Error: не определено #11234. Билеты на царскую невесту в большой театр. Старые штампы новой постановки. «Царская невеста» в Большом театре

Билеты на царскую невесту в большой театр. Старые штампы новой постановки. «Царская невеста» в Большом театре

Свой театральный зрительский сезон я завершила в Большом театре, как хороший хозяин оставляет самое дорогое вино на конец пира. Купила билеты за два месяца по интернету и с нетерпением ждала этот день.

Мне хотелось пойти на оперу, и я выбрала «Царскую невесту» Римского-Корсакова. И конечно хотелось увидеть Историческую сцену после реконструкции.
Чтобы осмотреть театр полностью не хватает часа до начала спектакля,- на то он и большой.
В театре 7 этажей вверх и 3 этажа вниз - итого 10 этажей! 10 этажей изящного классического стиля с удобствами современного комфорта и технологий.

Меня порадовало то, что проектировщики при реконструкции не испугались пожертвовать некоторыми устаревшими конструкциями и снабдили театр лифтами, тремя буфетам и туалетными комнатами на всех уровнях.

Ну а исторические интерьеры великолепны.
Центральное белое фойе, два роскошных красных зала с диванами, зеркалами и вазами, мраморные лестницы и входные зоны в зал сохранили имперский художественный вкус 19 века.


Каждый этаж неповторим и имеет свою цветовую гамму.

Главный буфет расположен на 7 этаже, занимает все его пространство и выполнен в соответствии с современными принципами дизайна. Здесь можно расположиться в уютных уголках на диванах, а можно постоять у столиков-стоек. Цены в буфете тоже большие, но как говорится: торг тут не уместен.

Зрительный зал Большого театра – это особый мир.

Каждая ложа имеет две зоны: закрытая бархатными занавесками комната с диваном и зеркалом, и сама ложа с местами.

Моя ложа № 2 бельэтажа «висит» как раз над оркестровой ямой. Мне было видно всех музыкантов и дирижера.

Наблюдать за тем как они создают музыку тоже очень интересно. Освещаемые только подсветкой пюпитров, музыканты духовых инструментов в паузах своих партий успевают прочистить свои кларнеты, гобои и фаготы специальным шарфиком, протягивая его сквозь трубу. Скрипачи кладут смычки для отдыха на полочку пюпитра. Все внимание музыкантов даже в минуты отдыха приковано к движениям дирижера, и они готовы вступить в музыкальную волну.
На сцене театра высочайшего ранга декорации должны быть убедительны до реальности материального. Опера «Царская невеста» хороша для размаха творчества художников сцены.

Данная редакция постановки основана на декорациях Федора Федоровского, чья выставка как раз сейчас проходит в Третьяковской галерее на Крымском валу, посвященная 130-летию художника. На сцене поочередно возникали дубовый купеческий терем с огромной изразцовой печью, с цветными окошками, царские красные палаты, целая улица Александровской слободы, по которой два раза проехал настоящий живой конь- удивительно высокий, красивый конь аристократической лошадиной породы. На коне ехал сам Иван Грозный, зловещей фигурой нависший над судьбами главных героев этой печальной истории. Царь свое грозное дело сделал: три смерти и одна сумасшедшая – вот финал оперы. Не пробиться простому человеческому счастью в этом жестоком мире насилия и клеветы. Недолго просуществовала любовь и на сцене. Но в это короткое время, отведенное в либретто, композитор уложил всю страсть, радость и отчаяние любви. Тревога за тонкое чувство и краткие минуты сладостной надежды вложены Римским-Корсаковым в музыку и голоса.
Еще одно особое удовольствие доставляют костюмы артистов. Женские сарафаны, мужские кафтаны из расписных узорных тканей, кокошники в жемчугах самых разнообразных форм и фасонов.

На фоне страшного времени красота русского костюма восхищает и поражает прекрасным художественным вкусом. Для иностранных зрителей опера «Царская невеста» возможность увидеть самую суть русской культуры в самом ярком его проявлении. Но были и серьезные моменты для восприятия. Интересно, как воспринимают многочисленные иностранные зрители сцену разгула опричников в слободе.
Эта сцена и меня поразила своей исторической жестокостью, когда отряд опричников в черных плащах с капюшонами терзали мужа на глазах жены и повесили на качелях труп огромного волка. Жуть с ружьем!
Но вот закрылся золотой занавес.

Зрителям еще дают возможность неспешно разойтись, сфотографироваться на память.

На выходе из театра тебя встречает теплый московский вечер.

Фонтан на Театральной площади усыпан людьми. Красивая спокойная Москва.

Хорошо, что есть великая музыка, великий театр, прекрасные оперные артисты. Пусть это живет всегда. Только пусть не будет в нашей жизни сюжетов для трагедийных произведений. Пускай красота спасет мир.

Пирушка

Горница в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это... Любаша?» — спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» — отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, та по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья — «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

Действие II

Приворотное зелье

Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Действие III

Дружка

Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.

Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.

Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.

Действие IV

Невеста

Царский терем. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно. Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», — говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает ее ударом ножа.

Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым.

