Русская баня. Как и когда на Руси появились бани

Предпосылкой возникновения бань, как гласит одна из теорий, стало обнаружение человеком горячего источника, в котором разогретые камни источали теплый и приятный пар. По другой версии человек открыл полезные свойства пара тогда, когда в его жилище на очаг из раскаленных камней попала вода. В любом случае на основании археологических раскопок и старинных летописей историкам стало известно, что свои корни бани берут еще с глубокой древности.

Разновидности бань по происхождению

Распространение бань носило «многоочаговый» миграционный характер, о чем могут свидетельствовать даже сами их названия, которые также пришли к нам из далекого прошлого. Какие-то уже изжили себя, а другие существуют до сих пор.

Итак, бани подразделяются на такие «национальности», как:

  • финская (сауна);
  • античная (римская и греческая);
  • японская (офуро, сэнто);
  • китайская;
  • русская (баня);
  • турецкая (хаммам);
  • западноевропейская;
  • египетская;
  • индийская;
  • африканская;
  • индейская (темаскаль);
  • исландская.

Обратите внимание! Все перечисленные типы бань отличаются не только своим территориальным происхождением. Их можно также классифицировать на суховоздушные (их инструкция монтажа подразумевает, что показатель влажности воздуха не должен превышать порог в 25%), сыровоздушные (влажность воздуха от 40 до 75%) и водные виды (например, японские бочки).

История финской сауны

В исторических письменных источниках финнов о саунах было упомянуто еще примерно две тысячи лет назад. Благодаря суровому климату Финляндии, банные процедуры стали широко распространяться среди жителей этой страны.

Однако было время, когда один финский король поставил под запрет подобные заведения, аргументируя это тем, что они несут в себе антисанитарию и очень вредны для здоровья. Как бы это странно не звучало, но и многие хирурги-богословы придерживались такого же мнения. Например, в 1751году медик по имени Пэр Адриан Гэд писал, что причиной потери зрения является задымленный воздух сауны.

Другие доктора утверждали, что это заведение вызывает конвульсии, способствует возникновению морщин и потемнению кожного покрова, приводит к узкоглазости и к ранней детской смертности. Табу на эти процедуры продлилось на довольно долгое время.

Несмотря на это, зная о лечебных свойствах сауны, люди негласно продолжали париться и мыться в них, что не дало им деградировать в отличие от бань, расположенных в Центральной Европе. Таким образом финны отстояли народное полезное средство, ведь в суровом климате это было единственной возможностью для бедных людей расслабиться, набраться сил, помыться и оздоровиться.

Можно предположить, что именно во времена запрета выработались правила поведения в финской бане. Так, в этом заведении финны не позволяли себе шуметь, распивать спиртные напитки, буйно развлекаться и так далее. Словом, сауна являлась для финнов своего рода святым местом.

Особенности финской сауны вчера

Устройство первых финских парилок было очень примитивным. Они представляли собой вырытые пещеры на склонах холмов с расположенным внутри грубым каменным очагом. В первую очередь такие землянки использовались в качестве жилья, и только потом уже для мытья тела.

Не были оснащены дымоходом, поэтому сажа, которая образовывалась от очага, оседала на стенах и потолке жилища, а непосредственно дым выходил через приоткрытую дверь. Видимо уже тогда финны знали об ее бактерицидных свойствах, поэтому использовали сауны для проведения известных на тот период операций и принятия родов.

В те времена существовала легенда, что это помещение может помочь любому больному человеку, который сможет до него самостоятельно добраться. Финны и по сей день любят употреблять поговорку о бане: «Сауна – лекарство для бедняка». До сих пор ее посещение является национальной финской традицией, которую соблюдают с детства до самой старости.

Особенности финской сауны сегодня

С 20 века финские сауны стали усовершенствованными. Их начали строить в виде отдельных деревянных зданий и оснащать конструкциями, которые позволяли отделять камни от пламени. Делалось это при помощи толстой металлической пластины.

