Error: не определено #11234. Дядюшкин сон. Театр Вахтангова. Дядюшкин сон Дядюшкин сон спектакль с ароновой

Дядюшкин сон. Театр Вахтангова. Дядюшкин сон Дядюшкин сон спектакль с ароновой

На сцене великий Владимир Этуш. Народный артист СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Анекдот, развернутый Достоевским в картину провинциальных нравов, в классической постановке Владимира Иванова - это своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого князя и Марии Ароновой, играющей Москалеву. Вместе этот замечательный дуэт дарит несколько часов неподражаемого комического представления.
Режиссер спектакля Владимир Иванов, следуя ставшим уже знаменитыми канонам, элегантно и трогательно переносит нас в провинциальный городок середины девятнадцатого века, где Марья Александровна Москалева пытается выдать свою дочку за престарелого князя.
На пути к «счастливому» браку ее ничто не останавливает: ни влюбленный в Зину (Анна Дубровская) племянник князя (Олег Макаров), ни козни ее соседок, ни глупость собственного мужа. Все преграды преодолимы для воинствующей «наполеонши», кроме честности и порядочности дочери.
В лучших традициях вахтанговской школы Владимир Иванов преподнес этот спектакль как некий дорогой антиквариат, тем самым еще раз подтвердив вечную молодость старой доброй классики.

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут с одним антрактом.

Постановка: Владимир Иванов

Сценография и костюмы: Юрий Гальперин

Музыкальное оформление: Татьяна Агаева

Художник-гример: Ольга Калявина

Художник по свету: Владимир Амелин

Хореография: Татьяна Борисова

Музыканты:

Ия Мустафина
Наталья Туриянская
Ольга Жевлакова
Полина Евланова
Евгений Полтораков

Действующие лица и исполнители:

Князь К., еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился - Владимир Этуш

Марья Александровна Москалева, конечно же, первая дама в Мордасове - Мария Аронова

Афанасий Матвеевич, супруг Марьи Александровны, в критических случаях как-то теряется и смотрит, как баран, который увидел новые ворота - Андрей Зарецкий

Зинаида Афанасьевна, единственная дочь Марьи Александровны и Афанасия Матвеевича, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем - Анна Дубровская

Павел Александрович Мозгляков, молод, недурен собою, франт, полтораста незаложенных душ, петербургский. В голове не все дома - Олег Макаров

Настасья Петровна Зяблова, вдова, проживающая в доме Марьи Александровны в качестве дальней родственницы. Ей бы очень хотелось выйти еще раз замуж - Елена Ивочкина/Лидия Константинова

Софья Петровна Фарпухина, безусловно, самая эксцентрическая дама в Мордасове. Помешана на том, что она полковница - Елена Сотникова/Наталья Молева

Анна Николаевна Антипова, прокурорша. Заклятый враг Марьи Александровны, хотя по наружности ее искренний друг и последователь - Марина Есипенко/Лидия Вележева

Наталья Дмитриевна Паскудина, по прозвищу «кадушка». Уже три недели, как она самый искренний друг Анны Николаевны - Ирина Дымченко/Александра Стрельцина

Торжественный хор мордасовских дам:

Фелисата Михайловна, большая хохотунья, довольно хитра, разумеется - сплетница - Вера Новикова/Наталья Молева

Луиза Карловна, немка по происхождению, но русская по складу ума и сердца - Ирина Калистратова

Прасковья Ильинична, физиономию имеет оскорбленную, вытирает слезящиеся глаза и сморкает нос - Инна Алабина/Любовь Корнева

Катерина Петровна, имеет роскошные формы, которые напоминают лучшие времена человечества - Елена Мельникова

Акулина Панфиловна, престранная девица, почти совсем полоумная - Анна Антонова/Екатерина Симонова

Сонька, дочь Натальи Дмитриевны Паскудиной, пятнадцати лет, а все еще в коротком платье, только до колен - Мария Костикова/Екатерина Крамзина/Лилия Гайсина

Машка, сиротка, тоже в коротком платье, только еще выше колен - Мария Бердинских/Анастасия Асеева/Екатерина Крамзина

Пахомыч, старинный камердинер и любимец князя - Анатолий Меньщиков

Гришка, преданный слуга Афанасия Матвеевича - Евгений Косырев/ Владислав Гандрабура

Стоимость билетов:

Партер ряд 1-6: 5500-4500 руб.
Партер ряд 12-18: 2000-2700 руб.
Партер ряд 7-11: 4500-3500 руб.
Амфитеатр, бельэтаж: 1500-2000 руб.

