Насильственное установление однопартийной системы; насильственное установление однопартийной системы

1.Формирование однопартийной политической системы…………………3

2.Политическая борьба в руководстве большевистской партии в 1920-е годы. Складывание режима личной власти И.В.Сталина………………8

3.Политическая система СССР в конце 1920-х годов……………………18

Формирование однопартийной политической системы.

В 1922 году состоялся суд над группой эсеров, обвинявшихся в заговоре против советской власти, контрреволюционной пропаганде, пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам. Суд признал их виновными по всем пунктам обвинения. С эсеровским движением было окончательно покончено. В 1923 году началась непримиримая борьба с меньшевиками, которые еще имели определенное влияние в обществе. Была поставлена задача «окончательно разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Эта задача была выполнена в короткие сроки. Меньшевики тоже были социалистами, и мировое социалистическое движение негативно относилось к преследованию меньшевизма. Поэтому большевики не рискнули провести над ними показательный процесс. Они развернули мощную кампанию по «разоблачению» недавних партийных товарищей. В результате меньшевики стали восприниматься в обществе как носители крайне враждебной, антинародной идеологии. Меньшевистская партия быстро теряла сторонников и в конце концов распалась, прекратив свое существование. Уже к 1924 году в стране окончательно установилась однопартийная политическая система, в которой РКП(б) получила безраздельную власть.



В годы Гражданской войны партия большевиков фактически исполняла функции органов государства. Сложилась «диктатура партии», как было признано на XII съезде РКП(б). Это было продиктовано военной ситуацией в стране. В ходе войны в 1919 сформировался также новый партийный орган - Политбюро ЦК РКП(б), тесный круг большевистских лидеров, которые и принимали основные решения. Ситуация не изменилась и после Гражданской войны: Политбюро стало главным политическим центром страны, определявшим пути развития советского государства.

Руководить партийной работой Ленину помогал секретариат ЦК. При Ленине это был технический орган, созданный для сугубо аппаратной работы. Но в 1922 году Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести дела в отсутствие вождя. А чтобы поднять авторитет новой должности, придумали ей эффектное название – генеральный секретарь. На эту незначительную должность назначили Сталина. Но Сталин сумел поставить работу так, что секретариат стал главным органом управления в партии, а должность генерального секретаря – главным постом.

Так появились не только основные структуры партии, но и оформилась ее роль в государстве. В течение всей советской истории компартия будет осуществлять фактическое руководство страной, а пост лидера партии всегда будет высшим постом в СССР.

В январе 1923 года Ленин продиктовал «Письмо к съезду», в котором он предлагал переместить Сталина с должности генсека. Вождь предупреждал, что такие черты характера Сталина как нетерпимость и грубость несовместимы с должностью генсека. Письмо было оглашено на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года, после смерти Ленина. Но делегаты решили оставить Сталина на посту генсека, мотивируя свое решение сложной обстановкой внутри партии и угрозой ее раскола со стороны Троцкого. Тем самым съезд РКП(б) определил и путь, по которому пойдет страна. Под руководством Сталина сформируется политическая система советского государства, которая останется практически неизменной в течение всего времени существования СССР.

Сталин, опираясь на отдельные высказывания Ленина, выдвинул новую идеологическую установку о том, что социализм может быть построен «в одной отдельно взятой стране». Резко против такой установки выступил Троцкий, убежденный сторонник мировой революции. В партии разгорелась непримиримая борьба.

У конфликта была и другая причина. В 1923 году Троцкий подверг критике порядки, сложившиеся в РКП(б). Он заявил, что партия разделилась на две части – на функционеров, выбираемых сверху, и на партийную массу, от которой в партии ничего не зависит. Это был выпад против Сталина, руководившего партийным аппаратом. Троцкий категорически возражал против растущего влияния Сталина в РКП(б).

Сталин, в свою очередь, резко осудил Троцкого в том, что тот не верит в возможность построения социализма в СССР.

В 1926 году XV конференция ВКП(б) приняла сталинский тезис. Троцкий потерпел поражение.

Другой причиной конфликта стала политика партии в деревне. Против «деревенского нэпа» выступили Каменев и Зиновьев. Они объединились с Троцким и решили выступать единым блоком. В 1927 году оппозиционный блок попытался организовать демонстрацию протеста. Попытка не удалась, а Троцкий, Каменев и Зиновьев были исключены из партии. В 1928 году Троцкий был выслан в Алма-Ату, а в 1929 году – выдворен из страны.

