Ив сен лоран марракеш. Что посмотреть в Марракеше: must visit places от Виктории Белой. Нотка истории сада Мажорель


"Есть сад в Марракеше,
к которому я испытываю настоящую страсть."
Ив Сен-Лоран

Ив Сен-Лоран родился в Оране (Алжир) в 1936 году, но богатство красок и экзотика Северной Африки поразили его 30 лет спустя, когда он приехал в Марракеш.

Его друг Пьер Берже говорит: "Когда мы с Ив Сен-Лораном впервые приехали в Марракеш, то даже подумать не могли, что он станет для нас вторым домом."

Дизайнера и его спутника очаровал заброшенный сад с коллекцией экзотических растений со всего мира, который ранее принадлежал французскому художнику Жаку Мажорелю, в саду располагался его дом-мастерская. В 1980 году они купили его и начали восстановительные работы. Mногие постройки к тому времени пришли в негодность, редкие растения погибли, цвета потускнели.

Вилла и сад были восстановлены, приведены в порядок уникальные садовые постройки и сейчас «Сад Мажореля» (он до сих пор носит имя французского художника) является одним из самых полных собраний флоры со всего света. Надо отметить, что ни на один день, даже во время проведения восстановительных работ, сад не был закрыт для посетителей. Даже в тот день, когда я гуляла по саду, проводились покрасочные работы, всюду были таблички "Осторожно, окрашено", но поток посетителей не останавливался. Любой желающий может полюбоваться на замечательный памятник архитектурного и садового искусства.

Именно в этой вилле-музее с 27 ноября по 18 марта проходит эксклюзивная выставка работ Ив Сен-Лорана, связанных с Марокко.

Цвет виллы очень выделяется на фоне терракотово-красного Марракеша.

Вход в музей.

На выставке представлены 44 манекена, которые одеты в классические образцы Ив Сен-Лорана. Они демонстрируют глубокую связь между дизайном художника и марокканской культурой. Вниманию посетителей предложены и уникальные фотографии, документы, эскизы, показывающие как кутюрье интерпретировал национальную одежду жителей Марокко, орнаменты и вышивки.

Сначала в первой комнате мы видим на стенах отсканированные дневники Сен-Лорана, отрывки, которые касаются Марокко. Все они сопровождаются фотографиями из его жизни того или иного периода.

К сожалению, фотографировать в музее запрещено, а в интернете почти нет фото с этой выставки, я с трудом отыскала несколько штук.

Первый зал с одеждой называется "Марокканское вдохновение". Вдохновленный изящными линиями кафтанов и джелляб, Ив Сен-Лоран украшал традиционные марокканские предметы одежды и придавал им новые силуэты. Он переориентировал идеи восточных нарядов для свободной европейской женщины конца шестидесятых и семидесятых. В этом зале представлены модели 1969-91 годов.

Однажды в 1976 году, говоря об одной из своих коллекций Ив Сен-Лоран сказал: "Эта коллекция будет красочна, жива, ярка. Ткани соткут так, как это делают в Марокко для пошива джелляб - шерстяные в полоску.[...] Я не знаю, является ли это моей лучшей коллекцией. Но это моя самая красивая коллекция."

Принцесса Марокко Лалла Сальма и организатор выставки Пьер Берже на открытии.

“Я хотел, – говорит Пьер Берже, – чтобы экспонаты этой выставки рассказали посетителям о любви Ив Сен-Лорана к Марокко. Он очень хорошо известен во всем мире, но в сердцах марокканцев он занимает особое место. Всемирно известный дизайнер часто получал вдохновение именно в этой стране”.

Второй зал мне понравился больше всего, называется он "Африканские мечты". Создается иллюзия ночной Сахары - темнота, низкое звездное небо (комната круглая зеркальная, за счет этого кажется, что вокруг миллионы звезд), под ногами моделей песок. Наряды в этом зале из коллекции 1967 года.

