Культура в тоталитарном режиме ссср. Тоталитаризм в отечественной культуре Тоталитарное государство и национальная культура

Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов». Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль. Основной набор ролей таков: силы зла («враги народа», «шпионы», «саботажники»); герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся в числе первых); толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови сил зла.

В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива.

В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности. В общественном сознании 30-х гг. вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространились социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда.

Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя. Социалистический реализм - единственный художественный метод.

Созданные творческие союзы поставили под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Исключение из союза вело не только к утрате определенных привилегий, но и к полной изоляции от потребителей искусства. Бюрократическая иерархия таких союзов обладала невысокой степенью самостоятельности, ей предписывалась роль исполнителя воли высшего партийного руководства. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Выступая в качестве «основного творческого метода» советской культуры - социалистический реализм предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Тем самым художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников в Ассоциацию художников революционной России, члены которой, руководствуясь принципами «партийности», «правдивости» и «народности», разъезжали по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты.

Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в «Правде» статью с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.

Однако художественная практика 30-40-х гг. оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и наиболее ярким историческим персонажам: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Петр Первый» А. Толстого. Советская литература в 30-е гг. достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга «Жизни Клима Самгина» и пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького, четвертая книга «Тихого Дона» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и т.п. В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы.

В 30-е гг. создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М.Э йзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы.

Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

ХХ век был веком глобальных исторических потрясений, значимых и не имеющих аналогов в прошлом как по своим масштабам, характеру протекания, так и по своим результатам.

XX век принес человечеству многочисленный тоталитаризм, из которого наиболее жестокими были диктаторский режим Б. Муссолини в Италии (1922 1943), гитлеровский фашизм Германии 30-х начала 40-х гг. и сталинская диктатура 30-х начала 50-х годов в СССР.

Интеллектуальная работа по осмыслению тоталитарного прошлого в самых различных формах (от крупных научно-исследовательских проектов до попыток осознания, предпринимаемых в художественных произведениях) ведется достаточно давно и небезуспешно. Накоплен богатый и полезный опыт.

Однако это вовсе не означает, что на сегодняшний момент не существует лакун в этом вопросе. В связи с этим закономерно возникает вопрос о необходимости эстетического осмысления феномена тоталитаризма ХХ века и особенностей формирования независимой культуры XX века, так как при тоталитаризме в нашем государстве даже литература проходила классификацию на «соответствующую», и не «соответствующую», а «всякая классификация есть способ подавления».

Цель данной работы – рассмотреть основные положения культуры в период тоталитаризма.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность тоталитаризма;

2. Рассмотреть основные положения социально-политической культуры в период тоталитаризма.

1. Понятие и сущность тоталитаризма

В советской историографии проблема изучения тоталитаризма практически не поднималась. Сами термины «тоталитаризм» и «тоталитарный» до «перестройки» подвергались критике и практически не использовались. Применять их начали только после «перестройки» в первую очередь для характеристики фашистских и профашистских режимов.

Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский».

Так в «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «тоталитаризм» представлен как одна из форм авторитарных буржуазных государств, характеризующихся полным государственным контролем над всей жизнью общества.

С этой интерпретацией можно согласиться, ведь до сих пор как справедливо отмечает со ссылкой на Ф. Фюре видный российский исследователь тоталитаризма В.И. Михайленко «понятие тоталитаризма с трудом поддается определению».

При этом ученый считает, что попытки объяснить высокий уровень консенсуса в тоталитарных государствах насилием режима вряд ли представляются убедительными.

И совсем не убедительная, на наш взгляд, характеристика этого явления содержится в «Советском энциклопедическом словаре» (1986), где говорится о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры», а также «используется антикоммунистической пропагандой с целью создать фальшивую критику социалистической демократии» .

Переоценка методологических и мировоззренческих принципов исторической науки после развала СССР и ослабления марксистской методологии общественно-политического развития позволила критически объективно подойти к наследию советской эпохи и использовать инструментарий других теорий.

Тоталитаризм становится популярной и изучаемой проблемой. Период критики и осуждения зарубежных концепций тоталитаризма сменился периодом пристального интереса к ним. За короткое время российскими учёными было написано более сотни книг, статей и диссертаций. Современная российская историография добилась значительных результатов в области исследования тоталитаризма. Наиболее освоенными оказались англо-американские, немецкие и итальянские концепции и подходы в изучении тоталитаризма. К настоящему времени в России написаны специальные работы о становлении и эволюции концепции тоталтаризма в целом, и в американской историографии в частности. Специальных трудов по избранной теме в отечественной философии нет.

Концепция тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными теоретиками М. Истменом, Х. Арендт, Р. Ароном и др. в 30-50-е гг. была подхвачена учеными, имевшими определяющее влияние на формирование реальной политики США (прежде всего такими, как советник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский и профессор Гарварда, один из авторов конституции ФРГ К. Фридрих) и активно использованы в качестве основополагающей идеологической стратегии в «холодной войне» против СССР: отождествление побежденного европейского фашизма с советским коммунизмом, при полном игнорировании фундаментальных различий между этими режимами, преследовало вполне очевидные политические цели.

