Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения. История английской литературы. уильям шекспир Шекспир и гуманизм эпохи возрождения

Уильям Шекспир - гуманист, драматург и человек Возрождения

450 лет со дня рождения Уильям Шекспира

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке - о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды - все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.
Родился Уильям Шекспир в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит.
В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
В 1612 году Шекспир, никому ничего не объяснив, возвращается в Стратфорд-на-Эвон и, как ни в чем не бывало, продолжает спокойную семейную жизнь со своей женой Энн. К тому времени он - уже достаточно обеспеченный человек, имеющий дворянский титул. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Произведения У. Шекспира, имеющиеся в районной библиотеке
Избранное в лучших переводах знаменитых русских поэтов [Текст] /пер. с Б. Пастернака, М. Кузьмина, И. Евсы. – М.: Эксмо, 2009. – 352с.: ил. – (Мировая классика)
Гамлет, принц Датский [Текст]: трагедии /пер. с англ. Б. Пастернака. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2009. – 224с.
Исторические драмы [Текст] / пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1990. – 767с.: ил.
Как вам это понравится. Мера за меру [Текст]: пьесы / пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 315с.
Комедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 576с. – (Зарубежная классика)
Комедии, хроники, трагедии [Текст]: в 2-х т. / пер. с англ. ; вступит. ст. и коммент. Д. Урнова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т.1. – 783с.; Т. 2 - 670с.
Король Лир. Много шума из ничего. Сон в летнюю ночь [Текст] / пер. с англ. Т.Л. Щепкиной-Куперник. – М.: Профиздат, 2005. – 416с. – (Литературные шедевры)
Лирика [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 480с. – (Всемирная б-ка поэзии)
Мера за меру. Король Лир [Текст]: пьесы / пер. с англ. предисл. О. Сороки. – М.: Известия, 1990. – 256с.
Ромео и Джульетта [Текст]: трагедии / пер. с англ. Б. Пастернак. – М.: Эксмо, 2012. – 192с.
Сонеты [Текст] / пер. с англ. С.Я. Маршака. – СПб.: ИГ Азбука-классика, 2009. – 224с.
Трагедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 704с. - (Зарубежная классика)

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды,
мнения, некоторые документы и его великие произведения.

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке — о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Шекспир", например) — все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.

Из биографии

Уильям Шекспир родился с Стратфорде, небольшом городке на берегу реки, 23 апреля 1564 года. Его мать, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике — был мэром городка и олдерменом. Отцу принадлежало несколько домов в Стратфорде, он торговал зерном, шерстью и мясом, поэтому у маленького Уильяма была возможность учиться в местной "грамматической" школе.

В школе преподавали основы риторики и грамматики, однако основным предметом была латынь: ученики читали в подлинниках великих мыслителей и поэтов древности — Сенеку, Овидия, Виргилия, Горация, Цицерона. Знакомство с произведениями лучших умов своего времени отразилось в дальнейшем на его творчестве. В то же время, живя в маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали и общались независимо от сословий, Шекспир был хорошо знаком с жизнью простых горожан. Он стал знатоком фольклора, и многие черты будущих героев были списаны с местных жителей. Смекалистые слуги, чопорные вельможи, страдающие люди, кому было тесно в рамках условностей — все эти герои появились впоследствии в его комедиях и трагедиях.

Телец по гороскопу, Уильям отличался трудолюбием, тем более что начать работать ему пришлось очень рано — с 16 лет, потому что его отец запутался в делах и не мог содержать всю семью. Биографические сведения об этом времени разнятся. По одним данным, Уильям работал сельским учителем. По другой легенде он был подмастерьем в лавке мясника, и, по преданию, уже тогда был гуманистом — перед забоем животных "он произносил над ними торжественную речь". В восемнадцатилетнем возрасте Уильям женился на Анне Хатауэй, которой было в то время 26 лет. Через три года после женитьбы он переехал в Лондон. По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).

