Значение слова прометей в словаре-справочнике мифы древней греции. Что принес Прометей людям

Прометей один из титанов в греческой мифологии, защитник людей от произвола богов, царь скифов. Сын титана Иапета и Климены. Супруг Гесионы, отец Девкалиона. Брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Двоюродный брат Зевса.
Прометей обманул Зевса, когда в Меконе встал вопрос о жертвоприношениях, разделав тушу быка Прометей разделил, сложив в одну кучу съедобное мясо, которое скрыл шкурой и прикрыл дурно пахнущим желудком животного, а в другую — кости, прикрытые кусками жира, и затем предложил выбирать самому Зевсу, тот же обманулся, выбрав кости, из-за чего отнял у людей огонь. Прометей похитил огонь у Гефеста и передал его людям. За это Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде) или в Скифии. Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая отрастала вновь, так как он был бессмертным. Пока Геракл не убил орла и убедил Зевса унять гнев в благодарность Прометею за указанный путь к Гесперидам. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца.
Согласно Гесиоду, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Полная версия мифа о Прометее у Гесиода
У Гесиода миф о Прометее рассказывается так: люди, по внушению Прометея, стали при жертвоприношениях не давать богам должной доли: они оставляли себе все мясо и все пригодные для пищи внутренности животного приносимого в жертву, а на долю богам сжигали только кости, для обмана обернув их салом. Зевс за это отнял у людей огонь и спрятал, у себя. Но Прометей похитил божественным огонь (или с жертвенника Зевса, или из колесницы солнца), спрятал в тростинку с рыхлою сердцевиною и принес людям. Это преступление было началом греховности, которая укоренилась после этого у людей. Согласно мифу, и Прометей, и люди подверглись наказанию. Разгневанный Зевс велел Гефесту сделать из глины девушку божественного роста и вида и дал ей голос. Все боги одарили ее всем, самым прекрасным, чем владели, потому она была названа Пандорой (одаренною всеми совершенствами). Афина научила ее искусным рукодельям, Афродита придала ей красоту, обольстительную томность, уменье нравиться, а Гермес вложил в нее вкрадчивость и хитрость. Хариты и Оры (Horai) прекрасно нарядили ее драгоценными уборами и прелестнейшими цветами, так что она стала восхитительна и для богов, и для людей. Согласно мифу, Гермес привел ее к опрометчивому Эпиметею («соображающему дело лишь после того, как его сделает»), титану и брату Прометея; он женился на ней, не послушав предостережений Прометея. Приданым у неё был плотно закрытый глиняный сосуд, куда Зевс вложил все трудности, бедствия и болезни человеческой жизни. Когда Пандора сняла крышку, они вылетели из сосуда, разлетелись по земле и по морю, и с той поры мучат людей. Облегчением человеку осталась только надежда. Мы видим из этого мифа, что греки считали источником дурного в человеческой жизни не самую природу человека, а вражду между двумя династиями богов. По мифу, был наказан Зевсом и Прометей: он был прикован к столбу; орел каждый день пожирал его печень, которая ночью снова вырастала. Но впоследствии Геракл убил орла, освободил Прометея от оков и примирил с Зевсом.

У греков существует миф о Прометее.

Имя его означает «Провидящий». Прометей был сыном титана Иапета и богини правосудия Фемиды. Когда началась война богов и титанов, Прометей, по совету своей бабки, Геи - богини земли, встал на сторону богов, и боги одержали победу во многом благодаря мудрости Прометея.

На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец. В первые годы своего правления Зевс был очень жестоким богом, он строил свою власть на беспрекословном подчинении. Все боялись бога-громовержца Зевса. Прометей стал его советником. Зевс поручил Прометею создать людей.

Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних - острыми зубами и когтями, других - быстрыми ногами, третьих - тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни. В другом варианте мифа Эпиметей вообще извел на животных всю глину, и Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. Поэтому люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.

Прометей полюбил людей, он стал стараться сделать их жизнь легче. Титан отобрал у людей дар предвидения, оставив его только избранным, он стал обучать людей всему, что он знал сам. Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни. Научив людей строить корабли, Прометей показал им, как широк мир. Зевс не знал тайны Прометея.

Люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей пообещал Зевсу научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.

Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.

В назначенный день боги спустились на землю и сошлись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.

Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.

Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, и поклялся водами Стикса - реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.

Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника (нарфекс) . Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю, показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Зевс послал на землю девушку по имени Пандора («одаренная всеми богами»). Брат Прометея Эпиметей с первого взгляда влюбился в Пандору и женился на ней.

Зевс дал Пандоре в приданое плотно закрытый ящик, не сказав, что в нем находится. Любопытная Пандора, едва вступив в дом своего мужа, открыла крышку, и из ящика разлетелись по всему свету людские пороки, болезни и несчастья. У Эпиметея и Пандоры родилась дочь Пирра, которая со временем вышла замуж за сына Прометея Девкалиона.

Зевс опять стал думать, как истребить человечество - и наслал на землю потоп. Но провидец Прометей предупредил об этом своего сына, Девкалион построил корабль и спасся вместе с женой. Когда воды потопа схлынули, Девкалион и Пирра оказались одни на пустынной земле. Корабль вынес их к храму Фемиды, матери Прометея. Фемида явилась Девкалиону и Пирре, велела им набрать камней и побросать их себе за спину. Эти камни превратились в людей: брошенные Девкалионом - в мужчин, брошенные Пиррой - в женщин. Так возродился человеческий род.

Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.

Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея. Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию - Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола. Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла - терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины. Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.

Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу).

И Зевс сдался. Он послал в горы Кавказа своего сына Геракла. Геракл убил орла и своей палицей разбил оковы Прометея. Одно звено цепи с осколком камня Прометей сохранил на память, и с тех пор люди, чтобы не забывать о страданиях, которые претерпел Прометей за человеческий род, стали носить кольца с камнями.

Освобожденный Прометей открыл Зевсу тайну, и тот, вняв предостережению мойр, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака родился Ахилл - герой Троянской войны.

Миф о Прометее, получивший важное значение в греческой религии, ставший одним из любимых предметов поэзии, представляет собою легенду о ходе развития человеческой цивилизации. Прометей, сын титана Япета, был первоначально, подобно Гермесу, олицетворением огня в его применении к потребностям человека. Из этого развилось в мифах понятие о нем, как о представителе влечения человека к умственному развитию, к владычеству над природою, развилась мысль и о том, что это влечение легко приводит человека к сопротивлению богам, к восстанию против них.

Миф о Прометее у Гесиода

Другой миф о Прометее, который также дал содержание многим произведениям искусства и поэзии, говорил, что Прометей был создателем людей, – по одному рассказу, при начале мира, по другому, после Девкалионова потопа. Он вылепил тела людей из глины, и, по одному мифу, он же и оживотворил их посредством небесного огня; по другим рассказам, жизнь в них была вложена другими богами или силами природы. Прометей – это человеческий дух, стремящийся к свободе, чувствующий себя владыкою природы, и в сознании своей силы восстающий против Зевса. Миф о Прометее – миф о пробуждении человеческого самосознания, о борьбе и страданиях, которыми сопровождается это пробуждение.

, Менетия и Эпиметея , двоюродный брат Зевса . Супруг Гесионы, отец Девкалиона (по варианту - от Пандоры).

Имя Прометей означает «предвидящий», «мыслящий прежде» (в противоположность имени его брата Эпиметея - «крепкого задним умом», «думающего после»).

Во время битвы богов младшего поколения, возглавляемых Зевсом, с титанами Прометей встал на сторону Зевса. Десять лет длилась битва. Молнии Зевса выжгли на земле всё живое, и она опустела. Возродить жизнь Зевс поручил Прометею.

Согласно Гесиоду , Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Но люди были жалкими и бессильными, они не умели предвидеть приближение зимы с её морозами, не умели готовить пищу, поскольку не владели огнем. А всесильные и могучие боги жили на заоблачном Олимпе. Судьба людей их вовсе не волновала.