С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма становится чрезвычайно популярной в отечественной исторической и социально-философской науках. Понятие «тоталитаризм» начинает использоваться как ключевой, всеобъясняющий концепт при описании советского периода российской истории, а в некоторых исследованиях и русской культуры в целом: идеологический симулякр стал той точкой идентификации, в которой советское и постсоветское общество уясняло себе свою целостность. При этом либеральное происхождение термина «тоталитаризм» воспринималось как некий трансцендентный гарант значения и научной объективности - только другой владеет подлинной неидеологизированной правдой о нас самих.

Критический анализ определения сущности такой важной категории, как тоталитаризм, в трудах зарубежных и российских философов, социологов и политологов показывает, что понимание ее неоднозначно.

Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие - к общественно-политическому строю, третьи - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма .

Однако оно явно недостаточно, ибо понятие политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма.

Представляется, тоталитаризм это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-государственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре.

Сущность тоталитарного режима в том, что при нем нет места для личности. В этом определении, на наш взгляд, дана сущностная характеристика тоталитарного режима. Она охватывает весь его общественно-политический строй и его главное звено - авторитарно-бюрократическое государство, которое характеризуется деспотическими чертами и осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества.

Таким образом, тоталитаризм, как и любой другой политический строй, необходимо рассматривать как социальную систему и политический режим.

В широком смысле слова, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм это определенный общественно-политический и социально - экономический строй, идеология, модель «нового человека».

В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического, институционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти. Сравнительный анализ этих двух понятий свидетельствует о том, что они являются однопорядковыми, но не тождественными. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы, отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма.

Итак, тоталитаризм одно из спорных в науке понятий. В центре внимания политической науки по-прежнему является вопрос о сопоставимости его исторических типов. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения.

2. Социально-политическая культура в период тоталитаризма

С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой «ласточкой» в этом отношении стала статья К.Е. Ворошилова «Сталин и Красная Армия», опубликованная в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов» .

В 30-40-е годы в СССР окончательно сложился культ личности Сталина и были ликвидированы все действительные или мнимые оппозиционные «генеральной линии партии» группировки (в конце 20-х - начале 50-х годов состоялись процессы: «Шахтинское дело» (вредители в промышленности), 1928 год; «Контрреволюционная трудовая крестьянская партия» (А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев); процесс над меньшевиками, 1931 год, дело о «вредительстве на электростанциях СССР», 1933 год; антисоветская троцкистская организация в Красной Армии, 1937 год; Ленинградское дело, 1950 год; Еврейский антифашистский комитет, 1952 год. Этапными событиями в борьбе с оппозицией в 30-е годы были разгром троцкизма, «новой оппозиции», «троцкистско-зиновьевского уклона» и «правого уклона» .

Культура России всего двадцатого века – неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?

Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Противоречивые и сложные процессы в общественно-политической и экономической сферах, положение СССР на международной арене оказывали существенное воздействие на культурное развитие второй половины XX в. От этих факторов зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, масштабы приобщения к культурной жизни широких масс населения.

Актуальность темы исследования определяется важность и необходимость понимания развития российской культуры, одним из этапов этого процесса была эпоха тоталитарной эпохи.

Понятие «Тоталитарная культура» тесно связано с понятием «Тоталитаризм» и «тоталитарная идеология», так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.

Начнем с понятия «тоталитаризм». Слово «total» означает «целый, общий». Тоталитаризм – это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Можно сказать, что тоталитаризм – это государственный строй, в котором роль государства (правительства) настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. В руках государства находятся все нити управления обществом.

Характерной чертой режима в СССР является то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

В тоталитарном государстве тоталитарная же культура. СССР – тоталитарное государство, как мы уже поняли из вышесказанного, следовательно, в СССР должна быть тоталитарная культура. Что это такое — тоталитарная культура, чем она отличается от культуры государства правового, мы сейчас выясним. Для этого мы рассмотрим основные аспекты тоталитарной культуры 1 .

    Тоталитарная культура – это массовая культура

    Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Это нашло свое отражение в культуре.

    В колхозе все крестьяне собирались на сельский сход, где обсуждались насущные проблемы и объявлялись решения партии по поводу той или иной проблемы. Если в деревне происходил процесс против какого-нибудь кулака, то собирался весь народ: все было показательно, это было целое действо. Огромные массы людей собирались вместе на демонстрации, митинги, несли огромные изображения Ленина, Сталина, слушали пламенные речи выступающих ораторов, говоривших им о том, что они (народ) должны сделать и что они сделают для достижения светлого будущего.

    Культура носила массовый утилитарный, можно даже сказать примитивный характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя. Картины – чаще всего пейзажи, сцены из жизни рабочих или портреты вождей; музыка простая, без сложных композиций, ритмичная, бодрая; в литературе – героические сюжеты.

    2) В тоталитарной культуре всегда присутствует «культ борьбы».

    Тоталитарная идеология всегда борется против идеологии, инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: «Против отрыва от современности!», «Против романтической путаницы», «За коммунизм!», «Долой пьянство!», и т.п. Эти призывы и наставления встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, на собрании, в общественных местах.

    Следует отметить, что культ борьбы породил милитаризм во всех сферах жизни. В культуре это выразилось в «идеологии бойца». Такими бойцами в СССР были активисты, люди, которые «проповедовали религию» партии. Идеологическая армия в СССР была огромна. Вот пример: Секретарь ЦК Казахстана с гордостью сообщил на очередном Идеологическом совещании, что в уборке урожая 1979 года участвует вместе с колхозниками «большой отряд идеологических работников – свыше 140 тыс. агитаторов и политинформаторов, лекторов и политдокладчиков, культпросветработников, деятелей литературы и искусства». Руководитель идеологического фронта М. Суслов, обращаясь ко всем своим солдатам, говорил о «многомиллионной армии идеологических кадров», которая должна «охватить своим влиянием всю массу и в то же время дойти до каждого человека» 1 .

    Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря, тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило показательно.

    Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря иностранных слов 1956 года: «Генетика – лженаука, основанная на утверждении о существовании генов, неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах» 1 .

    Или, например, другая цитата из того же источника: «Пацифизм – буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений… Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией» 2 .

    И эти статьи – в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и школьники и студенты.

    Культ личности в СССР.

    Вожди в СССР за все время его существования считались, чуть ли не богами. Первая половина 70-х годов была временем рождения культа Генерального секретаря. Идеология требует Вождя – Жреца, в котором она находит свое внешнее, телесное воплощение. Карьера Брежнева, повторяющая в главных чертах карьеры его предшественников – Сталина и Хрущева, позволяет сделать вывод о невозможности для государства советского типа обойтись без вождя. Символ Вождя прослеживается во всей культуре СССР. Много примеров не требуется, достаточно вспомнить тот факт, что в предисловии любой книги, даже научной, всегда было упоминание о вожде. Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о вождях. Например, «Памятник В. Ульянову – гимназисту» в Ульяновске.

    4) «Тоталитарный герой»

    Герой выступает строителем новой жизни, преодолевающим препятствия любого рода и побеждающим всех врагов. И не случайно тоталитарные культуры нашли подходящим для себя определение- «героический реализм».

    Мы остановимся лишь на одном аспекте проблемы - характерной для тоталитарного общества железной и стальной символике. Она была связана с большевизмом с самого его зарождения. Троцкий писал, что псевдоним Сталин, происходящий от слова «сталь», Иосиф Джугашвили взял в 1912 году. «В тот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления. Уже в 1907 году будущие большевики назывались «твердыми», а меньшевики - «мягкими». Плеханов, вождь меньшевиков иронически называл большевиков «твердокаменными». Ленин подхватил это определение как похвалу» 1 . В 1907 году Луначарский говорил о «железной цельности» душ новых борцов. Позже он восторженно писал, что в процессе организации пролетариата индивидуум переплавляется из железа в сталь. В знаменитой книге Николая Островского «Как закалялась сталь» (1932-1934) метафора была распространена на воспитание большевистских кадров. В 30-е годы эта метафорика проникла во все области общественной жизни. Заговорили о «железной воле вождя и партии», о «стальном единстве» большевиков, которых не могут напугать горы полярного льда, о летчиках, этих «железных людях. И это лишь немногие из примеров подобного рода.

    Тоталитарное образование

    В школе учили так, как было угодно партии и только тем предметам, которые были угодны партии. Кроме того, проводилась большая «идеологическая работа». Ярким примером такой работы является такой случай:

    Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» побывал на детском празднике в одной из московских школ. Вот как он описывает празднество: «Сначала вбежали девочки в красных юбках с красными лентами в волосах. Каждая девочка держала в руках красный флажок. Затем вошли мальчики в защитного цвета касках с большими красными звездами на них, речитативом распевая песни о революции, о «празднике, овеянном славой» 2 . Другие дети, одетые в голубое и зеленое, держали в руках букеты осенних листьев, сделанных из пластика, они распевают: «Слава нашей великой родине, пусть в будущем будут она могущественной и прекрасной». Затем вся группа запела, учитель аккомпанировал на фортепьяно:

    Наша родина стоит на страже мира,

    Победоносна Красная армия,

    Наша родина могучая,

    Она охраняет мир».

    В моде была замена имен и новые имена для новорожденных: в загсах вывешивались инструктивно-рекомендательные списки с именами. Предлагались – для девочек: Атлантида, Брунгильда, Индустрия, Октябрина, Февралина, Идея, Коммуна, Маина. Для мальчиков – Червонец, Спартак, Текстиль, Стяг, Владилен.

    6) Тоталитарное искусство

    Основой советского искусства стал соцреализм или социалистический реализм. Тридцатые годы были периодом распространения соцреализма и его победы в СССР. Сущность методов соцреализма заключается в правдивом, исторически конкретном изображении действительности. Характерными чертами соцреализма являются: идейность, партийность и народность. Главной темой соцреализма были воспевания труда, героизм, трудовой подвиг, достижения народного хозяйства.

    Тоталитаризм в литературе

    С оформлением в первой половине 30-х годов теории соцреализма возникла формула об «изображении действительности в ее революционном развитии» 1 . Фактически из сферы изображения ушли все конфликты между личностью и государством, властью, конфликты, возникающие вследствие насильственной коллективизации, административных ссылок, репрессии, конфликты в семьях, в коллективе, на войне, изображение голода, нужды и нищеты. Не следовало писать о смерти (за исключением героической), сомнениях, слабостях и т.п. В журналах были напоминания о необходимости «бичевать недостатки», «все, мешающее нашему движению вперед» 2 . Б. Рюриков писал в то время в одной из своих статей: «…и если наше общество, государство разоблачают и сурово карают врагов народа, врагов нашего строя, то такую же кару, такой же суд над представителями старого мира должна творить и советская литература» 1 . Советские писатели создавали произведения о героическом труде советских людей, опирающемся на высокую сознательность, жертвенное самоотречение.

    Тоталитаризм в архитектуре

    Ни одно искусство не способно так выразить мощь и величие, так подавлять все индивидуальное, особенное, как монументальная архитектура. Достаточно лишь посмотреть на советские города: всюду кирпичные или панельные блоки, одинаковые дома. Повсюду в Советском Союзе, проезжая, путешественник видел эти монолиты с окошками, производившие впечатление тюремных бараков. Строительство жилых домов носило утилитарный характер: только чтобы люди выжили, ничего лишнего. В одинаковых домах жили одинаковые люди.

    Если же говорить о скульптуре, то преобладали изображения вождей (бюсты, памятники Ленину, Сталину) или композиции на тему советских трудящихся. Характерным примером скульптуры соцреализма является работа Мухиной «Рабочий и колхозница» на ВДНХ в Москве.

    Тоталитаризм в музыке

    В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии. В основном марши. Кроме того, советские люди пели песни о вожде, о социализме, о социалистических подвигах. Например:

    Ленин всегда живой,

    Ленин всегда с тобой:

    В горе, надежде и радости;

    Ленин в твоей судьбе,

    В каждом счастливом дне,

    Ленин в тебе и во мне…

    Или, например, песня пионеров:

    Взвейтесь кострами синие ночи,

    Мы – пионеры, дети рабочих.

    Близится эра счастливых годов,

    Клич пионеров – всегда будь готов!

    Тоталитаризм в живописи

    Новым жанром в тоталитарном изобразительном искусстве стал плакат. Плакаты были самые разные: призывы, наставления, программы, объявления, но все они носили агитационный идеологический характер. Кроме того, было много листовок, транспарантов и т.п. Например, знаменитый плакат: «Ты записался добровольцем?» или «Трудовой семестр – на отлично!».

    Ведущими живописцами – соцреалистами были:

    Юрий Пименов «Даешь тяжелую индустрию!»

    Александр Дейнека «Оборона Петрограда», «Текстильщики»

    Борис Иогансон «Допрос коммунистов»

    Управление культурой

    Управление культурой осуществлялось по следующей схеме:

    Отдел ЦК КПСС по культуре (Идеологи)

    Министерство культуры


    Департаменты Министерства культуры,

    например, Союз писателей СССР или Союз художников СССР

    На самом верху, в партии решалось, что нужно писать, рисовать, сочинять, а что не нужно. Потом эти решения доходили до ответственных лиц и организаций.

    Вот как представляли советские идеологи цели творческих союзов: «Задачей Союза художников СССР является содействие художникам в создании высокохудожественных произведений, воспитывающих массы в духе коммунистических идей. Союз ведет работу по повышению идейно политического уровня и профессионального мастерства своих членов, по популяризации их творчества» 1 .

    2. КУЛЬТУРА СТАЛИНИЗМА

    К концу 40-х годов в целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей.

    Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях.

    Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь. Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим. В 1948 году был закрыт Музей нового западного искусства.

    Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года монопольное положение в области агробиологии заняла группа Т. Д. Лысенко, поддержанная руководством страны. В результате советская биология серьезно пострадала от типично отечественного изобретения –«лысенковщины» и была отброшена в своих исследованиях на многие годы назад.

    В 1947 году прошла дискуссия по философии, в 1950 году – по языкознанию, в 1951 году – по политэкономии. В первой дискуссии партию представлял член Политбюро ЦК, занимавшийся вопросами идеологии, А.А. Жданов, в двух других – И.В. Сталин. Их участие исключало возможность свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры. Так, в четвертое издание сочинений В.И. Ленина не вошли работы «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану» и «К вопросу о национальностях или об «автономизации», которые не отвечали официальным идеологическим взглядам и могли подорвать престиж руководителей Советского государства.

    Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.
    В 1948 году состоялся первый Всесоюзный съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов и формалистов. Причем в формализме в очередной раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян. События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады – оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять свою ориентацию.

    В 1946 – 1948 годах в ряде постановлений ЦК ВКП (б) («О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели») деятели культуры обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Эти документы содержали оскорбительные оценки творчества и личности А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостаковича, В.И. Мурадели.

    В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике и гонениям такие известные деятели культуры, как режиссеры С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, Г.М.Козинцев, композиторы С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Н.Я. Мясковский.

    В борьбу с «формализмом» активно включилась созданная в 1948 году Академия художеств СССР во главе с А. М. Герасимовым. Наступление на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А.Осьмеркина, Р.Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С.Герасимова, П.Корина, М.Сарьяна.

    О положении в литературе на Втором Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 году М. Шолохов говорил, что бедствием остается серый поток бесцветных произведений, который наводняет последние годы книжный рынок. Расхожими были сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Образ зазнавшегося директора, которого перевоспитывает новый передовой руководитель, выводящий коллектив из трудностей, — таков набор типажей и уровень понимания общественных проблем.

    Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против «безродных космополитов», которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Борьба с космополитизмом приобретала особенно зловещий смысл на фоне других событий того времени: в декабре 1948 г. был распущен Еврейский антифашистский комитет, а его активные деятели арестованы, в 1949 году убит С.Михоэлс, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра. Закрывались еврейские культурные учреждения — театры, школы, газеты. Апогея эта кампания достигла в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице и обвиненных в преднамеренном убийстве высокопоставленных пациентов.

    Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.

    После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение культа личности связаны с отсутствием в художественной культуре советского периода инакомыслия.

    В последнее время читающей публике стали широко известны «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.

    Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в советской литературе «Золотая карета» Л.М. Леонова, «Далекие годы» К. Г. Паустовского, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К.А. Федина, «Звезда» Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли «Молодая гвардия» С.А. Герасимова и «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета.

    3. «ОТТЕПЕЛЬ». СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 50-Х ГОДОВ

    Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами –всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

    Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием «Оттепель» и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием «оттепель», хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

    Само понятие «оттепель» в социокультурном плане имело два смысла 1:

    символический — оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

    реальный — ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

    Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей».

    В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников – сталинистов.

    Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:

    Какова роль советской интеллигенции в обществе?

    Каковы ее взаимоотношения с партией?

  • Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

    Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).
    В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф.Кочетов – журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь» и примыкавшие к ним журналы «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия») и демократов (А.Твардовский – журналы «Новый мир», «Юность»). Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А. Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицина.

    Большую роль в закреплении идеологии «оттепели» сыграли пьесы В.Розова, книги В.Аксенова и А.Гладилина, стихи Е.Евтушенко и А.Вознесенского, кинофильм М.Хуциева «Застава Ильича». Правду о сталинизме несли труды А.Солженицина, Е.Гинзбург, В.Шаламова и многих других.
    Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов «Современника» и «Таганки». Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма.

    Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

    Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало «оттепельного» самиздата положили списки поэмы Твардовского «Теркин на том свете», написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

    Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б.Пастернака (М.Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго», где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

    Н.Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм «Девять дней одного года».
    В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам», среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры.Время хрущевской «оттепели» прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их «скрытного подтекста» (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

    В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации — самиздата, передач зарубежных радиостанций.

    Заключение

    Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.

    XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

    Культура советского периода — сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

    Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

    В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило — это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.
    Культура и цивилизация

    2014-12-10

Московский Государственный Университет Сервиса

Поволжский Технологический Институт Сервиса

«Тоталитарная культура»

По дисциплине: «История отечества»

Выполнил: студент группы МК-101

Гаврилова С.А.

Проверил: к.э.н., доц.

Мунин А.Н.

Тольятти 2001 г.

Введение стр. 3

Основная часть стр. 4-10

Заключение стр. 11

Список использованной литературы стр. 12

Введение

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием
""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда
служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что
такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что
называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.

Начнем с понятия ""тоталитаризм"". Слово "total" означает "целый,
общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы
жизни. Можно сказать, что тоталитаризм – это государственный строй, в
котором роль государства (правительства) настолько огромна, что оно
влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные,
экономические или культурные. В руках государства находятся все нити
управления обществом.

Характерной чертой режима в СССР является то, что власть не опирается на
законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти
все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не
случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами
за соблюдение конституции.

Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в
органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный
факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в
президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

Основная часть

В тоталитарном государстве тоталитарная же культура. СССР – тоталитарное
государство, как мы уже поняли из вышесказанного, следовательно, в СССР
должна быть тоталитарная культура. Что это такое - тоталитарная
культура, чем она отличается от культуры государства правового, мы
сейчас выясним. Для этого мы рассмотрим основные аспекты тоталитарной
культуры.

Тоталитарная культура – это массовая культура

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И
именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы
механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Это
нашло свое отражение в культуре.

В колхозе все крестьяне собирались на сельский сход, где обсуждались
насущные проблемы и объявлялись решения партии по поводу той или иной
проблемы. Если в деревне происходил процесс против какого-нибудь кулака,
то собирался весь народ: все было показательно, это было целое действо.
Огромные массы людей собирались вместе на демонстрации, митинги, несли
огромные изображения Ленина, Сталина, слушали пламенные речи выступающих
ораторов, говоривших им о том, что они (народ) должны сделать и что они
сделают для достижения светлого будущего.

Культура носила массовый утилитарный, можно даже сказать примитивный
характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности
нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть
понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично,
просто, доступно для обыкновенного обывателя. Картины – чаще всего
пейзажи, сцены из жизни рабочих или портреты вождей; музыка простая, без
сложных композиций, ритмичная, бодрая; в литературе – героические
сюжеты.

2) В тоталитарной культуре всегда присутствует ""культ борьбы"".

Тоталитарная идеология всегда борется против идеологии, инакомыслящих,
борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на
культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: ""Против отрыва от
современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"",
""Долой пьянство!"", и т.п. Эти призывы и наставления встречали
советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице,
на собрании, в общественных местах.

Следует отметить, что культ борьбы породил милитаризм во всех сферах
жизни. В культуре это выразилось в ""идеологии бойца"". Такими бойцами в
СССР были активисты, люди, которые ""проповедовали религию"" партии.
Идеологическая армия в СССР была огромна. Вот пример: Секретарь ЦК
Казахстана с гордостью сообщил на очередном Идеологическом совещании,
что в уборке урожая 1979 года участвует вместе с колхозниками “большой
отряд идеологических работников – свыше 140 тыс. агитаторов и
политинформаторов, лекторов и политдокладчиков, культпросветработников,
деятелей литературы и искусства”. Руководитель идеологического фронта М.
Суслов, обращаясь ко всем своим солдатам, говорил о “многомиллионной
армии идеологических кадров”, которая должна “охватить своим влиянием
всю массу и в то же время дойти до каждого человека”.

Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи,
кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески
осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали
плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин
того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря,
тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже
расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило
показательно.

Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря
иностранных слов 1956 года: ”Генетика – лженаука, основанная на
утверждении о существовании генов, неких материальных носителей
наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех
или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах”.

Или, например, другая цитата из того же источника: “Пацифизм –
буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную
мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении
капиталистических отношений… Отвергая революционные действия масс,
пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире
подготовку империалистической войны буржуазией”.

И эти статьи – в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное
влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и
школьники и студенты.

Культ личности в СССР.

Вожди в СССР за все время его существования считались, чуть ли не
богами. Первая половина 70-х годов была временем рождения культа
Генерального секретаря. Идеология требует Вождя – Жреца, в котором она
находит свое внешнее, телесное воплощение. Карьера Брежнева, повторяющая
в главных чертах карьеры его предшественников – Сталина и Хрущева,
позволяет сделать вывод о невозможности для государства советского типа
обойтись без вождя. Символ Вождя прослеживается во всей культуре СССР.
Много примеров не требуется, достаточно вспомнить тот факт, что в
предисловии любой книги, даже научной, всегда было упоминание о вожде.
Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о
вождях. Например, “Памятник В. Ульянову - гимназисту” в Ульяновске.

4) “Тоталитарный герой”

Герой выступает строителем новой жизни, преодолевающим препятствия
любого рода и побеждающим всех врагов. И не случайно тоталитарные
культуры нашли подходящим для себя определение - "героический реализм",

Мы остановимся лишь на одном аспекте проблемы - характерной для
тоталитарного общества железной и стальной символике. Она была связана с
большевизмом с самого его зарождения. Троцкий писал, что псевдоним
Сталин, происходящий от слова "сталь", Иосиф Джугашвили взял в 1912
году. "В тот период это означало не столько личную характеристику,
сколько характеристику направления. Уже в 1907 году будущие большевики
назывались "твердыми", а меньшевики - "мягкими". Плеханов, вождь
меньшевиков иронически называл большевиков "твердокаменными". Ленин
подхватил это определение как похвалу". В 1907 году Луначарский говорил
о "железной цельности" душ новых борцов. Позже он восторженно писал, что
в процессе организации пролетариата индивидуум переплавляется из железа
в сталь. В знаменитой книге Николая Островского "Как закалялась сталь"
(1932-1934) метафора была распространена на воспитание большевистских
кадров. В 30-е годы эта метафорика проникла во все области общественной
жизни. Заговорили о "железной воле вождя и партии", о "стальном
единстве" большевиков, которых не могут напугать горы полярного льда, о
летчиках, этих "железных людях. И это лишь немногие из примеров
подобного рода.

Тоталитарное образование

В школе учили так, как было угодно партии и только тем предметам,
которые были угодны партии. Кроме того, проводилась большая
“идеологическая работа”. Ярким примером такой работы является такой
случай:

Корреспондент “Нью-Йорк Таймс” побывал на детском празднике в одной из
московских школ. Вот как он описывает празднество: “Сначала вбежали
девочки в красных юбках с красными лентами в волосах. Каждая девочка
держала в руках красный флажок. Затем вошли мальчики в защитного цвета
касках с большими красными звездами на них, речитативом распевая песни о
революции, о “празднике, овеянном славой”. Другие дети, одетые в голубое
и зеленое, держали в руках букеты осенних листьев, сделанных из
пластика, они распевают: ”Слава нашей великой родине, пусть в будущем
будут она могущественной и прекрасной”. Затем вся группа запела, учитель
аккомпанировал на фортепьяно:

Наша родина стоит на страже мира,

Победоносна Красная армия,

Наша родина могучая,

Она охраняет мир”.

В моде была замена имен и новые имена для новорожденных: в загсах
вывешивались инструктивно-рекомендательные списки с именами.
Предлагались – для девочек: Атлантида, Брунгильда, Индустрия, Октябрина,
Февралина, Идея, Коммуна, Маина. Для мальчиков – Червонец, Спартак,
Текстиль, Стяг, Владилен.

6) Тоталитарное искусство

Основой советского искусства стал соцреализм или социалистический
реализм. Тридцатые годы были периодом распространения соцреализма и его
победы в СССР. Сущность методов соцреализма заключается в правдивом,
исторически конкретном изображении действительности. Характерными
чертами соцреализма являются: идейность, партийность и народность.
Главной темой соцреализма были воспевания труда, героизм, трудовой
подвиг, достижения народного хозяйства.

Тоталитаризм в литературе.

