Оперетта Московская. Сильва. Оперетта Московская Оперетта сильва содержание арии

История музыка так же непредсказуема, как человеческая жизнь – и случается так, что самые жизнерадостные и светлые произведения рождаются в тяжелые времена. Впрочем, даже это не кажется удивительным, когда речь идет о жанре оперетты, тем более, о таком выдающемся мастере этого жанра, каким был . В 1914 г. он начал работать над одной из известнейших своих оперетт, которая называлась… однозначно нельзя сказать, как она называлась, поскольку у нее было три заглавия. Либретто Лео Штейна, предложенное композитору, именовалось «Да здравствует любовь!», но публике она известна под двумя другими называниями – «Королева чардаша» и «Сильва».

В Европе уже шли военные действия – но гром пушек не был слышен в Ишле, куда удалился , чтобы работать над новым сочинением. «Королеву чардаша» он писал на вилле «Роза». Место это примечательно не только тем, что его посещал в детстве будущий император Франц Иосиф – здесь бывали (а главное – работали) многие выдающиеся композиторы и музыканты: , Йозеф Иоахим. Здесь рождалась опера Джакомо Мейербера «Пророк» («Иоанн Лейденский»). История оперетты тоже связана с виллой «Роза» – создавал здесь свою оперетту «Граф Люксембург»… И вот теперь здесь рождалась «Королева чардаша».

Как известно, на любую ситуацию можно взглянуть под разными углами зрения – из одного и того же сюжетного мотива может вырасти и трагедия, и комедия. При взгляде на сюжет творения Кальмана нельзя не вспомнить такую глубоко трагедийную вердиевскую оперу, как «Травиата»: в обоих произведениях мы встречаем героиню, принадлежащую к числу презираемых высшим обществом женщин (в одном случае – куртизанку, в другом – артистку варьете), но далеко не вульгарную, и влюбленного в нее добропорядочного аристократа, которому гордые и чванливые родственники никогда не позволят жениться на такой женщине. Ситуация в оперетте, пожалуй, может показаться даже более острой: Эдвину, влюбленному в певицу Сильву, родители навязывают брак со Стасси – девушкой его круга, в которую влюбляется Бони – друг Эдвина… В опере (да и в реальной жизни) такая ситуация не привела бы ни к чему хорошему – но у оперетты свои законы: под веселые, искрометные мелодии все драматические перипетии рассеиваются как дым: выясняется, что мать Эдвина сама в молодости выступала в варьете (причем в том же самом, что и Сильва), и после раскрытия такой семейной тайны строгому отцу – князю Волапюку – уже неудобно запрещать сыну жениться на певице. В финале перед нами предстают две счастливые пары: Эдвин и Сильва, Бони и Стасси – любовь восторжествовала над сословными предрассудками!

Если первоначальное заглавие оперетты – «Да здравствует любовь!» – идеально отражает сущность ее сюжета, то название окончательное – «Королева чардаша» – как нельзя лучше характеризует ее музыкальную сторону: этот зажигательный венгерский танец играет важную роль в творении Кальмана. Очертания чардаша возникают уже в выходной арии Сильвы – «Хей-я, о хей-я!»: медленная, томная мелодия сменяется зажигательной фришкой. Чардаш представляет собой и другая ария главной героини, звучащая в первом акте – «О, не ищи ты счастья». Появляются в оперетте и другие танцевальные ритмы – вальс (например, рефрен дуэта Эдвина и Сильвы из первого действия), канкан.

Хотя в оперетте и присутствуют сольные номера (наряду с уже упомянутыми ариями Сильвы можно назвать, например, лирическое ариозо Ферри – старого театрала, сочувствующего влюбленным), все же преобладают в «Королеве чардаша» номера ансамблевые: дуэты, терцет «Гей, возьми, цыган, скрипку» (Бони, Сильва и Ферри), радостный квартет счастливых молодых влюбленных, завершающий произведение, и другие. В финалах всех трех актов важную роль приобретает хор.

