Сезанн арлекин. Пьеро и арлекин. Роберт Шуман. Карнавал. Арлекин и Пьеро

Комедия дель арте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок - вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре).

Paul Cezanne (1839-1906) ."Pierrot i Arlekin", 1888

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

Giovanni Domenico Ferretti . "Arlekin and Colombina "

Cамые популярные маски: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин,
Пульчинелла, Коломбина и другие...
Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX.И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо мукой (это были так называемые барбулье́), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии предпочитали иногда играть без масок.

Philipe Mercier. "Pierrot and Harlequin"

Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино - в Пьеро.
Этот персонаж представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху - он ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак.

Comerre, Leon (1850-1916) ." Pierrot", 1884

Арлекин - слуга. Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов - зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как другие и должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Сlaude Verlinde. "Arlekin"

Коломбина - традиционный персонаж итальянской народной комедии масок, служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре. Крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно, служанка, как правило при Панталоне или Докторе, маску не носит, первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре крестьянские черты Фантески стёрлись, маска приобрела характер типичной французской субретки.

Sand Maurice. "Colombina", 1683

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраиваивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии дель арте в самой Италии.
Новая волна интереса к наследию комедии дель арте началась уже в начале XX века, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников.

Джованни Доменико Тьеполо. "Влюбленный Пульчинелла", 1797

Watteau, Jean-Antoine (1684-1721). "Arlequin, Pierrot and Scapin"


Гийом Сеньяк." Объятия Пьеро", 1895

Auguste Toulmouche (1829-1890)


Longo Mancini, Francesco (1880-1954) ."Pierrot guitariste"


Бальдомеро Ромеро Рессенди."Arlekin"

Пабло Пикассо. "Арлекин с бокалом", 1905

Пабло Пикассо. "Задумчивый Арлекин", 1901

Пабло Пикассо."Поль в костюме Арлекина"

Поль Сезанн. "Арлекин", 1888-1890

Хосеп Кусакс и Кусакс. "Арлекин", 1884

Франциска Муньос и Мануэль Херрера

Renoir, Pierre-Auguste (French 1841-1919)."The white Pierrot (Jean Renoir)"

Педро Пруна. "Пьеро", 1928

Эваристо Валле. "Пьеро", 1909

Зинаида Серебрякова." Автопортрет в костюме Пьеро", 1911

Зинаида Серебрякова. "Портрет Таты в костюме Арлекина", 1921

Кларенс К. Чаттертон. "Арлекин", 1918


"Pierrot and Arlekin"

Тома Кутюр. "Арлекин и Пьеро", 1857


Василий Шухаев, Александр Яковлев. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)", 1914

Александр Шевченко. "Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)", 1920


Маттейс Нево (1647-1726). "Освещенная комната"


Константин Сомов. "Арлекин и дама", 1910

Константин Сомов. "Влюбленный Арлекин", 1912

Константин Сомов. "Итальянская комедия", 1914


Константин Сомов. "Пьеро и дама", 1910

Константин Сомов. "Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой", 1909

Константин Сомов. "Язычок Коломбины", 1915

Szantho, Maria (1897-1998)


Geiger, Richard (1870-1945) ." Pierrot and Columbine"

Stieborsky, Georg Willy (1881-1966) ." Harlequin and Columbine"

Эдгар Дега. "Арлекин и Коломбина"

