Гениальные цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен. Усадьба Дунте: до некогда уединённого райского уголка сейчас легко добраться

арестованы, господин барон.
Сдавайте шпагу. Я жду!
Сдавайте, сдавайте. Совершенно распустились!
Кто хочет - объявляет войну, кто не хочет - не объявляет.
Господин барон, господин барон! Вы просили вечернюю газету! Вот!

Прошу вас.
- Ага.

- "Тайфун в Сицилии"
- Выше.
"Куда поехать с семьей в свободное время."

Выше.
- Вот.
Вот. "Сообщения из-за границы:
...Англия признала независимость Америки".
Так!
Без 10 минут 4. Успели. Их счастье.
Честь имею!

Это немыслимо! Он его отпустил.
- А что он мог сделать?
Это же чудовищное совпадение! Неужели не ясно?
Нет. Это не герцог. Это тряпка!
Сударыня, что вы от него хотите? Англия сдалась.
Почему продолжается война? Они что у вас газет не читают?
Вспомнил! Он действительно стрелял в оленя. Но через дымоход.
Браво! Тебе очень идет подвенечный наряд.

Он идет каждой женщине.
- Тебе особенно!

Жаль, что его одевают только раз в году.
- Ты его будешь носить каждый день.
Мы каждый день будем венчаться. Хорошая идея?
Отличная. Только сначала нужно развестись.
Ты не забыл, что через пол часа начнется бракоразводный процесс?
Он начался давно. С тех пор, как я тебя увидел.
Если бы ты знала, какой подарок я тебе приготовил!

Сколько дней в году?
- 365.
Не торопись с ответом.
Трудно говорить, когда на тебя смотрит столько сочувствующих глаз.
Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов
но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной.
Нет. Не надо жалеть меня, господа.
Не унижайте меня жалостью, пожалейте лучше себя.
Мой муж, господа, опасный человек!
20 лет моей жизни отдано ему!
20 лет я усмиряла его. Я удерживала его в границах семейной жизни.
И тем самым спасала жизнь. Вашу жизнь. Жизнь общества от него!
Но вы сами разрываете наши узы.
Что ж... Потом вините только себя. Не страшно.
Не страшно, что я брошена. Не страшно.
Страшно, что он свободен!
Подумайте об этом, господа судьи!

О чем это она?
- Барона кроет.

И что говорит?
- Ясно что, подлец, говорит.

Псих ненормальный, врун несчастный.
- И чего хочет?

Ясно чего, чтоб не бросал.
- Логично.
...Он должен находиться под наблюдением или государства или семьи!
Я думаю, что семья надежнее!

Карл, ну почему так поздно?
- По-моему рано, не все глупости еще сказаны.

Карл, я тебя умоляю.
- Я понял. Ни одного лишнего слова.

Кстати, я сделал удивительное открытие.
- Что, опять?!
Вы все ахнете! Это перевернет жизнь в нашем городе.
Барон, я тебя умоляю, просто умоляю, только не сегодня!
Ответь только на один вопрос: Сколько дней в году?

Ладно. Остальное потом.
Вызывается барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен!
Я здесь, господин судья.
Господин барон, что вы можете сообщить суду по существу дела?

Смотря что вы считаете

Тридцать второе мая

Судья (берет письмо, читает). «Я, Карл Фридрих Иероним…»

Рамкопф . Дату! Читайте дату!

Судья . «Тысяча семьсот семьдесят шестой год. Тридцать второго мая». Что?! (Мюнхгаузену.) Вы ошиблись, барон.

Мюнхгаузен . Почему? Я поставил точное число.

Рамкопф . Такого числа нет!

Мюнхгаузен . Ну-ну, как это — нет?.. Мне-то не рассказывайте!

Бургомистр . Если вчера было тридцать первое мая, то сегодня какое?

Мюнхгаузен . Тридцать второе… Вы только не волнуйтесь, господа. Я вам сейчас все объясню… Это — мое открытие…

Баронесса (истерически). Фигляр! Сумасшедший!

Феофил . Стреляться! Немедленно! С двух шагов!..

Мюнхгаузен . Да подождите! Я же объясню…


Мюнхгаузен . Нет, вы меня послушайте! Не может быть, чтобы один умный человек не понял другого… (Томасу.) Где Марта?

Томас . Фрау Марта переодевается, господин барон.