В Лондоне Шекспир получил работу в театре. Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), или, говоря современным языком, рерайтером — перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер, но не стал знаменит. Вскоре Шекпир стал драматургом театра. Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству — в 1599 году, когда был образован театр "Глобус" (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков. Видимо, в материальном плане его жизнь сложилась благополучно.

О творчестве

Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.

Известная и любимая всеми комедия "Укрощение строптивой" — один из примеров. В основу комедии лег сюжет домостроевского фарса, когда мужчина, в общем-то грубый и недалекий — Фернандо, укрощает "строптивую" и сварливую Катарину. В конце Катарина произносит монолог, в котором прославляет патриархат, и суть которого в том, как прекрасно быть замужней покорной женой. Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой" пошел дальше фарса, показав гуманистические идеалы того времени. Катарина уже не сварливая тетка, а девушка, которая страдает от условностей того времени и от поведения своего отца, которому просто необходимо быстрее выдать замуж дочерей для приумножения капитала. Красавица-сестра Бьянка пользуется успехом у мужчин и очень хочет замуж, а Катарина, из-за своего характера — от рождения сильного и активного (идеал эпохи Возрождения), борется за свое счастье. Она не хочет просто так выходить замуж, лишь бы порадовать отца — она хочет любить и быть любимой. В то же время, образ отца комичен — он и сам страдает от неадекватного поведения дочки, которая пользуется дурной славой среди местного мужского населения, и поэтому спит и видит, когда найдется смелый — и обязательно очень богатый! — мужчина, чтобы поскорее избавиться от проявлений характера старшей дочери. В этой комедии помимо интересного сюжета и веселых диалогов, Шекспиру удалось показать несколько идей, которые по сей день современны, а в некоторых странах их даже можно назвать передовыми. В общем-то, суть пьесы не в прославлении находчивости мужчин, и даже не равноправия мужчины и женщины. Шекспир здесь показал "равноценность" мужчины и женщины, которые гармонично дополняют друг друга, и последний монолог "покорной" жены Катарины как раз об этом. В ее словах звучит уважительное отношение к мужу:

"... В заботах о тебе
Он трудится на суше и на море,
Не спит ночами в шторм, выносит стужу,
Пока ты дома нежишься в тепле,
Опасностей не зная и лишений.
А от тебя он хочет лишь любви,
Приветливого взгляда, послушанья —
Ничтожной платы за его труды".

Катарина не просто скандалила, а доказывала свою ценность как личности, которой нужен достойный партнер. Петруччо оказался таким — смелым и находчивым, который искренне заинтересовался девушкой (хотя деньги сыграли первоочередную роль). Второй идеей, которая достаточно завуалирована, но отражает русскую пословицу "Не все то золото, что блестит" стало поведение прелестницы Бьянки, которая также обнаружила свой характер: "Так ты ведешь себя еще глупее, коль ставишь деньги на мою покорность". С другой стороны, почему бы в этой фразе не увидеть то, что Бьянка просто по ходу пьесы кое-чему научилась у своей сестрицы?

Первый период творчества отличается особенной яркостью и жизнерадостностью. Шекспир в эти годы создал блестящий ряд комедий: кроме "Укрощения строптивой", широко известны пьесы "Двенадцатая ночь", Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится", "Много шума из ничего". К первому периоду творчества Шекспира относятся его сонеты. Они широко известны, но интересно, что в отличие от предшественников, поэт в сонетах воспевает дружбу. По мнению Шекспира, она богаче любовной страсти. В сонетах нашли выражение разные мысли и чувства поэта. Он рассуждает о дружбе, любви, и о... государстве. Даже цикл исторических хроник — кровавых драм ("Генрих IV", "Генрих V"), написанных в это время, не так мрачен: все завершается торжеством главного героя, есть и комедийный персонаж — сэр Фальстаф. Пожалуй, здесь Шекспир — желая того или нет — старался показать жизнь, как она есть — с радостью и трагедией. Позднее он уже не будет так весел.

