Греческие боги венера. Венера богиня любви. Венера в живописи и скульптуре

>> Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Божественная, прекрасная, вечно-юная Венера (на латыни Venus ) в начале становления римского пантеона считалась богиней Весны, животворящего весеннего начала, когда в природе все оживает, начинает расти вновь, богиня пышного цветущего весеннего сада. Уже после ее стали сравнивать с греческой Афродитой. Так, постепенно, Венера приобрела многие качества и атрибуты, присущие Венере, и стала привычной для нас Богиней Любви и Красоты. Также римский народ считает Венеру своей праматерью, корни этой уверенности уходят опять же в отождествление Венеры и Афродиты. Согласно античной мифологии, Эней сын Афродиты, как всем известно - потомки Энея, чудом спасшегося из горящей по воле Агамемнона Трои, основали Рим. Нетрудно провести параллель, это еще один из основополагающих факторов особого почитания римлянами Венеры. Из самых известных архитектурных шедевров римской эпохи в честь Венеры - Сицилийский храм. Ее вечные спутники и символы - заяц и голубь, растительный мир отдал в распоряжение Венеры розу, мак и мирт.

Рождение Венеры

Venus , quod ad omnes veniat , знаменитое римское изречение: “Венера - потому что приходит ко всему”. Использовал данное изречение мыслитель Марк Тулий Цицерон в труде “О природе Богов” для обоснования своего видения происхождения имени Венера. Предположений этимологии имени Венера не одно. Во многих римских фразеологизмах имя Венеры могли употреблять как синоним любых плодов, того, что родила и отдала земля, эта аллегория связана с самым первым определением Венеры как Богини Весны и расцветающих садов. Одним из распространенных дословных переводов имени Венера является “Милость Богов”, разве не верно это? Если углубиться в языкознание и поискать корни в далекой истории, то можно найти источники для слова в санскрите, на котором vanas будет обозначать желание, vanita - возлюбленные. Оба слова идеально подходят для того, что стать этимологическими корнями имени Венеры. Не забываем более позднее римское слово vinia - милость богов, о котором уже говорилось. Все гипотезы достойные, с логическим обоснованием и неизменным тонким вкусом женственности, шарма и романтики, филологи не могут отдать предпочтение одной теории, поэтому вопрос происхождения имени Венера открыт до сих пор, таинственная богиня не спешит открывать все свои загадки любопытным.

Интересна не только история о возможном происхождении имени, но и традиционные для римской, а потом и общеевропейской культуры постоянные эпитеты для Венеры: милостивая, очищающая, лысая. Лишнее в смысловом ряду лысая ? Нет! Этот эпитет говорит о Венере, как о покровительнице женщин Рима, которые ради победы своих мужей над галлами остригли волосы для изготовления тетивы для луков и канатов для катапульт. Классическое же представление о Венере в любом из видов искусства как о богине страсти и любви, отсюда распространенное мнение о том, что среди почитателей страстной богини больше всего было молодых людей: только Венера могла разделить их восторженное восхищение любимыми женщинами и помочь найти путь к сердцам. Также римляне боялись Венеру как безжалостную по отношению к тем, кто отвергает любовь и не желает считаться с великой силой великого чувства.

Настоящими искусниками, чье мастерство не оспорено и по сей день, римляне были в создании статуй. Не секрет, что до наших дней дошло множество образцов великолепных скульптур, на одном их первых мест среди них статуи Венеры. Парижский Лувр обладает бесценнейшим экземпляром - Венерой Милосской. Второе рождение, если можно так сказать, обрела в эпоху Возрождения, во-первых, в Европе того времени повально увлекались и возрождали (отсюда и Возрождение) античное наследие, во-вторых, образ Венеры всегда считался классикой обнаженного женского тела, которому состояние наготы только добавляет естественности и красоты, является в некотором смысле необходимым проявлением чувств. Стоит отметить, что даже пуританская Великобритания не осуждала за наготу только лишь изображение Венеры. Так, еще со времен безграничной власти Рима, имя Венера стало нарицательным для всех изображений красивого обнаженного женского тела.

