Платонов главные герои. Странные герои платонова и смысл их существования. Жестокость людей к Юшке

Андрей Платонович Платонов...Человек, непреклонно следующий гуманистическим идеалам. Рассказ «Юшка» - подтверждение тому. Краткое содержание Платонова «Юшки» является предметом данной статьи.

Причиной тому является несколько факторов. С одной стороны, особый творческий стиль, где значительную роль играют инверсии. Как известно, инверсия - это изменение классического порядка следования слов при изложении. В немалой степени этот художественный прием характеризует стиль любого автора. Платонов же, по мнению литературоведов, в ней достиг высот невиданных.

С другой - принципиальный отход писателя от (ведущего метода литературы СССР). Он же предпочел быть непубликуемым и опальным, но таки продолжил своим творчеством традицию классической русской литературы конца XIX века. Авторский стиль Платонова сформировался не под влиянием партийных съездов, а благодаря и Толстого.

Актуальна ли нынче юродивость

Очевидно, что написанное нами краткое содержание Платонова «Юшки» отображает в более сжатой и лаконичной форме, чем оригинал рассказа, личность главного героя - юродивого мужчины лет сорока по уличному прозвищу Юшка. Юшка - это устаревшее Встарь этим словом на Руси называли блаженных, юродивых. Почему Андрей Платонов выбрал именно такого нетипичного для железного XX века персонажа? Очевидно потому, что считает тему юродивости для России не исчерпавшей себя, не выполнившей своей миссии, незаслуженно отторгнутой прагматичным обществом.

С одной стороны, пресловутый житейский здравый смысл изображает юродивого эдаким лишенным социальных ориентиров безобидным дурачком. Однако это лишь внешняя сторона. Гораздо важней в осознании сути юродивости ее суть: это добровольное, взятое на себя его адептом мученичество, скрывающее его тайную добродетель. Возможно, эту суть в определенной степени выражает широкоизвестная фраза из Евангелия от Матфея: о том, что добро следует совершать тайно, так, чтобы правая рука не ведала, что творит левая.

Портрет Ефима Дмитриевича - Юшки

Многое в этом рассказе сказано Поэтому и мы вослед за писателем изначально абстрагируемся от настоящего времени и будем утверждать, что события, описанные в нем, произошли в давние времена. С этого, собственно говоря, и начинается наш краткий пересказ.

Платонова «Юшка» рассказывает нам о тщедушном одиноком мужичке Ефиме Дмитриевиче (которого, собственно говоря, по имени-отчеству практически и не называют), преждевременно состарившемся, с редкими седыми волосами там, где у взрослого мужчины обычно растут усы и борода. Одет он был неизменно в одно и то же, не снимал одежду месяцами. В летнее время на нем была серая рубаха и закопченные, прожженные искрами кузнецкого горна штаны. В зимнее же он набрасывал поверх всего вышеуказанного прохудившийся старый тулупчик, оставленный ему покойным отцом.

Краткое содержание Платонова «Юшки» знакомит нас с одиноким сорокалетним мужчиной: неопрятным, внешне выглядевшим гораздо старше своего возраста. Причина тому - тяжелое, смертельное заболевание. Он болен туберкулезом, морщинистое лицо - лицо старика. Глаза Юшки постоянно слезятся и имеют белесый оттенок. Под этой, скажем прямо, жалкой внешностью скрывается прекрасная душа. По мнению писателя, именно такие, как юродивый Юшка, умеющие любить весь окружающий мир и даже людей, глумящихся над ними и приносящих им страдания, способны изменить к лучшему весь мир.

Работа на кузне

Вставал на работу Юшка всегда засветло, а шел в кузницу тогда, когда остальные люди лишь просыпались. С утра он заносил в кузню необходимые в работе уголь, воду, песок. Как у подручного деревенского кузнеца, в круг его обязанностей входило держать клещами железо, в то время когда кузнец его ковал. В другое же время следил за огнем в горниле, подносил в кузницу все необходимое, управлялся с лошадьми, которых приводили подковать.

Главный герой не иждивенец. Несмотря на смертельно опасную болезнь, он зарабатывает тяжелым трудом свой Для раскрытия образа важно внести это обстоятельство в краткое содержание рассказа «Юшка» Платонова. Работает он помощником кузнеца.

