Ян Гус: краткая биография. Ян Гус — национальный герой и идеолог Реформации

Проповедник

В году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса проклятие и интердикт . Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехал в Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Осуждение и казнь

В г. Гус был вызван на Констанцский собор , имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству . Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета . Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны . Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходил с по 8 июня . После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

Сожжение Гуса. Миниатюра из хроники Шпицера

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд; в частности, он якобы воскликнул «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!) старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, и предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера). Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский , один из его сподвижников.

Наследие

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн , которые вели его сторонники (гуситы) против Габсбургов и их сторонников. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в

Ян Гус (1371-1415) по праву считается национальным героем чешского народа. Он был прекрасно образованным человеком (окончил Пражский университет в 1393 году), являлся настоятелем и проповедником. Читая проповеди, собирал до 3-х тысяч слушателей. В начале XV века занимал должность ректора Пражского университета и делился со студентами своими взглядами. А они, по мнению католической церкви, были ничем иным как ересью. В чём же состояла суть этих взглядов, и почему богопротивные мысли возникли в голове Яна Гуса?

Чтобы понять суть вопроса, давайте вначале ознакомимся с жизнью средневекового университета, в котором вначале Гус учился, а затем преподавал. Дело в том, что в этом учебном заведении студенты и преподаватели организовывались по землячествам или по нациям. Студенты носили кокарды в зависимости от национальной принадлежности. Дружили, выпивали, дрались тоже по нациям.

Всего же таких землячеств насчитывалось 4. Это баварцы, саксонцы, поляки и чехи. То есть в Пражском университете учились люди разных национальностей. Причём нельзя сказать, что между нациями были братские отношения. Иными словами, дружба народов отсутствовала.

Король Карл был человеком справедливым и, естественно, беспокоился о своих чешских подданных. Он стремился, чтобы в собственном университете чехи чувствовали себя уверенно и спокойно. Поэтому ректором всегда был чех. И когда король умер, и его сменил любитель Бахуса Венцеслав, это правило продолжало действовать. В результате Ян Гус и стал ректором, так как являлся чистокровным чехом и профессором богословия.

Надо сказать, что половина населения Праги состояла из немцев. Бюргеры и крупное дворянство делились на онемеченное чешское и немецкое. А вот крестьяне и мелкие дворяне были чистокровными чехами. Разногласия между этими двумя нациями копились давно. А проявлять они себя начали именно в университете. Человеком же, бросившим вызов сложившимся устоям, как раз и стал ректор Пражского университета.

По своей сути Гус являлся человеком честным, набожным и искренним. Его до глубины души возмущали те безобразия, которые творились в католической церкви. Вот он и начал излагать с кафедры свои мысли и суждения по этому вопросу.

Например, ректор считал, что если католический священник совершил уголовное преступление, то его надо судить на общих основаниях мирским судом, а не освобождать от наказания под видом духовного суда. Также жёсткой критике были подвергнуты индульгенции. Ведь каждому честному человеку понятно, что грехи за деньги отпустить невозможно. Следовательно, церковь бесстыже наживается на продаже грамот.

Но чешский ректор в своих обличениях пошёл ещё дальше. Он заявил, что если власть нарушает заповеди Бога, то не может быть им признана. Нельзя также продавать церковные должности и взимать плату за таинства. Все эти громогласные высказывания раздражали власть имущих. Первой ласточкой стал арест друзей Гуса в 1408 году. Их обвинили в ереси, и люди, не выдержав тягот заключения, отказались от своих взглядов.

Проповедь Яна Гуса

В 1409 году римский папа издал буллу против дерзкого ректора. Его проповеди были запрещены, но чешские власти встали на защиту своего соотечественника. Поддерживал его сам король и игнорировал заявления высокопоставленных отцов католической церкви. Но искренний и честный проповедник бросил вызов очень могущественным силам, и всё закончилось трагически.

16 ноября 1414 года начался Констанцский собор , проходивший в городе Констанце (юг Германии) вплоть до 22 апреля 1418 года. В его задачу входило прекратить троепапство, а заодно отрешить от власти папу Иоанна XXIII. Тот был настоящим разбойником, сумевшим пролезть на папский престол. Все неприглядные дела этого человека вскрылись, и его решили низложить. На собор вызвали и Гуса. Таким образом, папу собирались судить за уголовные преступления и жульничества, а пражского ректора за ересь.

Друзья отговаривали ректора ехать на собор. Но император Священной Римской империи Сигизмунд выдал Гусу охранную грамоту , которая гарантировала безопасность. Честный и порядочный чех поверил обещаниям самодержца и явился на собрание высокопоставленных церковников. То есть появился среди тех людей, которых нещадно обличал в своих проповедях.

