А. Грибоедов «Горе от ума». Анализ монолога Чацкого «А судьи кто? Сочинение на тему: Монолог Чацкого, его анализ и смысл в пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова Краткий анализ монолога чацкого а судьи кто


Монолог Чацкого «А судьи кто?» в 5 явлении 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума» вызван репликой Фамусова: «Не я один, все также осуждают». Чацкий возмущен теми «судьями», которые взяли на себя право судить других. В гневе он вопрошает: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»

В начале монолога Чацкий создает портрет «отцов». Это люди, ненавидящие свободу во всех ее проявлениях, живущие лишь прошлым, даже свои суждения (читай – свои мысли) они «черпают из старых газет, собственных же мыслей у них, по-видимому, нет совсем.

Консерватизм, неприятие нового вызывают возмущение героя. Он разоблачает «отцов» и за то, что их богатство нажито за счет ограбления простого народа, но это остается безнаказанным, так как они имеют влиятельных родственников, которые их защищают. Привычка жить праздно возмущает героя, и сила негодования Чацкого все более возрастает. Сущность жизни «отцов» определена им предельно точно и остро: «Прошедшего житья подлейшие черты».

Чацкий ненавидит крепостнические порядки, при которых людьми торгуют, как вещами, а собаки ценятся дороже людей. Герой приводит в пример самых отъявленных «знатных негодяев». Один из них, которого герой «окрестил» нарицательным именем Нестор (скорее всего, предводитель, главарь), выменял своих верных и преданных слуг на борзых собак!, Силу чувств героя подчеркивают не один, а три восклицательных знака. И в этом восклицании мы слышим не только гнев, возмущение, но и боль неравнодушного человека, недоумение тем, как такое могло случиться.

Ироническое отношение Чацкого к представителям прошлого века, к тем, кто для Фамусова является идеалом, Грибоедов также передает с помощью анафоры и коротких предложений:

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Этими словами заканчивается первая часть монолога, в которой, как я уже сказала, автор рисует портрет отцов.

Чацкий взволнован. Со всей своей страстью хочет он убедить Фамусова в том, что представители старшего поколения – враги свободной жизни, казнокрады, жестокие крепостники. Они, убежден Чацкий, не могут служить образцом подражания для молодежи. Мне кажется, он не может усидеть на месте, а быстрыми шагами ходит по комнате, иногда останавливается, словно пораженный тем, о чем он рассказывает.

Монолог имеет большое значение для характеристики Чацкого. Мы представляем героя как человека, ненавидящего крепостное право, выступающего за независимость человеческой личности. Он понимает, что старые порядки себя изжили и нужно строить новые отношения, основанные на свободе и равноправии. Нужно развивать науки и искусство, а не стремиться к богатству и служебной карьере.

Герой выступает как прямой и честный человек, главное для которого не личное благополучие, а процветание родной страны.

Обновлено: 2018-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Комедия «Горе от разума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много увлекательных и принципиальных тем, отдал оценку своим современникам. Самого себя создатель сравнивает с основным героем – Александром Чацким, конкретно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи в большинстве случаев звучат в монологах персонажа. Они играют очень огромную роль в идеологическом смысле комедии. Во всем произведении представлено 6 монологов, и любой из их с новейшей стороны охарактеризовывает героя и развивает сюжет.

Один адекватномыслящий человек на 25 болванов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, как этот отрывок отличается от обыденных речей героев. Выражение головного персонажа выходит далековато за рамки ситуации, в какой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть не важнейшим во всем произведении, так как в нем выражается развитие публичного конфликта, и возникает идеологический смысл всей комедии.

Писатель сделал определенную речевую ситуацию, в какой данный отрывок разъясняется с психической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» гласит о том, что он по собственной идейно-художественной роли намного «обширнее». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от собственных врагов. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» – спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в главном касается не их, а все «фамусовское общество».

«Хохот через слезы»

Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех боков его окружают болваны, и в этом заключается неудача головного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, что Александр Андреевич не может отыскать общего языка не с отдельными личностями, а со всем ограниченным обществом. Высказывания головного героя не делают его забавным, комичную ситуацию, быстрее, делает Скалозуб собственной реакцией на ответ Чацкого. Читатель соболезнует Александру Андреевичу, в данном случае комедия уже перебегает в драму.

Противоборство обществу

Анализ монолога Чацкого гласит о том, как трудно человеку прижиться в обществе, в каком царствуют другие настроения и идеи. Грибоедов в собственной комедии предупредил читателей об конфигурациях, произошедших в кругах декабристов. Если ранее вольнодумцы могли расслабленно выступать со своими речами на балах, то сейчас реакция ограниченного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в согласовании с новыми правилами.

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» указывает, что схожую речь можно было произносить лишь на закрытых заседаниях потаенных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К огорчению, Александр Андреевич об этом не додумывается, так как последние годы странствовал и пребывал далековато от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, потому он произносит собственный монолог перед болванами, которые не желают, ну и не могут его осознать.

Комедия «Горе от ума» является самым известным произведением Александра Грибоедова. В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку своим современникам. Себя самого автор ассоциирует с главным героем - Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Главные идеи чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень большую роль в идейном смысле комедии. Во всем произведении представлено шесть монологов, и каждый из них с новой стороны характеризует героя и развивает сюжет.

Один на 25 глупцов

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, насколько этот отрывок отличается от обычных речей героев. Высказывание главного персонажа выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначается оно не «фамусовскому» обществу, а читателю. Этот монолог является чуть ли не самым важным во всем произведении, потому что в нем выражается развитие общественного конфликта, и появляется идейный смысл всей комедии.

