Развивающие игры в детском саду. Основные виды игр в детском саду и их темы

В силу данных обстоятельств всегда остаются востребованными педагогами-практиками различные игры, которыми можно разнообразить, активизировать и делать максимально интересным для детей воспитательно-образовательный процесс в детском саду.

Развивающие игры в последние годы пользуются популярностью в педагогической среде. В отличие от дидактических, подвижных, строительных и других игр смысл развивающих состоит в том, чтобы развивать психические процессы.

Однако четко разделить - это дидактическая игра, развивающая или подвижная игра - невозможно, так как в традиционно воспринимаемых как дидактические играх, например, «Чудесный мешочек», также идет развитие психических процессов (в названной игре - ощущения, представления, мышления).

Очень многие подвижные игры тоже можно отнести к развивающим (особенно те, в которых работают внимание, память, речь). Безусловно, существуют игры, которые определенно являются развивающими, например, игра «Мы в лес ходили», пальчиковые игры.

Так, развивающие игры игры активно вносятся в жизнедеятельность дошкольников, так как имеют ряд следующих преимуществ:

  • одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития;
  • в таких играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;
  • эти игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время проведения других режимных моментов;
  • почти во всех данных играх идет развитие не одного, а нескольких психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), а также речи.

Сегодня повсеместно в дошкольных учреждениях педагогами используются не только развивающие игры, но и развивающие занятия. Воспитатели по-разному подходят к составлению структуры развивающих занятий. Смысл одного из алгоритмов в том, что подбирается несколько развивающих игр на различные психические процессы, затем вносятся обучающая и воспитательная задачи.

Другой вариант: в обычное занятие включаются развивающие игры, которые соответствуют его идее.

Существует несколько моделей составления развивающих занятий:

  • игры на развитие разных психических процессов;
  • игры по сюжету;
  • игры на развитие определенных психических процессов.
  • игры по раздаточному материалу;

Все перечисленные модели в одинаковой степени интересны, одни более применимы для одних видов занятий, а другие –– для других. Например, для занятий по разделу «Я и мир вокруг меня» больше подходит модель «по сюжету», для занятий по математике, изобразительной деятельности - модель «по раздаточному материалу».

В старшем дошкольном возрасте при подготовке детей к школе целесообразно использование модели «по психическим процессам», так как необходимо готовить руку к письму, развивать произвольность поведения и волю, память, внимание.

Развивающие занятия предполагается проводить один-два раза в неделю вместо соответствующего по теме.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, а в дошкольном возрасте (таком кратком, но очень важном для формирования характера) - имеет огромное значение. Игра, как зеркало, отражает ход мышления маленького человека, особенности его воображения, эмоциональной сферы, проявляет его разносторонние внутренние потребности в общении, активности, росте. К игре дети готовы всегда, и задача воспитателя состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Игры различаются по видам, целям, организации, содержанию и другим особенностям, однако их объединяет тот факт, что все они являются краеугольным камнем в системе всестороннего развития детской личности.

Классификация игр в детском саду

Дети играют почти всё своё свободное время. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребёнка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется у ребёнка отношение к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстни­ками и взрослыми, из корня игры произрастают и развиваются многие другие виды деятельности.

Игра для ребёнка не просто развлечение, но способ познания реальности

Всё многообразие детских игр можно уложить в определённую логическую систему, опираясь на те или иные их признаки. Классификация игр поможет воспитателю выбрать нужную игру с учётом поставленных педагогических целей.

Таблица: классификация игр детей по признаку существования правил

Педагог С. Л. Новосёлова в книге «Программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает следующую классификацию игр для дошкольников, в которой ключевым признаком выступает инициатива:

  • самодеятельные игры, в которых сюжет и правила возникают по инициативе самих детей:
    • экспериментирование (с природными объектами, с животными, с игрушками, бытовыми предметами и прочим),
    • самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-отображающие, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные;
  • игры, где инициатива исходит от взрослых, ими же контролируется ход игры, если дети хорошо усвоили правила игр, то могут играть и самостоятельно:
    • учебные (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, «игры с правилами»);
    • досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично-карнавальные);
  • традиционные или народные игры (ход игры регулируется традицией определённого народа, «музыка и слова народные…»);
    • обрядовые;
    • тренинговые;
    • досуговые.