Такой метод позволял поддерживать в парной необходимую температуру на протяжении долгого времени. Также в них стало значительно проще контролировать уровень влажности.

Такие строения стали располагать все больше возле озер и водоемов, что позволяло сразу после парной окунуться в холодную воду, тем самым создать полезный контраст. Зимой вместо воды финны после сауны обтирались снегом. В это время посещение финских саун приобрело глобальный массовый характер, и они стали народной гордостью.

Тогда почти 2 миллиона саун приходилось на 5 миллионов жителей этой страны. Теперь такой тип бань известен по всему миру, и они пользуется большим спросом повсеместно.

Сегодня традиционная современная финская сауна должна обладать следующими особенностями:

  1. Как правило, такие сауны возводят из дерева.
  2. В ней обязательно должна присутствовать электрическая печь с камнями, которую в основном располагают в ближнем к двери углу. Обязательно вокруг нее устанавливаются предохранительные ограждения.
  3. Окна и двери, которые могут быть выполнены либо из дерева, либо из стекла, в сауне должны быть правильно расположены.
  4. Стены и потолок должны иметь хорошую теплоизоляцию.
  5. Вода в парилке не требуется, так как в ней не моются, а только парятся при помощи сухого жара. Температурный показатель воздуха колеблется от 80ºC до 120ºC. При этом уровень влажности не должен достигать более 10-15%.
  6. Полки устанавливаются не более чем в два ряда (в русской бане может быть и три и четыре яруса), при этом верхняя располагается на расстоянии 100 см от потолка, а нижняя - 70 см от верхней. На втором ярусе их размещают вдоль смежных стен перпендикулярно друг к другу. На верхней полке, как правило, устанавливают деревянный подголовник.
  7. Ввиду того что финская сауна, в отличие от русской парной, намного меньше по своим габаритам, то в ней обычно не делается много больших помещений. В основном в ней располагается предбанник, который служит и комнатой отдыха и раздевалкой, а также парилка и небольшая душевая. Иногда, когда нет поблизости водоема, в такой сауне располагают маленький бассейн.

История античных бань

Древнегреческие лаконикумы

Родиной древнегреческих бань является город Лаконика, от которого и произошло их название – лаконикумы. Они имели круглую форму. Посередине помещения располагался открытый очаг, а вокруг него – бассейн или ванны.

Изначально доступны они были как бедным, так и богатым. Особенно большим спросом они пользовались у спартанцев, так как они считали, что именно вода придает им столько сил и выдержки. Еще Гиппократ около пяти тысяч лет тому назад писал о целебных свойствах парной и даже разработал целый список правил для принятия банных процедур.

Со временем древнегреческие лаконикумы стали совершенствоваться. В них появилось множество комнат, где проводились философские беседы, принимались массажные процедуры и проходили спортивные занятия. В итоге возникли более комфортные и богатые купальни, украшенные драгоценностями, для знатных сословий.

Их посещение стало своего рода традицией для зажиточных людей. Причем, благородные греки должны были ходить в купальню не менее одного раза в неделю в сопровождении слуг и рабов. Именно такой указ издал Александр Македонский, когда вернулся с похода в Египет, ведь там подобные заведения удивили его своим убранством и совершенством.

Можно считать, что этим он и дал толчок к развитию древнегреческих бань. Однако, несмотря на его стремление сделать купальни самыми усовершенствованными у себя в стране, все же древние римляне более преуспели в этом деле.

Римские термы

Примерно 6 тысяч лет назад у древних римлян существовал целый банный культ. Заведения, предназначенные для таких процедур, назывались термами. Правительство этой страны вкладывало большие средства в их развитие и любыми способами приобщало людей к ним.

Сейчас, наверное, сложно представить, что в бане можно проводить массовые праздники, различные состязания и политические заседания, читать книги и рисовать. А вот в Древнем Риме такие заведения стали неотъемлемой частью жизни всех граждан и именно там проводились различные мероприятия.