Третий зал называется "Краски Марокко". Там собраны действительно яркие работы кутюрье 1985-2000 годов. Пол под ногами моделей усыпан лепестками роз. А на экране транслируется показ мод, который снимали в этом саду, комментирует модели сам Ив Сен Лоран. Также здесь находятся изумительной красоты драгоценные украшения.

В этом зале мне больше всего запомнился этот пончо-жакет с вышивкой бугенвиллии.

Я уверена, что вдохновил кутюрье на эту модель его собственный сад, ведь он утопает в бугенвиллиях. Ив Сен-Лоран любил отдыхать в саду в тени деревьев, наслаждаясь терпко-сладким марокканским чаем.

С Пьером Берже на вилле

Давайте еще немного прогуляемся по великолепному саду Мажорель.

При входе нас встречает фонтанчик.

Бамбуковая роща

Весь сад пронизан дорожками, вдоль которых много лавочек, люди(туристы в основном) туда приходят просто посидеть почитать книгу в тени деревьев под пение птиц. В саду прохладно даже в самую жару. Это настоящий оазис, островок спокойствия в центре шумного и пыльного Марракеша.

Водоемы с рыбками и черепашками

Милый фонтанчик перед виллой

Терасса

В саду находится мемориал Ив Сен-Лорана. Великий кутюрье умер в 2008 году в Париже, а его прах потом был развеян над этим садом.

В саду также есть магазин, где можно приобрести книги и диски о жизни и творчестве дизайнера. Галерея его абстракций, многие работы на тему любви и его бульдога.

И уютное кафе в андалузском стиле

Жители города почтили память кутюрье, назвав его именем улицу, вдоль которой расположен сад.

Вот и все. Надеюсь, вам понравилось. Спасибо за внимание!

Марракеш - волшебный город, который обращается одновременно ко всем чувствам и пьянит и дурманит. Знаменитый Ив Сен-Лоран был очарован экзотикой Марокко и Марракеша, его буйными красками и насыщенными цветами. Культура этой североафриканской страны отразилась в коллекциях модельера.

Вдохновленный, создавая новые силуэты, он использовал в своих работах элементы традиционной марокканской одежды: желяб, тюрбан, вышивку. Его наряды того периода носили самые элегантные женщины из мира моды и не только.


Известный на весь мир кутюрье Ив Сен-Лоран влюбился в Марокко и Марракеш немедленно, как только приехал в 1966 году сюда со своим другом Пьером Бергом. В последствии они вместе купят и восстановят знаменитый сад Мажореля (Jardin Majorelle) в 1980 году. Это событие стало настоящим подарком не только городу, но и всему миру, так как многие считают сад чудом света.

Здесь собраны растения со всех пяти континентов. Атмосфера от буйства зелени и оригинальной красочной архитектуры создается волшебная. Комбинация контрастных синего и желтого цветов в сочетании с традиционными марокканскими элементами просто потрясают воображение. Сладкое пение птиц и мягкое журчание воды - это настоящий оазис, островок спокойствия в центре шумного и пыльного Марракеша.

Легкая игра света и тени на закате делает краски сада Мажореля неповторимыми, невероятно мягкими и незабываемыми. Впервые сад был открыт для посетителей с 1947 года, но после смерти основателя сада художника и коллекционера Жака Мажореля, он чуть не исчез. Так как на месте заброшенного и заросшего участка собирались построить современное здание. Работа по восстановлению велась очень кропотливо, но сад ни на один день не закрывался для посетителей.

Сейчас в одном из здании сада, синей мастерской, которая была построена в 1932 году архитектором Полом Синоиром, располагается Музей Исламского искусства. Здесь собрана художественная коллекция из личного собрания Пьера Берга и Ив Сен-Лорана, включающая в себя объекты не только из Марокко, но и из Магриба, Востока, Африки и Азии. Мы можем восхититься керамикой, посудой, оружием, великолепными драгоценностями, текстилем, вышивкой, коврами, работами по дереву и другими сокровищами восточного мира. Здесь же можно увидеть работы Жака Мажореля - основателя сада.