Трагедия "Гамлет" открывает второй этап творчества поэта и драматурга. Здесь уже нет разудалого веселья, и герои из победителей все чаще превращаются в жертв, однако они все равно борются и живут. Почти все актеры мечтают сыграть Гамлета, потому что на сцене разворачивается внутренний мир Гамлета, его метания, страдания, муки выбора. В то же время Гамлет пытается осмыслить свои действия, он тяжело размышляет о жизни и не видит выхода даже в смерти.

Когда б не страх чего-то после смерти,
Неведомой страны, откуда ни один
Еще доселе путник не вернулся.
Вот что колеблет и смущает волю,
Что заставляет нас скорей сносить страданья,
Чем убегать к иным, неведомым бедам,
Да, малодушными нас делает сомненье...

После встречи с призраком отца — жизнь Гамлета переворачивается. И если он раньше был нежным мечтателем и просвещенным человеком, то теперь мир перевернулся и предстал своей другой стороной: "Каким докучным, тусклым и ненужным, Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!". Поклявшись отомстить отцу, Гамлет совершает тяжелый выбор и решается уничтожить убийцу отца — Клавдия. Но ненависть и убийство влекут за собой тяжелые последствия: Гамлет убивает невинного Полония, став причиной сумасшествия и гибели любимой женщины Офелии. Его мать, королева и нынешняя жена Клавдия, тоже становится жертвой, хотя цели и Гамлета, и Клавдия совпадают — первый хочет убрать королеву от "плотного сгустка мяса", как он называет Клавдия, а Клавдий хочет оставить себе трон и жену. Но королева выпивает яд, предназначенный для Гамлета, и умирает. В трагедии от одного убийства — разворачивается целая серия смертей. Попутно Шекспир в "Гамлете" показывает и другие стороны жизни общества, которое Гамлет (вслед за автором) считает несправедливым. Речь идет о сцене, где 20 тысяч солдат — простых людей — посланы вельможей на смерть ради кусочка земли в Польше, за аренду которого жалко отдавать "пять дукатов". И хотя Гамлет делает свой вывод — о собственной нерешительности, но тема неценности человеческой жизни уже обозначена. Толкований "Гамлета" написано тысячи томов — каждый исследователь находит в нем что-то свое. Каждый актер и режиссер ставит трагедию, чтобы также показать свое, выделить какие-то свои акценты, и все они оказываются справедливы. И это еще раз подчеркивает грандиозность Шекспира как драматурга. Умирая, Гамлет все же спас одну жизнь — своего друга Горацио, найдя для него нужные слова: "Дыши в суровом мире, чтоб мою поведать повесть". В этот же, второй период творчества, написаны и другие известные трагедии — "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Произведения третьего творческого цикла не так известны: "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря". Они написаны в жанре аллегорической фантастики, так как заказчиком театра, для которого писал Шекспир, уже становится знатная публика, которая хотела веселья и развлечений. Но и здесь гуманистические идеалы тоже находят свое выражение — это вера талантливого поэта и драматурга в светлое будущее человечества, обещание безмятежного спокойствия.

Расцвет английской драмы начался в конце 1580-х годов, когда появилась плеяда писателей, называемых теперь «университетскими умами»: Кристофер Марло (1564-1593), Томас Кид (1558-1594), Роберт Грин (ок. 1560-1592), Джон Лили (ок. 1554-1606) и несколько других. Вехами, обозначающими начало этого расцвета, явились две трагедии - «Тамерлан Великий» (1587) К. Марло и «Испанская трагедия» Т. Кдда (ок. 1587). Первая положила начало кровавой драме, вторая - жанру трагедий мести.

Есть все основания считать, что Шекспир начал драматургическую деятельность ок. 1590 года. В первый период творчества он создал ряд кровавых исторических драм - трилогию «Генри VI» и «Ричард III» и трагедию мести «Тит Андроник». Первые комедии Шекспира «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой» отличались довольно грубым комизмом, близким к фарсам.

В 1593-1594 годах наметился перелом. Хотя Шекспир никогда не отказывался от фарса и клоунады, в целом его новые комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и господствует тема любви.