С. Л. Новосёлова считает, что в этом возрасте основную роль играют именно самодеятельные игры, в которых ребёнок импровизирует, тренирует воображение, фантазию и самостоятельность.

Игры на знакомство

Это хороший способ перезнакомить детей, представив их друг другу, при организации новой группы, или если в коллектив пришло несколько новых детей.

Игры на знакомство помогут стеснительным детям войти в коллектив

«Шёл по крыше муравей»

Воспитатель говорит первые строки, которые не меняются, а в последней произносятся по очереди имена всех детей группы. Потом, когда дети запомнят стихотворение, педагог предлагает им произносить все строчки хором. Можно заменить муравья воробьём или кем-то в рифму.

  1. Неизменная часть:
    «Шёл по крыше муравей,
    Собирал своих друзей,
    Много, много, много нас…»
  2. Меняющаяся строка:
    «Встанут Танечки (Ванечки, Анечки, Катеньки и т. п.) сейчас».

«Девочки-мальчики»

Две скамейки или два ряда стульев ставятся параллельно напротив. На одну садятся мальчики, на противоположную - девочки. Первые произносят известные им имена девочек. Если на скамейке есть девочки, который так зовут, то они поднимаются. И наоборот по очереди. В более старших по возрасту группах дети, чьи имена названы немного рассказывают о себе, во что любят играть и т. д. например, «Я Петя, я люблю конструкторы, я Катя, я люблю рисовать». Играют до тех пор, пока не названы имена всех присутствующих.

Игры для адаптации детей, впервые пришедших в детский сад

Для малышей переход из семейной обстановки, где всё знакомо, в новую среду детского садика является испытанием. Для облегчения адаптации воспитатель может использовать весёлые игры. Чаще всего в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребёнок приходит в младшем дошкольном возрасте (первая и вторая младшая группа, реже - средняя), поэтому игры рассчитаны на возраст 2–3 года. Основная цель игр -создание контакта и формирование доверия к педагогу, важна эмоциональная поддержка. Инициатор - всегда воспитатель. Большую ценность для адаптационного эффекта игры имеет поставленная цель: ознакомление новых воспитанников с тем, кто находится в детском саду, и чем в нём занимаются (едят, гуляют, играют, рисуют, делают зарядку и т. д.). Поэтому любое игровое мероприятие начинается с того, что воспитатель представляется и понятно рассказывает, чем сегодня все будут заниматься.

Игры помогут создать гармоничную психологическую атмосферу в группе

«Раз, два, три - смотри!»

Воспитатель встречает детей, здоровается, представляется, расспрашивает кого как зовут, затем пришедшие могут сесть в круг (с учётом игровых возможностей, места проведения игры и т. д.). «Смотрите, к нам пришёл в гости медвежонок Миша. (Показывает игрушку в руках) Миша любит играть в прятки. Хотите поиграть с ним? Вы закроете глазки, а Миша спрячется у кого-нибудь за спинкой (игрушку прячут за спину ребёнка). Когда я скажу: «Раз, два, три - смотри!», скорей открывайте глазки, где Миша? (Игру можно повторить столько раз, сколько в группе новичков).

«Солнышко лучистое»

Коллективная игра, подразумевающая предварительную подготовку родителей (обеспечить фото ребёнка). Нужен большой лист бумаги (ватман) с нарисованным жёлтым кругом, фломастеры или карандаши. Дети называют своё имя и прикладывают ладошки с растопыренными пальцами к кругу - солнышку, это «лучи», воспитатель обводит ладошку и пальчики, потом нарисованный контур можно разрисовать, написать имя ребёнка, приклеить его фотографию. Центр круга украсить как весёлую рожицу (рисуют все вместе). Готовую картину можно повесить на стену.

«Кому улыбается звёздочка»

Эту игру можно проводить в средней группе. На стену нужно заранее повесить изображение улыбающейся звёздочки, нарисованной на ватмане (или готовой картинки), это может быть также солнышко, сказочный персонаж и т. п., в зависимости от того, что имеется у воспитателя. Напротив «Звёздочки» выстраиваются дети, стоя или сидя на стульях. Правила таковы: воспитатель называет какой-либо признак, начиная словами «Звёздочка улыбается тому, кто (у кого)…» Те, у кого имеется этот признак, бегут к картинке и хлопают по ней (или касаются её) рукой. Начинать оптимально с общего, например: «Звёздочка улыбается тому, кто сегодня в платье» - девочки, одетые так, побегут гладить звёздочку», потом «…тому, кто в рубашках/футболках», что захватит и мальчиков, можно перемежать какими-то общими признаками: у кого дома есть собака/кошка, есть старшая/младшая сестра/брат, помогает бабушке, слушается маму/папу и т. д. Воспитатель называет и шуточные примеры, чтобы дети смогли расслабиться и посмеяться: кто сегодня летал во сне, поливал конфетное дерево, чистил зубы вареньем и прочее.