Удерживать тяжелые металлические заготовки клещами, по которым в это время бьет тяжелый молот кузнеца... Находиться под воздействием высокой температуры горнила... Возможно, такой труд и непосилен для больного человека. Однако юродивый Юшка не ропщет. Он очень достойно несет свое бремя.

Кони, даже норовливые, которых он подковывал, почему-то его всегда слушались. Следует, конечно, прочитать весь платоновский рассказ, чтобы ощутить, насколько все-таки гармоничный и цельный этот необычный человек. Такого впечатления не останется, если читать лишь краткий пересказ..

Платонова «Юшка» повествует об одиночестве героя. Родители его умерли, своей семьи он не завел, своего дома не было. Ефим Дмитриевич проживал при кухне кузнеца, пользуясь расположением последнего. По взаимной договоренности, еда входила в оплату его труда. Впрочем, чай и сахар при этом были отдельной статьей расходов. Их должен был Ефим Дмитриевич покупать себе сам. Однако бережливый мужичок обходился питьем воды, экономя деньги.

Жестокость людей к Юшке

Тихую одинокую трудовую жизнь проживал наш герой, о чем и свидетельствует наш краткий рассказ. Платонова "Юшка" также рассказывает нам о неподдающейся рассудку жестокости людей и даже их детей по отношению к Ефиму Дмитриевичу.

Какая-то патологическая потребность творить безответное зло… Тихий, не насилием, робкий Юшка никогда не давал отпор своим обидчикам, даже никогда не кричал на них, не ругался. Он был словно громоотвод для зла, накопившегося в людях. Его колотили и били камнями ни за что даже дети. Зачем? Чтобы возвыситься над этим безответным нищим и добрым человеком? Чтобы, сбросив с себя груз своей же низости, очиститься и уже с другими людьми общаться достойно? Чтобы почувствовать свою власть над человеком, презирающим законы корысти?

Когда же дети, бросающие в него камнями, сердясь за его безответность, догоняли и останавливали его, начинали, толкаясь, кричать, он лишь улыбался. Краткий рассказ Платонова "Юшка" показывает особое отношение юродивого к происходящему. В нем нет даже тени ответной агрессии. Наоборот, он сочувствует детям! Он считал, что они на самом деле его любят, что они нуждаются в общении с ним, только они просто не ведают того, что следует делать для любви.

К сожалению, еще более жестоко его били взрослые, очевидно, тешась своей безнаказанностью. Избитый Юшка, с кровью на щеке, с надорванным ухом, поднимался с дорожной пыли и шел в кузню.

Это походило на мученичество: ежедневные избиения... Понимали ли мучители этого больного и несчастного человека, насколько они низки!

«Юшка» Платонова как аналог «Пересмешника» Харпер Ли

Вспомним, проведя условную параллель, произведение классической американской литературы "Убить пересмешника". В нем несчастного, беззащитного человека все-таки щадят. Его великодушно освобождают от нависшего над ним и неизбежного насилия. Окружающие его люди уверены: поступать жестоко с ним нельзя. Это значит - взять грех на душу, это все равно как убить пересмешника - маленькую, доверчивую, беззащитную птичку.

Совершенно другой сюжет отображает наше краткое содержание рассказа "Юшка" Платонова. Юродивого жестоко бьют, унижают, издеваются.

Он проживал нелегкую жизнь изгоя на своей же Родине. Почему? За что?

Что в образе Ефима Дмитриевича близко лично для А. Платонова

Отвлечемся от сюжета рассказа. Зададимся вопросом о том, почему Андрею Платонову столь проникновенно удалось создать живой образ русского юродивого? А потому что, в сущности говоря, изгоем был на своей Родине и он сам. Российский массовый читатель смог ознакомиться с его произведениями лишь тридцать лет спустя после трагической гибели писателя в 1951 году.

Несомненно, это сам Андрей Платонов вопиет устами своего юродивого героя, пытаясь убедить не признающее его талант общество устами этого мученика в том, что люди всякие нужны, о том что ценны все, а не только "шагающие в ногу". Он призывает к терпимости, милосердию.