Результат был такой. Иоанн XXIII, увидев, что для него всё складывается очень печально, бежал из Констанцы, прихватив с собой крупную сумму денег. Остаток жизни он спокойно прожил в Италии, не испытывая нужды и угрызений совести. Наш же честный и порядочный герой был арестован. Но содержали вольнодумца не в тюремном каземате, а в одной из комнат дворца.

Арест ректора вызвал бурю возмущения. Сеймы Моравии и Чехии потребовали освободить их соотечественника. Под давлением общественного мнения император Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе. Это постыдное мероприятие проходило с 5 по 8 июня 1415 года . Нашему герою вменялась ересь и третирование немецких студентов в Пражском университете.

При вынесении приговора мнения разделились поровну. Половина обвинителей признала, что Ян Гус невиновен, вторая же половина утверждала обратное. Последнее слово оставалось за императором Сигизмундом. Тот, узнав, как разделились голоса, побледнел. Под сенью храма воцарилось гробовое молчание. И в этот момент императора спросили: "Ваше величество, какое будет ваше окончательное решение? Вы за учение обвиняемого или против? Признаёте ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?"

Тогда гордый чех с горечью в голосе спросил: "Ваше императорское величество, неужели вы можете так поступать, унижая свою честь и корону. Неужели вы сами отрекаетесь от своей охранной грамоты, заверенной вашей печатью и подписью? Ведь вы же берёте на себя преступление и вероломство. Речь идёт вовсе не о моей жизни, но о вашем честном имени…"

На что император, пряча глаза, ответил: "Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал. Твоё требование безосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов". Действительно, голосование прошло 50 на 50, а решающим стал голос императора. Поэтому большинством голосов мужественный чех был приговорён к сожжению.

После речи императора все были так разгорячены, что ломали столы и бросались их обломками. Во время этого шума Сигизмунд незаметно удалился. То же самое мог сделать и Гус, если бы захотел. В пылу спора о нём все забыли, а может быть сделали вид, что забыли.

Казнь Яна Гуса

Но наш герой прямиком направился в тюрьму. Когда стражники заглянули в камеру, то увидели его стоящим на коленях и усердно молящимся. В ожидании исполнения приговора дверь в камеру не запиралась. Тюремщики почему-то были уверены, что осуждённый не попытается бежать.

Казнь состоялась 6 июля 1415 года . Ян Гус так и не отрёкся от своих взглядов, хотя ему неоднократно предлагали это сделать в обмен на жизнь и свободу. Мужественный чех сгорел на костре. Были также сожжены книги с его работами. Это трагическое событие стало причиной массовых волнений, которые в дальнейшем вылились в гуситские войны .

Вацлав Брожик (1851 - 1901) - один из самых известных чешских художников. Он жил во второй половине XIX века то в Праге, то в Париже и был похоронен на Монмартре. Брожик придерживался академического стиля в живописи, писал жанровые сцены, портреты, пейзажи и часто обращался к историческим сюжетам.

Конечно же, чешский художник не мог пройти мимо такой масштабной фигуры как ЯН ГУС - идеолог чешской Реформации, национальный герой чешского народа, великий проповедник и мыслитель, создатель чешской орфоргафии.

В 1883 году Вацлав Брожик написал одну из самых знаменитых своих картин на исторический сюжет - "Ян Гус на Констанцском соборе".

Эта картина изображает Яна Гуса в самый трагический момент его жизни - на XVI Вселенском соборе в немецком городе Констанце , продолжавшемся более трех лет (1414 - 1418 гг.) и призванном прекратить церковную схизму, то есть раскол католической церкви.

Король Венгрии и Хорватии (с 1387 года), король Германии (с 1410 года), а позже (с 1419 года) - король Чехии, и с 1433 года - император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембург созвал Констанцский собор , чтобы преодолеть Великий западный раскол церкви и выбрать единого папу (что в итоге удалось, новым папой был избран Мартин V , а его конкуренты были объявлены антипапами).

Сигизмунд I Люксембург на портрете Альбрехта Дюрера (1512 г.):

На картине Вацлава Брожика короля Сигизмунда можно видеть в самом центре, естественно, на троне.

Сигизмунд I Люксембург известен не только тем, что прекратил церковную схизму, но и тем, что стал героем исторического анекдота , очень похожего на правду.
Желая показать свою образованность, король на церковном соборе говорил, разумеется, на латыни. Но поскольку в ней он был не особенно силен, то допустил ошибку, употребив слово "schisma" в женском роде. Кто-то осмелился указать ему на эту ошибку в латыни, на что Сигизмунд ответил: "Ego sum rex Romanus et supra grammaticos" ("Я - римский император и выше грамматиков").
Нужно отметить, что Сигизмунд в это время императором еще не был, но его ответ очень хорошо характеризует этого человека.