Мюнхгаузен . Переодевается?.. Зачем?.. Ах, да… Я же велел ей надеть подвенечное платье. Мы собирались ехать в церковь…

Бургомистр . Сразу?!

Мюнхгаузен . А чего же тянуть?..

Бургомистр . Развод и венчание в один день?!

Мюнхгаузен . Конечно! Для чего откладывать?.. И потом, какой это день тридцать второе!

Бургомистр (жалобно). Барон, ради бога, разрешите мне уйти… у меня слабое сердце… Я не смогу выдержать этого объяснения…

Мюнхгаузен . Марта умная женщина, она все поймет…


Бургомистр (Марте). Вы уже знаете, что случилось?

Марта . Нет. Но понимаю, что развод не подписан.

Бургомистр . В том-то и беда, что уже был подписан!.. Все шло идеально. И наш барон, как никогда, был выдержан… Не дерзил, не стрелял в воздух… И вдруг — эта нелепая фантазия; тридцать второе мая! (Мюнхгаузену.) Ну скажите, черт возьми, откуда оно вдруг взялось?!

Мюнхгаузен . Я вам давно пытаюсь объяснить.

Марта . Тридцать второе? Этого и я не знала.

Мюнхгаузен . Правильно! Я хотел тебе сделать сюрприз.

Бургомистр . Вы его сделали, не отчаивайтесь!

Мюнхгаузен . Послушайте же наконец! Марта! Томас!.. Бургомистр! Я открыл новый день. Это одно из самых великих открытий, а может, самое-самое… Я шел к нему через годы раздумий, наблюдений… И вот оно пришло — тридцать второе!

Бургомистр (усмехаясь). Мы это уже слышали. Я спрашиваю: откуда пришло?

Мюнхгаузен . Ответьте мне, сколько дней в году?

Бургомистр . Не знаю. И вообще, кто спрашивает: вы или мы?

Мюнхгаузен . Хорошо! Я сам буду задавать вопросы и сам на них отвечать. Вы только следите за ходом мыслей… Сколько дней в году?.. Триста шестьдесят пять!.. Точно?.. Нет, не точно— В году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти часы складывают, и тогда каждый четвертый год становится високосным— Но я задумался: а точно ли в году триста шестьдесят пять дней шесть часов?! Оказалось, нет! В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды… Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз. Марта может подтвердить! Итак — три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия — в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день! Тридцать второе мая! (Оглядывая всех с торжествующим видом).

Бургомистр (устало.) Все?

Мюнхгаузен . Все!


Бургомистр . Вы напрасно сердитесь на слугу. Он абсолютно прав. Даже если оно и есть, ваше тридцать второе, оно никому не нужно. Поймите, барон, в мире существует определенный порядок: один день сменяет другой, за понедельником наступает вторник… Нельзя так сгоряча вламываться в движение жизни. Это недопустимо! Начнется хаос. Люди не будут знать, когда рождество, а когда — пасха… Вы же видели, как был взбешен пастор!

Мюнхгаузен . Какой пастор? При чем тут пастор?.. Мы решаем судьбы мироздания… Марта, скажи ты… Ты же понимаешь, что я прав?

Марта . Извини меня, Карл… У меня что-то все перепуталось в голове… Наверное, ты, как всегда, прав… Я не понимаю в расчетах и верю тебе… Но нас не обвенчают! Это я поняла… И я ухожу. Не сердись, милый, я устала…

Бургомистр . Барон, нельзя же так издеваться над любящей женщиной! Ради нее, ради вашей семьи вы можете признать, что сегодня … обычный день, тот, что в календаре?!

Мюнхгаузен . Да как же я могу это сделать? Все, что хотите, кроме лжи! Соглашусь на что угодно, но никогда не скажу, что белое — это черное, что тридцать второе — первое.


Бургомистр . Не знаю, можно ли теперь все это поправить?

Мюнхгаузен . Ну, ну… Всегда есть способ выкрутиться… У вас такой опыт…

Бургомистр . Попытаться, конечно, можно… Но прежде всего вы должны признать, что сегодня первое июня.

Мюнхгаузен (равнодушно). Хоть десятое…

Бургомистр (гневно). Не десятое, а первое! Не делайте, пожалуйста, одолжений!..


Мюнхгаузен . (Снимает парик.) Я все напишу, господа! Раз тридцать второе мая никому не нужно, пусть будет так… В такой день трудно жить, но легко умирать… Через пять минут барона Мюнхгаузена не станет. Можете почтить его память вставанием!..


