Литература во время перелома 1930 х гг. Литература первых послереволюционных лет. Единообразие советской культуры

3. Своеобразие литературного процесса в 1920 - 1930-е годы. Тенденции. Закономерности

Уникальность литературы состоит в том, что после 1917 г. она разделилась на 3 потока: советская (официальная), русское зарубежье, «задержанная» (неофициальная). Их художественные принципы различны, но темы общие.

Определяли лицо литературы поэты серебряного века.

Есть 2 основные тенденции, задававшие тон литературы с самой революции.

    С начала 1920-х гг. начинается культурное самообеднение России. 1921 г. – очень знаковый год: умирают Блок и Гумилёв. В 1922 г. выходит пятая, последняя, поэтическая книга Ахматовой (в полном составе отдельным изданием). Высылаются из страны поэты и писатели (Цветаева, Ходасевич, Георгий Иванов, Шмелев, Зайцев, Осоргин, Горький (на время)).

В 1922 г. – августовский погром, сигнал к началу массовых гонений на культуру. Закрываются журналы. 1924 г. – закрывается «Русский современник».

1958 г. – исключение Б. Пастернака из Союза писателей.

Очевиден рубежный характер начала 1920-х гг.

Два важных фактора самообеднения:

    Социальный заказ (не синоним административного положения). Речь сначала шла о нужности/ненужности творчества. Н-р: Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, но дальше стал развиваться по своим законам.

Для социального заказа стремились найти наиболее адекватные нормативные формы. Стремление к созданию образца, отправной точки – Фурманов («Железный поток»), Фадеев («Разгром»). Это были образцы того, как надо писать в 1920-е гг.

Но социальный заказ был и большим ограничением развития литературы.

Важно было четко противопоставить «они» и «мы». Либо высказаться против врагов новой власти, либо проявить лояльность к ней самой. Были предложены настоятельно рекомендуемые темы (недавнее прошлое и современность). Уход от этих тем стал восприниматься как саботаж. Появилось требование доступности (непременной обращенности не к читателю, воспитанному на классической литературе, а к читателю, до этого вообще не являвшимся им).

Зощенко – жанр сказа (соблюдение всех трех условий).

    Укоренение темы Сталина в литературе. Культовый синдром – вообще важный признак советской литературы и массового сознания. Пастернак видел в Сталине воплощение всемирной исторической энергии.

Молодой Булгаков пишет пьесу о молодости Сталина.

Все эти произведения писались добровольно. Но: Мандельштам был вынужден написать оду Сталину; Ахматова ради спасения сына в 1950 г. пишет цикл «Слава миру».

3 ветви РЛ объединяет не только их принадлежность русской литературе, но и то, что все они новаторские. Это новая литература, литература ХХ в. не только по времени создания. Она разнообразнее классики 19 в.

Главный вопрос советской литературы – об отношении нового искусства к новой действительности. Как соединить художественное мышление с практическим жизнетворчеством? Поиски ответа на этот вопрос заняли все 1920-е и отчасти 1930-е гг. Ответы были разные, появились группировки. Основной признак времени – существование и борьба многочисленных группировок.

Наиболее крупным и влиятельным объединением был Пролеткульт (1917-20). Утверждал необходимость создания искусства особого, пролетарского, которое было бы изолировано от культурного опыта и традиций. Они считали, что подлинные пролетарские произведения могут создаваться только подлинным пролетарским писателем (важно было происхождение). Но приоритет этого искусства утверждался агрессивно, они не признавали другой точки зрения.

Идеи Пролеткульта подхватила группировка под названием «Кузница» (1920-22) – более умеренная группировка пролетарских писателей, в основном поэты-романтики. Они тоже были против большевиков, критиковали НЭП (предательство мировой революции).

В 1922 возникает еще одна группа пролетарских писателей – «Октябрь». Именно с нее начинается история самого жестокого для РЛ направления – РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) (1924-32). РАПП учитывала просчеты предшественников и всячески подчеркивала преданность делу большевиков, при этом не отрицая возможность учебы у классиков. На абсолютное лидерство РАПП не претендовала. Лидеры РАППа: Лев Авербах (критик), писатели А. Фадеев, Ю. Лебединский, В. Киршон. Они боролись за классовую чистоту искусства. Они были названы исследователем ХХ в. С.И. Шешуковым «неистовыми ревнителями».

Кроме этих группировок, существовали объединения «попутчиков». Первая – «Серапионовы братья» (цикл новелл Гофмана) (1921-25). Авторы: Лев Лунц, Вениамин Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, М. Зощенко. Симпатизировали революции, но настаивали на свободе творческого выбора.

Еще одна группа – «ЛЕФ» (левый фронт искусства) (1923-28). Связана с именем Маяковского; группировка «Перевал» (1925-32) объединилась вокруг редакции журнала «Красная новь», руководитель – А. Воронский. Позиция ЛЕФа изобиловала мрачными проектами: они хотели превратить социализм в огромный производственный механизм, а человека – в «стандартизированного активиста». Перевальцы противостояли этим взглядам и боролись за гармоничную личность и за право писателя быть самим собой, за право выбора.

Эти споры заняли все культурное пространство 1920-х гг.

В конце 1920-х гг. в России была цензура. Начались гонения. Первые две акции коснулись Пильняка и Замятина. Эти кампании должны были продемонстрировать должную линию поведению.

Писатели протестовали: Горький, Платонов, Ю. Олеша, Булгаков и т.д. Пытались защитить творческую линию поведения и преследуемых писателей.

Все попытки предостеречь общество были обречены на поражение, т.к. цели были поставлены, и их нужно было осуществить.

В 1932 г. все литературные группировки должны были прекратить свое существование. Началась подготовка к первому съезду российских писателей, который состоялся в 1934 г. под предводительством Горького. Вся советская литература была объединена в Союз писателей. Были приняты программа, устав. Социалистический реализм – единственный возможный метод изображения жизни. Соцреализм - это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Сюда входили исторический оптимизм, народность, партийность – основы нового метода.

После возникновения и утверждения соцреализма нужно было найти программное произведение. Им был объявлен роман Горького «Мать», и Горький был объявлен основоположником соцреализма.

С начала 1930-х гг. соцреализм стал превращаться в откровенный нормативизм, иллюстрирование политических лозунгов.

В конце 1980-х гг. одна из основных дискуссий – о том, кого сегодня считать классиками. Пытались даже дать определение классика. Бочаров: классиком можно признать писателя с «развитым эпичным мировидением», создавшего «целостный и объемный художественный мир». Но оно привело к отсутствию 2/3 корпуса русской литературы.

Открывается много новых журналов: «Красная новь», «Печать и революция», «Молодая гвардия», «На посту», «Новый мир»... Возникает много литературных объединений: имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты,

Рабочие, красноармейцы, крестьяне, политработники стремятся в литературе рассказать о пережитых ими революции и гражданской войне.

