Самые большие авианосцы в мире. Сколько авианосцев в США? Названия и типы американских авианосцев

В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных авианосцев. Каждый из этих судов, помимо своего названия, имеет специальное обозначение, содержащее три буквы (CVN), указывающие на то, что данный корабль является многоцелевым ядерным авианосцем, и цифры, являющиеся порядковым номером конкретного авианосца.

10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц». Строительство первого авианосца данного класса началось в 1968 году. Эти боевые корабли считаются самыми большими военными судами в мире: их длина превышает 300 метров, водоизмещение равно практически 100 000 тонн, а для обслуживания каждого такого авианосца требуется 5-6 тысяч человек.

Список авианосцев США

  • «Нимиц» (CVN-68) — был введён в состав американского флота в 1975 году. Данный авианосец использовался во время войны в Ираке.
  • «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — числится в составе ВМС США с 1977 года. Авианосец принимал участие в известной операции американских войск «Буря в пустыне».
  • «Карл Винсон» (CVN-70) — стал частью ВМФ США в 1982 году. За то время, что авианосец находится в боевом строю, на его палубе успели побывать два американских президента — Билл Клинтон и Барак Обама.
  • «Теодор Рузвельт» (CVN-71) — введён в эксплуатацию в 1986 году. Сыграл одну из ключевых ролей в операции «Буря в пустыне».
  • «Авраам Линкольн» (CVN-72) — был спущен на воду в 1989 году. Это первый авианосец американского флота, на котором стали служить женщины.
  • «Джордж Вашингтон» (CVN-73) — числится в составе ВМФ США с 1992 года. Авианосец несёт службу преимущественно в водах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
  • «Джон Стеннис» (CVN-74) — введён в эксплуатацию в 1995 году. В 2016 году принимал участие в крупнейших международных военно-морских учениях, в которых были задействованы армии 26 стран.
  • «Гарри Трумэн» (CVN-75) — спущен на воду в 1998 году. В июне 2016 года авианосец вошёл в акваторию Средиземного моря. С его палубы в рамках борьбы с ИГИЛ было совершено множество успешных боевых вылетов.
  • «Рональд Рейган» (CVN-76) — является частью ВМС США с 2003 года. Благодаря усовершенствованной тормозной системе, этот авианосец может принимать тяжёлые самолёты.
  • «Джордж Буш» (CVN-77) — вошёл в состав американского флота в 2009 году. Один из самых больших военных кораблей в мире. Экипаж размещённого в Средиземном море судна также принимает участие в борьбе с ИГИЛ.

Спуск на воду авианосца «Генри Форд»

«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем класса «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля нового типа «Форд». Согласно планам американских судостроителей, авианосцы «Форд» должны стать усовершенствованной версией кораблей класса «Нимиц». Новые авианосцы будут оборудованы по последнему слову техники, их корпуса будут крупнее и прочнее, а для обслуживания этих судов потребуется меньшее количество человек.

В 2017 году на воду был спущен первый корабль нового класса — «Джеральд Форд» (CVN-77), ставший одиннадцатым авианосцем в составе ВМФ США. Строительство этого величественного корабля обошлось американскому правительству в 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» практически невидим для радаров противника, оборудован 25 палубами и улучшенной системой приёма и запуска самолётов.

Введение авианосца в эксплуатацию несколько раз переносилось из-за технических неполадок. Несмотря на то, что судно было официально зачислено в состав военного флота США, «Джеральд Форд» до сих пор не прошёл все необходимые испытания. Скорее всего, полноценная эксплуатация судна в боевом режиме начнётся только в 2020 году.

К 2023 году правительство США планирует закончить строительство ещё двух авианосцев класса «Форд».

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

7 декабря 1922 года был введен в строй первый в мире корабль, специально спроектированный и построенный как авианосец. Это был японский легкий авианосец межвоенного периода «Хосе». Использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Он был первым в своем роде.

АВИАНОСЕЦ «ХОСЁ»