Игры с «парашютом»

Нужен цветной круг из ткани, так называемый «парашют», он привлекает внимание детей, объединяет их и приносит много радости и веселья. Дети стоят вокруг парашюта, воспитатель объясняет правила и произносит слова песенок и считалок и показывает действия, которые дети за ним повторяют.

«Волны»

Дети, держась за край парашюта, по словам воспитателя, дружно поднимают и опускают его сначала быстро, а затем медленно, создавая «волны» («спокойное море» и «шторм»). Можно положить на ткань парашюта мяч и катать его по волнам.

Для адаптационных, подвижных и командных игр подходит большой «парашют», сшитый из яркой ткани

«Салют»

На парашют малыши собирают побольше лёгких мячиков, мягких игрушек и прочее. Потом ткань берут за край, и по счету «раз, два» все дети медленно поднимают и опускают, а на счёт «три» подбрасывают вверх. После все дети собирают игрушки, того, кто поднял больше всех, можно поощрить маленьким призом.

Игра «Салют»

Таблица: игра «Карусель» с использованием парашюта

«Карусель» - игра-вариация на тему хоровода. Дети, держась ручками за ткань, дружно идут по кругу, вращая парашют; двигаются в соответствии со словами воспитателя, который показывает пример своими действиями.

Игры о дружбе и на сплочение

Игры, нацеленные на развитие коммуникативных навыков, дружелюбия, взаимопомощи, воспитывают внимание и умение договариваться, действовать слаженно, снимают эмоциональное напряжение. Они могут быть как подвижными, так и проводиться в сидячем положении.

Ребята, давайте жить дружно!

Кот Леопольд

Мультфильм «Приключения Кота Леопольда»

«Что такое хорошо и что такое плохо!»

Воспитатель называет проблемные ситуации, связанные с дружбой, дети слушают, и если назван положительный поступок, аплодируют, если плохой - качают головой, выражая осуждение. Можно просить детей сказать, почему что-то хорошо, а что-то другое плохо. Например, помогать маме, рисовать вместе, поднять упавшую игрушку, утешить и пожалеть грустного Васю т. д. - хорошо, а дёргать Катю за волосы, наступить Пете на ногу и не извиниться, порвать книжку, бросаться песком и т. п. - плохо.

«Комплименты»

Дети стоят в кругу, воспитатель рассказывает, что такое комплименты (приятные, хорошие слова, которыми радуют друзей), предлагает передавать мячик по кругу (или перебрасывать кому-то по желанию) и говорить комплименты тому, кто получает мячик. В ответ ребёнок благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!». Начинает воспитатель, передавая мячик и говоря, например: «Катя, какое у тебя красивое платье (банты, улыбка и т. п.), Петя, у тебя очень аккуратная причёска (ты очень сильный и т. д.)!» Важно сказать, что нужно смотреть в глаза тому, кому делаешь комплимент.

Получить одобрение от сверстников - благотворно для уверенности малышей в себе

«Дракон (змея) кусает свой хвост»

Дети стоят цепочкой друг за другом, каждый держится за пояс стоящего впереди. Первый - голова дракона (змеи), последний - хвост. «Голова» пытается поймать «хвост». Все дети «туловища» крепко держатся друг за друга. Если дракон «не укусит», т. е. первый ребёнок не поймает последнего, например, за время, пока играет музыка, то место головы и хвоста занимают другие дети.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

А.С. Макаренко

Педагогическая поэма

Игры для мальчиков и девочек (по гендерному воспитанию)

Эти игры направлены на правильное формирование социального пола человека (гендера), который объединяет общественные, психологические и культурные особенности личности, т. е. в задачу этих игр входит привить правильное мужское или женское поведение. Игры этой группы способствуют в том числе и преодолению социальных стереотипов о мужчинах и женщинах.