В середине 20х гг завершается размежевание писателей, начавших свою деятельность до 19 года. Одни принимают новую власть и идут на сотрудничество с ней (Серафимович, Маяковский, Брюсов). Другие занимают непримиримую враждебную позицию и покидают Россию (Мережковский, Гиппиус, Ходасевич). Замятин пытался работать в новых условиях, но в 31 году пришлось эмигрировать. А.Толстой уехал в 19 году, но вернулся через несколько лет. С середины 20х снижается видимая творческая активность Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Хлебникова, Пастернака, Клюева, Орешина. В 1925 г. Было принято постановление «О политике партии и области художественной литературы», в результате которого возникли жёсткие идеологические ограничения.

К середине 20х гг определяются 3 основные противоборствующие силы: РАПП, «Перевал» и попутчики.

Российская Ассоциация Пролетарских Писателей ориентируется на творчество писателей-рабочих, массовая организация. Вульгарный социологизм и догматизм, зазнайство и высокомерие. Попутчики – писатели, сотрудничавшие с новой властью, но не выходцы из пролетарских и крестьянских слоёв и «не овладевшие коммунистической идеологией»

«Перевал». Глава – Воронский. Понимание новой худ. Литературы как наследницы лучших традиций русской и мировой словесности. Объективное худ. Воспроизведение действительности, гуманизм, важность интуиции в творческом процессе,Главный объект внимания – события революции и гражданской войны.

Активность во всех видах и жанрах творчества. Поиск новых путей и форм. Многообразие выразительных и изобразительных средств. Время «великого эксперимента».

На грани между реализмом и натурализмом. Использование гротеска и фантастики. Сильная лирико-романтическая стихия. Модернистские тенденции. Возрождается жанр антиутопии. Новые тенденции: замена «я» на «мы», на первом плане – изображение народных масс. Анализ взаимоотношений героя и массы. На второй план отходит внутренний мир персонажа. Деформируется духовная жизнь: ограничение свободы вероисповедания, преследование инакомыслящих, террор, пренебрежение гуманистическими ценностями, оправдание жестокости. В прозе наибольший расцвет у повести, рассказа, очерка (малые формы), начало работы над романами-эпопеями.

В драматургии сочетаются психологизм, гротеск, патетика и лирика.

В начале 30х гг основным методом объявлен соцреализм. Критика лирико-романтического начала в литературе.

Двойные стандарты в оценке литературы: истинная, традиционная, эстетическая и мнимая, приспособленная к сиюминутным идеологическим требованиям.

К началу 30х гг остаётся небольшое количество группировок. 34 г. - Всесоюзный съезд советских писателей. Провозглашает соцреализм основным методом литературы. Ориентация на социологическое освещение действительности. Оскудевает диапазон изобразительно-выразительных средств. Процесс усреднения языка. Исчезают лирика, сатира, фантастика. В 30 х гг преобладает эпическое начало во всех видах творчества, тяга к крупномасштабным полотнам. Активизация очерковой литературы и публицистики. «Основной герой книг» - труд, развитие «производственных жанров». Развивается жанр массовой песни. Развивается повесть в стихах, сюжетная эпическая поэма.

После 17 года литература разделилась на 3 потока:

    Литература советская

    Литература русского зарубежья

    Литература задержанная

2 основные тенденции: 1)усиливается культурное самообеднение России (21 год – умирает Блок, расстрелян Гумилев. В 22 г. выходит последняя книга Ахматовой. Высылаются из страны интеллигенты: Цветаева, Ходасевич, Иванов и др. Первый культурный погром – закрываются журналы). 2)рубежный характер.

Факторы 1: социальный заказ – ощущение нужности/ненужности творчества – стремление к созданию образца. Важно было противопоставить ОНИ и МЫ, высказываться против врагов новой власти или лояльное отношение к самой новой власти. Были предлагаемые темы. Требование доступности (н: Зощенко).

2: укоренение темы Сталина в литературе (н: Пастернак, Зощенко, Булгаков).

Это литература новаторская.

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства (например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: "Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего"). Причины возникновения многочисленных и разнохарактерных литературных групп: обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые.

1917 – 20-е гг. – пролеткульт: утверждал необходимость создания пролетарского искусства. Только пролетарский писатель может создать пролетарское искусство.

Кузница (20 – 22 гг.) – более умеренная группа писателей. Критиковали большевиков за НЭП.

Октябрь (22 г.) → начинается направление РАПП (24 – 32 гг.) – подчеркивал преданность к большевикам, но учился у классиков. Лидер: Лев Авербах + А.Фадеев, Ю.Лебединский, В.Кершон. РАПП - росс, ассоциация пролетарских писателей (возникла в 1922 г). А Серафимович, и Елохов (хотя он там не работал), историки л-ры 20-х годов, критики: Авербах Л., Милевич Г., Лебединский Ю., прозаики: А. Веселый, А. Соколов, А. А. Фадеев, Д. Фурманов; поэты: Жаров А„ Безыменский А., Дорокойченко А. При журнале «Молодая гвардия». В 23-м году - «октябрь», «На посту» (с 1923 - «На лит. посту»). Задача - охрана границ пролетарской культуры. Пролетарскую культуру создают пролетарии по происхождению и образу жизни. Придумали деление л-ры на крестьянскую, пролетарскую и интеллигентную («попутчики» - те, кто » стоят твердо на платформе сов. власти). Глав, деят-ть - вербовка в свои ряды новых писателей, врагов и мишеней (с которыми велась борьба).

Попутчики: Серапионовы братья (21-25 гг.) (серапионы) – Л.Лунц, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко. Настаивали на свободе творческого выбора.

ЛЕФ (Левый фронт искусства) (23 – 28 гг.) – входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки, вызывавшие большой интерес у писателей-лефовцев, кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов (Эсфирь Шубб -?), художники: Роченко, Лавинский, Степанова. Журнал «Новый ЛЕФ». Действенного революц. ис-ва, о внедрении ис-ва в повседневную жизнь нового гос-ва Ис-во должно выполнять ряд сугубо практич. задач. Эмоц. воздействия на аудиторию - для выполнения задач. Лефовцы настаивали на том, чтобы в новом гос-ве использовалось все лучшее. Все новаторские идеи должны быть исполнены. ЛЕФ основали много качественных, но курьезных текстов (на заказ) - дл: ввода людей в рабочее состояние. Считали, что психологич. проза уводит в мир ненужных фантазий. Проза должна быть короткой. В кон. 20-х гг. гос-во пошло против ЛЕФа- все достигается авралом, а не научной организацией труда

Перевал (25 – 32 гг.) – вокруг журнала «Красеая новь». Алексей Варонский.

Группа ЛЦК - отпочковались (конструктивисты). Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разработка новых приемов л-ры; л-ра должна стать летописцем эпохи, должна запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). В 30-м году группа прекратила существовать как завершившая свою задачу.

32 г. – все литературные группировки были распущены. Подготовка к первому съезду советских писателей (34 г.) под предводительством Горького => общий союз писателей (социальный реализм – метод изображения жизни). Роман Горького «Мать» стал первым.

