Побег из кандагара. Как это было (15 фото) История фильма кандагар

20 лет назад,16 августа 1996 года, экипаж, захваченного силами движения «Талибан» Ил-76, предпринял удачную попытку побега из плена.

В августе 1995 года российский самолет Ил-76 и семь членов его экипажа во главе с командиром Владимиром Шарпатовым были захвачены боевиками исламского движения «Талибан» в афганском городе Кандагар.

На борту было семь членов экипажа: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов, Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.

на фото — пилот Гулям, который на МИГ-21 перехватил и посадил ИЛ-76 на аэродроме в Кандагаре

Ил-76 принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан» (арендованной «Трансавиа» - ОАЭ). Этот самолет был передан в субаренду правительству Бурхануддина Раббани и перевозил боеприпасы (патроны калибра 7,62 мм)по маршруту Тирана (Албания) - Шарджа(ОАЭ) - Кабул.

Груз, кстати, соответствовал нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и разрешен к авиаперевозке. Это был их не первый рейс в Кабул; по специальным каналам никаких запретов или ограничений на полеты по данному воздушному коридору не поступало. Все было как обычно.

Но над территорией Афганистана, на высоте около 8000 метров был перехвачен истребителем МИГ-21, принадлежащим Движению Талибан и принудительно посажен на аэродроме города Кандагар.

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.

Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата. Самое сложное для них было – неизвестность. Даже у преступников тюрьме есть определенность – срок, который он отбывает. У летчиков срока не было, он мог закончится в любой день…

Попытки России, ООН, Организации исламская конференция и США освободить экипаж оказались безрезультатными.

Все способы давления и аргументации исчерпаны. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.

на фото Доктор Вячеслав Титов

Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.

Талибы прослышав про шурави-табибов (советских докторов) шли постоянно жаловаться на свои беды и болячки

на фото — командир - Владимир Шарпатов. До побега еще несколько месяцев…

Лишь через год с небольшим, 378 дней после пленения, российские летчики совершили дерзкий побег, использовав оплошность охраны, которая допустила весь экипаж ремонтировать самолет.

Летчики и переговорщики по освобождению постепенно внушали талибам мысль о необходимости регулярного техобслуживания самолета.

Те понимали, что такая «машина» стоит десятки миллионов долларов и пытались её сохранить для использования в своих целях, позволив регулярно проводить обслуживание, стоявшего на аэродроме Кандагара. Но для обслуживания вывозили только двух или трех летчиков.

Когда прошел почти год после захвата, командир Шарпатов стал настойчиво продвигать талибам мысль о том, что необходимо особое, большое обслуживание машины, иначе она испортится. 16 августа 1996 – пятница. Все добропорядочные мусульмане посвящают этот день молитве. Талибы мнили себя именно такими и на аэродром летчики приехали без обычной для подобного случая многочисленной охраны. Приехали неожиданно всем экипажем.

За работой летчиков наблюдали в основном талибы из службы охраны аэродрома.

Безумная августовская жара и раскаленный бетон кандагарского аэродрома видимо ослабили бдительность охранников.

на фото Замир Кабулов (главный переговорщик от МИД России) общается с экипажем

А тут время очередной молитвы подошло, потом обед. Часть охраны отправилась в палатки, расположенные вдоль взлетной полосы.

С летчиками осталось лишь три охранника. Они забрались внутрь самолета – не так жарко. Другого такого шанса может и не представится.

Неизвестность и дальнейшая невозможность пребывания в ней, и мгновенно принятое решение на побег сплотили разных людей с их взаимными обидами, накопившимися за год заточения в Экипаж.

на фото пилот МИГ-21 Гулям и Мунир Файзуллин. Это он,Мунир Файзуллин, регулярно мотался из Шарджи в Кандагар, доставляя экипажу продовольствие и воду

Действовали как никогда слаженно и четко: инженеры закрывали рампу, бортинженер запускает двигатели, радист проверяет связь. Действия экипажа не вызвали у охранников подозрений. Может только закрывающаяся рампа немного насторожила.

Потихоньку вырулили на взлетную полосу, которой катастрофически не хватало, и сразу на взлет. Скорость набирается медленно, полосы явно не хватает, а тут еще наперерез несутся опомнившиеся талибы на аэродромном «Урале». Но перехват в этот раз не удался, тяжелый самолет смог оторваться буквально с крайней плиты ВПП.