В переводе с японского языка «Хосё» означает «Летящий феникс». Как было сказано выше, «Хосё» - это японский легкий авианосец межвоенного периода. Он был первым в мире кораблем, спроектированным и построенным как авианосец. Он также был первым авианосцем ВМС Японии. В основном «Хосё» использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Впервые принял участие в боевых действиях в 1932 году во время Шанхайского инцидента, затем - в конце 1937 года на начальной стадии Японо-китайской войны (1937–1945). В обоих конфликтах самолеты «Хосё» осуществляли поддержку с воздуха наземных сил и участвовали в воздушных боях с авиацией китайских националистов. Небольшие размеры корабля и малая численность авиагруппы (около 15 самолетов) ограничивала эффективность его применения в боевых операциях. По этой причине «Хосё» был выведен в резерв и в 1939 году стал учебным авианосцем. Во время Второй мировой войны участвовал в битве за Мидуэй в качестве вспомогательного авианосца. После битвы продолжал функционировать в качестве учебного авианосца в территориальных водах Японии, к концу войны получил незначительные повреждения от атак с воздуха. После войны использовался в качестве транспорта для репатриированных японских солдат, возвращавшихся в Японию. Сделал 9 рейсов, перевез около 40 тыс. человек. В 1946 году был продан на слом.
К моменту вступления в строй «Хосё» имел максимальную длину 168 метров, ширину 18 метров и осадку 6,2 метра. Стандартное водоизмещение корабля составило 7470 тонн, нормальное - 9494 тонны. Численность экипажа составляла 512 офицеров и матросов. Корабль практически не имел вооружения - только 140-мм орудия с длиной ствола 50 калибров, по два с каждого борта. На «Хосё» были установлены две паровые турбины «Парсонз» суммарной мощностью 30 тыс. л. с., которые вращали два винта. Проектная скорость корабля составляла 25 узлов. Авиагруппа корабля составляла 15 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЭНТЕРПРАЙЗ»

«Энтерпрайз» является первым в мире авианосцем, который был создан с ядерной силовой установкой. Это первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на еще пять запланированных к постройке «собратьев». Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, и это стало одной из причин, по которой серийное строительство серии так и не началось. Имеет наибольшую длину среди боевых кораблей мира - 342 метра. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Из-за сильного превышения бюджета «Энтерпрайз» остался без запланированной зенитно-ракетной системы Terrier. Вместо этого система обороны корабля была оснащена тремя ПУ ЗРК RIM-7 Sea Sparrow малой дальности. «Энтерпрайз» является единственным авианосцем с более чем 2 ядерными реакторами, неся на борту 8 реакторов. Дополнительным новшеством на «Энтерпрайз» была установлена радарная система SCANFAR, основанная на фазированной антенной решетке предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной.
Итак, авианосец «Энтерпрайз» имеет максимальную длину 342 метра, ширину 78 метров и осадку 12 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 73 858 тонн, полное - 93 400 тонн. Численность экипажа составляет 3 тыс. человек, плюс 1800 человек авиакрыла. На «Энтерпрайзе» установлены 8 реакторов суммарной мощностью 210 МВт (285 520 л. с.). Скорость корабля составляет 33,6 узлов (62,2 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

Это тяжелый авианесущий крейсер, входящий в состав Северного флота России. Основное его предназначение - поражение крупных надводных целей и защита морских соединений от атак вероятного противника. Он был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. На его борту во время походов базируются самолеты Су-25 и Су-33, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. К 2015 году планируется заменить Су-33 на многофункциональные МиГ-29.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет максимальную длину 306 метров, ширину 71 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 46 540 тонн, полное - 59 100 тонн. Численность экипажа составляет 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана и 1138 матросов. На «Адмирале Кузнецове» установлены четыре паротурбины мощностью 50 000 л. с. каждая, девять турбогенераторов мощностью 2 039 л. с. каждый и шесть дизель-генераторов мощностью 2 039 л. с. каждый. Таким образом авианосец обладает суммарной мощностью в 230 585 л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 50 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЛЯОНИН»

«Ляонин» является пока первым и единственным авианосцем ВМС Китайской Народной Республики. Он был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине, и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 млн долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. Заступил на боевое дежурство 25 сентября 2012 года. Конструкция корабля близка к однотипному «Адмиралу Кузнецову». Большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты - заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолетов. Вместо шести автопушек АК-630, китайский авианосец несет три автоматические пушки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащенных инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 километров. В целом, вооружение корабля выглядит сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца.
Авианосец «Ляонин» имеет максимальную длину 304 метра, ширину 75 метров и осадку 10 метров. Численность экипажа составляет 1980 человек. На «Ляонине» установлены четыре паротурбины суммарной мощностью 200 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 30 самолетов и 24 вертолета.

АВИАНОСЕЦ «НИМИЦ»

Авианосец «Нимиц» американских ВМС является самым большим военным судном в мире. Имея длину 333 метра, ширину 77 метров и водоизмещение порядка 98 тыс. тонн, он способен разместить у себя на борту до 90 единиц боевой авиационной техники, из которых 64 самолета и 26 вертолетов. Команда судна включает в себя экипаж 3200 человек, авиагруппу 2800 человек и 70 человек командного состава. При таких характеристиках авианосец может достигать скорости до 30 узлов (55,6 км/ч). Такой корабль может работать до 20 лет без замены энергоносителя силовой установки.
Энергоустановка авианосца включает основную и вспомогательную силовые установки. Основная включает в себя два ядерных водо-водяных реактора, работающих на четыре паровые турбины. Суммарная мощность турбин составляет 280 тыс. л. с. Вспомогательная установка включает в себя четыре дизельных двигателя общей мощностью 10 700 л. с. На «Нимице» установлено бортовое вооружение для защиты от различного рода противников. Для обороны от воздушного противника, имеется три зенитно-ракетных комплекса и четыре зенитных артиллерийских установки калибра 20 мм. Для защиты от торпед применяются два торпедных аппарата калибра 324 мм.