Начало 30-х гг. – соц.реализм → нормативизм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выборгский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Особенности развития литературы в 1920-1940-е годы

Выполнил курсант 61 группы

Шибков Максим

Выборг 2014 г.

Введение

Литература первых послереволюционных лет

Советская литература 1930-х годов

Литература периода Великой Отечественной войны

Развитие литературы в послевоенные годы

Заключение

Список литературы

Введение

1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы.

С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе.

С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.

Литература первых послереволюционных лет

В постреволюционной России существовало и действовало огромное количество различных групп и ассоциаций деятелей культуры. В начале 20-х годов насчитывалось около тридцати объединений в области литературы. Все они стремились найти новые формы и методы литературного творчества.

Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья», пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский и др.

Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговой и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмов, жаргон и т.д), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности.

Поэты группы «Кузница» широко использовали поэтику символистов и церковно-славянскую лексику.

Однако не все писатели входили в какие то ни было объединения, и реальный литературный процесс был богаче, шире и разнообразнее, чем это определялось рамками литературных группировок.

В первые годы после революции сформировалась линия революционного художественного авангарда. Всех объединяла идея революционного преображения действительности. Был образован Пролеткульт - культурно-просветительская и литературно-художественная организация, ставившая своей целью создание новой, пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата.

После Октябрьской революции в 1918 г. А.Блок создал свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

В 20-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла сатира. В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. Основные тенденции у всех авторов были едины - разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов; высмеивание бюрократического крючкотворства и т.д.

Сатира была излюбленным жанром В.Маяковского. Через этот жанр он критиковал чиновников и мещанинов: стихотворения «О дряни»(1921), «Прозаседавшиеся»(1922). Своеобразным итогом работы Маяковского в области сатиры стали комедии «Клоп» и «Баня».

Очень значимым в эти годы было творчество С.Есенина. В 1925 г. Вышел сборник «Русь советская» - своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая». Также в этом же году была написана поэма «Анна Снегина».

В 20-30-е годы выходят известные произведения Б.Пастернака: сборник стихов «Темы и вариации», роман в стихах «Спектаторский», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмитд», цикл стихотворений «Высокая болезнь» и книга «Охранная грамота».

Советская литература 1930-х годов

В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев, О.Мандельштам, П.Васильев, Б.Корнилов; прозаики С.Клычков, И.Бабель, И.Катаев, публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.Воронский, арестовывались Н.Заболоцкий, А.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и десятки других писателей.

Не менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы на писателей, которые обрекались на многолетнее молчание. Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова, вернувшуюся из эмиграции М.Цветаеву, А.Крученых, частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.

С конца 20-х годов между Россией и остальным миром установился «железный занавес», и советские писатели теперь не посещали зарубежные страны.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР.

Выступая на съезде, М.Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

Важнейшими принципами в соцреализме стали партийность (предвзятую трактовка фактов) и народность (выражение идей и интересов народа) литературы.

С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жестокой регламентации и контроля. Многообразие сменилось единообразием. Создание Союза советских писателей окончательно превратило литературу в одну из областей идеологии.

Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).

Выдающимся создателем философской прозы был Михаил Пришвин, автор повести «Жень-шень», цикла философских миниатюр.

Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М.Шолохова «Тихий Дон» и А.Толстого «Хождение по мукам».

Особую роль в 30-е годы играла детская книга.

литература советская послереволюционная

Литература периода Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый этап в развитии литературы. Так же как и после революции, в годы Великой Отечественной войны невозможно было писать ни о чем ином, кроме того, что происходило в жизни страны. Основной пафос всего советского искусства времен Великой Отечественной войны - героизм народной освободительной войны и ненависть к захватчикам. Война на какое-то время вернула русской литературе ее былое многообразие. Вновь зазвучали голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Пришвина.

В начале войны основной идеей художественных произведений была ненависть к врагу, затем была поднята проблема гуманизма (М.Пришвин «Повесть нашего времени»).

Ближе к концу войны и в первые послевоенные годы стали появляться произведения, в которых предпринималась попытка осмыслить подвиг народа («Слово о России» М.Исаковского, «Рубежи радости» А.Суркова). Трагедия семьи в войне стала содержанием до сих пор недооцененной поэмы А.Твардовского «Дом у дороги» и рассказа А.Платонова «Возвращение», подвергнутого жестокой и несправедливой критике сразу после его публикации в 1946 году.

Развитие литературы в послевоенные годы

Период конца 1940-х - начала 1950-х годов стал временем борьбы с инакомыслием, что значительно обедняло культурную жизнь страны. Последовал целый ряд идеологических партийных постановлений.

Значимым явлением литературы советского времени стало активное развитие литературного творчества народов СССР. Так, влияние на развитие литературы того времени оказало творчество татарского поэта Мусы Джалиля.

Наиболее значимым жанром советской прозы был жанр романа, традиционный для русской литературы. В соответствии с установками соцреализма главное внимание уделялось социальным истокам действительности. Поэтому решающим фактором в жизни человека в изображении советских романистов стал общественный труд.

В 1930-е годы в литературе обострился интерес к истории, увеличилось количество исторических романов и повестей. Движущей силой истории считалась классовая борьба, а вся история человечества рассматривалась как смена общественно-экономических формаций. Героем исторических романов этого времени был народ как единое целое, народ - творец истории.

Проза и поэзия

Ведущими жанрами эпоса в военное время стали очерк, рассказ, т.е. малые эпические формы. Важное значение приобрела публицистическая литература.

Развитие поэзии в 1920-1940-е годы подчинялось тем же законам, что и развитие всей литературы в целом. В первые послевоенные годы сохранялась полифония Серебрянного века, т.е. господство лирических форм. Очень сильны были тенденции пролетарского искусства (группа Кузница). В 1919 году с изложением принципов имажинизма выступили С.А.Есенин, Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др. Они утверждали, что противостояние искусства и государства неизбежно. Близок по духу многим российским поэтам, особенно поэтам-эмигрантам, в частности Марине Цветаевой, был один из крупнейших австрийских поэтов Райнер Мария Рильке (1875-1926).

В 30-е годы многообразные группировки были упразднены, и в поэзии стала преобладающей эстетика социалистического реализма.

В годы войны бурно развивалась лирика. Необычайно популярны были стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»), А.А.Суркова («Землянка»), А.А. Ахматовой («Мужество»). Очень характерной для того времени является судьба поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Он вместе с Н.Гумилевым, С.Городецким, В.Нарбутом и другими входил в объединение «Цех Поэтов» - школу акмеистов. О.Э. Мандельштам - поэт эволюционного типа. Для раннего творчества поэта характерно стремление к ясности, четкости, гармоничности выражения. Исследователи называют поэтику Мандельштама ассоциативной. Образы, слова вызывают ассоциации, которые помогают понять смысл стихотворения. Главная особенность его поэзии - ее самобытность, новаторство, открытие новых возможностей поэтического языка.