Загадкой остается миф о рождении богини Венеры . В традиции римского мифологического свода, Венера дочь Юпитера и Дионы, прекрасное чадо любовного союза верховного бога и богини влаги. Греческие мифы представляют Венеру-Афродиту, рождающуюся из морской белоснежной пены. Скорее всего, вы чаще сталкивались со вторым вариантом происхождения Венеры, он чаще встречается на книжных страницах и холстах художников, и уж точно все знаю гениальный шедевр Сандро Боттичелли.

Ритуалы, связанные с поклонением Венере, носили в Древнем Риме необыкновенно чувственный и одновременно праздничный характер. В дни ее почитания прекрасную мраморную статую сажали в колесницу, выполненную в форме морской раковины. Запряжены в эту дивную повозку были белые голуби, любимый птицы богини и символ ее божественной милости. По дороге процессии римляне дарили Венере пышные венки из цветов, не забывая включать в композиции розу, мак и митр, и ювелирные украшения, чаще всего из жемчуга, под стать ее коже. Молодые люди, страстные и темпераментные, всегда шли во главе процессии, их присутствие радовало богиню особенно, поскольку они отдаются любви и страсти с подлинно венерианским безумием. Чаще всего Венеру предстает перед глазами восхищенных зрителей обнаженной или в одежде именуемой “пояс Венеры”, которая только придает шарма и женственности обнаженной фигуре красавицы богини. “Венерин пояс” был распространенным вариантом одежды среди римлянок разных социальных статусов, так как женское начало объединяет и женщин знатного происхождения, и простолюдинок, а Венера дарит им бесконечною любовь и красоту.

Среди множества талантов богини, римляне выделяли способность Венеры повелевать животными, такая хрупкая богиня способна усмирить даже разъяренного льва. Супруг Венеры - Вулкан, бог огня, всепоглощающего бушующего пламени и покровитель мастеров кузнечного дела. Вулкан серьезный, даже хмурый бог, он хром на одну ногу. Венера полная противоположность супругу - кокетлива, игрива, капризна, быстра и легкомысленна. Несмотря на различия, они прекрасно понимают и дополняют друг друга, Вулкан самые великие свои ювелирные творения всегда отдает жене, чтобы украсить и без того самую прекрасную в римском пантеоне богиню. Венера ветреная, поэтому пока супруг Вулкан занят в кузне, она дарит свою любовь другим мужчинам, тем более, что ее “Венерин поясок” наделен магическим свойством - порождать страсть к Венере у каждого мужчины. Венера навсегда покорила воинственного Марса, от союза с которым родился Купидон, вечный маленький небесный лучник, разящий стрелами любви без промаха. В числе побед Венеры также Адонис и Анхис - отец Энея. Однажды своевластная и гордая Юнона попросила у Венеры ее колдовской пояс, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Неизменной традицией любого римского праздника, устраиваемого в честь Венеры, было огромное количество живых цветов. Жрецы всегда появлялись в пышных. богатых цветочных венках, которые символизировали вечную весну. Венецианцы считают, что их город назван в честь богини, поэтому каждый год весной они бросают в море кольцо, как бы заключая брак города Венеция и Богини Венеры.

Не только Земля может похвастаться наличием названий в честь Венеры, вторая планета Солнечной системы, таинственная утренняя Звезда также носит ее божественное имя - .

Венера была основной римской богиней, главным образом связанной с любовью, красотой и плодородностью, а также сельским хозяйством, пашнями и садами. Она считалась родоначальником римского народа посредством своей мифологической функции прародителя Энея и поэтому сыграла ключевую роль во многих римских религиозных фестивалях и мифах. Поскольку многие из фигур римской мифологии были в значительной степени выделены из греческой традиции, Венера очень похожа на Афродиту, богиню любви в греческом пантеоне.

Происхождение и этимология

Венера продолжает длинную череду божеств женского пола, которая по своим признакам имеет схожие черты с индоевропейскими мифологическими системами, а также с культурой Ближнего Востока. Сюда относятся такие богини, как Иштар из Месопотамии, богиня Хатхор в Древнем Египте, Астарта из мифологии финикийцев, этрусская богиня Туран, и Ушас, древнеиндийская богиня рассвета.

Венера отождествляется также с греческой богиней Афродитой, и описывается как красивая женщина с правомочием на любовь, сексуальность, плодовитость, а иногда и культовую проституцию. Венера заимствовала значимые аспекты из атрибутов окружающих богинь и даже далеких индоевропейских небесных персонажей. Например, она несет определенную лингвистическую связь с богиней Ушас, санскритским эпитетом vanas относящимся к «красоте», «желанию». Vanas, имеет родственную связь с Венерой (Venus лет.), предполагается, что Венера была связана с протоиндоевропейской лингвистической традицией через реконструированный корень - «желать».