Пьеро и Арлекин – они как две стороны одной медали. Один – француз, другой – итальянец, но оба изначально говорили об одном и том же, пока их пути не сошлись на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. И тогда им пришлось примеривать маски друг друга…
Я не претендую на глубокое знание темы, просто захотелось рассказать о тех спектаклях об их противостоянии, что мне удалось посмотреть. Тем более, для этого обзора появился весьма значительный повод – закрытие спектакля .
Итак, перед вами три спектакля – «Арлекино: Слуга двух господ» , «Белый джаз для двух Пьеро» Ирины Лычагиной и, собственно, наш основной герой – «Пленные духи» Владимира Агеева . Их объединяет не только тема, но и факт того, что их больше нет на сцене. Последним в этом списке оказалась незабываемая агеевская постановка, но о ней мы поговорим, когда нам подадут десерт.
спектакль, как самый слабый среди представленной вашему вниманию троицы, закрылся в 2008 году по достаточно явной причине: зрители устали от этой антрепризы. «Белый джаз для двух Пьеро» сошел со сцены еще раньше, как только увлекся режиссурой и ему расхотелось выступать в качестве актера. Что же касается закрытия «Пленных духов» , то, скорее всего, востребованным артистам нашего кинематографа все труднее собираться вместе. Такое уже случалось и раньше в , который славится тем, что открывает новые имена и зажигает яркие звезды театра и кино, а затем отпускает их в большой мир.
Но вернемся к «Арлекино» . Из него сейчас уже мало что можно вспомнить. В памяти всплывают яркие костюмы, интересные декорации и, разумеется, сам . рискнул примерить на себя костюм своего наставника и не прогадал. Его роль оказалась тем самым звеном, что сцепила разрозненные куски балаганного действия, в котором только и шли разговоры ниже пояса. Кто-то уже говорил ранее, что, вполне возможно, таким и был театр «дель арте», но все-таки резали слух все эти шутки. Избитый донельзя сюжет превратили в настоящий «площадной» анекдот с соответствующей атрибутикой: глупыми и скабрезными шутками, дикими плясками и простенькими песенками. Да и что с него взять?! Антреприза…
Радует, что среди поставленного цирка нашлось место и типичным постмодернистким штучкам. То герой нарядится, как . То кто-то обмолвится о . А отстраненно наблюдает за шумихой вокруг него и лишь посмеивается…
Таким был этот полузабытый спектакль, и нам остается лишь облегченно вздохнуть, мысленно моля о том, чтобы Гольдони не восстал из могилы.
Ростановский «Белый джаз для двух Пьеро» - это не столько антагонизм Пьеро и Арлекина , сколько борьба между самими Пьеро . Ведь этот персонаж ранее был веселый, лишь впоследствии Дебюро превратил его в несчастного влюбленного.
Честно говоря, очень жалко, что этот замечательный спектакль закрылся. В нем было все то, что заставляет зрителя сопереживать: прекрасные образы, великолепная музыка Дюка Эллингтона . А какие музыкальные номера исполняли актеры! До сих пор невозможно забыть о вокале , и Ольги Бергер .
При минимуме декораций персонажи пластично и прочувствованно рассказали нам о том, как в одном человеке уживается и плохое, и хорошее, как тяжело любить и быть счастливым да и вообще жить.
Особенно поражал момент, когда персонажи менялись местами: веселый Пьеро начинал плакать, а несчастный – веселиться. Настолько все зыбко в человеческих чувствах и преходяще…
И под занавес, как и обещал, пойдет у нас разговор о пьесе братьев Пресняковых .
В наше время нельзя называть что-то гениальным или шедевром, иначе можно прослыть тупицей и дураком. Коллеги будут смотреть косо, а читатели подумают, что автору заплатили. Но бывают моменты, когда ничего уже не можешь поделать с собой и кричишь: «Да, это гениально! Это шедевр на все времена!» А потом, стыдясь секундного порыва, ты смотришь в одну точку и молчишь, а в голове только одна мысль: «Хоть бы меня никто не услышал и не увидел!»
Постановка Лычагиной была по-своему гениальна благодаря певческим талантам актеров, а «Пленные духи» , продержавшиеся на сцене семь лет, можно смело объявлять шедевром театрального искусства, удачным экспериментом и просто очень хорошим спектаклем.
И дело не в том, что авторы посмели через вечную историю двух клоунов поведать «безумную биографию», чем обычно грешит Кен Рассел , а не . Нет, причина успеха в том, что он, к своему счастью, обрел созвучие в сердцах изголодавшихся по жизни людей.
Например, я не имею возможности заняться каким-нибудь экстремальным видом спорта. Хорроры уже давно не страшат. Книги говорят о том, что мне и так известно. А так хочется взрыва эмоций! В этом мы похожи с героем пьесы (« , я думал, вы назвали меня в честь Пушкина, а вы всего лишь решили отомстить папеньке!» ). Ему недостаточно переживаний, а без этого Поэт чувствует себя неполноценным, и ему становится страшно. И именно в этот момент появляется фонтанирующий фантазией («Сироб – это его имя наоборот!» ), который вносит в тихую и мирную жизнь обитателей Шахматово сумятицу и неразбериху.
А какая история про и обходится без ? Правильно, такого просто не может быть. В ее образе предстает перед нами («Ее напугал один придурок, ходил за ней весь день, вот она теперь всегда и поет» ) – дочь соседа, которому приснилась таблица химических элементов.
За всеми этими образами скрываются , и дочь . Пресняковы обходятся с ними весьма свободно, с юмором и присвоением всяческих фобий. боится снов, – воды, – скуки (это, как мне кажется, свойственно всем нам). И без этих страхов жизнь в общем-то и не жизнь, а так, череда дней и событий…
Актеры в «Пленных духах» даже и не играют. Они дурачатся, веселят зрителей, лишь бы пробудить наши души от сна, заставить хоть на два часа забыть про смертную тоску и проблемы. – истинный Пьеро , вечно чем-то озабоченный в своем внутреннем диалоге. дурачится от души, не забывая и про свое акробатическое прошлое, хотя он мне почему-то постоянно напоминал