Впрочем, больше всего в истории Сигизмунд I Люксембург известен не как герой анекдота, и не как инициатор церковного собора, временно закончившего раскол католической церкви, а как тот, кто вынес смертельный приговор Яну Гусу , что привело к многолетним Гуситским войнам, много лет сотрясавшим Центральную Европу.

Вызванному на собор Яну Гусу Сигизмунд обещал личную безопасность, однако своего обещания не сдержал. После того как в ноябре 1414 года Ян Гус прибыл на Констанцский собор, он был арестован и выступал на соборе в качестве обвиняемого в ереси.

Моравские дворяне, а потом и сейм Чехии и Моравии обратились к императору с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе (На картине Вацлава Брожика группа представителей чешско-моравского дворянства изображена в правом нижнем углу; выражение их лиц, особенно самого крайнего - в красном кафтане, красноречиво говорит о том, что ничего хорошего для Гуса от этого заседания собора они не ожидали).

Слово Яну Гусу дали.
Великий чешский проповедник надеялся объяснить собору свою позицию. Он требовал упрощения церковной обрядности, утверждал, что нельзя слепо подчиняться церкви, которая своей деятельностью дискредитирует саму суть веры: "Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана" , ему представлялось недопустимым, когда церковные иерархи призывают поднимать оружие на своих противников - деятельность инквизиции (разве этому учил Христос?). Особенное вомущение Гуса вызывала практика продажи индульгенций. И он справедливо считал, что Слово Божие должно быть понятным для всех прихожан. Именно поэтому свои проповеди Ян Гус читал на чешском языке.

Фрагмент картины:

После допросов и трех слушаний Констанцский собор признал Яна Гуса неисправимым еретиком . Ему было выдвинуто сорок два тезиса обвинений и вынесен смертельный приговор - казнь через сожжение на костре.

"Ян Гус отказывается подписать отречение
накануне казни 5 июля" (Камил Владислав Муттих):

После вынесения приговора Сигизмунд I и архиепископы убеждали Гуса повиниться и тем самым спасти себе жизнь (обвинители на картине изображены слева). Однако он заявил: "Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых не произносил".

Приготовление Яна Гуса к казни
(гравюра 1904 г.):

6 июля 1415 года Ян Гус был казнен как еретик . Он был сожжен прямо в Констанце, пепел после казни смешали с землей и бросили в воды Рейна.

Сожжение Яна Гуса
(рисунок из хроники Шпицера, 1485 г.):

По легенде, к костру, на котором сжигали Яна Гуса, подошла благочествивая старушка, чтобы подбросить вязанку хвороста. И именно о ней в последние минуты своей жизни будто бы сказал великий реформатор: "O, sancta simplicitas!" ("О, святая простота!").
Думаю, впрочем, что это не более чем легенда. Во-первых, потому, что вряд ли стоящий на костре Гус, смотрел на то, что происходит у подножия его эшафота; как истинно верующий человек, он должен был сметреть вверх, на небеса. А во-вторых, странно, что призывавший к проповедям на национальном языке свою последнюю фразу произнес на латыни, а не по-чешски. Однако, его ведь сожгли не в его родной Чехии, а в немецком Констанце...

В 1862 году в Констанце был установлен
памятный знак на месте сожжения Яна Гуса:

Приписывается Яну Гусу и еще одна предсмертная фраза: "Я-то Гусь, а за мной придет Лебедь!" . Будто бы эти он предрекал появление нового реформатора, идеи которого произведут переворот в западном христианстве. Таким реформатором через сто лет после казни Яна Гуса стал Мартин Лютер .

"На сём я стою" (Мартин Лютер в Вормсе 18 апреля 1522 года),
художник Антон фон Вернер (1877 г.):


Скорее всего, это тоже только легенда, придуманная уже после того, как в 1517 году Мартин Лютер выдвинул свои "95 тезисов", вызвавших такой раскол в католической церкви, который она не преодолела до сих пор и видимо, никогда уже преодолеть не сможет. Да и последстия Реформации, начатой Лютером для Западной Европы были намного более катастрофическими, чем региональные Гуситские войны (одна только Тридцатилетняя война чего стоила!).

Впрочем, вернемся к Яну Гусу.

В 1915 году, к 500-летию казни Яна Гуса на Староместской площади Праги был сооружен памятник, автором котрого был чешский скульптор Ладислав Шалоун :

Кстати, картину Вацлава Брожика "Ян Гус на Констанцском соборе" можно увидеть в одном из залов городской ратуши Праги , которая расположена на той же Староместской площади.


А Прага - один из моих самых любимых городов, в котором никогда не бывает скучно! Если кто-то в ней еще не был, то настоятельно рекомендую исправить эту ошибку!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев
- .

