Античный Рим - искусство скульптуры. Самые знаменитые скульптуры в риме, которые обязательно стоит увидеть Все статуи древнего рима

1. ВВЕДЕНИЕ

2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян.

Римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Целью моего реферата является: описание скульптур – зарождение и скульптуры в разные периоды Рима (республиканский и имперский).

2. КАК ЗАРОЖДАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э. - греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т.е. является подлинно реалистическим.

3. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего.

В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил.63). Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.

4. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. Прославление "божественного Августа", воспевание римского мира, идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Величественный стиль Фидия, идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода.

В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин - атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Лицо лишено признаков возраста. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании - повествовательный рельеф.

Август, хотя и показан в парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. Статуя как и греческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Эта статуя находилась близ алтаря храма Марса во время строительства Августом своего форума.

А вот Август восседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой в знак власти над миром. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н.э.) из золота и слоновой кости, исполненная Фидием. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.

Скульптурный портрет со временем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е - 170-е гг. н.э.).

Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Судьба конной статуи Марка Аврелия интересна тем, что принятая в средневековье за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.

Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н.э., ил.64), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. На плечах у него львиная шкура, в правой руке дубина, в левой волшебные яблоки, возвращающие молодость.

Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну (ил.61). Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов римских войск на Дунай в 101-102 и 105-106 гг. против даков.

Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска - победителя. Траян был изображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Образы даков получились более выразительными, чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу.

Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамических картин. В последней трети столетия в рельефах колонны Марка Аврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его "варваризации". Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.

Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с изображением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н.э.). Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти. Выдающийся скульптор передал мрачное выражение лица Филиппа Аравитянина, его энергично сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.

Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры.


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

скульптура римский статуя церера

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически.

Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне. Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебное пособие по культурологи, издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Москва, 1994.

2. Быт и история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. М., 1988.

3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузицин. М., 1982.

4. Кебе Г.С. Древний Рим - история и современность. М., 1986.

5. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. М., 1986. Т. 1 и 2.

6. Трухит И.11. Политика и политики "золотого века" Римской республики. М., 1986.

7. Штаерман ЕМ. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

Развалины Древнего Рима.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!
(«Энеида»)

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.


Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)



Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора - деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое - у этрусков, но больше всего - у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне, как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку - из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами



Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон - храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк - К о л и з е й, вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р - подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания - б а з и л и к и. В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик - а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Триумфальная арка императора Тита


В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров. Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон - вид внутри



Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Пантеон снаружи



Название здания говорит само за себя - "пантеон", храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

Колизей снаружи



При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» - колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Колизей внутри


Акведук



Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже - арки, еще ниже - зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Конная статуя Марку Аврелею в Риме


Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения, памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина

Портрет юноши

Рельефная скульптура


Статуя императора Августа из Прима-Порта.


Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

Колонна Траяна в Риме



До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Фрагмент колонны Траяна



В конце 4-го и в 5-м столетии происходит "великое переселение народов" - на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Древние греки восхищались красотой человеческого тела. Они ценили все прекрасное, и полагали, что главное в человеке - это гармония внешнего облика и внутренних качеств. Это отразилось в их классической скульптуре: в статуях богов-олимпийцев и героев, изображенных с идеальными телесными формами.

Скульптуры Древней Греции и Рима

Лучшим периодом в создании древнегреческих скульптурных шедевров считается VI-V в. до н.э. Произведения искусства создавались по принципу симметрии, позы статуй были незамысловаты, а лицо излучало радостную улыбку. Позже, в эпоху классицизма, скульпторы создавали восхитительные статуи в более разнообразных формах и позах.
В Древней Греции было множество школ пластики. В классический период самой известной была школа скульптуры в . Величайший скульптор этого времени Фидий — автор скульптурных шедевров Парфенона. В эпоху эллинизма стали появляться другие центры искусства пластики - Родос, Александрия и Пергам. Самые знаменитые скульпторы того периода - Полидор, Афинодор, Агесандр, Харес. Агесандром была создана знаменитая «Афродита Милосская». Харес является автором одного из семи «чудес света» — громадной статуи «Колосса Родосского».
Древнеримская скульптура лишь подражание и продолжение греческого искусства. Все мастера скульптуры в Древнем Риме были греками. Римский стиль отличается от греческого большей грубостью, холодностью и реализмом в образах.


