Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. Чем окончился скучный вечер

Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно. А тот, на чердаке, старался, насвистывал: "юу-юу-юу-юу-ю".

Мама, кто это свистит? - спросил Никита.

Матушка подняла брови, не отрываясь от книги. Аркадий же Иванович, линовавший тетрадку, немедленно, точно того только и ждал, проговорил скороговоркой:

Когда мы говорим про неодушевленное, то нужно употреблять местоимение что.

"Буууууууууу",- гудело на чердаке. Матушка подняла голову, прислушиваясь, передернула плечами и потянула на них пуховый платок. Еж, проснувшись, задышал носом сердито.

Тогда Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. На одном таком креслице, у печной трубы, сидит "Ветер": мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, воет: "Скуууучно". Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.

Никита слез со стула и сел около матушки. Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:

Не пора ли тебе спать, мальчик?

Нет, еще полчасика, пожалуйста.

Никита прислонился головой к матушкину плечу. В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька,- хвост кверху, весь вид - кроткий, добродетельный. Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. Аркадий Иванович спросил, не поднимая головы от тетрадки:

По какому делу явился, Василий Васильевич? Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. Еж опять запыхтел. Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

Ветер на чердаке завыл отчаянно. И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. Матушка быстро поднялась со стула. Ахилка, хрюкнув, покатился с колен.

Аркадий Иванович подбежал к окну и, вглядываясь, воскликнул:

Приехали!

Боже мой! - проговорила матушка взволнованно.- Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран...

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом:

Александра Леонтьевна, принимай гостей,- и, подняв руки, начала раскутывать платок.- Не подходи, не подходи, застужу. Ну и дороги у вас, должна я сказать- прескверные... У самого дома в какие-то кусты заехали.

Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, живущая всегда в Самаре. Сын ее, Виктор, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел исподлобья на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку, сняла с нее меховой капор,- из-под него сейчас же рассыпались светлые, золотистые волосы,- и поцеловала ее.

Лилечка, приехали.

Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза я вздохнула еще раз, просыпаясь.

ВИКТОР И ЛИЛЯ

Никита и Виктор Бабкин проснулись рано утром в Никитиной комнате и, сидя в постелях, насупясь глядели друг на друга.

Я тебя помню,- сказал Никита.

И я тебя отлично помню,- сейчас же ответил Виктор,- ты у нас в Самаре был один раз, ты еще тогда уткой с яблоками объелся, тебе касторки дали.

Ну, этого что-то не помню.

А я помню.

Мальчики помолчали. Виктор нарочно зевнул. Никита сказал пренебрежительно:

У меня учитель, Аркадий Иванович, страшно строгий, задушил ученьем. Он какую угодно книжку может прочесть в полчаса.

Виктор усмехнулся.

Я учусь в гимназии, во втором классе. Вот у нас так строго: меня постоянно без обеда оставляют.

Ну, это что,- сказал Никита.

Нет, это тебе не что. Хотя я могу тысячу дней ничего не есть.

Эх,- сказал Никита.- Ты пробовал?

Нет, еще не пробовал. Мама не позволяет. Никита зевнул, потянулся:

А я, знаешь, третьего дня Степку Карнаушкина победил.

Это кто Степка Карнаушкин?

Первый силач. Я ему как дал, он - брык. Я ему ножик перочинный подарил с четырьмя лезвиями, а он мне - свинчатку,- я тебе потом покажу.

Никита вылез из постели и не спеша начал одеваться.

А я одной рукой Макарова словарь поднимаю,- дрожащим от досады голосом проговорил Виктор, но было ясно, что он уже сдается. Никита подошел к изразцовой печи с лежанкой, не касаясь руками, вспрыгнул на лежанку, поджал ногу и спрыгнул на одной ноге на пол.

Если быстро, быстро перебирать ногами,- можно летать,- сказал он, внимательно поглядев в глаза Виктору.

Ну, это пустяки. У нас в классе многие летают. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна. У стола сидели матушка, Аркадий Иванович и вчерашняя девочка, лет девяти, сестра Виктора, Лиля. Из соседней комнаты было слышно, как Анна Аполлосовна гудела басом: "Дайте мне полотенце".

Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В ее светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки.

Никита, подойдя к ней, покраснел и шаркнул ногой. Лиля повернулась на стуле, протянула руку и сказала очень серьезно:

Здравствуйте, мальчик.

Когда она говорила это, верхняя губа ее поднялась.