Драматургия и киноискусство

В начале 1920-х годов драматургия как таковая почти не развивалась. На сценах театров ставились классические пьесы. Советские пьесы начали создаваться лишь со второй половины 1920-х годов.

В 1930-е годы в развитии драматургии, как и всего советского искусства, преобладала тяга к монументальности.

Очень важной для культурной ситуации периода Великой Отечественной войны оказалась именно драма. В первые месяцы войны появилось несколько пьес, посвященных военной проблематику («Война» В.Ставского, «Навстречу» К.Тернева и др.). В 1942-1943 годах появились лучшие произведения того времени - «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, которые оказали влияние не только на культурную, но и общественную ситуацию.

Развитие киноискусства определило появление и развитие не существовавшего ранее вида литературно-кинематографического творчества - кинодраматургии. Она создает, разрабатывает и фиксирует свои сюжеты (или перерабатывает ранее созданные) в соответствии с задачами их экранного воплощения. Крупнейшим советским кинодраматургом и теоретиком был Н.А.Зархи, который добился сочетания литературной традиции и экранных возможностей.

Заключение

Период 1920-х - 1940-х годов был тяжелым для развития литературы. Жесткая цензура, «железный занавес», однообразность - все это отразилось на развитии не только советской литературы, но и советского искусства в целом. Из-за проводимой политики в стране многие писатели несколько лет молчали, многие были репрессированы. Эти годы принесли такие литературные направления как акмеизм, имажинизм, социалистический реализм. Также, благодаря поэтам-фронтовикам и прозаикам, мы узнаем истинный дух русского народа, его единство в борьбе с общим врагом - немецко-фашистскими захватчиками.

Список литературы

1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих средних профессиональных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 656 с.

2. http://античный-мир.рф/fo/pisateli/10_y/ind.php?id=975

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественная литература периода тоталитаризма. Великая Отечественная война в истории отечественной литературы. Советская литература в период "оттепели" и "застоя". Отечественная литература и "перестройка". Ослабление цензуры, реабилитация диссидентов.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2015

    Литература периода Великой Отечественной войны, условия ее развития. Основные принципы военной прозы. Положение литературы в послевоенное время. Поэзия как ведущий жанр литературы. Эпические приемы создания образа. Сюжетно-повествовательная поэма.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. Стихотворная публицистика, как наиболее развитая и широко распространенная разновидность литературной работы в период военных действий.

    реферат , добавлен 02.03.2011

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Исследование проблем издания художественной литературы в годы Великой Отечественной войны. Решение о перебазировании научных учреждений на восток. Война через страницы писателей. Мужество и любовь в сердце солдата. Тема любви в песенном творчестве.

    реферат , добавлен 12.08.2013

    Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Американская художественная литература о женщинах в период Гражданской войны в США. Повседневная жизнь солдат и мирного населения в условиях Гражданской войны в США в отражении художественной литературы. Медицина эпохи Гражданской войны в Америке.

Раздел 1. Литература. Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов

Задания для оценки У5, У10, У11, У13 ; З1, З6, З7, З9 ; ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ОК8 :

1) Самостоятельная работа №22 . «М.И. Цветаева(1892-1941)»

Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада):


  • «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников»,

  • «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов»,

  • «М.И. Цветаева и А.А. Ахматова»,

  • « М.И. Цветаева - драматург».
2) Самостоятельная работа №23 . «М.А. Булгаков(1891-1940)»

1. Организовать выставку: «Фотографии писателя».

2. Подобрать иллюстрации русских художников к произведениям М.А. Булгакова.

3. Подобрать фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В. Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко)

3) Самостоятельная работа №24 . «А.Н. Толстой(1883-1945)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Экранизация произведения.

2. Фрагменты из кинофильмов «Юность Петра», «В начале славных дел», В. Скотт. «Айвенго».

4) Самостоятельная работа №25 . «М.А. Шолохов (1905-1984)»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада:

«Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».

Раздел 2. Русский язык . Морфология и орфография. Служебные части речи

Задания для оценки У10; З4, З5 ; ОК3, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9:

1) Практическое занятие №18 . «Предлог как часть речи»

Задания на выполнение:

Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант.

Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.

Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка.

За месяц, что я там (на новой работе. - Сост.) продержалась, работницы без конца менялись. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка. - Сост.) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли. Сразу по приезду (Чичикова. - Сост.) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших - «мертвых душ».

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит правописание и употребление предлогов?

2) Практическое занятие №19 . «Союз как часть речи»

Задания на выполнение:

1. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.

(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»

2. Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. При списывании укажите границы предложений в составе сложного.

1. Огонь в лампе дрыгнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.

2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.

3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.

4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.

5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит правописание и употребление союзов?

3) Практическое занятие №20 . «Частица как часть речи»

Задания на выполнение:

Прочитайте и объясните слитное и раздельное написание не.

1) Явно было, что старика огорчало пренебрежение Печорина. (Л.) 2) Матушка старалась возвратить ему [старику Гриневу] бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения. (П.) 3) Голос у него был неприятный. (Т.) 4) Не везение способствует успеху, а труд и упорство. 5) Большая неуклюжая коляска медленно съехала с шоссе на плац. (Купр.) 6)Мой попутчик – человек не разговорчивый, а весьма замкнутый. Лицо у него довольно невыразительное, бесцветное. Рост далеко не высокий. 7) Совсем неглупые, серые, холодные глаза выглядывают из-под его рыжих бровей. (Пришв.) 8) Он оказался хозяином никуда не годным. (Вер). 9) Захар неопрятен. Он бреется редко. Он неловок. (Гонч.) 10)Не дорого начало, а похвален конец. (Посл.) 11) Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Посл.) 12) Её небольшой, но чистый голосок так и помчался по зеркалу пруда. (Т.) 13) Женщина эта была не молода, но следы строгой величавой красоты остались. (Герц.)

Контрольные вопросы:

1. От чего зависит употребление частиц?

Раздел 1. Литература. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Задания для оценки У12, У13 ; З6, З7, З8 ; ОК1, ОК2, ОК4, ОК7, ОК8 :

1) Самостоятельная работа №26 . «А.А. Ахматова (1889-1966)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Исследование и подготовка реферата:


  • «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»;

  • «Трагедия “стомиллионного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”».
2. Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой.

3. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору обучающихся).

Раздел 2. Русский язык . Синтаксис и пунктуация

Задания для оценки У7; З3 ; ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9:

1) Практическое занятие №21 . «Основные единицы синтаксиса»

Задания на выполнение:

Выписать из предложения все возможные словосочетания, дать характеристику словосочетаниям, сделать синтаксический разбор предложения :

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?

Контрольные вопросы:

1. Сравните: словосочетание и предложение.

2. Назовите виды связи слов в словосочетании.

2) Практическое занятие №22 . «Осложнённое простое предложение»

Задания на выполнение:

1. Укажите верную синтаксическую характеристику предложений.