Скульпторы Древнего Рима

История Рима сохранила малое число имен известных скульпторов. Но, при этом, в городе очень много статуй, некоторые из которых привезли из и. В Древнеримский период деятелей искусства - живописцев и скульпторов, приравнивали к ремесленникам, их работа считалась унизительной. В это время появляется скульптурный портрет, изображающий конкретного человека, а не божество. Одна из самых знаменитых статуй Октавиана

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.

Само понятие "древнеримское искусство" имеет весьма условный смысл. Все римские скульпторы были по происхождению греками. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура - реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.

История древнеримской скульптуры подразделяется на три части - искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.

Искусство этрусков

Скульптура этрусков была призвана украшать погребальные урны. Сами эти урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергетикой.

Скульптура Римской Республики


Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела.

Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии - вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом.

Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Скульптура Римской Империи

Задача искусства любой империи - возвеличивать императора и державу. Рим - не исключение. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому до наших дней дошли множество образцов имперского пластического искусства.

В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Подобные рельефы - это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи.

Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. Здесь уже нет и следа от той греческой гармонии и красоты, которая была характерна для раннего римского искусства. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Произошел и отход от реализма. Римские императоры изображались атлетически сложенными, высокими, несмотря на то, что редко кто из них отличался гармоничным телосложением.

Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства.

Несмотря на то, что римское искусство, без всякого сомнения, вошло в мировую сокровищницу множества шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубину и идейную наполненность раннего античного искусства.

Самые знаменитые скульптуры в Риме

Величайшее культурно-археологическое наследие Вечного города, сплетенное из разных исторических эпох, делает Рим уникальным. В столице Италии собрано невероятное количество произведений искусства - настоящих шедевров, известных во всем мире, за которыми стоят имена великих талантов. В данной статье мы хотим рассказать про самые знаменитые скульптуры в Риме, которые обязательно стоит увидеть.

На протяжении многих веков Рим является центром мирового искусства. С древних времен в столицу Империи свозили шедевры творений человеческих рук. В эпоху Возрождения понтифики, кардиналы и представители знати строили дворцы и церкви, украшая их красивейшими фресками, картинами и скульптурами. Многие вновь возведенные здания этого периода подарили новую жизнь архитектурно-декоративным элементам античности — древние колонны, капители, мраморные фризы и скульптуры были взяты от сооружений времен Империи, реставрированы и установлены на новое место. Кроме этого эпоха Возрождения подарила Риму и бесконечное количество новых гениальных творений, среди которых работы Микеланджело, Канова, Бернини и многих других талантливых ваятелей.


Спящий Гермафродит

Капитолийская волчица


Наиболее значимой для римлян является «Капитолийская волчица», хранящаяся сегодня в Капитолийских Музеях. Согласно легенде, повествующей об основании Рима, близнецов Ромула и Рэма вскормила волчица у Капитолийского холма.

Принято считать, что бронзовая статуя была изготовлена этрусками в V веке до нашей эры, однако современные исследователи склонны предполагать, что «Волчица» изготовлена гораздо позже - во времена средневековья. Фигуры близнецов были добавлены во второй половине XV века. Их авторство доподлинно не установлено. Вероятней всего их создал Антонио дель Поллайоло.

Лаокоон и сыновья


Одна из самых известных скульптур Рима находится в Музее Пио-Клементина, входящем в комплекс Музеев Ватикана. Данное произведение является мраморной римской копией, реализованной между I веком до н.э. и I веком н.э. по греческому бронзовому оригиналу. Скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита.