Упражнение 1.

Из данных глаголов выберите такие, которые в сложноподчинённом предложении с придаточным изяснительным могут использоваться в главном предложении в качестве сказуемого. Составьте 3-4 предложения с этими глаголами.

Говорить, утверждать, думать, примирять, торопиться, соглашаться, преодолевать, находиться, сообщать, информировать, преподавать, вспоминать, пренебрегать, беседовать, приобретать, спешить, отмечать, аннулировать, ликвидировать.


Упражнение 2.

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть . Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений.

Упражнение 3.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и объясняя знаки препинания.

Я никому (н..) поверю что есть на нашей земле места скучные и (н..) дающие никакой пищи н.. глазу н.. слуху н.. воображению н.. человеческой мысли. Только исследуя какой-нибудь клоч..к нашей страны можно понять как она хороша и как мы сердцем пр..вязаны к каждой её тропинке роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.
(К. Паустовский)


Упражнение 4.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 5.

Запишите высказывания русского поэта Н. Гумилёва. Сделайте пунктуационный разбор предложений, подчеркните грамматические основы. Сколько придаточных предложений во 2-м абзаце? Каково их значение? Составьте схемы сложноподчинённых предложений из этого абзаца.

Поэзия для человека - один из способов выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия...
...Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна» и «с ним говорила морская волна».


Упражнение 6.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными. Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются.

1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев)


Упражнение 7.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать пре¬красна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разо¬брать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Упражнение 8.

Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточного предложения. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих примерах.

1) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. 2) Кто другому яму роет тот сам в неё попадёт. 3) Тот хорош у кого родилась рожь. 4) Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет того земля жалеет. 6) Дружи с тем кто лучше тебя самого. 7) Кто не сеет тот и не жнёт. 8) Кто спит весной тот плачет зимой. 9) Каково лето таково и сено. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься. 11) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 12) Кто хвалится тот с горы свалится. 13) Кто смешлив тот слезлив. 14) Не ошибается тот кто ничего не делает. 15) Успевает тот кто время бережёт. 16) Тот кто много читает много знает. 17) Каков привет таков и ответ.

Упражнение 9.

Передайте содержание следующих высказываний, пользуясь косвенной речью. Какие глаголы можно использовать в главном предложении? Составьте схему 3-го предложения. Чем является в нём союзное слово?

1) Литература есть сознание народа, цвет и плоть его духовной жизни. (Б. Белинский) 2) Пушкин первый почувствовал, что литература - национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце... (М. Горький) 3) Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (А Островский) 4. Поэзия - это вершина прозы. (В. Соколов)

Упражнение 10.

Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.

1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов - это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец - добрый малый», - промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)

Упражнение 11.

Преобразуйте каждое сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным:

В бессоюзное предложение;
- в простое предложение с распространённым дополнением;
- в предложение с прямой речью;
- в предложение с вводной конструкцией.

1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хо¬чет видеть скорее хозяина. (М.Горький) 2) Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек. (К. Паустовский) 3) Он уверял меня, что в море бывает две весны. (К. Паустовский) 4) Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято. (И. Гончаров)

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?

Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу предавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задавала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с.нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.
(А. Куприн)

Упражнение 13.

Укажите, какие союзы и союзные слова вводят изъяснительную придаточную часть.

1) Скажите мне, кого мы тут ждем. (Я Каверин.) 2) Я должен знать, на что ты собираешься истратить эту сумму. (В. Катаев.) 3) Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (В. Катаев.) 4) Я терпеливо ждал, когда поплавок вздрогнег и пойдет в зеленую речную глубину. (К. Паустовский) 5) Я давно угадал, что мы сердцем родня (А Фет.) 6) Антошка попросил Наташу, чтобы она подняла его высоко на руки. (А Платонов.) 7) Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью. (А Чехов.) 8) Он боялся, что ему как художнику не удается проявить все силы души. (В. Каверин.)

Упражнение 14.

Составьте сложные предложения, используя разные подчинительные союзы и союзные слова. Определите, различаются ли оттенками значений получившиеся синтаксические конструкции. Сделайте вывод.

1) Только теперь мне стало ясно, зачем (когда, где, как) они собирали грибы. 2) Он не понимал, что (почему, когда, где, какая) девочка смеялась. 3) Кирилл почувствовал, как (что, будто) холодеет его лицо. 4) Никите представилось, как (что, будто) на только что покрашенную крышу дома нанесло снегу. 5) Дети чувствуют, что (когда, как) их любят.