Как Юшка боролся с болезнью

Юшка - тяжело болен, и он знает, что не быть ему долгожителем... Юродивый был вынужден каждое лето уходить на месяц от кузнеца. Он ехал из города в дальнюю деревню, откуда был родом и где проживали его родственники.

Там Ефим Дмитриевич, наклонившись над землей, жадно вдыхал в себя запах трав, внимал журчанию рек, глядел на белоснежные облака на синем-синем небе. Рассказ А.П.Платонова "Юшка" весьма проникновенно рассказывает о том, как смертельно больной человек ищет защиты у природы: дыша лаской земли, наслаждаясь ласковыми лучами солнца. Впрочем, с каждым годом болезнь становится все более беспощадной к нему...

Возвратившись в город, после терапии природой, не ощущая боли в легких, он принимался за кузнечный труд.

Гибель

В то роковое для себя лето, в ту пору, когда он как раз должен был уехать на месяц и оздоровиться, вечером по дороге из кузни его встретил один из его мучителей, охваченный очевидным желанием унизить и избить этого блаженного.

Рассказ Платонова "Юшка" описывает страшные события, приведшие к гибели юродивого. Вначале мучитель намеренно спровоцировал несчастного словом, утверждая о бесполезности его существования. На эту грязную ложь юродивый ответил справедливо и разумно. Это был первый в жизни его достойный ответ обидчику, в котором прозвучала настоящая мудрость, доброта, понимание места каждого человека в Божьем мире. Негодяй явно не ожидал таких слов от юродивого. Тот, будучи не в состоянии возразить против простой и ясной правды, прозвучавшей из уст юродивого, в ответ изо всех сил толкнул несчастного, терзаемого страшным недугом. Юшка ударился о землю грудью, изъеденной туберкулезом, и в результате случилось непоправимое: больше Ефиму Дмитриевичу не суждено было подняться, он умер на том же самом месте, где и упал…

Философский смысл смерти Юшки

Герой А. Платонова Юшка принимает смерть мученическую, отстаивая свое место под солнцем, свои взгляды на Божий мир. И это трогательно. Вспомним аналогию из романа «Доктор Живаго», где звучит мысль о том, что идеалом этого мира не может стать дрессировщик с разящим бичом в руке, но им становится мученик, жертвующий собой… Только ему дано изменить этот мир. Именно так, с верой в справедливое божье устройство всего вокруг погибает Ефим Дмитриевич. Как же все-таки может повлиять смерть одного лишь прекрасного человека на окружающий его мир?.. Платонов говорит и об этом, далее развивая сюжет.

Урок благородства

Пожертвовать всем… Анализ рассказа «Юшка» Платонова показывает, что именно эта последняя часть рассказа наиболее рельефно показывает справедливость последних слов погибшего, что он «нужен миру, что без него - нельзя…».

Настала осень. Как-то в кузницу пожаловала молодая дама с чистым лицом и большими серыми глазами, в которых, казалось, стояли слезы. Она спросила, можно ли увидеть Ефима Дмитриевича? Вначале хозяев охватила оторопь. Мол, какой Ефим Дмитриевич? Слыхом не слыхивали! Но затем догадались: не Юшка ли это? Девушка подтвердила: да, действительно, Ефим Дмитриевич так говорил о себе. Правда, которую затем рассказала гостья, потрясла кузнеца. Ее, деревенскую сироту, Ефим Дмитриевич когда-то поместил в московскую семью, а затем - в школу с пансионом, ежегодно он ее проведывал, привозя ей деньги на год обучения. Затем усилиями юродивого девушка получила диплом врача Московского университета. Этим летом ее благодетель не приехал повидать ее. Обеспокоившись, она сама решила разыскать Ефима Дмитриевича.

Кузнец провел ее на кладбище. Девушка заплакала, припав к земле, и долго была у могилы своего благодетеля. Далее она приехала в этот город навсегда. Поселилась здесь и работала врачом в туберкулезной больнице. Она снискала себе добрую славу в городе, стала «своей». Ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя, впрочем, те, кто называл, не помнили, кто был этот самый Юшка.