Миф о рождении

История рождения Венеры, заимствованная непосредственно у греков, объясняет, что богиня возникла из пены морского берега. Это чудесное творение произошло после того, как Сатурн кастрировал своего отца-тирана, верховного бога небес Целуса (что эквивалентно греческому Урану). После того, как Сатурн отрезал гениталии Целуса, он незамедлительно бросил их в море. Поскольку гениталии дрейфовали по воде, кровь(в некоторых вариантах, сперма), которая вышла из разорванной плоти, смешанной с морской водой, дала возможность развиться плоду. Этим ребенком стала богиня Венера.

Венера и Вулкан

Венера являлась женой Вулкана, который был известным кузнецом. Вулкан не был красавцем, но он безумно любил супругу, и чтобы доставлять ей радость, ковал для нее красивейшие драгоценности. Его спокойный характер, неприглядная внешность и банальная жизнь с ним, отталкивали Венеру, и она постоянно была неудовлетворена. У Венеры и Вулкана не было совместных детей, но ее внебрачные любовные связи как с богами, так и со смертными, позволили ей стать матерью.

Вулкан ревновал жену и часто испытывал отвращение к ее бесстыдному поведению. Однажды он решил отомстить ей. Он сковал тонкую крепкую сеть и разместил ее в спальне, где Венера обычно принимала любовников. Одним из ее постоянных фаворитов был Марс - бог войны. Подкараулив молодую пару в спальне и дождавшись их пламенных объятий, Вулкан дернул за веревки удерживающие сеть сверху, и она упала на любовников полностью захватив их в неприглядном виде.

Вулкану такой мести показалось недостаточно, и он пригласил остальных богов полюбоваться на скандальную пару. Богам понравилось увиденное, они начали смеяться и издеваться над Венерой и Марсом. На Олимпе еще долго со смехом и грубыми шутками вспоминали унижение пойманной пары. Марс, не выдержав позора, как только освободился из ловушки, спрятался в безопасное место оставив Венеру одну.

Сын Эней

Среди многих детей Венеры значительным был Эней, легендарный троянский герой, чьи блуждания позволили ему найти город, который когда-нибудь станет Римом. Эней был рожден в результате любовной связи Венеры со смертным царем дарданов, Анхизом. Венера соблазнила его в облике фригийской принцессы (миф, заимствованный непосредственно у греков). Легенда утверждает, что именно Венера помогла Энею убежать от горящего города Трои, защищая его от гнева Юноны. Позже ему встретилась богиня Дидона, королева Карфагена. Она предоставила ему надежное убежище, а после влюбилась в Энея.

В одной из очередных битв Эней находит свою смерть рядом с рекой Нумичиус. Убитая горем Венера попросила бога Юпитера воскресить сына. Юпитер согласился, и после того, как бог реки Нумичиус собрал из нее останки Энея, Венера помазала его бессмертным нектаром амрита, сделанным из амброзии. Эней тут же принял потерянную форму. Поскольку он является отдаленным потомком Ромула и Ремуса, мифологических основателей Рима, Венера также считалась божественным предком всего римского народа. Кроме того, самые известные императоры Юлий Цезарь и Август также проследили свое происхождение до Энея и, следовательно, до Венеры.

Венера в искусстве

Учитывая идею о том, что Венера была олицетворением красоты и сексуальности, неудивительно, что она являлась обычным предметом классического, средневекового и современного искусства. Римское и эллинистическое искусство произвело множество вариаций относительно богини, часто основываясь на греческой Афродите из Книды, самой известной скульптуре Праксителя. Многие скульптуры передающие женские обнаженные образы, нашедшие своё место в современной истории искусства, обычно называются «Венеры», даже если они изначально могли служить изображению смертной женщины, а не как культовой статуи богини. Примерами такого типа работ являются знаменитая Венера Мило (130 л. до н. э.), Венера Медичи, Венера Каспитолина и Венера Каллипига - форма богини, популярная в Сиракузах.

