Список произведений по школьной программе. Что читают школьники на уроках литературы в европе, сша и японии

Сказки (Бой на Калиновом мосту, Белая уточка, Каша из топора, Кот и лисица).
«Народная мудрость» (Небылицы, Загадки, Пословицы и поговорки).
Народный кукольный театр (Петрушка Уксуков).
Мифы и легенды -- Мифы Древней Греции (Олимп, Апполон и музы, Пигмалион, Подвиги Геракла), Славянские мифы и легенды (О граде Китеже, Атаман Кудеяр, Про Никитушку Ломова)
Авторские сказки -- А.С.Пушкин (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, Руслан и Людмила), Х.К.Андерсен (Снежная королева, Истинная правда), П.П.Бажов (Каменный цветок),
С.Я.Маршак (Двенадцать месяцев).
Басни -- И.А.Крылов, Эзоп, С.В.Михалков.
Литература XIX века -- М.Ю.Лермонтов (Бородино), А.В.Кольцов (Косарь, Лес), И.С.Тургенев (Муму), Н.А.Некрасов (Крестьянские дети, Школьник), Ф.И.Тютченв (стихи), А.А.Фет (стихи), А.Н.Майков (стихи), Л.Н.Толстой (Кавказский пленник), В.М.Гаршин (Сигнал).
Литература XX века -- Л.Н.Андреев (Кусака), А.И.Куприн (Белый пудель), Д.Лондон (Сказание о Кише), А.Н.Толстой (Детство Никиты).
«Родная земля» -- Н.А.Некрасов (Все рожь кругом…), Н.И.Рыленков (Все в тающей дымке), К.Г.Паустовский (Мещерская сторона).
«Призвал нас к бою воинский закон» -- К.Симонов (Майор привез мальчишку на лафете…), Н.Рыленков (Бой шел всю ночь, а на рассвете…), А.Сурков (Бьется в тесной печурке огонь),
А.Твардовский (Рассказ танкиста, Со слов старушки), Ю.П.Казаков (Тихое утро), В.А.Солоухин (Мститель), Е.И.Носов (Тридцать зерен, Хитрюга, Зимородок, Как ворона на крыше заблудилась).

На внеклассное чтение дали такой список: А.С.Пушкин (Сказка о золотом петушке, Выстрел), С.Т. Аксаков (Рассказы о природе), И.А.Бунин (стихи), Н.Г.Гарин-Михайловский (Детство Темы), Н.В.Гоголь (Вий, Сорочинская ярмарка, Майская ночь), И.А.Куприн (Москва родная), М.Ю.Лермонтов (Беглец, Панорама Москвы), К.М.Станюкович (Антошка), И.С.Тургенев (Стучит), А.П.Чехов (Лошадиная фамилия, Хирургия, Налим)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Война и мир», «Горе от ума», «Евгений Онегин» - эти названия знакомы выпускникам абсолютно всех российских школ. Кто-то, возможно, даже сможет с ходу продолжить незабвенную строчку «Мой дядя самых честных правил...».

А что цитируют ученики из других стран мира? сайт изучил школьные программы и сделал для вас подборку, благодаря которой вы сможете не только больше узнать о зарубежных школах, но и открыть для себя несколько новых имен.

Франция

Во Франции, как и в подавляющем большинстве других стран, отдельного предмета «Литература» нет - ученики читают на уроках родного языка. Школьной программы как таковой тоже нет, есть рекомендованный список литературы, а выбор конкретного произведения отдается на откуп школам, учителям или самим детям. Французская классика читается в обязательном порядке, например следующие книги:

Соединенные Штаты Америки

В США, как и во Франции, нет единой школьной программы по литературе, однако некоторые имена и названия знакомы каждому американскому ученику. В пятерку самых популярных книг входят:

Великобритания

В Соединенном Королевстве со школьной программой по литературе все просто: ее основу составляют произведения английской классики. А так как английская классика давно и прочно вошла в состав классики мировой, список, рекомендованный британским школьникам, для любого читающего человека будет выглядеть очень и очень знакомым. Вот он:

Нидерланды

В отличие от ровесников из многих других стран, нидерландских школьников не слишком утруждают чтением классической литературы. Список рекомендованной литературы более чем наполовину состоит из книг современных европейских и голландских авторов. Вот несколько примеров из списка:

Германия

В Германии вопросы литературного образования школьников решаются в каждой федеральной земле. Но общие пункты в списках рекомендованной литературы, конечно, есть, и это прежде всего произведения немецких авторов и классика мировой литературы, как, например, эти книги.