АВИАНОСЕЦ «СИНАНО»

Это корабль Императорского флота Японии времен Второй мировой войны. Являлся крупнейшим авианосцем того времени. Первоначально корабль мог стать одним из четырех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато». В авианосец его начали переоборудовать после битвы за Мидуэй, в которой Императорский флот потерял сразу четыре своих сильнейших авианосца. До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, но его превзошел атомный «Энтерпрайз».
Итак, авианосец «Синано» имел максимальную длину 266 метров, ширину 53 метра и осадку 11 метров. Стандартное водоизмещение корабля соствляло 64 800 тонн, полное - 71 890 тонн. Численность экипажа составляла 2400 человек. На «Синано» были установлены четыре паровые турбины суммарной мощностью 114 МВт (153 тыс. л. с.). Скорость корабля составляла 27,3 узла (50,6 км/ч). Авиагруппа авианосца составляла 18 истребителей, 12 ударных самолетов и 6 разведчиков.

АВИАНОСЕЦ «ЛЕКСИНГТОН»

Авианосец ВМС США «Лексингтон» был спущен на воду в октябре 1925 года. И принят на вооружение в декабре 1927 года. Также известен под прозвищем «Леди Лекс». На правом борту он имел массивную надстройку, окруженную двумя спаренными 203-мм АУ спереди и двумя сзади. Другими же характерными чертами авианосца были бронирование корпуса вплоть до полетной палубы, за исключением мест спуска и подъема шлюпок. Во время нападения на Перл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. Первой боевой операцией «Лексингтона» была неудавшаяся попытка освобождения острова Уэйк, состоявшаяся сразу после нападения на Перл-Харбор. В конце января 1942 авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а затем привлекался к отдельным операциям в юго-западной части Тихого океана.
Авианосец «Лексингтон» имеет максимальную длину 270 метров, ширину 39 метров и осадку 9 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 36 тыс. тонн, полное - 47 700 тонн. Численность экипажа составляет 2951 человек. Суммарная мощность всех энергетических установок «Лексингтона» равна 156 МВт (210 тыс. л. с.). Скорость корабля составляет 34 узла (63 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 70 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «МИДУЭЙ»

Это самый первый тяжелый американский авианосец, головной корабль типа «Мидуэй». Принимал активное участие в бомбардировках Северного Вьетнама, в ходе Вьетнамского конфликта, а также принимал участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Находился в составе американского флота около 40 лет. Выведен из состава флота 11 апреля 1992 года. С 1998 года - корабль-музей в Сан-Диего.
Авианосец «Мидуэй» имеет максимальную длину 295 метров, ширину 41 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 47 219 тонн, полное - 59 901 тонна. На корабле штатно размещаются 3443 человека при реальной вместимости около 4100 человек. На судне установлены 12 водотрубных котлов и четыре турбины. Все это имеет суммарную мощность в 215 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 33 узла (61 км/ч). Авиагруппа авианосца состоит из 136–153 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ИНВИНСИБЛ»

Авианосцы типа «Инвинсибл» - серия британских авианосцев 1970-х годов. Были созданы после отмены строительства авианосцев типа CVA-01 и сворачивания работ по авианосцам и изначально проектировались как крейсера-вертолетоносцы. После ряда изменений, в том числе вносившихся уже в ходе строительства кораблей, проект был превращен в легкий авианосец, несущий самолеты укороченного или вертикального взлета и посадки и вертолеты. В 1973–1975 годах были построены три корабля этого типа. Один из них - «Неукротимый». Он отлично себя зарекомендовал во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 1990-х «Неукротимый» поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более совершенные, но менее легендарные.
Итак, авианосец «Неукротимый» имеет максимальную длину 209 метров, ширину 36 метров и осадку 8 метров. Полное водоизмещение корабля составляет 20 600 тонн. Численность экипажа составляет 557 человек плюс 318 человек авиагруппы. На «Неукротимом» установлены четыре газотурбинных двигателя суммарной мощностью 97 200 л. с. Скорость корабля составляет 28 узлов (51 км/ч). Изначально авиагруппа авианосца насчитывала 14 самолетов и вертолетов. В поздние годы их численность увеличили до 22.