Упражнение 15.

Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 2) Прохожий спросил, что где находится библиотека. 3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 6) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.

Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»

1. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

1) падежные вопросы
2) вопросы определения
3) падежные и вопросы определения
4) вопросы обстоятельства

2. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

1) с помощью союзных слов
2) с помощью частицы ли
3) с помощью союзов
4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли

3. Место придаточного изъяснительного по отношению к главному

1) после главного предложения
2) в середине предложения
3) перед главным
4) любая позиция по отношению к главному

4. Укажите ложное высказывание:

1) изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния
2) без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл
3) изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов
4) изъяснительное придаточное относится только к глаголам

5. Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]

1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.

6. Укажите СПП с придаточным изъяснительным

1) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
2) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
3) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
4) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.

7. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
2) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
4) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

8. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
3) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
4) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

9. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
3) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
4) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

10. Определите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
4) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

11. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
2) Говорили, будто его видели в городе.
3) И послышалось мне, будто снег скрипит.
4) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

12. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.

1) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
2) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
3) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
4) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.

13. Какая характеристика предложения верна:

Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них

1) ССП;
2) простое;
3) СПП с придаточным определительным;
4) СПП с придаточным изъяснительным;

14. Определите средство связи придаточной изъяснительной части с главной в сложноподчиненных предложениях.

1) Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М. Громов).
2) Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С. Голицын).

А. Союз.
Б. Союзное слово.

15. Докажите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.

Юморески Антоши Чехонте по жанру и форме похожи на то, что изо дня в день печаталось в «Стрекозе», «Будильнике» и «Осколках» (М. Громов).

1) ЧТО - союз, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения; членом предложения не является.
2) ЧТО - союзное слово, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения, являясь при этом членом предложения (подлежащим в придаточной части), и выражено относительным местоимением.

16. Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).

1) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.
2) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.

Тетрадку, немедленно, точно того только и ждал, проговорил скороговоркой:

Когда мы говорим про неодушевленное, то нужно употреблять местоимение что.

"Буууууууууу",- гудело на чердаке. Матушка подняла голову, прислушиваясь, передернула плечами и потянула на них пуховый платок. Еж, проснувшись, задышал носом сердито.

Тогда Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. На одном таком креслице, у печной трубы, сидит "Ветер": мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, воет: "Скуууучно". Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.

Никита слез со стула и сел около матушки. Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:

Не пора ли тебе спать, мальчик?

Нет, еще полчасика, пожалуйста.

Никита прислонился головой к матушкину плечу. В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька,- хвост кверху, весь вид - кроткий, добродетельный. Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. Аркадий Иванович спросил, не поднимая головы от тетрадки:

По какому делу явился, Василий Васильевич? Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. Еж опять запыхтел. Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

Ветер на чердаке завыл отчаянно. И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. Матушка быстро поднялась со стула. Ахилка, хрюкнув, покатился с колен.

Аркадий Иванович подбежал к окну и, вглядываясь, воскликнул:

Приехали!

Боже мой! - проговорила матушка взволнованно.- Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран...

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом:

Александра Леонтьевна, принимай гостей,- и, подняв руки, начала раскутывать платок.- Не подходи, не подходи, застужу. Ну и дороги у вас, должна я сказать- прескверные... У самого дома в какие-то кусты заехали.

Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, живущая всегда в Самаре. Сын ее, Виктор, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел исподлобья на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку, сняла с нее меховой капор,- из-под него сейчас же рассыпались светлые, золотистые волосы,- и поцеловала ее.

Лилечка, приехали.

Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза я вздохнула еще раз, просыпаясь.

ВИКТОР И ЛИЛЯ

Никита и Виктор Бабкин проснулись рано утром в Никитиной комнате и, сидя в постелях, насупясь глядели друг на друга.

Я тебя помню,- сказал Никита.

И я тебя отлично помню,- сейчас же ответил Виктор,- ты у нас в Самаре был один раз, ты еще тогда уткой с яблоками объелся, тебе касторки дали.

Ну, этого что-то не помню.

А я помню.

Мальчики помолчали. Виктор

Чем окончился скучный вечер

Вечером Никита рассматривал картинки в «Ниве» и читал объяснения к картинкам. Интересного было мало.