Резервирование и доставка билета входят в его стоимость.
Наличие билетов и их точную стоимость можно уточнить по телефонам с сайта.

Постановка «Дядюшкин сон» уже не первый год с аншлагом идет в Театре Вахтангова. Режиссер Владимир Иванов своей работой по пьесе в который раз подтвердил, что классика актуальна всегда.

Пьеса «Дядюшкин сон» была впервые напечатана еще в 1859 году. Комедийность, комизм, образы главных героев, острота их реплик - в произведении есть весь необходимый набор характеристик для постановки на театральной сцене. «Дядюшкин сон» вписан в репертуар большинства ведущих театров.

Сюжет спектакля повествует о повседневной жизни Марии Москалевой. Через образ этой женщины зритель воспринимает традиции и быт всех обитателей провинциального городка Мордасова. Здесь интриги, сплетни и пошлые выходки воспринимаются как героизм, подменяют истинные ценности жизни. Влияние такой среды губительно для людей. Человеческие ценности затмевает страсть к роскоши, богатству.

Многое в образе Москалевой, которая может «казнить или миловать», приказывать или убеждать, близко современникам и их взглядам на жизнь. Постановка на сцене Театра Вахтангова - новое прочтение классики, открывающей зрителям еще неизвестного Достоевского. Яркий грим, великолепная игра актерского состава пленяют зрителей уже с первых минут спектакля.

Продолжительность спектакля 3 ч.25 мин.

Действующие лица и исполнители:

Князь К.
еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился -
Марья Александровна Москалева
конечно же, первая дама в Мордасове
Афанасий Матвеевич
супруг Марьи Александровны, в критических случаях как-то теряется и смотрит, как баран, который увидел новые ворота
Зинаида Афанасьевна
единственная дочь Марьи Александровны и Афанасия Матвеевича, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем -
Павел Александрович Мозгляков
молод, недурен собою, франт, полтораста незаложенных душ, петербургский. В голове не все дома - Олег Макаров
Настасья Петровна Зяблова
вдова, проживающая в доме Марьи Александровны в качестве дальней родственницы. Ей бы очень хотелось выйти еще раз замуж - ,
Софья Петровна Фарпухина
безусловно, самая эксцентрическая дама в Мордасове. Помешана на том, что она полковница - ,
Анна Николаевна Антипова
прокурорша. Заклятый враг Марьи Александровны, хотя по наружности ее искренний друг и последователь - Марина Есипенко,
Наталья Дмитриевна Паскудина
по прозвищу «кадушка». Уже три недели, как она самый искренний друг Анны Николаевны ,
Торжественный хор мордасовских дам
Фелисата Михайловна
большая хохотунья, довольно хитра, разумеется — сплетница , Наталья Молева
Луиза Карловна
немка по происхождению, но русская по складу ума и сердца -

Э тот спектакль идет на вахтанговской сцене более пятнадцати лет. Он появился в репертуаре театра еще до прихода Римаса Туминаса на пост художественного руководителя. Тогда знаменитый коллектив переживал не лучший период в своей истории, и «Дядюшкин сон», поставленный на всенародного любимца Владимира Этуша, да еще и с Марией Ароновой в придачу, снова обеспечил вахтанговцам полные залы.

В наследии Федора Достоевского нет ни одной пьесы, но инсценировки по его прозаическим произведениям всегда востребованы театром. «Дядюшкин сон» обычно ставят как бенефис - ролью Князя К. любят отмечать юбилеи маститые актеры. В Вахтанговском театре Князя играет Владимир Этуш - замечательный, умный характерный актер, чья известность, конечно, подкреплена киноролями. Он не боится предстать перед публикой стариком, его Князь действительно немощен и по части пластики напоминает марионетку с плохо смазанными шарнирами. Но вместе с тем, в герое Этуша жив рыцарский дух, он способен искренне восхищаться женщиной.

В случае этого «Дядюшкиного сна» бенефисной стала не только роль Князя К., но и партия Марьи Александровны Москалевой - провинциальной законодательницы мод. Решительную даму сыграла Мария Аронова - сыграла ярко, вкусно, размашисто. «Роль, сыгранная когда-то двумя самыми великими советскими актрисами, Фаиной Раневской и Марией Бабановой, очевидно, получила в лице Ароновой достойную главу своей сценической истории», - писал в рецензии критик Роман Должанский.