Только Прометея печалила судьба людей. Из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он дал людям знания, научил их искусствам, счету, чтению и письму. Он познакомил людей с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать.

Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы корабль быстро нес человека по безбрежному морю.

Для смертных Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей в колесницу впряг коня и сделал его послушным человеку.

Прометей открыл людям силу лекарств, и они научились лечить болезни.

Этим и прогневал он Зевса, и Громовержец решил жестоко наказать Прометея. Он позвал к себе двух могучих богов - Власть и Силу и приказал им отвести Прометея на Кавказ, и пригвоздить там к скале на вечные времена. А Гефесту, за то, что не уберег огонь, приказал Зевс помочь приковать своего друга Прометея.

И вот Прометей прикован к скале. Жгут его тело палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, зимой же снег хлопьями падает на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. Громадный орел каждый день прилетает на скалу. Он рвет своим клювом печень титана. Но Прометей бессмертен. Раны заживают за ночь, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки.

Но вот родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить титана от оков. Во время своих странствований он приходит сюда, на край земли. Герой этот – Геракл , сильнейший из людей, могучий, как бог. Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы. Кончились муки Прометея. Встал титан, теперь он был свободен. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его.

Произошло это незадолго до Троянской войны...

Вот что говорит о Прометее древнегреческий поэт Гесиод в своих поэмах «Теогония» и «Труды и дни», которые являются одним из основных источников наших знаний о древнегреческих мифах:

(отрывки приводятся в пересказе Георга Штоля)

Во времена первобытные, когда миром правил еще Кронос, боги и люди, происшедшие от одной общей матери Земли, дружно жили вместе, едва сознавая, есть ли между ними какое различие. Когда же, по низвержении Кроноса, власть над миром принял мощный сын его Зевс и когда жилищем богов стал высоковершинный Олимп, боги пожелали отделиться от людей и установить, какие почести должны воздавать люди бессмертным за их благодеяния. В сикионский город Мекону боги и люди собрались на совет. Зевс взял на себя дело богов, представителем же людей был Прометей, сын Япета, из рода божественных титанов, которые после долгой борьбы с Зевсом были низвергнуты им в бездны Тартара. Разумный и хитрый Прометей понадеялся на свой ум и задумал перехитрить Зевса, мудрейшего из богов. Прометей убил большого быка, разрубил его на части и предоставил небожителям выбрать из частей ту, которую они пожелают для будущих жертвоприношений. Части эти он сложил в две кучи. В одной поместил куски мяса и съедобные, жиром покрытые внутренности, плотно прикрыл их кожей жертвенного животного, а сверху положил желудок, самую дурную часть; в другую кучу искусно сложил кости и покрыл их белоснежным, блестящим жиром. Так лучшей части придал он невзрачный, худшей же - красивый вид. Отец богов и людей, всеведущий Зевс, прозрел обман и, смеясь, сказал: «Могучий сын Япета, верный друг мой! Как неравно соразмеряешь ты части». Прометей подумал, что удалась его хитрость, и с улыбкой молвил: «Зевс досточтимый, величайший из бессмертных богов! Выбери часть, какая тебе полюбится». Полный гнева в сердце, Зевс нарочно избрал худшую часть - кости, дабы иметь повод смирить людей, которым мыслил злое. Обеими руками сиял он блестящий жир и, когда увидел белые кости и убедился в хитром обмане, сказал с гневом: «Поистине, друг, сын Япета, знаток ты великий в коварстве; не разучился ты обманывать!» С этих пор люди стали сжигать на дымящихся алтарях кости жертвенных животных. За обман Прометея в наказание ему Зевс не дал людям огня. Но Прометей хитростью похитил огонь с Олимпа, из Зевсова дома, и принес людям на землю тлеющую искру. Когда Зевс увидал у людей лучезарный огонь, он разгневался еще более, сковал Прометея несокрушимыми цепями, прибил его к скале, пронзив грудь его клином, и послал на него мощнокрылого орла. Каждый день выклевывал орел у скованного страдальца печень, и каждую ночь отрастала она снова. Только спустя много времени Геракл убил орла и избавил Прометея от мучений. Такова была воля Зевса, пожелавшего, чтоб этим подвигом любимый сын его Геракл добыл себе на земле еще большую славу.

