Проблема доброты: аргументы из литературы и рассуждения о свете нашей души. Проблема доброты аргументы


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Самое простое направление подчас подкидывает весьма сложные темы, и к этому нужно быть готовым, особенно если вы рассчитываете только на «доброту и жестокость». Классические и давно всем известные примеры могут не подойти для раскрытия заковыристой формулировки. А потому держите при себе и раздавайте друзьям свежие и оригинальные аргументы из рассказов, повестей и романов русских авторов. Если чего-то не хватает, сигнализируйте об этом в комментариях.

Доброта

  1. А. И. Солженицын, «Матренин двор» . В рассказе Солженицына раскрываются черты доброго человека на примере главной героини. Матрёна — трудолюбивая личность, но среди остальных жителей деревни ее отличают такие ценные качества человеческого характера, как бескорыстие, честность, доброта. Она никогда не брала денег за свою работу, выполняла её доброкачественно, не жаловалась на трудности жизни. Матрёна всегда приходит на помощь окружающим людям, при чем не требуя платы. Она безвозмездно готова выполнить любую необходимую работу. Героиня не ожесточилась по отношению к людям, она сохранила сердечную доброту и способность радоваться каждому моменту жизни. Именно такого человека можно назвать добрым.
  2. И.С. Тургенев, «Два богача» . В таком небольшом по объёму произведении Тургенев затронул важные темы для человечества. Автор пишет о том, какие действия отличают великодушного, доброго человека. Писатель сравнивает богача и бедняка. В то время, пока Ротшильд «уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», бедная крестьянская семья приняла сироту-племянницу в «свой разоренный домишко». Крестьяне готовы отдать свои последние гроши для Катьки, они не могут оставить девочку одну. Они жертвуют своим благополучием ради доброго поступка, ради помощи нуждающимся. Именно поэтому богачу «далеко до этого мужика»: Ротшильд никогда не станет отдавать все до последней копейки. Бескорыстные, честные, самоотверженные поступки говорят о доброте человеческой.
  3. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» . Сильную личность легко можно отличить от слабой. Прежде всего, она способна на добрый поступок. Ведь только сильный человек может перебороть себя и пойти навстречу другому: простить его, поспешить на помощь, иногда даже пренебрегая собой. Пример такой личности читатель найдёт в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Муж главной героини совершил благородный поступок: он простил ей измену, закрыл глаза на страшное деяние. Каренин даже принял новорождённую дочь Анны на воспитание. Безусловно, необходимо иметь внутренний стержень, быть сильным духом, чтобы поступить благородно по отношению к другим людям. Поэтому, нельзя утверждать, что доброта — это проявление слабости.
  4. А. Н. Островский «Гроза» . Родителям необходимо проявлять к своим детям доброту и заботу, чтобы их ребёнок вырос честным и великодушным человеком. Так, в пьесе Островского «Гроза» Катерина выделялась среди многих жителей Калинова тем, что сохранила с годами свою искренность, не ожесточилась по отношению к людям, не научилась обманывать, как Варвара. Девушка с детства росла в любви, понимании, доброте. Именно поэтому она чувствует себя чужой в этом «темном царстве», она не может смириться с ложью, с жестокостью. Катерина — глубоко верующий человек, совершение греха приносит ей мучения. Так, благодаря своим родителям героиня выросла чуткой, мечтательной, великодушной. Именно поэтому так важно проявлять доброту и уважение к своим детям.
  5. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Доброта и отзывчивость одного человека могут спасти другому жизнь. Литература позволяет привести немало аргументов, подтверждающих это. В романе А.С. Пушкина благодаря понимаю и великодушию императрицы Пётр Гринёв был освобожден от наказания, ему сохранили жизнь. Маша Миронова отправилась к Екатерине Второй просить помощи. Императрица пожалела честную девушку и проявила к ней милосердие: она велела освободить возлюбленного героини. Петр Гринёв сохранил и своё честное имя, и жизнь. Так, доброта и чуткость человека могут избавить его от гибели другого, поэтому так важно воспитывать в себе эти качества и ценить их.