Новый политический конфликт вспыхнул в 1927 году в связи с продовольственным кризисом.

По утверждению Сталина, мелкое крестьянское хозяйство неспособно удовлетворить растущие потребности страны, а крупные производители-кулаки саботируют хлебозаготовки. Он выступил за массированную индустриализацию страны и за коренные реформы в деревне, результатом которых должно стать появление крупных коллективных хозяйств (колхозов).

Оппонентом Сталина стал Бухарин. Причиной хлебозаготовительного кризиса, по его мнению, стали ошибки руководства страны. Он выступил за сохранение нэпа в деревне, высказался против создания крупных коллективных хозяйств, считая, что индивидуальные крестьянские хозяйства еще долго будут основой аграрного сектора.

Сталин обвинил Бухарина и всех приверженцев нэпа в «правом уклоне». Общество поддержало Сталина. По всей стране прошли собрания и митинги с разоблачением взглядов Бухарина, Рыкова и их сторонников. В прессе была организована массированная и безжалостная критика «правоуклонистов». В 1929 году Бухарин был выведен из состава Политбюро, Рыков смещен с поста председателя СНК СССР. За «правоуклонизм» из партии были исключены около 150 тысяч человек.

Реализация политических уроков Кронштадта, так же как и экономических, началась на Х съезде РКП (б). Среди решений съезда была не только резолюция о замене продразверстки продналогом, но и строго секретная, хотя и не менее значимая для дальнейшей судьбы страны резолюция «О единстве партии». Она запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами (очень популярными в тот период были общепартийные дискуссии).

Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих политических оппонентов вне рядов РКП (б).

В декабре 1921 г. по предложению председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского ЦК РКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд над эсерами состоялся в июне-августе 1922 г. Трибунал ВЦИК обвинил арестованных в разное время органами ВЧК видных деятелей партии социалистов-революционеров в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, а также в контрреволюционной пропаганде и агитации. И это при том, что сами большевики приступили к практической реализации экономических и хозяйственных требований, выдвинутых эсерами и меньшевиками еще в 1919-1920 гг., облачив их в одежды «новой экономической политики». Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни. Но после протестов мировой общественности казнь была отложена и поставлена в зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле. Естественно, что после судебного процесса партия эсеров была обречена.В июне 1923 г. в ЦК РКП (б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», в которой ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Большевики не рискнули провести над меньшевиками такой же «показательный» процесс, как над эсерами, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения. Однако большевики развернули мощную кампанию по шельмованию своих недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы встало в ряд самых негативных идеологических понятий. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии.

Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Гражданская война в России: причины, ход, результаты.

Начало гражданской войны обычно относят к 25 октября 1917 года . Однако до середины 1918 года оппозиция большевизму из монархических и буржуазных партий надеялась избежать начала гражданской войны и решить судьбу мирными средствами, преимущественно парламентскими. До середины 1918 года наблюдаются вооруженные выступления отдельных частей под руководством военных и политических лидеров (Керенский, Духонин, Краснов ). С мая 1918 года складываются белые армии и сопротивление большевизму приобретает организованный характер. В ход гражданской войны вмешались иностранные державы (США, Англия, Франция, Япония), осуществив интервенцию и финансово-техническую помощь белым армиям. Эти страны стремились остановить распространение большевизма на свои территории и вернуть вложенные в экономику России деньги.

Периодизация Гражданской войны:

4) III этап февраль 1919 – весна 1920;

Становление однопартийной системы в стране. 1918 – конец 20-х гг.

О формировании в нашей стране однопартийной системы можно говорить с июля 1918 г., потому что левые эсеры, не участвуя в правительстве в октябре-ноябре 1917 г. и марте-июле 1918 г., располагали местами в Советах всех уровней, руководстве наркоматов и ВЧК, при их заметном участии создавались первая Конституция РСФСР, важнейшие законы Советской власти. Активно сотрудничали в Советах в то время и некоторые меньшевики.

Подавление плюрализма началось сразу же после Октябрьской революции. Декретом «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г. была запрещена одна партия - кадеты. Сила кадетов заключалась в их интеллектуальном потенциале, связях с торгово-промышленными и военными кругами и поддержке союзников. Но как раз это запрещение партии подорвать не могло, скорее всего это был акт мести некогда самому влиятельному противнику.