Несмотря на тревожные события эпохи, зачастую препятствовавшие контактам композитора и либреттиста, завершил «Королеву чардаша» осенью 1915 г. Немало волнений доставила композитору премьера – дело в том, что Кальман был суеверен, а спектакль был назначен на тринадцатое ноября… Разве можно было ожидать чего-нибудь хорошего от такой даты! Однако тринадцатого спектакль не состоялся – нет, не из-за событий Первой мировой войны, а из-за артиста Йозефа Кёнига, лишившегося голоса. Но если вы думаете, что это успокоило автора, вы ошибаетесь: перенос премьеры – тоже плохая примета, ничем не лучше тринадцатого числа! Одним словом, Кальман был морально готов к сокрушительному фиаско – и ошибся в своих предположениях: оперетту ждал грандиозный успех, мелодии из нее напевала вся Вена.

Война не помешала российской премьере «Королевы чардаша», состоявшейся в 1916 г. – правда, реалии времени все же наложили отпечаток на этот спектакль: имена действующих лиц были изменены. Иным стало и заглавие – «Сильва». С тех пор в нашей стране эта оперетта Кальмана чаще всего ставится именно под таким названием.

Все права защищены. Копирование запрещено.

«Королева чардаша» (нем. Die Csardasfurstin) – оперетта венгерского композитора , написанная в 1915 году. Замысел произведения, посвященного звезде варьете Сильве Вареску, возник у композитора еще в начале 1914. Захваченный сюжетом произведения, Кальман с необычайным энтузиазмом принялся за работу. Несмотря на исторические события, из-за которых возникали перерывы в написании «Королевы чардаша» , оперетта была закончена. Ее премьера состоялась 1915 года в Венском театре.

Сценическую судьбу оперетты «Королева чардаша» , которую также называют , можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2 000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. , или «Королева чардаша» много лет назад начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день.

Сюжет оперетты «Сильва»

Сильва Вареску дает прощальный спектакль перед предстоящими гастролями в Америке. Ее возлюбленный Эдвин опаздывает на это событие. Когда же он появляется в варьете, Бонни вручает ему срочную телеграмму, в которой родители князя настаивают на разрыве отношений своего сына с певицей и немедленном возвращении домой.

Эдвин не отвечает родителям. Несмотря на это, князь договаривается о переводе сына в другой полк. Эдвин же решается и делает предложение Сильве. Обручение происходит прямо в варьете. Но сразу же после торжественной церемонии возлюбленным пришлось расстаться.

Бонни показывает Сильве приглашение на помолвку Эдвина и Стасси. Сердце Сильвы разбито. Чтобы отвлечь ее от грустных мыслей, Бонни пытается образумить Сильву и уговаривает не отказываться от американских гастролей.

Стасси демонстрирует Эдвину приглашения на их будущую свадьбу, дату которой он попытался перенести. На торжество в доме князя Воляпюк под именем графини появляется Сильва вместе с Бонни. Бонни влюбляется в Стасси. Сильва и Эдвин возобновляют свои отношения, и Эдвин отменяет запланированную помолвку. Узнав об этом, князь возмущен, и вечер завершается скандалом.

Варьете «Орфеум» становится местом финальной развязки истории. Князь Воляпюк узнает, что женат на бывшей шансонетке по прозвищу «Соловей». Бонни подталкивает Сильву признаться в любви Эдвину как раз в тот момент, когда сам Эдвин появляется в комнате.







Художник-постановщик – Наталья Хохлова.

Художник по свету – Сергей Мартынов (Москва).

Краткое содержание

Первое действие







Второе действие

Первая картина





Князь Воляпюк пытается во всеуслышание объявить о помолвке Эдвина со Стасси, но Эдвин перебивает отца и говорит о том, что у него есть другое обязательство, другая любовь - вот она, графиня Кониславу. Но Сильва отказывается от не принадлежащего ей титула. Она не графиня, а княгиня -княгиня Воляпюк. Вот ее контракт! Эдвин готов выполнить свое обязательство, но Сильва разрывает контракт и покидает княжеский дворец. За ней следуют Бони и Ферри.

Вторая картина

Гостиница, где остановились Сильва, Бони и Ферри. Ферри уговаривает Сильву вернуться на сцену: искусство залечит сердечные раны. Сюда приехал Эдвин: он не может без Сильвы. А следом появляется его отец. Эдвин не хочет сейчас с ним встречаться. Князь Воляпюк говорит Бони о том, что Стасси опозорена, но Бони тут же просит ее руки. Для подтверждения он звонит по телефону, и Стасси дает согласие. Бони убегает за ней, а появившийся Ферри раскрывает тайное прошлое Юлианы, жены князя, которая тоже когда-то пела в «Орфеуме». Она была знаменитой шансонеткой Соловей. Эдвин и Сильва примиряются. Оперетта заканчивается победой любви.