Венера возобновила свою популярность, как предмет живописи и скульптуры в эпоху Возрождения в Европе. Выступая «классической» фигурой», для которой нагота была ее естественным состоянием, было социально приемлемо изобразить Венеру незапятнанной. Как богиня сексуального наследия, степень эротической красоты в ее выступлении была также оправдана, что явилось очевидным призывом ко многим художникам и их покровителям. Примерами таких работ являются «Рождение Венеры» Боттичелли (1485 г.), «Спящая Венера» Джорджоне (1501г.) и «Венера Урбино» (1538 г.). Со временем общий термин venus означал любое постклассическое художественное изображение обнаженной женщины, даже если не было никаких признаков того, что произведение искусства являлось богиней.

Почитание

Поклонение Венере было сосредоточено вокруг ее главных храмов, прежде всего во время двух фестивалей Виналии, которые отмечали обильный урожай. 15 августа 293 года до н.э. в её честь был воздвигнут один из старейших храмом. Храм был построен на деньги собранные из штрафов, взимаемых с женщин, которые были признаны виновными в прелюбодеянии. День поклонения был назначен на 19 августа, после чего начиналось празднование фестиваля.

23 апреля 215 года до н. э.был построен еще один храм посвященный Венере, который находился за воротами Коллины на Капитолийском холме в целях празднования поражения римлян в битве при Тразименском озере. Этот день отмечался в течение столетий, за которым последовал еще один фестиваль Виналии.

В ее роли как предка римского народа Венера, мать, была отмечена на фестивале 26 сентября. Поскольку богиня считалась матерью юлианской родословной, в частности, Юлий Цезарь также посвятил ей храм в Риме.

Словник : Вальтер - Венути . Источник: т. Va (1892): Вальтер - Венути, с. 906-909 ( · индекс ) Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ :


Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы , обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.

Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. II). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера , статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски , хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская , в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою - лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).

В древнеримской мифологии Венера - богиня любви, плодородия и красоты. Считалось, что если человек красив и грациозен, значит, она обратила на него свой взор.

Изначально богиня Венера была покровительницей цветущих садов, весны. Но позже ей стали приписывать роль хранительницы женской красоты, брачных уз и любви.

Жизнь богини

Есть две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью верховного бога Юпитера и его жены Дионы. По другой версии, она родилась из морской пены и ее воспитывали нимфы-океаниды, которые и научили ее всему, что стоит знать женщине.

На смотринах, который устроил Юпитер, Венера отвергла всех женихов. Верховный бог разозлился и выдал ее замуж за самого некрасивого из божеств - Вулкана, покровителя кузнецов.

Также богиня Венера являлась матерью Энея, который спасся из Трои и стал родоначальником всех людей в Риме, именно поэтому она считалась прародительницей римского народа. Сам Цезарь любил хвалиться, что его род берет свое начало от богини.

Богиня Венера в мифологии

Считалось, что Венера присутствует при заключении брака и хранит уже заключенные союзы. Но только при условии, что оба супруга вносят свою лепту в отношения. Тогда она дарит им терпение и множество детей.

Но наравне с покровительством брака, богиня Венера являлась хранительницей проституток. По преданию, когда Рим погряз в разврате, жители города возвели храм Венеры, которая восстановила добрые нравы.

Кроме хранительницы брака и красоты, Венера является посредником между людьми и богами и прародительницей римского народа. Считалось, что она позволяла сохранять величие римлянам и помогала им одерживать победы в битвах. Поэтому ее еще называют Венерой Победоносной.

Римская мифология использует параллели с греческой, поэтому нередки случаи, когда под именем Венеры подразумевают греческую богиню Афродиту, и наоборот.

Внешний облик

Богиню изображали удивительно красивой и обаятельной девушкой. Юная, стройная, с длинными золотыми волосами, богиня красоты Венера покорила сердце не одного мужчины. К ее ногам пали Адонис, Марс, Анхис.

Как правило, она представала перед человеком обнаженной, но иногда надевала на бедра тканевое полотно.

Римская богиня Венера - противоречивая богиня, она одновременно воплощает в себе женское целомудрие и физическое влечение. В характере присутствует как спокойствие и рассудительность, так и легкомыслие и игривость.

Свита Богини

В свите у Венеры были три служанки - Грации. Они воплощали красоту, радость, удовольствие, грациозность и изящество. Главными их достоинствами считалось благодетельность и любезность. Символами Граций были яблоко, роза, мирт.