В конце ноября 2010 года Фонд Пьера Берге-Ива Сен-Лорана покажет выставку вдохновленных Марокко работ знаменитого кутюрье в саду Мажореля. В экспозицию будут включены иконические экспонаты для мира моды, такие как, например, первая куртка сафари (1968), которые будут демонстрироваться рядом со старинными фотографиями и оригинальными эскизами.


Каждый из трех залов, где будет выставлена экспозиция будет иметь свое название: Вдохновение, Цвет и Африканская Мечта, показывая тем самым разнообразие влияний Марокко на Ив Сен-Лорана. В первой «Вдохновение» работы с элементами традиционной марокканской одежды. Во второй «Цвет» - экзотические цвета Марракеша, которые действовали опьяняюще на Ив Сен-Лоран и его поклонников: розовый, красный, желтый и, конечно, синий - цвет виллы и сада Мажорель. В третьем зале сделан акцент на материалы, которые использовал кутюрье - деревянные бусины, жемчуг, слюда и рафия.

Выставка «Ив Сен-Лоран и Марокко» будет проходить в Jardin Majorelle с 27 ноября 2010 до 18 марта 2011

При этом нет ничего более французского за пределами Франции, чем Марракеш. И вот почему.

Дом и музей Ива Сен-Лорана

Один из самых знаменитых кутюрье Франции, чьи коллекции зачастую вдохновлялись разными странами, на самом деле редко выезжал за границу. Исключением был лишь Марракеш, который стал для модельера вторым домом. Ив Сен-Лоран не просто часто бывал в этом городе, но и подолгу жил в Марракеше со своим спутником жизни Пьером Берже. Впервые он приехал в Марракеш в 1966-м, гонимый модными критиками и раздираемый сомнениями в собственном таланте. Этот город излечил его и зажег талант еще сильнее. Вместе с Берже Ив Сен-Лоран купил сад художника Жака Мажореля, облагородил его и построил рядом дом. После смерти кутюрье на территории сада был открыт небольшой музей, который давал представление о жизни и творчестве великого модельера. Несколько лет назад там открыли новый центр — первый в Африке музей, посвященный Иву Сен-Лорану и истории моды. На данный момент он является более внушительным и цельным, чем музей Ива Сен-Лорана в Париже. Авторами проекта стали Карл Фурнье и Оливье Марти, парижские архитекторы, влюбленные в Марокко. Studio KO, которую они создали, много работала над строительством и оформлением отелей и частных домов по всей стране. Здание нового музея получилось легким, будто сотканным из тысячи нитей. Музей вмещает залы временных экспозиций, большую библиотеку, лектории и кинозал. Но главное в экспозиции — это личные вещи кутюрье, платья и аксессуары кутюрных коллекций разных лет. На данный момент это, пожалуй, место номер один для посещения в Марракеше.

Детали
www.museeyslmarrakech.com

Дом и музей Сержа Лютанса

В отличие от Музея Ива Сен-Лорана, посетить дом одного из самых именитых парфюмеров Франции не так просто. Насколько мне известно, только один отель имеет возможность отправить туда своих гостей — Royal Mansour Marrakech. Стоимость посещения дома-музея не просто высока, а доступна только действительно обеспеченным туристам или истинным фанатам творчества Сержа Лютанса: билет стоит 600 евро на одного гостя. Это не дом, а целая коллекция домов-дворцов, которые в Марокко называют риадами и которые маэстро выкупал и соединял в единое пространство год за годом. Вот уже 35 лет и по сей день там непрерывно идет реставрация. Все дома очень разные по размеру, архитектуре и внутреннему наполнению. То, что я увидела — скорее, нежилое пространство, и личных вещей Сержа Лютанса вы там не найдете. Но в одном из таких домов есть музей, который показывает процесс дистилляции и дает возможность послушать практически все ароматы, созданные маэстро.