«Ушки на макушке»

Можно играть, начиная со второй младшей группы. Игра учит идентифицировать себя и окружающих по полоролевому признаку. Воспитатель называет группу имён (чем старше дети, тем больше имён). Дети внимательно слушают и говорят, какое имя лишнее. Нужно объяснить, почему они так считают. Например: Миша, Сережа, Петя, Лена; Наташа, Ира, Катя, Вася.

«Где чья работа?»

Воспитатель заранее подбирает игрушечные предметы или их изображения, например, пылесос, сковородка, рулетка, игла, гаечный ключ, ножницы, тарелка, клубок ниток и т. д. Детям предлагается посмотреть на предмет и выбрать, кто с ним работает: папы или мамы. Важно подвести детей к мысли, что предметы могут использовать и мамы, и папы, когда помогают друг другу.

С помощью игры дети осваивают социальные роли, исследуя их

«Мальчики и девочки»

Каждый ребёнок получает от воспитателя по две картинки: на первой изображён мальчик, на второй девочка. Воспитатель называет определённое качество, дети должны поднять карточку с мальчиком или девочкой, в зависимости от того, как они думают, кому этот признак свойственен. Например: спортивные, смелые, нежные, добрые, капризули, ласковые, сообразительные, сильные, красивые, умные, послушные, забияки, балованные. Дети, как правило, поднимают по одной карточке (девочки - красивые, нежные, добрые, мальчики - смелые, забияки, сильные), воспитатель корректирует, говоря правильный ответ: этим качеством могут обладать и мальчики, и девочки, поэтому надо поднять обе карточки. Цель достигнута, когда все поднимают по две картинки.

Игры по правам ребёнка

Каждый день 10 декабря люди во всём мире отмечают День прав человека. Эта дата была выбрана в ознаменование того, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека - первое глобальное заявление о международных принципах гуманизма. Воспитатель может рассказать детям о правах и ответственности. Такую работу имеет смысл начинать с детьми со средней группы, когда они уже способны осознать эти понятия.

Таблица: основа для моделирования игр по правам ребёнка

«Едим здоровую еду»

Вариант игры «Съедобное-несъедобное». Обучение навыкам здорового питания. Воспитатель заранее готовит карточки с изображениями разных блюд, видов пищи, продуктов (мороженое, чипсы, пирожные, разные овощи, фрукты, сыр и т. д.). Дети на «полезное» хлопают в ладоши, а на «вредное» топают ножками или поворачивают голову из стороны в сторону (отрицание).

«Шляпа для знакомства»

Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. назвать своё имя, фамилию и отчество. Можно усложнить правила, добавив, чтобы ребёнок рассказал, как зовут его маму и папу, какими делами он любит заниматься в семье (как именно помогать в домашних делах).

«Венок дружбы и помощи»

Воспитатель рассказывает детям о важности дружбы, поддержки, взаимопомощи и уважения прав и свобод людей. Эта игра напоминает об ответственности, которую мы должны проявлять по отношению друг другу, поддержке и принятии других. Из цветной плотной бумаги заранее или прямо на занятии вырежьте контуры рук детей (можно сразу обводить их ладошки), и вместе приклейте их или прикрепите к бумажной основе в форме круга, чтобы сделать венок. На самих ладошках можно написать имена детей или предложить им нарисовать несложное изображение - символ дружбы (сердце, солнышко, цветок и т. д.), или наклеить готовую картинку. В центре можно не вырезать отверстие, а приклеить изображение земного шара.

Так может выглядеть Венок дружбы и помощи

Деловые игры

Эти мероприятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет), так как эти дети достаточно подготовлены и могут играть осознанно. Дети этого возраста могут знакомиться с элементарными экономическими знаниями, будущей школьной жизнью и т. п. в ходе деловых игр.

Таблица: игра про семейный бюджет («Нужно - можно»)

Дети знакомятся с основными понятиями «семейный бюджет», «необходимые вещи» и «прихоти», учатся выделять первостепенное. Воспитатель заранее готовит наглядный материал (картинки) или просто называет варианты, дети относят вариант к той или иной группе. Можно закреплять картинки на магнитной доске, поделённой на две части:
Необходимое (первостепенное) Желательное (второстепенное)
Оплата электричества и т. д. Покупка куклы
Покупка лекарства Покататься на карусели
Билет на поездку в транспорте Билет в кино
Покупка хлеба Покупка тортика
Ремонт Новый телефон
Покупка зимней одежды Заколка для волос

«Собираемся в школу»

Заранее нужно подготовить предметы, требуемые для школы (тетради, пенал, ручки, карандаши, книги, альбом, папку для тетрадей, подставку для книг и т. д.), а также то, что ребёнок в школу не берёт (куклы и другие игрушки) и два школьных рюкзака-портфеля. Дети делятся на две команды, каждая должна выбрать и положить в портфель необходимые предметы и оставить игрушки, победителя определяют по скорости и правильности сборов.

Развивающие игры

Как следует из названия, развивающие игры имеют своей целью непосредственное комплексное развитие ребёнка, а также, в зависимости от направленности, формирование каких-то конкретных способностей или сторон личности (логики, интеллекта, внимательности, речи и прочего). Малыш развлекается с пользой и в то же время обретает знания, отрабатывает навыки и умения.

Задачи развивающих игр:

  • установление взаимоотношений детей с родителями и друг с другом;
  • формирование нравственно-волевых качеств, таких как самообладание, способность преодолевать стеснительность, страхи;
  • развитие у детей слухового и зрительного восприятия, внимания, восприятия цветов, форм, свойств предметов;
  • развитие речи и логического мышления;
  • развитие памяти.

«Знатоки»

Мини-викторина, которую можно адаптировать под любую возрастную категорию - главное, подобрать стихи, песенки, сказки и прочий материал «соответствующего репертуара». Воспитатель зачитывает вслух узнаваемую строку (фрагмент) из какого-либо литературного источника, который дети уже знают; они должны ответить, какое произведение загадано. С воспитанниками средней и старшей групп действует принцип «кто угадал, тот поднимает руку», с младшей группой можно угадывать в произвольном порядке: тот, кто знает, тот и говорит.

Игра «Знатоки»

«В одно и то же время возможно - невозможно»

Предложите детям подумать о некоторых действиях, которые можно сделать в одно и то же время (например, хлопать в ладоши и петь), а также о том, что нельзя (например, встать со стула и сесть на стул), пусть назовут свои варианты. («Я не могу закрыть рот и говорить букву «А» одновременно, но я могу коснуться пальцев ног и смеяться одновременно»). Предложите попробовать и продемонстрировать. Воспитатель ободряет детей, говорит, чтобы они не стеснялись делать что-то невозможное, например, отчаянно пытаясь сидеть и стоять сразу или прыгать на одной ножке и собирать конструктор. По очереди, пока каждый игрок не придумает, по крайней мере, 2–3 примера «возможно - невозможно». Упражнение тренирует внимательность, терпение, логику, дети учатся понимать, что они не всегда могут сразу обратить внимание другого человека на себя.

«Кто сначала - кто потом?»

Таблица: популярные игры в детском саду (на развитие визуального восприятия)

Название Цель Описание
Мозаика Развивает:
  • наглядно-образное мышление,
  • творческие способности,
  • память,
  • мелкую моторику.
Творческая игра с геометрическими формами, её ход определяется воспитателем в соответствии с конкретной педагогической задачей
Найди своё место
  • Развитие внимания,
  • развитие памяти,
  • физическое развитие.
На стульях стоят геометрические фигуры, у детей карточки с различными соответствующими фигурами. По сигналу дети занимают места у подходящего стула. Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т. д.

Таблица: популярные игры в детском саду (спокойные)