Опальный автор «Юшки»

Как вы думаете, какой в советское время мог заслужить литературной отзыв «Юшка»? Платонов, по своей сути, был человеком искренним, цельным. Восприняв вначале с энтузиазмом приход советской власти (он всегда сочувствовал бедным и простым людям), восемнадцатилетний молодой человек вскоре осознал, что пришедшие к власти большевики, нередко прикрываясь революционной фразой, совершают то, что вовсе не идет на благо народа.

Не будучи способным пресмыкаться перед властью, этот писатель предельно честно излагает в своих сочинениях то, что думает, что чувствует.

Иосиф Виссарионович Сталин в то время лично отслеживал «идеологическую выдержку» советских литераторов. Прочитав платоновский рассказ «Бедняцкая хроника», «отец народов» прямо на нем сделал свою рецензию - «Кулацкая хроника!» и далее добавил личную краткую характеристику самого писателя - «Сволочь»…

Не надо долго гадать, чтобы понять, какой бы в советской прессе получил отзыв «Юшка». Платонов, конечно же, ощущал подозрительное отношение власти к себе. Он тысячу раз мог прийти с повинной, «отработать», «исправиться», написав в духе социалистического реализма оду своим идейным оппонентам, при этом приумножив свой хлеб насущный.

Нет, он не склонил голову, не изменил высокой литературе, созданной русскими классиками. Его публиковали до 80-х годов прошлого века в основном за рубежом. В 1836 году в американском альманахе под рубрикой «лучшие сочинения» вышел его «Третий сын», кстати, в той же рубрике опубликовали и раннее произведение Хемингуэя. Там его действительно признали по сути его таланта, продолжателем поиска души, учеником Толстого и Достоевского.

Вывод

Литературоведы, говоря о продолжении в советской литературе традиций, заложенных классиками (Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским), неизменно упоминают Андрея Платоновича Платонова.

Что характеризует этого писателя? Отказ от всяческих догм. Стремление познать и показать своему читателю мир во всей его красоте. При этом писатель ощущает гармонию всего сущего. С особым уважением он раскрывает образы людей, порой скромных и незаметных, но действительно делающих этот мир лучше, чище.

Чтобы ощутить художественный стиль этого автора и насладиться им, рекомендуем вам прочитать рассказ, который написал Андрей Платонов - «Юшка».

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова "Песчаная учительница". Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова "Песчаная учительница", краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны...

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова "Первая учительница" была невеста автора - Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

"Песчаная учительница", краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя - покорителя природы

А. С. Пушкин писал:"Наставникам за благо воздадим". Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге "Песчаная учительница". Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои "Песчаной учительницы" послужили Платонову для передачи главной идеи - ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию - давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности - дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

«Платонов Никита» - Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Жёлтый цветок. “Незнакомые, злобные лица”. Продолжите пересказ биографии, вспоминая статью из учебника. Кто главный герой рассказа? О чём? - Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Колодезные жители. “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня.

«Жизнь Платонова» - ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Третья страница журнала. А. Платонов. «Размышления офицера». Шестая страница журнала. Идея - преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда.

«Биография Платонова» - А.Платонов. Более 1000 советских писателей в годы Великой Отечественной войны ушли на фронт. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Военная биография А.Платонова. Затем писатель стал свидетелем тяжёлых боёв на Курской дуге. А. Платонов с женой и сыном.

«Платонов жизнь и творчество» - А. А. Платонов (1899-1951) Время. Платонов – псевдоним писателя, взят по имени отца Платона Фирсовича Климентова. Смысл названия повести. Творчество… Мать, отец и детская “орда ” – беззащитная, но по-своему властная. Направление, по которому идет общество. Платонов Андрей Платонович. Время… 5 января 1951 – Андрей Платонович Платонов умер.

«А.П.Платонов» - ПЛАТ?ОНОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. Кочегар. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Проект: А.П. Платонов. Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Проверила: Валеева Наталья Александровна, учитель русского и литературы. Биография А.П. Платонова.

«Писатель Платонов» - Начало пути. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно - к литературе. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. Однако социальная атмосфера накалялась. В. Куприянова к книге Платонова "Июльская гроза. Рисунок Платонова 40-е годы. Фильм получил приз жюри "Бронзовый леопард" МКФ в Локарно-87.

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить - это истинно платоновские герои.

Просмотр содержимого документа
«В чем особенность героев А. Платонова.»