Реальными соперниками большевиков в борьбе за массы были анархисты. Они приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти, но представляли угрозу большевикам с их требованием централизма. Они выражали стихийный протест крестьянства и городских низов против государства, от которого они видели только налоги и всевластие чиновников. В апреле 1918 г. анархисты были разогнаны. Предлогом к их разгрому послужила их несомненная связь с уголовными элементами, что дало власти повод называть всех без исключения анархистов бандитами. Часть анархистов ушла в подполье, другая - влилась в партию большевиков.

С другой стороны с большевиками соперничали правые меньшевики и эсеры, выражавшие интересы более умеренных слоев рабочих и крестьян, жаждавших политической и экономической стабилизации в целях улучшения своего материального положения. Большевики делали ставку на дальнейшее развертывание классовой борьбы, перенеся ее в деревню, что еще более увеличило разрыв между ними и левыми эсерами, образовавшийся в связи с заключением Брестского мира. В результате в июне - меньшевики и правые эсеры, а после июля - левые эсеры были исключены из Советов. В них оставались еще эсеры-максималисты, однако ввиду своей малочисленности существенной роли они не играли.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в зависимости от изменения политики партий меньшевиков и эсеров по отношению к власти Советов они то разрешались, то вновь запрещались, переходя на полулегальное положение. Попытки как с той, так и с другой стороны к условному сотрудничеству развития не получили.

Курс на искоренение политического плюрализма и недопущение многопартийности был подтвержден резолюцией XII Всероссийской конференции РКП(б) в августе 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях», которой все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т.е. антигосударственными, хотя в действительности большинство их посягало не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах. Против них должны были быть направлены прежде всего меры идеологической борьбы. Репрессии не исключались, но официально должны были играть подчиненную роль.

Организованный летом 1922 г. процесс Боевой организации Партии социалистов-революционеров был призван сыграть прежде всего пропагандистскую роль. Проводившийся в Колонном зале Дома Союзов в Москве в присутствии многочисленной публики, иностранных наблюдателей и защитников, широко освещавшийся в прессе, процесс был должен представить эсеров как безжалостных террористов. После этого легко прошел Чрезвычайный съезд рядовых членов ПСР, объявивший о самороспуске партии. Затем о своем самороспуске объявили грузинские и украинские меньшевики. В литературе последнего времени преданы огласке факты о роли РКП(б) и ОГПУ в подготовке и проведении этих съездов.

Таким образом, на многопартийности в 1922-1923 гг. был окончательно поставлен крест. Думается, с этого времени можно датировать завершение процесса формирования однопартийной системы, решающий шаг к которому был сделан в 1918 г.

В январе 1918 г. состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны.

В РСФСР начала складываться однопартийная политическая система.

Экономические преобразования. До прихода к власти большевики представляли себе социалистическую экономику, как экономику без частной собственности, директивную, где государство должно взять в свои руки все товары и выдавать их населению по мере необходимости.

В декабре 1917 г. для руководства государственным сектором в экономике был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне безвозмездно должны были получить 150 млн. десятин земли, принадлежавшей помещикам, буржуазии, церкви, монастырям.

Аграрная политика большевиков вызвала социальную напряженность в деревне, так как Советская власть поддерживала бедноту. Это вызвало недовольство зажиточных крестьян-кулаков. Кулаки стали придерживать товарный (на продажу) хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим СНК перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян. В деревню посылались продовольственные отряды (продотряды). Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. вместо местных Советов. "Черный передел" земли наносил удар по крупным хозяйствам помещиков, зажиточных крестьян (отрубников, хуторян), т.е. уничтожались положительные стороны аграрной реформы П.А. Столыпина. Уравнительное распределение вело к падению производительности труда и товарности сельского хозяйства, к худшему использованию земли.

Продовольственная диктатура не оправдала себя и потерпела неудачу, т.к. вместо запланированных 144 млн. пудов хлеба собрано было всего 13, а также привела к выступлениям крестьян против власти большевиков.

Социальные преобразования. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования.



Национальная политика Советского государства определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 г. - Белоруссии. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики.