Я легко полез через изгородь и пошел по еловым иглам покрывавшим землю. (А.П. Чехов) Левин расправился и вздохнув оглянулся. (Л.Н. Толстой) Положив острый подбородок на кулак скорчившись на табуретке и поджав одну ногу под себя Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов гигантских домов и маленьких обреченных на слом лачужек. (М.А. Булгаков):

а) предложение осложнено обособленным определением;

б) предложение осложнено обособленным обстоятельством;

в) предложение осложнено вводными словами;

г) предложение осложнено однородными членами.

2. Укажите предложения, осложненные обособленными определениями.

а) Исписанные Иваном листки сдутые налетевшим в комнату ветром валялись на полу. (М. Булгаков)

б) Они смотрели на повернутые на запад окна. (М. Булгаков)

в) Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию. (Л. Леонов)

г) Темно коричневая шерсть нежная блестящая мягкая очень красила олененка.

3. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.

а) Ему было очень хорошо несмотря на катившийся градом пот. (Л.Н. Толстой)

б) Таково состояние души человека увидевшего осенний праздник света и тишины. (В. Песков)

в) Несмотря на большое количество луж мы не промочили ноги.

г) Где то на речке кричали ребятишки купавшиеся спозаранку. (Ю. Бондарев)

4. Укажите предложения, осложненные вводными словами.

а) Неподвижный воздух казалось был наполнен какой то прозрачной пылью. (Л.Н. Толстой)

б) Старик Колиной улыбки не заметил а то бы конечно обиделся. (К.Г. Паустовский)

в) Скоро, однако, лес поредел.

г) Он все понимал однако ничего не делал.

5. Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными противительными союзами.

а) Сентябрь был тихий теплый и на счастье без дождей.

б) Нет не поднимали целину на войне а начиняли минами. (В. Лидин)

в) В воздухе пахло и травой и туманом одним словом ранним туманным утром. (Л.Н. Толстой)

г) Вновь прибывшие тоже согласились с принятой резолюцией.

6. Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными разделительными союзами.

а) Мы то кричали то свистели.

б) Спектакль по пьесе Ю.К. Олеши «Нищий или смерть Занда» мне очень понравился.

в) Все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка или конфетку или орешек. (Н. Гоголь)

г) За стеной кто- то не то смеялся не то плакал.

7. Укажите предложения, осложненные обособленными уточняющими членами предложения.

а) Азазелло расставшись со своим привычным нарядом то есть пиджаком котелком и лакированными туфлями стоял неподвижно. (М. Булгаков)

б) Каждое утро еще до восхода солнца Яков Лукич Островнов накинув на плечи заношенный брезентовый плащ выходил на хутор любоваться хлебами. (М. Шолохов)

в) Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную… (Н.А. Некрасов)

г) Это произошло зимой незадолго до Нового года.

8. Укажите предложения с обособленными приложениями.

а) Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва».

б) Таким героем является Тихон Шербатый самый полезный человек в отряде Денисова.

в) Рассказ А.П. Чехова о собаке Каштанке трогает сердца читателей.

г) Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. (И.С. Тургенев)

Контрольные вопросы:

1. Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место, значение, ...) осложнения простых предложений однородными и обособленными членами предложения, уточняющими членами предложения.

3) Практическое занятие №23 . «Сложное предложение»

Задания на выполнение:

Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.

Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтаный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню <...> В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).

Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В августе). Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).

Контрольные вопросы:

1. Чем вызвана необходимость использования сложноподчинённых и сложносочиненных предложений?

2. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами.

4) Практическое занятие №24 . «Бессоюзные сложные предложения»

Задания на выполнение:

Найти бессоюзные сложные предложения в тексте.

Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.

Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.

Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.

1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила?

2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.

3. Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста.

4. Определите тему текста.

5. В первом предложения текста найдите страдательное причастие.

6. Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение?

Раздел 1. Литература. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Задания для оценки У4, У5, У13, У16 ; З1, З6, З7, З9 ; ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 :

1) Самостоятельная работа №27 . «Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века»

Задание для самостоятельной работы:


  • «Развитие литературы 1950-1980х годов в контексте культуры»;

  • «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».
2) Самостоятельная работа №28 . «Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980х годов»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Развитие автобиографической прозы в творчестве К. Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору);

  • «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору);

  • «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя);

  • «Отсутствие деклараций, простота, ясность - художественные принципы В. Шаламова»;

  • «Жанровое своеобразие произведений В. Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»;

  • «Художественное своеобразие прозы В. Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»;

  • «Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».
3) Самостоятельная работа №29 . «Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980х годов»

Задания для самостоятельной работы:


  • «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»;

  • «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».
2. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору обучающихся).

4) Самостоятельная работа №30 . «Особенности драматургии 1950-1980х годов»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • О жизни и творчестве одного из драматургов 1950-1980х годов (автор по выбору);

  • «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950-1980х годов» (автор по выбору).
5) Самостоятельная работа №31 . «А.Т. Твардовский (1910-1971)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков»,

  • «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского».
2. Наизусть Два-три стихотворения (по выбору обучающихся).

6) Самостоятельная работа №32 . «А.И. Солженицын (1918-2008)»

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Своеобразие языка Солженицына-публициста»;

  • «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».
7) Самостоятельная работа №33

Задание для самостоятельной работы:

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»;

  • «История: три волны русской эмиграции»
8) Самостоятельная работа №34 . «Русское литературное зарубежье 1920-1990х годов (три волны эмиграции)»

Задания для самостоятельной работы:

1. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата):


  • «Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХ I века»;

  • «Фантастика в современной литературе».
2. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся).

3.3 Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляется с использованием следующих форм и методов:


  • метод устного контроля (беседа);

  • тестирование;

  • наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы;

  • выполнение исследовательской творческой работы;

  • анализ полноты, качества, достоверности, логичности изложения найденной информации;

  • рефераты, сообщения, доклады.
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение экзамена.
I ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

Задания, ориентированные на проверку освоения знаний и умений, направленных на освоение дисциплины в целом

Структура билета:


  1. Вопрос (теоретический).

  2. Анализ текста.

  3. Сочинение-рассуждение/стихотворение наизусть и анализ данного стихотворения.

Инструкция для обучающихся:

Внимательно прочитайте задание.

Время на подготовку и выполнение задания 180 мин.

Билет 1

1. Расскажите о русском языке в современном мире

2. Анализ текста.

1.

2.

3. Определите тему текста.

5. Определите стиль текста.

7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

У нас в Р..сси.. так много чудес(?)ных названий рек озер сел и городов что можно при..ти в восх..щение. Одно из самых точных и п..этич..ских названий пр..надлежит крошечной речк.. Вертушинке вьощ..йся по дну лесистых оврагов в Московской области (не) вд..леке от города Рузы. Вертушинка все время вертит(?)ся как его шныря..т журчит бормоч..т звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы тихонько нап..вает разговаривает сама с собой пр..шепетывает и несет по хр..щ..ватому дну очень прозрачную воду... Названия это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особе(н, нн)остях быта. Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней (не) обходимости следует делать это прежде всего грамотно, (со) знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия пр..вращаются в словесный мусор, ра(с, сс)адник дурного вкуса и обл..чают (не) вежество тех кто их придумывает. (К. Паустовский.)