Приложение № 2

Предметное содержание. Литература. Основное общее и среднее общее образование

В Приложении определен минимальный перечень литературных произведений и теоретико-литературных понятий для обязательного изучения в школе. Он составлен с учётом литературоведческих достижений, сложившейся практики школьного литературного образования и призван обеспечить не только единство содержательного ядра литературного образования на современном этапе, но и преемственность читательского опыта разных поколений граждан России.

Список авторов и произведений предложен в хронологической последовательности. Данный принцип не определяет порядок изучения авторов и произведений в конкретных программах. В Приложении к Концепции не произведено разделения материала на список для основного общего образования и на список для полного общего образования – это прерогатива примерных программ по литературе соответствующих ступеней общего образования.

Список авторов и произведений, обязательных для изучения в основной и старшей школе, состоит из двух частей – «базовой» и «углубленной». Первая часть определяет необходимый минимум для изучения литературы на базовом уровне и поэтому является обязательной для всех учащихся РФ. Вторая часть является обязательной для тех классов, в которых осуществляется углубленное изучение предмета (в основной и в старшей школе, в том числе и за счет вариативной части учебного плана, формируемой образовательной организацией).

В обеих частях списка литературный материал дается с разной степенью детализации: 1) назван автор и его конкретное произведение, 2) назван автор (или жанр фольклора) и определено минимальное количество произведений, выбор которых осуществляется в Программе, 3) названа группа авторов для обзорного ознакомления с творчеством одного из них по выбору автора программы или учителя.

На основе базовой части списка (названных безальтернативно произведений) может определяться обязательная для всех учащихся РФ часть содержания итоговой аттестации по литературе на ступенях основного и среднего общего образования. Произведения, выбираемые автором программы или учителем, могут привлекаться выпускниками для сопоставления или при подборе материала для раскрытия темы итогового сочинения.

Большая часть произведений, названных в списке, требует прочтения полного текста, за исключением произведений, знакомство с которыми достаточно на уровне чтения фрагмента (нескольких фрагментов) или общего обзора сюжета, характеристики основных персонажей с текстуальным изучением ключевых фрагментов, эпизодов, сцен. Соответствующее уточнение (фрагменты, обзорное изучение) дается в перечне.


Составители Примерных образовательных программ, авторских УМК и рабочих программ должны дополнить перечень литературных произведений другими произведениями, относящимися к классике, к современной словесности (в том числе с учётом региональной специфики), к детской и подростковой литературе. При этом объём дополнений и их содержание зависят от характера Программы, авторской научно-методической концепции, возможностей и задач конкретного учителя, от того, какому уровню образования (базовому или углублённому) соответствует программа, для какого региона она предназначена.


1 11 266

Отставленная было за ненадобностью во второй ряд, с появлением «президентского» сочинения литература вернулась в шеренгу самых важных предметов в российской школе. Но родителей и учеников по-прежнему волнует вопрос, насколько наше образование в этой сфере способно конкурировать с зарубежным.

Посмотрим, как и какие произведения изучают учащиеся зарубежных школ. В каждый список мы включили 10 главных авторов школьной программы.

Франция

Разделения на два разных предмета, «Французский язык» и «Французская литература», для школьников не существует. На уроках словесности юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное - стиль! А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера (Расина, Корнеля и т.п.). Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.