Тот самый Мюнхгаузен

— В свое время Сократ мне сказал: «Женись. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом». Еще неизвестно, что лучше.


— Говорят, юмор жизнь продлевает…

— Это тем, кто смеется, жизнь продлевает, а тем кто острит — укорачивает.


— Как все? Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? Не переписываться с Шекспиром?


— Мы разучились делать маленькие глупости. Мы перестали лазать в окно к любимым женщинам…


— Не усложняй, барон… Втайне ты можешь верить.

— Я не могу втайне. Я могу только открыто.


— Ну вот и славно… И не надо так трагично, дорогой мой… В конце концов, и Галилей отрекался!

— Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно.


— Ну-с… будем исповедоваться.

— Я делал это всю жизнь.


— Объясните суду, почему 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?

— Извините, господин судья, двадцать лет длилась трагедия и только теперь вс е должно быть хорошо!


— Тебя ждет тюрьма.

— Чудесное место… Здесь рядом со мной Овидий, Сервантес — мы будем перестукиваться.


— Ну, ну, дорогой мой. Не надо так трагично! Все будет хорошо. Во всяком случае, весь город перестанет смеяться над вами.

— Жаль!! Я никогда не боялся быть смешным. Это не каждый может себе позволить.


— Господи! Неужели вам обязательно надо убить человека, чтобы понять, что он — живой?..


— Черт возьми, как умирать-то надоело…


— Господи, как вы мне надоели!.. Поймите же, что Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет.


— Я понял в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо еще не признак ума, господа. Все глупости на земле совершаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!


Автор идеи — Кофейный секретарь Дядя Боря. Автор подборки цитат для второй части публикации — пользователь Интернета, пишущий под ником «Электрон». Художественное воплощение — Мария Ольшанская. Литературный — фантазия Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

Городок Вернигероде (Wernigerode) удивительно красив и романтичен. «Рай земной», «фахверковая жемчужина» — так называют его туристы. Первые упоминания о городе встречаются в исторических документах 1121 года. Граф Адальберт в том году начал строить свою крепость, которая стала предшественницей знаменитого замка Вернигероде. Этот замок нередко именуют «Нойшванштайном в Гарце» — он так же прекрасен, как и легендарный Нойшванштайн. […]

Городок Вернигероде (Wernigerode) удивительно красив и романтичен. «Рай земной», «фахверковая жемчужина» — так называют его туристы. Первые упоминания о городе встречаются в исторических документах 1121 года. Граф Адальберт в том году начал строить свою крепость, которая стала предшественницей знаменитого замка Вернигероде. Этот замок нередко именуют «Нойшванштайном в Гарце» — он так же прекрасен, как и легендарный Нойшванштайн.

Дворец Вернигероде (Schloss Wernigerode) был построен на средневековом пути к охотничьим угодьям в горах Гарц. Основатель династии графов Вернигероде — первый владелец замка — переселился в эти края из Швабии ещё при Генрихе V . За всю историю замка его много раз перестраивали. В 1674-76 гг. он был реконструирован в барочном стиле, а нынешний облик обрёл ближе к концу XIX века. В тот период графская резиденция была существенно расширена и дополнена; архитекторам удалось добиться полной гармонии с соседними строениями. Реконструкция выполнялась в стиле историзма, поэтому здание приобрело черты модной в то время неоготики. В ходе работ был создан масштабный колоритный ансамбль, и поныне гордо возвышающийся над горами Гарца.

Граф Отто Штольтеберг , владелец замка того времени, был влиятелен и богат. Он сумел сделать блестящую карьеру и даже стал заместителем «железного канцлера» Отто Бисмарка . В 1890 г. он получил княжеский титул. До 1929 года Вернигероде был жилой резиденцией графской семьи — позднее отдельные части этого здания были открыты для публики.

Даже если вам не приходилось бывать в Германии, облик замка Вернигероде может показаться вам знакомым. В 1979 году здесь снимали культовый фильм Марка Захарова — «Тот самый Мюнхгаузен» — картину по пьесе Горина, с Янковским и Кореневой в главных ролях. В то время территория города и замка принадлежала ГДР. Улицы города Вернигероде имели первозданный вид, они почти не пострадали в годы войны. К массовым сценам и эпизодам привлекались немецкие актёры и жители города. В фильме можно увидеть старинные фахверковые дома, старую ратушу и замок Вернигероде.