1. Раскройте тему: «Язык и речь»

2. Текст для анализа.

1. Выразительно прочитайте текст

2. Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

1917 год потряс основы политической, идеологической и культурной жизни, поставил перед обществом новые задачи, главная из которых — призыв разрушить «до основанья» старый мир и на пустыре строить новый. Произошло размежевание писателей на преданных социалистическим идеалам и их противников. Певцами революции стали А. Серафимович (роман «Железный поток»), Д. Фурманов (роман «Чапаев»), В. Маяковский (стихотворения «Левый марш» и поэмы «150000000», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), А. Малышкин (повесть «Падение “Дайра”»). Некоторые литераторы заняли позицию «внутренних эмигрантов» (А. Ахматова, Н. Гумилев, Ф. Сологуб, Е. Замятин и др.). Были изгнаны из страны или добровольно эмигрировали Л. Андреев, И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Ходасевич. Длительное время находился за границей М. Горький.

Новый человек, по убеждению многих сторонников строительства новой жизни, должен быть коллективным, читатель — тоже, а искусство должно говорить языком масс. Человека из массы приветствовали А. Блок, А. Белый, В. Маяковский, В. Брюсов, В. Хлебников и другие писатели. Д. Мережковский, А. Толстой, А Куприн, И. Бунин занимали противоположную позицию («Окаянные дни» (1918—1919) И. Бунина, письма В. Короленко А. Луначарскому). В начале «новой эпохи» умер А. Блок, был расстрелял Н. Гумилев, эмигрировал М. Горький, Е. Замятин написал статью «Я боюсь» (1921) о том, что у писателей отбирают последнее — свободу творчества.

В 1918 году были ликвидированы независимые издания, в июле 1922 года был создан Главлит — институт цензуры. Осенью 1922 года два парохода с русской интеллигенцией, противостоящей новой власти, были депортированы из России в Германию. Среди пассажиров оказались философы — Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Ф. Степун, писатели — В. Ирецкий, Н. Волковысский, И. Матусевич и др.
Основная проблема, вставшая перед писателями метрополии после Октябрьской революции, заключалась в том, как и для кого писать. О чем писать, было ясно: о революции и Гражданской войне, социалистическом строительстве, советском патриотизме людей, новых отношениях между ними, о будущем справедливом обществе. Как писать — ответ на этот вопрос должны были дать сами писатели, объединившиеся в несколько организаций и групп.

Организации и группы

«Пролеткульт » (теоретик объединения — философ, политик, врач А. Богданов) был массовой литературной организацией, представлял сторонников социалистического по содержанию искусства, издавал журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др. Его представители — поэты «от станка» В. Александровский, М. Герасимов, B. Казин, Н. Полетаев и другие — создавали поэзию обезличенную, коллективистскую, машинно-индустриальную, представляли себя представителями пролетариата, трудящихся масс, победителями во вселенском масштабе, «несметными легионами труда», в груди которых горит «пожар восстаний» (В. Кириллов. «Мы»).

Новокрестьянская поэзия не была объединена в отдельную организацию. С. Клычков, А. Ширяевец, Н. Клюев, C. Есенин считали основой искусства нового времени фольклор, традиционную крестьянскую культуру, ростки которой — в деревне, а не в индустриальном городе, уважительно относились к русской истории, были романтиками, как и пролеткультовцы, но «с крестьянским уклоном».

«Неистовыми ревнителями» пролетарского искусства, по словам литературоведа, автора книги с одноименным названием, С. Шешукова, проявили себя члены литературной организации РАПП («Российская ассоциация пролетарских писателей»), созданной в январе 1925 года. Г. Лелевич, С. Родов, Б. Волин, Л. Авербах, А. Фадеев отстаивали идеологически чистое, пролетарское искусство, превратили литературную борьбу в политическую.

Группа «Перевал » сложилась в середине 1920-х годов (теоретики Д. Горбов и А. Лежнев) вокруг журнала «Красная новь», возглавлявшегося большевиком А. Воронским, отстаивала принципы интуитивного искусства, его многообразие.

Группа «Серапионовы братья » (В. Иванов, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов, М. Слонимский и др.) возникла в 1921 году в Ленинграде. Ее теоретиком и критиком был Л. Лунц, а учителем — Е. Замятин. Члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики.

Кратковременной была деятельность «Левого фронта ». Главными фигурами «ЛЕФа» («Левого фронта», с 1923 года) становятся бывшие футуристы, оставшиеся в России, и среди них — В. Маяковский. Члены группы отстаивали принципы революционного по содержанию и новаторского по форме искусства.

Поэзия 1920-х годов

В 1920-е годы традиции реалистического искусства продолжали поддерживать многие поэты, но уже основываясь на новой, революционной тематике и идеологии. Д. Бедный (наст. Ефим Придворов) был автором многих агитационных стихов, ставших, подобно «Пруводам», песнями, частушками.

Революционно-романтическая поэзия в 1920-х — начале 1930-х годов была представлена Н. Тихоновым (сборники «Орда» и «Брага» — оба датируются 1922 годом) и Э. Багрицким — автором искренней лирики и поэмы «Смерть пионерки» (1932). Оба эти поэта в центр лирической и лиро-эпической исповеди поставили активного, мужественного героя, простого, открытого, думающего не только о себе, но и о других, обо всем угнетенном, жаждущем свободы в мире.

Эстафету из рук старших товарищей — певцов героики — приняли комсомольские поэты А. Безыменский, A. Жаров, И. Уткин, М. Светлов — романтики, смотрящие на мир глазами победителей, стремящиеся подарить ему свободу, создавшие «героико-романтический миф о Гражданской войне» (В. Мусатов).

Поэма как жанр давала мастерам возможность расширить образное познание действительности и создать сложные драматические характеры. В 1920-е годы были написаны поэмы «Хорошо! » (1927) В. Маяковского, «Анна Онегина» (1924) С. Есенина, «Девятьсот пятый год» (1925—1926) Б. Пастернака, «Семен Проскаков» (1928) Н. Асеева, «Дума про Опанаса» (1926) Э. Багрицкого. В этих произведениях жизнь показана более многогранно, чем в лирике, герои — психологически сложные натуры, часто стоящие перед выбором: как поступить в экстремальной ситуации. В поэме В. Маяковского «Хорошо! » герой отдает все «голодной стране», которую «полуживую вынянчил», радуется каждому, даже незначительному, успеху советской власти в социалистическом строительстве.

Творчество продолжателей традиций модернистского искусства — А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина, Б. Пастернака и других — представляло собой синтез старого и нового, традиционного и новаторского, реалистического и модернистского, оно отразило сложность и драматизм переходной эпохи.