Следует отметить, что как раз тогда и пошло и частные. Термы для богатых в то время напоминали огромные дворцы, в которых располагались фонтаны, бассейны, библиотеки, спортивные площадки, золотые и серебряные рукомойники.

Их украшали фресками, сделанными известными мастерами или своими руками, живописью, подвесными садами, статуями и мраморными колонами. Словом, эти заведения стали центром культурной жизни римлян. Даже при встрече люди вместо приветствия интересовались друг у друга, хорошо ли они потеют.

Несмотря на то, что в древнеримских банях создавались отдельные помещения как для мужчин, так и для женщин с детьми, тем не менее, это не помешало превратиться им со временем в публичные заведения. Изжили себя термы с падением Римской империи.

В это время они были либо разграблены, либо разрушены под влиянием природных стихий. Второе рождение терма обрела на Востоке в виде турецкой бани – хаммам. Как раз расцвет исламской культуры совпал с этим периодом и банное дело, перенятое у византийцев, стало бурно развиваться на Аравийской земле.

Согласно исламу, создание хаммама считается богоугодным делом, поскольку сам Пророк Мухаммед испробовал на себе действие римских терм и высоко оценил их. Пророк указал на то, что они повышают плодовитость.

Это одобрение открыло хаммаму широкие ворота в исламский мир. Теперь такой тип бань применяется по сей день и в Турции, и в других мусульманских странах.

Особенности терм

Древнеримские архитекторы специально для таких заведений разработали эффективную систему отопления, которая была способна прогревать пол и стены. Она называлась гипокауст. При помощи печи (праефурниум) происходило нагревание циркулирующего в стенах и под полом воздуха и воды.

Обратите внимание! Древнеримские бани отличались от древнегреческих купален тем, что в них была внедрена полноценная система горячего водоснабжения. К концу первого века до нашей эры насчитывалось более 150 древнеримских оборудованных терм, которые располагались на площади более 11 тыс. кв. м.

Древнеримская баня состояла не меньше чем из 6 следующих помещений (не считая комнат для развлечений):

  1. Аподитериум . Это была первая комната, куда попадал пришедший попариться в баню римлянин. Она предназначалась для раздевания, поэтому температура воздуха там была прохладной.
  2. Тепидариум . Тут уже температурный показатель был выше – около 40°C. В этом помещении человек мог разогреться, чтобы не получить в дальнейшем температурный шок, а также поплавать в бассейне.
  3. Каллидариум . В этой комнате температурный режим достигал до 70°C. При этом влажность воздуха там тоже была высокой. Данное помещение использовалось для потения.
  4. Лакониум . Посещалось это помещение по желанию, так как там температура воздуха была около 85°C и не каждый мог ее выдержать. Время пребывания там не должно было превышать 10 мин.
  5. Фригидариум . Это помещение было оборудовано гигантским бассейном с холодной водой. Оно посещалось после парной.
  6. Лавариум . В данной комнате принимались различные процедуры: массаж и ароматерипия.

Обратите внимание! В истинно римской бане обязательно должен присутствовать термальный источник. Вот почему настоящую традиционную терму построить сейчас или практически невозможно, или ее цена будет настолько высокой, что осилить такую стоимость сможет только очень богатый человек.

История русской парной

Возникновение бань (мыльня, влазня, мовь) на Руси, которые применялись не только для омовения тела, а также и для сохранения здоровья, омоложения и закаливания организма, произошло еще раньше, чем появилась на свет народная медицина. Также при помощи бани проводились различные обряды.

Например, накануне венчания жених и невеста по отдельности обязательно должны были там омыться, а после свадьбы молодожены уже посещали ее вместе. Причем, после каждой ночи, проведенной вместе, делать это нужно было в обязательном порядке.