Отель «Роял Мансур»

Royal Mansour Marrakech принадлежит королю Марокко, поэтому это не совсем отель, а скорее место, куда вы приезжаете в гости. Король и члены королевской семьи довольно часто посещают Royal Mansour Marrakech, чтобы увидеться с венценосными гостями из других стран, пообедать или просто отдохнуть. Доступ в отель при этом никто не закрывает. Когда я была в ресторане La Grande Table Marocaine, в соседнем зале ужинали представители королевской семьи со своими гостями. У меня не укладывалось в голове, что можно вот так запросто сидеть с принцессой Марокко (официальный титул жены короля) в одном ресторане, пусть и в разных залах.

Ресторан французской кухни La Grande Table Francaise является одним из любимых в городе не только для короля Марокко, но и для местной элиты и экспатов, которые работают в Марракеше. Декор, фарфор, посуда, серебро перенесут вас на берега Сены, откуда родом шеф-повар. Для знакомства с кухней рекомендую заказать сет от шефа, в который входят, пожалуй, самые интересные блюда французской кухни, но с восточной ноткой. В карте вин, ожидаемо, преобладают французские производители, но можно попробовать и местные марокканские вина.

Кроме La Grande Table Francaise в Royal Mansour Marrakech не так давно открылся идеальный ресторан для ланча. Отель расширяет территорию, засаживая свободное пространство апельсиновыми деревьями и ароматными растениями, превращая пустыню в сад, и в одном из уголков этого сада появился романтичный ресторан Le Jardin. Шеф-повар Янник Аллено, обладатель трех звезд Michelin, предложил меню средиземноморской кухни с азиатским колоритом, где морепродукты и мясо на гриле дополнены дим-самами и авторскими роллами.

Royal Mansour — место, созданное для расслабления. Поэтому в отеле находится один из самых больших спа-комплексов, которые я видела. Отдельного упоминания заслуживает дизайн здания: заходя внутрь, словно попадаешь в большую ослепительно белую клетку для птиц. В солнечный день тени от кованых прутьев составляют невероятно красивые узоры на полу и стенах. На площади 2500 квадратных метров находятся большая оранжерея с бассейном, фитнес-зал, две восточные бани, зона отдыха с чайной комнатой, салон красоты и отдельные спа-кабинеты. Команда экспертов Royal Mansour выбрала лучшие средства: линию по уходу за телом marocMaroc, сделанную во Франции из традиционных марокканских ингредиентов, Sisley для процедур для лица и Leonor Greyl для ухода за волосами. В спа предлагается более 100 ритуалов красоты, я для себя выбрала восточный хаммам с очищением традиционным черным мылом-скрабом и процедуру по восстановлению волос «Тахлила» с использованием марокканской смеси масел, трав и растений, которая веками помогала марокканским женщинам возвращать волосам здоровый вид и блеск.

Самое сложное в Royal Mansour — заставить себя покинуть свой риад. Поскольку отель строился как королевский гостевой дом, бюджет строительства не был ограничен. Да-да, так бывает. Поэтому такого дизайна и внутреннего убранства отеля вы не увидите, пожалуй, нигде в мире. Все лучшие мастера Марокко (и не только Марокко) по ковке, резьбе по дереву и кости, по работе с мозаикой и плиткой, росписи красками и золотом были привлечены к строительству отеля. Поверьте, первый день пребывания у вас уйдет на то, чтобы внимательно рассмотреть каждый сантиметр пространства, в которое вы попали. При этом, что совершенно невероятно, ощущения того, что вы находитесь в музее, нет вовсе. Все сделано удобно и комфортно, и на протяжении всего отдыха ощущаешь себя, как дома.

Детали
www.royalmansour.com

Если вы все-таки захотите покинуть отель и выйти вечером в город, я советую Le Palace — очаг французской культуры в Северной Африке. Место примечательно не только кухней, которая, без сомнения, хороша, но и стилем и общей атмосферой. Вас как будто переносят во французский будуар. Много дерева и пурпурного бархата, на стенах большие фото Ива Сен-Лорана. Владелец Нордин Факир является страстным поклонником личности модельера, и, как говорят, это место «благословил» сам Пьер Берже. Здесь — лучшие коктейли в городе, в баре никакого просекко — только шампанское. Le Palace посещают все знаменитости, которые бывают в Марракеше: голливудские актеры, топ-модели и музыканты.