Большинство исторических пьес этого периода окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, что особенно заметно в трех пьесах-хрониках- «Генри IV» (две части) и «Генри V». Хотя и в них непременным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них примечательна изрядная доля юмора. Именно в «Генри IV» появляется образ Фальстафа - шедевр шекспировского комизма.

Единственная трагедия этого периода, длящегося до конца XVI столетия,- «Ромео и Джульетта» (1595). Ее действие проникнуто глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств Монтек-ки и Капулетти, любовь одерживает нравственную победу над миром зла.

Трагедия «Ромео и Джульетта» воплощает оптимистическую настроенность Шекспира во второй период. В комедиях и единственной трагедии этих лет гуманность торжествует над дурными началами жизни.

На рубеже XVI-XVII столетий в умонастроении Шекспира происходит новый перелом. Первые признаки его ощущаются в исторической трагедии «Юлий Цезарь» (1599). Ее истинный герой, однако, не великий полководец, а другой римский деятель - Брут, заклятый враг тирании. Он примыкает к заговору против Цезаря, стремящегося к единоличной деспотической власти, и участвует в убийстве его. Приверженцы Цезаря, и в первую очередь Марк Антоний, демагогическими речами обманывают народ, римляне изгоняют Брута. Благородный герой терпит поражение и кончает самоубийством. Победа достается сторонникам тирании. Трагедия состоит в том, что народ (а именно он играет решающую роль в этой трагедии) не созрел до понимания того, кто является его истинными и кто мнимыми друзьями. Исторические условия сложились неблагоприятно для тех, кто желал утвердить в жизни благородные идеалы, и это выражено в «Юлии Цезаре».

Как и другие представители нового мировоззрения, Шекспир верил, что лучшие начала должны восторжествовать над злом. Однако ему и его поколению пришлось убедиться в том, что жизнь шла иным путем. Три века развивался европейский гуманизм, проповедуя необходимость переустройства жизни на новых, более человечных началах. Пора было бы увидеть следствия этого. Вместо этого все больше проявлялись отрицательные черты буржуазного развития во всех сторонах жизни. К пережиткам прежних феодально-монархических несправедливостей добавилась всеразрушающая сила золота.

Шекспир всей душой почувствовал, что гуманистические идеалы не могут быть осуществлены в жизни. Это получило выражение в 66-м сонете. Хотя большей известностью пользуются его переводы, принадлежащие С. Маршаку и В. Пастернаку, привожу еще один вариант:

* Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
* Как гибнет в нищете достойный муж,
* А негодяй живет в красе и холе;
* Как топчется доверье чистых душ,
* Как целомудрию грозят позором,
* Как почести мерзавцам воздают,
* Как сила никнет перед наглым взором,
* Как всюду в жизни торжествует плут,
* Как над искусством произвол глумится,
* Как правит недомыслие умом,
* Как в лапах зла мучительно томится
* Все то, что называем мы добром.
* Когда б не ты, любовь моя, давно бы
* Искал я отдыха под сенью гроба.
* Перевод О. Румера

Вероятно, сонет был написан в конце 1590-х годов, когда начался перелом в умонастроении Шекспира, приведший к созданию трагедии «Гамлет». Она была создана, по-видимому, в 1600-1601 году. Уже в 1603 году появилось первое издание трагедии. Оно было выпущено без разрешения автора и театра, в котором шла пьеса, и называлось кварто 1603 года.

7. ГУМАНИЗМ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

Интересно, что почти в это же время в Англии, где уже состоялась национальная государственность, установилась централизованная власть, Уильям Шекспир (1564-1616), крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения, художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений "человек-общество-государство".

В шекспировских трагедиях ("Король Лир", "Макбет" и др.), явно или нет, всегда присутствует природный космос, несущий совершенно противоположную, нежели у Монтеня, смысловую нагрузку. В этом космосе отражено смутное ощущение того, что над личной жизнью, сознанием "естественного" человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих без остатка "естественного" человека нормативам государства и делающих из него "государственного человека".

