‹‹Снегурочка›› А. Островского и народная сказка. А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является "Снегурочка", которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка - это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.

По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Гуров представляет собой образ человека, который несчастлив и в чем-то делает несчастливыми других. В первую очередь речь идет об его семье, которая, вероятно, далека от счастья как минимум по причине отсутствия взаимной любви

  • Сочинение Чем я больше всего люблю заниматься и почему

    Меня интересуют очень многие вещи, такие как астрономия, палеонтология, программирование. Притом, программирование мне нравится больше всего

  • Образ и характеристика Абадонны в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Абадонна, представленный писателем в демоническом образе негласного помощника Воланда, олицетворяющего дьявольскую силу.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Характеристика и образ Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    В. Г. Короленко в своей эпопее «Дурное общество» описал тяжелую судьбу бедных людей. Главным персонажем произведения является мальчик по имени Вася

Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» (итоги эксперимента)

Итоги эксперимента могут быть выявлены в результате анализа устных ответов школьников, ответов на вопросы анкеты, тестирования, творческих работ, рисунков, полученных в процессе работы над тестом.

В презентацию (для экспериментальной группы) и микролекцию (для контрольной группы) о жизни и творчестве А.Островского вошли факты о том, где и в какое время жила семья Островских, о ее быте; о детстве, о годах учения и службы писателя, первых его пьесах, его роли в драматургии. Мы посчитали возможность отметить тот факт, что «весенняя сказка» «Снегурочка» значительно отличается от всех произведений Островского. Она не разу не получила признание в критике и на сцене театра. И лишь благодаря таким выдающимся людям, как художник В.М.Васнецов и композиторы Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, пьеса имела большой успех.

При обобщении и уточнении читательского восприятия текста, мы посчитали необходимым выявить воспроизводимость данного материала.

В контрольной группе, где опрос носил индивидуальный характер, хорошо успевающие учащиеся воспроизвели около 70% изложенного материала. Вне внимания учащихся осталось название города, где родился и вырос писатель; дата выхода его первых произведений; место службы писателя.

В экспериментальной группе проводили беседу фронтального характера. На вопрос о наиболее запомнившихся фактах жизни и творчества писателя, мы получили следующие ответы: «Семья Островских жила в одноэтажном доме, а улицы были грязными, пустынными», «Учился на юридическом факультете Московского университета, но оставил его и решил полностью заняться литературной деятельностью», «Островский очень увлекался театром». Это свидетельствует о внимании детей к событиям детства писателя. После серии вопросов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества писателя.

Применение «чтения с остановкой» оказалось эффективным. Практически все учащиеся прочитали произведение. В качестве ведущего мотива чтения выступило желание узнать, что будет дальше: «Сможет ли Снегурочка жить среди людей?»

Беседа по выявлению читательского восприятия произведения показала, что ответы учащихся на некоторые вопросы полярно расходились. В данной беседе мы использовали следующие вопросы: «Понравилась ли вам пьеса? С каким настроением вы закончили чтение? Если бы вам предложили краски, какие бы вы выбрали, чтобы нарисовать свое настроение?» В восприятии сказки, несмотря на личностные различия, многие ученики были единодушны. Наиболее типичные ответы: «…да, сказка понравилась». Но также дети выражали свое удивление по поводу финала сказки, не свойственного данному жанру. На эмоциональном уровне в шкале чувств: грусть, тоска, жалость, удивление.

Обсуждая композиционные особенности пьесы, ребята отметили, что «Снегурочка» написана на основе русских народных сказок. В ее основу входят элементы календарно - обрядовой поэзии: праздник Масленицы. Отметили присутствие в пьесе лирических песен. Самостоятельно учащиеся отметили, что произведение похоже на русскую народную сказку, ведь именно для сказки характерна борьба противоположностей: добра и зала, глупости и смекалки, холода и тепла, Мороза и Солнца; одушевленность существ: Весны, Мороза, Снегурки, леших и других: сказочное разрешение трудностей героев. Также учащиеся пришли к выводу, что в основе сюжета лежит вымысел. Назвали сказочное композиционное построение произведения: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Самостоятельно и довольно легко учащиеся определили конфликт пьесы: противостояние природных стихий - Мороза и Солнца. Отметили, что конфликт зарождается в «Прологе» и проходит через всю пьесу. Также при помощи учителя увидели еще один конфликт - конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.

