Памятник минину и пожарскому на красной площади. Что достаточно знать о памятнике Минину и Пожарскому

6 сентября 1817 году Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому; он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород.

Это была первая скульптурная композиция Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.

Всенародный монумент

Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.

Двойной повод

На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

Памятник-кочевник

История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.

Водным путем

Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

Инновации

Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Народный фольклор

С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади - один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед . Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.

Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения - нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.

Скульптурная композиция

Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу - это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.

Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.

Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин - кокошники; позади женских фигур - отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой - Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.

Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818".

Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

Кто такие Минин и Пожарский?

Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский - русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.

Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода - важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина - мясника, с 1611 года - нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению. По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.

"Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году" (1861, художник Михаил Песков)

На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.

Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.

Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.

История памятника

Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.

Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.

Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз - отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса - архитектор Авраам Мельников.

В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.

Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его "историческим мусором", а писатель Демьян Бедный в стихотворении "Без пощады" отозвался о бронзовых героях как о "двух казнокрадах". К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.

При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.

В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых - Алексей - сражался в армии Кутузова, а второй - Никита - был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.

На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (~ 18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.

Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: "Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского".

Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве - до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.

Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.

В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы - на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.

Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.


По преданию, после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась надпись:

Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610-1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.


1. Минин. Одежда представителя народа не стилизована под античную: туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нём порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, ещё не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своём имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Её текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Иван Петрович Мартос
1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764-1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804-1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.

Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.

Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств

Отливка памятника была поручена Василию Екимову - литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Поэт Д Алтаузен требовал снести памятник и установить на его месте памятник Н.Некрасову.

Памятники Минину и Пожарскому в других городах

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Установлен в июне 1989 года (скульптор О. К. Комов).

Памятник Козьме Минину в Балахне,Нижегородская область.

Памятник был создан для поднятия патриотического духа и торжественно открыт 7 ноября 1943 года в г.Горьком (Нижнем Новгороде) (скульптор Александр Колобов).

Фигура Минина была выполнена из недолговечного материала (бетона) и покрашена под бронзу. Летом 1985 года памятник, требующий ремонта либо замены, демонтировали и отправили в Балахну, на предполагаемую родину героя.

Памятник Дмитрию Пожарскому в сквере у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске, Московская область

В 1610—1611 годах Дмитрий Пожарский был воеводой Зарайска.

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский, Ярославская область

Памятник Дмитрию Пожарскому в селе Пурех, Нижегородская область



Вверх