Туристы, приезжающие в город, обязательно посещают и замок, чтобы приобщиться к его средневековой романтике. Сюда можно добраться от старого центра города, если воспользоваться популярным туристическим поездом на автомобильных колёсах. С горы Агнесберг , на которой располагается замок, открывается удивительный вид на вершины Гарца, горнолыжную трассу, фруктовые сады и красные крыши старинных домиков Вернигероде.

Чтобы спуститься обратно, нужно пройти мимо бывших господских конюшен (сегодня в них помещаются жилые квартиры); миновать старый княжеский парк с барочной оранжереей. Оранжерея с 1826 года служила придворной библиотекой. В ней насчитывалось более 100 000 томов. В регионе это собрание книг считалось самым значительным. Здесь хранился экземпляр Библии Лютера — перевод Священного Писания, сделанный в 1534 году. В послевоенные годы часть библиотечных фондов была вывезена в Советский Союз. После этого опустевшее здание начало разрушаться. В настоящий момент в нём находится земельный архив региона Саксонии-Анхальт.

Музей в замке Вернигероде

Монаршие особы нередко посещали замок Вернигероде. Последним коронованным гостем резиденции стал Ахмад Фуад I – правитель Египта. Его визит в замок состоялся в 1929 году.

До 1930 года хозяева замка сохраняли за ним статус резиденции, но позже они перебрались в другие свои владения, а Вернигероде частично открыли для посетителей в качестве публичного музея. При этом финансирование исторического объекта осуществлялось за счёт государства. После II Мировой войны Вернигероде национализировали, и с 1949 года он приобрёл статус государственного музея ГДР.

За годы войны часть обстановки замка была утрачена. Предметы интерьера и аксессуары подбирали в коллекциях других немецких музеев. Такое замещение не повлияло на общую картину — в целом обстановка замка выглядит совершенно аутентичной. Полномасштабная реставрация проводилась в течение последнего десятилетия. Наряду с восстановительными работами осуществлялся активный розыск подлинных произведений искусства и других предметов, ранее находившихся в Вернигероде.

Am Schloß 1 38855 Wernigerode, Germany
schloss-wernigerode.de‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.


Тот самый Мюнхгаузен

...................................................................................................................................................................................

Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись.
- Ну, что же Вы выбрали?
- Угадайте.

А рука-то у меня, слава богу, о-го, сильная, а голова, слава богу, мыслящая!

Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
- Обязательно. Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.

Как, вишневое дерево?
- Дерево? На голове оленя? Скажите лучше - вишневый сад!
- Если бы вырос сад, я бы сказал - сад. А поскольку выросло дерево, зачем же мне врать?

Ой!
- Конечно, дергать мы все умеем. Висит ручка, чего не дернуть?

Господин барон Вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает.
- Заперся и спрашивает:"Томас, говорит, не приехал еще господин пастор?"
- Я говорю: "Нет еще".
- Он говорит "Ну и слава богу".

Господин барон пошел как-то раз в лес на охоту.
- Медведь бросился на него. А поскольку господин барон был без ружья...
- Чего же он был без ружья?
- Я же Вам говорю, он пошел на охоту.

Томас, посмотри, они летят? А?
- Летят, господин барон! Сейчас пролетят над нашим домом.
- Будем бить через дымоход.

Ну как?
- Попал. Утка. С яблоками. Она, кажется, хорошо прожарилась.
- Она, кажется, и соусом по дороге облилась.
- Да? Как это мило с ее стороны.

Так. К сожалению, барон, я ничем не смогу Вам помочь.
- Почему?
- Потому, что при живой жене Вы не можете жениться вторично.
- Вы говорите, при живой?
- При живой.
- Вы предлагаете ее убить?
- Господи! Да упаси Вас бог, барон!

Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.
- Хотелось его развеселить. Мне сказали: умный человек.
- Ну мало ли что про человека болтают.

Господин Рамкопф, Вы друг нашей семьи, Вы очень много делаете для нас. Сделайте еще один шаг!
- Все, что в моих силах.
- Вызовите отца на дуэль.
- Никогда.
- Но почему?
- Ну, во-первых, он меня убьет. А во-вторых...
- Первого достаточно. Успокойся, Фео.

Судя по обилию комплиментов, вы вернулись с плохой новостью?

Нет оснований? Человек разрушил семью, выгнал на улицу жену с ребенком.
- Каким ребенком? Я офицер!
- Выгнал жену с офицером.