Раскрывая систему действующих лиц в пьесе, ребятам было предложено разделить их на две группы и дать название каждой группе действующих лиц. В процессе этой работы учащиеся попытались ответить на вопрос: «К какой из предложенных ими групп отнести Снегурочку?» В ходе рассуждений у них получилась такая таблица:

К данному этапу эксперимента ребята выполнили дома рисунки. Оценка работ проходила вместе с ребятами: ученик рассказывал, какого героя пьесы он изобразил и почему выбрал именно его. Нами было собрано 16 рисунков с изображением действующих лиц пьесы. В своих работах ребята изобразили разных героев: «Снегурочка» - 7 , «Мизгирь» - 2, «Весна - Красна » - 3 , «Мороз» - 2 . «Лель» - 1 , «Купава» - 1 .

В рисунках мы увидели отношение учащихся к пьесе-сказке. Яркая палитра красок позволяет судить о хорошем восприятии сказки и о созданном ею настроении. Большая и разнообразная цветовая гамма - желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, а также их сочетание - говорит о положительном отношении к произведению. Изображение человеческой фигуры в подробностях сообщает о вдумчивом подходе к выполнению работы. Подробно нарисованные лица, т.е. наличие глаз, носа, рта, их изображение в нужном цветовом ракурсе позволяет судить об увлеченности работой по изображению предмета. Такой подход учащихся к работе, оригинальность рисунков, дает судить о заинтересованности учащихся данным произведением.

Для систематизации и обобщения читательских впечатлений учащихся, мы выбрали работу в группах (по 2-3 человека). Группам предлагались вопросы проблемного характера: 1 группа - Как изменяется главная героиня по мере развития истории? Какой характер носят эти изменения? 2 группа - Прочитайте по ролям диалог Весны и Мороза (явл.2). О чем спорят Мороз и Весна? 3 группа - Что такое счастье для Снегурки? Зачем она хочет пойти к людям? 4 группа - Почему Снегурка выбирает любовь, а не жизнь? 5 группа - Как можно объясните решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

В целом учащимся были понятны вопросы, и они могли полно ответить на них: «Мы наблюдали изменение состояния Снегурочки: от полного равнодушия к любви до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни», «Мороз и Весна спорят о будущей судьбе своей дочери Снегурочки», «Счастье для Снегурочки - найти себя в мире людей». «Снегурочка понимает, что познав любовь, она погибнет, но и жить без любви больше не сможет», «Мы считаем, что дар Весны - это закон природы: все живое должно любить»,» Любовь для Снегурочки не погибель, а обретение новой жизни». Отвечая на вопросы, ребята старались использовать цитаты из текста, демонстрируя хорошее знание сюжета произведения.

Анализируя творческую работу по составлению сценария спектакля, мы можем отметить, что ребята задумывались над тем, как изобразить на сцене крик петуха, и предлагают включить звукозапись; ка передать наступление весны: «Звучит плавная, спокойная музыка», «На сцене полумрак: лампочки постепенно разгораются ярче», «На заднем плане появляется изображение Весны - Красны в окружении птиц», «Перед появлением Деда Мороза посыпать на сцену «снег», а когда он появится на сцене, то включить пар». Далее работа сводится к пересказу или к списыванию текста. Наблюдается опущение некоторых реплик действующих лиц пьесы. Сравнивая просмотренный отрывок из мультфильма со своими сценариями к спектаклю, ребята наглядно убедились в том, что не все в литературном тексте можно перенести на экран.

Работая над материалом данного домашнего задания, учащимся необходимо было предоставить декорацию к постановке спектакля. Обсуждая вопрос: «Почему Красная горка так названа?», дети высказали двоякое мнение: «Красная горка так названа потому, что на ней весной и летом цветут красные цветы», «Когда восходит солнце, то горка озаряется красным светом, поэтому ее назвали Красной горкой».

Иллюстрации с изображением декораций выполнили 7 учащихся. Хочется отметить, что ребята старались изобразить на своих рисунках все, о чем пишет Островский, описывая место действия пьесы. При изображении «Красной горки» ребята показали восход солнца и растущие на горке красные цветы. Дети хорошо выполнили задание. Это свидетельствует о том, что интерес у учащихся к произведению не угасает в течение всего периода работы над ним.

Данные, полученные при проведении тестирования, показали следующие результаты: в данном виде контроля участвовало 12 человек, из них написали работу на «отлично» - 6 учащихся, на «хорошо» - 4 учащихся, на «удовлетворительно» - 2 учащихся. Вывод: пьеса «Снегурочка» усвоена ребятами достаточно хорошо (качество 92 %). Практически все учащиеся запомнили имена выдающихся людей, которые принесли большую популярность пьесе-сказке.