АВИАНОСЕЦ «ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ»

Это флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль. Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту, и угловой палубой. Для взлета самолетов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 метров они разгоняют самолеты массой до 25 тонн до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолет в минуту.
Авианосец «Шарль де Голль» имеет максимальную длину 261 метр и ширину 64 метра. Полное водоизмещение корабля составляет 42 тыс. тонн. Численность экипажа составляет 1200 человек плюс 600 человек авиакрыла плюс 100 человек из командного состава. На «Шарле де Голле» установлены два атомных реактора К-15 суммарной мощностью 76 200 л. с. Скорость корабля составляет 27 узлов (50 км/ч). Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов (46 км/ч) в течение пяти лет. Авиагруппа авианосца составляет 40 летательных аппаратов.

Военно-морские силы - одна из главных составных частей армии любой державы, имеющей выход в моря и океаны. Многие империи, такие, как, например, Великобритания, построили свою мощь благодаря сильному флоту, способному реагировать на любую угрозу за многие тысячи километров от родной земли.

Безусловно, современные военные корабли сильно отличаются от своих прародителей. Флагманом любой флотилии сегодня является авианосная группа, позволяющая атаковать и защищаться не только с помощью установленных орудий, но и размещенных на палубах авиагрупп.

Наличие самолетов предъявляет требования к размерам кораблей. Все авианосцы могут похвастаться внушительными объемами, однако некоторые их них выделяются даже на этом фоне. В данной статье мы расскажем как раз о таких кораблях, а также ответим на вопрос: «Какой самый большой авианосец в мире?».

Первое место - Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)

Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.

Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.

Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.

Второе место - Нимиц (Соединенные Штаты Америки)

Более современный американский авианосец, который также имеет мощный атомный двигатель. Первый корабль был спущен на воду в 1975 году. Производство продолжалось до 2009 года, когда последнее судно поступило на службу. Всего за это время было создано 10 таких кораблей. Длина корабля составляет 330 метров. Данные корабли активно применялись во время нескольких военных конфликтов, в том числе в Югославии и Ираке.

Стоимость одного корабля составляет четыре с половиной миллиарда долларов США. Авианосец переносит 66 кораблей разного назначения (48 из них - многоцелевые истребители). Ядерный реактор, который установлен в корабле, позволяет ему работать около 25 лет без замены. В год на содержание одного авианосца государство тратит около 160 миллионов долларов США.

Нимиц может эксплуатироваться более 50-ти лет. На сегодняшний день все 10 кораблей несут боевую службу.

Третье место - Китти Хоук (Соединенные Штаты Америки)

Авианосец был спущен на воду в 1955 году. Его длина - 325 метров. Это первые корабли свое класса, не имеющие богатого арсенала артиллерии, вместо которой устанавливаются ракетные комплексы. Кроме того, это последние американские авианосцы, на которые не устанавливались ядерные реакторы. Авианосец на момент спуска на воду имел всю современную электронику и гидролокационную станцию. Последнее судно этой линейки (всего их было четыре) было выведено из строя в 2007 году.

Четвертое место - Форрестол (Соединенные Штаты Америки)

Еще один американский авианосец, принадлежащий к числу самых больших. Его длина составляет 320 метров. Форрестол создавался под нужды реактивной авиации после окончания Второй мировой войны, опыт которой учитывался при создании корабля. На воду первое судно линейки было спущено в 1955 году. Интересно, что данный авианосец среди американских моряков считался несчастливым и получал много насмешливых прозвищ из-за большего числа несчастных случаев, связанных с возгораниями на корабле. В результате одного из них погибло около 135 человек.
Последний корабль линейки был выведен из строя в 1993 году. Он был продан на аукционе за один центр, так как желающий купить его не было, кроме одной единственной компании.

Пятое место - Джон Кеннеди (Соединенные Штаты Америки)

Получив свое имя в честь знаменитого американского президента, этот корабль был спущен на воду в 1968 году. Его длина составляет 320 метров. Этот корабль относится к классу Китти Хоук. Так же, как и другие корабли, он не имел ядерного двигателя (хотя изначально установка планировалась). Вместо него использовалось газотурбинное оборудование.

Большую часть времени авианосец находился в Средиземном море, выполняя там различные задачи во время холодной войны. Корабль прослужил около 40 лет и за это время претерпел несколько серьезных ремонтов. Во флоте корабль прослыл не самым удачным, так как за время эксплуатации пережил несколько столкновений.

Самая крупная авария произошла в 1975 году в результате столкновения корабля с крейсером, который от удара был практически полностью уничтожен.
Джон Кеннеди был снят со службы в 2007 году, была организована целая церемония по его проводам.
Авианосец также стал кинозвездой. Именно он изображен в фильме 2012 обрушивающимся на Белый Дом.

Шестое место - Мидуей (Соединенные Штаты Америки)

Это не только крупный авианосец, произведенный в год окончания Второй мировой, но и первый тяжелый авианосец в составе американского ВМФ. Корабль эксплуатировался на протяжении 50-ти лет. За это время он поучаствовал в нескольких военных операциях страны, в том числе во вьетнамской и иракской.