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом и титанами, чтобы вырвать у них власть над миром, Прометей советовал родственным ему титанам покориться Зевсу, далеко превосходящему их мудростью. Но дикие титаны, полагаясь на свою великую силу, со смехом отвергли этот совет. С дерзостной отвагой вступили они в борьбу. Тогда Прометей отделился от своих и вместе с матерью перешел на сторону Зевса: предупрежденный предсказанием матери, он знал, что победа останется на той стороне, где вместе с силою будет и мудрость. После страшной борьбы, продолжавшейся десять долгих лет, Зевс, благодаря всего более Прометею, одержал победу над Кроносом и надменными титанами и низвергнул их, по совету Прометея, в глубокий тартар. Кронос во время падения в тартар произнес над сыном проклятие, какое когда-то изрек над ним самим низверженный Уран. Поэтому и Зевсу надлежало ждать участи, подобной участи отца его Кроноса.

Новый властитель разделил почести и должности в своем царстве, управляемом новыми законами, между младшими родственными ему богами. Должны были исчезнуть последние следы владычества титанов. Даже тех из них, которые помогали ему, Зевс отстранил от себя. Океан был удален на самый край земли, пророчица Фемида должна была уступить свой оракул в Дельфах Зевсову сыну Аполлону, а люди, жившие при Кроносе, должны были погибнуть и очистить место для нового поколения людей. Тогда за бедный род людской вступился Прометей и возвестил Зевсу, что придет время - смертная жена родит героя, любимца Зевсова Геракла, который будет побеждать львов, и только смертному дано будет тогда освободить Зевса, отца богов и людей, от тяготеющего над ним отчего проклятия. Зевс уступил и избавил род человеческий от гибели; но Прометея, оказавшего ему столько услуг своим мудрым советом, ненавидел он, как последнего из могучего рода титанов, который один еще осмеливался противиться Зевсовой воле. Сам Прометей вскоре дал властителю повод к гневу и наказанию.

Люди были жалкое, бессильное племя, без мысли и без надежды. Зрячие, они ничего не видели, слушая - не слышали; как тени бродили они, их мысли не имели связи и, простоумные, не разумели того, что ощущали. Не ведали люди светлых, каменносечных хором, не знали и плотничьего искусства: подобно кишащим муравьям, они жили в глубоких подземельях, гнездились в лишенных солнечного света пещерах; не узнавали близости зимы или весны цветоносной и обильной плодами осени. Все, что ни делали они, делали необдуманно, непорядком. Сжалился тогда Прометей над бедными созданиями. Он отправился на остров Лемнос, в кузницу своего друга Гефеста, на огненную гору Мосихл, взял там искру божественного огня, принес ее, схороненную в тлеющей феруловой тростинке, своим людям и научил их всякому искусству и всякой науке. Он уяснил им восход и закат светил небесных, научил их науке чисел, употреблению письма и дал силу воспоминания, основу вещего искусства. Дикого горного вола запряг он для людей в ярмо, гордого коня впряг и колесницу, построил корабль и окрылил его льняным парусом - чтобы плавал он по водам морским. По его же наставлению люди научились находить, добывать и употреблять на пользу сокрытые в земле сокровища: медь и железо, серебро и золото. До той поры, если настигала кого болезнь, не было средств к исцелению, ни питья, ни мази: Прометей научил людей делать целебные смеси, от которых останавливается беспощадная сила болезни. Тогда же открыл он им различные средства угадывать будущее, объяснять сны, понимать гармонию звуков, разуметь полет птиц, смотреть во внутренности животных. Освободил он людей и от мучительного предчувствия и страха смерти и вселил в них слепую надежду, так что они забыли и думать о смерти. Так были люди посвящены Прометеем во все искусства жизни и из своего дикого, беспомощного состояния перешли к прекрасной, более счастливой жизни.