Но это факт?
- Нет, это не факт.
- Это не факт?
- Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.

Дело в том, что наш обожаемый герцог в последнее время находился в некоторой конфронтации с нашей обожаемой герцогиней.
- И что?
- Ой.
- Ужасный мальчик. Весь в отца.
- Ну, ну. Говорят, она его поймала с какой-то фрейлиной. Это было ужасно! Это было...
- И что?
- Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами "На волю! Всех на волю!"

Все решение в талии. Как вы думаете, где мы будем делать талию?
- На уровне груди.
- Гениально!
- Гениально, как все истинное.

Я не разрешу опускать линию талии на бедра. 155.
- В конце концов, мы - центр Европы.
- Я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия.
- Хотите отрезной рукав - пожалуйста.
- Хотите плиссированную юбку с вытачками? Принимаю и это.
- Но опускать линию талии не дам.

- "Распорядок дня барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена на 30 мая 1779 года."
- Любопытно.
- Весьма.
- "Подъем в 6 часов утра."
- Ненаказуемо.

- "С 8 утра до 10 - подвиг."
- Как это понимать?
- Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну? Что Вы скажете, бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?

Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.

Господа, мы дошли до очень интересного пункта."16:00- война с Англией".
- С кем?!
- С Англией.
- Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?
- Где она? Где, я Вас спрашиваю?
- Кто?
- Англия.

Отозвать всех уволенных в запас. Отменить отпуска. Гвардию построить на центральной площади. Форма одежды - летняя, парадная. Синие мундиры с золотой оторочкой. Рукав вшивной. Лацканы широкие. Талия на 10 см ниже, чем в мирное время.
- Ниже?
- То есть выше.
- А грудь?
- Что, грудь?
- Оставляем на месте?
- Нет, берем с собой.

Неужели нельзя арестовать одного единственного человека? Конь устал!
- Все в порядке, Ваше Высочество. Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтоб не расходились.

Это еще что такое?
- Арестованный.
- Почему под оркестр?
- Ваше высочество, сначала намечались торжества потом аресты. Потом решили совместить.

А где наша гвардия? Гвардия где?
- Очевидно, обходит с флангов.
- Кого?
- Всех.

Сдайте шпагу.
- Ваше высочество, не идите против своей совести.
- Я знаю, Вы же благородный человек, и в душе тоже против Англии.
- Да, в душе против. Да, она мне не нравится... Да.
- Но я сижу и помалкиваю. Война это...

Почему продолжается война? Они что у Вас, газет не читают?

Мой муж, господа, опасный человек! 20 лет моей жизни отдано ему! 20 лет я усмиряла его. Я удерживала его в границах семейной жизни. И тем самым спасала жизнь. Вашу жизнь. Жизнь общества от него!...

Не страшно, что я брошена. Не страшно. Страшно, что он свободен!

О чем это она?
- Барона кроет.
- И что говорит?
- Ясно что, подлец, говорит. Псих ненормальный, врун несчастный.
- И чего хочет?
- Ясно чего, чтоб не бросал.
- Логично.

Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.

Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства.
В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили "нет", и нас тут же обвенчали.
После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие.
Я - в Турцию, она - в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии.

Великий боже, сделай так, чтобы все было хорошо.
Помоги нам, господи. Мы так любим друг друга.
И не сердись на Карла, господи.
Он дерзок, он часто готов спорить с тобой, но ведь ты, господи, старше, ты мудрее.
Ты должен уступить. Уступи, господи.
Ты уже столько терпел. Ну потерпи еще немножко.

Барон, Вы ведь разумный человек. Я всегда относился к Вам с симпатией.
Я уважал Ваш образ мыслей. Свободная линия плеча, обуженные панталоны.

У нас их чересчур много, этих препятствий. Они мне не по силам. Господи, почему ты не женился на Жанне Д"Арк? Она ведь была согласна.
- Я знал, что встречу Марту.

И пусть памятник, который мы устанавливаем в его честь, станет символом...
- Символом - вяло.
- Хорошо, пусть станет не только символом.
- Лучше.
- Пусть станет не только символом беззаветной любви города к своему гражданину...
- Лучше сказать: "К своему великому сыну".
- Лучше. Пусть он станет источником отваги, смелости, родником живительного оптимизма, который никогда не перестанет бить...
- Лучше сказать струиться.
- Но родник, он бьет.
- Иногда бьет, а иногда струится. В данном случае лучше, чтобы он струился.