Из школьного курса истории,наверняка, все помнят понятие Гусисткие войны, где фигурировало имя Яна Гуса - известного героя-идеолога Реформации.
Ян Гус (Jan Hus) родилсе в 1369 году в городе Гусинец, Южная Чехия. Нужно сказать, что не зря ему присвоили такие почетные звания, как национальный герой, мыслитель, идеолог Реформации, потому как Гус был очень умён. В 1396 году он закончил Пражский университет со степенью магистра искусств, после чего продолжил работу, читая лекции. Спустя четыре года, в 1400 году, Ян Гус приняв священство и стал деканом факультета философии. Паралельно началась и проповедческая деятельность, которая повлияла на дальнейшие события.

Так, в 1401 году он начал читать проповеди в костеле Святого Михаила, а уже через год он занял должность настоятеля и проведника в частной Вифлеемской часовне в Старом городе Праги, где он читал проповеди, на которые собиралось до 3000 человек. Ян Гус в своих речах затрагивал не только проблемы повседневной жизни, но и настойчиво критиковал бюргеров, феодалов и клир. Несмотря на то, что в его речи можно было услышать негативный отзыв о церкви, Гус относил себя к церковнику, который не только вскрывал недостатки людей, но и служил на благо церкви.

Интересно, что когда произошел раскол в римско-католической церкви, Гус, под влиянием трудов английского реформатора Джона Виклифа, сохранял нейтралитет, поэтому в своих проповедях высказывал мнение, координально отличавшееся от официальной политики Католической церкви.

Если заглянуть в Википедию и посмотреть что проповедовал Гус, то можно увидеть следующие его мнения:

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.


Ян Гус считал справедливыми свои суждения, поэтому старался донести их до каждого. Таким образом, по его приказу стены Вифлеемской часовни были расписаны рисунками, где можно было увидеть наглядное подтверждение его учениям; Гус сочинил несколько песен, которые сразу же стали известными в народе, а после провел реформу чешского правописания, которая способствовала пониманию книг среди простонародья.


Имя Яна Гуса широко известно и в мире филологии. Именно он стал автором труда "Чешская орфография", где он смог сделать невозможное - каждый звук передать отдельное буквой, разработав диакритические знаки.

После проведения дискуссии об учениях Виклифа, где участвавали его сторонники - архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить, и, другие лица, было оказано сильное влияние духовенства, что заставило главу католической церки отказаться от поддержки Гуса.
В этот же промежуток времени были арестованы и обвинены в ереси друзья - сторонники Яна Гуса - Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые в дальнейшем отказались от прежних убеждений.

В 1409 году папа Римский издал буллу - средневековый папский документ со свинцовой печатью, в котором был отдан приказ архиепископу предпринять карательные действия против Яна Гуса. Таким образом, все проповеди Гуса были под запретом, все книги, намекавшие на реформу были собраны и сожжены.
Несмотря на решение папы, власти были на стороне национального героя чешского народа, что поспособствовало росту его влияния среди горожан. Осенью 1409 года были запрещены проповеди в частных церквях, в том числе и в Вифлеемской часовне. Ян гус отказался выполнять приказ и подал аппеляцию к Христу.

В 1411 году Яна Гуса обвинил в ереси архиепископ Збинек, что в последствии бросило тень на университет и короля Вацлава IV, поддерживавшего реформатора. Такое обвинение оскорбило короля и он издал указ, конфисковать все владения представителей церкви, которые придерживались мнения Збинека. Архиепископу пришлось бежать в Венгрию, где он скончался в пути 28 октября 1411 года.

В 1412 году началась продажа индульгенций антипапой Ионанном XXIII с целью организации похода против другого антипапы Александра V. После того, как Ян Гус выскаказал свое мнение, которое было против индульгенций и против права иерархов сражаться, антипапа Иоанн наложил на Яна Гуса интердикт- запрет на все церковные действия и требы. Чтобы интердикт не распространился на всю Прагу, Ян Гус переехал в Южную Чехию, в город Краковец, где дворянство не подчинялось решениям папы. Собственно, в Краковце, Ян Гус и продолжил открытую критику как церковной так и светской власти.

В 1414 году в городе Констанце проходил XVI вселенский собор, который преследовал одну цель прекратить Папский раскол. На него был вызван Ян Гус, который был под личной охраной императора австрийского Сигизмунда. После прибытия Гуса в город, выяснилось, что император вместо нужной грамоты вручил ему самую обычную подорожную грамоту. Яну гусу предъявили обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, после ченр арестовали и заключили в одной из комнат дворца, где проходил Констанцский собор.

Некоторые сторонники Гуса пытались напомнить Сигизмунду о данном обещании защитить Гуса, но он отказался от своих слов и не вмешался в ход событий.
На допросах Ян Гус долгое время не давал никаких показаний, пока ему не зачитали смертный приговор, который могли привести в исполнение в любое время, если тот не станет защищаться. После побега Иоанна XXIII в связи с требованием собора отречься от престола, Гус был передан под содержание констансткого архиепископа, посадившего Яна на хлеб с водой.