«Сильва» возвращается в Самару
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета", 03.12.2013

В Самаре состоится премьера оперетты Имре Кальмана "Сильва"
"niasam.ru", 06.12.2013

На самарской сцене пройдет премьера оперетты «Сильва»

"afisha.63.ru", 09.12.2013

Возвращение королевы
Александр Владимиров
"parkgagarina.info", 12.12.2013

Оперетта "Сильва"
Телеканал "Смара-ГИС", 13.12.2013

На оперной сцене зазвучала кальмановская «Сильва»
Татьяна Богомолова
"Волжская коммуна", 16.12.2013

Премьера "Сильвы"
ТРК "Терра", 16.12.2013

«Без женщин жить нельзя на свете…»
Татьяна Гриднева
"Самарская газета", 17.12.2013

"Место встречи"
Телеканал "Губерния", 20.12.2013

"Комсомольская правда - Картина дня"
Олег Ракшин, оператор: Галина Щерба.
21.12.2013

Сильва Вареску,
Эдвин,
Бони,
Стасси,
Ферри,
Юлиана Воляпюк,
Князь Воляпюк, отец Эдвина,
Помощник режиссёра,
Молодой Ронс,
Старый Ронс,
Камеристки Сильвы,
Пожарный,
Тенор,
Нотариус,
Лакей, дворецкий,
Артисты кордебалета «Орфеума».

Имре Кальман (1882-1953) .

Либретто Л. Штайна и Б. Йенбаха.

Ближайшие оперетты

О спектакле Действующие лица

Имре Кальман один из основоположников и наиболее видных представителей новой венской оперетты, отличающейся остротой сюжетных ситуаций, развернутой музыкальной драматургией, эффективной оркестровкой. Его искусство обладает не только щедрым мелодическим даром, но и способностью психологически тонко обрисовать внутренний мир героев.

Оперетта Имре Кальмана «Сильва» известна и под другими названиями: «Королева чардаша», «Княгиня чардаша». Сюжет ее – «театр о театре», рассказ о судьбе артистки варьете. Окружение Сильвы – князья, графы. Ее талантом восхищаются, но влюбленный в Сильву Эдвин, сын князя Воляпюк, из-за сословных предрассудков не может на ней жениться. Переплетаются судьбы героев, и постепенно становится ясно, как обманчиво многое в их жизни… «Сильва» – была, есть и всегда будет опереттой номер один, ее вдохновенные мелодии рассказывают о всепобеждающей силе любви, которой не страшны никакие преграды.

Режиссер-постановщик оперетты – заслуженная артистка России Евгения Тенякова – стремится отойти от обычных для этого жанра «штампов»:

- Я хочу, чтобы зрители увидели в оперетте не просто развлечение, не набор остроумных реплик и комических трюков. В знаменитой оперетте Имре Кальмана, кроме череды обычных ситуаций, есть и глубокие человеческие чувства. Меня интересовала яркость чувств и переживаний героев, хотелось увидеть в веселом сюжете человечность, воплощение мечты о любви и верности. Вечная тема большинства оперетт - тема любви, а в «Сильве» показано, как эта тема преломляется в каждой судьбе по-своему. Рядом с темой любви через всю оперетту проходит тема театра, театральной «изнанки», закулисья. Шекспир сказал: «Мир театр». Оперетта утверждает: «и любовь – тоже своего рода театр».

Художник-постановщик – Наталья Хохлова.

Художник по свету – Сергей Мартынов (Москва).

Краткое содержание

Первое действие

В антракте за кулисами появляется группа завсегдатаев вместе с Бони и Ферри. Бони видит входящего Эдвина. У него для Эдвина телеграмма от родителей, которые требуют порвать с Сильвой. Но Эдвин думает только о Сильве. Он умоляет ее не уезжать. Сильва тверда: они должны расстаться, ведь брак их невозможен.

Бони окружен веселыми девушками кордебалета. Он предлагает себя в помощники балетмейстера. Ферри и Бони хотят утешить Сильву. Появляется еще один посетитель - кузен Эдвина Ронс, ротмистр. Он пришел за Эдвином: его требуют в полк. Ронс напоминает: Эдвин обручен с графиней Стасси, скоро помолвка. Он дает Бони пригласительный билет. Бони уходит помочь Сильве уложить вещи.