Разгадка шекспировских героев в том, что их жизнь протекает в двух планах: личном ("естественной индивидуальности") и общегосударственном (социально-гражданском). Однако герои не различают этих миров: субъективность их потрясает основы мира, даже если они действуют в кругу собственных "естественных" мотивов. В противоречивом единстве индивидуального и общегосударственного скрыто "ядро" трагедий Шекспира. Например, в "Отелло" личный мир героя окутан в покровы надчеловеческих космических сил. Совершившему преступление Отелло начинает казаться, что "сейчас луна и солнце затмятся совершенно, земля от ужаса затрясется". Этот образный ряд оттеняет то безликое, общественно-государственное, что вторгается в судьбу героя.

Отелло - гениально угаданный образ человека, пребывающего в непротиворечивом (вроде бы) единстве собственной естественности и социальности, "государственности, гражданства". Отелло - " естественный " человек (это усилено тем, что он - мавр), имеющий право любить, ненавидеть, быть нежным, постоять за нанесенное личное оскорбление. Вместе с тем он наделен "набором" определенных прав, обязанностей. В душе его столкнулись нормы двух сфер жизни - и он погиб.

Сцена убийства Дездемоны - далеко не кульминация трагедии, как это иногда представляют в плохом театре. Трагедия - в сцене самоубийства. После выяснения того, что Дездемона невиновна, Отелло еще силен духом, чтобы жить, и требует от окружающих, чтобы ему не мешали свободно удалиться. Однако все рушится, когда Отелло слышит, что республика лишает его чести, что он пленник и лишен власти. Жить больше невозможно. Бесчестья от государства он перенести не смог. Умирает Отелло не как убийца жены (ведь он "из чести исходил"), но как человек, в защите своей личной чести потерявший честь гражданина. Пребывание в двух сферах этической жизни - источник и сила трагического в судьбе Отелло.

На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной "естественной" и общественной жизнью. И вместе с тем показал, что разрубить внутреннюю связь между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано - гибель неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается персонажем в поисках автора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Английский философ и моралист А.Шефтсбери (1671 - 1713) как-то заметил: всякий конфликт между двумя сферами жизни говорит либо о том, что общество несовершенно, либо несовершенстве человека в себе самом.

Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального. XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является определяющим в человеке.

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем это имело место в средневековой культуре, а с другой - открывают новый мир человека и природу.

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005

2. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004

4. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 2003

5. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006

6. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006

7. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949

8. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Реннесанса. М., 1981

9. Монтень М. Опыты. Кн. I. М. 1987

10. Монтень М. Опыты. Кн. III. М. 1987

11. Монтень М. Опыты. Кн. I. М. 1987


Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005, с.11

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.16

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.29

Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005 , с.26

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.25

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.41

Синергетика (от греч. sinergos - вместе действующий) - возникшая в 70-х годах XX века теория самоорганизации (И.Пригожин, Г.Хаген). Изучает процессы перехода открытых неравновесных систем от менее к более упорядоченным формам организации, от хаоса к порядку. В богословии используется термин "синергия", понимаемый как соработничество человека с Богом в созидании спасения.

Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2005 , с.29

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С.291.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Реннесанса. М., 1981. С. 249.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. //Эстетика Ренессанса. М., 1981. С.250.

Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006 , с.54

Монтень М. Опыты. Книга первая. М.-Л., 1954. С. 194, 203, 205, 201, 205.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.64

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2004, с.68

Монтень М. Опыты. Кн. I. С. 195.

Монтень М. Опыты. Кн. III. С. 291.

Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006, с.36

Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006, с.57

Монтень М. Опыты. Кн. I. С. 204.

Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики», 2006, с.68

Стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной. Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения - стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения. В науке отмечается, что на развитие мировоззрения Кузанца оказали влияние античные учения...

Отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма . 2 Основные черты философии Возрождения 2.1 Гуманизм - возвышение человека Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как...

Подготовили становление экспериментально-математической науки и механистического материализма XYII - XYIII веков. 3. Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся следующие направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое. Гуманистическое направление. Ренессансный гуманизм - ...

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение – гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков,

Всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения – это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален

И не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания – Мигеля де Сервантеса, а Германия – Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист – это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.



Вверх