8 мая 1415 года Сигизмунду была отправлена петиция от моравской шляхты, в которой было излождено требование освободить Яна Гуса и дать ему высказаться на соборе. 12 мая этого же года такой же протест был выскащан сеймом Чехии и Моравии, а затем чешским и польским дврянством, находившимся в Констанце.
Сигизмунду не оставалось ничего, кроме как организовать слушание дела Яна Гуса на соборе, которое длилось с 5-8 июня. По окончанию слушания, Яну Гусу был вынесен смертный приговор, который мог быть отклонен, если бы Гус отрекся от своих убеждений. Стоит лишь прочесть одну фразу Яна Гуса, чтобы понять, почему он не отрекался от своих убеждений, которая гласит так: "Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил."
По окончанию суда, Ян Гус снова апелировал к Христу.


После того, как Гус отправил окончательное письменное послание собору об отказе отрекаться от убеждений 1 июля 1415 года, через 5 дней смертный приговор был приведен в действие - Ян гус был сожжен на костре.

Говорят, что перед смертью, когда старушка, подложила хворосту в костер, Ян воскликнул: "О, святая простота!". Так же легенда гласит и о пророчестве, которое предсказывало появление великого реформатора, чьи труды будут услышаны (Мартина Лютера). Перед смертью он сказал "-Я-то - Гусь, а за мной придет Лебедь!"
После казни Гуса, таким же образом был казнен один из его сподвижников Иероним Пражский.

Казнь Яна Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые не принесли в коненом счете стране Реформации.

В Чехии Яна Гуса чтят, как борца за национальную самобытность против немцев. Здесь установлены памятники, музеи и улицы, где фигурирует его имя.


К примеру, в 1915 году, к 500-летней годовщине казни, на Староместкой площади Праги был установлен Памятник Яну Гусу. Кроме того, в 1918 году была основана Чехословацкая гуситская церковь,поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью, на сегодняшний день имеющая около 100 000 сторонников

О Яне Гусе напоминает обширное литературное наследие, вклад в развитие чешского языка и орфографию.

Каждый год, 6 июля в городах Чехии и Словакии зажигают костры, чтобы почтить память национального героя.

Гус Ян (Huss, John) (ок. 1372-1415), чеш. религ. реформатор. Будучи проповедником в Праге и ревностным сторонником взглядов Уиклифа, он вызвал враждебное отношение к себе церкви и был отлучен (1411), предан суду и сожжен на костре. После смерти был объявлен мучеником, его последователи ("гуситы) начали войну против "«Священной Римской империи», и на первых порах нанесли неск. серьезных поражений армии императора.