Эдвин решается объявить всем, что женится на Сильве тут же, сейчас. Зовут нотариуса. Эдвин пишет обязательство: через восемь недель скрепить брак. Ферри призывает Сильву и Эдвина проверить свои чувства и благословляет влюбленных. Они подписывают контракт.

Снова появляется Ронс. Сильва уговаривает Эдвина идти, выполнить свой воинский долг. Он уезжает. Вбегает Бони: все уложено, можно ехать. На рассказ Сильвы о происшедшем, Бони показывает приглашение на помолвку Эдвина и графини Анастасии. Он не имел права заключать новый контракт. Сильва в отчаянии.

Второе действие

Первая картина

Бал в особняке князя Воляпюка в Вене. Эдвин, не зная о том, что Ронс рассказал о его помолвке со Стасси, к которой он никогда серьезно не относился, удивлен и обеспокоен молчанием Сильвы. На его многочисленные телеграммы нет ответа. Эдвин танцует со Стасси. Она знает о Сильве, но не против брака с кузеном. Эдвин хочет забыть обо всем. А ведь прошло ровно восемь недель со дня отъезда Эдвина из Будапешта - кончается срок контракта. На бал приехали Сильва, Бони и Ферри. Бони представляет Сильву князю Воляпюку как свою жену. Эдвин растерян и ничего не понимает. Пока старый князь танцует с Сильвой, которой он очарован, Эдвин пытается выяснить у Бони, что произошло. Сильва возвращается, а Бони ускользает. Бони с первого взгляда влюблен в Стасси.

Эдвин снова подле Сильвы. Он наблюдал за ней и видит, что она несчастна. Значит, Сильва любит его. Бони нарушает их уединение и... благословляет любящих. Считая, что Сильва - законная жена Бони и, следовательно, носит титул графини Кониславу, Эдвин хочет вести ее к родителям: на разведенной графине ему позволят жениться! Эдвин убегает, а Сильва снова предается отчаянию: значит, на актрисе Сильве Вареску Эдвин жениться не может!

«Виват, Оперетта!» Наше время можно назвать эпохой ремейков: переснимаются фильмы, перепеваются песни. Не отстал от этой тенденции и Московский Академический театр оперетты - внес режиссерско-художественные коррективы в классику оперетты Имре Кальмана «Сильва». Можно ничего не знать об оперетте, но не знать величайшее творение - «Сильву» невозможно. Мне есть с чем сравнивать это новое «прочтение». Я выросла на великолепных спектаклях Новосибирских театров Оперы, Балета и Музыкальной комедии. Я видела музыкальные спектакли театров Санкт-Петербурга, Свердловска, прекрасного театра оперетты Урала в «закрытом Свердловске-44». В то время за качеством спектакля следили театральные критики, перед премьерой комиссия просматривала спектакль, следя за качеством и целостностью литературно-музыкального материала, отсекая наносную временем пошлость. Я живу в Москве и часто посещаю классические музыкальные, балетные спектакли и мюзиклы. Возможно, в 13-й или 15-й раз за 76 лет жизни, я пришла 18 января 2015 г. на оперетту И.Кальмана «Сильва» с началом в 13 часов! Несомненная удача для зрителей московской области и единственная возможность не опоздать на последнюю электричку после вечерних спектаклей. Каждый театр имеет своего зрителя, а его количество определяется достойной статуса театра афишей, высокообразованным, с внутренней творческой культурой художественным руководством и талантливой труппой. Московского интеллигентного зрителя театр постепенно теряет, зал заполняется гостями города. Назначение театра - воспитывать художественный вкус у молодых москвичей и новоприезжих, а не опускаться до уровня периферии, обделенной отсутствием театральной культуры. Внося в ткань спектаклей плоские шутки и сомнительные мизансцены, театр получает гарантированные аплодисменты части зала, но теряет лицо жизнерадостной Дамы - Оперетты. Не буду называть фамилии, поделюсь своим впечатлением о спектакле: нелепая сцена в княжеской усадьбе с намеренным обрушением шатра, бессмысленно-бесконечная перекатка тумб-столов по планшету. Какая режиссерская находка - мизансцена князя и княгини вокруг корзинки с бутылками, лежащими на травке княжеской усадьбы!.. (Это - не о нынешних-ли князьях?) А блестящий офицер - князь Эдвин озабочен многочисленными пробежками через всю сцену, напоминая бестолковую суету по казарме рядового перед увольнительной. Походка, жестикуляция, элементы туалета дам походят более на подружек обслуживающего персонала усадьбы, чем на общество, прибывшее во дворец князя по случаю обручения его сына Эдвина и графини Стасси. Режет слух тембр голоса камеристки, нелепая не по эпохе ширма с поступательным вектором -«туда-сюда»… Внешний вид и манеры родовитого князя больше напоминают хозяйского ловчего или конюшего. Выход певички-цыганочки Сильвы «верхом на блюде» на фоне задника, заимствованного, вероятно, из египетских декораций спектакля «Антоний и Клеопатра» был бы «находкой» для «Орфеума»…1915 года. Классику жанра спасает блестящий актерский состав исполнителей ролей Сильвы, Эдвина, Стасси, Цецилии и Бони. Хорош «простак» Бони, актер имеет хореографическую подготовку, но и здесь нужна мера в количестве достойных похвалы вертикальных и горизонтальных шпагатов. Великолепную визитную карточку театра - спектакль-обозрение «Большой канкан» с лучшими сценами из оперетт, со старыми милыми сердцу декорациями, подвижными фурами-павильонами сохранили, но внесли в 1-й акт подвесное разноцветие люминесцентных колеблющихся ламп, никоим образом не вписывающихся в сцены из хороших советских оперетт. Огромной афишей обладает жанр музыкальной комедии. Где прекрасные спектакли: «Свадьба в Малиновке» и «Бабий бунт», «Женитьба гусара» и «День чудесных обманов», «Баядера» и «Цыганский барон»? Денег в «директорском кармане» не много, но в Москве сегодня есть меценаты, которые не позволят сойти с высокого венского пьедестала Её Величеству - классической Оперетте. Людмила Владимировна Афанасьева.