Жестокость

  1. А. Н. Островский, «Бесприданница» . Жестокий человек — это тот, кто неуважительно относится к людям, играет с их искренними чувствами. Такой тип персонажа встречается в произведении Островского «Бесприданница». Паратов — беспринципный, холодный, ветреный человек. Он дважды обманывает честную девушку — Ларису. Когда героиня встретилась с ним спустя год разлуки, она поверила его признаниям в любви, полностью отдала себя Паратову. Но Сергей скрыл от неё, что он был помолвлен с богатой невестой. Это был сильный удар для чувствительной барышни. Ее надежды были обмануты, её честь потеряна. Но для героя это было обычным событием, он равнодушен к страданиям других людей. Паратов жестоко поступил с Ларисой, обманув и предав её.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Почему люди поступают жестоко по отношению друг к другу, ни во что не ставят чувства человека? Причиной бездушного поведения иногда становится плохое воспитание. Об этой истине писали ещё классицисты. Так, в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизин раскрыл последствия дурного воспитания на примере семьи Простаковых. Митрофан с детства наблюдал, как жестоко обращается его мать с крепостными. Простакова считает, что она вправе грубить своим слугам, избивать их. Поэтому Митрофан вырос малодушным эгоистом, как и его мать. Его жестокость проявилась в последнем акте пьесы — он оттолкнул самого родного человека, оставил Простакову одну.
  3. М. А. Шолохов, «Тихий Дон» . Проявление равнодушия — это наивысшая степень жестокости. В романе-эпопее «Тихий Дон» безразличие Григория приносит Наталье много страданий. Она всю жизнь хранила верность своему мужу, всегда с трепетом ждала его дома. Но Мелехов на протяжении всего произведения мечется между ней и Аксиньей, заставляя Наталью страдать. Он не раз изменял своей жене, проявлял холодность по отношению к героине. Когда Григорий осознал, что семья — это высшая ценность в жизни, было уже поздно — Натальи не было в живых. Так, равнодушие Мелехова принесло много несчастья его жене, он поступал жестоко, «по-зверски».
  4. А. П. Платонов, «Юшка». Жестокость людей — истинное зло. Последствия беспечного поведения могут быть самыми трагическими. В рассказе Платонова «Юшка» честный, трудолюбивый человек погиб из-за людской жестокости. Над главным героем всегда издевались не только дети, но и взрослые. Юшка безмолвно терпел все унижения, ни разу не проявлял злобу. Он думал, что его любят, а люди просто пользовались его беспомощностью. С годами здоровье человека ухудшалось, его мучила грудная болезнь. Один жестокий удар незнакомца стал роковым для Юшки. Долго он лежал на земле, и никто не помог ему. Герой умер от безразличия и людской злобы. Так, жестокость может принести в мир только несчастье и боль, сделав жизнь всех людей только хуже.
  5. В. В. Маяковский, «Хорошее отношение к лошадям» . Человеку необходимо гуманно поступать не только по отношению друг к другу, но и к животным. Эту тему раскрыл Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Лирический герой оказывается свидетелем жестокого обращения с живым существом. Он видит равнодушных «зевак», которых не волнует то, что происходит вокруг них. Они не способны к милосердию и состраданию. В его произведении даже лошадь более чувствительна, чем люди: «За каплищей каплища по морде катится». Мы живем бок о бок с природой, поэтому нам следует внимательно относиться к любому существу, не быть безразличными. Проявление жестокости, злобы может привести к самым печальным последствиям.
  6. Н. С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда» . Катерина Львовна жила в атмосфере жестокости и непонимания. Муж и свёкр не любили ее, постоянно обвиняли в бесплодии, хотя молодая женщина, в отличие от тучного и старого купца, проблем со здоровьем не имела. Подобная несправедливость очень огорчала ее, поэтому она искала любовь в объятиях приказчика. Но пару застал свёкр, и героиня предпочла позору преступление: отравила старика. Позже ее невозможно было остановить: она убила мужа и даже его родственника из-за жажды освободиться и присвоить наследство. Конечно, Катерину Львовну нельзя оправдать, но все же ее жестокость началась с неуважения и хамства в семейном кругу. Упреки и плохое отношение мужчин довели ее до необходимости искать счастья в другом месте. Значит, причиной появления жестокости у человека часто выступает пережитое им унижение.

аргументы к сочинению

По моему мнению, жестокость – это не только когда ты делаешь людям больно физически или психологически, но жестокость – это и непроявление участия к людям, которые ждут от тебя помощи или просто слов сочувствия. И с таким видом жестокости мы сталкиваемся почти каждый день, потому что, и в этом моё глубокое убеждение, жестокость – это в первую очередь порождение человеческого равнодушия и эгоизма.

Название рассказа относит нас к пьесе У. Шекспира «Леди Макбет», где коварство и интриги леди Макбет возводят её супруга на трон. Желание добиться первенства заставляет леди Макбет переступить даже через убийство. Такова и Екатерина Измайлова: будучи женой богатого купца, она влюбляется в Сергея, своего работника, и ждёт от него ребенка. Понимая, что очень скоро её незаконная связь разоблачится, она с помощью Сергея убивает мужа и свёкра. А затем, чтобы остаться единственной наследницей всего состояния, идёт и на убийство Феди, племянника мужа.
Похожий на Катерину Измайлову персонаж мы находим

Это Василиса Костылева, которая подговаривает вора Ваську Пепла убить её мужа, старика Костылева. Василиса, выданная замуж за Костылева без любви, за годы их совместной жизни, так и не смогла проникнуться к мужу хотя бы чувством уважения. Единственное, что она испытывает по отношению к нему – это ненависть. Убийство мужа развязало бы Василисе руки, сделав её наследницей пусть небольшого, но состояния. И она легко решается на убийство, хладнокровно излагая свой план Пеплу.

мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:

Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов) никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. На мой взгляд, их равнодушие, даже страшнее трусости Димы Сомова.

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наташа Ростова проявляет милосердие – одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов “Домой”. Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке – он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”. Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин “Лапти”. Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование – в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин “Уроки французского”. Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох – это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.



Вверх