Тут уже всполошились охранники внутри самолета. Но летчики пытались объяснить им, что сделают пару кругов над аэродромом и сядут. В Ил-76 практически отсутствую иллюминаторы, и это тоже помогло сбить с толку никогда не летавших талибов. Тут самолет делает резкую горки и талибы падают с ног. Главное обезоружить и не допустить стрельбы на борту. У одного отстегнули и отбросили рожок с патронами, а у другого охранника выбили автомат. Пошли вход заготовленные веревки. И вот уже бывшие охранники летят в роли смирных пассажиров, пристегнутые к своим местам.

Между тем Шарпатов направляет самолет в сторону иранской границы. Благо соответствующие разрешения и коды на пролет им обеспечил Мунир Файзуллин, в одно из недавних посещений экипажа.

До иранской границы самолет летел на предельно малой высоте (50-100 метров) в режиме радиомолчания для того, чтобы Ил-76 не смогли запеленговать локаторы талибов. Да и поднятый вслед МИГ-21 будет искать их, скорее всего в воздухе, в северном направлении – в сторону России, но никак не Ирана. Вот такая вот военная хитрость. Но и риск колоссальный: представьте себе такого монстра как ИЛ-76 на огромной скорости и 50 метровой высоте. Единственное, что предательски выдавало самолет – песчаный вихрь из под брюха. Главное этим брюхом сопку какую-нибудь не вспахать.

С территории Ирана уже поднялись на безопасную высоту и через час с небольшим совершили посадку в аэропорту Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты). Шарпатова чуть за талиба не приняли, когда он высунулся из иллюминатора (это в кино он бороду сбрил, а в реальности напоминал Карла Маркса, вступившего в талибан).

Охранников передали в полицию эмирата. Экипаж после объятий с друзьями и коллегами из «Трансавиа», которые переживали и поддерживали их, как могли всё это время, отвезли в отель. Помыться, побриться, форму новую надеть, а главное позвонить семьям…

Свобода!…

22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Драма">

Русское название Кандагар
Жанр исторический
драма
Режиссёр Андрей Кавун
Продюсер Валерий Тодоровский
Илья Неретин
Сценарист Олег Кавун
Андрей Кавун
Актёры Владимир Машков
Андрей Панин
Александр Голубев
Александр Балуев
Богдан Бенюк
Оператор Владимир Башта
Композитор Дарин Сысоев
Компания Рекун-синема
Бюджет 7 млн $
Сборы 14 863 543 $
Страна Россия
Время 100 мин.
Год 2010
imdb_id 1272018

«Кандага́р» - российский кинофильм 2010 года, режиссёра Андрея Кавуна. Историческая драма, основанная на реальных событиях.

Премьера состоялась 4 февраля 2010 года Журнал «Weekend» № 3 (149) от 29.01.2010. Слоган фильма: «Выжить, чтобы вернуться». В международный прокат фильм вышел под названием «Экипаж» (en «The Crew»).