Зевс озлобился на титана за этот самовольный поступок и особенно за похищение, против его воли, божественного огня, Прометея, правда, предостерегала мать его Фемида, уверяя, что новый властитель только о том и думает, как бы избавиться от последнего из титанов. Она предрекла сыну, как, скованный, будет он за свой поступок мучиться тридцать тысяч лет, пока, истомленный, обессиленный всевозможными мучениями, не примирится с властителем. Но Прометей не боялся Зевсова гнева; его гордый дух, его любовь к человеческому роду влекли его к погибели.

Радуясь, что нашел вину за гордым, непокорным высшей власти титаном, Зевс повелевает могучим исполнителям своей воли, Силе и Власти, схватить Прометея, отвести его в скифскую страну, на самый край земли, и приковать его там к голым, омываемым волнами скалам Кавказа. Дело это исполняет Гефест, но исполняет его с тайным нежеланием: с давних пор был он дружен с Прометеем. Гефест налагает ему несокрушимые железные оковы на руки и на ноги, на ребра и бедра и адамантовым клином пронзает ему грудь. В то время как он, глубоко вздыхая, исполненный сострадания, оковывает своего друга железной цепью, грубые спутники его, издеваясь над несчастным, говорят ему не одно жестокое слово и укоряют за преступную гордость, сгубившую его; но, сын титана, титан гордо и упрямо молчит, не издает ни одного стона. Только по удалении своих мучителей, одинокий, начал он громко жаловаться на свои мучения, на свой позор, и голос, его далеко разносился по скалистым берегам моря. Всего более скорбит он о том, что терпит муки за доброе дело, за благодеяния свои людям: свое противодействие воле Зевса считает он справедливым.

Прекрасные океаниды из далекого грота отца своего услышали стук молота, которым приковывали страдальца к скале; полные участия, прилетают они утешить его и склонить к уступкам новому властителю: он с ними одного племени, отцы их - братья; Гесиона, супруга Прометеева, сестра им. Приходит и сам старец Океан и увещевает Прометея покориться могучему Зевсу, которому он и сам мудро уступает. Океан готов идти на Олимп к Зевсу и замолвить о Прометее слово. Но титан не хочет никакого ходатайства, сострадание к нему может навлечь на Океана ненависть и гнев нового властителя. Прометей твердо, непреклонно решился испить чашу страданий, пока наконец не укротится гнев в груди Зевса.

Только что отошел Океан - прибегает нестерпимо мучимая оводом Ио, злосчастная дочь аргосского царя Инаха, которую, за любовь к ней Зевса, Гера обратила в корову и которая в страшных мучениях блуждала по земле, не принимая ни питья, ни пищи и нигде не находя покоя. Зевс - виновник ее горя, как и Прометеева. Прометей узнает Ио своим провидящим умом и возвещает ей, какие она должна пройти страны в Европе и Азии и как, наконец, после долгих странствий, в Египте найдет она избавление от своих страданий; там прикоснется к ней рукою своей Зевс, и родит она сына Эпафа. От него, в тридцатом колене, произойдет мужественный герой Геракл, которому суждено освободить титана от мучений. Тогда и Зевс наконец склонится к примирению. И сам Зевс находится под всемогущей властью Мойры , и ему не избегнуть грозного рока без помощи Прометея. Проклятие отца Кроноса, которого низверг он с престола, грозит и ему тем же низвержением, если только он заключит брак, о котором помышляет. Судьба Зевса в руках Прометея. Он один знает, от вещей матери своей, имя богини, которая, если Зевс вступит с нею в брак, родит ему сына - сын: этот будет сильнее отца и лишит его власти над миром. Эту тайну Прометей скроет в груди своей, и никакие пытки, никакие хитрости не заставят его открыть ее, если Зевс не освободит его от оков; а не сделает он этого - престол его будет низвергнут, и сам он падет с великим позором.