Название Цель Описание
Давайте познакомимся!
Как тебя зовут?
  • Установить эмоциональный контакт,
  • познакомиться.
Правила игры:
  1. Дети сидят в кругу.
  2. Воспитатель бросает каждому мяч и просит называть своё имя.
  3. Дети, бросая мяч обратно, говорят имя (нужно напоминать во время игры: «Как тебя зовут?»).
Мамины помощники
  • Внимание,
  • доброжелательность,
  • желание помогать маме, формирование трудовых навыков.
  • Игра с прищепками: помогаем маме рассортировать и развесить на верёвках одежду (разноцветные квадратики ткани, шаблоны одежды из цветной бумаги и прочее),
  • игра с сервировкой стола игрушечной посудой,
  • сортировка «Уборка»,
  • пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим»,
  • делаем подарок маме (рисунок, поделка и т. д.).
Весёлые поварята.
Овощи и фрукты
  • Познавательное развитие,
  • расширение кругозора по темам:
    • «Овощи»,
    • «Фрукты»,
    • «Этикет»,
  • формирование элементарных математических представлений,
  • формирование гигиенических представлений
  • Настольные игры на основе карточек («Овощи-Фрукты»): математические, логические,
  • Приготовление и сервировка бутербродов из заранее подготовленным воспитателем продуктов (здоровьесберегающая тема, гигиена),
  • игра средней подвижности: на полу обозначается круг (кастрюля, миска). Дети придумывают, чем каждый будет: картошкой, мясом, морковкой и пр.Воспитатель говорит, что будем «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Воспитатель называет ингредиенты, названный впрыгивает в круг. Когда все дети окажутся в круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Чаепитие Навыки вежливости, аккуратности Сюжетно-ролевая игра для детей, в которой можно использовать настоящую посуду и еду, а можно и игрушечную, отрабатываются навыки вежливости и этикета, умения вести себя за столом, сервировать стол.
Семья
  • Формирование представлений о семейных взаимоотношениях,
  • воспитание любви, доброжелательности.
Сюжетно-ролевая игра «в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, предстоит день рождения, например, Бабушки. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи готовят праздничный обед, другие сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. Во время игры воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помо­гает им.
Баба-Яга
  • Развитие ловкости,
  • развитие внимательности.
Баба-Яга выступает как ведущая в сценариях праздников и игр

Видео: игра с Бабой-Ягой

Зазывалки и заклички на начало и завершение игры в детском саду

От того, как воспитатель начнёт игру, насколько сумеет привлечь внимание детей, зависит успешность решения поставленной педагогической задачи, реализуемой в игре.

Дети лучше настроятся на игру, если их в неё пригласить

Предыгровые зазывалки и заклички

В народной традиции использовались специальные шуточные стихи-прибаутки, называемые зазывалками и закличками. Ими зазывали друзей играть:

  • Ну-ка, кто будет играть
    В интересную игру?
    А в какую - не скажу!
    А потом не примем,
    За уши поднимем,
    Уши будут красные,
    До того прекрасные!
  • Быстро лапти надевай,
    Тай, тай, налетай
    В интересную игру,
    А в какую - не скажу!
    Кто опоздает -
    В небо улетает.
  • Внимание, внимание!
    Открывается весёлое гуляние!
    Торопись, честной народ,
    Тебя ярмарка зовёт!
  • Все на праздник - Новый год!
    Подходи, честной народ.
    Всех, кто весел, приглашаем,
    Шумный праздник открываем!
  • Дети, дети, все сюда,
    Здесь весёлая игра!
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Собираемся играть.
  • Барабан, барабан,
    Ты зря не барабань.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Выводи ребят играть.
  • Шалуны-балуны,
    Выбегайте во дворы,
    Становитесь-ка играть,
    Воеводу выбирать.
  • Зайка-трусишка
    По полю бежал,
    В круг забегал,
    Играть созывал.
  • Звёзды на небе горят,
    В жмурки нам играть велят.
  • Входи, дружок,
    Заводи кружок!

Стихотворное завершение игр в детском саду

Завершить игру, определить победителя, перейти к следующему кону тоже можно в стихотворной форме.

  • Раз, два, три, пора -
    Завершается игра!
  • Мы играли, мы играли
    И немножечко устали.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    скоро встретимся опять!
  • Мы ссорились, мирились
    И спорили порой,
    Но очень подружились
    За нашею игрой.
    Игра игрой сменяется,
    Кончается игра,
    А дружба не кончается,
    Ура! Ура! Ура!
    (
  • Мы писали, рисовали,
    Наши пальчики устали.
    Наши пальчики встряхнём,
    И опять писать начнём.
    (пальчиковая гимнастика)

Особенности игры с гиперактивными и одарёнными детьми

Гиперактивные и одарённые (как и всё, что выходит за границы средней нормы) дети являются «педагогическим вызовом» для воспитателя. Именно игровая терапия поможет педагогу найти выход в сложных случаях.

Особенности игры с гиперактивными детьми

Гиперактивный (сверхактивный) ребёнок нуждается в особом подходе педагога. Он не «плохой», ему просто нужно немного больше внимания, терпения и правильной игровой активности, чтобы направить свою энергию и мыслительный процесс в продуктивное русло.

Гиперактивность проявляется через:

  • невнимательность,
  • отвлекаемость,
  • импульсивность,
  • повышенную двигательную активность,
  • трудности в обучении.

При этом интеллектуальное развитие гиперактивных детей может быть выше возрастной нормы.