Коломбина - рисунок Мориса Санда - 1860 год

КОЛОМБИНА (Columbina - в переводе с итальянского „голубка“) - считается очень интересным персонажем . Прежде всего это связано с тем, что до появления импровизированного театра, роли женщин играли мужчины - вспомните Шекспира. Комедия Дель Арте ввела на сцену женщину-актрису, раскрывая просто невероятные границы актерских талантов.

Коломбина - пердставляет собой влюблённую служанку (Inamorata) при хозяине или . Кроме этого она помогает и своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые зачастую сами к ней неравнодушны. Таким образом, Коломбина является основным участником интриги действия северного варианта театра - Венецианского.


"Арлекин и Коломбина" Frank X. Leyendecker Cцена из Комедии Дель Арте неизвестного автора

Арлекин и Коломбина постоянно ищут уединения и вдвоём насмехаются и потешаются над комичным возлюбленным и постоянно грустным и подавленным .

"Арлекин и Коломбина" картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

Обычно Коломбина была одета в пышное платье с кучей оборок и рюшек. Голову Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у Коломбины нет, но её лицо как правило сильно накрашено. Особенно сильно подведены её глаза. В более позднем театре начиная где-то с 18-ого века Коломбина все чаще появлялась в платье, подобно своему неизменному ухажеру , из стилизованных цветных заплаток. По происхождению ведь она тоже была из небогатой девушки из провинции. Иногда в представлениях она выступала под именем Арлекина.

Элементы костюма Коломбины и платье Арлекины из цветных ромбов

По характеру маска Коломбина очень схожая с . Коломбина была женской параллелью Дзанни. Она всегда в хорошем настроении, жизнерадостна и полна энергии и чувства юмора. Основным качеством Коломбины является кокетство, которое сопровождается женской проницательностью, очарованием и жеманством. Весёлая, милая, изящная, честная и порядочная.

"Объятия Пьеро" картина Гийом Сеньяк - 1895

Коломбину легко узнать в любом представлении, даже при условии, что часто меняется её имя. В разных регионах её называют по-разному: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта, Фантеска, Серветта, Смеральдина, Франческина. Она всегда непредсказуема, задорна, неожиданна, но всегда верна своим принципам.

Большую популярность получила во французском театре, где её крестьянские простецкие черты стерлись, а маска приобрела характер типичной французской субретки и изящной горничной, которая помогала своим господам в любовных интрижках.

Образ Коломбины очень полюбили символисты - она появляется у Блока и Маяковского. Сюжеты Комедии Дель Арте появились снова на театральных сценах.

Тамара Карсавина в роли Коломбины из балета "Карнавал" Дягилевских сезонов в Европе начала 20-ого века

Театр Комедии Дель Арте открыл по сути путь женщине на театральные подмостки. В настоящее время очень сложно себе представить современное театральное искусство без актрис, певиц, балерин и... неунывающей Коломбины.

Светлана Пономарёва - консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Прежде, чем перейти к образам в изобразительном искусстве немного копипаста из Википедии по теме.

Комедия дель арте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок - вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски.
Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры и, играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно знать сценарий - сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.
Схема сюжета была канонична: молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды.
Сценарий, как правило, имел комедийный характер, но это могли быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль, редко - трагедия.
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра.

Все три персонажа, о которых пойдет речь, - представители группы дзанни, персонажей-слуг (масок) итальянской комедии дель арте, бывшие крестьяне, покинувшие из-за бедности и безработицы родные места в поисках лучшей жизни в процветающих портовых городах (Венеция на севере Италии и Неаполь на юге). Горожане с насмешкой смотрели на пришлых людей, охотно над ними смеялись.
Дзанни на подмостках площадного театра - одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов.

Арлекин - персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни (персонаж-слуга), уроженец Бергамо, приехавший в Венецию; самая популярная маска итальянского площадного театра.
Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором.
Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов - зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.
Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.
Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, переживший итальянский площадный театр; вошедший в последующие театральные постановки, балет, произведения живописи и пр.; оставшийся узнаваемым и в современном мире.