Героиня Ароновой решила заполучить в мужья своей дочери Зине старого богатого Князя К. Она уговаривает девушку выйти за старика, переждать, сколько тому будет отпущено, чтобы оставшуюся жизнь ни в чем не нуждаться. Москалёва создает все условия, чтобы престарелый гость увлекся молодой Зиночкой, и тот, не без «помощи» расслабляющих напитков, делает предложение. Правда, на следующий день он уже не может об этом вспомнить... И его племянник (по крайней мере, он так себя называет) Мозгляков, сам желающий жениться на Зиночке, убеждает Князя, что момент предложения тот видел во сне. Зина признается Князю: действительно, пыталась очаровать его - по наущению матери. Князь тронут ее честностью, но переживание слишком сильно для него - он умирает в своем гостиничном номере. Надежды честолюбивой Марьи Александровны рухнули...

Уже первые рецензенты отметили необыкновенное внимание постановщика к массовке, которая тут названа «торжественный хор мордасовских дам». Именно участницы этого «хора» создают узнаваемую и комичную атмосферу провинциального общества. Повседневность этих дам скучна и однообразна, тем цветистее их фантазии о далекой яркой жизни, полной красоты и романтики... Авторы спектакля даже визуализировали некоторые «штрихи» их мечтаний - с ненавязчивым юмором и симпатией к простодушным провинциальным модницам. Художник Юрий Гальперин создал на сцене оригинальную функциональную конструкцию, которая позволяет переносить действие с комнат на улицу и обратно.

В отношениях между людьми нежность и ложь стоят тысячи правд.

Грэм Грин

Я люблю это состояние: проживания иной жизни. Потому, что задумываешься о своей. В суете мегаполиса никто не остановит тебя, не скажет: «Я решительно не понимаю, зачем я прожил эту жизнь…» А говорить это надо сейчас - нам, молодым, чтобы потом не случилось с нами такое.

Я люблю, когда передо мной талантливый человек, которого Бог поцеловал в макушку. Потому что понимаешь безмерность Божьей любви ко всему сущему.

Я люблю, когда зал долгими овациями держит своих любимых, своих неповторимых - под софитами. И стихает зал, и великий артист в тишине делает еще шаг навстречу своему зрителю: «Спасибо вам… Мы можем сейчас для вас - все сначала».

Я люблю, когда зритель не спешит в гардероб, не поворачивается к сцене спиной, пока открыт занавес, вытаскивая сумки и удирая так, словно сейчас сорвется последняя в мире электричка, и он определенно не успеет к заветному рейсу. Нет, зрители стоя аплодируют, зная цену и времени, и таланту, и сегодняшнему вечеру. И актеры тоже долго стоят на сцене.

Я все это очень люблю.

Потому что это - вахтанговцы.

Особый дух и особый мир Вахтанговского театра. В другом театре это может быть, может не быть. Но в этом - есть всегда.

Талант актера. Говорят, способность играть, словно живешь. Говорят, способность пройти таким путем, каким никто не прошел. Говорят, новый взгляд на избитую тему. Или талант - это совершенство ремесла: сыграть трагедию на сухих глазах, когда зал прольет горькие слезы. А вы знаете, что такое талант? Что такое огонь? Что такое снег?

Я видела в театре, как пожилой солидный мужчина вытирал слезы от трагедии Сирано-Домогарова, а они не слушались и бесконечно катились по его щекам. Или как молоденькая девчушка, скрутив пальцы, огромными глазами-звездами смотрела на Дэнни Олега Меньшикова. Я не знаю, что такое талант. Но в одном убеждена точно: мера таланта актера - лицо и душа зрителя. Тысячу раз прав Константин Райкин, когда говорит о том, что театр даже самого плохого человека делает, пусть на пару часов, добрее и чище. Потому что любой человек, если он не конченый мерзавец, на эти пару часов сострадает добру и ненавидит зло. И пусть - даже если - только на пару часов становится лучше. «И тогда потом, потом… Бог огонек-то под сковородкой у него чуть-чуть убавит».

Я смотрела «Дядюшкин сон», комедию непревзойденного Федора Михайловича в театре Вахтангова. И все так ясно и понятно: глупый до смеху князь-старик, алчная мамаша, честная чистая душой Зина с несчастной своей любовью, свора визгливых тетушек разных мастей, бестолковых и жестоких, деревенский муж, которого выдернули на один день в город для полноты картины - дурак-дураком - этакое общество девятнадцатого века. Сюжет-то и не стоящий пера великого нашего классика. Так, слегка пройтись. Все забавно, все смешно. На самом деле смешно. Нелепые. Дурные. Мы-то не такие. Не про нас.