Писатель создал определенную в которой данный отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» говорит о том, что он по своей идейно-художественной роли намного «шире». Александр Андреевич мог ограничиться язвительными репликами и ими отбиваться от своих противников. Чацкий же пожелал произнести развернутую, обличительную речь. «А судьи кто?» - спрашивает главный герой у Скалозуба и Фамусова, но его реплика в основном касается не их, а все «фамусовское общество».

«Смех сквозь слезы»

Единственным разумным человеком во всем произведении остается один Александр Андреевич, со всех сторон его окружают глупцы, и в этом заключается беда главного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общего языка не с отдельными личностями, а со всем консервативным обществом. Реплики главного героя не делают его смешным, комичную ситуацию, скорее, создает Скалозуб своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель сочувствует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже переходит в драму.

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что подобную речь можно было произносить только на закрытых заседаниях тайных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной барина. К сожалению, Александр Андреевич об этом не догадывается, поскольку последние годы странствовал и пребывал далеко от родины. Ему не известны настроения, царящие в обществе, не знает он и о реакции властей и окружения на такие смелые речи, поэтому он произносит свой монолог перед глупцами, которые не хотят, да и не могут его понять.

Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

1.1. Кто из героев пьесы Горе от Ума кажется вам наиболее привлекательным и самым отталкивающим? почему? 2. Какие страницы пьесы вызвали смех, а

какие - волнение?

3.3. Почему комедия названа "Горе от ума"?

Помогите написать сочинение по литературе, на одну из этих тем: 1.Конфликт 2-ух эпох в комедии Горе от ума 2.Тема просвещения в комедии

Горе от ума

3.Проблема ума в комедии Горе от ума

4.Чацкий и молчилаин (сравнит.характеристика)

5.Мой любимый персонаж

Написать сочинение на любую из тем по произведению "Горе от ума": 1."История жизни Молчалина"; 2."Достойна ли Софья

любви Чацкого";

3. "Молчалины блаженствуют на свете!";

4. "Герои комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" в современном мире".

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Александр Чацкий, главное действующее лицо пьесы «Горе от ума», становится глашатаем идей ее автора - А. С. Грибоедова. Идеи, как правило, наиболее четко формулируются в монологах главного героя, становясь ключевым моментом в определении смысла пьесы.

Всего насчитывается шесть монологов главного действующего лица. Все они играют важную роль в развитии сюжетной линии.

Роль монологов главного героя в произведении

Первый монолог «Ну что ваш батюшка?..»

Его принято считать экспозицией, так как он содержит сатиру морально-нравственных устоев современного ему общества. Но эта сатира очень кратка, в ней лишь наметки последующего развития идейного содержания и сути следующих монологов.

Монолог «И точно, начал свет глупеть...»

Этот монолог часто рассматривается в качестве завязки конфликта пьесы «Горе от ума». При сопоставлении прошлого и нынешнего века главный герой дает резкую критическую оценку раболепию и придворных кругов, его стремлением пресмыкаться перед вышестоящими. Получение новых чинов стоит унижения.

Чацкий о чувствах в монологе

«Оставимте мы эти пренья...» - еще одно развернутое выступление Александра Андреевича Чацкого, в нем развивается любовный конфликт.

Главный герой высказывает свое понимание чувств, отношений между мужчиной и женщиной. На его взгляд, если в мире отсутствует возлюбленная, то этот мир лишь «прах и суета».

Предпоследний монолог героя

В предпоследнем монологе наблюдается кульминация социального конфликта. Александр Чацкий яростно осуждает преклонение перед всем иностранным. Неизвестный никому из гостей на балу Фамусова француз становится высшим авторитетом во всех вопросах. К его мнению прислушиваются не только, когда он говорит о моде, но и когда рассуждает о чем-то русском.

Главный герой размышляет о пропасти между дворянством и народом. Сначала он обращается только к своей возлюбленной, но после адресует свои рассуждения всем окружающим. Но его не желают слушать, поэтому он вынужден прервать пылкую речь.

Заключительный монолог

В заключительной речи мы можем наблюдать развязку сюжета. Чацкий становится обличителем фамусовского общества, так как не только не приемлет его устоев, но и винит его в своей любовной драме.

Герой не находит себе места в Москве, в круге, из которого вышел сам, поэтому покидает древнюю столицу, завершая монолог ставшей знаменитой фразой «Карету мне, карету»

Роль ключевого монолога «А судьи кто?»

Третья пламенная речь главного героя считается наиболее значимой в развитии социального противостояния и определении идейного содержания комедии.

Главная антитеза - противопоставление устремлений части молодого поколения устоям фамусовского общества. Люди, искренне стремящиеся служить народу и Родине, не находят себе места в этом мире.

Они словно инородное тело, фамусовское общество опасается этих людей, видя в них угрозу собственному благополучию.

Третий монолог, как и вся пьеса, - образчик высочайших художественных достоинств. К его стилистическим особенностям относятся тесное переплетение архаичных и простонародных выражений, которым свойственна особая поэтика и интонационная гибкость.

Не менее важны емкость и афористичность языка. Множество строк комедии прочно вошли в повседневную речь множества поколений, и сегодня то и дело можно услышать афоризмы, созданные почти два столетия назад. Еще Александр Сергеевич Пушкин пророчески заметил, что половина стихов этой пьесы станут пословицами.



Вверх