Коломбина - традиционный персонаж итальянской дель арте, служанка. Типаж был известен под различными именами. Наибольшую популярность приобрела во французском театре.
Происхождение: крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно.
Занятие: служанка, как правило при Панталоне или Докторе, девушка-дзанни.
Костюм: обычно одета в красивое пышное платье; в более позднем театре (с XVIII века) часто появляется в платье из заплат, похожем на костюм Арлекина.
Маска: не носит.
Поведение: первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение.
Во французском театре крестьянские черты персонажа стёрлись, маска приобрела характер типичной французской субретки (актёрское амплуа, традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах).

Пьеро - один из персонажей французского народного ярмарочного театра.
Его прототип - Педролино из итальянской комедии дель арте (или комедии масок) - ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак.
Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника, неудачливого соперника Арлекина.
Костюм: белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.
Маска: не носит, но выступает с лицом, обсыпанным мукой.
Пьеро стал одним из наиболее популярных персонажей к концу XIX - началу XX века.
В современном трактовании костюма часто видно смешение с костюмом Пульчинеллы.




приписывается John Ellys, портрет Hester Santlow (около 1690-1773), одетая как Арлекин, 1719


Антуан Ватто, Arlequin, Pierrot and Scapin, 1716, рококо, масло, холст, Musee des Beaux Arts, Moulins, France


Антуан Ватто, Italian Comedians, 1720, рококо, масло, холст, 64 x 76 см


Антуан Ватто, Gilles, 1719, рококо, масло, холст, 184 x 149 см, Musée du Louvre, Paris, France


Philippe Mercier, Pierrot and Harlequin


Тома Кутюр, Harlequin and Pierrot, 1857, романтизм


Jules Worms (1832-1924), The Harlequin


Поль Сезанн, Pierrot and Harlequin (Mardi Gras), 1888, постимпрессионизм, масло, холст, 102 x 81 см, Pushkin Museum of Fine Art, Moscow, Russia


Поль Сезанн, 1890, постимпрессионизм, масло, холст, 92 x 65 см, National Gallery of Art, Washingon, DC, USA


Поль Сезанн, 1890, постимпрессионизм, масло, холст, 92 x 65 см, Private Collection


Эдгар Дега, Арлекин и Коломбина, 1886, импрессионизм


Эдгар Дега, Два арлекина, 1886, импрессионизм, пастель, 41 x 41 см, National Gallery of Ireland, Dublin, Ireland


Пабло Пикассо, Pierrot and Colombina, 1900, постимпрессионизм, символизм, масло, холст, Private Collection


Пабло Пикассо, Harlequin leaning, 1901, постимпрессионизм, масло, холст, 82,8 x 61,3 см


Пабло Пикассо, Two acrobats (Harlequin and his companion), 1901, экспрессионизм, масло, холст


Пабло Пикассо, Акробат и молодой арлекин, 1905, постимпрессионизм, масло, холст, 190,3 x 107,8 см, Barnes Foundation, Lincoln University, Merion, PA, USA


Пабло Пикассо, Harlequin with Glass, 1905, постимпрессионизм, масло, холст, 99 x 100 см, Metropolitan Museum of Art, New York City


Пабло Пикассо, Harlequin"s family, 1905, экспресссионизм, тушь, акварель, бумага, 57,5 x 43 см, Private Collection


Пабло Пикассо, Hurdy-gurdy, 1905, символизм, гуашь, картон, 100 x 70 см


Пабло Пикассо, Two acrobats with a dog, экспрессионизм, гуашь, панель, 105,5 x 75 см, Museum of Modern Art, New York, USA


Пабло Пикассо, Paul as harlequin, 1929, неоклассицизм, масло, холст, 130 x 97,5 см


Пабло Пикассо, Portrait of Paulo as Pierrot, 1929, наивное искусство (примитивизм), масло, холст, 130 x 97 см, Private Collection


Сергей Юрьевич Судейкин, Арлекин и Пьеро двойной автопортрет, 1927, экспрессионизм, гуашь, картон

Если не указано, то

September 30th, 2016

Арлекин, Коломбина, Пьеро -- с давних пор самые любимые и " воспетые " художниками персонажи итальянской комедии масок (commedia dell*arte). Меня тоже давно интересует это трио. Какие отношения их связывают? Что внутри этого треугольника?-- комедия, мелодрама или драма? Дружба? Любовный треугольник? А может, как в старом советском анекдоте " Она любит его, а он любит другого" ? По -моему, не только я не пришла ни к какому окончательному выводу-- все путаются и " заблудились в трёх соснах "... Но, возможно, всё так и было задумано -- чтобы нам было интереснее? Ведь commedia dell*arte - театр - импровизация и каждый раз всё у них складывается по разному....Всё как в жизни - ничего не предугадать и ни от чего не перестраховаться...

Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Шуты, мимы, маски были, конечно, задолго до появления театра. Но на знаменитых венецианских карнавалах стали появляться первые пьесы с элементами «учёной комедии». Путаные сюжеты сопровождались трюками и здоровым крестьянским юмором Анджело Беолько в первой половине XVI века сочинял пьесы для венецианских карнавалов, используя технику «учёной комедии». Постепенно в драматическое действие были им добавлены танец и музыка. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 год(С)

Константин Сомов. Итальянская комедия. 1914

А. : Для вас готовим мы рассказ
Начистоту и без прикрас...

К. : Какие шутки, черт возьми,
Любовь порой творит с людьми.

А. : В любви солдат, купец и поп —
Дурак, раззява, остолоп.

К. : И даже мудрый Соломон
Дурел, когда бывал влюблен.

А .: Но горький опыт их морали
Нас переделает едва ли!

Средневековый фарс "Трое волокит у распятья". Пересказ .. Арлекин и Коломбина о любви и глупостях, на которые она подвигает людей.

Странствующие комики / Francisco Goya (1746-1828) 1793

Итальянские комедианты, Антуан Ватто (1710-1720)

Candle-Lit Interior / NAIVEU, Matthijs (1647- 1726)

Бенуа Александр Николаевич / «Итальянская комедия: billet doux»

АРЛЕКИН (Arlecchino) - слуга богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина - его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат.
Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он - крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем - просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у
Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» - Alichino).Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.

Клод Гийо. Арлекин

Арлекин - Манукян Арам Александрович

Verlinde Claude _Аrlekin

КОЛОМБИНА (Columbina) - служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза. Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.

Виталий Ермолаев / Коломбина

Константин Сомов / фрагмент / Язычок Коломбины_1915

Светлана Воронина / Осенняя Коломбина

ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) - один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее - круглый рифленый воротник, на голове - шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости.
Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свежо.

Andrе Gill - Pierrot thief

Эваристо Валле. Пьеро. 1909

Georges Pierre Dutriac / "Revelation Troublante" 1895

Вы — милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле стараго клавесина
Белой девушки с желтым цветком!

Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)…
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..(С)

Martens Elena Aleksandrovna / "Harlequin and Columbine"

Ольга Суворова / Любовный треугольник

Richard Geiger (Austrian, 1870-1945) «В театральной ложе»

Alex Ustinoff (alexustinoff) / Сон Коломбины

Thomas Couture / The Supper after the Masked Ball, c. 1855

Norman Lindsay (1879-1969) Pierrot and Harlequin, c1928

Светлана Воронина / Проделки Арлекина

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

Арлекин и Коломбина

Brunelleschi , Umberto / Arlecchino e Columbina - 1910

Micao Kono / "Harlequin and Columbine" France, 1929

Jules Worms (1832-1914) / Musical Interlude.

Художник неизвестен-- Mother_and_child_with_Harlequin_18th_cen tury

Бобышов Михаил Павлович.

Frank X. Leyendecker / Арлекин и Коломбина

Giovanni Domenico Ferretti / Harlequin and his Lady

Jihann / Harlequin And Columbine

Евдокимов Сергей (heruvim) / Арлекин и Коломбина.

Коростик Галина Иосифовна

Pablo Picasso / Harlequin"s Family With an Ape (1905)

Alberto Chiancone

Пабло Пикассо. Мертвый Арлекин. 1906

Коломбина, что ты плачешь?
Окольцована удачей,
Что за взгляды? А наряды?
Что для счастья кукле надо?
Что ты хочешь, Коломбина?
Ты убила Арлекина,
Ты отвергла всех на свете…
Так по ком же слёзы эти?
Коломбина, Коломбина,
Вам с Пьеро родить бы сына
И оставить балаганчик…
Да не так решил шарманщик.
Жизнь - нелепая игрушка,
Дорогая погремушка.
Сыграна до середины…
Что же есть у Коломбины?

Ольга Кузнецова.

Гладько Максим./ Арлекин и Коломбина



Вверх