Сочинение на тему любви в романе «Война и мир» Льва Толстого. Сочинение на тему: Какое место в жизни героев занимает любовь в романе Война и мир, Толстой Верная любовь в войне и мире

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно”.

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, - сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.

“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней - душевной.

Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.

“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.

Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее - любовь - еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских.

“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.

“Война и мир” -- русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л.Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья - это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками -- лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога-- дорога чести”,-- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа. роман толстой семья национальный

И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим -- гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни -- удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношении к самым близким людям.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

По мнению Льва Николаевича Толстого , любовь - это смысл жизни и высшее предназначение человека. Такое же отношение к любви сопровождает его роман-эпопею «Война и мир». Вся жизнь его героев основана на любви – любви к родным, любви к ближнему, любви к народу и своей родине. Толстой, как писатель, высоко уважаем и почитаем в мире именно за то, что он создал собственную философскую школу и новый взгляд на мир и людей. В человеке главным он считает красоту души, что и отразилось в его романе.

Главная героиня Наташа Ростова – воплощение всех лучших нравственных черт. Её выдает именно внутренняя красота и чувство всеобъемлющей любви к окружающим. В ней столько счастья, что его хватило бы на целый полк. Своим душевным теплом она способна согреть всех близких и родных.­ Не менее совершенна в физическом, нравственном и психологическом смысле княжна Марья Болконская . Она живет в бессознательном ожидании любви и семейного счастья. И тем, и другим автор наделяет своих героинь за духовную красоту. Что же такое любовь в произведении Л. Н. Толстого?

Это, в первую очередь, чувство, достигнув которого, главные герои заметно преображаются. С одной стороны, это очень простое понятие, а с другой – загадочное и непонятное. Мы видим, как автор четко разграничивает в своем произведении несколько разновидностей любви: любовь к семье, легкая влюбленность вроде самовнушения, любовь по расчету, и, наконец, любовь настоящая.

Последняя озарила путь Наташи и Андрея Болконского , но они не смогли ее удержать, не прошли испытание расстоянием и временем. Свадьба молодых по настоянию отца Андрея была отложена на год для проверки чувств. Старый Болконский сомневался в способности Наташи стать достойной женой для Андрея и матерью для осиротевшего Николая . В одном он оказался прав, свободу и жизнелюбие Наташи нельзя было заколотить в рамки условностей. Но жестоко он ошибся в другом. Из этой героини впоследствии получилась прекрасная жена и мать четверых детей.

В романе «Война и мир» тема любви занимает основополагающее место. Несмотря на то, что за окнами война с Наполеоном , действующие лица переживают самые искренние чувства, обретают любовь через страдания, строят свою личную жизнь. Наташа Ростова и Андрей Болконский, несомненно, занимают ключевое место в сетке героев романа. Их история любви затмевает все остальные. Возможно, это связано с неординарностью характеров главных героев.

У Андрея сложный типаж, который не всякому человеку дано понять. Наташе удается уловить его грусть и отчаяние. Она умело возвращает его к жизни, поселяет в душе надежду на лучшее, но Андрей так до конца и остается для нее загадкой. Перед смертью он прощает Наташе ее мимолетную влюбленность в Анатоля Курагина . Он понимает, что все также любит Наташу, а она его. Любовь к Андрею главная героиня пронесла через всю жизнь. Пьер все понимал и не осуждал ее за это.

Тернистым был путь к счастью и у Марьи Болконской, пожертвовавшей своей молодостью, чтобы ухаживать за больным отцом. В конце романа она обретает свое счастье в лице брата Наташи – Николая Ростова, который становится ее мужем. По мнению писателя, только абсолютно цельные в нравственном и духовном плане люди заслуживали любовь. Таких персонажей, как