В ее свиту также входил ее сын Купидон. Он воплощал любовь и страсть. По преданию, он родился среди пастбищ и конских табунов, поэтому вначале он являлся сельским богом и обеспечивал плодовитость стада. И только позже стал покровителем человеческой любви.

Венера в живописи и скульптуре

Начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью, этот персонаж мифологии вдохновлял многих деятелей искусства.

До настоящего времени сохранилось множество статуэток, выполненных именитыми и неизвестными мастерами, которые хранятся в самых известных музеях мира.

Безусловно, в пантеоне Рима были красивые богини, но Венера - это совершенство, недосягаемый образ. Ее изображали на мозаике храмов, в качестве декораций статуями богини украшали дома богатых горожан.

Венера Милосская - самая знаменитая скульптура, авторство которой приписывают скульптору Агесандру. На сегодняшний день она хранится в самом знаменитом музее мира - Лувре. Венера Милосская считается эталоном женской красоты: у нее красивые черты лица, горделивая осанка и пропорции тела, восхищающие не одного творческого человека.

Согласно истории, руки статуи были утрачены при конфликте между турками и французами, которые хотели заполучить прекрасное изображение богини. Когда ее доставили в Лувр, местные искусствоведы вынесли приговор - восстановить руки уже невозможно.

Пик популярности Венеры пришелся на эпоху Ренессанса. Множество художников запечатлели ее образ на своих полотнах. Самая известная картина того времени вышла из-под кисти Сандро Боттичелли. Каждую эпоху мастера добавляли разные детали к ее облику.

Каждый мастер хотел раскрыть в полной мере образ богини: красоту, грацию и загадочность. У каждого было свое видение, и нет двух одинаковых статуй и картин, которые изображают Венеру.

В современном искусстве образ богини используется как воплощение идеального женского тела, без мифологического подтекста. В иных случаях художники изображают своих возлюбленных в образе Венеры.

Кроме самой богини, художники рисовали и ее свиту. Чаще всего на холсте Грации были изображены нагими, реже - в полупрозрачных одеждах. Это делалось для того, чтобы показать их неземную красоту и непорочность.

В литературе

В литературных произведениях богиня Венера и Грации являлись покровительницами духовной любви и страсти. Нередко под именем богини подразумевались плоды.

Так же как и в живописи, в литературе Венеру описывали по-разному, сообразно представлению писателя.

Множество поэтов в разные эпохи воспели в своих стихах Венеру: Анджело Полициано, Райнер Мария Рильке, Афанасий Фет, Павел Антокольский, даже Владимир Маяковский.

В философском труде Марсилио Фичино важной фигурой являлась Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие, любовь и красоту, которая вела смертных на небеса.

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того, что Крон, оскопив Урана, забросил его гениталии в море.

Ее появление в Греции со стороны моря - одно из свидетельств того, что эта богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя - Киприда, указывающее на то, что ее высоко чтили на этом острове.

Согласно мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае она старше Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний довольно мрачный мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она - дочь Зевса и океаниды Дионы, однако в таком случае придется признать, что до этого на земле не было подлинной любви, а только, как теперь говорят, секс.

Хотя она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее заимствован, как считают специалисты, у ближневосточных племен (финикийская Астарта и более древние богини: египетская Исида и ассирийская Иштар). Однако подобные заимствования мало что объясняют по сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс вывез из Малой Азии, но это еще не означает, будто европейская культура заимствована оттуда. С развитием цивилизации греки стали преклоняться перед женской красотой и боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой возник образ прекрасной любвеобильной богини.

2,6 тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати сказать, в Малой Азии) писал: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость. Я бы хотел умереть, раз перестанут манить тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе».

А через пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо любовь вдохновляет людей:

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,

О благая Венера

Под небом скользящих созвездий

Жизнью ты наполняешь и все судоносное море

И плодородные земли, тобою все сущие твари

Жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят…

Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую в сердце,

Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье

Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,

И ничего без тебя на божественный свет не родится.

Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы…

Считается, что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда окружена цветами, словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна. Муж ее, самый уродливый из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно занят в своей кузнице. Это позволяет Афродите одарить своей любовью некоторых богов и людей. Она обладала волшебным поясом, который делал каждого влюбленным в его хозяйку.