Который час, Томас?
- Часы пробили 3, барон упал в 2, стало быть, всего час.
- Чего ты болтаешь? Надо складывать 3 плюс 2.
- Это раньше надо было складывать, а теперь лучше вычитать.

Жаль только, что одна половина. А что если не побояться и...
- Ликвидировать.
- Или приблизить?
- Соединить.
- Вот... Так даже смешнее.
- Гораздо. И сразу польется вода.
- Откуда же будем лить воду? Из какого места?
- Из Мюнхгаузена, господа, воду лить не будем. Незачем.
- Он дорог нам просто как Мюнхгаузен. Как Карл Фридрих Иероним.
- А уж пьет его лошадь или не пьет - это нас не волнует.
- Не в пустыне же.

Все шутите?
- Давно бросил. Врачи запрещают.
- С каких это пор вы стали ходить по врачам?
- Сразу после смерти.

Хороший мальчик?
- 12 килограмм.
- Бегает?
- Зачем? Ходит.
- Болтает?
- Молчит.
- Умный мальчик, далеко пойдет.

Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?

Давай поговорим в другой раз.
- Хорошо. Сегодня в полночь у памятника.
- У памятника. Кому?
- Мне.

Господин бургомистр! Его высочество герцог опять промазали! Четвертый раз гоним этого кабанчика мимо его высочества, а его высочество, извините за выражение, мажет и мажет. Прикажете прогнать в пятый раз?
- Нет. Неудобно. Он его уже запомнил в лицо.
- Кто кого?
- Герцог кабанчика.

Нет, ну докатились, а? Докатились! У цыган крадем медведей! А ведь были, были... Буквально родиной медведей.

От меня ушла Марта.
- Она с ума сошла. Неблагодарная, дрянь. Кухарка. Она думает, это просто, быть любовницей такого человека. Мерзавка. Мы ее вернем.
- Это не страшно. Действительно. Мы ее уговорим.

Нет, вы ее плохо знаете. Чтобы вернуть ее, придется вернуть себя.

Вот факты: выписка из церковной книги, справка о смерти барона, квитанция на гроб.
Казалось бы, доказательств более чем достаточно.
Однако, подсудимый продолжает упорствовать!
Воспользовавшись своим внешним сходством с покойным бароном, коварно овладев его походкой, голосом и даже отпечатками пальцев, подсудимый наивно надеется нас обмануть и заставить узнать в себе нашего дорогого барона, которого мы три года назад торжественно проводили!

Фрау Марта, фрау Марта! Фрау Марта, у нас беда, барон воскрес.
Будут неприятности, фрау Марта.

Если человек хочет сказать правду, он имеет на это право. Мне бы только хотелось знать, какую правду вы имеете ввиду?
- Правда одна!
- Правды вообще не бывает.
- Да. Правда - это то, что в данный момент считается правдой.

Господи! Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой!
- Хорошо сказано. Очень. Но у нас нет выхода.

Господин пастор, господин пастор!
- Ну?
- Попросите, чтобы меня пропустили!
- Я ему тут собрал кое-что в дорогу. Все-таки путь то не близкий.
- А ты что, и впрямь думаешь, что он долетит?
- До Луны? Конечно.
- Ее же даже не видно.
- Когда видно, так и дурак долетит. Барон любит, чтоб было потруднее.

Поразительно.
- Что, ваше высочество?
- Я говорю, поразительно, как наш народ гармонирует с природой.
- О! Я это запомню.
- Вы запишите.

Ну а не будет ничего такого не нужного?
- Что вы, Ваше высочество. Все пойдет по плану. После увертюры - допросы. Потом - последнее слово подсудимого, залпы, общее веселье, танцы.

А почему не слышно? Я не понимаю, о чем они говорят.
- Ваше высочество, подсудимый благодарит городские власти и как бы шутит со своей возлюбленной.
- Хорошо. Особенно кружевной воротник и передняя вытачка ему очень к лицу. И вообще, он похож на покойного.

Ну... Будем исповедоваться.
- Я это делал всю жизнь, но мне никто не верил.
- Прошу вас, облегчите свою душу.
- Это случилось само собой, пастор. У меня был друг. Он меня предал. У меня была любимая. Она отреклась. Я улетаю налегке.

Грубо. Как мы все-таки любим... Всегда бы... Не это главное.

Они положили сырой порох, Карл! Они хотят помешать тебе, Карл!
- Вот. Спасибо. Спасибо, Марта. Пусть завидуют! У кого есть еще такая женщина?