Проза 1920-х годов

Основная задача советской прозы этого времени состояла в том, чтобы показать исторические перемены, поставить служение долгу выше велений сердца, коллективное начало над личностным. Личность, не растворяясь в нем, становилась воплощением идеи, символом власти, лидером масс, воплощающим силу коллектива.

Большую известность приобрели романы Д. Фурманова «Чапаев» (1923), А Серафимовича «Железный поток» (1924). Авторы создали образы героев — комиссаров в кожаных куртках, решительных, суровых, все отдающих во имя революции. Таковы Кожух и Клычков. Не совсем похож на них легендарный герой Гражданской войны Чапаев, однако политграмоте обучают и его.

Глубже в психологическом отношении раскрываются события и характеры в прозе об интеллигенции и революции в романах В. Вересаева «В тупике» (1920—1923), К. Федина «Города и годы» (1924), А. Фадеева «Разгром» (1927), книге И. Бабеля «Конармия» (1926) и других. В романе «Разгром» комиссар партизанского отряда Левинсон наделен чертами характера человека, готового не только принести в жертву революционной идее личные интересы, интересы корейца, у которого партизаны отбирают свинью и обрекают на голодную смерть семью, но и способного сострадать людям. Полна трагедийных сцен книга И. Бабеля «Конармия».

М. Булгаков в романе «Белая гвардия» (1924) углубляет трагическое начало, показывает разлом и в общественной, и в личной жизни, в финале провозглашая возможность человеческого единения под звездами, призывает людей оценить свои поступки общефилософскими категориями: «Все пройдет. Страдание, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся…».

Драматизм событий 1917—1920 годов отразила как соцреалистическая, так и реалистическая русская литература, придерживающаяся принципа правдивости, в том числе словесное искусство писателей-эмигрантов. Такие художники слова, как И. Шмелев, Е. Чириков, М. Булгаков, М. Шолохов, показывали революцию и войну как всенародную трагедию, а ее лидеров, комиссаров-большевиков, порой представляли «энергичными функционерами» (Б. Пильняк). И. Шмелев, переживший расстрел чекистами сына, уже за границей в 1924 году отдельной книгой издал эпопею (авторское определение, вынесенное в подзаголовок) «Солнце мертвых», переведенную на двенадцать языков народов мира, о крымской трагедии, о невинно убитых (более ста тысяч) большевиками. Его произведение можно считать своеобразным преддверием солженицынского «Архипелага ГУЛАГа».

В 1920-е годы сложилось и сатирическое направление в прозе с соответствующим стилем — лаконичным, броским, обыгрывающим комедийные ситуации, с ироническим подтекстом, с элементами пародирования, как в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова. Писал сатирические очерки, рассказы, зарисовки М. Зощенко.

В романтическом ключе, о любви, о возвышенных чувствах в мире бездушного, рационалистически мыслящего общества написаны произведения А. Грина (А. С. Гриневского) «Алые паруса» (1923), «Блистающий мир» (1923) и «Бегущая по волнам» (1928).

В 1920 году появляется роман-антиутопия «Мы» Е. Замятина, воспринятый современниками как злая карикатура на строящееся большевиками социалистическое и коммунистическое общество. Писатель создал удивительно правдоподобную модель будущего мира, в котором человек не знает ни голода, ни холода, ни противоречий общественного и личного, обрел, наконец, желаемое счастье. Однако этот «идеальный» общественный строй, отмечает писатель, достигнут упразднением свободы: всеобщее счастье здесь создается путем тоталитаризации всех сфер жизни, подавления интеллекта отдельной личности, ее нивелировки, а то и физического уничтожения. Так всеобщее равенство, о котором мечтали утописты всех времен и народов, оборачивается всеобщей усредненностью. Своим романом Е. Замятин предупреждает человечество об угрозе дискредитации личностного начала в жизни.

Общественная ситуация в 1930-е гг.

В 1930-е годы изменилась общественная ситуация — наступила тотальная диктатура государства во всех сферах жизни: был ликвидирован НЭП, усилилась борьба с инакомыслящими. Начался массовый террор против народа великой страны. Были созданы ГУЛАГи, закрепощены крестьяне созданием колхозов. С подобной политикой были не согласны многие писатели. А потому в 1929 году получил три года лагерей В. Шаламов, вновь осужденный на длительный срок и высланный на Колыму. В 1931 году попал в опалу А. Платонов за публикацию повести «Впрок». В 1934 году выслали в Сибирь как неугодного властям Н. Клюева. В этом же году арестовали О. Мандельштама. Но в то же время власть (и лично И. В. Сталин) пыталась задобрить писателей, действуя методом «кнута и пряника»: пригласили из-за границы М. Горького, осыпав его почестями и щедротами, поддержали вернувшегося на родину А. Толстого.

В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», положившее начало полного подчинения литературы государству и партии большевиков, ликвидировавшее все прежние организации и группы. Был создан единый Союз советских писателей (ССП), в 1934 году собравший первый съезд. С идеологическим докладом на съезде выступил А. Жданов, а о деятельности литераторов — М. Горький. Позицию лидера в литературном движении заняло искусство социалистического реализма, проникнутое коммунистическими идеалами, ставящее превыше всего установки государства, партии, славящее героев труда и коммунистов-руководителей.

Проза 1930-х годов

Проза этого времени изображала «бытие как деяние», показывала трудовой созидательный процесс и отдельными штрихами человека в нем (романы «Гидроцентраль» (1931) М. Шагинян и «Время, вперед! » (1932) В. Катаева). Герой в этих произведениях предельно обобщенный, символический, выполняющий функцию строителя новой, спланированной за него жизни.

Достижением литературы данного периода можно назвать создание жанра исторического романа на основе принципов социалистического реализма. В. Шишков в романе «Емельян Пугачев» описывает восстание под руководством Емельяна Пугачева, Ю. Тынянов повествует о декабристах и писателях В. Кюхельбекере и А. Грибоедове («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»), О. Форш воссоздает облики выдающихся революционеров-первопроходцев — М. Вейдемана («Одеты камнем») и А. Радищева («Радищев»). Развитие жанра научно-фантастического романа связано с творчеством А. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира»), Г. Адамова («Тайна двух океанов»), А. Толстого («Гиперболоид инженера Гарина»).

Теме воспитания нового человека посвящен роман А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1933—1934). Образ железного и несгибаемого, верного социалистическим идеалам выходца из самых низов народа Павки Корчагина создал Н. Островский в романе «Как закалялась сталь». Это произведение долгое время было образцом советской литературы, пользовалось успехом у читателей, а его главный герой стал идеалом строителей новой жизни, кумиром молодежи.

