Морфемы изучает. Морфемика и словообразование
| словарь терминов
Что такое морфемика и морфема?
Морфемика
(от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике
решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.
В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).
Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
Например, слово подводник состоит из 4 морфем:
- -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
- под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
- -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
- — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
Все морфемы, кроме корня, называются , или служебными морфемами. См.
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
- см. ссылку — корень;
- ¬ — приставка;
- ^ — суффикс;
- Ø — нулевой суффикс (см. );
- см. ссылку — окончание;
- постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
- соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
- // — знак чередования (или /).
Примечание.
В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο
», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в
лингвистике).
- Часть слова без окончания — это основа слова . Окончание в основу не входит. См. подробно
- Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См.
- Формообразовательные морфемы также в основу не входят: захоте -л-о- сь . См.
- Основа слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. подробно
- Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть (боль - О , бол -и ), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчера , шоссе ). См.
- В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая : купа -ет -ся , как -ой-нибудь , обиде -ть-ся .
- Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная . Непроизводная основа состоит только из корня: дым -О , син -ий . В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные : пуш-ист -ый, пятн-ышк -о, меж-зон-альн -ый .
Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj -а ] имеет окончание -а , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, арми[ j -э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.
Главная морфема в слове — . Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают и .
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).
Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Исходное слово «губерния».
губерн(и-я) [ губерниj-а ] | ||||
губерн-атор | ||||
губернатор-ш -а | ||||
губернатор-ств -о | ||||
губернатор-ск -ий | ||||
губернатор-ствова -ть | ||||
вице-губернатор | ||||
вице-губернатор-ск -ий | ||||
генерал-губернатор ср. генеральный | ||||
генерал-губернатор-ств -о | ||||
генерал-губернатор-ск -ий | ||||
губерн-ск -ий |
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Например,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).
- 2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз — в (ысшее) у (чебное) з (аведение).
Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.
Например,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков .
Например,
1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ;
2) в словах рот — рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная .
Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :
водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.
Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение (состав) слова и те значимые части, из которых оно состоит.
При описании состава слова используется понятие морфемы. Морфема - наименьшая значимая часть слов и грамматических форм слов. Например, в глагольной форме стою [Стою один среди равнины голой... (Ее.)] можно выделить две морфемы: 1) сто]- со значением "находиться на определенном месте, не перемещаясь"; ср. другие слова с той же морфемой: простоять, устоять, стойкий, застой, стойбище, стоянка; 2) -у с грамматическим значением 1-го лица ед. ч.; ср. другие глагольные формы с той же морфемой: ид-у, говор"-у и др.
Значит, этот глагол членится на морфемы (является членимым), при этом глагольную форму стою можно разбить только на две морфемы. Дальнейшее морфемное членение глагола стою (например, выделение в его составе частей cm- и -о/"-) невозможно, так как это привело бы к разрушению смысловых связей данного слова с родственными словами.
Помимо членимых, в русском языке есть и слова нечленимые. Это многие неизменяемые слова: несклоняемые существительные (кино, кофе., пианино), наречия (очень, весьма, где), служебные части речи - предлоги (на, из, через), союзы (как, что, хотя), частицы (не, разве, лишь), а также междометия (ах, ой!, ура!). Каждое из таких слов состоит из одной морфемы.
Итак, все слова можно разбить на два класса - слова членимые и нечленимые.
Типы морфем
Различаются морфемы двух типов: корневые морфе-м ы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).
Корень - это морфема, являющаяся центральным элементом в составе слова, основным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой общую часть родственных по лексическому значению слов (стол, столик, столовая, застолье и т. п.), называемых однокоренны-м и словами.
Аффикс - это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические (стол-ы, стол-ами) или словообразовательные (стол-ик, на-столь-н-ый) значения.
Установлен целый ряд различий между корнями и аффиксами.
