Редкостные достопримечательности города nn мертвые души. Описание нравов губернского города NN (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Город играет существенную роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он является одним из главных героев произведения также, как помещики и Чичиков. Так каков же образ города в поэме «Мертвые души».

Образ города в поэме

Гоголь не раскрывает названия города, в котором происходят события данного произведения. Вымышленное это место или настоящее литературные критики и читатели гадают много лет. Известно, что это типичный провинциальные город недалеко от Москвы и Петербурга. В нем нет никаких достопримечательностей и особенностей. Гостиница здесь – с тараканами, дома – непримечательные, а основное времяпрепровождения горожан – посещение питейных заведений. люди здесь живут, умирают, и все происходит медленно, степенно и умиротворенно. Люди тут не имеют имен, ведь главное не имя, а должность. В верху этой иерархии находятся чиновники – безликие и бесполезные для общества люди. Во власти творится беспредел, высшие чины не выполняют свои обязанности, простые люди страдают от воровства и казнокрадства. Жизнь необразованных и даже вредных чиновников проходит зря. Зачем они нужны стране и государству? Никто не может ответить на этот вопрос. Их жены такие же безликие и неинтересные, как и сами чиновники. Все свое время они тратят на сплетни, распускание слухов и хождение по балам. В этих людях нет души, она уже давно умерла.

Город NN в произведении – собирательный образ, который прорисовывает черты любых городов на Руси, похожих друг на друга словно близнецы.

Почему город не имеет названия?

С первых строчек поэмы появляется образ города, в котором происходит множество событий. Однако Гоголь не дает ему названия, дав ему просто обозначение «город NN». Почему же автор не считает нужным уточнить, в каком именно городе происходит развитие сюжета? Не называя местности, автор делает акцент на то, что названия города не имеет значения, он совсем типичный, как и множество других городов, а также лишен индивидуальности. Здесь есть гостиницы, питейный заведения, парикмахерские, но все они настолько непримечательные, что окажись они в других городах, разницы никто бы и не заметил.

В поэме выглядит безликим не только город, но его жители. Огромное количество чиновников противопоставляется угнетенным и бедным людям. Маниловы, ноздревы, собакевичи и плюшкины – типичные представители не только этого места, но и любого другого на Руси.

О каком городе речь?

После выхода книги читатели и критики сразу заинтересовались, какое место послужило прототипом города NN. Появилось множество теорий о реальности этого провинциального городка. Следуя сюжету, где сообщается, что город находится недалеко от двух столиц, Москвы и Петербурга, многие предполагали, что городом повествования является Тверь. Также в поэме упоминалось, что это место находится далеко от Казани, а также по городу протекает река Волга. Анализ этих составляющих позволяет сделать вывод, что это действительно может быть Тверь.

Также помогает определить местонахождение главного героя и основных персонажей занятие крестьян. многие занимались разведением индейки, которая является теплолюбивой птицей и обитает в центральных или южных районах. Город находится на плодородной земле, поля засеяны хлебом (у Плюшкина гниют горы зерна), самые распространенные профессии среди крестьян – пахари, кузнецы, плотники.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Образ города в поэме «Мертвые души». В ней затрагиваются такие важные вопросы, как почему город не имеет названия, и каково, собственно, описание города в «Мертвых душах».

Тест по произведению

В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь представил перед взором читателей панораму российской реальности. В произведении автор поднимает множество актуальных для России того периода вопросов. Не последнее место в поэме занимает и городская тема.

Начинается повествование с того, что главный герой Павел Чичиков приезжает в NN - один из губернских городов. Судя по описанию, мы сразу же понимаем, что это захолустный городок: «мостовая везде была плоховата», много «питейных домов», плохонький городской парк, который «состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою».

Гоголь очень легко подмечает смешные нелепости, которые вполне привычны для местного населения, но очень забавляют приезжих. Чего только стоит одно названия магазина картузов и фуражек «Иностранец Василий Федоров».

Время пребывания в этом городе Чичиков посвятил визитам к высокопоставленным чиновникам. Для каждого из них он нашел слова похвалы, мол, хорошо они справляются с вверенными им городскими делами. А вот Собакевич, наоборот, отзывается о них весьма нелестно: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Так где же правда? Разобраться поможет в этом вопросе писатель. Вот, что он говорит о чиновничестве NN, в частности о полицмейстере: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую…». Да, Гоголь иронизирует. И в этой иронии скрывается все его отношение к чиновникам, как к сословию: они «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

Поведение дам в этом городе тоже весьма примечательно. Они старались подражать петербургским представительницам аристократии и вели себя очень осторожно и прилично. Вместо выражения «я высморкалась» они говорили «я облегчила себе нос».