Отличное определение

Неполное определение

Ян Гус

Великий чешский религиозный деятель Ян Гус родился около 1369 г. в местечке Гусинец, на границе Богемии и Баварии. Родители его были, видимо, незажиточными крестьянами. Гус рано лишился отца, и воспитанием его занималась мать. Закончив находившуюся неподалеку от Гусинца Прахатицкую школу, Гус около 1390 г. отправился учиться в столицу, где записался студентом на факультет свободных искусств Пражского университета. В 1393 г. он получил степень бакалавра свободных искусств, а в 1396 г. - магистра. Вскоре после этого, около 1401 г., его рукоположили в священники и в том же году избрали деканом факультета искусств. Наконец, в октябре 1402 г. Гус был в первый раз избран на высшую академическую должность ректора университета. Примерно в то же временя в образе жизни Гуса произошла значительная перемена. Под влиянием книг - прежде всего сочинений Уиклифа - он из веселого светского человека превратился почти что в аскета. Сохранилось много доказательств глубокого влияния на Гуса идей английского реформатора. Один из знакомых Гуса позже вспоминал, что тот однажды признался: «Книги Уиклифа открыли мне глаза, и я читал их и перечитывал». Однако преувеличивать это влияние не следует. Хотя собственные сочинения Гуса местами являются дословными извлечениями из Уиклифа, он не принимал его учение целиком. В частности, в важном вопросе о евхаристии он имел свое мнение. Если Уиклиф учил, что при пресуществлении хлеб остается хлебом и Христос присутствует в причастии только символически, а не телесно, то Гус (в полном согласии с католическим учением) считал, что Христос действительно содержится в святом причастии приблизительно так, как душа содержится в человеке - внешность хлеба покрывает Его, как тело душу. Гус не разделял и многих других радикальных взглядов Уиклифа. Он не отрицал полностью папской власти, глубоко чтил таинство священства и принимал общий взгляд католической церкви на важную посредническую роль духовенства в отношениях между Богом и мирянами. Различались их взгляды и на значение Писания. Если для Уиклифа Писание заключало в себе все христианское учение, то для Гуса оно было лишь его основой. Как и все католики, он считал, что учение продолжает развиваться правилами святых пап и постановлениями соборов. Не касаясь католических догм, Гус, однако, очень сурово бичевал пороки современной церкви. Его речи встречали живой оклик в мирянах и оказали огромное воздействие на современников. Во времена Гуса чешское общество переживало подъем национального самосознания, сопровождавшийся оппозицией к католическому духовенству. Пражские граждане громко требовали, чтобы проповеди в церквах произносились не только по-латыни и по-немецки, но и по-чешски. Король Вацлав IV поддержал это требование, и вскоре в Праге открылась новая часовня, получившая название Вифлеемской. Здесь выступало несколько весьма красноречивых проповедники, однако ни один из них не приобрел и малой доли того значения, которое придали этой часовне выступления Гуса. Его бледное, исхудалое лицо, его задумчивые глаза поражали прихожан еще прежде, чем раздавался его голос. На фоне общего упадка нравственности духовенства, его репутация всегда была кристально чистой. Один из личных врагов Гуса позже писал о нем: «Жизнь его была сурова, поведение безупречно, бескорыстие такое, что он никогда ничего не брал за требы и не принимал никаких даров и приношений». В своих проповедях он не стремился поражать прихожан красотой слога, речь Гуса не была ни пылкою, ни блестящею, так что на слушателей действовала, главным образом, сила и искренность его убеждения. Обличения Гуса всегда бывали суровы и беспощадны он не щадил ни светских, ни духовных лиц, постоянно говорил о высокомерии духовенства, о погоне за иерархическими повышениями, о корыстолюбии и жадности. Поводов для этого было больше чем достаточно. Состояние церкви тогда являло собой самое безотрадное зрелище. Многим верующим вообще казалось, что она из «Божьего дома» превратилась в учреждение, предназначенное исключительно для сбора денег. Папы облагали ежегодной податью весь христианский мир и брали еще сверх установленного. Папский двор открыто торговал церковными должностями. Большие доходы римской курии давала продажа индульгенций, до глубины души возмущавшая всех добропорядочных христиан. Ко всему этому прибавилось еще многолетнее двоепапство. В 1378 г на папский престол были избраны одновременно Урбан VI и Климент VII. После этого на протяжении полувека Европа видела «мерзость запустения на святом месте». Часть государств признавала римского первосвященника. Другие отдавали предпочтение его противнику, утвердившему свой двор в Авиньоне. Папы и антипапы то и дело предавали друг друга проклятию и непристойно ссорились. Расколу не было видно конца, и у добропорядочных христиан возникало сомнение, что Христос бдит свою церковь. Всем было ясно, что оба первосвященника - ложные наместники Христа, оба антихристы, и что единственным способом поправить дело было свергнуть и низложить обоих Чешская церковь также являла собой грустную картину упадка. Многие пражские священники почти открыто жили с любовницами, устраивали пиры с танцами, играли в кости, охотились и совершали другие неподобающие поступки. Монахи (в одной Праге их было более тысячи) проводили большую часть времени в праздности и предавались самым разнообразным порокам. Многих из них замечали в связях с женщинами. Но хуже всего была безудержная жажда золота, охватившая тогда всю церковь. «Последний грошик, который старушка завяжет себе