Детали
Угол Avenue Echouhadda и Rue Chaouki Hivernage, Марракеш, тел.: +212 5244-58901

  • Адрес: Rue Yves St Laurent, Marrakech 40090, Марокко
  • Телефон: +212 5243-13047
  • Сайт: www.jardinmajorelle.com
  • Время работы: с 8.00 до 18.00, без выходных

Жаркое солнце Востока так и манит к себе отдыхающих и туристов. Активная и насыщенна жизнь здесь в основном на побережьях – масса отелей, ресторанов, садов и парков. Но из всех правил есть исключения. И яркий тому пример в - это сад Мажорель в . Этот дивный уголок зелени среди красно-коричневых тонов города не оставляет никаких шансов пройти мимо.

Нотка истории сада Мажорель

Нотки Франции смешались здесь с духом Востока. И это неудивительно, ведь сад Мажорель в - творение рук французского художника Жака Мажореля. В 1919 г. он переехал в Марокко в поисках лекарства от страшной болезни – туберкулеза. В 1924 г. художник основал тут свою студию, разбив вокруг нее небольшой сад. Но поскольку Жак Мажорель был очень увлечен коллекционированием растений, то после каждой его поездки коллекция пополнялась и разрасталась. Сегодня сад занимает площадь около гектара. Это относительно немного, как большой супермаркет, но удовольствие и комфорт он приносит просто грандиозные! В тенях деревьев и растений сада Мажорель в Марракеше лучше всего прятаться от жаркого солнца .

После смерти Жака Мажореля сад пришел в упадок. Вторую жизнь в него вдохнул французский кутюрье Ив Сен-Лоран. Вместе со своим другом он выкупил сад у города, отреставрировал и обеспечил поддержание парка на должном уровне. В помещении старой студии находится небольшая выставка работ известного кутюрье, а после его смерти в 2008 г. в саду установлен специальный резервуар, в котором хранится прах Ив Сен-Лорана.

Чем интересен сад Мажорель для туристов?

Находясь поблизости с садом Мажорель, просто невозможно пройти мимо него. Во внимание сразу бросается контраст ярко-синего цвета с пышной зеленью. А ведь именно в этом заключалась идея художника - он покрасил здание своей мастерской ярко-синей краской. У входа посетителей встречает бамбуковая аллея. В саду можно найти растения из всех пяти континентов. Прекрасные виды дополняют огромное количество прудов, фонтанов, каналов. К слову, такое обилие водоемов неспроста – они обеспечивают должный уровень влажности для тропических растений. В некоторых водятся черепахи.

Сад Мажорель в Марокко украшен скульптурами, глиняными вазами и колоннами. Условно территория парка разделена на две части. На правой стороне растут тропические растения, левая – территория пустыни. Здесь можно увидеть целый парк кактусов самых разнообразных размеров и форм! В целом, в этом ботаническом саду насчитывается более 350 редких видов растений.

Сегодня сад Мажорель вмещает в себе еще и Музей исламского искусства. Здесь можно увидеть работы древних ремесленников Марокко – старинные ковры, одежда, керамика. Также в музее хранятся и около 40 работ художника. На территории парка есть возможность перекусить в кафе .

Как добраться?

Сад Мажорель расположен в новой части города Марракеша, среди переплетения узких улочек и новых домов. Добраться сюда можно на автобусе №4, к остановке Boukar-Majorelle. Для любителей восточной экзотики существует возможность нанять повозку. Ну и если хочется комфорта – конечно же, в городе действует сеть такси.