Какая она яркая, Мария Аронова… Марья Александровна Москалева, «первая дама в Мордасове». Какое горячее очарование! Вихрь. Не отвести взгляд.

Боже, да ведь она - как моя мама! Также любит, также страдает, больше меня, случись что. Слова мне говорит те же. И взгляд всегда милый, любящий такой же. «Ругаемся с тобой… только кто же ближе…» Вот такие мамы. Вот — такие колючие, недовольные — мы. У нас-то всегда трагедии мирового масштаба, всегда все по самому краю, предел страдания, внутренней честности, ах, чуть не забыла - прав-ды! «Это честно, маменька, благородно, а это низость и подлость!..» А маменька смотрит такими -да! такими вот огромными глазами - и все про эту боль, и правду, и мечту знает… Ох, как трудно же им до нас достучаться. Мы договариваемся, снова ссоримся, и снова плачем. Мамы - вот точно такие, как она. У нее характер тут может быть другой, и мечта неповторимая, с юности погасшая, но вдруг! — тонкими пронзительными красками и зовущим фламенко вспыхнет далекая Испания, кастаньеты, сеньоры. Весь дар воображения - Испания! И еще неизбывный символ врага - проклятый Шекспир, который сует свой нос во что не смыслит и травит жизнь ее любимой Зины. Выбросить бы из головы дочери все бредни Шекспира, легче бы стало - всем… С вороньими перьями в высокой прическе, бурная, яркая, пышущая, веселая. Что за прелесть Мария Александровна! Забавная, шумная. С теплом маминых глаз.

Вот говорит: «Мне самой ничего не надо!» Да ведь и в самом деле не нужно - ей, такой. Так не про алчность мамаши писал Достоевский.

Зал чуть не встает на выход Владимира Этуша. Так что такое талант? Это душа зрителя. От восторженных раскатов смеха над нелепым старым чудаком, глупым-глупым, на свете все перепутавшим князем, во сне ли это было… «было наяву, но мне все это приснилось…». От бурной радости зритель тихо замолкает, потому что вот так поцеловать ему руку: «Стала бы Вашим другом и сиделкой…», окружить его любовью простой, человеческой, благодарной. Так прикоснуться к его плечу разгоряченным лбом. И нет тут грани - герои это или сами актеры, тут одна на весь свет история одиночества, нежности и такого возможного человеческого - если не всегда счастья, то мира и согласия.

Надежда Карпова отзывы: 189 оценок: 189 рейтинг: 180

Очередной спектакль Театра Маяковского, на котором я побывала и который, похоже, завершает мои походы в данный театр в этом сезоне – это «Дядюшкин сон». Честно скажу, спектакль хотя и приятный, но ничем ярким для меня не запоминающийся. Действие разворачивается достаточно неспешно, достаточно равномерно и довольно равнодушно. Иными словами, это не комедия, не драма, а какое-то философское повествование.

Как всегда, заслуживают внимание декорации. На сей раз, это двухэтажное сооружение, на второй этаж которого то и дело забирались разные герои в основном с целью подслушивания. Получилось такое сооружение типа «за кадром», когда ясно, что и действующие лица видят происходящее на сцене, и зрители, а вот герои на первом плане этого не замечают. Различий между сословиями этот чердак не имеет: вначале это место, где тихо развлекаются колоритные слуги, а потом это место открытия тайн, и там уже переживают свои горести хозяева.

Если чего спектаклю и не хватило, то это любви хоть от кого-то. Основную функцию чувства здесь исполняла далеко второстепенная история, случившаяся довольно давно с хозяйской дочерью Зиной. Однако трудно сказать, накладывала ли эта история хоть какой-тот отпечаток на ее поведение: девушка начинала нервничать лишь при упоминании этой истории, в основном же вела себя самостоятельно и решительно. Если бы не рассказ об этой любовной истории, то догадаться, что с ней что-то не так, было бы невозможно. Между тем, выражаться могло бы влияние в некотором безразличии к себе самой. Однако очевидно, что безразличия не было. Девушка – достойная дочь своей матери. Очевидно, что возможность богатства прельщает ее в принципе, пусть и перспектива принести себя в жертву несколько обижает.