в покрывало, чтобы уберечь его от вора или разбойника, этот грошик сумеет у нее выманить священник и монах… - говорил Гус - Богатство отравило и испортило церковь. Откуда войны, отлучения, ссоры между папами и епископами? Собаки грызутся из-за кости. Отнимите кость - и мир будет восстановлен. Откуда подкуп, симония, откуда наглость духовных лиц, откуда прелюбодеяния? Все от этого яда». Резкие речи Гуса сильно задевали духовенство. В адрес пражского архиепископа Збынека стали поступать многочисленные жалобы. «У нас, - писал один из доносчиков, - раздаются возмутительные проповеди, которые терзают души набожных людей, уничтожают веру и делают духовенство ненавистным народу». Крайне раздражало многих утверждение Гуса, что священник, требующий денег за совершение таинств, особенно от бедных, виновен в «симонии и ереси». Возмущались и тем, что Гус по поводу смерти одного каноника сказал: «Я не хотел бы умереть, имея такие доходы». Злясь на Гуса, враги долгое время не имели возможности обвинить его ни в чем серьезном. Но потом ему все чаще (и совершенно необоснованно) стали приписывать еретические заблуждения. В 1403 г в Пражском университете разгорелась полемика из-за богословского учения Уиклифа Немецкий магистр Гюбнер извлек из его трактатов 45 еретических положений, для обсуждения которых ректор Геррасер созвал всех пражских докторов и магистров. Заседание носило бурный характер. Когда общественный нотарий прочел предосудительные параграфы, то за новые идеи встала целая фаланга магистров-чехов, видевшая в Уиклифе своего учителя. Но они не смогли добиться победы, и по окончании прений большинство постановило: «Чтоб никто не учил, не проповедовал и не утверждал, ни гласно, ни тайно, вышеупомянутых параграфов под страхом нарушения присяги». За этим постановлением поначалу не последовало никаких карательных мер. Среди придворных и коллег Гуса было много уиклифистов, да и сам он в проповедях никогда не скрывал своего расположения к английскому вероучителю. Но с годами враждебное отношение официальной церкви к идеям Уиклифа становилось все более непримиримым. В конце 1407 г. Римский Папа Григорий XII направил пражскому архиепископу буллу с требованием искоренить сектантов, проповедующих против учения о святом причастии. После этого в 1408 г началось новое, более жестокое гонение. Опять были осуждены пресловутые 45 параграфов, идеи Уиклифа строго запрещалось преподавать и защищать. Партия уиклифистов в Чехии терпела поражение и вскоре должна была совсем исчезнуть, но тут, к счастью для нее, между королем и архиепископом возникли серьезные трения. Причиной их стал церковный раскол: в то время как архиепископ Збынек со всем капитулом продолжал ориентироваться на Рим, король Вацлав (выступавший за низложение обоих соперников - как римского Григория XII, так и авиньонского Бенедикта XIII) потребовал от своих подданных соблюдения нейтралитета. (Предполагалось, что на Пизанском соборе, созыв которого Вацлав активно поддерживал, будет наконец избран законный папа, который положит конец многолетнему расколу.) Споры о нейтралитете имели важные последствия для Пражского университета. С самого основания он не был чисто чешским национальным учреждением, поскольку служил главным умственным центром не только для чехов, но и для немцев. Согласно уставу, штат университета - как профессора, так и студенты - разделялся на четыре нации - чешскую, польскую, баварскую и саксонскую. Во всех делах внутреннего самоуправления каждая нация имела один голос. Формально этим провозглашалось равенство наций, но фактически такая организация обеспечивала полное господство немецкой партии, ибо баварцы и саксонцы были природными немцами, а в польскую нацию записывались по преимуществу выходцы из Силезии. Вопрос о нейтралитете, возбужденный королем, вызвал в университете раскол по национальному признаку. Немецкие профессора и высшее чешское духовенство твердо стояли за Григория, а чешская партия, возглавляемая Гусом, единодушно высказалась за нейтралитет. Разгневанный архиепископ назвал Гуса «непокорным сыном церкви» и запретил исполнять какие бы то ни было священнические обязанности. Вместе с ним были отрешены остальные сторонники нейтралитета. Но эта мера, вместо того чтобы напугать чешскую нацию, воодушевила ее. Симпатии пражского населения были всецело на их стороне. Гус предложил обратиться к королю с прошением об изменении университетского устава таким образом, чтобы при решении всех вопросов голоса немцев и чехов были уравнены. Король поначалу принял Гуса очень недружелюбно, но потом удовлетворил его пожелание. Итогом всех этих движений стал раскол Пражского университета. Немцы, возмущенные новшеством, стали требовать восстановления своих прав. Вацлав вспылил, велел прогнать ректора, отобрать у него печать и ключи. Тогда 16 мая 1409 г. более пяти тысяч немцев - профессоров и студентов - оставили Прагу и удалились в Лейпциг, где основали новый немецкий университет. В результате чешские последователи Уиклифа вновь усилились. Победа над немцами сделала имя Гуса необычайно популярным в Чехии, а особенно в Праге. В октябре 1409 г. прошли выборы первого после раскола ректора университета. Им вторично стал Ян Гус. Собравшийся в то же время при поддержке Вацлава собор прелатов в Пизе, избрал (в пику Григорию и Бенедикту) новым папой Александра V. Архиепископ, после тщетной борьбы с королем, вынужден был признать этот выбор. Но он продолжал оставаться врагом Гуса. В марте 1410 г. Збынек добился от папы буллы, осуждавшей ересь Уиклифа и дававшей ему самые широкие полномочия в ее