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра гуманитарного образования

В чем особенность героев А. Платонова.

Работу подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Троицкая СОШ Чистоозерного района Новосибирской области Сафинрейдер Ольга Анатольевна.

Новосибирск, 2012.

Всё возможно – и удаётся всё,

Но главное – сеять души в людях.

А. Платонов.

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить – это истинно платоновские герои.

Платонов относился к тем писателям, которые кожей почувствовали революцию. Он столкнулся с тем, что добрым намерениям соответствуют плохие поступки. У писателя человек не сливается с идеей, идея не закрывает наглухо человека. Герои не понимали порой, что происходит, поэтому становились подозрительными. Все эти отклонения и перегибы запутали их. Персонажи Платонова никогда и ни за что не смогли бы стать теми безликими людьми, над которыми потрудилась идеология.

Писатель со своими героями шел против течения, отказывался участвовать в сотворении нового человека эпохи социализма. Образы Платонова беспомощны перед экспериментами, которые обрушили на народ что – то чуждое, непонятное, искушающее. Его герои непритязательны, легко переносят трудности в быту, порой не замечают их вовсе. Не всегда известно, откуда взялись эти люди, какое у еих прошлое. Но для Платонова это не самое важное. Ведь его герои – преобразователи мира, они стремятся подчинить силы природы человеку. Именно от таких людей нужно ждать достижения мечты. Это обыкновенные инженеры, механики, фантазеры, философы, изобретатели. У таких людей мысли раскрепощены. Они не увлечены политикой, революцию рассматривают с политической точки зрения. Все, кто не захотел идти по этому пути, потерпели поражение.

Платонов своим героям передал вдохновенную преданность труду. Он писал: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу».

Писатель выбрал для своих героев тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Герои Платонова ищут разгадку смерти, верят в научное воскрешение мертвых. Сиротство из характеристики героя может развертываться в целый сюжет произведения и превращаться в символ разрушенной целостности жизни, «великого немого горя вселенной». Сирота и ребенок живут практически в каждом герое Платонова; они брошены, оставлены, у нет дома, матери и отца.

Главное устремленье человека в мире Платонова – стать сопричастным людям, природе, вселенной, почувствовать свою непрерывную связь с ними, преодолеть грусть безответного существования. Его персонажи – романтики в полном смысле этого слова. Они мыслят масштабно и освобождены от эгоизма.

А ещё герои Платонова – это романтики битвы, люди, чьё мировоззрение сформировалось во время гражданской войны. Они бесстрашные, бескорыстные, честные и откровенные, имеют лучшие намерения. Эти люди кажутся нам чудаковатыми, а их жизнь – лишенной цельности и смысла. Максим Горький называл их «чудаками и полоумными». Действительно, многим из них неведома жизнь для себя, они дивут, поддавшись какой – нибудь идее, пропитавшись жизнью природы, живут, чтобы принести пользу окружающим. В этом состоит подлинность их характеров.

Герои Платонова – как природа. Они живут густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, потому что эти люди так беззащитны перед жестоким «хирургическим вмешательством, безжалостно рассекающим эти связи.

Его образы не обладают достаточным количеством знаний, у них отсутствует прошлое, все это им заменяет вера. Для писателя важнее всего то, чтобы человек не был разрушен.

Во всем пространстве прозы Платонова простирается «прекрасный и яростный мир» людей, который не нуждается в чужом вмешательстве, так как он сам многолик. Почему же герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Да просто люди эти непросвещенные, подчинены языческим традициям, тяжелейшими условиями жизни, отсюда и вера их в доброго царя и в коллективный разум.

Лев Николаевич Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз – любовь к себе, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество. Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец».