В обязательной программе

  1. Кретьен де Труа. «Ланцелот».
  2. Жан Батист Мольер. «Скупой».
  3. Пьер Корнель. «Сид».
  4. Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон».
  5. Виктор Гюго. «Отверженные».
  6. Эмиль Золя. «Жерминаль».
  7. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
  8. Оноре де Бальзак. «Человеческая комедия».
  9. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  10. Альбер Камю. «Падение».

США

Как таковой единой школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.

В обязательной программе

  1. Теодор Драйзер. «Американская трагедия», «Финансист».
  2. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость».
  3. Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ».
  4. Джозеф Конрад. «Сердце тьмы».
  5. Джордж Оруэлл. «Скотный двор».
  6. Терри Пратчетт. «Плоский мир».
  7. Эдит Уортон. «Эпоха невинности».
  8. Герман Мелвилл. «Моби Дик».
  9. Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
  10. Эдгар По. Стихотворения и поэмы.

Великобритания

Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» - тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, индивидуальных занятий, подготовки групповых проектов и так далее. Некоторые программные произведения знакомы российским выпускникам с детства, а имена многих авторов так или иначе на слуху благодаря частым упоминаниям.

В обязательной программе

  1. Дж. Чосер. «Кентерберийские рассказы».
  2. К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».
  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  4. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика».
  5. С. Ричардсон. «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель».
  6. Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найдёныша».
  7. Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын».
  8. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
  9. Джордж Элиот. «Мельница на Флоссе».
  10. С. Кольридж. «Старый моряк».

Германия

В разных типах школ литературу проходят по-разному. В обычных школах проходят в основном произведения немецких авторов. В стране много гимназий с гуманитарным уклоном, где подробно изучают произведения от античных авторов до самых современных. В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам, поднятым в произведениях. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность» и другие. Так, драма Ф. Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».

В обязательной программе

  1. Готхольд Эфраим Лессинг. «Натан Мудрый».
  2. Фридрих Шиллер. «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь».
  3. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера».
  4. Генрих Гейне. «Путешествие по Гарцу».
  5. Томас Манн. «Будденброки», «Волшебная гора».
  6. Генрих фон Кляйст. «Маркиза д"О».
  7. Фридрих Дюрренматт. «Визит старой дамы», «Физики».
  8. Амадей Гофман. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».
  9. Эдуард Мёрике. «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу».
  10. Георг Бюхнер. «Смерть Дантона».

Япония

В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления, учебники по литературе используются тоже самые разные - единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев - в том числе и японских школьников - представляют те произведения, где можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.

  1. Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи».
  2. Сэй-Сёнагон. «Записки у изголовья».
  3. Хигути Итиё. «Сверстники».
  4. Юкио Мисима. «Золотой храм».
  5. Кобо Абэ. «Женщина в песках».
  6. Сосэки Нацумэ. «Сердце».
  7. Рюноскэ Акутагава. «Расёмон».
  8. Огай Мори. «Танцовщица».
  9. Харуки Мураками. «Охота на овец».
  10. Сики Масаока. Стихи.

Это читают все

Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран . Итак, «всемирная десятка»:

  1. Гомер. «Илиада», «Одиссея».
  2. Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
  3. Харпер Ли. «Убить пересмешника».
  4. Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
  5. Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
  6. Мэри Шелли. «Франкенштейн».
  7. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
  8. Франц Кафка. «Превращение».
  9. Лев Толстой. «Анна Каренина».
  10. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».

Ни в одной из рассмотренных стран не придаётся большого значения главному принципу, по которому изучается литература в старших классах российских школ, - историко-художественному методу: классицизм, романтизм, реализм и т.д. Между тем именно такой подход ближе всего к научному взгляду на литературу - его можно считать преимуществом нашей системы образования.

Он требует системных теоретических знаний. И если школьные учителя вынуждены жертвовать уроками литературы, готовя выпускников к ЕГЭ, то хороший репетитор может восполнить пробелы и сформировать в сознании ученика стройную картину всей истории литературного процесса. Ведь именно такое знание предмета потребуется при вступительных испытаниях по литературе в престижные вузы.



Вверх