«Война и мир» Льва Николаевича Толстого занимает видное место не только в русской литературе, нов мировой. Этот роман-эпопея охватывает все стороны жизни, все темы, которые когда-либо поднимались в литературе. Одной из основных тем в произведении является тема любви. Но не просто любви между мужчиной и женщиной, а любви искренней и честной. Параллельно с этой темой встает проблема душевной красоты. В данном случае эти две темы неотделимы друг от друга. Тема любви в романе помогает лучше понять героев, их характер, поступки. . Этот роман включает в себя огромное количество действующих лиц, совершенно уникальных по характеру и судьбе. Даже персонажи, которые всего лишь несколько раз встречаются в произведении, неповторимы и играют свою особую роль в замысле романа. Практически все герои произведения проходят испытание любовью. Но истинную любовь они обретают через страдания. Главными же героями романа можно смело называть Наташу Ростову и Андрея Болконского. Наташа - любимая героиня Толстого, в ней он воплотил лучшие женские качества: доброту, одухотворенность, непосредственность и искренность. Внешне героиня Толстого некрасива, но этого как будто и нет. Все, кто бы с ней ни встречался, не могли не поддаться ее обаянию. Наташа обладает способностью пробуждать в людях лучшее, возвращать им надежду. Ее встреча с Андреем Болконским во многом была предопределена, несмотря на то, что во многом они разные. Наташа живет сердцем, князь Андрей - разумом. Но, несмотря на это, они полюбили друг друга. Потому что любовь способна подчинить себе разум, она дарит счастье. Любовь Наташи и Андрея - это внезапное объединение чувств и мыслей. Когда они были представлены на балу, то почти с первого взгляда поняли друг друга. Их чувства за не такой уж большой срок прошли испытание жизнью, вспомнить хотя бы эпизод, когда Наташа вдруг влюбилась в Анатоля Курагина. Но эта ее влюбленность во многом была определена инстинктом и не имела никакого отношения к настоящей любви. Впоследствии она очень переживала, чувствуя свою вину перед Болконским: «...она вспоминала князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она ему сделала». Нельзя винить Наташу за ее доверчивость и искренность. Душа князя Андрея осталась для Наташи тайной. В их отношениях существует некая дистанция. Характер Болконского таков, что ему трудно стремиться к желаемой цели: «...и чтобы все они жили со мною вместе». Он не такой, как все, хотя Наташа стремится убедить своих родных в обратном. Ведь сама она проста и непосредственна. Этих качеств нет в князе Андрее, именно поэтому он восхищается ею, чувствует себя с ней раскованней. Любовь к Наташе перевернула душу князя Андрея, вернула его к жизни, он «казался и был совсем другим человеком». Счастье дается человеку ценой неустанных поисков, разочарований и открытий, мучительных и радостных раздумий, горьких поражений и триумфальных побед. Этот вывод делает читатель, пройдя вместе с героями романа «Война и мир» трудные пути в надежде познать смысл жизни, определить свое предназначение в этом мире. Наташа Ростова и Андрей Болконский в итоге обрели счастье, нашли свое место в безбрежной реке жизни, но не рядом друг с другом. Что же помешало двум любимым героям Толстого создать семью, сохранить чувство, которое вспыхнуло так ярко и осветило скупую на радости жизнь князя Андрея и разбередило чистую, наивную душу Наташи? «Сущность ее жизни - любовь», - сказано автором о героине. Любовь, которая не нуждается в самопожертвовании, как у Сони, которая не только требует постоянного проявления, удовлетворения, но и дает неизмеримо много, пробуждает лучшее в душах других людей: после встречи с Наташей в Отрадном, нечаянно услышав, как взволнована она красотой лунной ночи, князь Андрей вдруг вспоминает все лучшие минуты своей жизни; от ее благодарного взгляда Пьер чувствует себя счастливым и обновленным. Но, наверное, можно сказать, что князь Андрей полюбил Наташу именно тогда, в Отрадном: «...вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни...» Умение дарить радость, наслаждаться этим и желание получить такой же дар от всех окружающих - вот главные, на мой взгляд, черты характера Наташи. К сожалению, Андрей Болконский оказался не в состоянии полностью понять сущность души своей невесты, он лишь почувствовал ее свет, без которого, как ему показалось, он уже не смог бы жить. Его гордыня взяла верх над тем светлым чувством, которое горело в его душе, когда он узнал об «измене» невесты. Он не смог простить Наташе увлечения Анатолем. И только, когда он получил смертельное ранение во время Бородинского сражения, он понял и простил ее: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде». В последние дни жизни князя Андрея Наташа заботилась о нем, не отходя от его смертного ложа. Болконский же осознавая, что осталось ему не много, понимает, что любит Наташу. Он размышляет: «Любовь? Что такое любовь?.. Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все есть, все существуй только потому, что я люблю. Все связано с одною ее. Любовь есть бог...» Князь Андрей умер, и перед смертью ему открылось «объяснение жизни», а Наташа обрела успокоение. Выйдя замуж за Пьера, она исполнила свой женский долг, пусть даже растеряв прежний душевный огонь. «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души совсем не было видно... Очень редко зажигался теперь в ней прежний огонь». Таким образом, для Толстого было важно показать нравственное единство людей через испытания и страдания. Только пройдя этот путь, возможно понять не только свое истинное пред назначение, но саму суть жизни - любовь. Любовь, по мнению автора романа, дается только тем, кто по-настоящему достоин ее.