Правила, которые помогут педагогам в игровых занятиях с гиперактивными детьми, а главное, помогут самим детям:

  • Постепенность, корректируем какое-то одно качество.
  • Делим занятия на короткие, но частые отрезки.
  • Физкультминутки.
  • Не перенапрягайте гиперактивного ребёнка, материал даётся небольшими частями с переключением активности.
  • Тактильный контакт.
  • Чёткие и конкретные инструкции.
  • Спокойное мягкое общение.
  • Цели игровой терапии при гиперактивности: коррекция её проявлений в поведении ребёнка, развитие самоконтроля. Для этого подходят подвижные игры, игры на логику и когнитивные навыки.

    Таблица: игры на тренировку какого-либо одного качества

    «Филин»

    Пример подвижной игры. Выбирается ведущий (по считалке) - филин. Другие дети - мышки или птички. Воспитатель говорит «День», «филин» садится в «дупло» или «гнездо» (лежащий на полу обруч) и засыпает (закрывает глаза), а птички летают (бегают, размахивая руками-крыльями). Воспитатель произносит «Ночь», и дети приседают и замирают, а «филин» отправляется охотиться. Он ищет тех, кто пошевелился или засмеялся, и «уносит» их к себе в «дупло».

    Особенности игры с одарёнными детьми

    В работе с одарёнными детьми важно поддерживать их и создавать среду для полноценного развития личности.

    Одарённость происходит от слова «дар», но для её проявления нужна возможность развивать полученный талант.

    Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребёнка.

    В.А. Сухомлинский

    «Сердце отдаю детям»

    Черты одарённых детей:

    • легко и быстро все схватывают;
    • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
    • решают сложные задачи;
    • задают много вопросов;
    • интересуются сложными вещами;
    • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
    • очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое;
    • высказывают неожиданные суждения.

    Выделяют две группы одарённости в дошкольном возрасте:

    • высокий общий уровень умственного развития (математические, лингвистические способности);
    • творческая одарённость (музыкальной, художественной, физической).

    Таблица: группы заданий для игр с одарёнными детьми

    Группы заданий Цель
    • Занимательные вопросы,
    • задачи-шутки.
    • развитие сообразительности;
    Задачи-головоломки на составление фигур из указанного количества счётных палочек.
    • Развитие логического мышления;
    • развитие пространственного мышления;
    • активизация умственной деятельности.
    Группа игр на моделирование плоских или объёмных фигур:
    • «Танграм»,
    • «Колумбово яйцо»,
    • «Сложи квадрат»,
    • «Сложи узор»,
    • игры Б. П. Никитина:
      • «Уникуб»,
      • «Кирпичики»;
    • кубик Рубика;
    • изготовление поделок оригами.
    Развитие мышления:
    • образного;
    • логического;
    • пространственного;
    • наглядно-образного;
    • комбинаторного.
    Наглядные логические задачи:
    • заполнение пустых клеток,
    • продолжение ряда,
    • поиск признаков отличия,
    • нахождение закономерностей рядов фигур,
    • нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой,
    • другие.
    Развитие логического мышления.
    Знакомство с таким топологическим объектом, как лист Мёбиуса. Развитие пространственного мышления.

    Все виды игровой деятельности имеют важное значение для всестороннего развития детской личности и индивидуальности. Создавая игровую реальность, игровую жизнь, дети наделяют её реалистичностью и достоверностью, искренне переживают, радуются и огорчаются, сочувствуют и удивляются. Игры для дошкольников развивают воображение, фантазию, дают бесценный опыт, формируют навыки и умения, развивают чувство партнёрства и учат дружбе.

    Развивающие игры и игрушки своими руками для детей младшего возраста. Специальный раздел на сайте с самодельными игровыми материалами и пособиями для малышей.

    Развивающие книжки, игры для сенсорного развития, рамки и вкладыши, идеи для игр с прищепками, водой и песком. Множество самодельных игрушек, сделанные руками родителей и воспитателей детских садов для детей раннего возраста.

    Игры и игрушки для малышей

    Содержится в разделах:
    Включает в себя разделы:

    Показаны публикации 1-10 из 1255 .
    Все разделы | Развивающие игры

    Квест-игра во второй младшей группе «Защитники птиц» Дидактическая задача : Знакомить с правилами поведения в природе. Игровой замысел : Исправить все неприятности произошедшие в лесу. Правила игры : Внимательно рассматривать подсказки, и выполнять задания. Образовательные цели : 1. Закрепить представления детей о внешнем виде...