искоренении. Спустя четыре месяца он велел публично сжечь все книги Уиклифа, которые ему удалось заполучить, а затем изрек проклятие Гусу и его сторонникам. Но когда священники стали, согласно его распоряжению, провозглашать отлучение Гуса, народ силой воспротивился этому во всех церквях. Большинство пражских священников было так запугано, что уже не осмелилось повторять проклятие. Но кое-где сторонники архиепископа осилили. Почти целый месяц в пражских церквах продолжались беспорядки и замешательство. Наконец король строгими мерами прекратил их. В общем, в Чехии победа осталась за последователями Гуса. На его стороне всецело был университет и королевский двор, его горячо поддерживали жители Праги. Но за пределами королевства отношение к нему оставалось прямо противоположным - под влиянием папских булл здесь постепенно утверждалось мнение, что Гус настоящий еретик. Его стали требовать в Рим для разбирательства, но Гус не поехал, так как опасался расправы. Тогда в феврале 1411 г. его предали папскому проклятию. Однако Гус, не обращая внимания ни на архиепископские, ни на папские отлучения, продолжал проповедовать в своей часовне. В последние годы своей жизни он, подобно Уиклифу, много сил отдал переводу на чешский язык Библии. К этому времени уже имелись чешские переводы многих книг Священного Писания, но не все они были удовлетворительного качества, разнились по стилю и языку (единого литературного чешского языка в то время еще не существовало, бытовало несколько диалектов). Гус внимательно просмотрел все эти переводы, исправляя ошибки и огрехи, и, подобно Уиклифу, создал наконец для народа Библию, которую тот мог читать без затруднений. Между тем гонения на Гуса усиливались. В 1412 г. папа Иоанн XXIII велел предать его новому отлучению. Проклятие должны были повторить при колокольном звоне, с зажжением и погашением свечей. В формуле проклятия говорилось, что отныне никто не должен давать Гусу ни пищи, ни питья, ни приюта, и место, на котором он стоит, подвергается интердикту. Всем верным сынам церкви вменялось в обязанность задерживать Гуса везде, где бы они его ни встретили, и отдавать в руки архиепископу или епископу. Вифлеемскую часовню, как рассадник ереси, папа велел уничтожить. Осуществить эти угрозы в Праге, где у Гуса насчитывалось множество сторонников, не было никакой возможности. Когда однажды враги Гуса попытались сорвать богослужение в Вифлеемской часовне, мгновенно сбежались толпы народа, и устрашенные противники ушли ни с чем. Король также оставался покровителем Гуса, хотя ссора последнего с папой ему очень не нравилась - она бросала тень на репутацию Вацлава, ибо враги распространяли о нем в Европе слухи как о защитнике еретиков. В конце 1412 г. он уговорил Гуса уехать из Праги и тем положить конец смуте. Находясь за пределами столицы, тот написал свое главное сочинение «О церкви». Оно стало его завещанием для чешских реформаторов. Осенью 1414 г. по требованию императора Сигизмунда в Констанце собрался церковный собор, который должен был покончить с затянувшемся расколом западной церкви. (Пизанский собор не смог этого сделать; фактически он даже усилил его, так как вместо двух пап оказалось три). Попутно в Констансе решались другие запутанные церковные дела. Дело Гуса было одним из них, и император отправил ему личное приглашение на собор. Сигизмунд писал, что предоставит Гусу возможность высказать свои взгляды, и обещал отпустить его на родину даже в том случае, если Гус не подчинится решению собора. Многие друзья Гуса, зная непостоянство Сигизмунда, отговаривали его от этой поездки. Однако Гус решил ехать. Ему казалось, что, явившись на собор, он оправдает себя перед обвинителями и убедит в истинности своих идей не только мирян, но и прелатов. Когда Гус приехал в Констанс, здесь уже было шумно и многолюдно, хотя собор еще не открылся. Первое время на него не обращали внимания и казалось, никому нет до него дела. Но это была только иллюзия. Враги слишком ненавидели его, чтобы позволить вырваться из своих рук. Расправа над чешским реформатором была предрешена. Гус ожидал справедливого суда или публичного диспута и был уверен в своем успехе. Однако, судьба его решилась совсем другим способом. 28 ноября 1414 г. кардиналы, собравшись к папе Иоанну XXIII, келейно обсудили учение Гуса и решили, что он должен быть взят под стражу. В тот же день несчастного заключили в доминиканском монастыре, в мрачной сырой камере, примыкавшей к клоаке. Это произошло без ведома императора. Поначалу Сигизмунд пришел в сильный гнев и объявил о своем намерении силой освободить узника. Но спустя некоторое время он резко сбавил тон и предоставил духовенству полную власть над судьбой своего подзащитного. Гуса перевели в замок Готтлибен, принадлежавший констанскому епископу, заковали в цепи и держали в большой строгости. В июне 1415 г. начался публичный суд над Гусом. Всего было три заседания, но ни на одном из них Гусу не дали свободно высказаться. Чтобы придать законный вид готовившейся расправе, ему старались приписать распространение еретических положений Уиклифа. Гус искусно защищался, хотя находился в очень трудном положении - ему приходилось в одиночку противостоять целому собору враждебных епископов. Формально вина его так и не была доказана. Большинство членов собора готово было удовлетвориться пожизненным заключением обвиняемого. Но для этого требовалось, чтобы Гус признал свои заблуждения. Он отказался наотрез. Прелатам ничего не оставалось, как объявить его упорным еретиком и приговорить к сожжению на костре. Казнь состоялась 6 июля 1415 г.



Вверх