Покинул службу Мидвей в 1992 году, а спустя пять лет на его базе был создан огромный музей флота. Длина корабля составляет 305 метров.

Кроме того, судно участвовало в знаменитой спасательной операции во времена окончания вьетнамской войны, когда Вьетконг захватил столицу южан. Для того чтобы посадить самолет, загруженный беженцами, спасавшимися от неминуемой расправы и тоталитарного режима, экипаж авианосца сбросил в воду вертолеты, находившиеся на борту, общей стоимостью свыше 10-ти миллионов долларов. Эта операция вошла в страницы боевой славы США.

Седьмое место - Адмирал Кузнецов (СССР, Российская Федерация)

Самый мощный авианесущий корабль в СССР и в России. Корабль был создан в Николаеве и получил имя известного советского адмирала. После развала СССР он вошел в состав российского ВМФ. Сегодня он служит в составе северного флота. На нем располагаются истребители и противолодочные вертолеты.

Корабль был заложен в 1982 году, а на воду он был спущен в 1985. Интересно, что на момент закладки ему присваивали имя “Рига”, а на момент первого спуска - “Леонид Брежнев”. После спуска продолжались работы по строительству корабля на воде. В 1989 году судно, еще незаконченное, вышло в море для проведения испытаний с самолетами. В 1990 строительство было завершено, и корабль был вновь переименован.

В настоящее время он проходит капитальный ремонт. Уже летом этого года планируется поход корабля в Средиземное море, скорее всего к берегам Сирийской Арабской Республики. Длина корабля - 300 метров.

Восьмое место - Лексингтон (Соединенные Штаты Америки)

Самый старый авианосец в этом списке. Всего было произведено два судна данного типа, оба приняли активное участие в начале (для США) Второй мировой войны. Один из авианосцев был уничтожен весной 1942 года во время тяжелых боев с японцами. Второй корабль, несмотря на многочисленные повреждения, пережил войны и был затоплен после участия в испытании ядерного оружия в 1946 году.

Лексингтон был способен разместить 63 самолета. Большую часть составляли истребители, а также самолеты-разведчики. Авианосцы данной серии появились в результате жарких споров между американскими военными экспертами. В то время шел конфликт между двумя мнениями о будущем военно-морских сражений. Одна часть специалистов выступала за создание береговых аэродромов и мощных линкоров, так как считала, что самолеты недостаточно хороши в деле уничтожения кораблей. Другая же часть настаивала на создании мощных авианосных групп, отдавая им решающую роль в будущих сражениях. В результате испытаний, проведенных с помощью трофейных немецких судов, победила вторая точка зрения, и, что и подтвердила Вторая мировая война, вполне обоснованно.

Девятое место - Варяг (СССР, Украина, КНР)

Еще один длинный авианосец, принадлежащий к Советскому Союзу. История «Варяга», действительно, представляет интерес. Его строительство началось в Николаеве в 1986 году. Через два года он уже был спущен на воду, после чего продолжились работы над ним уже на воде. После того, как СССР перестал существовать, корабль отошел к украинскому ВМФ, однако с тех пор он не использовался, денежные вливания в него прекратились, а нужные ремонтные работы не проводились, поэтому судно медленно деградировало.

В результате «Варяг» был продан китайской компании за 20 миллионов долларов США, что гораздо ниже его фактической стоимости. Покупатели заявили, что планировали создать на его базе развлекательный центр. Однако впоследствии судно было достроено в качестве боевого корабля. Он был переименован в «Ляонин» и сейчас успешно выполняет боевые задачи в составе китайского ВМФ.

Десятое место - Шинано (Япония)

Самый длинный японский авианосец времен Второй мировой. Изначально он строился как линкор, однако после первого серьезного поражения против американского флота в 1941 году японское командование решило сделать ставку на авианосные группы, увидев то, каким преимуществом пользуются на воде американские авианосцы.

Судно было завершено через один год. На тот момент это был самый защищенный авианосец. Особенно хорошо защищались контейнеры для хранения авиационного топлива, которые при попадании вражеского снаряда могли бы уничтожить весь корабль.

Видный американский военный теоретик контр-адмирал Альфред Мэхэн однажды заявил, что военно-морской флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим утверждением трудно спорить. Несколько столетий наиболее могущественной морской державой в мире была Англия, границы Британской империи чертились форштевнями ее боевых кораблей. Однако в XX столетии Royal Navy постепенно утратил свою гегемонию, уступив место сильнейшей морской державы Соединенным Штатам Америки.

После окончания последней мировой войны США стали самым активным образом развивать военно-морские силы, и сегодня эта страна обладает самой многочисленной и боеспособной группировкой боевых кораблей. Основу американской военно-морской мощи составляют авианосные ударные группировки, боевым ядром каждой из них является атомный авианосец. Авианосцы США – это предмет национальной гордости американцев и символ военной мощи этого государства. Американские авианосцы принимали участие практически во всех конфликтах, которые вело это государство в прошлом и нынешнем веке.