    Правила личной гигиены. Цель : продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни через культурно-гигиенические навыки. Задачи : - воспитывать привычку следить за своим внешним видом; - расширять знания детей о правилах личной гигиены, аккуратности и чистоте; - побуждать детей...

    Развивающие игры - Дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности в быту «Чем можно и нельзя играть» в младшей группе

    Публикация «Дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности в быту...»
    Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «безопасное» и «опасное». Учить осознавать важность безопасности жизнедеятельности в быту. Наглядный материал: Картинка - панно с изображением малыша посреди комнаты в окружении разных предметов. Картинки с изображением различных...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Конспект занятия для младшей группы «Игра с матрешками. У Ляли болят зубы» -упражнение для развития звукопроизношения

    Игра-экспериментирование в группах раннего возраста В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование. Таким образом.с введением ФГОС...

    Игра с матрешками. «У Ляли болят зубы» - упражнение для развития звукопроизношения. Занятие для младшей группы Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький. используя в речи соответствующие прилагательные; отчетливо произносить звук о, округляя при этом губы. Ход занятия Перед детьми - 2 матрешки. Дети называют их, отмечают, что одна матрешка большая, а другая...

    Развивающие игры - Сюжетно-ролевая игра «Доктор» (младшая группа)


    Сюжетно-ролевая игра «Доктор» Цель игры: – отображать знакомую детям деятельность взрослых в сюжете и содержании игры; – передавать в игре несложные сюжеты и образы действительности; – знакомить с правилами поведения. Задачи: – развивать интерес и уважение к профессии; –...


    Цель: 1.Развитие воображение, мышления, внимания, памяти; 2.Развитие диалоговой и монологовой речи; 3.Развитие умение ориентироваться на листе бумаги; 4.Развивать самостоятельность, инициативу, творчество; 5.Воспитание дружеских взаимоотношений в игре; 6.Закрепление сюжета...


    Открытое интегрированное занятие по развитию речи. Квест - игра по сказке «Теремок» для детей второй младшей группы. Цель: Привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять у детей знания русских народных сказок. 2....

    Дидактическая игра "Какого цвета овощи (фрукты)" Цель: знакомить детей с цветовым спектром; упражнять в умении соотносить цветные карточки с цветом предмета; закреплять умение различать овощи и фрукты, правильно их называть. Материал: кармашки для карточек, обозначенные...

    Перед воспитателем детского сада лежит огромная ответственность. Помимо того, чтобы проследить и накормить всех ребят в группе, нужно еще как-то увлечь, заинтересовать и как итог – развить задатки и раскрыть таланты. Одному человеку бывает не под силу со всем справится. Поэтому воспитателю обязательно нужны помощники и соратники. Он обязательно должен опираться на чужой опыт и иногда подсматривать идеи коллег.

    Очень удобно, когда фантазии педагогов всей страны собраны в одном месте. Множество развивающих игр для малышей можно сделать своими руками, как показали нам участники нашего проекта - воспитатели и педагоги ДОУ, работы которых опубликованы в этом разделе. Материалы для самодельных игр легко найти и они абсолютно безопасны. Например, заниматься развитием мелкой моторики с детишками можно при помощи обычных крышек от пластиковых бутылок и тазика. Воспитатель делает, так называемый «сухой бассейн», то есть тазик просто наполняется крышками. Вариантов игр с такими материалами можно придумать массу. Первое, это выбрать из тазика все крышки одного цвета (на цветовосприятие), поискать в общей массе самые большие крышки (на восприятие размера) или просто отыскать в общей массе крышек спрятанную игрушку (развитие мелкой моторики и снятие стресса). Те же самые крышечки могут пригодиться и в обычном творчестве, например, воспитатель может заинтересовать подопечных., попросив их дополнить рисунки недостающими элементами круглой формы. То есть картинке с самолетом не хватает иллюминаторов, машинке – колес, а божье коровке и жирафу – пятен на красной спинке.

    Таких оригинальных и объемных животных можно отправить в веселое путешествие. Все на том же сайте есть отличная идея создания паровозика. Причем, чтобы паровозик получился забавнее и симпатичнее, педагог может предложить группе вспомнить все песенки про поезда и паровозы, а так же четко закрепить в каком вагоне поедет каждый зверь и кто будет у него по соседству.



    Вверх