Сюжет

1995 год. Российский транспортный самолёт Ил-76, перевозящий груз патронов под видом гуманитарной помощи из Албании в Афганистан, принудительно посажен истребителем-перехватчиком на аэродром города Кандагар (ДРА) для досмотра. В плену у талибов оказался российский экипаж: командир воздушного судна, второй пилот, борт-инженер, штурман и борт-радист. Авиаторов, отказавшихся обучать исламистов пилотированию транспортного самолёта, разместили в полуразрушенном доме-тюрьме. Небольшой дворик с колодцем, окружён высокими стенами с пулемётными гнёздами и вышками часовых… Экипаж стойко переносит тяготы и лишения плена: все пятеро твёрдо убеждены: Россия, задействовав дипломатические каналы и своё влияние в мире, освободит своих граждан. Однако проходят долгие месяцы, а кроме периодических посещений дипломатов и журналистов никаких перемен не происходит. Тем не менее, исламисты разрешают регулярно проводить регламентные работы с воздушным судном, арестованным на аэродроме. Пережив череду лишений и унижений, побывав на волосок от смерти, герои фильма осознают, что единственный путь к спасению - побег! Командир воздушного судна даёт согласие обучать воинов ислама лётному делу. Опытный военный, участник боевых действий в ДРА, тщательно изучает будни аэродрома: взлётно-посадочная полоса в хорошем состоянии, однако сразу за торцом взлётной полосы - минное поле. Охрана аэродрома: бутафорская зенитная батарея с манекенами стрелков и толпы исламистов, вооружённых стрелковым оружием, а рядом в ангарах - истребители. Однако, это единственный шанс бежать. Во время намаза самолёт, не вызвав подозрений у немногочисленной охраны, свободно осуществил руление и начал разбег по взлётной полосе. Однако на борту не все пленники - в кабине нет второго пилота. Командир воздушного судна прерывает взлёт, связывается с дежурным и вызвает тягач для буксировки. Ждать следующей попытки пришлось долго - исламисты под разными предлогами перестали допускать экипаж к обслуживанию самолёта. Тем не менее, удаётся убедить исламистов в необходимости ремонта повреждённого в процессе экстренного торможения шасси и проведения текущих профилактических работ с дорогостоящей техникой. Расчёт командира оказался точным - после замены шасси пришло время намаза - воины ислама дружно покинули аэродром, оставив нескольких караульных. Члены экипажа, свободные от регламентных работ, затеяли с охраной игру на деньги, поставив на кон золотое кольцо. Тем временем, запустив и прогрев двигатели, самолёт начал движение в сторону ВПП. Караульные успешно нейтрализованы, однако исламисты успевают перекрыть взлётную полосу. КВС принимает решение взлетать с её части, рискуя выкатиться на минное поле. Применив на практике знания и опыт, полученные в боевых действиях, командир осуществляет взлёт и уводит самолёт в сторону Ирана на малой высоте, защищаясь от преследователей. Плен продлился 378 дней…

Фотографий с голыми женщинами в кино быть не должно
«Комсомолка» посмотрела картину вместе с ветеранами-афганцами
Сергей ДМИТРЕНКО - 06.02.2010
В минувший четверг по всей стране начали показывать новый российский боевик «Кандагар». Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о том, как в августе 1995 года экипаж самолёта «Ил-76» попал в плен талибов. Спустя год, в августе 1996, летчики смогли бежать, покинув Афганистан на своем же самолете.

Когда в главных московских кинотеатрах по красной дорожке неторопливо дефилировали звездные гости, в это же самое время в Краснодаре на вечерний сеанс фильма шли реальные герои - ветераны Афгана. Они в 70-80-х отдавали свои жизни и здоровье в незнакомой стране. Они не были в плену, но то, о чем ведется речь в фильме, им хорошо знакомо. Мужчины с удовольствием откликнулись на предложение краевых властей бесплатно посмотреть картину, а после поделились своими впечатлениями с корреспондентами «КП».

Кандагарский пейзаж

Это не Кандагар, - первое, что с улыбкой сказали нам бывшие служивые, когда мы осторожно спросили их про ляпы. - Фильм, как известно, снимался в Марокко, и это не могло сказаться на фактуре. Да, показанные в кино хребты окружают этот второй по величине город Афганистана. Но все-таки сама провинция более равнинная и более зеленая. И улочки там уже, чем те, что мы увидели в кино. Сцена, в которой идет ливень (кстати, одна из самых лиричных в картине, - Прим.авт.) оправдана лишь тем, что на дворе стоял февраль. А вообще в этих местах дождя дожидаются по полгода.

Летчики и самолет

На самом деле летчиков было семь, а не пять. Летели они не из Стамбула, а из Албании. Еще один сомнительный эпизод - попытка летчиков сбежать. В какой-то момент командир отказывается взлетать без одного члена экипажа, который остался на земле. На скорости 200 км/час он врубает реверс и нажимает тормоз. Самолет резко встает. По мнению летчиков, колеса просто обязаны были порваться.

В одной из сцен в тюрьме, летчики пьют спирт, вспоминая старое. Сцена очень добрая и трогательная. Коллеги пьют третью рюмку, как и все остальные. Но, как известно, у летчиков принято пить «третью» стоя и молча, не чокаясь.

Отношение местных

В фильме очень хорошо показана неуправляемая сила толпы афганцев, - продолжают ветераны. - Когда они собираются в массы, то слышен неприятный гул.

Я бы не стал кидать камни в людей, вооруженных автоматами, как это делал герой Машкова, – говорит Сергей Нуреев, ныне полковник запаса. - Хотя сами мужчины не делали это. Камни в строй обычно кидали почтенные старики или дети. Они знали, что солдат не ответит. Женщины в фильме все в парандже, а мне в 1984 году, правда в Кабуле, встречались представительницы слабого пола в свободной одежде.