В 1920—1930-е годы писатели много внимания уделяли проблеме интеллигенции и революции. Героини из одноименной пьесы К. Тренева Любовь Яровая и Татьяна Берсенева из пьесы Б. Лавренева «Разлом» принимают участие в революционных событиях на стороне большевиков, во имя нового отказываются от личного счастья. Сестры Даша и Катя Булавины, Вадим Рощин из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» к концу произведения прозревают и принимают социалистические перемены в жизни. Некоторые интеллигенты ищут спасения в быту, в любви, в отношениях с близкими, в отстранении от конфликтов эпохи, ставят семейное счастье превыше всего, подобно герою одноименного романа Б. Пастернака Юрию Живаго. Духовные поиски героев А. Толстого и Б. Пастернака резче и ярче обозначены, чем в произведениях с упрощенным конфликтом — «наш — не наш». Герой романа В. Вересаева «В тупике» (1920—1923) так и не примкнул пи к одному из противоборствующих лагерей, покончил с собой, оказавшись в сложной ситуации.

Драматизм борьбы на Дону в период коллективизации показан в романе М. Шолохова «Поднятая целина» (1-я книга — 1932 год). Выполняя социальный заказ, писатель резко размежевал противоборствующие силы (сторонники и противники коллективизации), сконструировал стройный сюжет, вписал в социальные картины бытовые зарисовки, любовные интриги. Заслуга сто, как и в «Тихом Доне», заключается в том, что он драматизировал сюжет до крайности, показал, как «с потом и кровью» рождалась колхозная жизнь.

Что касается «Тихого Дона», то это до настоящего времени непревзойденный образец трагического эпоса, истинной человеческой драмы, показанной на фоне событий, разрушающих веками складывавшиеся устои жизни. Григорий Мелехов — ярчайший образ в мировой литературе. М. Шолохов своим романом достойно завершил поиски советской довоенной прозы, как мог, приблизил ее к действительности, отказавшись от мифов и схем, предлагаемых сталинскими стратегами социалистического строительства.

Поэзия 1930-х годов

Поэзия в 1930-е годы развивалась в нескольких направлениях. Первое направление — репортажное, газетное, очерковое, публицистическое. В. Луговской посетил Среднюю Азию и написал книгу «Большевикам пустыни и весны», А. Безыменский — стихи о Сталинградском тракторном заводе. Я. Смеляков издал книгу «Работа и любовь» (1932), в которой герой слышит ноту любви даже «в качанье истертых станков».

В 1930-е годы писал свои стихи о колхозной деревне М. Исаковский — фольклорные, напевные, потому многие из них стали песнями («И кто его знает... », «Катюша», «Спой мне, спой, Прокошина... » и др.). Благодаря ему вошел в литературу А. Твардовский, писавший об изменениях в деревне, прославивший колхозное строительство в стихах и в поэме «Страна Муравия». Поэзия в 1930-е годы в лице Д. Кедрина раздвигала рамки познания истории. Автор славил труд народа-созидателя в поэмах «Зодчие», «Конь», «Пирамида».

В это же время продолжали творить и другие литераторы, записанные позже в «оппозиционеры», ушедшие в «духовное подполье», — Б. Пастернак (книга «Сестра моя — жизнь»), М. Булгаков (роман «Мастер и Маргарита»), О. Мандельштам (цикл «Воронежские тетради»), А. Ахматова (поэма «Реквием»). За рубежом создавали свои произведения социального, экзистенциального, религиозного характера И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.

После 1917 г. литературный процесс развивайся по трем противоположным и часто почти не пересекающимся направлениям.

Первую ветвь русской литературы XX в. составила советская литература - та, что создавалась в нашей стране, публиковалась и находила выход к читателю. С одной стороны, она показала выдающиеся эстетические явления, принципиально новые художественные формы, с другой - данная ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир и па место человека в нем, что нарушало законы живой литературы, вот почему этап с 1917 г. по начало 1930-х гг. характеризуется борьбой двух противоположных тенденций. Во-первых, это тенденция многовариантного литературного развития, а отсюда - обилие в России в 1920-е гг. группировок, литературных объединений, салонов, групп, федераций как организационного выражения множественности различных эстетических ориентации. Во-вторых, стремление власти, выраженное в культурной политике партии привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Все партийно-государственные решения, посвященные литературе: резолюция ЦК РКП(б) "О Пролеткультах", принятая в декабре 1920 г., постановления от 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы" и от 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" - были направлены на выполнение именно этой задачи. Советская власть стремилась культивировать одну линию в литературе, представленную эстетикой социалистического реализма, как она была обозначена в 1934 г., и не допускать эстетических альтернатив.

Вторая ветвь литературы рассматриваемого периода - литература диаспоры, русского рассеяния. В начале 1920-х гг. Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее национальной трагедией. Это была эмиграция в другие страны миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали - в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде - выдающиеся художественные явления.

Третью ветвь составила "потаенная" литература, созданная художниками, которые не имели возможности или принципиально не хотели публиковать свои произведения. В конце 1980-х гг., когда поток этой литературы хлынет на журнальные страницы, станет ясно, что каждое советское десятилетие богато рукописями, отложенными в стол, отвергнутыми издательствами. Так было с романами А. Платонова "Чевенгур" и "Котлован" в 1930-е гг., с поэмой А. Т. Твардовского "По праву памяти" в 1960-е, повестью "Собачье сердце" М. А. Булгакова в 1920-е. Бывало, что произведение заучивалось наизусть автором и его сподвижниками, как "Реквием" А. А. Ахматовой или поэма "Дороженька" А. И. Солженицына.

Формы литературной жизни в СССР

Полифония литературной жизни в 1920-е гг. на организационном уровне нашла выражение во множественности группировок. Среди них были группы, оставившие заметный след в истории литературы ("Серапионовы братья", "Перевал", ЛЕФ, РАПП), но были и однодневки, появившиеся, чтобы выкрикнуть свои манифесты и исчезнуть, например группа "ничевоков" ("Группа - три трупа" - иронизировал по этому поводу И. И. Маяковский). Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе Петрограда и Москвы в первые послереволюционные годы - время, которое сами современники в шутку назвали "кафейным периодом". В Политехническом музее устраивались публичные диспуты. Литература становилась своего рода реальностью, подлинной действительностью, а не бледным ее отражением, поэтому-то столь бескомпромиссно протекали споры о литературе: они были спорами о живой жизни, ее перспективах.

"Мы верим, - писал Лев Луни, теоретик группировки "Серапионовы братья", - что литературные химеры - особая реальность <...> Искусство реально, как сама жизнь. И. как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать".

"Серапионовы братья". Этот кружок сложился в феврале 1921 г. в Петроградском доме искусств. В него вошли Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Лев Лунц, Николай Никитин, Константин Федин, поэты Елизавета Полонская и Николай Тихонов, критик Илья Груздев. Близки к "серапионам" были Евгений Замятин и Виктор Шкловский. Собираясь в комнате М. Л. Слонимского каждую субботу, "серапионы" защищали традиционные представления об искусстве, о самоценности творчества, об общечеловеческой, а не узкоклассовой значимости литературы. Противоположные "серапионам" по эстетике и литературной тактике группировки настаивали на классовом подходе к литературе и искусству. Самой мощной литературной группировкой данного типа в 1920-е гг. была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).



Вверх