Занятие по знакомству со звуком и буквой щ. Конспект занятия по обучению грамоте “Звук, буквы “Щ щ”

Тема: Звук [щ], буквы Щ,щ.

Цель: знакомство со звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

– Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

Конспект урока обучения грамоте

в 1классе.

Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна

Тема урока: Звук [щ"]. Буквы Щ, щ.

Цели урока:

1.Познакомить с согласным звуком [щ"], буквами Щ, щ. 2.Сформировать представление о звуке [щ"] как о мягком непарном согласном.

3.Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слова.

4.Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2. Повторение пройденного материала.

Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.

У доски 3 ученика.

Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ"].

Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

Произнесите первый звук.

Дайте характеристику звуку [щ"]. (Согласный, глухой).

На что похож этот звук? (На шипение)

Звук [щ"] шипящий.

Как произносится звук [щ"]?(Мягко.)

Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ"] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

2) Фонетическая зарядка.

А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ"], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ.

Звуки [ч"] и [щ"]очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

Не путайте звуки [ч"] и [щ"].

3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

Что изображено на рисунках?(Овощи, щенок, сыщик, печь.)

Какой рисунок лишний? (Печь.)

Почему? (В слове печь нет звука [щ"].)

Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

Составим схему слова щука.

Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

Сколько в слове слогов? (Два.)

5) Знакомство с буквой Щ.

Звук [щ"] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

6) Работа по букварю.

Найдите в букваре слово щука.

Прочитаем первый столбик.

Что такое чаща? (Густой лес)

Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ"]. Прочитайте слова правильно.

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

Какую рыбу мы поймали? (Леща).

Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

Прочитайте правило в учебнике.

Запомните это правило.

ФИЗМИНУТКА.

6.Формирование навыков чтения.

Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

Чтение считалочки про себя и вслух.

Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

А лещ какой? (Проворен и умён)

7.Работа в парах.

- Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

8. Итог урока.

Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

А кто выпустит обратно в воду?

Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

Какой звук узнали? ([щ]).

С какой буквой познакомились? (Щ).

Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

Конспект урока по чтению в 1 «б» классе

Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буквы Щ, щ.

Цель: Закрепить знания о букве Щ и звуке [Щ’]

Задачи:

    Образовательная: Закрепить умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ’] из звучащей речи.

    Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.

    Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы

Тип урока: Урок закрепление

Планируемые результаты:

    Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.

    Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

    Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.

    Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, презентация, наглядные пособия (карточки букв, звукобуквенные схемы), щука и чешуйки.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1 минута

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Садитесь! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок чтения!

Приветствуют учителя.

Актуализация

Работа с лентой букв

8 минут

Отгадайте загадку.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда чище.

(Щётка для одежды)

Что это?

В слове Щётка, какая первая буква? А звук? Давайте составим схему к этому слову. (Сколько слогов, какой из них ударный, из каких частей состоит наша схема, характеристика каждого звука.)

Посмотрите внимательно на ленту букв. Где находится звук [Щ’]?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Буква Щ, звук [Щ’]. два слога, первый ударный, схема состоит из трёх частей: слог слияния, замочек, слог слияния. Выполняет ученик у доски.

Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Физминутка

1 минута

Итак, мы с вами уже немного поработали, поэтому давайте отдохнём и сделаем несколько упражнений. В нашей физминутке будет слово, которое начинается на звук Щ, вам нужно не только выполнять упражнение, но и внимательно слушать.

Встали, приготовились, выполняем вслед за мной:

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

Какое слово на звук Щ встретилось вам в физминутке?

Смотрят на учителя и повторяют за ним движения.

Щенок.

Речевая разминка

Работа со схемой

1 минута

А сейчас мы с вами почитаем, но сначала сделаем несколько упражнений, чтобы читать нам было легче.

Разминка на дыхание. Скажите, какое время года у нас сейчас? Поставьте ручку перед собой, представьте, что у вас в руках снежинка, давайте её тихонечко сдуем ветерком, а теперь у нас на ладошках три снежинки, и мы сдуваем их быстро и резко.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

На доске написаны слоги ащ-ощ-ещ- сначала читает учитель, потом повторяют дети, потом читают сами, под руководством учителя. Прочтите слова, которые вы видите на экране. (Щенок, щегол) к какому из слов подходит данная схема? (схема с выделением качества звука будет подходить к двум словам)

Выполняют дыхательную гимнастику.