Первая Советская Конституция РСФСР (принята 10 июля 1918 г.) закрепила принцип унитарности нового государства, но народы России получили право на областную автономию. Народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.

В 1918 г. первыми национальными областными объединениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 г. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.

Борьба за власть в России в 1917 году - это ключевое событие для истории государства, итогом которого было установление однопартийной системы в стране.

Во время событий в феврале 1917 года была свергнута абсолютная монархия, на смену ей пришло Временное правительство, которое по оценкам, было слабым и нерешительным, вследствие чего оно было свергнуто в Октябрьскую Революцию радикальными социалистами, большевистской фракцией социал-демократической партии, которые отделились и сформировали «Российскую коммунистическую партию (большевиков)». К лету 1918 года произошел окончательный этап формирования однопартийного правительства под предводительством В.И. Ленина. Стоит отметить, что большинство современных исследователей сходятся на том, что создание именно такой модели государства большевиками изначально не планировалось и стало чистой импровизацией в условиях жёсткой борьбы за власть.

После прихода к власти перед большевиками встали несколько альтернатив дальнейшего государственного строительства: власть Советов с образованием в них «однородного социалистического правительства» из разных социалистических партий, растворение Советов в партийной организации с передачей государственной власти непосредственно партии, сохранение Советов с подчинением их партии. Был избран третий вариант, и центр принятия решений перемещается из советских органов в партийные, из ВЦИК и СНК в ЦК РСДРП(б).

V Съезд Советов принимает Конституцию 1918 года. Конституция окончательно зафиксировала, что единственной властью в России являются Советы. Система Советов была унифицирована, также окончательно закреплено лишение избирательных прав бывших «цензовых элементов», круг которых был определён следующим образом:

1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Также избирательных прав были лишены лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой: лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В общей сложности избирательных прав было лишено около пяти миллионов человек.

Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В.И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922-1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть - с другой.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:

1923-1924 гг. - «триумвират» (И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси^-ление Сталина.

1925 г. - Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

1926-1927 гг. - Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928-1929 гг. - Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции». http://www.portal-slovo.ru/history/35430.php

Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

С момента победы большевиков в ожесточенной борьбе за власть, прохождение через Гражданскую войну, уничтожение и подавление оппонирующих партии, можно говорить о том, что с 1920 года коммунистическая партия была единственной легальной в СССР.

В 30-е гг. ВКП(б) являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло cocтояться без одобрения партийных ячеек.

Комсомол, профсоюзы и общественные организации в основном просто связывали партию к массами. Профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.), использование которого принесло миллионы жертв среди народа.

Итогом этого периода можно считать принятие конституции в 1936 году. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал. Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Данный период характеризуется большими изменениями в организации государственного единства. Заметно возрастает централизация: компетенция Союза расширяется, соответственно сужаются права союзных республик.

В период Великой Отечественной Войны в государстве происходит перестройка на военный лад, что выражалось в том, что 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. Была проведена перестройка государственного аппарата. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства, вследствие чего в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. В период же 50-60 годов происходит изменение государственного аппарата с целью демократизировать государственную структуру и убрать централизм. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Можно сказать, что принятые меры не прошли даром, жизнь в Советах оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Также, стоит отметить, что в 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Были проведены меры по улучшению правопорядка и законопослушности, проведена реформа судебной системы. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. - М., 1996.

С середины 60-х годов СССР входит в период замедления темпов общественного развития, проявляется тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим.

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий, в конечном счете, по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Можно сказать, что реформирование дало результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, так как отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. Все о КПСС // http://www.kpss.ru/

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.

Таким образом, логичным завершением кризиса стал такой процесс как «перестройка», начиная с 1986 года и окончательный развал СССР. В «перестроечном» периоде выделяют три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Начальный период Перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») - антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А.Н. Яковлев, Е.Т. Лигачёв, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей». Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991гг. - М., 1992.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989-1991). Заключительный этап Перестройки, берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР
Рубрика (тематическая категория) История

ʼʼЛевоэсеровский мятежʼʼ . Заключение Брестского мира изменило отношения большевиков с их партнерами по правительственной коалиции - левыми эсерами. Первоначально они поддерживали переговоры с Германией, но оказались не готовы к заключению сепаратного мира, который, по их мнению, отодвигал перспективы мировой революции. На IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде Советов левоэсеровская фракция голосовала против ратификации мира и отозвала своих наркомов из правительства. При этом было заявлено, что партия обещает Совнаркому ʼʼсвое содействие и поддержкуʼʼ. Разрыв, однако, был неполный: левые эсеры остались во ВЦИК, входили в коллегии наркоматов, работали в других учреждениях. Левые эсеры составляли треть коллегии ВЧК и такую же часть ее отрядов.