Эпизод с альбомом

Пожалуй, самая сильная сцена – передача командиру экипажа семейного альбома, где один из талибов рвет фотографии.

В их строгом мире нельзя иметь изображения женщин с оголенными ногами, или даже руками или головой, - наперебой поясняют ветераны. - И такие фотки могли только рассердить талибов.

Кстати, несмотря на некоторые ляпы в «Кандагаре», кино бывшим воинам понравилось.

Побольше бы таких фильмов! - Напоследок сказали мужчины. - Мы не должны забывать наших героев.

вчера с мужем сходили в кино, посмотрели этот фильм. насколько я знаю, фильм снимался 4 года. натура в Марокко. осветители с фирмы мужа. снято материала гораздо больше чем показано.
ляпы в кино необходимы, они сглаживают углы. романтики придают...а по поводу 5 а не семь...а знаете, что с момента возвращения в Москву экипаж не общается...сложные отношения...говорят, они так и не стали учить талибов летать. просто самолет обслуживали. ездили по три-четыре человека. а еще, командира экипажа, на премьеру не позвали. хотя он изначально консультировал и отдал свой дневник который вел в плену...и еще, его быстренько списали с работы после возвращения. он умничка, вернулся домой и там летал...

Но самое сильное, они отказались от встречи с Ельциным...с президентом, который не мог вытащить своих из плена около года...

Вот и первый скандал Украинская премьера фильма «Кандагар» оборачивается политическим скандалом
04.02.2010 13:48:10

Сегодняшняя премьера нового российского фильма «Кандагар» оборачивается политическим скандалом на Украине: партия «Русский блок» распространила заявление, в котором выражает протест против того, что в ленте одну из главных ролей отдали актеру Богдану Бенюку, активному деятелю украинской националистической партии «Свобода».

«На экраны скоро выходит новый фильм режиссера Андрея Кавуна «Кандагар», в котором по непонятным соображениям был задействован посредственный украинский актер Богдан Бенюк, который является одним из лидеров профашистской организации украинских националистов «Свобода». Данная организация и ее руководитель Олег Тягнибок систематически выступают за вытеснение русского языка из всех сфер жизни общества и государства Украины. Боевики«Свободы» не раз участвовали в различных антироссийских провокациях, нападениях на ветеранов, угрожали своим политическим и этническим противникам физической расправой», – говорится в заявлении, распространенном «Русским блоком».
«Организация Тягнибока-Бенюка участвует в захватах Православных храмов... «Свобода» активно выступает за вытеснение Черноморского Флота России из Севастополя, поддерживает антироссийские и антирусские настроения.

Богдан Бенюк является одной из ключевых фигур «Свободы» – однозначной антироссийской и русофобской организации. Однако он приглашается в Россию не только на заработки, для участия в российских фильмах», – выражает протест «Русский блок».

«Мы обращаемся к представителям российской культуры и шоу-бизнеса: необходимо быть более внимательными и прекратить практику приглашения на работу откровенных националистов и врагов России!» – призывают авторы документа.