Гоголь в «Мертвых душах», собственно, как и в «Ревизоре», показал пустую и никчемную жизнь провинциальных чиновников того времени. Имея возможности и власть для того, чтобы улучшить положение дел в обществе, они тратят свое время на карточные игры, банкеты за государственный счет, сплетни и интриги. Они без зазрения совести воруют и берут взятки. Да и как может быть иначе, если полицмейстер, который является стражем закона и порядка, сам ворует… Я думаю, что чиновников, равно как и помещиков, вполне обоснованно можно "прикрепить" к классу «мертвых душ» российской реальности.

Действие поэмы разворачивается в городе N, куда приезжает Чичиков. Н.В. Гоголь специально не уточнил название города, так как образ города стал собирательным, именно такими были многие губернские города.

В городе N течет ничем не примечательная обыденная жизнь. Все дома в городе построены как под копирку и выкрашены в мрачный серый цвет. Гостиницы, как и полагалось в те времена, были с тараканами. Одно развлечение было у горожан - трактиры. Эти заведения были похожи на обычные избы, только большего размера.

Как и в любом губернском городе, здесь были бездушные чиновники, которых совершенно не волновали судьбы простых людей. Они, не стесняясь, брали взятки, а сами были необразованными людьми. У них не было образования, да и книги они не любили читать. Даже полицейским стоило моргнуть глазом и торговцы тут же предоставляли им самый свежий товар.

Город был обезличен, а жизнь в нем была какой-то никчемной. Чиновники не выполняли свои обязанности, а их жены вели праздный образ жизни. Обычные люди и торговцы должны были дать чиновникам взятку, а иначе от них ничего не добьешься. Мне кажется, что тоже самое происходит и с современными городами. Жизнь катится в никуда, а чиновникам, как «мертвым душам» абсолютно на все наплевать.

(окончание) Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил?

Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином.

Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"!

А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"!

И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д. С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века".

По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь?

А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь.

Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая.

Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке.

А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека.

В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой .Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

По материалам: Монахова О. П.

Малхазова М. В. Русская литература XIX века.

Читая первую главу поэмы «Мертвые души», я задумался над тем, что образ губернского города NN, данный Гоголем с такой достоверностью, типичен для любого города России первой половины XIX века. Это значит, что господин мог приехать и в Оренбург, город типичный, средний, «… не в глуши, а, напротив, недалеко от обеих столиц», не хуже и не лучше других. Те же улочки, мостовые, постоялые дворы, церкви, площади… Я считаю, что в нашем городе до сих пор еще сохранились «уголки старины», напоминающие об истории дореволюционной России, о «быте и нравах» горожан первой половины XIX века.

Чичиков осмотром города был «удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам». Знакомство с «сильными мира сего» еще укрепило в нем расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали неприступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть. Чичиков познакомился и с помещиками – владельцами крестьянских душ, получил от многих из них любезное приглашение побывать в их усадьбах.

Автор же относится к городу иронически. Но выявить эту иронию довольно трудно. Гоголь прямо как будто ничего и не обличает. Напротив, о многих явлениях и лицах он говорит даже торжественно, как бы воспевая и возвышая их, но они столь ничтожны, что возвышенный стиль рождает лишь смех.

Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки приезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях приезжающего». Почем мы смеемся, читая эту фразу? Какой же покой может быть в комнате с тараканами и всегдашним любопытным соседом за дверью? Этот комический слой фразы еще усиливается сравнением: тараканы не какие-нибудь, а «как чернослив», то есть столь хорошо видны, что уже от этого одного мгновенно улетучится всякий «покой».

Беспощадно-иронический авторский взгляд постоянно соседствует со снисходительно-приветливым отношением Чичикова к городу. Умиление Чичикова не бескорыстно – оно идет от желания сказать приятное «градоначальникам». Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплиментов, от которых должны растаять чиновники. Однако автор не позволяет читателю обмануться восторгами Чичикова. «Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Что в этой фразе передает отношение автора и где здесь мнение Чичикова. Разумеется, найти «очень красиво выкрашенными» подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. А Гоголь иронизирует, издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.

