Возглавили ВХО видные представители хорового искусства: А. Свешников , А. Юрлов, А. Новиков, В. Соколов и Н. Кутузов.

Всероссийское Музыкальное Общество [ | ]

В 1987 году Всероссийское Хоровое Общество было преобразовано во Всероссийское Музыкальное Общество. Согласно Уставу нового творческого союза, принятому на Первом Съезде организации 21 марта 1991 года:

ВМО является правопреемником ВХО и наследником духовных традиций Русского Музыкального Общества, основанного в 1859 году.

Будучи общественной организацией, ВМО объединило на добровольных началах представителей как музыкальной, так и хореографической культуры. В его состав вошли как профессиональные музыканты и педагоги, так и любители музыки, пения и хореографии.

В определении целей ВМО были в том числе приведены следующие пункты:

С 1991 года ВМО принимает в свои ряды привилегированных представителей музыкального искусства с присуждением званий "Заслуженный деятель Всероссийского Музыкального Общества" за выдающиеся достижения в области музыкального просветительства, пропаганду музыкальной культуры, и победы на Международных, либо Всероссийских музыкальных конкурсах. Кандидаты на присуждение звания номинируются членами ВМО, видными деятелями культуры и искусства через региональные представительства общества и утверждаются Президиумом Всероссийского Музыкального Общества в Москве, который ограничивает присуждение званий Заслуженный Деятель ВМО 20 номинантам в год.

На заседании III съезда ВМО председателем правления общества был избран народный артист России, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н.Н.Калинин . А в 2005 году его сменил на этом посту композитор А.И.Жидков.

В 2005 году основой деятельности ВМО становится Единая просветительская программа Русского музыкального общества, которая состоит из шести основных разделов: 1. Фестивали и конкурсы; 2. Музыкальная летопись России; 3. Детское творчество; 4. Издательская деятельность; 5. Мастер-классы и семинары; 6. Капитальное строительство.

В современный состав общества входят 27 региональных отделений ВМО и 11 производственных комбинатов. В значительной мере ВМО осуществляет свою деятельность через работу 11 творческих комиссий, которые были созданы под эгидой Правления Общества и занимаются пропагандой и развитием академического оперного и хорового пения, инструментальной музыки, хореографии, музыкально-эстетическим воспитанием молодого поколения, музыкальной социологией и краеведением.

В 2010 году в ходе Пятого съезда ВМО обществу было возвращено исконное название Русского Музыкального Общества (творческий союз) и была принята новая редакция Устава организации. В этом же году в театральном центре на Дубровке состоялись концерты в честь 150-летнего юбилея со дня создания Русского Музыкального Общества.

Ру́сское музыка́льное о́бщество (РМО ; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество , ИРМО ) - российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века - до 1917 года, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими покровителями были Великая княгиня Елена Павловна (1860-1873), великий князь Константин Николаевич (1873-1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русским музыкальным обществом» (РМО) и первые 10 лет (1859-1868) функционировало под этим наименованием.

История

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны . В результате в период общественного подъема конца 1850-х - начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна , Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

Петербургское отделение РМО

Формально общество создавалось в виде возобновления деятельности «Симфонического общества». Для этого 27 января 1859 года одним из последних директоров этого общества графом М. Ю. Виельгорским были собраны двенадцать прежних его членов и выбраны пять директоров, которым было поручено пересмотреть и изменить устав. Избранные таким образом лица, составили первый Комитет Директоров будущего «Русского музыкального общества», явились фактическими учредителями его; это были: М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин , В. А. Кологривов , А. Г. Рубинштейн и В. Д. Стасов . Первое симфоническое собрание РМО состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 года в зале Благородного собрания. Камерные вечера начали проводиться с января 1860 года в зале Д. Бернардаки (доме, известном «Дом Ф. К. Петрово-Соловово» - Невский проспект , 86).

До 1867 года симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, затем - М. А. Балакирев (1867-1869), Э. Ф. Направник (1870-1882) и другие. Общество активно работало еще в 1914 году, газеты сообщали что июле 1914 года в СПб. "Индийский Раджа Тагаром принес в дар ИРМО ценную коллекцию старинных индийских музыкальных инструментов" .

Московское отделение РМО

Первое симфоническое собрание московского отделения, которое стало началом публичной деятельности, состоялось 22 ноября 1860 года в Малом зале Благородного собрания . Уже в первый год в московском отделении РМО состояло 350 членов, а через 6 лет их было 1300 человек.

Возрождение отделения началось с созданием учеником Н. Рубенштейна М.Гамбургом музыкальных классов в 1881 году . С отъездом М. Гамбурга в 1888 г. отделение вскоре прекратило свое свою деятельность и вскоре было закрыто.