Продолжительность - 03:30, спектакль идет с двумя антрактами

Купить билеты на оперу Царская Невеста

Опера Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста - произведение масштабное, в нем воплотились традиции русской классической музыки, режиссуры, сценографии. Видя на афише имена знаменитых дирижеров и певцов, зритель понимает - впереди яркий спектакль. Его премьера состоялась в 2014-м году, режиссер Юлия Певзнер, музыкальный руководитель и дирижер Геннадий Рождественский, сценограф Альона Пикалова поставили его по мотивам сценографии Федора Федоровского. В заглавных партиях зрители увидят знаменитого баса Владимира Маторина, Кристину Мхитарян, Ксению Дудникову. Опера Царская невеста в Большом театре - заметное событие столичной музыкальной афиши.

Купить билеты на Царскую Невесту

Красавица Марфа Собакина просватана за Ивана Лыкова, молодые люди влюблены и счастливы. Однако,

Образ девушки не дает покоя Григорию Грязному, в попытке завоевать ее сердце, он обращается к лекарю Бомелию за приворотным зельем. Этот разговор слышит Любаша, любовница Грязного, и задумывает извести соперницу. В это время по округе разносится весть о том, что царь Иван Грозный устраивает смотрины невест, Марфу с другими девушками приглашают во дворец. Но кажется, все обходится, но во время поздравления молодых Марфа принимает из рук Грязного чарку, где вместо зелья подсыпан Любашей яд. Лыкова обвиняют в ее отравлении и казнят, а его красавица-невеста погибает.

Побывать на красивом спектакле может каждый, поторопитесь заказать билеты на оперу Царская невеста .

22 октября (3 ноября по новому стилю) 1916 года в частной опере Саввы Морозова была представлена одна из величайших русских опер – «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова под одноименной драме Льва Мея, повествующая о судьбе Марфы Собакиной, третьей супруги Ивана Грозного, внезапно скончавшейся вскоре после свадьбы.

За 118 лет, прошедших со дня премьеры, опера претерпела множество различных постановок. Только на сцене Большого театра опера ставилась 7 раз за столетие с 1916 по настоящее время.

Премьера: опера для дивы

В первой постановке «Царской невесты», которая состоялась через год после окончания работы над сочинением, блистательно выступила сопрано Надежда Забела-Врубель, супруга и вдохновительница русского художника Михаила Врубеля. Именно она запечатлена художником на его знаменитом полотне «Царевна-лебедь».

Сам Врубель также участвовал в постановке «Царской невесты» – он выступил в роли художника по декорациям и костюмам. Спектакль прошел с оглушительным успехом, став подлинным триумфом композитора.

Надежду Забелу-Врубель и Николая Римского-Корсакова связывали крепкие творческие связи.

Певица была главной исполнительницей ведущих женских партий в операх композитора, начиная с первой оперы композитора «Псковитянка» и вплоть до начала ХХ века, когда в 1902 году выступила в партии Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане».

«Царская невеста» в Большом театре

Большой театр впервые взялся за постановку шедевра Римского-Корсакова только в 1916 году. «Царская невеста» была поставлена в декорациях и костюмах Константина Коровина, а в главной партии зажглась звезда великой Антонины Неждановой.

Успех постановки был поддержан мастерством русского баритона Леонида Савранского, которого критики признали одним из лучших исполнителей партии Грязного.

Первая советская постановка оперы в 1931 году ознаменовалась включением в тандем Нежданова – Савранский начинающей солистки театра Надежды Обуховой, в репертуаре которой партия Любаши была одной из наиболее ярких и запоминающихся.

Возобновление спектакля с новым артистическим составом произошло уже в 1937 году. Декорации и костюмы к опере создавались по эскизам Бориса Кустодиева.

К 100-летию со дня рождения композитора в 1944 году «Царскую невесту» в Большом театре поставил Борис Покровский. Это была первая самостоятельная работа великого режиссера. Творческий путь еще одного великого мэтра отечественной культуры – Евгения Светланова – также был начат с шедевра Римского-Корсакова (постановка 1955 года).

В 1966 году «Царская невеста» прошла в Большом театре с впечатляющими декорациями и костюмами Федора Федоровского, подчеркивающими великолепие ушедшего времени.

Возобновление «Царской невесты» в 2014 году режиссером Юлией Певзнер и дирижером-постановщиком Геннадием Рождественским опиралось на находки сценографии Федоровского и в целом было направлено на воссоздание на исторической сцене Большого театра атмосферы большой русской оперы с прекрасными голосами, богатством костюмов и декораций, традиционными сценографическими решениями.

Приглашенный дирижер Большого театра Дмитрий Крюков, задействованный в исполнении оперы, поделился своими впечатлениями от последней постановки Царской невесты в Большом театре:

«В наш век, когда классические произведения повсеместно выворачивают наизнанку, когда приходя в театр, слушая в музыке запечатленные в звуках высочайшее благородство русского дворянина или пробуждение величавой русской природы, на сцене зрители видят спортклуб, кабинет или заправку, «Царская Невеста» в Большом – настоящая находка для зрителей!

Монументальные декорации великого художника Федоровского, оригинально пошитые русские национальные костюмы и, главное, герои, которые не веселятся на вечеринке, а, в точном соответствии с великой музыкой, раскрывают характеры, чувства, обряды и традиции Руси – все это ждет тех, кому посчастливиться посетить эту гениальную постановку.

Великое искусство – оно как природа, бессмертно, его не нужно переделывать, в нем каждый человек найдет для себя и простоту, искренность и философские размышления, и ответы на волнующие всех нас вопросы».

Представления оперы «Царская невеста» в Большом театре состоятся 21, 22 и 23 ноября 2017 года.

Вверх