Повторяют упражнение за учителем.

Читают слоги, написанные на доске.

Читают слова, определяют к какому из слов подходит данная схема.

Формирование навыков

Работа с учебником, загадками

Работа со схемой

Конструирование, работа с буквами

Работа с учебником, чтение стихотворений

Работа с предметными картинками

30 минут

Откройте стр. 64 в учебнике. Посмотрите, на ней представлены загадки про овощи, сейчас я их читаю, а вы внимательно следите глазками и попытаетесь отгадать, что же это за овощи.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Что это? Найдите в этой загадке строчки, в которых есть звук [Щ’]. Кто нашел эти строчки? А кто готов нам прочитать? А теперь давайте прочтем загадку полностью, от начала до конца.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Что это? А здесь есть звук [Щ’]? Посмотрите внимательно на вторую строчку и скажите какой другой непарный звук по твёрдости и мягкости здесь есть? Давайте вспомним, звук Ш, он какой? Ещё раз, от начала до конца прочтем эту загадку.

Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Что это? Здесь тоже нет звука [Щ’], а какой другой непарный звук здесь есть? В каких строчках встречается звук [Ц’]? Прочтем загадку целиком.

Капуста, лук, морковь – ОВОЩИ. Какие еще овощи вы знаете? Давайте составим схему к этому слову. Итак, сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение, давайте охарактеризуем каждый звук.

Какой суп не бывает без капусты? А какой без свёклы? Вам даётся подсказка в учебнике (Щи, борщ.)

Итак, внимание, на доске мы видим буквы, давайте образуем из них слоги и хором их прочтем, (ЩО, ЩЕ, ЩУ, ЩИ, ЩА), а теперь наоборот (ОЩ, ЕЩ, УЩ, ИЩ, АЩ). (Добавляю еще два согласных звука [К] и [Н]). Из представленных на доске букв какие слова мы можем составить? (Щука, щека, щенок). А чтобы написать слово щука верно, какое правило мы должны с вами вспомнить?

В учебнике, на стр. 65, вверху стихотворение, я читаю, а вы внимательно следите за мной и подчеркиваете слоги, в которых встречается буква Щ.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

О чем это стихотворение? Какое название вы бы дали ему? Кто нашел слоги, в которых есть звук [Щ’]? Это один и тот же слог? Сколько раз он встречается в стихотворении? Кто прочтет нам стихотворение полностью?

Ниже, стихотворение Сергея Михалкова, я читаю, вы следите.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О чем это стихотворение? Как бы вы его озаглавили? По цепочке, по одной строчке ещё раз прочтем это стихотворение, начиная с первого ряда.

Ниже задание, его нам прочтет Марина (2 ряд 1 парта). (Придумай слова с ЧА и ЩА, что интересного ты заметил?) Я повторяю первую часть задания, затем вторую.

Ребята, рассмотрите картинки, которые представлены на этой странице. Что на них изображено? Ангелина, прочти задание, которое идет после картинок (3 ряд 2 парта). Предметы мы назвали, выясним для чего они нужны. (Обращу внимание на слово клещи (объясню лексическое значение, если слово окажется непонятным)). Кле́щи- инструмент в виде щипцов, его используют для захвата материала или изделия, чтобы было удобнее обрабатывать его.

У нас осталось с вами последнее стихотворение, написала его Ирина Петровна Токмакова, послушайте, карандашом подчеркните, в каких словах встретился слог ЩУ.

Щука и Щурятки

Со мной играют в прятки.

Я их в речке поищу,

Червячками угощу.

О чем это стихотворение? В каких словах встретился слог ЩУ? Были ли слова, которые вам не понятны? (Щурятки – это маленькие щуки, дети щук). Полностью стихотворение прочитает Женя Сергиенко (1 ряд 1 парта).

Капуста. В слове ЩИ и в слове ИЩИ. Читает один ученик.

Лук. Здесь нет звука [Щ’]. Звук Ш. Согласный, твердый не парный, глухой и имеет пару по звонкости и глухости – это звук Ж. Читает один ученик.

Морковь. Звук [Ц’]. Во всех строчках. Читает один ученик.