В 1895 г отделение было воссоздано С. М. Сомовым , который и стал председателем отделения РМО. В г. в качестве дирижера симфоническим оркестром был приглашен в Воронеж композитор, виолончелист С. В. Заремба .. Активно участвовал в деятельности Воронежского отделения РМО Витольд Ганибалович Ростропович .

Воронежское отделение с 1 сентября 1913 г. по 1 сентября 1914 г. состояло из 33 членов, устроило 7 очередных музыкальных собраний, 3 камерных, 3 лекции с музыкальными иллюстрациями, 1 камерное утро и 1 музыкальное утро в день открытия здания Музыкального училища .

РМО в других городах России

Отделения РМО были открыты также в других городах Российской империи - в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876) ., Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тифлисе (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891), Полтаве (1899), Самаре (1900) и других.

Всероссийское хоровое общество

Через 40 лет после расформирования Русского музыкального общества в период Октябрьской революции , функции РМО возродились в деятельности Всероссийского Хорового Общества, которое было образовано 10 июня 1957 года решением Совета Министра РСФСР по ходатайству Министерства культуры СССР и Союза композиторов РСФСР. В 1959 году состоялся первый съезд новой организации в Большом зале Московской консерватории , на котором в задачи общества вошли развитие художественного воспитания и образования в стране, а также повышение профессионализма хоровых коллективов. А. Свешников привел следующую формулировку основных целей нового общества:

Содействие широкому развитию хоровой художественной самодеятельности, эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества, росту мастерства профессиональных хоровых коллективов.

Членами ВХО стали как профессиональные, так и любительские хоровые коллективы, деятели хорового искусства, любители хорового пения. Возглавили ВХО видные представители хорового искусства: А. Свешников , А. Юрлов, А. Новиков, В. Соколов и Н. Кутузов.

Всероссийское музыкальное общество

В 1987 году Всероссийское хоровое общество было преобразовано во Всероссийское музыкальное общество. Согласно Уставу нового творческого союза, принятому на Первом съезде организации 21 марта 1991 года:

ВМО является правопреемником ВХО и наследником духовных традиций Русского Музыкального Общества, основанного в 1859 году.

Будучи общественной организацией, ВМО объединило на добровольных началах представителей как музыкальной, так и хореографической культуры. В его состав вошли как профессиональные музыканты и педагоги, так и любители музыки, пения и хореографии.

В определении целей ВМО были в том числе приведены следующие пункты:

С 1991 года ВМО принимает в свои ряды привилегированных представителей музыкального искусства с присуждением званий «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества» за выдающиеся достижения в области музыкального просветительства, пропаганду музыкальной культуры, и победы на международных, либо всероссийских музыкальных конкурсах. Кандидаты на присуждение звания номинируются членами ВМО, видными деятелями культуры и искусства через региональные представительства общества и утверждаются президиумом Всероссийского музыкального общества в Москве, который ограничивает присуждение званий Заслуженный Деятель ВМО 20 номинантам в год.

На заседании III съезда ВМО председателем правления общества был избран народный артист России, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н. Н. Калинин . А в 2005 году его сменил на этом посту композитор А. И. Жидков.

В 2005 году основой деятельности ВМО становится Единая просветительская программа Русского музыкального общества, которая состоит из шести основных разделов: фестивали и конкурсы; музыкальная летопись России; детское творчество; издательская деятельность; мастер-классы и семинары; капитальное строительство.

В современный состав общества входят 27 региональных отделений ВМО и 11 производственных комбинатов. В значительной мере ВМО осуществляет свою деятельность через работу 11 творческих комиссий, которые были созданы под эгидой Правления Общества и занимаются пропагандой и развитием академического оперного и хорового пения, инструментальной музыки, хореографии, музыкально-эстетическим воспитанием молодого поколения, музыкальной социологией и краеведением.

В 2010 году в ходе Пятого съезда ВМО обществу было возвращено исконное название Русского музыкального общества (творческий союз) и была принята новая редакция Устава организации. В этом же году в театральном центре на Дубровке состоялись концерты в честь 150-летнего юбилея со дня создания Русского музыкального общества.

Примечания

  1. Высочайше утвержденный устав Русского музыкального общества // Полное собрание законов Российской империи , собрание второе. - СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1861. - Т. XXXIV, отделение первое, 1859, № 34441 . - С. 394-395 .
  2. Егор Моллер. Общественная жизнь в Петербурге // Русское слово. - 1859. - № 6 . - С. 66-68 .
  3. История русской музыки. Том 10В. 1890-1917. Хронограф. Книга 1 М., "Языки славянских культур". 2011
Вверх