Это правило касалось не только простого люда, но и князей, и вельмож, и даже самого царя. Такой обычай существовал на Руси вплоть до начала 18 века.

Со слов летописца Нестора, история русской бани берет свое начало еще с первого столетия нашей эры. Он в своих писаниях упоминает Святого Апостола Андрея, который после проповедования в Киеве евангельского слова, посетил Новгород, где и увидел чудо – людей, парившихся в бане, которые были похожи на сваренных раков.

Также он писал: « русские накаливают очень сильно, входят туда нагими, берут веник и бьют себя до того состояния, что едва выходят оттуда живыми, затем они обливаются водой, оживают и снова идут париться. Делают они так ежедневно».

Не обошли своим вниманием русскую баню и путешественники с Западной Европы. Их удивляла и, вместе тем, восхищала любовь славянского народа к крепкому пару, который они не могли выдержать.

Кто-то из иностранцев в ту пору даже сказал: «Если русский человек не примет банные процедуры в субботу, ему становится почему-то совестно и как будто ему чего-то не хватает». После того как иностранные путешественники стали посещать Русь, в Париже, Берлине, Вене все чаще можно было встретить подобие русских бань.

Процесс до сих пор практически не изменился. И тогда, и сейчас в русской бане обязательно должна присутствовать высокая влажность – почти 100%. Температурный показатель воздуха не должен быть меньше 70-80°C.

Как и в современности, в прошлые времена в бане обязательно использовались березовые веники. Поскольку после жара у людей постоянно возникала жажда, в связи с этим на Руси издавна сложилась традиция держать наготове в предбаннике прохладный квас, который приправлялся мятой или другими душистыми травами.

Им же окатывали тело в парной, перед поднятием на полок, который делался из липы и издавал восхитительный живительный аромат. Если какой-либо человек хоть раз в жизни испытал действо русской бани на себе, то он уже ни при каких обстоятельствах не мог устоять от соблазна получить снова такое целебное удовольствие.

Заключение

Таким образом, взглянув сквозь призму веков, можно быть уверенным, что бани любого типа полезны для человеческого организма. Ведь недаром их возникновение охватило практически все континенты нашей планеты, и все народы уделяли им такое огромное внимание. Поможет вам в этом убедиться и видео в этой статье, в котором есть еще много дополнительной информации об истории бань.

