Трагедия катерины в драме гроза кратко. Душевная трагедия Катерины в пьесе Островского «Гроза

/ / / Душевная трагедия Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Основным конфликтом пьесы Островского « » является борьба старого, архаичного и нового. Но нельзя упускать также и личностный конфликт между человеческими чувствами и человеческими принципами.

В один из дней в «темном царстве» - месте, где правит тирания и страх, появляется совершенно другой человек, который отличается от всех своей честностью, открытостью и преданностью. Этим человеком была главная героиня произведения Катерина. Именно непохожесть на других стала причиной жизненной трагедии девушки.

В Островский показал нам чистый и непорочный характер русской женщины. Женщины, которую отличает горячее сердце и твердый характер.

Пьеса начинается описание красот Волги. Красота и нетронутость природы стали фоном, на котором развивалась трагедия главной героине. Вроде бы все в Калинове спокойно, жизнь идет своим чередом, если бы сила общественного мнения, которая подтолкнула Катерину к обрыву.

Будучи сильной личностью, главная героиня сначала не обращает внимания на общественную молву, ей все равно, что про нее говорят и думают. Она не боится людского суда. Но, к сожалению, людской суд для Катерины стал невыносим. Она говорит: «Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза...».

Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.

Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.

В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.

В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.

Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.

Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.

В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.

Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс


В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза - это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” - это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна.
Детство и юность Катерины прошли в купеческой среде, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Как она сама говорит, “... жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”.
Отданная замуж за Тихона, она очутилась в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых, давно прогнивших порядков, за которые так жадно хватаются “самодуры русской жизни”. Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим. Так воспитан ее сын.
Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо. Но мы видим, что для молодой женщины, очутившейся в доме свекрови, такая участь исключается. Диалоги с Кабанихой
показывают, что “натура Катерины не примет низменных чувств”. В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Катерина одинока, ей не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности распознать внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется единственным, кто решится увезти ее из “темного царства” в сказочный мир.
Катерина религиозна, но ее искренность в вере отличается от религиозности свекрови, для которой вера лишь орудие, позволяющее ей держать в страхе и повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, христианское песнопение как встречу с чем-то таинственным, прекрасным, уносящим ее далеко от мрачного мира Кабановых. Катерина, как человек верующий, старается не обращать особого внимания на поучения Кабановой. Но это до поры до времени. Терпению даже самого терпеливого человека всегда приходит конец. Катерина же “терпит до тех пор... пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною”. Для героини этим “требованием ее натуры” стало стремление к личной свободе. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны всяких кабановых и прочих, думать так, как думается, разбираться во всем самостоятельно, без всяких посторонних и никчемных увещеваний, - вот то, что для Катерины имеет наибольшую важность. Вот то, что она никому не позволит топтать. Ее личная свобода - это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит гораздо меньше.
Героиня поначалу смирилась, надеясь обнаружить хоть какое-то сочувствие, понимание со стороны окружающих. Но это оказалось невозможным. Даже сны Катерине стали сниться какие-то “грешные”; будто мчится она тройке резвых лошадей, упоенная счастьем, рядом с любимым человеком... Катерина протестует против соблазнительных видений, но человеческая природа отстояла свои права. В героине проснулась женщина. Желание любить и быть любимой нарастает с неумолимой силой. И это вполне естественное стремление. Ведь Катерине всего 16 лет - самый расцвет молодых, искренних чувств. Но она сомневается, размышляет, и все мысли ее таят в себе панический страх. Героиня ищет объяснение своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания. Но действительность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: “Перед кем я притворяюсь-то...”
Самая важная черта характера Катерины - честность перед собой, мужем и другими людьми; нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена, когда Катерина признается мужу в измене.
Ее самая большая ценность - свобода души. Катерина, привыкшая жить, по ее признанию в разговоре с Варварой, “точно птичка на воле”, тяготится тем, что в доме Кабановой все исходит “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе. День начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее молодость овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, золотые храмы, райские сады - может ли все это сниться обыкновенному земному грешнику? А Катерине снились именно такие загадочные сны. Это свидетельствует о незаурядности натуры героини. Нежелание принять мораль “темного царства”, способность сохранить чистоту своей души - свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”.
С таким характером не могла Катерина после измены Тихону оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и нравоучения Кабанихи, потерять свободу. Ей трудно находиться там, где ее не понимают и унижают. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше...” Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом, выходит, ее беда. Такие люди не приспособлены к жизненным реалиям, и все время чувствуют, что они лишние. Их духовная и моральная сила, которая способна противостоять и бороться, никогда не иссякнет. Добролюбов справедливо отметил, что “самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых”.
И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов самодурной силе: правда, он привел ее к трагическим последствиям. Героиня погибает, отстаивая независимость своего мира. Она не хочет становиться обманщицей и притворщицей. Любовь к Борису лишает характер Катерины цельности. Она изменяет не мужу, а себе самой, поэтому ее суд над собой так жесток. Но, умирая, героиня спасает свою душу и обретает желанную свободу.
Смерть Катерины в финале пьесы закономерна - для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто исповедует принципы “темного царства”, стать одним из его представителей, так как это означало бы уничтожить в себе, в собственной душе все самое светлое и чистое; не может смириться с положением зависимой, примкнуть к “жертвам” “темного царства” - жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было”. С такой жизнью Катерина решает расстаться. “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!” - говорит Кулигин Кабановой после трагической гибели героини, подчеркивая, что Катерина обрела желанную, выстраданную свободу.
Таким образом А. Н. Островский показал протест ханжеству, лжи, пошлости и лицемерию окружающего мира. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом.

"Гроза"- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром " тёмного царства", с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят "хозяева", сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей "тёмного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна, напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. "Я жила,ни об чём не тужила, точно птичка на воле". Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина,как "вольная птица" ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. "Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки - пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. "А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Среди жертв "тёмного царства" она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу," -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила "тёмного царства" не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Её попытка вырваться из "опостылевшего" мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы "тёмного царства". Она хочет открытости, свободы, "честного" счастья. Борис говорит ей: "Никто и не узнает про нашу любовь..." А Катерина отвечает: "Пусть все знают,пусть все видят, что я делаю!" Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину "Страшного суда" ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. "Возьми меня с собой отсюда!" -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. "Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду..." -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над "тёмным царством" несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему "тёмному царству". Жизнь героини была коротка, но она, как "луч света", полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -



Вверх