С высокого неба своего Зевс услышал угрозы титана. Он послал своего вестника Гермеса к Прометею с повелением открыть роковую тайну. Громом и молнией грозит он раздробить скалу, к которой титан прикован, и низвергнуть его в мрачную пропасть, где будет он томиться целые тысячелетия, а если и возвратится в светлый мир, то Зевсов мощный и жадный орел будет терзать его исстрадавшееся тело и пожирать его печень. И не кончатся муки эти до тех пор, пока один из богов добровольно не сойдет за него в аид, в мрачную область смерти. Но не устрашить Прометея никакими угрозами; он решился хранить свою тайну - даже когда все вокруг разрушится. И вот задрожала земля, проревел глухой отголосок грома, молния блещет огненными извивами, прах взвивается вихрем; все ветры, освобожденные от цепей, рвутся в общую битву; подъятое море сливается с небесами, и скала, вместе с титаном, при завывании бури низвергается в пропасть.

Целые тысячелетия скованный Прометей, одинокий, томится в мрачной, глубокой расщелине скал; но сердце его непоколебимо. По повелению Зевса он опять увидел свет и еще тысячелетия висел он, прикованный к скале, в скифской пустыне, и, как и грозил ему некогда Зевс, безжалостный орел раздирал ему грудь и печень. Неизменно каждый третий день мощнокрылый орел медленно опускается с вышины, вонзает лютые когти свои в чрево страдальца и выклевывает ему печень, а печень после каждого раза отрастает снова. Кровь, текшая из ран и в течение веков скапливавшаяся на его теле, согревается палящим солнцем и каплями падает на каменистую землю.

Такие мучения, продолжающиеся тысячи лет, могут сломить самый упорный дух, самую исполинскую силу. И Прометей наконец утомился; он желает примирения и свободы. Прежние его сообщники, титаны, давно уже примирились с новым мироустройством, помирились с Зевсом. Свободные от цепей, они снова вышли из тартара, пришли к своему злосчастному родичу и дают ему совет - покориться. Приходит и Фемида, старая, скорбью согбенная мать Прометея, и напоминает ему, что теперь близко уже время, когда Зевс пожелает вступить в роковой брак, который будет причиной его падения. «Теперь-то, - говорила Фемида, - Зевс станет просить у тебя совета и примирения; это последний случай спастись: не следует упускать его».

Зевс слышит слова мудрой Фемиды и ввиду близкой опасности начинает помышлять о примирении с Прометеем. С течением времени смягчился прежний властолюбивый дух Зевса: трон его так прочен, что ему уже нечего бояться титанов.

И повелел тогда Зевс странствовавшему по земле Гераклу пойти к скифской скале и своей стрелой убить на груди Прометея жадного орла. А когда Геракл обещал, что друг его, божественный кентавр Хирон, случайно получивший от отравленной стрелы его неизлечимую рану, добровольно умрет за Прометея, Зевс повелел ему разорвать Прометеевы оковы. С дружескими речами посылает Кронион к титану Гермеса, и титан охотно открывает наконец свою тайну. Вот она: если Зевс вступит в брак с дочерью Нерея Фетидой, то по решению судьбы она родит сына, более сильного и могучего, чем отец, и этот сын низвергнет его с престола. А потому пусть выдаст ее Зевс за вождя ахейцев Пелея: у него от этого брака родится сын - прекраснейший из героев Эллады. Чтобы завершить примирение, пришел и Хирон и объявил, что он готов снизойти за Прометея в подземный мир. На память о своем плене и в знак того, что он покорился и предался Зевсу, Прометей возложил себе на голову ивовый венок и для той же цели стал носить с тех пор железный перстень, в который вставлен был камушек, отбитый от кавказской скалы. Так миновала Зевса роковая беда, а Прометей стал свободным от оков и на свадьбе Фетиды с Пелеем боги праздновали примирение свое с титанами.

Титан Прометей: миф о сотворении человека. - Дележ Прометея. - Огонь Прометея. - Миф о Пандоре - первой женщине. - Ящик Пандоры. - Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Титан Прометей: миф о сотворении человека

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет - современник бога Кроноса (). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, - говорит римский поэт Овидий, - размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и - тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле - человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем , чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

Дележ Прометея

Миф о Титане Прометее - это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея - гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.



Вверх