Верность – вечное понятие, содержащее в себе глубокий смысл. Причем, трактовать однозначно его не получится. Можно выделить несколько аспектов: преданность в любовных и дружеских отношениях, верность Родине, следование внутренним принципам и убеждениям.

И все три эти направления виртуозно раскрывает Лев Николаевич Толстой в своем великом романе-эпопее «Война и мир».

Начнем с проблемы верности и предательства в любовных отношениях. Она связана, в первую очередь, с главной героиней, .

Молодая девушка с первых страниц романа вызывает восхищение своей невинностью и чистотой. Правда, следует все же сказать, что барышня была слишком уж легкомысленной. Что в конечном итоге и сыграло с ней злую шутку.

Обратил внимание на юную особу. А Наташе это, конечно, очень льстило. Да и внешне он был привлекателен. А что еще нужно молодой девушке? Выбирая между молчаливой любовью и пламенными речами Анатоля Курагина, Наташа останавливается на втором. Но ведь она уже дала обещание Андрею. Что же делать? Девушка решается на измену. Правда, духовную. И все же это предательство. Девушка даже решилась бежать с Анатолем. Хорошо, что ее все же вовремя остановили.

Так что же стало причиной такого поведения Наташи? Я думаю, на это есть два основания: во-первых, неопытность молодой девушки, отсутствие мудрости, которая приходит с годами, а, во-вторых, сомнение в возможности совместного будущего с Андреем.

Ростова слишком молода, чтобы понимать, какие ее ждут последствия, решись она на этот шаг – сбежать с Курагиным. Девушку спасает только случай.

В рамках этого направления хочется отметить также образ . Эта дама совершенно лишена каких бы то ни было моральных принципов и запретов. Поэтому такое понятие, как верность ей совершенно не знакомо. На первом месте для Элен стоит выгода, она не заботится о чувствах окружающих ее людей, ей гораздо важнее и дороже то, что чувствует она. Выйдя замуж за , она думала только о том, каков его материальный достаток, а на то, что безразличное и холодное отношение может ранить молодого человека, Элен было попросту плевать! Такой союз не мог бы продержаться долго, как, впрочем, и случилось.

Что касается верности гражданскому долгу, то на страницах романа предстает человек, до мозга костей преданный Родине, - Кутузов. Его, казалось бы, ошибочные решения в конечном итоге спасают страну от поражения.

Есть и еще одна героиня, о которой нужно непременно сказать, - Мария Болконская. Девушка посвятила свою жизнь служению отцу. Она терпит многое: грубость и упреки с его стороны. Но все же не отказывается от своего долга. Такова ее натура: чужие интересы и желания ставить выше своих.

Образцом для подражания была и семья Ростовых. И тяжелые времена не смогли ее надломить. Они всегда и везде оставались верны своим моральным принципам. Чего стоит помощь солдатам! Тяготы жизни во время войны никак не отразились на них и не смогли изменить их характеров.



Вверх