Фасад нового музея гармонично вписывается в пейзаж Марракеша

Ив Сен-Лоран впервые приехал в Марракеш в 1966 году. Для кутюрье это было удачное время: он только выпустил первый парфюм Y, представил очень успешную коллекцию по мотивам творчества художника Пита Мондриана и изобрел женский смокинг. В Марокко Сен-Лоран искал уединения, а нашел вдохновение. «Этот город научил меня цвету. В Марракеше я понял, что диапазон цветов, которые я и раньше интуитивно использовал, вышел из арабской одежды и интерьера – джеллаб, кафтанов и изразцовой плитки зулляйдж. Эта культура стала моей, но мне было недостаточно просто ее впитать. Я трансформировал ее и адаптировал для Европы».

Ив Сен-Лоран на площади Джамаа-эль-Фна в Марракеше

В своих мемуарах партнер Сен-Лорана Пьер Берже, который умер 8 сентября этого года, не дожив до открытия музея месяц, вспоминает, что в 1960–1980-е годы они приезжали в Марракеш с завидным постоянством: дважды в год на две недели – 1 декабря и 1 июня. Именно здесь Сен-Лоран садился за работу над кутюрными коллекциями. Дизайнер не просто искал в Марракеше вдохновение: он совершенно конкретно использовал ремесленные традиции берберов для своих коллекций. Например, для показа 1976 года он попросил местных мастеров соткать ткани так, как это делают для пошива джеллабы – традиционной берберской одежды, представляющей собой свободный халат из шерсти.

Вышитый красный плащ Yves Saint Laurent, коллекция Haute Couture, весна-лето – 1989

Уже позже, в 1980-е, Сен-Лоран и Берже купили в Марракеше виллу, а потом выкупили и «голубой» сад художника Жака Мажореля, спася его от уничтожения. Сегодня в саду Мажорель находится музей берберской культуры, а по соседству с музеем, на улице, названной в честь кутюрье, 19 октября откроется музей Ив Сен-Лорана – дань особым отношениям дизайнера с этим городом.

Музей берберской культуры в саду Мажорель

По словам директора музея Бьорна Дальстрома, работа над проектом шла два года. Для нового музея фонд Пьера Берже, который отвечает за наследие дизайнера, не пожалел архивов: в постоянной экспозиции разместили 5 000 личных вещей дизайнера, 15 000 аксессуаров из кутюрных коллекций и десятки тысяч скетчей. Бьорн Дальстром называет музей «полноценным культурным центром», посвященным, кстати, не только самому Сен-Лорану, но и берберской культуре, которую он очень любил. Здесь есть библиотека с 5 000 книг (некоторые, акцентирует внимание директор музея, датированы XVII веком), лекторий, театральный зал, книжный магазин, фотогалерея. График работы зала для временных выставок расписан на год вперед: сначала здесь пройдет ретроспектива Жака Мажореля, а после – выставки молодых местных художников, которые музей проведет в партнерстве с Марокканской биеннале.

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран в Марракеше, середина 1970-х годов

Внешне музей выглядит лаконично: это несколько кубов терракотового цвета, покрытые тонким узором. Авторы проекта – Карл Фурнье и Оливье Марти, архитекторы парижской Studio KO. Марокко имеет для них особое значение: они поехали сюда на первые каникулы после открытия своей студии; здесь познакомились с Патриком Герран-Эрме, предпринимателем и миллиардером, который занимается реконструкцией исторических зданий в Марокко. Именно Studio KO Герран-Эрме доверил реконструкцию этих зданий, а также работу над несколькими отелями и ресторанами в Марокко, а Пьер Берже – работу над музеем. «Музей Сен-Лорана объединил две наши страсти – моду и Марокко», – говорят архитекторы.

Марракеш – не единственный город, в котором этой осенью появится музей дизайнера. 3 октября музей Сен-Лорана открывается и в Париже – в доме номер 5 по авеню Марсо, где дизайнер работал на протяжении 30 лет и где сейчас располагается здание фонда Пьера Берже – Ива Сен-Лорана. Парижский музей сосредоточится на кутюрном наследии дизайнера.



Вверх