Русская баня неразрывно связана с историей и культурой русского народа, вернее она даже древнее славаянских племен из которых образовалась народность. Историки утверждают, что баня появилась задолго до славян и приводят в качестве примера высказывание Геродота, который утверждал, что древние скифы, жившие в давние времена (примерно V-I века до н.э.), уже пользовались баней. Они устраивали своеобразную походную баню, которая была гигиенической, лечебной и косметической процедурой и просто формой расслабления и отдыха. Они скрепляли вместе несколько жердей, покрывали их войлоком, а внутрь этого шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы лили воду бросали травы, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри шалаша, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух. Геродот писал: "Никакая эллинская баня не сравнится со скифской баней. Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия". Скифские женщины, кроме того, перед баней растирали на шероховатом камне кусочки коры и хвои кедра, кипариса, а также другие ароматические растения. В эту смесь подливали воду так, чтобы образовалась густая паста с очень приятным запахом. По свидетельству Геродота, этой смесью натирали все тело. Когда же смывали ее, то оно становилось чистым и блестело.
Первыми упоминанием о бане на Руси документальным считается договор 906 года между князем Олегом и Царьградом о строительстве на территории покоренного города Византии бань для русских купцов. Другое упоминание о мести княгини Ольги Древлянам в 945 году, когда она отомстила за убийство ими ее мужа спалив в бане послов. Чуть позже в "Повести временных лет" датированной 1113 годом, составленной летописцем Нестором - монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье в Киевских и Новгородских землях, где Андрей стал свидетелем поразившей его картины: люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз: "Видел бани древены... И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье". Существуют источники и других стран, например: Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти. "И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка". Великолепное описание парения в бане по-черному.
Упоминание о бане в летописях до Х-ХП веков на Руси чаще были иноземными, поскольку в те времена она называлась: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др. В уставе князя Новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство и назван был в народе Красное Солнышко, бани именовались заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси. В летописях XI-XII веков упоминается водопровод, построенный для Ярославова дворища. Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI века, по приказу Ивана Калиты проложили от реки за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого ее потом черпали ведрами-бадейками и разносили по домам.
Иноземные историки и путешественники с подробностями старались описать Русскую баню, считая ее достопримечательностью придающую колорит и индивидуальность русскому народу. В начале XVII века немецкий ученый Адамус Алеариус (Олеарий) побывал в России и сам испытал на себе особенности русской бани: "В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена противоположных действий благоприятствует их здоровью". Еще больше его удивило и поразило, о чем он написал в "Рассказы о персидском путешествии", что когда инкогнито заглянул в одну из общественных бань в Астрахани: «Мужчины и женщины находились в бане вместе и лишь некоторые их них прикрывались вениками. Большинство же чувствовало себя совершенно свободно».
В те времена в общественных банях парились все вместе, невзирая на пол и возраст. Первые попытки развести мужскую и женскую часть посетителей бани по разным помещениям были предприняты при Иване Грозном. Побывав в Пскове, царь чрезвычайно разгневался и созвал церковный совет. Дело в том, что его взору предстала нелицеприятная картина: в псковской общественной бане парились и выбегали голыми на улицу не только городские жители - мужчины и женщины всех возрастов, но также монахи и монашки. В результате последним было запрещено входить в баню вместе с представителями противоположного пола. Что же касается остальных, то все продолжалось по-прежнему. Периодически предпринимались попытки запретить совместное мытье, однако все они не имели особого успеха. Лишь Екатерина II специальным указом распорядилась обязательно строить при общественной бане отдельное помещение для женщин, куда воспрещался вход мальчикам старше семи лет. Однако в домашних банях мылись целыми семьями, при этом мужчины и женщины находились вместе. Впрочем, и в общественных (торговых) банях люди всякого возраста и пола также парились вместе, правда, женщины на одной половине, а мужчины - на другой.
Общественные бани стали строиться на Руси еще в древние времена. Из-за того, что в городах семейные бани ставить было негде, а власти боялись эпидемий, кроме обычных мытейных бань, строились лечебные и оздоровительные бани, но чаще при монастырях. В 1091 году епископ Ефрем, впоследствии - Киевский митрополит, повелел "заводить строение - банное врачево - и всех приходящих безмездно врачевать". В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц. Монахи Киево-Печерской лавры изучали древние греческие трактаты, которые появились на Руси после византийских походов. Они пытались использовать целебные свойства воды и пара, описываемые греческими врачами, для лечения различных недугов. Однако бани строили при этом не по образцу греческого лаконикума, а по образцу народной русской курной избы. Баня непременно была в каждой деревне, к тому же своя отдельная баня имелась почти во всех домах. Постройка ее разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 года предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений, в частности, за строительство бани в Петербурге не нужно было платить пошлину, как в других местах России. Позднее Петр учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились бани Петербурга. Однако сам неоднократно вводил налог на бани испытывая большие трудности при ведении Северной войны и войны с турками. Хотя он не первым был царем взывающий дань с частных бань.
Стоимость входа в общественную баню была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог посетить баню без ущерба для своего кошелька. В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве лечебную баню, хозяина которой строжайше обязывали "...пользовать в той бане только наружные болезни и трудных операций без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило". В этих лечебных банях, которые называли бадерными, запрещалось продавать горячительные напитки.
На Руси самой распространенной баней была баня по-черному" . Её особенность была в том. Что она состояла из одного или двух помещений и в ней отсутствовала печь - вместо нее был очаг с большим количеством камней нагреваемых прямым пламенем. Такая баня была курная поскольку топилась по черному с свободным выходом дыма через дверной проем, или специальное окно. Когда камни накалялись, очаг очищвлся от золы, баня от копоти, после сего баня выстаивалась и равномерно прогревалась. И только после этого была готова к прению. С применением кирпича и глины в бане начали ставить печь и устраивать дымоход и такая баня уже называлась баней по белому. Однако баня по черному еще долго существовала из-за того, что периодически вводился налог на «дым», то есть со строений с дымоходом брался налог. Это была основная причина медленного развития бань по белому.