1. Корень - центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова, аффикс - периферийный и факультативный элемент в слове (нет слов без корня, зато множество слов не имеет аффиксов: метро, мини, как, или, эй! и т. п.).
2. Корень всегда имеет значение, используется для обозначения того или иного предмета (книг-а), признака (син"-ий), действия (пе-тъ) и т. п., а аффиксы могут и не иметь значения в этом смысле (например, не обозначают никаких предметов, признаков или явлений действительности соединительные морфемы в словах типа пил-о-материалы, шест-и-дневка и т. д.).
3. Корневые морфемы обычно не закреплены за определенными частями речи (ср. принадлежащие разным частям речи однокоренные слова пила и пилить). Аффиксы же обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи (например, -им - это глагольное окончание, ср.: слышим, пилим; суффикс -от- характеризует только существительные типа темнота, длинноты).
4. Корней в языке значительно больше, чем аффиксов; в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой (М., 1986) отмечено около 5000 морфем, из них корней - более 4400, а аффиксальных морфем - около 600; при этом перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт.
5. В нашей речи (особенно в разговорной) корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные; так, в отрывке из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» Травка зеленеет, солнышко блестит... 4 корня (трав-, зелен"-, солн-, блеет"-) и 7 аффиксов (-к-, -а, -ей-, -эт, -ышк-, -о, -ит).
6. Корневые морфемы в среднем длиннее, чем аффиксальные, состоят из большего количества букв (звуков), аффиксальные же нередко представлены только одной буквой (звуком), ср.: нес"-и, дорог-а и т. п.
7. Аффиксы могут быть нулевыми (стол-\^\), корни - никогда.
132. Отделите членимые на морфемы слова от нечленимых.
Кино, яблоко 1 , одинокий, четвертый, кенгуру, весна, думающий, весело, по-новому, пальто, из-за, весна, под, синий, хаки, через, прочитанный, куда.
133.
Выделите корни в словах. Подберите к ним однокоренные
слова.
Радость 1 , радуга, хороший, хорист, смельчак, смех, смести.
________________ :_________________________________ &
18. Морфемика, морфемы, их виды
МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.
МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.
В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.
В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
По функции аффиксы делятся на:
Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).
19. Чередование звуков в слове.
При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:
Чередование гласных:
е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.
Чередование согласных:
г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.
20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:
Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).
21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.
22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.
23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Способы образования слов.
1. Морфологические способы (является основными в русском языке):
- аффиксация:
Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
- суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
- префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник); - безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
- словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
- аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).
2. Неморфологические способы:
Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).
Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").
Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).
Что изучает морфемика?
Морфемика - это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?
Что такое морфема?
Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.
Какие есть части слова (виды морфем)?
К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:
Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?
Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
См. План разбора слова по составу.
Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?
Примечание.
В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο
», база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в
лингвистике).
Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной - к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.
Что такое корень слова?
Основная морфема в слове - корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.
Какие слова именуются однокоренными (схожими)?
Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).
К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, потому что содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».
Что такое словообразовательное гнездо?
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо - это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Начальное слово «губерния».
губерн(и-я) [ губерниj-а ]
губерн-атор
губернатор-ш -а
губернатор-ств -о
губернатор-ск -ий
губернатор-ствова -ть
вице-губернатор
вице-губернатор-ск -ий
генерал-губернатор ср. генеральный
генерал-губернатор-ств -о
генерал-губернатор-ск -ий
губерн-ск -ий
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. - М., 1990. - Т. 1. - С. 262)
Как отыскать корень в слове?
К примеру,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень - вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).
К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.
К примеру, кор пункт - кор (респондентский) пункт, университет - в (ысшее) у (чебное) з (аведение).
Какие корешки именуются омонимичными?
Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.
К примеру,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица - тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их - омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?
При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.
К примеру,
1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;
2) в словах рот - рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .
Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :
аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м - слова, схожие слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м - слова, схожие слову пылать.
Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?
Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .
Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно:
Дополнительно на сайт: