Анализ произведения обломов гончарова

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1.К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»:

а) к классицизму

б) к сентиментализму

в) к романтизму

г) к реализму.

2.Определите жанр романа «Обломов»

а) роман-эпопея

б) роман- утопия

в) исторический роман

г) социально- психологический роман.

3. Какова главная проблема романа

а) проблема «маленького человека»

б) проблема «лишнего человека»

в) проблема неразделенной любви

г) проблема судеб русской интеллигенции.

4. Из скольких глав состоит роман

а)3

б) 4.

в) 5

г) 6

5.Сколько лет Обломову в первой главе романа

а) 18-20

б) 25-26

в)30-32

г) 32-33

6. На какой улице жил Обломов

а) на Подьяческой

б) на Невском проспекте

в) на Фонтанке

г) на Гороховой улице.

7.Какие книги больше нравились Обломову

а) научные

б) приключенческие

в) любовные романы.

Г) поэзия.

8.В какой город отправил по ошибке письмо Обломов

а) в Астрахань

б) в Анадырь

в) в Архангельск

г) в Амстердам.

9. Какая художественная деталь является средством характеристики героя

а) неубранный стол

б) халат

в) трость

г) паутина на стенах.

10.Традиции какого русского писателя продолжает Гончаров при создании образа Обломова

а) А.С. Пушкина

б) М.Е.Салтыкова – Щедрина

в) Н.В.Гоголя

г) А.С.Грибоедова.

11. Кто из героев романа является антиподом Обломова

а) Захар

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Михей Тарантьев.

12. Кем приходился Штольц Обломову

а) соседом – земляком

б) родственником

в) сослуживцем

г) другом детства.

13. К какому сословию принадлежал Штольц

а) к купеческому

б) к дворянскому

в) к мещанскому

г) к разночинцам.

14. Как звали Штольца

а) Андрей Иванович

б) Иван Богданович

в) Михей Андреевич

г) Илья Ильич.

15.Кто познакомил Обломова с Ольгой Ильинской

а) Волков

б) Судьбинский

в) Штольц

г) Они познакомились сами случайно.

16. Какой цветок стал символом любви Обломова к Ольге Ильинской

а) роза

б) подснежник

в) ландыш

г) сирень.

17.Почему Обломов и Ольга Ильинская расстались

а) Ольга вышла замуж за Штольца

б) Тетя запретила Ольге общаться с Обломовым

в) Обломов хотел отложить свадьбу на год

г) Обломов ушел к Пшеницыной.

18.Кто из героев романа ближе всего к авторскому идеалу

а) Обломов

б) Штольц

в) Ольга Ильинская

г) Агафья Матвеевна Пшеницына.

19.Кто разорил Обломова

а) староста из Обломовки

б) Пенкин

в) Штольц

г) Тарантьев и Мухояров.

20. Где Обломов обрел покой

а) в родной Обломовке в окружении верных слуг

б) в семье Штольца и Ольги

в) рядом с Захаром и Анисьей

г) на Выборгской стороне рядом с Пшеницыной и её детьми.

21. Кто написал критическую статью «Что такое обломовщина?»

а) И.А. Гончаров.

б) В.Г. Белинский

в) Н.А. Добролюбов

г) Д.И. Писарев.

22. Какой актер сыграл роль Обломова в фильме Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

а) Никита Михалков

б) Андрей Миронов

в) Олег Табаков

г) Сергей Жигунов.

23. Узнай героя по портрету

а) «… пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми спроседью бакенбардами, из которой каждой стало бы на три бороды».

б) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

в) «… человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

г) «…человек лет сорока, принадлежавший к крупной породе, высокий, объемистый, в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном».

д) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами. Глаза серовато- простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

е) «… в строгом смысле небыла красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.

Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Ответы: 1-г;2-г; 3-б; 4-б; 5-г; 6-г;7-г; 8-в;9-б; 10-в; 11-б;12-г; 13-г; 14-а;15- в; 16-г; 17-в; 18-в; 19- г; 20-г; 21-в; 22-в; 23 а)- захар; б)- Штольц; в)- Обломов; г)- Тарантьев; д)- Агафья Пшеницына; е)- Ольга Ильинская.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

«Обломов» Гончарова И.А.

Роман Гончарова " " раскрывает нам психологический кризис русского человека, обнажая проблемы общества XIX века. Изначально мы видим противопоставление двух героев, Обломова и Штольца. Разное мировоззрение этих людей, прямо противоположные характеры заставляют нас выбирать: кто же больше симпатичен.

Обломов - бездеятельный, апатичный человек с тонкой душой, любящий помечтать, мягкий, нежный и душевный, ни в чём никого не стесняющий, как впрочем и ничем никому не помогающий, не считающий нужным даже заботиться о себе самом, полностью пустивший дела в своём имении на самотёк.

Штольц - человек деятельный, активный, постоянно в работе, увеличивающий своё благосостояние, не остающийся равнодушным к проблемам друга.

Что же сближает этих людей? Отчего дружба между ними длится столько лет? Кажется, что Обломов и Штольц - противоположности, но они взаимодополняют друг друга, может быть, даже не могут друг без друга жить (а иначе зачем Штольцу так активно уговаривать Обломова изменить образ жизни, заботиться о благосостоянии Ильи Ильича).

Штольц имел в жизни чёткую задачу и "шёл по избранной дороге", "и среди увлечений чувствовал землю под ногой и силы в себе".

Эти качества чужды Илье Ильичу, у него нет ни цели в жизни, ни каких-либо стремлений. Что же есть в Обломове, чего не хватает Штольцу, такому, казалось бы, совершенному человеку? Обломов любит мечтать, его мысли свободно парят в неизведанном будущем, его душа отдыхает в мире грёз, он в мыслях живёт в гармоничном мире, который давно утрачен. А Штольц? "Больше всего боялся он воображения." Все стремления Штольца (он наполовину немец по происхождению) просты и приземлённы, ему не чужды сочувствие, преданность дружбе, но он не умеет отдохнуть душой, что так важно для человека, особенно для русского человека.

Обломова Штольц считает мечтателем-романтиком и подсознательно понимает, что обломовского романтизма ему не хватает в жизни.

Илья Ильич наделён при всех своих отрицательных качествах одним очень важным достоинством - он, сам того не осознавая, чувствует высокий духовный идеал, хоть и не умеет выразить свои ощущуния словами. Может быть, эта духовность и привлекает Штольца, критикующего Обломова, возмущающегося его бездействием. Ведь как бы ни велика была пропасть между такими разными людьми, всё же Штольц не покидает своего друга, заботится о нём (а впоследствии и о его сыне.

Трагедия русского общества XIX века, может быть, в том и заключается, что оно распалось на Обломовых, людей-романтиков, сохранивших в душе своей идею, но не имеющих никаких сил и воли, чтоб эту идею воплотить, и Штольцев, людей действия, которые работают ради самой работы (именно так говорил Штольц Обломову), забывших или не знавших, зачем они живут.

Штольц по-своему так же беспомощен, как и Обломов. Что будет со Штольцем, если его заставить задуматься над тем, зачем он действует. Штольц в романе активно проповедует идею работы ради самой работы, но ведь это тоже абсурд.

Обломов и Штольц - две стороны одной медали, следствия нарушения гармонии в жизни, распадения общества на людей нравственной идеи и людей действия. Соединение этих противоположностей может дать тот новый импульс жизни, который изменит ход вещей и сделает общество счастливым и гармоничным. Надежду на это Гончаров нам оставляет.

Может быть, сын Обломова, Андрей, воплотит в себе духовность отца, и, воспитанный Штольцем, вырастет человеком активным и деятельным.

План
1. Введение
2. Жанр и литературное направление
3. Композиция
4. Проблематика
5. Тема и идея
6. Персонажи
7. Заключение

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году и входит в трилогию с двумя другими знаковыми произведениями писателя - «Обрыв» и «Обыкновенная история». Роман затрагивает многие исторические и философские вопросы, связанные с развитием каждой отдельной личности и общества в целом. Краткий анализ «Обломова» Гончарова освящает основную проблематику произведения.

Жанр и литературное направление

«Обломов» написан в рамках литературного направления реализм. Жанр романа разными исследователями определяется по-разному, однако существуют три основные версии: социально-бытовой роман (исследование «обломовщины» как социального явления русского мещанства); философский (раскрытие вопросов смысла жизни, любви, человеческого счастья); психологический (автор тонко исследует внутренний мир своих героев).

Композиция

Экспозиция романа представляет собой первую часть романа и 1-4 главы второй части (день Обломова). Основное действие охватывает вторую и третью часть. Кульминация произведения – прощание Ольги и Обломова. Эпилог – четвертая часть. Основными сюжетным узлом романа является любовная история Обломова и Ольги.

Проблематика

Основные проблемы, раскрытые автором в произведении: проблема «обломовщины» как социального и личностного явления, ее влияние на жизнь конкретного человека; проблема лишнего человека, не «вписывающегося» в свою эпоху, ее устои и правила; проблема национального характера, русской и европейской ментальности; нравственные вопросы универсального счастья, смысла жизни и любви; исторические темы русских национальных типажей и характеров – слуги, барина, русской женщины, предпринимателя, жулика, чиновника и др.

Тема и идея

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему взаимодействия старых, архаичных, отживших свое традиций и устоев с новыми, обновленными нормами и идеями. Автор показывает, что становление гармоничной, счастливой личности возможно только при полном принятии обоих этих явлений, в умении соответствовать реальному времени, а не смотреть назад, как это делал Обломов, или только стремиться вперед, как Штольц.

Персонажи

Центральными противопоставляемыми мужскими персонажами романа являются Обломов и Штольц. Обломов изображается как герой-мечтатель, живущий в иллюзиях, мечтах о прошлом. Он выступает носителем истинно русской культуры и ментальности, старопомещицких ценностей и морали. Штольц – персонаж-практик, для которого основной целью является непрерывный труд и действие. Он является представителем нового прогрессивного типа русского человека, носителем русско-европейской ментальности.
Мужским персонажам соответствуют и два женских – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Пшеницына представляет собой классическую русскую женщину, простую, бесхитростную, добрую, тихую, обожающую своего мужа и готовую на все ради него. Для Агафьи основой всего были чувства, тогда как Ольга, несмотря на свою поэтичность, жила более логикой и долгом – девушка практично подходила к вопросу замужества, до самого расставания хотела изменить Обломова.

Заключение

Роман «Обломов» является знаковым произведением 19 века, поднимающим важные исторически-социальные и философские вопросы, актуальные и для современного читателя. Чтобы по достоинству оценить гениальный труд Гончарова, рекомендуем не ограничиваться кратким анализом произведения «Обломов», а прочесть роман полностью.



Вверх