Баня по черному до сих пор считается эталоном банных паровых кондиций, секрет в том, что раскаленные прямым огнем камни давали изумительный мелкодисперсный пар называемым легким, его качество было непревзойденным, а действие незабываемым, почему всегда русские желают друг другу «легкого пара».

К началу XX века в России насчитывалось более 300000 бань. Общественные бани стали называться торговыми. Кроме того, существовали и дворянские бани - заведения скорее релаксационные, чем гигиенические. Послереволюционные годы Советская власть стала искоренять историческое прошлое из-за чего Россию захлестнули тиф, чахотка, даже чума власти вновь стали восстанавливать бани, только не семейную а общественную бань и не паровую а просто помывочную или как их стали позже называть банно-прачечные комбинаты. Понятие баня стало подменяться просто помывочной процедурой. Традиции стали забываться. Банное дело практически умерло. Но с разрушением Советской власти и упразднением «общака» вновь стали возрождаться бани и банное дело. Конечно о массовости говорить еще рано, но постепенно сознание общества разворачивается в русло понимание необходимости использования природных факторов для поддержания здорового образа жизни. Баня для людей прошлого это было место не только физического очищения и омовения, но и место для релаксации, расслабления, оздоровления. В бане рожали, лечили, гадали, вели беседы и встречи, уединялись. Баня была культурным центром каждой семьи. Современной семье часто не хватает такого ядра, соединяющего всех и сплачивающего, нет места для очищения и расслабления, закаливания, восстановления. В большинстве медицина пытается исправить запущенные болезни которые можно было предотвратить при помощи простых и эффективных банных процедур, при применении их постоянно и со знанием технологии.
Но гораздо больше, чем простота нравов, иностранцев поражала невиданная закаленность и телесное здоровье русских.
Еще в 1779 году врач Вильям Тук, член Императорской Петербургской академии наук, писал: "Среди русских распространено всего лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое... В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане".
Английский врач, Эдвард Кентиш, тоже указывал, что многие смертельные болезни для русских не столь фатальны, как для других народов. Он относил такую стойкость к болезням только на счет частого посещения паровой бани. Такого же мнения придерживались и многие другие иностранные врачи того времени. Так, например, врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес утверждал, что баня помогает русским от оспы, заболеваний внутренних органов, от простуды, хронических болезней, вызванных чрезмерным питьем и едой. "Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества". В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы, но активно стали строить русские бани только после поражения Наполеона в России, когда русские войска дошли до Парижа, ставя по пути не только походные, но и стационарные бани.

Алексей Белый

Любимая традиция каждого русского

Русская баня по-чёрному

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу .

Понятие русской бани, история появления

Русская баня - это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук» .

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами , тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты - чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.


Блохоловка - устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.


И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого , - Анне , которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда , по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому , которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник - абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев . Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов - крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.


Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского - это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой - это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани - это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

22.01.2016

Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.

Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.

Отдельные племена Америки пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.

Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.

В России парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней. Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца . Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских. Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал». Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.

В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.

Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи. Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь). До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.

Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. использовали в основном березовые.

После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.

Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов. Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.

В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.

В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.

Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.

Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода» и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.

Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.

На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.

Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.

Видео об истроии русской бани:




Вверх