Свёкла, тыква, огурец, помидор, баклажан и т.д. Ученик работает у доски.

Ответы детей.

Читают слоги по моему сигналу, конструируют слова из отдельных букв, вспоминают правило на ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

О щётках. Ответы детей. Это слог ЩЁ, он повторяется четыре раза, в каждой строчке. Ученик читает полностью стихотворение.

Это стихотворение о щенках. Ответы детей. Читают стихотворение по цепочке.

Читает задание. Дети придумываю слова на ЧА и ЩА. (из частей ЧА и ЩА тоже можно составить слово, и это слово ЧАЩА).

Рассматривают картинки, говорят, что изображено на них. Ученица читает задание. Отвечают для чего нужны эти предметы.

Следят по тексту. В словах ЩУКА, ЩУРЯТКИ, ПОИЩУ, УГОЩУ. О щуках. Ответы детей. Ученик читает полностью стихотворение.

Итог урока, рефлексия

4 минуты

Итак, ребята, подведём итог. О какой букве сегодня шла речь? Какой звук она обозначает? Ещё раз вспомним, звук [Щ’], он какой?

Предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. Если ты все понял и активно работал на уроке, то прикрепи желтую чешуйку на щуку, если что-то вызывало затруднение – то коричневую, а кому совсем было тяжело, но он будет стараться дальше, нужно прикрепить голубую чешуйку.

Спасибо всем за урок, вы были очень активны, хорошо работали, все молодцы! До свидания!

О букве Щ. со звуком [Щ’]. согласный, глухой, мягкий, не парный. Оценивают себя свою работу, прикрепляя на тельце щуки чешуйки разного цвета. Прощаются с учителем.

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 "Искорка", Московская область

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7)..04.2019).

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом -ищ.

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

Дети : В лесу.

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух .

Логопед : А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес - Настоящий!

Е. Благинина

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Ответы детей.

Логопед : Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети : Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит - звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед . Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

Уши торчком,

Хвост крючком.

Весело лает,

В дом не пускает.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

Сапожной строгой....

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед : Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7. Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед : Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

Ответы детей.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья - в полет…

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса -ищ

Логопед : Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Дети : Кот

Логопед : Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Дети : Зубищи

Логопед : Не глаза, а…

Дети : Глазищи

Логопед : Не лапы, а …

Дети : Лапищи.

Логопед : Не усы, а…

Дети : Усищи.

Логопед : Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

11. Итоги занятия.

Логопед : Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети : Мы говорили о звуке Щ.

Логопед : Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед : Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Ответы детей

Логопед : Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети : С нами на занятии был щегол.

Логопед : А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети : Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед : Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

Решаемые проблемы (Цель ):

Принимать учебную задачу урока (знакомство с буквой Щ, обозначающей глухой мягкий согласный звук)

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя (отработка умения различать мягкие и твердые согласные)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты (Л):

- Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные результаты (П):

- Выделять звук щ ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ ’ согласный, всегда мягкий, глухой.

- Распознавать в словах новый звук.

- Характеризовать его, обозначать буквой.

Метапредметные УУД:

- Регулятивные (Р):

- Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения , оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

- Познавательные (П) :

- Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

- Коммуникативные (К)

-Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв».

Оборудование: - Учебники, рабочие тетради по чтению

Диск к учебнику по данной теме

Листы для работы в группах

Сигнальные карточки для рефлексии

Ход урока:

1 . Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности

Закройте глазки и попробуйте отгадать звуковую загадку-песенку. О ком эта песенка? Какой звук чаще всего мы слышим в этой песенке? (Звучит аудио запись-трек №28, «Про щуку и щурят»)

(учащиеся выделяют услышанный новый звук Щ) Кто догадался, какая тема у нас сегодня?(Буква Щщ, звук щ.)

Это и есть тема нашего урока сегодня.

3.Постановка учебной цели

Какой новый звук эта веселая щука принесла? Для чего он нам нужен? (произносить слова, буква, чтоб писать,читать слова, тексты,)

Что мы будем делать с этим звуком? (искать его в словах, исследовать)

А какой он звук Щ? Давайте исследуем и дадим его характеристику.

Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух встречает преграду;

Глухой - т.к. при произношении слышен больше шум, чем голос и звучит глухо;

Бывает мягким? (да) А твердым? (проблема), попробуем произнести твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться(твердый он или мягкий?) Для этого прочитаем скороговорку.

4. Решение проблемной ситуации :

Прочитаем скороговорку из «Азбуки» стр. 62.

Работа с учебником : (чтение про себя, затем вслух)

Щуку я тащу тащу, щуку я не отпущу .

Звуковой анализ слова щука.

Работа с индивидуальными звуковыми карточками : составление схем на рабочих местах с последующей проверкой с экрана(рисунок из диска по обучению грамоте).

Вывод : выбираем зеленый цвет, т.к. щ – мягкий согласный. Для чего вы выполняли это задание? .Чтобы подтвердить, что звук щ – глухой, мягкий, согласный. На письме этот звук обозначается буквой Щ.

- Знакомство с печатной буквой Щ .

Работа в тетрадях по чтению : печатание буквы Щщ, слогов и слов с данной буквой.

ФИЗМИНУТКА

5. Первичное закрепление

Мы познакомились с новым звуком и буквой, чтоб научиться читать с ней слоги и слова.

Чтение слоговых столбиковс диска.

Хоровое чтение : (акцент: как звучит – твердо или мягко?)

А теперь поработаем в группах. Заполним звуковые схемы слов с новым звуком.

1группа - овощи, меч; 2 группа - плащ, щетка

Группы составляют схемы одновременно (соревновательный момент ), какая быстрее и правильно составит схемы, та и победила. Оцените , правильно ли выполнили задания ребята из другой команды. (проверка по экрану) Акцент – как звучит Щ.

Подкрепление вывода – Мы исследовали звук щ и убедились, что щ – всегда мягкий

6. Закрепление и систематизация знаний.

- Работа по учебнику – чтение стихотворения про щуку и щетку стр.63, акцент на написании(обратите внимание как пишется сочетание ЩА, ЩУ )Что вы заметили? Требуется ли смягчать щ буквами я и ю? А почему?

(он и так звучит мягко, не требуется). Следовательно какое правило о написании щуи ща можем сформулировать? (самостоятельный осознанный вывод правила)

ЩА – пиши с буквой А! ЩУ- пиши с У! Чтение правила о написании ща и щу по учебнику. Еще раз вернемся к тексту стихотворения. Далее беседа о хищных рыбах и по экологии рек- связь с уроком окружающего мира.

О ком стихотворение? (о щуке) Что мы знаем про щуку из уроков окружающего мира? (какая это рыба – речная или морская? Что она употребляет в пищу? Следовательно это рыба….(хищная) Каких еще рыб- хищников вы знаете? Во всякой ли воде будут водиться рыбы? Что нужно, чтоб сохранялась чистота воды в реке?

- Работа по развитию речи (по диску):

Просмотр мультфильма по рисункам. Пересказ по сюжетным картинкам.

Итак, мы новый звук исследовали . Давайте теперь будем находить его в словах. Работа по индивидуальным карточкам . У учащихся в Азбуке лежат заранее приготовленные листочки с заданиями. Составление слов (по диску) – на рабочих местах с индивидуальной самооценкой. (волшебные линеечки) Дальнейшая проверка по экрану.

Как вы себя оценили?

Доп. материал для хорошо читающих детей (стр. 64 «Азбуки») и текст по диску (буква Щ)

7 . Итог урока : Спасибо вам за работу. Вы сегодня на уроке хорошо потрудились.

Рефлексия :

Какую цель мы поставили в начале урока?(изучить и исследовать новый звук и новую букву)

Какие знания открыли?(Щ – согласный глухой звук. Он всегдамягкий)

Посмотрим, достигли мы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные рыбки. У каждого на парте лежат бумажные рыбки. Поместим их в ведерки: Зеленое ведерко для тех ребят, кто все понял сегодня на уроке и доволен своей работой. Синее - для тех, кто в чем-то сомневался, желтое - кто не понял тему сегодняшнего урока. Посмотрим, в каком ведерке больше всего рыбок.

У вас сегодня всё получилось. Вы открыли новые знания и довольны своей работой на уроке. Молодцы!



Вверх