Боже мой. Дочь аптекаря - она и есть дочь аптекаря.

Где командующий?
- Командует.

Я уже ничего не понимаю. Так это он или не он?
- Не можешь потерпеть 2 минуты?

Ну вот что, наверное, мы тут все были в чем-то неправы...
- Господа, решением ганноверского суда в связи с успешным завершением эксперимента...
- Раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет...
- Приказано, Высочайшим повелением приказано считать подсудимого бароном Мюнхгаузеном!
- И вот тут некоторые стали себе позволять нашивать накладные карманы и обуживать рукав - вот этого мы позволять не будем.

Поздравляю от всей души!
- Но с чем?!
- С успешным возвращением с Луны!
- Неправда! В этот раз я не был на Луне!
- Как это не был, когда уже есть решение, что был?

Незаметно присоединяйтесь...
- Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь.

Да поймите же!
Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал.
А тем, что не врет.

Томас, ступай домой! Готовь ужин! Когда я вернусь, пусть будет 6 часов!
- 6 вечера или 6 утра?
- 6 дня.

Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.


«…Чудак не всегда частность и обособление, а напротив бывает так, что-он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Часто так бывает, что книга, прочитанная еще в детстве и поразившая нас своею глубиною, или фильм, многократно пересмотренный и разобранный на цитаты, для нас являются только милым воспоминанием о ярких эмоциях, пережитых давным-давно. Эти воспоминания греют душу, навевают приятные ощущения, но, увы, уже не дают той пищи для ума и сердца, которую мы так ценили в них прежде. Такое отношение к любимым источникам вдохновения отчасти понятно и оправданно: сюжет их нам хорошо знаком, диалоги выучены наизусть и кажется, что больше они не смогут освежить наше мировосприятие новыми открытиями. Однако даже при такой степени знакомства с произведением от нашего взора могут ускользать некоторые существенные детали, а иногда и сама суть излюбленного шедевра. Происходит это оттого, что гениальные плоды вдохновения несут в себе настолько большой интеллектуальный, мировоззренческий и духовный потенциал, что его трудно исчерпать человеческим умом. Ибо такого рода труды создаются не столько непосредственным творцом, сколько божественным озарением, которое всегда выступает в качестве соавтора у таланта.

К вышеозначенным творениям, безусловно, относится киношедевр Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Снятый в период советской атеистической цензуры, в своих недрах он таит второй сюжет, который имеет множество параллелей с Евангельским повествованием. И если попытаться посмотреть на этот фильм сквозь призму христианской традиции, можно легко увидеть в главном герое образ не того самого Мюнхгаузена, к которому привык кинолюбитель с «замыленным» взглядом, то есть не просто экстравагантного чудака, немного грустного и отчасти смешного оригинала со склонностью к фантазиям, а трагический образ апологета, противопоставляющего свою высокую истину утилитарному сознанию толпы и готового своей кровью засвидетельствовать верность божественным идеалам.

Ведь если Мюнхгаузен Захарова всего-навсего простой мечтатель, рыцарь печального образа, то сюжет этот давно известен — еще один эксцентрик положил все силы на борьбу с ветряными мельницами и погубил себя из-за своих вздорных причуд. Однако, взгляд внимательного кинозрителя, направленный на главного героя, исключает подобные умозаключения. Нам открывается личность совершенно иного порядка, которая юродствует не по своенравию, но имеет неоспоримый мандат на юродство. И дабы мы не сомневались в этом праве, автор наполнил свое творение аллюзиями, которые отсылают нас к Евангельской истории.

Основная трагедия данного произведения заключается в том, что барон Мюнхгаузен находится в окружении самых близких ему людей, в среде которых он родился, вырос и прожил всю жизнь, однако, не смотря на такую тесную связь, между главным героем и кругом его знакомых ощущается непреодолимая стена непонимания. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что барон и правда в некотором смысле «не от мира сего», так как еще до своего рождения имел честь быть другом великих людей, среди которых Софокл, Сократ, Шекспир и другие гении, жившие гораздо раньше времени, в котором разворачивается действие кинокартины. Поэтому лучше говорить не о рождении Мюнхгаузена, сколько о пришествии или явлении в мир для выполнения какой-то своей особой задачи. Эту задачу в общих чертах можно определить, как возвещение Правды, ради которой барон восстает против поработившей его окружение лжи, ненавидимой им больше всего, по его собственному признанию.