Вот нарисовано: стоит женщина на крыльце с голыми до локтя руками; в волосах у нее – цветы, на плече и у ног – голуби. Через забор скалит зубы какой-то человек с ружьем за плечами.

Самое скучное в этой картинке то, что никак нельзя понять – для чего она нарисована. В объяснении сказано:

«Кто из вас не видал домашних голубей, этих истинных друзей человека? (Далее про голубей Никита пропустил.) Кто поутру не любил бросать зернышки этим птицам? Талантливый немецкий художник, Ганс Вурст, изобразил один из таких моментов. Молодая Эльза, дочь пастора, вышла на крыльцо. Голуби увидели свою любимицу и радостно летят к ее ногам. Посмотрите – один сел на ее плечо, другие клюют из ее руки. Молодой сосед, охотник, любуется украдкой на эту картину».

Никите представилось, что эта Эльза покормит, покормит голубей и делать ей больше нечего – скука. Отец ее, пастор, тоже где-нибудь в комнатке – сидит на стуле и зевает от скуки. А молодой сосед оскалился, точно у него живот болит, да так и пойдет, оскалясь, по дорожке, и ружье у него не стреляет, конечно. Небо на картинке серое и свет солнца – серый.

Никита помуслил карандаш и нарисовал дочери пастора усы.

Следующая картинка изображала вид города Бузулука: верстовой столб и сломанное колесо у дороги, а вдалеке – дощатые домики, церковка и косой дождь из тучи.

Никита зевнул, закрыл «Ниву» и, подпершись, стал слушать.

Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно. Вот затянуло басом – «ууууууууууу», – тянет, хмурится, надув губы. Потом завитком перешло на тонкий, жалобный голос и засвистело в одну ноздрю, мучится до того уж тонко, как ниточка. И снова спустилось в бас и надуло губы.

Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору, – должно быть, истопник, и под лампой нежно зазвенели хрусталики.

Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно. Время от времени матушка разрезывает листы вязальной спицей. Книжка – в кирпичной обложке. Таких книжек у отца в кабинете полон шкаф, все они называются «Вестник Европы». Удивительно, почему взрослые любят все скучное: читать такую книжку – точно кирпич тереть.

На коленях у матушки, положив мокрый свиной носик на лапки, спит ручной еж – Ахилка. Когда люди лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю ночь топотать по комнате, стучать когтями, похрюкивать, понюхивать по всем углам, заглядывать в мышиные норы.

Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно. А тот, на чердаке, старался, насвистывал: «юу-юу-юу-юу-ю».

– Мама, кто это свистит? – спросил Никита.

Матушка подняла брови, не отрываясь от книги. Аркадий же Иванович, линовавший тетрадку, немедленно, точно того только и ждал, проговорил скороговоркой:

– Когда мы говорим про неодушевленное, то нужно употреблять местоимение что.

«Буууууууууу», – гудело на чердаке. Матушка подняла голову, прислушиваясь, передернула плечами и потянула на них пуховый платок. Еж, проснувшись, задышал носом сердито.

Тогда Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. На одном таком креслице, у печной трубы, сидит «Ветер»: мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, воет: «Скуууучно». Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.

Никита слез со стула и сел около матушки. Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:

– Не пора ли тебе спать, мальчик?

– Нет, еще полчасика, пожалуйста.

Никита прислонился головой к матушкину плечу. В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька, – хвост кверху, весь вид – кроткий, добродетельный. Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. Аркадий Иванович спросил, не поднимая головы от тетрадки:

– По какому делу явился, Василий Васильевич? Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. Еж опять запыхтел. Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

Ветер на чердаке завыл отчаянно. И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. Матушка быстро поднялась со стула. Ахилка, хрюкнув, покатился с колен.

Аркадий Иванович подбежал к окну и, вглядываясь, воскликнул:

– Приехали!

– Боже мой! – проговорила матушка взволнованно. – Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран…

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом:

– Александра Леонтьевна, принимай гостей, – и, подняв руки, начала раскутывать платок. – Не подходи, не подходи, застужу. Ну и дороги у вас, должна я сказать – прескверные… У самого дома в какие-то кусты заехали.

Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, живущая всегда в Самаре. Сын ее, Виктор, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел исподлобья на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку, сняла с нее меховой капор, – из-под него сейчас же рассыпались светлые, золотистые волосы, – и поцеловала ее.

– Лилечка, приехали.

Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза я вздохнула еще раз, просыпаясь.



Вверх