Анализируя анкеты учащихся из контрольной группы, мы пришли к следующим итогам:

Сказка понравилась практически всем ребятам, многие из них хотели бы посмотреть фильм.

Лишь не многие учащиеся смогли вспомнить имя художника, иллюстрировавшего пьесу. А имя Римского-Корсакова не вспомнил ни один ребенок.

Имена героев пьесы помнят не все дети, поэтому они не могли выразить свое отношение к ним.

Не все дети указали, какой конфликт лежит в основе пьесы. Многие из них не поняли, какова идея данного произведения.

Анализируя анкеты экспериментальной группы, мы увидели, что практически все дети вспомнили фамилии композиторов и художника, обративших внимание на пьесу. Детям легко было указать, какой конфликт лежит в основе пьесы, при этом указав и внешний и внутренний конфликты. Очень точно ребята определили идею произведения, перечислили всех действующих лиц пьесы - сказки и указали различное отношение к ним: «Испытываю жалость к Снегурочке и Мизгирю», «Царь Берендей - добрый и заботливый», «Купава - несчастная, мне жаль ее», «Весна - мать, любящая свою дочь Снегурочку» «Дед Мороз - злой, но он боялся за свою дочь».

Итоги анкетирования в экспериментальном классе позволяют говорить об эффективности использования интерпретации при знакомстве с драматическим произведением, что позволило активизировать учащихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, интерес к прочтению. Освоение текста пьесы Островского «Снегурочка» будет более глубоким, если использовать изучение произведения в связи с другими видами искусства, которые будут способствовать развитию зрительных, слуховых, эмоциональных образов произведения и читательского восприятия произведения в целом.

Сочинение


Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства». Произведение «Снегурочка» - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры. Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенъе красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхающих. На глазках с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

Действительно, сказка «Снегурочка» с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
Но в «Снегурочке» разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.

Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас - порука их любви
И верность до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:

Всем обида,
Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека

Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но в нашем уложенье
Кровавых нет законов; пусть же боги
Казнят его по мере преступленья,
А мы судом народным Мизгиря
На вечное изгнанье осуждаем.
В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. «Без песен жизнь не в радость».
В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.

Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она от-страненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:

Купава,
Разлучница! Твое же это слово;
Сама меня разлучницей звала,
Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:

Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

‹‹Снегурочка›› А. Н. Островского и народная сказка

По курсу ‹‹ Устное народное творчество››

Студентки 1-го курса группы 203 Холмецкой Н. П.

Барнаул 2010

Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Откуда взялась Снегурочка? Точного ответа до сих пор нет. Но имеется очень много вариантов ее происхождения.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте;

Не вижу я у молодежи взоров,

Увлажненных чарующею страстью;

Не вижу дев задумчивых, глубоко

Вздыхающих. На глазках с поволокой

Возвышенной тоски любовной нет,

А видятся совсем другие страсти:

Тщеславие, к чужим нарядам зависть

И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

Действительно, сказка "Снегурочка" с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.

Но в "Снегурочке" разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.

Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.

Давно живу, и старые порядки

Известны мне довольно. Берендеи,

Любимые богами, жили честно.

Без страха дочь мы парню поручали,

Венок для нас - порука их любви

И верность до смерти. И ни разу

Изменою венок поруган не был,

И девушки не ведали обмана,

Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:

Всем обида,

Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава, прежде всего, обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека

Честной народ, достойна смертной казни

Вина его; но в нашем уложенье

Кровавых нет законов; пусть же боги

Казнят его по мере преступленья,

А мы судом народным Мизгиря

На вечное изгнанье осуждаем.

В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.

Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. "Без песен жизнь не в радость".

В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:

Мама, счастья

Найду, иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.

Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.

Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:

Купава,

Разлучница! Твое же это слово;

Сама меня разлучницей звала,

Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:

Обманута, обижена, убита Снегурочка.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить.

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.

Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Но что со мной? блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О мать Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течет во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни,

В очах огонь... и в сердце... и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви. Прощайте, все

Подруженьки, прощай, жених! О милый,

Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

ТАБЛИЦА НОВАТОРСТВА ОСТРОВСКОГО:

Обряд

Пример из текста

Новаторство

1. Масленица (проводы зимы)

Ярилино празднество (победа Лета)

Миф : сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.

Вдали крики: “Честная Масленица!”