Первый атомный авианосец США «Энтерпрайз» был спущен на воду 24 сентября 1960 года, этот гигант был выведен из состава флота только в 2012 году. Вообще, следует отметить, что американские флотоводцы очень серьезно отнеслись к возможностям, которые дает кораблям атомная силовая установка. За несколько десятилетий было построено множество боевых кораблей с ЯУ: фрегатов, подводных лодок, эсминцев и авианосцев. Однако большинство этих судов еще до начала нынешнего столетия были отправлены на слом. Руководство ВМС США пришло к выводу, что оснащать ядерными реакторами имеет смысл только подводные лодки и новые авианосцы. Можно добавить, что оснащение боевых кораблей ЯУ совершило настоящий переворот в военном деле, который можно сравнить с изобретением парохода, гребного винта и металлического корпуса.

Сколько же авианосцев находится на вооружении в настоящий момент? В каких частях Мирового океана они находятся, каковы характеристики и возможности этих плавучих аэродромов?

Эволюция американского авианосного флота

Идея использования авиации в военно-морском деле появилась почти сразу после создания первых самолетов. Уже в 1910 году американский пилот впервые совершил взлет с корабельной палубы. Морская авиация, как род ВМС, появилась уже во время Первой мировой войны. В то время боевые самолеты обычно взлетали с палубы корабля, а посадку совершали на воду, для этого они были оборудованы поплавками. В 1917 году англичане построили первые авианосец – специализированный корабль для базирования и взлета боевых кораблей.

В межвоенные годы именно США наиболее активно занималась созданием авианосцев и отработкой тактики использования авиации на море.

Историческая атака на Перл-Харбор была выполнена с помощью самолетов, базировавшихся на шести японских авианосцах. Также следует отметить, что во время нападения американские авианесущие корабли не пострадали, так как их в этот момент не было в гавани. Этот факт оказал значительное влияние на дальнейший ход войны на Тихом океане. Можно без преувеличения заявить, что морская авиация и авианосцы сыграли важнейшую роль в этом конфликте.

После окончания войны стало понятно, что авианосные корабли потеснили линкоры и стали основной ударной силой на море. Именно благодаря большому количеству построенных авианосцев, а также огромному опыту их применения США стали ведущей морской державой мира.

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось появлением реактивных самолетов, вертолетов и бомбардировщиков-носителей ядерного оружия. Существующие авианосцы ВМС США уже не годились для взлета и посадки этих тяжелых и скоростных машин, поэтому в США начали разрабатывать проекты постройки «суперавианосцев» водоизмещением более 60 тыс. тонн. Однако после окончания войны финансирования флота было резко уменьшено, часть строящихся авианосцев были порезаны на металл, проект суперавианосца типа «Юнайтед Стейс» так и не был реализован.

Однако Корейская война очень быстро отрезвила горячие головы сторонников сокращения флота. Уже в конце этого конфликта ВМС получил дополнительные средства на развитие авианосного флота. Была начата амбициозная программа модернизации авианосцев типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно были построены четыре корабля нового проекта - «Форрестол».

В 1954 году появился первый в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой – американская субмарина «Наутилус». Идея оснастить ЯУ авианосец витала в воздухе, и в 1961 году она была реализована – в строй вступил атомный гигант «Энтерпрайз», он оставался в эксплуатации до 2012 года. Так как новый авианосец оказался очень не дешев, после его принятия в эксплуатацию были построены три неатомных авианосца типа «Китти Хок». Последний авианосный корабль с котлотурбинной установкой был принят в состав американского флота в 1972 году.

В послевоенный период все американские авианесущие корабли были разделены на несколько классов: десантные вертолетоносцы (LPH), легкие авианосцы (CVL), ударные авианосцы (CVA), противолодочные (CVS), атомные ударные (CVAN) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), которые выполняли функции учебных кораблей в мирное время.

В начале 60-х годов корабли типа «Эссекс» постепенно начали выводить из эксплуатации, последний из них находился в строю до 1976 года. Авианосцы типа «Мидуэй» служили гораздо дольше, последний из этих кораблей был выведен из эксплуатации в середине 90-х годов. Несколько дольше находились на службе авианосцы типа «Форрестол», два последних корабля этой серии были списаны в 1998 году.

3 марта 1975 года в эксплуатацию был принят «Нимитц» (CVN-68), который стал первым представителем нового класса американских авианосцев. В настоящий момент все американские ударные атомные авианосцы, находящиеся в эксплуатации, относятся к типу «Нимитц». Последний из них – George H. W. Bush (CVN-77) – был введен в эксплуатацию в начале 2009 года. Общее количество этих кораблей составляет десять единиц.