Статуя была обнаружена в начале XVI века на территории виноградников, располагавшихся на холме Оппио, принадлежавших некому Феличе де Фредис. В базилике Санта Мария ин Аракоели на надгробие Феличе можно увидеть надпись, повествующую о данном факте. На раскопки были приглашены Микеланджело Буонарроти и Джулиано да Сангалло, которым предстояло оценить находку.

Данная скульптурная группа в эпоху Возрождения произвела сильнейший резонанс в кругах творческих особ и оказала влияние на развитие искусства ренессанса в Италии. Невероятная динамичность и пластичность форм античного произведения вдохновили многих мастеров того времени, таких как Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андреа дель Сарто и др.

Скульптуры Микеланджело

Великий мастер всех времен, имя которого знает практически каждый - Микеланджело Буонарроти - скульптор, архитектор, художник и поэт. Несмотря на то, что большинство работ этого талантливого человека находятся во Флоренции и Болонье, в Риме тоже можно познакомиться с некоторыми из его произведений. В Ватикане, в Соборе Святого Петра, хранится мировой шедевр всех эпох - скульптурная группа Пьета Микеланджело, изображающая Богородицу, оплакивающую Иисуса, снятого после распятия с креста. На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера.


Пьета

Еще одной работой Буонарроти можно полюбоваться в соборе Сан Пьетро ин Винколи. Там находится монументальное надгробие папы Юлия II, создание которого растянулось на четыре десятилетия. Несмотря на то, что изначальный проект фунерального памятника так и не был реализован в полной мере, главная фигура, украшающая монумент и олицетворяющая Моисея, производит сильнейшее впечатление.

Моисей

Скульптура выглядит настолько реалистично, что в полной мере передает характер и настроение библейского персонажа.

Скульптуры Лоренцо Бернини

Еще один гений, имя которого тесно связано с Римом - это Жан Лоренцо Бернини. Благодаря его деятельности Вечный город обрел новый облик. По проектам Бернини возводили дворцы и церкви, обустраивали площади и фонтаны. Бернини вместе со своими учениками оформил Мост Святого Ангела, создал невероятное количество скульптур, многие из которых до сих пор украшают улицы Рима.

Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. Фрагмент

Чувственные мраморные фигуры, обладающие изящными мягкими формами и особой утонченностью, поражают своим виртуозным исполнением: холодный камень выглядит теплым и мягким, а персонажи скульптурных композиций — живыми.

Среди наиболее знаменитых работ Бернини, которые обязательно стоит увидеть своими глазами, первое место в нашем списке занимают «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», составляющие коллекцию галереи Боргезе. Подробнее об этих произведениях, а также о других шедеврах галереи Боргезе.


Апполон и Дафна

Отдельного внимания заслуживает «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» - еще один шедевр Эпохи Возрождения. Данное скульптурное изваяние, созданное в качестве фунерального памятника по просьбе кардинала Палуцци, изображает сцену религиозного экстаза Людовики Альбертони, жившей на рубеже XV и XVI веков. Скульптура украшает капеллу Альтьери, находящуюся в базилике Сан Франческо а Рипа в районе Трастевере.


Экстаз Блаженной Людовики Альбертони

Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Главная героиня произведения - Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Рядом, на фоне сверкающих золотом лучей, находится фигура ангела, направляющего стрелу в томное тело святой. Сюжетом для скульптурной группы послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия.

Экстаз Святой Терезы

Паолина Боргезе скульптора Антонио Канова


Еще одним шедевром мирового значения является нежная и романтичная «Паолина Боргезе», выполненная в первом десятилетии XIX века в неоклассическом стиле известным скульптором Антонио Канова. Скульптура, изображающая Паолину Бонапарт - сестру Наполеона, была заказана по случаю ее бракосочетания с Камилло Боргезе - римским принцем.

Скульптуры, описанные в данной статье - лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.



Вверх