Людмила Афанасьева

Режиссер-постановщик Инна Хачатурова

Дирижер-постановщик заслуженный артист Грузии Лев Шабанов

Балетмейстер-постановщик Марина Лепилина

Сценограф заслуженный артист Кубани, кавалер Ордена Трудового Красного знамени Владимир Пермяков

Произведение: оперетта в 2-х действиях

Возрастные ограничения: 12+

Стоимость билетов: 500 руб., 300 руб.

В будапештском мюзик-холле любимица публики Сильва Вареску заканчивает гастроли. Влюбленный в нее Эдвин, сын князя Воляпюка, несмотря на запреты отца и на требование вернуться в полк, делает Сильве предложение. Сильва сомневается в возможности неравного брака. Друг Эдвина Бони куплетами «Красотки кабаре» и «Без женщин жить нельзя на свете» хочет утешить Сильву, но она поет горестное «О не ищи ты счастье». Эдвин решительно подписывает брачный контракт. Однако Бони рассказывает Сильве о помолвке Эдвина с графиней Стасси, но Эдвин равнодушен к Стасси, он ждет ответа от Сильвы.

На балу у князя Воляпюка в Вене появляются граф Бони и Сильва, представившиеся супругами. Князь очарован Сильвой, Бони влюбился в Стасси. Эдвин и Сильва грустно вспоминают «Помнишь ли ты…» На разведенной графине Сильве отец разрешит жениться – сообщает Эдвин Сильве, а на актрисе Эдвин жениться не может! Бони просит у князя руки Стасси, Эдвин – руки Сильвы. И хотя князь утверждает, что в его роду не было певичек, ему напоминают, что его жена тоже пела когда-то в мюзик-холле. Князь сдается. Квартетом молодых «Нам с тобой судьбой самой любовь дана» заканчивается оперетта.

С ильва Вареску - лауреат Международных конкурсов Наталья Виноградова

Эдвин Воляпюк - лауреат Международного конкурса Роман Байлов

Стасси - Наталья Тысячная

Бони Канислау - лауреат Международных конкурсов Владимир Басов

Леопольд Воляпюк - заслуженный артист РФ Николай Смирнов

Юлиана - Галина Перерва

Ронс - почетный деятель искусств СК Дмитрий Патров

Кисс, нотариус - Дмитрий Пилишвили

За дирижерским пультом - заслуженный артист Грузии Лев Шабанов










Опрос зрителей Театра оперетты

Уважаемый зритель!



Вверх