В настоящее время на завершающем этапе находится строительство авианесущих кораблей нового типа – Gerald R. Ford (CVN-78), ожидается, что он будет принят на вооружение флота в апреле 2018 года и даст начало новой серии кораблей данного класса. Его уже называют «авианосцем» XXI столетия. И хотя, по своему внешнему виду он мало чем отличается от последних авианосцев серии «Нимитц», но его «начинка» будет куда более современной. Этот корабль уже стал одной из самых популярных тем для обсуждения среди военно-морских специалистов разных стран.

В последние десятилетия американский флот стремительно меняет свой облик. В настоящее время происходит кардинальное обновление авиационного парка ВМС. Уже снят с вооружение всеобщий любимец F-14 «Томкэт», его судьбу разделил противолодочный самолет S-3 Viking. Им на смену пришел F/A-18E/F Super Hornet, а в ближайшие годы американский флот ожидает получить новейший F-35C – суперсовременный ударный самолет пятого поколения. Также ожидается, что будет полностью заменен самолет РЭБ EA-6 Prowler, ему на смену должен прийти EA-18G. Значительная модернизация ожидает самолет управления Е-2 «Хокай», эксплуатация которого началась еще в середине 70-х годов.

Еще одним направлением развития военно-морской авиации станет более широкое использование беспилотных летательных аппаратов. Несколько лет назад БПЛА X-47B впервые совершил удачную посадку на палубу авианосца.

Современные американские авианосцы

Сегодня в состав ВМС США входит десять атомных авианосцев класса «Нимитц», в апреле 2018 года ожидается принятие на вооружение одиннадцатого корабля этого класса – авианосца «Джеральд Р. Форд », который является головным кораблем новой серии. Планируется, что в будущем авианосцы этого типа частично заменят «Нимитцы».

Nimitz (CVN-68). Этот корабль стал первым авианосцем одноименной серии, он получил название в честь американского адмирала, который командовал флотом США на Тихом океане во время войны. «Нимитц» был введен в состав ВМС США в 1975 году. Изготовлением корабля занималась компания Newport News Shipbuilding (штат Виргиния). Порт приписки корабля – Китсап, штат Вашингтон.

Авианосец «Нимитц» имеет стандартное водоизмещение 98 425 т, в состав энергетической установки входят два ядерных реактора Westinghouse A4W. Команда корабля – 3200 человек. Максимальная скорость – более 31 узла.

Вооружение авианосца состоит из двух ЗРК Sea RAM и двух ЗРК ЗРК Sea Sparrow. В состав авиационной группировки «Нимитца» входит 90 вертолетов и самолетов.

Nimitz – это настоящий ветеран американского флота, он принимал участие во многих операциях, в том числе и боевых. Этот авианосец был задействован в обеих иракских кампаниях.

Dwight D. Eisenhower (CVN-69). «Дуайт Эйзенхауэр» стал вторым кораблем в серии атомных авианосцев «Нимитц». Он был введен в эксплуатацию в октябре 1977 года. Водоизмещение авианосца – 97 тыс. тонн, Корабль оснащен двумя реакторами и четырьмя турбинами. Его максимальная скорость хода – 31 узел. Численность корабельной команды – 3200 человек.

Вооружение авианосца состоит из зенитно-ракетных комплексов RIM-7 Sea Sparrow, RIM-116 (по две единицы каждого). Авиационная группировка корабля насчитывает 90 вертолетов и самолетов.

Авианосец Dwight D. Eisenhower был задействован во время первой иракской кампании (1991 год).

Carl Vinson (CVN-70). Третий корабль серии «Нимитц», он был принят в состав американского ВМФ в мае 1982 года. Основным местом службы «Карла Винсона» являются Тихий и Индийский океаны.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, команда корабля насчитывает 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. Благодаря двум ядерным реакторам и четырем турбинам, авианосец может развивать скорость в 31 узел. На борту корабля находится 90 боевых самолетов и вертолетов.

Авианосец Carl Vinson был задействован во время операции США в Афганистане, а также во второй иракской кампании (2003 год).

Theodore Roosevelt (CVN-71). Четвертый авианосец серии, он был введен в эксплуатацию в октябре 1986 года. Стоимость строительства корабля составила 4,5 млрд долларов.

В конструкцию авианосца «Теодор Рузвельт» было внесено большое количество усовершенствований, и он весьма значительно отличается от первых трех кораблей своей серии. Часть экспертов считает, что было бы логичным выделить этот корабль и все последующие авианосцы в отдельную группу.

Водоизмещение корабля 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек, 2480 человек входит в состав авиакрыла. Максимальная скорость корабля – 30 узлов, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин. В состав корабельной авиационной группировки входит 90 летательных аппаратов.

Авианосец «Теодор Рузвельт» принимал активнейшее участие в первой иракской кампании, с его борта было совершено более 4,2 тыс. боевых вылетов. В 1999 году этот корабль участвовал в операции против Югославии.