Противоречия левых эсеров и большевиков резко обострились в мае - июне 1918 ᴦ., после принятия декретов о продовольственной диктатуре и комбедах. Левые эсеры были против диктатуры в продовольственном делœе, против развязывания гражданской войны в деревне. Лидеров партии смущало, что в официальных документах фигурировали не только ʼʼкулакиʼʼ и ʼʼдеревенская буржуазияʼʼ, но и ʼʼдержатели хлебаʼʼ. Οʜᴎ не без оснований опасались, что декреты ударят не только по кулаку, против чего никто не возражал, но и по среднему, мелкому крестьянству; документ обязывал каждого ʼʼвладельца хлебаʼʼ сдать его, а ʼʼвсœех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пунктыʼʼ, объявлял ʼʼврагами народаʼʼ. Левые эсеры негативно отнеслись и к созданию, комбедов, называя их ʼʼкомитетами лодырейʼʼ.

14 июня 1918 ᴦ. голосами большевистской фракции (левые эсеры воздержались) из ВЦИК были исключены меньшевики и эсеры, что было фактическим переворотом, ибо сделать это имел право только съезд. Вслед за ними была решена участь и партии левых эсеров, которая к лету 1918 ᴦ. оставалась самой массовой (в ее состав входило н е менее 300 тыс. человек). Руководство левых эсеров попыталось добиться перемен большевистской политики на V Всероссийском Съезде Советов (работал 4-10 июля 1918 ᴦ. в Москве). При этом располагавшим на съезде 30% голосов делœегатов левым эсерам сделать этого не удалось. Тогда они прибегли к популярной в их партии форме давления - политическому террору. Эту позицию поддержал ЦК партии.

6 июля левый эсер Я. Г. Блюмкин застрелил германского посла Мирбаха. Выступление было плохо подготовлено организационно и не имело четкого плана. Лишь вечером 6 июля, задним числом, левоэсеровский ЦК одобрил шаг Блюмкина. Сам он после теракта укрылся в отряде ВЧК, которым командовал левый эсер Д. И. Попов. Явившийся туда с требованием выдать виновников Дзержинский был задержан, а вслед за ним изолированы еще около 30 коммунистов. По телœеграфу в различные города были разосланы телœеграммы с призывом к восстанию против ʼʼгерманского империализмаʼʼ.

Выступление эсеров (в советской историографии оно получило название ʼʼлевоэсеровский мятежʼʼ) большевики использовали как повод для разгрома оппозиции. Некоторые исследователи на основании документов о событиях 6-7 июля приходят к выводу, что мятежа не было как такового: он был спровоцирован большевиками для разгрома партии и ликвидации ее лидеров. В пользу этого свидетельствуют масштабы выступления (фактически только в Москве, причем со стороны эсеров участвовало менее 1000 человек), а также оперативность большевистского руководства в жестких ответных мерах.

В день мятежа фракция левых эсеров на V съезде была изолирована, а ее лидер М. А. Спиридонова стала заложницей. В ночь на 7 июля 4 тыс. верных большевикам латышских стрелков привели к повиновению отряд Попова, который насчитывал 600 человек. 12 участников выступления во главе с заместителœем Дзержинского В. А. Александровичем были расстреляны. Эхом московских событий стало выступление в Симбирске командующего Восточным фронтом левого эсера М. А. Муравьева, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ также было подавлено.

После 6 июля большевики не позволили фракции левых эсеров участвовать далее в работе V съезда. В партии начался раскол, охвативший как руководящие органы, так и низовые организации. Одни партийцы поддержали свой ЦК, другие перешли на сторону большевиков, третьи объявили о своей независимости. В считанные дни одна из самых массовых российских партий прекратила существование как единая организация. Большевики заявили, что будут сотрудничать лишь с теми эсерами, которые не поддержали свой ЦК, после чего развернулась чистка местных Советов от нелояльных левых эсеров, что свело их влияние практически к нулю. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существование Советской власти на двухпартийной базе завершилось.