Что было в натуре

3 августа 1995 г. информационные агентства сообщили, что «российский самолет «Ил-76» с семью членами экипажа, совершавший коммерческий рейс Тирана-Шарджа-Кабул был принужден совершить посадку в районе города Кандагар».
Этот самолет, принадлежавший казанской авиакомпании «Аэростан» арендовала фирма «Трансавиа» перевозил ранее грузы из Арабских Эмиратов. Возили всякое: от секонд-хенда до крупных сумм денег. Экипаж самолёта состоял из 7 человек: командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова.
Неожиданно им предложили слетать в Афины заправить там баки и взять в Тиране груз до афганского Баграма. Груз был специфическим – патроны. Но экипаж уже не раз возил оружие и боеприпасы, потому содержимое ящиков подозрения не вызвало.
Два рейса прошли без приключений. Но в третий раз к самолету неожиданно пристроился афганский истребитель и потребовал в эфире на русском языке совершить посадку «для досмотра багажа». Попытка инженера Бутузова потянуть время не получилась – с земли обещали поднять еще один самолет и открыть огонь.
Самолет приземлили под Кандагаром, который контролировали моджахеды движения «Талибан». Уже потом выяснилось, что патроны везли Ахмад-Шаху Масуду, но разведка талибов перехватила информацию, и самолет задержали.
Причиной ареста наших летчиков стал один ящик с крупнокалиберными снарядами, который как-то оказался в самолете. Провоз снарядов был запрещен, и экипаж попал в плен к исламским фундаменталистам.
Потянулись долгие месяцы плена. Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной.
Их держали на голодном пайке из недоваренного и неочищенного риса, изредка кидали арбузы или дыни. Двор дувала, где содержались пленники, часто окружали местные аборигены, которые глазели на наших, как на диковинных зверей. Были и такие, что требовали расправы над чужаками.
Первоначально в качестве условия освобождения заложников лидеры «Талибана» потребовали освободить пленных моджахедов, якобы интернированных на территории бывшего СССР, но это было лишь предлогом. Талибы не знали точно, как использовать пленников.
Несколько раз на экипаж оказывали давление, чтобы вынудить их принять ислам, но они отказывались. Потом у летчиков начались приступы лихорадки, других болезней. В своем дневнике командир экипажа Владимир Шарпатов напишет: «Не дай Бог в моем возрасте попадать в подобные переделки... нас бросили все. МИД и Россия. А уж президенту вообще наплевать. Он в одной Чечне теряет ежедневно больше людей, чем наш экипаж. Все привыкли к потерям...»
МИД ельциновской России в лице Андрей Козырева совершал вялые телодвижения. Попытки содействия осуществлялись с нескольких направлений. Например, Ментимир Шаймиев отправил в Афганистан своего советника Тимура Акулова, который долгое время ездил по стране, пытался вести переговоры.
За освобождение летчиков выступил даже Совет Безопасности ООН, некие действия совершал сенатор США Хэнк Браун, ведь талибы были своеобразным детищем ЦРУ и спецслужб Пакистана.
В ответ «студенты-исламисты» стали выдвигать уже осознанные требования – выдать им бывших министров обороны ДРА и высших чинов ХАДа, которые находились на территории России. Но на это никто не пошел…
Сегодня стало известно, что спецназ ГРУ готовил и силовое освобождение экипажа, однако его отложили. Разрабатывался и план выкупа из плена.
Дни заточения тянулись, вялая надежда на освобождение возникла после начала наступления Масуда, но талибы остановили «панджшерского льва». Внутри коллектива пленников стали возникать разногласия и ссоры. «Все упали духом. Клянут всех и за все. Неужели можно быть такими черствыми, неужели такое большое государство, как наше, не в состоянии организовать и провести переговоры? Но им там, в Кремле, важнее сейчас выборы», - это опять сточки дневника.
Однако через некоторое время к экипажу стали приезжать сотрудники российского посольства и Красного креста, часто захаживал врач-психолог. Директор Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекеладзе, посетив заложников в Афганистане, нашел их в тяжелейшей депрессии. По словам Кекеладзе: «…Больше всех пострадал Шарпатов… У него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться. Шарпатов справился».
О побеге летчики думали с первого дня и даже разработали маршрут – через Иран, но побег спровоцировали сами талибы, которые решили использовать огромную грузовую машину, но эксплуатировать ее не могли. Раз в три месяца летчикам была дана возможность бывать на самолете. Стали лучше кормить и штурман Александр Здор даже умудрялся варить борщ.
Выяснилось, что топлива в баках осталось достаточно, и все приборы работали нормально. Экипаж стал присматриваться к охране.
Помог случай – на шасси лопнул обод, и летчикам разрешили остаться на аэродроме в пятницу 16 апреля, который у мусульман был выходным. В полдень совершать намаз отправились все охранники. В самолете осталось три талиба.
Двигатели - третий и четвертый - запустили с третьего раза и неожиданно сразу вырули на центральную рулежку. Грузовой трап «рампу» закрыли почти на ходу. Талибы всполошились, на взлетную полосу помчался «Урал», к самолету устремились вооруженные люди. Как удалось взлететь при таком коротком разбеге, до сих пор удивляются многие специалисты, ведь за полосой начиналось минное поле, да и встречные автомобили прошли от крыльев в нескольких метрах.
После взлета, возникла проблема с оставшимися на борту охранниками, которым попытались объяснить, что это пробный полет, но один из моджахедов передернул затвор. Но в это время Шарпатов резко сделал «горку», охранники упали на пол, а летчики отобрали у них оружие и связали.
Лететь пришлось на максимально низкой высоте, чтобы не попасть в зону работы РЛС. Посадку совершили уже в знакомой Шаржде.
Когда выходили из самолета, бородатые и оборванные, их никто не узнал, и даже принимали за моджахедов. За их спиной остались один год и тридцать дней афганского плена.
Страна встречала летчиков как национальных героев. Командир корабля Владимир Шарпатов и второй пилот Зиннур Хайруллин были награждены Звездой Героя России, остальным дали по ордену Мужества, и… выгнали из авиакомпании «Аэростан». Уже потом будут муссировать слухи, что к боеприпасам имели отношение криминальные структуры, которые понесли убытки.
Владимир Шарпатов все же смог остаться за штурвалом. Как-то его спросили: «полетит ли тот еще раз в Афганистан?» Он подумал и ответил: «Обязательно! Только на Ту-160 и с полной боевой загрузкой!»