Abraham Lincoln (CVN-72). Пятый авианосец серии «Нимитц», он был спущен на воду в начале 1988 года и через год введен в эксплуатацию.

Авианосец имеет водоизмещение 97 тыс. тонн, два ядерных реактора позволяют кораблю развивать скорость до 30 узлов, численность команды составляет 3,2 тыс. человек.

На борту «Авраама Линкольна» может находиться 90 самолетов и вертолетов. Этот авианосец принимал участие во второй иракской кампании, с его палубы было совершено более 16 тыс. боевых вылетов. А еще этот корабль стал первым авианосцем, на котором было разрешено служить женщинам.

George Washington (CVN-73). Этот авианосец типа «Нимитц» был введен в эксплуатацию в июле 1992 года.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, два ядерных реактора и четыре турбины позволяют ему развивать ход до 30 узлов, численность экипажа 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла.

На авианосце базируется 90 боевых вертолетов и самолетов.

John C. Stennis (CVN-74). Это седьмой авианосец серии «Нимитц», он был заложен в марте 1991 года и вошел в состав американского флота в конце 1995 года. Порт приписки корабля – Китсеп, штат Вашингтон.

Водоизмещение авианосца 97 тыс. тонн, численность команды составляет 5617 человек, на борту может размещаться до 90 летательных аппаратов. Ядерная установка корабля позволяет ему развивать скорость хода до 30 узлов.

Harry S. Truman (CVN-75). Восьмой корабль серии «Нимитц», заложенный в 1993 году и принятый в состав флота в 1998 году. Он обошелся американским налогоплательщикам в 4,5 млрд долларов. Порт приписки – Норфолк.

Водоизмещение – 97 тыс. тонн, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин, скорость – 30 узлов. Численность команды — 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. На борту могут базироваться до 90 летательных аппаратов.

В 2018 году этот авианосец был привлечен к операции против Исламского государства (запрещенного в России) в Сирии и Ираке.

Ronald Reagan (CVN-76). Девятый «Нимитц», заложенный в 1998 году и принятый на вооружение ВМС США в 2003 году. Порт приписки корабля – Сан-Диего.

Этот авианосец имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей этой серии, но в целом его характеристики соответствуют предшественникам. Скорость в 30 узлов обеспечивают два ядерных реактора, водоизмещение – 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек. На борту корабля могут разместиться 90 самолетов и вертолетов.

George H. W. Bush (CVN-77). Последний авианосец серии «Нимитц». Он был заложен в 2003 году и принят в состав ВМС в 2009 году. По сравнению с другими кораблями этой серии, в конструкцию авианосца «Джордж Буш» были внесены значительные изменения. Стоимость проекта составила 6,2 млрд долларов.

Авианосец получил «остров» новой конструкции с усиленным бронированием, новыми коммуникационными системами и более современными РЛС. По сравнению со своими предшественниками корабль имеет более совершенную систему распределения и хранения авиационного топлива, заправка самолетов производится в полуавтоматическом режиме. Увеличен общий уровень автоматизации корабельных систем, на палубе установлены новые газоотбойники. Наиболее важные зоны корабля защищены кевларовой броней. Команда получила вакуумные гальюны. Они часто выходят из строя, поэтому корабль уже получил прозвище «грязный» авианосец.

Основные характеристики авианосца не отличаются от предыдущих кораблей серии: водоизмещение – 97 тыс. тонн, скорость – 30 узлов, авиационная группировка – 90 самолетов и вертолетов.

Gerald R. Ford (CVN-78). Это головной корабль новой серии, заложенный в ноябре 2009 года. Авианосец был спущен на воду в ноябре 2013 года, в настоящее время строительство авианосца находится на завершающем этапе, в апреле 2018 года он должен быть принят в состав флота.

Этот авианосец оснащен новой электромагнитной катапультой, которая позволяет разгонять самолеты более плавно и запускать их гораздо чаще. Количество возможных вылетов с палубы корабля увеличено до 160.

Два ядерных реактора корабля производят на четверть электроэнергии больше, чем энергетические установки авианосцев типа «Нимитц». За счет уникальной степени автоматизации эксплуатационные расходы будут значительно меньше, чем у кораблей предыдущего поколения. Также значительно улучшены мореходные качества авианосца. Несколько уменьшена заметность судна для радиолокаторов противника. Этот корабль сможет функционировать без дозаправки ядерным топливом 25 лет, то есть почти половину запланированного для него срока службы.

Водоизмещение «Джеральда Форда» более 98 тыс. тонн, максимальная скорость – 30 узлов, на его палубе могут базироваться до 75 самолетов и вертолетов. В состав корабельной авиационной группировки будут входить: F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A и MH-60R/S.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Вверх