С оформлением в первой половине 30-х годов теории соцреализма возникла
формула об “изображении действительности в ее революционном развитии”.
Фактически из сферы изображения ушли все конфликты между личностью и
государством, властью, конфликты, возникающие вследствие насильственной
коллективизации, административных ссылок, репрессии, конфликты в семьях,
в коллективе, на войне, изображение голода, нужды и нищеты. Не следовало
писать о смерти (за исключением героической), сомнениях, слабостях и
т.п. В журналах были напоминания о необходимости “бичевать недостатки”,
“все, мешающее нашему движению вперед”. Б. Рюриков писал в то время в
одной из своих статей: ""…и если наше общество, государство разоблачают
и сурово карают врагов народа, врагов нашего строя, то такую же кару,
такой же суд над представителями старого мира должна творить и советская
литература"". Советские писатели создавали произведения о героическом
труде советских людей, опирающемся на высокую сознательность, жертвенное
самоотречение.

Тоталитаризм в архитектуре.

Ни одно искусство не способно так выразить мощь и величие, так подавлять
все индивидуальное, особенное, как монументальная архитектура.
Достаточно лишь посмотреть на советские города: всюду кирпичные или
панельные блоки, одинаковые дома. Повсюду в Советском Союзе, проезжая,
путешественник видел эти монолиты с окошками, производившие впечатление
тюремных бараков. Строительство жилых домов носило утилитарный характер:
только чтобы люди выжили, ничего лишнего. В одинаковых домах жили
одинаковые люди.

Если же говорить о скульптуре, то преобладали изображения вождей (бюсты,
памятники Ленину, Сталину) или композиции на тему советских трудящихся.
Характерным примером скульптуры соцреализма является работа Мухиной
“Рабочий и колхозница ” на ВДНХ в Москве.

Тоталитаризм в музыке.

В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии. В основном марши. Кроме
того, советские люди пели песни о вожде, о социализме, о
социалистических подвигах. Например:

Ленин всегда живой,

Ленин всегда с тобой:

В горе, надежде и радости;

Ленин в твоей судьбе,

В каждом счастливом дне,

Ленин в тебе и во мне…

Или, например, песня пионеров:

Взвейтесь кострами синие ночи,

Мы – пионеры, дети рабочих.

Близится эра счастливых годов,

Клич пионеров – всегда будь готов!

Тоталитаризм в живописи

Новым жанром в тоталитарном изобразительном искусстве стал плакат.
Плакаты были самые разные: призывы, наставления, программы, объявления,
но все они носили агитационный идеологический характер. Кроме того, было
много листовок, транспарантов и т.п. Например, знаменитый плакат: “Ты
записался добровольцем?” или “Трудовой семестр – на отлично!”.

Ведущими живописцами – соцреалистами были:

Юрий Пименов “Даешь тяжелую индустрию!”

Александр Дейнека “Оборона Петрограда”, “Текстильщики”

Борис Иогансон “Допрос коммунистов”

Управление культурой

Управление культурой осуществлялось по следующей схеме:

Отдел ЦК КПСС по культуре (Идеологи)

Министерство культуры

Департаменты Министерства культуры,

Например, Союз писателей СССР или Союз художников СССР

На самом верху, в партии решалось, что нужно писать, рисовать, сочинять,
а что не нужно. Потом эти решения доходили до ответственных лиц и
организаций.

Вот как представляли советские идеологи цели творческих союзов: “Задачей
Союза художников СССР является содействие художникам в создании
высокохудожественных произведений, воспитывающих массы в духе
коммунистических идей. Союз ведет работу по повышению идейно
политического уровня и профессионального мастерства своих членов, по
популяризации их творчества”1.

1 Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д.
Синюков. – М.: Педагогика, 1973. – 416 с., ил.

Заключение

В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и
мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие
извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном
порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии
между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию
одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения,
которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта
монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в
особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм,
сталинизм и т.д.

В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и
человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной
универсальной цели: коммунистического царства всеобщего счастья.

Список используемой литературы:

Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. –
М.: МИК, 1994 – 336 с.

Трудные вопросы истории: Поиски и размышления. Новый взгляд на события и
факты. Под ред. В.В. Журавлева. – М.: Политиздат 1991.

3. Стариков Е. Перед выбором. Знания, 1991, № 5.

Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии,
1992, № 2.

Первое: наличие абсолютной власти, полное господство социально-политической системы над человеком, государства над обществом. При этом существует строго иерархическая вертикальная система власти, на вершине которой – фигура вождя, символизирующего собой целостность и незыблемость существующей системы. Не случайно тоталитарное государство графически изображают в виде пирамиды, основанием которой служит народ, а вершиной – вождь, который может называться по-разному: генсек, фюрер, дуче, председатель и т.п.

Второе: существование единой государственной идеологии, как правило, сочетающейся с мощным репрессивным аппаратом, призванным устранять любое проявление инакомыслия. Вообще исследователи единодушно отмечают, что тоталитарные режимы – режимы, прежде всего, идеологические. Если в традиционном деспотическом государстве самоценна политическая власть, и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, и политическая власть завоевывается ими с целью утверждения своей идеологии.

Третье: принципиальная аморальность тоталитаризма, его полное презрение к человеку, готовность принести на алтарь системы миллионы человеческих судеб и жизней.