Наиболее долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и нередко пьяным богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них было трое детей.

Гефест, узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка. После этого он, простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою кузницу. Афродита, призвав Ареса, возлегла с ним на ложе любви. Предаваясь страсти, они поздно заметили, что попали в прочную сеть Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда изобретательный муж вернулся, взяв в свидетели своего супружеского бесчестия богов Они вынуждены были - не без интереса к прелестям Афродиты - констатировать прелюбодеяние. Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется, ты бы и сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба рассмеялись.

Однако дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного отца Афродиты, Зевса, возврата всех богатых свадебных даров. Однако Зевс рассердился и заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. И хотя семейный конфликт был улажен, у Афродиты появились новые страстные поклонники: Гермес и Посейдон. От первого у нее родился Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида и, не добившись взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так появилось первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым сведениям, было двое детей.

Вот слова А. А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей и богов силой любви и влекущей прелестью».

Любовные приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало. Возможно, многие из них были «присочинены» сравнительно поздно, для того чтобы умалить авторитет этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде всего на островах и в Малой Азии; не случайно в Троянской войне она вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой выступает против ахейцев на стороне троянцев.

Есть предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в более древних мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее позор, в таком случае, был своеобразной местью греков, снижением величия ее образа. Как отметил А. Ф. Лосев, Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей. Столь унизительное положение великий философ Платон определил «Афродите Пандемос» (Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту Уранию» (Небесную), доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных, вдохновляет поэтов и мыслителей.

В римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи с почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней перешли к Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад, когда ее считали богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как Сулла, Помпеи и Цезарь. С распространением в Римской империи восточных культов, Венеру стали отождествлять с богинями Исидой, Астартой. Мифологический круг замкнулся.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Афродита и Адонис Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису . Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.8. Венера в основном гороскопе рис.4.39Изображения Венеры в основном гороскопе на различных зодиаках представлены на рис.4.39. Каждая из клеток рисунка соответствует одному зодиаку, условное обозначение которого проставлено в кружке. Если кружок закрашен серым, то Венера

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

2. Венера В первую очередь необходимо упомянуть истинную богиню любви, по крайней мере согласно популярным представлениям, то есть Венеру – богиню, которая приобрела большую известность после того, как Вергилий написал «Энеиду», включив в этот национальный эпос многие

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.15. Венера во Льве Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26–28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли ВЕНЕРУ. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие ЛЬВА. То, что

Из книги Загадка Фестского диска и змеепоклонники автора Кучиньский Мачей

ВЕНЕРА Этот цикл длится 584 дня. В течение 236 дней Венера является людям как Утренняя Звезда, потом исчезает на 90 дней; снова возникает на 250 дней, но уже как Звезда Вечерняя, а затем в течение 8 дней вообще не видна на небе. Эти «исчезновения» планеты древние объясняли ее

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Венера Книдская и Венера Милосская Когда мы произносим имя «Афродита-Венера», перед нами сразу же встает воспетый в древнегреческих мифах образ «прекрасновенчанной» богини, «улыбколюбивой» девы с «ресницами гнутыми»… Вот она, рожденная из морской пены, выходит на

Из книги Клеопатра. Последняя царица Египта автора Вейгалл Артур

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.2. ВЕНЕРА Но если обнаженный мужчина – Солнце, то какую планету изображает стоящая рядом обнаженная женщина, обращенная к нему? Ответ в общем-то ясен. Скорее всего, это Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, см. рис. 1.75. Венера, она же Афродита, является

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

ГЛАВА III ВЕНЕРА Венера Продолжительность года была точно известна во втором и третьем тысячелетии, сознательное пренебрежение четвертью дня каждый год, что составляло потерю двадцати пяти дней за столетне, было скорее всего намеренным отклонением от точности,

Из книги Религия эллинизма автора Зелинский Фаддей Францевич

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

6. Мадонна и Венера. (Параллели) Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! мать! - говорят нам, и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ мадонны с младенцем на руках, но для меня ничуть не ниже Венера Милосская,

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.6.2. Венера Но если обнаженный мужчина – это Солнце, то какую планету изображает стоящая обнаженная женщина, обращенная к нему и находящаяся рядом с ним? Ответ ясен. Скорее всего, это – Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, рис. 4.81. Венера, она же



Вверх