На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”

Стилизация мифа . Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива-

ющем упорядоченный и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре).

2. Свадебный обряд.

Девичник

Действие 1 Явление 6

Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.

А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Прослеживаются сказочные мотивы в пьесе.

Элементы сказки

Пример из текста

1. Чудесное рождение.

Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме.

Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”.

Ярило сожжет ее, испепелит, растопит,

Не знаю, как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не властен он вредить Снегурке”.

Снегурочка, беги от Леля!”

4. Нарушение запрета.

Снегурочка уходит в мир людей

5. Свой – чужой мир.

Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир)

6. Испытания.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы).

Испытание Снегурочки любовью.

7. Волшебный даритель.

Волшебный подарок.

Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря.

8. “Спаситель”.

Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева.

9. Свадьба.

Свадьба не состоялась . Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни.

В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета) испытание героя - развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и

Все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель (Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь). Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет совре-менным содержание, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.

А.Н. Островский, таким образом, в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, с силами зла, то в «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки

Связь народной сказки Снегурочка и пьесой Островского:

1. В «Снегурочке» характерной приметой фантастического хода, как и в народной сказке, является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая лежит в основе сказки.

Островский, стремясь воплотить поэтический замысел, полностью переносит действие в созданный им фантастический сказочный мир, в Берендеево царство. Причем, смешение реального и фантастического плана в изображении жизни не приводит в «Снегурочке» к уходу ^действительности. Глубокая истина сказки органично соединяется с конкретными художественными формами, в которых и выражена главная мысль сказки - мысль о победе новых нравственных норм.

2. В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой - Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении персонажей выстраивает конфликт пьесы, углубляя мысль о противоборстве тепля и холода, переводит конфликт в область нравственных отношений.

3. Остатки обрядовой магии, совпадающие с характером волшебных действий в сказке, воспроизводятся в «Снегурочке» Островского, как и во многих волшебных сказках. Если в народной сказке нарушаются строгая регламентация народного праздника, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, то Островский воспринимает обряды во всей их значимости, и, перенося их идеи в современный мир, оставляет за обрядами их изначальную функцию: с помощью магических действий и слов-заклинаний влиять на силы природы. Островский использует обряд не как фон или источник цитирования, а придает обряду самостоятельное, действиеобразующее значение ^более того, драматург подвергает обряд сложной художественной переработке и, не разрушая целостности обряда, вводит в ткань произведения, подчиняет решению злободневных вопросов, задаче утверждения идеалов. Такое использование обряда отличается от употребления обрядов в народной сказке и в известных литературных сказках на фольклорной основе (В. Шекспир, А. Пушкин, Н. Го-голь).

Необычна развязка в сказке А.Н. Островского. Драматург видоизменяет функцию героя-спасителя, подчинив её задаче произведения: показать торжество истинных и поражение ложных норм морали. Цель Мизгиря - не избавление девушки, как обычно бывает в сказках, а спасение самого себя. Поняв, что оказался виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершился праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла, испепелила Снегурочку и уничтожила Мизгиря.

Наполнив заимствованный из народной сказки центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, Островскому удалось перенести из сказки то жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и горячих чувств берендеев и выразилось в создании нового оригинального жанра - «весенняя сказка».

Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «темного царства».

Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на то, что в спектакле были задействованы все три труппы: драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал сам П.И. Чайковский, несмотря на использование технических диковинок: движущихся облаков, электрической подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение «тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Пучины». Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. I. С. 439

    Б.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 2002. С. 382

    Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М., 1984

    Островский. Собрание сочинений. М., 1992.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

Вариант 2

А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» на основе сюжета сказки придуманной русским народом, поэтому в произведении описаны славянские божества, такие как: Ярило, Мороз, Весна – Красна и Леший.

Произведение «Снегурочка» написано в стихотворной форме, но без рифмы, тем самым сильно отличается от других работ Островского. Она имеет единый ритм, что дало возможность текст совместить с музыкой.

В пьесе показаны все краски царства природы: суровые зимы и жаркое лето, цветение и безжизненность растений. Автор описывает портрет природы, так же как и человека. В произведении множество разных эпитетов и сравнений, которые показывают, что каждое природное явление схоже с человеческими чувствами.

В произведении описываются действия, происходящие в мифическом берендеевском царстве. В нем каждый человек соблюдает закон чести и совести, они боятся разгневать богов. Царь, описанный Островским, переживает о своем народе, он думает, что жители не видят истинную природную красоту, они стали тщеславны и завистливы.