Конституция 1918 ᴦ. Еще на III съезде Советов было принято решение о подготовке новой Конституции, которая бы юридически закрепила сложившееся государственное устройство. 1 апреля 1918 ᴦ. ВЦИК создал комиссию по ее написанию. Текст ее сначала был представлен на обсуждение в ЦК партии, и лишь затем представлен на Съезде советов. Уже в июле 1918 ᴦ. V съезд Советов принял Конституцию РСФСР и окончательно закрепил проведенные коренные преобразования. В выработке конституции приняли участие как ведущие большевистские деятели (В.И. Ленин, Я. М. Свердлов, Ю. М. Стеклов, И.В. Сталин, М. Н. Покровский) и левые эсеры (Д. А. Магеровский, А. И. Шрейдер) так и специалисты в области экономики и права (Д. П. Боголепов, М. А. Рейснер, И. И. Скорцов). Принятая конституция обобщила основные, уже принятые декреты советской власти.

Первый раздел ее состоял из ʼʼДекларации прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ, принятой III Всероссийским съездом Советов. В нем провозглашалась коллективная собственность на средства производства, создание государства диктатуры пролетариата и т. п. Конституция определяла цель Советского государства - ʼʼуничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение делœения общества на классы... установление социалистической организации общества...ʼʼ.

Основной государственный закон Советской России производил двойственное впечатление. Ряд ее положений отличался подлинной демократичностью: конституция закрепила переход базовых средств производства в собственность народа, равноправие наций, федерацию как форму государственного устройства; декларировала основные свободы и права - свободу союзов, собраний, совести, печати, (правда, реальность была далека от декларируемых положений), равноправие граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности. Провозглашалось отделœение церкви от государства и школы от церкви.

При всœем вышесказанном конституция носила открыто классовый характер.
Размещено на реф.рф
Устанавливалась диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства в виде советской власти. Не закреплялось право частной собственности, неприкосновенности личности, жилища Конституция вообще не содержала понятия ʼʼправа человека и гражданинаʼʼ. И. В. Сталин писал, что ʼʼсоветская конституция появилась не как соглашение с буржуазией, а как следствие революцииʼʼ. По этой причине она не содержала гарантий и прав граждан от государства. Защиту рабочего класса, по мнению большевиков, нужно было осуществлять не от государства, а с его помощью. ʼʼЭксплуататорские элементыʼʼ - частные торговцы, служители культа͵ бывшие полицейские, лица, использующие наемный труд, - лишались избирательных прав. Порядок выборов давал преимущества рабочим перед крестьянами: на съезды советов 1 рабочий депутат избирался от 25 тысяч избирателœей, а 1 крестьянский - от 125 тысяч. Выборы были многостепенными (непосредственно населœением избирались только городские и сельские советы).

Разделы, касающиеся вопросов власти, провозглашали всœевластие советов, предоставляя им право исполнительной и законодательной власти. Объединœение двух этих ветвей власти стало одним из принципов организации управления. Это подчеркивалось тем, что в разделœении функций ВЦИК и СНК (верховной исполнительной и законодательной власти) не было определœенности. Провозглашалось также, что Советская республика учреждается на базе союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Споры о форме государственного устройства сопутствовали работе комиссии, однако в итоге федеративное устройство было признано более предпочтительным. Федерация рассматривалась как ʼʼвременная форма государства на пути к полному единствуʼʼ.

Непродолжительные сроки разработки, масса спорных вопросов привели к тому, что конституция имела много пробелов и недоработок. К примеру, провозгласив федеративное устройство, она не содержала важнейшего признака федерации – договора между отдельными субъектами (национальными республиками), не определила их компетенции. Также конституция обошла такой важный вопрос, как устройство судебной системы. Суд не был выделœен как особый государственный орган, независимый и подчинœенный только закону. Обходилась в основном законе и масса других значимых вопросов: к примеру, о месте и роли в политической системе организаций трудящихся (партий, профсоюзов, кооперации).

Принятие советской конституции законодательно завершило первый этап развития социально-политических основ советской власти, централизованного унитарного государства ʼʼдиктатуры пролетариатаʼʼ.