Оригинальная проповедь и способность совершать поступки, не укладывающиеся в рамки разумного понимания мира (чудеса, которые даже благочестивый пастор откровенно называет шарлатанством, оттого что его рациональное мышление не позволяет верить в сверхъестественное) приводит к тому, что барон приобретает себе репутацию довольно славного малого, умного, с чувством юмора, «который может стать примером для молодежи», однако есть одно условие — ему нужно измениться. Этот ультиматум становится главным искушением на пути его служения. Мюнхгаузена не хотят принимать за того, кто он есть на самом деле, ибо в этом виде он не удобен для своих сограждан, поэтому все без исключения пытаются изменить его, сделать похожим на себя. Искушение из уст самого дорого ему человека: «стань таким как все», звучит как прекословие апостола Петра, узнавшего о неизбежности смерти своего Учителя.

Все это ставит главного героя перед трагическим выбором: отречься от своих идеалов, поддавшись на настойчивый призыв толпы: «присоединяйтесь барон, присоединяйтесь», или добровольно взойти на свою Голгофу, где его ждет чудовищный смертельный эксперимент, цель которого осмеять подсудимого и проверить справедливость его заявлений о том, что он и есть «тот самый Мюнхгаузен»: если бы ты был бароном, то доказал нам это чудом.

Ничего не меняется и спустя столетия, чтобы доказать, что человек жив, его непременно нужно сначала убить. Толпе трудно понять, что не чудом проверяется подлинность свидетельств, а тем высоким идеалом, который они в себе несут. Поэтому барон не тем хорош, что летал он или не летал на луну, а тем, что никогда не врет. И не согласен поступиться даже в мелочах, если твердо убежден в незыблемости открытой для него истины 32-го марта (невольно приходит на ум, что Воскресный День, как День Господень – это тоже выход за рамки устоявшегося календаря), то даже ради своей любви, ради самого дорогого и близкого человека, он не может поступиться этим откровением. Это ли не есть воплощение максимы Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)?

Однако эта формула не может быть принята жителями Ганновера, то есть типичными обывателями, каждый из которых поглощен своим собственным фарисейством: неискренней набожностью — пастор, карьерой — бургомистр, материальным благополучием и тщетной славой — баронесса и ее любовник, герцог — одеждой, Марта — своей чувственной привязанностью к барону. Но остается один, тот, кто верен до конца своему хозяину — это верный и благоразумный слуга Мюнхгаузена Томас, чей восторг, возвещающий «воскресение» его хозяина, звучит как исповедание: «Я знал. Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили. Не верил. И когда отпевали — не верил. И даже когда закапывали — сомневался».

Такая искренняя вера является подлинно христианской: остаться со своим хозяином до конца, даже когда факты со всей своей очевидностью говорят об обратном, когда все вокруг предали, руководствуясь каждый своим резоном: лучший друг из-за страха, Марта из-за маловерия (засвидетельствовав свое отречение поцелуем в щеку), его родственники из-за того, чтобы он просто не мешал им, не претендовал на их власть в доме, потому что, как известно, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк 6:4). Они-то и делают все, чтобы скомпрометировать его в глазах равнодушных сограждан, лживого синедриона и верховного правителя, который просто руководствуется старым принципом: «раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет…», умывает руки и не препятствует расправе над праведником.

Но судьи будут посрамлены. Этот ужасный приговор приведет осужденного не к погибели, не к осмеянию, но к славе. Ведь для него этот эксперимент — торжественное восхождение на небо. Причем временное, ибо барон снова придет, но только когда он в следующий раз вернется, тех, осудивших его жителей Ганновера, уже не будет, все потому, что «время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

Конечно, неправильно будет полностью отождествлять евангельского Христа с образом барона Мюнхгаузена, воплощенного в кинокартине Марка Анатольевича. Скорее это образ Сократа, известного нам из Апологии, написанной Платоном, или образ христианских мучеников и непринятых миром юродивых, пострадавших, отстаивая свою истину. Ведь в конечном итоге цель их всех подняться на небо. Поэтому весьма символична и концовка трагической истории ганноверского чудака: после долгих испытаний барон Мюнхгаузен медленно поднимается по лестнице, ведущей в небеса, указывая тем самым вектор, куда должны быть устремлены все силы каждого человека…

Александр Бойко, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

Журнал «НЕвский БОгослов» №11



Вверх