Снегурочка одинока, но ее душа хочет большой и чистой любви, от которой она должна погибнуть. Девушке очень нравился пастушок Лель, который дарил свои прекрасные песни каждой девушке в деревне, что очень сильно задевает Снегурочку. Главная героиня пьесы хочет, чтобы любили только ее одну.

Приемные родители хотят выдать девушку замуж за богатого жениха, но у Снегурочки нет чувств к юноше. От этого становятся несчастными несколько человек, да и сама девушка страдает, ведь не знает, что такое настоящая любовь.

Снегурочка попросила свою мать Весну дать ей возможность полюбить. На что получила ответ, что девушка влюбится в первого кого встретит, кем оказался Мизгирь. Юноша был влюблен и пытается каждому показать, что добился взаимности от непреклонной красавицы. Он силой затащил Снегурочку встречать рассвет на гору и с первыми лучами солнца девушка растаяла. Это показывает, как холодное пусть даже и любящее сердце не способно прислушаться к другому.

Снегурочка готова была отдать жизнь, только за то, чтобы почувствовать, любовь. Мизгирь, пообещав любимой о совместной погибели, когда придет беда, бросился в озеро с холодной водой. Душа человека свободна и не имеет страха, когда влюблена.

Анализ произведения Снегурочка 3

Произведение по жанровой направленности относится к лирической сказке, названной автором весенней, основу сюжета которой писатель заимствует из народных преданий.

Действие пьесы происходит в придуманном писателем царстве Берендея, в котором проживает главная героиня произведения Снегурочка, представленная автором в образе молодой девушки, в качестве родителей имеющей Мороза и Весну-Красну. Берендеево царство изображается автором в виде утопического государства, в котором главенствуют законы совести и чести, а также поклонение воле богов.

Девушка, покинув отчий дом из-за чрезмерной опеки Мороза, живет в семействе Бобылихи и Бобыля, жаждущих удачно выдать Снегурочку замуж, чтобы разбогатеть. Однако девушка мечтает о сильном и искреннем чувстве любви, которое ей неподвластно.

Встреча с молодым пастухом Лелем, который в отличие от других представителей мужского пола, равнодушно относится к Снегурочке, меняет девушку, и она уговаривает мать дать ей возможность насладиться прекрасными моментами любви. Весна-Красна уступает просьбе дочери, давая ей возможность испытать любовь, однако мать и отец Мороз предчувствуют наступление скорой беды, которая приходит с появлением первых лучей весеннего солнца, растопивших сердце Снегурочки, только осознавшей красоту и силу любви, на ее погибель. Возлюбленный Мизгирь, оказавшийся тем самым объектом первого чувства девушки, не выдержав ее потери, заканчивает свою жизнь самоубийством, бросившись в пруд, мечтая о воссоединении с превратившейся в воду Снегурочкой.

Отличительной особенностью сложной и многогранной пьесы является ее уникальный ритм и певучесть, создающие впечатление рифмованного стиха, при этом в тексте произведения рифмы отсутствуют. Кроме того, в пьесе используются многочисленные просторечные обороты, заимствованные из народных русских сказок. Помимо этого, сюжетная линия пьесы имеет разнообразные второстепенные темы, включая славянские предания, легенды о берендеевом племени, древние обряды, танцы и песни.

В качестве средств художественной выразительности в произведении применяются многочисленные эмоциональные эпитеты и сравнения, подчеркивающие тесную связи окружающей природы и человека.

Центральная роль в повествовании отводится драматургическому конфликту, связанному с противоборствующей силой любви и сердечного холода души Снегурочки, стремящейся спрятаться от леденящего одиночества в любовном пожаре.

Смысловая нагрузка пьесы демонстрирует взаимосвязь природных и человеческих явлений в виде света и тьмы, холода и тепла, которые, находясь в вечной борьбе и противоречиях, не существуют друг без друга, а также утверждает о бессмысленности жизни в отсутствии любви.

Главными героями сказки являются мальчик Кай и девочка Герда. Это названые брат и сестра, очень привязанные друг к другу. Дети бедны, однако наделены чистыми сердцами

  • Сочинение Печорин и контрабандисты 9 класс в романе Герои нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» - повесть о человеке, вобравшем в себя все пороки обывателя той эпохи. Григорий Александрович Печорин – личность, потерявшая интерес к жизни.

  • Анализ произведения Обломов Гончарова

    Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.



  • Вверх