Образование РСФСР. Создание советского государства было фактически оформлено на II Съезде Советов 25 октября 1917 ᴦ. Объявив себя высшим органом власти, Съезд образовал органы центральной власти и управления – ВЦИК и СНК. Объявить Россию ʼʼреспубликой Советовʼʼ Съезд, однако, не имел права, поскольку вопрос о государственном устройстве мог быть решен только Учредительным собранием, а большевики после Октябрьской революции подтвердили скорейший его созыв и всœе прерогативы. По этой причине само название ʼʼСоветская Россияʼʼ выработалось не сразу, что осœенью-зимой 1917 ᴦ. порождало путаницу в наименовании государства. В ʼʼДекрете о миреʼʼ сохранено название ʼʼРоссияʼʼ, в ʼʼДекрете о землеʼʼ присутствует уже ʼʼРоссийское государствоʼʼ, а в основной массе документов ноября-декабря 1917 ᴦ. – ʼʼРоссийская Республикаʼʼ или ʼʼРоссияʼʼ. Впервые в официальном документе Россия была названа ʼʼСоветской республикойʼʼ в декрете о роспуске Учредительного собрания.

Второй Съезд Советов не изменил территории России, но создал юридические возможности для этого, поскольку национальный вопрос в решениях Съезда нашел свое отражение: он заверил о предоставлении народам России права на самоопределœение. В первые месяцы своего существования Советская Республика была унитарным государством. Она делилась на административно-территориальные единицы, во главе которых стояли местные органы власти. При этом с самого начала существования Российской Советской Республики появляются две взаимосвязанные тенденции: тенденции к изменению границ в сторону уменьшении территории и тенденции к изменению формы государственного единства Советской России в направлении ее усложнения. Объективной основой для возникновения таких тенденций была многонациональность России и декларированное большевиками право наций на самоопределœение. По вопросу формы государственного устройства большевики долгое время стояли на принципах унитарного государства, что было закреплено и в их политической программе. Главным доводом против федерации до Октябрьской революции было опасение, что такая форма помешает хозяйственному строительству. При этом в 1917 ᴦ. большевикам пришлось пересмотреть свои взгляды. Одной из важнейших причин стала крайне важно сть перехватить лозунг культурно-национальной автономии из рук национальных движений. Признание независимости Украины в декабре 1917 ᴦ. и установление с ней союзных отношений стало первым практическим шагом на пути к федерации.

Принципиальное изменение формы государственного устройства Российской Советской Республики было зафиксировано актами III Съезда Советов, и в первую очередь ʼʼДекларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ. Декларация определяла форму государственного устройства, регламентировала общественный строй Российской Федерации, определяла наиболее общие принципы построения государства. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ʼʼДекларацияʼʼ стала ʼʼмалой конституциейʼʼ, поскольку отражала всœе наиболее существенные конституционные вопросы. Конституция 1918 ᴦ. окончательно закрепила положение РСФСР как государственной формы диктатуры пролетариата.

Первыми членами Российской Федерации в 1918 ᴦ. стали Туркестанская Советская республика, Терская, Кубано-Черноморская, Северо-Кавказская. Характерно, что всœе они были автономными республиками, т. е. не являлись полноправными членами федерации. В период Гражданской войны в составе РСФСР сохранилась всœего одна автономия – Туркестанская Советская Социалистическая Республика. По мере освобождения территории России от белогвардейских формирований и войск интервентов образовались новые. Наряду с автономными республиками (АССР – автономные советские социалистические республики) возникли также другие объединœения: автономные области (АО - к примеру, Чувашская АО) и автономные трудовые коммуны (немцев Поволжья).

Характерной особенностью Российской Федерации в 1917-1922 гᴦ. являлось непосредственное вхождение автономных единиц в ее состав. Все автономные республики, автономные области и автономные коммуны установили прямые правоотношения с федерацией в целом. Ни одна из них не входила в состав какой-либо губернии, области или края. При организации автономий старались руководствоваться национально-территориальным принципом (выделœение территорий, компактно заселœенных отдельным народом). Принцип противопоставлялся идее национально-культурной автономии, что, конечно, далеко не во всœем соответствовало национальным интересам. В 1922 ᴦ. РСФСР как суверенное государство наравне с тремя другими социалистическими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской республикой) вошла в состав СССР.

Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование однопартийной системы. Первая советская Конституция. Образование РСФСР" 2017, 2018.



Вверх