Памяти Андрея Панина.

Фильм основан на реальных событиях

1995 год. Афганистан. Российский грузовой самолет принудительно посажен на аэродроме в столице исламского терроризма - городе Кандагаре. Пятеро российских летчиков захвачены в плен фанатиками-талибами. Им предстоит прожить 378 дней в аду.

Как не предать Родину, если за это тебе обещают свободу? Как не отказаться от своей веры, если за это тебе гарантируют жизнь? Как остаться собой - если за это тебе грозит смерть? Ответ один - бежать.

На аэродроме их ждет самолет. На взлетной полосе - минное поле, истребители - в воздухе, стингеры - на земле. Но у них нет другого шанса вернуться домой…

Новый фильм "Кандагар" ставит перед зрителями нелегкие вопросы и сталкивает их с настоящей, опаляющей душу драмой. Драматическая коллизия картины строится на классическом сочетании саспенса и экшна, она завладевает вниманием зрителя с самого начала и удерживает его до финала, обрушивающегося на публику каскадом ошеломляющих событий. "Кандагар" – это масштабный фильм, смонтированный с применением новейшей компьютерной графики, это потрясающее кинозрелище, созданное командой блестящих профессионалов.

Для справки

14 июля 1995 года российский самолет Ил-76 авиакомпании "Аэростан" совершал коммерческий рейс из Албании (в фильме – из Стамбула) в Кабул. Экипаж самолета состоял из семи (в фильме - пяти) человек: командира Владимира Шарпатова (в фильме его играет Александр Балуев), второго пилота Газинура Хайруллина (Владимир Машков), штурмана Александра Здора (Андрей Панин), бортинженера Асхата Аббязова (Богдан Бенюк ), радиста Юрия Вшивцева (Александр Голубев), инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. На борту самолета находились патроны, предназначенные для правительства Афганистана - груз, нормами международного права признанный гуманитарным.

В небе над Кандагаром наш самолет неожиданно атаковал МИГ-21 - истребитель повстанческого движения Талибан. Экипажу ИЛ-76 было приказано немедленно совершить посадку под угрозой ракетного огня на поражение. Так российские летчики стали пленниками афганских талибов.

Андрей Кавун (режиссер): "Интересно, что до того момента, когда талибы взяли в заложники наш экипаж, их никто всерьез не принимал. Мало ли в Афганистане группировок? Подумаешь, бегают какие-то босые люди с автоматами, стреляют друг в друга, ну и пусть стреляют… Захват заложников сразу привлек к талибам внимание, с ними начали вести переговоры, к ним начали ездить международные делегации, журналисты и телегруппы. Конечно, они бы наших не отпустили ни за какой выкуп, это бы выглядело несерьезно".

Илья Неретин (продюсер): "Наш фильм – это история друзей, которые сначала думают, что они команда, потом решают, что оказались вместе совершенно случайно, и наконец понимают: для того чтобы спастись, им нужно снова стать друзьями, снова стать командой. Если выходить на некий глобальный метафорический уровень, то это очень похоже на историю нашей страны 90-х годов, когда сначала мы все думали, как нам всем вместе хорошо, потом обнаружили, что друг без друга нам еще лучше, потом объявили, что отныне каждый пойдет своим путем, а в результате поняли: для того чтобы куда-то прийти, сначала нужно решить, куда идти. И для решения этого вопроса нужно, скажем прямо, без интеллигентских обиняков, стать единой страной".

Режиссер: Андрей Кавун
Режиссер монтажа: Габриэлла Кристиани
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин
В ролях: Александр Балуев, Владимир Машков, Андрей Панин, Александр Голубев, Богдан Бенюк, Юрий Беляев



Вверх