Тоталитарная культура – это культура, сформировавшаяся в условиях тоталитарного государства и обслуживающая его специфические духовные, в том числе эстетические, потребности. Попробуем определить особенности тоталитарной культуры .

Один из главных определяющих признаков тоталитарной культуры – это ее целостность, всеобщность. Это культура строго нормативная, подчиняющаяся жесткой системе канонов и правил, носящих обязательный, официально освященный, неукоснительный, т. е. по существу государственный характер. Не случайно социалистический реализм в его завершенном варианте многие исследователи называют неоклассицизмом, и это сравнение, несомненно, во многом оправданно.

Тоталитарная культура максимально подчинена идеологии и политике тоталитарного режима, рассматривается в качестве важнейшего средства политико-идеологической пропаганды.

Рассчитанная на массовое сознание, тоталитарная культура – это культура, как правило, унифицированная, усредненная, обезличенная.

В своем завершенном варианте тоталитарная модель культуры советского образца окончательно утвердилась лишь в начале 30-х годов. Ее победу, как известно, ознаменовали собой два события: выход в 1932 году постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и проведение в 1934 году Первого съезда советских писателей, на котором впервые прозвучала каноническая формулировка социалистического реализма, ставшего отныне единственным и общеобязательным творческим методом литературы и искусства. Очень показателен и сам этот термин, вошедший в обиход с «легкой» руки Сталина, термин, в котором неформально соседствуют два разнородных понятия – идеологическое (социалистический) и эстетическое (реализм). При всей эклектичности этот термин весьма показателен: собственно эстетическое начало отодвинуто в нем на задний план и подчинено идеологическому, красноречиво демонстрируя действительную иерархию идейно-духовных ценностей.



Как нормативно-монистический творческий метод соцреализм закономерно стремился к единому, унифицированному стилю.

С проведением писательского съезда в 1934 году проблема творческого метода была решена, как говорится, «всерьез и надолго». Не случайно в последние два десятилетия сталинского правления съезд писателей не собирался уже больше ни разу.

Но тоталитарная культура и культура тоталитарного общества – понятия далеко не идентичные (второе понятие шире первого). Культура тоталитарного общества никогда не сводилась к простому обслуживанию тоталитарного режима и его антигуманной идеологии, но в своей лучшей, нравственно здоровой и творчески бескомпромиссной части находилась в оппозиции к ним, апеллируя к посттоталитарному будущему своей страны и народа. Таким образом, культура, формирующаяся в недрах тоталитаризма – это культура как бы двух потоков – официальная и оппозиционная. Графически данное положение может быть изображено в виде перевернутого айсберга, верхняя, большая часть которого – это тоталитарная культура, а нижняя, «подводная», меньшая часть – это культура оппозиционно-гуманичстическая.

В основании этой оппозиционно-гуманистической части культуры тоталитарного общества лежат традиционные ценности: утверждение гуманистической природы искусства и признание его суверенности как самостоятельной и специфической сферы жизни человеческого общества, идея об эволюционно-преемственном характере культурно-исторического развития человечества и необходимости свободных и демократических общественных условий для максимально полного самовыявления творческой личности, мысль об уникальной, подвижнической миссии искусства – очищающего, возвышающего, объединяющего человеческие души, укрепляющего подлинно человеческое в человеке.

Данная модель художественно-культурного развития уже с самого начала 20-х годов получает специфически национальную окраску и вбирает в себя общегуманистические христианские тенденции («Мы» Е. Замятина (1920), «Голый год» Б. Пильняка (1921), «Белая гвардия» М. Булгакова (1924) и др.). Модель эта оказалась весьма продуктивной и проявила себя в самых разных системах эстетических «координат» – как реалистических, так и нереалистических (модернистских). В рамках реалистической (но не соцреалистической!) эстетической системы реализуют свою идейно-художественную концепцию мира и человека В.В. Вересаев («В тупике»), К. Федин («Города и годы», «Братья»), М. Булгаков («Мастер и Маргарита»), А. Неверов («Гуси-лебеди») и др. В значительной степени в ориентации на идейно-эстетические принципы модернизма развивается литературное творчество Е. Замятина, Б. Пильняка, И. Эренбурга, И. Бабеля, А. Платонова.

Действительные факты литературной истории красноречиво свидетельствуют о том, что линия литературно сопротивления тоталитаризму не прерывалась и в самые страшные годы сталинских репрессий (поэзия А. Ахматовой и О. Мандельштама, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), и в постсталинскую эпоху, включая и годы «застоя» («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» А. Солженицына, «По праву памяти» А. Твардовского). И хотя многие из произведений этого ряда так и не смогли пробиться к читателю-современнику, сам факт их незримого присутствия в движении литературного процесса советских десятилетий следует рассматривать как яркое подтверждение того, что в условиях победившего тоталитаризма искусство продолжало сопротивляться политическому насилию и культурной унификации, продолжало борьбу за подлинно гуманистическую, свободную от политико-идеологических оков культуру.

Кладя в основу периодизации истории русской послеоктябрьской литературы ключевое понятие «тоталитарная культура», мы можем довольно отчетливо проследить следующие большие периоды этой истории:

- предтоталитарный (1917 – 1934 гг.);

- собственно тоталитарный (1934 – 1956 гг.);

- посттоталитарный (1956 – 1991 гг.);

- современный (1991г. – настоящее время).

Вверх