Символический город NN, возникший в воображении Гоголя, отчасти помогает раскрытью идею «Мертвых душ». Об этом свидетельствуют черновые записки автора к первому тому. «Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». Ключевая идея этих заметок – мысль о «городском безделье». «Безделье» это не просто пребывание без дела, в праздности. В мире Гоголя можно быть очень деятельным и в то же время не заниматься делом. Иными словами, это деятельность, лишенная внутреннего, духовного содержания. «Бездеятельность жизни» отличительная черта не только отдельных героев поэмы, но и всего города NN.

Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. И это царство нарисовано Гоголем с особой сатирой, ведь чиновники – тоже «мертвые души». Их поступками руководят страсть к наживе, круговая порука, грабеж, произвол, обман. Полное равнодушие к человеку сделало этих людей глубоко чуждыми народу. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Гражданский долг, общественные интересы – понятия для чиновников чуждые.

Вот первый человек в городе – губернатор, человек праздный, единственное достоинство которого сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полицмейстер, «отец и благодетель города», хозяйничающий в купеческих лавках и в гостином дворе, как в собственной кладовой.

Это чиновники «толстые». По заслугам воздал Гоголь и их «тонким» собратьям, к числу которых принадлежит, например, Иван Антонович – «кувшинное рыло». Это типичный взяточник и бюрократ, ловкий стряпчий всех незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника: таков неписаный закон в этой среде.

Возможный приезд высшего начальства в связи с раскрытием аферы Чичикова до того напугал этих людей с нечистой совестью, что среди них начинается паника, которая окончилась смертью прокурора, главного «блюстителя закона».

В «Мертвых душах» Гоголь коснулся и «столичной» темы. Едва ли не в каждой главе Гоголь так или иначе вспоминает Петербург. Случайно ли это? Нет, ведь у Гоголя не бывает случайностей. Выведя быт и нравы города NN, писатель «закидывает удочку»: а что же тогда творится в столице? Ответить на этот вопрос нам поможет «Повесть о капитане Копейкине». Это история об инвалиде – герое Отечественной войны 1812 года, прибывшего в Петербург за «монаршей милостью». Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился средств к существованию. Капитан Копейкин добивается встречи с самим министром, человеком черствым и бездушным. Он лишь досадует, что посетитель отнимает у него столько много времени, ведь есть очень важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы «государственные» и интересы простого человека!

Символом этой власти выступает и Петербург – чинный, важный, утопающий в роскоши. Это город, в котором совершенно немыслимо жить бедному человеку, ему никто не поможет. Как не помог инвалиду министр, более того, он распорядился выслать Копейкина из столицы. Тому же ничего не оставалось делать, как стать атаманом шайки.

По своему внутреннему смыслу повесть о капитане Копейкине является важным элементом в идейном и художественном замысле гоголевской поэмы. Повесть как бы венчает всю страшную картину полицейской России, нарисованную в «Мертвых душах». Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская , но и столичная бюрократия, само правительство.

По словам Герцена, «с хохотом на устах Гоголь без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России».

Как и в «Ревизоре», в «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует обобщенную картину русского города, административно-чиновничьего центра вообще. А потому, как и всегда, писатель показывает нам город через изображение чиновников. Губернатор, фигура в царской России достаточно значительная, прелестно вышивает по тюлю, и это его главное

достоинство. Полицмейстер заходит в лавки как к себе домой, но, как говорят купцы, «зато уж никак тебя не выдаст». Прокурор, по словам Собакевича, человек праздный... за

него все делает стряпчий Золотуха».

Умение чиновника крепостной экспедиции Ивана Антоновича-кувшинное рыло брать взятки вошло в пословицу. Гоголь всегда верил в высокое предназначение государства, а потому особенно страшно для него полное пренебрежение чиновников к своим обязанностям. Должность для них - это лишь средство приобретения чинов, возможность жить праздной, беззаботной жизнью. Вся административная система в городе устроена таким образом, чтобы чиновникам было проще брать взятки, обирать казну и весело проводить время. Все чиновники связаны между собой, а потому не станут друг друга выдавать. Не случайно в черновиках поэмы Собакевич дает следующую характеристику городу: «Весь город разбойничий вертеп».

Но не только административные отношения в городе сами по себе интересуют Н. В. Гоголя. Как и в помещика, писатель пытается найти в чиновниках губернского города душу - и не находит ее. Не случайно, раздумывая над тем, что составляет главные особенности города, Н. В. Гоголь подчеркивает: нетрогающийся мир. В философии Гоголя движение - одна из основных категорий. Все недвижимое не только мертво по своей сути, но и не способно на возрождение.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Каким изображает Гоголь город NN? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Вверх