Сочинение

В середине 30-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден признать ошибкой многое написанное им ранее. Не могло быть и речи в этой ситуации о публикации остросоциальных \"Чевенгура\" и \"Котлована\". Повесть \"Ювенильное море\" также не увидела свет, несмотря на закамуфлированность авторской идеи, вынесенной в подтекст с таким мастерством тайнописи, что в заблуждении оказался даже современный читатель, удивившийся оптимистическому пафосу быстро \"перестроившегося\" писателя.
Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реакции, обнаруживают тщетность своих инициатив. Как правило, они жертв своих собственных или чужих идей, погибающие в столкновении с неумолимой реальностью.
Трагически завершается жизнь одного из самых значительных платоновских персонажей, Саши Дванова из романа \"Чевенгур\". Путь героя к истине сложен. Саша Дванов рожден революцией, ею сформировано его коммунистическое сознание, его аскетизм, готовность к самопожертвованию во имя идеала, но идеалы героя слишком абстрактны, они чужды народу и не выдерживают поверки народной этикой. В романе с огромной художественной силой реализована мысль о противостоянии абстрактного коммунистического идеала, который приобрел черты казарменного коммунизма, и конкретной народной жизни, исковерканной идеями социального рационализма. Дванов, принадлежащий к типу героев-правдоискателей, не найдя истины в коммунистическом Чевенгуре, уходит из этого мира. Не случайно на протяжении всего романного действия1 ищет Сашу Захар Павлович, чтобы вернуть своего \"заблудшего сына\" домой, к народной жизни. Именно Захар Павлович является тем персонажем, которому можно дать платоновское определение \"сокровенный\". Он носитель народного идеала, каким этот идеал представляется художнику. \"Сокровенные\" платоновские герои несут в себе зерно народной жизни. Выработанное веками народное сознание сопротивляется рациональной схеме, рожденной \"текущим моментом\". Сокровенный человек сомневается, ищет правду, истину, озабочен стремлением \"очеловечить\" мир, помочь ближнему. Он, обладая природной зоркостью, оказывает сопротивление всему чуждому, наносному, противоречащему исконно народным представлениям о нравственности.
Характерно, что в социальных утопиях Платонова функция \"сокровенного\" героя передана второстепенным или вовсе эпизодическим персонажам. И хотя они редко появляются в сюжетной канве повествования, их смысловая роль крайне велика. В большей мере такое наблюдение относится к роману \"Чевенгур\". Взять, к примеру, кузнеца Сотых и крестьянина по прозвищу Недоделанный. Оба они, являясь носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народу казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, пришлых людей, одержимых идеей мгновенного социального переустройства, о страшных последствиях проводимой ими политики раскулачивания крестьян.
Отчетливо мысль о неминуемом экономическом крахе политики текущего момента прозвучала и в разговоре Дванова и Копенкина с кузнецом Сотых, который в открытой резкой форме предсказал будущее: \"И в партии у вас такие же негодящие люди... Ты говоришь - хлеб для революции! Дурень ты, народ ведь умирает - кому ж твоя революция останется?\"
В повести \"Котлован\" высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования своей реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации: \"Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
- Не плачь, старуха, - говорил Крестинин. - Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти - моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен\".
Обращает иа себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван - крестьянский сын.
Еоть в \"Котловане\" и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
\"Ликвидировали?! - сказал он из снега. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!\"
В произведениях Платонова мастерски вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен \"идеи\", видел в этом не вину его, а беду. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: \"как будто ничего человек, а действует против простого народа\". Платонов не видел злонамеренности в действиях коммунистов, уничтожавших крестьянство. Он понимал опасность идеологического микроба, поразившего податливую русскую почву, населенную народом, склонным к мечте о \"грядущем царстве правды\". Политический лозунг, обещающий через несколько лет райскую жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили.
В изображении платоновских героев нашли отражение многочисленные авторские интенции, порой скрытые от самого писателя. Тексты его произведений насыщены периодическими возвратами, пародийностью, повторяющимися приемами, лейтмотивами. В критике неоднократно указывалось на роль образа - символа дороги в художественной системе писателя. Почти все герои Платонова отправляются в путь искать \"смысл существования\". Характерно, что персонажи социальных утопий отчасти пародируют движение \"сокровенных\" героев. И Вощев, и Дванов бредут по дороге, приближаясь не к истине, а к смерти. \"Одна открытая дорога\", но которой отправился Вощев, ведет только в одно место - к котловану. Котлован в повести - овеществленная метафора строительства социализма, модель общественной структуры эпохи коллективизации, когда все силы были направлены на строительство \"общего пролетарского дома\", когда рабочие трудились до изнурения, забыв себя, а крестьяне, уцелевшие от голодной смерти, покидали родные места в поисках случайного заработка.



Вверх