Главный герой – полуигрушка-полуживой князь, выглядит отчаянно комедийно, но вызывает некоторую неприязнь, так что смеяться не хочется. Сказать что-либо о его характере сложно, ведь весь спектакль его роль – быть частью интриг, развиваемых разными персонажами. Определенно, он – главное доказательство, что наличие денег привлекает внимание, но не любовь. Отделить семена от плевел становится сложно. Кажется, что деньги в его случае – это даже плохо. Они не спасают от одиночества, они лишь делают своего обладателя целью, что не есть хорошо.

Несмотря на то, что Марья Александровна в исполнении Ольги Прокофьевой является главной героиней, почему-то не она приходит на ум, когда начинаешь вспоминать спектакль. И правда, ее героиня – главная интриганка, но всегда на втором плане. Даже ее речь - размеренная, убаюкивающая, чем-то напоминающая речь учительницы в школе. Основное прекрасное в ней – это ее костюмы, столь стильные, столь красивые, что можно любоваться только ими. Можно ли ее героиню назвать циничной? Да, но ее начинаешь понимать, когда видишь ее супруга. В спектакле нет линии каких-то особенных ее отношений, однако есть ощущение, что все, что она делает для дочери, основано на ее личном опыте. Она кажется женщиной опытной с любой точки зрения.

Основная черта всей постановки – это то, что действиями героев руководит исключительно корысть и выгода, и не более того. Чувства, даже если они и декларируются, абсолютно фальшивые и надуманные. Чувства со стороны Павла, например, вовсе не являются ранеными, скорее, уязвленными. Трагедия Зины кажется болью прежних воспоминаний. Никаких переживаний настоящих в спектакле нет. О чем это говорит? О том, что обществом руководит корысть? О том, что там, где есть деньги, чувствам места нет? Может быть, а может быть еще и о том, что родители учат своих детей жить ради материальных благ, а не собственного счастья. О том, что люди зачастую путают материальную обеспеченность и счастье. Марья Александровна желает дочери счастья, но предлагает ей деньги как его залог, хотя деньги таковым не являются. Павел прельщается девушкой как красивой невестой, но ему все равно, по сути. Все эти истерики – не более чем проявление характера. Он начинает воспринимать девушку как свою собственность, отсюда и переживания.

Эти отношения кажутся если и не ущербными, то какими-то искусственными, где все претворяются, а какие они на самом деле - не понятно. Единственные настоящие и живые персонажи – это слуга, мечтающий об апельсинах, и отец Зины, слишком глупый, чтобы играть в интриги. Совершенно остается не понятным, почему та же Марья Александровна вышла за него замуж, а ведь это могло бы сказать многое о ее личности.

История полусоперничества главной героини и еще одной дамы в городе раскрыта в основном при помощи неприязненных фраз да финальной потасовки. Казалось бы, это уже человеческая история, но загнанная в рамки приличия Марья рассуждает о «кадушке» ровно так же спокойно, как о платье, которое она хотела бы надеть. Кажется, что главное для нее- не превзойти, а возвысить себя, унизив другую женщину, и это чисто человеческий инстинкт, который, тем не менее, сжат стальной хваткой и лишь изредка поднимает голову. Зачем для этой истории музыкальные вставки с подчеркнуто плохим вокалом – не очень ясно. Хотя, возможно, в этих мелодиях отражается вся сущность истории: фальшиво, но претенциозно. Я не о спектакле, а о интригах, из которых соткана вся жизнь в этом городке. Видимо, интриги – это главное развлечение города.

Присутствует в спектакле и некоторый намек на мистику, выражающийся в основном определенной обработкой голосов (на ряде артистов надеты микрофоны). Правда, кроме такого звука, более эта тема не раскрыта. Возможно, эта обработка голосов призвана всего лишь показать некоторую убедительность, почти внушение со стороны ряда героев? Полумистическим также кажется появление матери любимого Зины: то ли призрак, то ли живой человек… Агрессивный по отношению к живым людям, как и все призраки. Заставляющий почувствовать что-то настоящее, даже если это больно.

Спектакль довольно увлекательный как наблюдение за обществом позапрошлого века как века красивого и элегантного. Но зачастую насквозь фальшивого. А что изменилось с тех пор? Тяга к деньгам и выгодные браки никуда не делись. Разве что теперь такой выбор делают сами дети, а не родители, и право голоса у них появилось. Сущность человечества не меняется тысячелетиями, о каком бы веке мы спектакль не смотрели, человеческое поведение актуально для любого времени.

Вверх