Пора валить? Все об эмиграции. История для политического убежища в США – как правильно ее составить и написать

Беженцы с юго-востока Украины, вынужденные бежать из родного дома и начать новую жизнь в России, рассказали о том, что им пришлось пережить на родине.

Елена Федоровна с внуками Дианой и Сережей живут в Ростове-на-Дону в приюте для беженцев, который организовал местный благотворитель. Мама детей умерла, отец оставил семью. У Сережи и Дианы нет никого, кроме бабушки. Она рассказывает журналистам, как оказалась в России, рассказывает не в первый раз, но каждый раз - со слезами.

«Мы из Первомайска Луганской области, наш город сейчас полностью уничтожен. В Ростов-на-Дону нас с 4-летней внучкой и раненым внуком привезли ополченцы…

…это было 28 июля. Начали бомбить в 4 утра. За 3-4 часа разбомбили всё - дома, школы, детсады, храмы. Мальчика моего, внука, ранило осколком снаряда. Соседи попрятались в подвал, я оставила внучку на соседей и побежала с раненым Сережей на руках в госпиталь, бежала 12 километров. Когда ему сделали операцию и он стал приходить в себя после наркоза, я попросила врача оставить его в госпитале, а сама снова побежала назад, за внучкой. Я ничего не видела, не чувствовала - мне надо было бежать, спасать девочку, и я бежала.

Ополченцы на каком-то посту меня не пропускали, я упрашивала: “У меня там, в подвале, дите”. Мне сказали: “Ищите внучку в других местах, тот подвал разбомбили, люди оттуда убежали”. Но я-то чувствовала, что она там! Там я ее и нашла. Малышка восемь часов простояла, спрятавшись за досками, тряслась от страха. Я ее схватила, мы немного посидели на ступеньках, и потом мы бежали с ней обратно 12 километров под бомбежкой в госпиталь, где был Сережа.

Потом ополченцы начали кричать нам, что госпиталь сейчас будут бомбить, быстро посадили в автобус, где были женщины и дети, и мы поехали. Перед автобусом и позади него шли ополченцы. Мы отъехали, наверное, километров 50, и тут автобус остановили: над нами появился самолет, мы выскочили, легли на землю. Детки такие умные: их ведь никто не учил, но они первые попрыгали в травку, спрятались. Сережа был у меня на руках. Дианочка плачет, просит пить, у внука начался жар. Самолет пролетел очень низко над нами…

Не знаю, какими судьбами, но мы подъехали к границе. Нас сразу поселили в палаточном лагере. Вот так мы оказались в России. Добрые люди нам помогли собрать деньги, чтобы Сереже сделали платную пластическую операцию. Он уже может сам дышать - у него осколок от снаряда прошел через все лицо, от одной щеки до другой, через нос, повредил носовую перегородку, а еще один осколок у него в голове…»

С Анной мы познакомились в ПВР (пункте временного размещения) на территории детского лагеря «Юность» под Белгородом. Решение уехать они с мужем приняли ради детей, чтобы им не пришлось увидеть, что такое война.

«Мы жили под Мариуполем, в Володарском районе. Там пока еще нет военных действий, но из Запорожья постоянно приходит военная техника. И, знаете, сердце кровью обливается, когда маленькие дети видят падающую звездочку и загадывают желание: “Чтобы больше не ездили танки”.

У нас такие же проблемы, как и у большинства беженцев. Дома дочка ходила в первый класс, но сейчас, пока не сделали документы, мы не можем ее отдать в школу, она пропускает учебу. Я сама с ней занимаюсь, учу читать и считать, надеюсь, она сможет сдать экзамен и пойдет во второй класс. Очень многих детей оставляют на второй год, они не справляются, да и школьные программы в России и на Украине очень различаются. Сын еще не ходит в школу, ему 5 лет.

Из этого ПВР нас скоро отправят по программе переселения в Нижний Новгород. Мы с мужем обычные люди, не разбираемся в политике и никогда не поймем, кому понадобилась эта война. Только очень горько, что не дали нам спокойно жить, что пришлось бросить свой дом.

У мужа там осталась мать, 1,5 года назад она перенесла инсульт. Она лежачая, вся правая сторона тела парализованная. За ней ухаживает старшая сестра мужа. Пенсии там пока еще платят, но это сущие копейки - ее пенсии не хватает на две упаковки памперсов, которые нужно менять утром и вечером. После покупки памперсов от этой пенсии остается 80 гривен, а еще нужно 860 гривен на лекарства. Мы можем покупать лишь половину из списка лекарств, которые ей выписал врач - только жизненно необходимое. На витамины просто нет денег.

Мы, как и многие, уехали из-за детей, чтобы они не увидели войну, не увидели весь этот кошмар, не попали в “котел”, как в том же Дебальцево. Вместе с мужем мы прожили почти девять лет, а в Россию перебрались с двумя сумками вещей - ничего не могли взять с собой, да и как это перевезешь, если даже не знаешь, куда едешь? Сложили всю свою жизнь в две сумки и поехали».

К разговору присоединяется молодая пара - Евгения и Денис, оба из Димитрова Донецкой области. В самом Димитрове военных действий нет, как нет и никаких перспектив для молодежи, говорят они.

«Маме 62 года - такой возраст, что переезжать куда-то и психологически и физически тяжело, поэтому она осталась. Надеюсь, со временем удастся ее уговорить на переезд в Россию, - делится Евгения. - Мы уехали, потому что в Димитрове для нас нет работы.

Отношение к людям на родине просто ужасное. У нас шахтерский город, две шахты просто закрыли, осталась одна, и на тот момент, когда мы уезжали, шахтерам уже пятый месяц не платили зарплату. А нашим мужчинам больше негде заработать. В Димитрове еще есть мясокомбинат, но если перевести зарплату на нынешний курс, то можно заработать около 5-6 тысяч рублей в месяц. Как прожить на эти деньги? Цены у нас сейчас немаленькие. Пока жили там, я работала продавцом в магазине, а Денис 7 лет работал в шахте.

Сейчас оформляем последние документы, на днях уедем по программе переселения в Самару. Туда уже переехали наши знакомые из Димитрова, устроились работать на керамический завод. Говорят, там есть вакансии. Даже если ситуация изменится, мы не хотим возвращаться назад, хотим укорениться здесь. Мы не связываем свое будущее с Украиной».

В Ростовской и Белгородской областях помощь беженцам оказывает Русская Православная Церковь и американские благотворители. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с апреля в этих приграничных областях реализуется крупный межхристианский гуманитарный проект Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, благотворительной организации «Сума самарянина» (Samaritan’s Purse) и Евангелистской ассоциации Билли Грэма.

Всего с апреля по июнь около 30 тысяч беженцев получили гуманитарную помощь в рамках проекта. Распределено более 58 тысяч индивидуальных наборов - предметы гигиены, постельное белье и полотенца, детские памперсы и продукты питания длительного хранения.

В ближайшее время будут сформированы и распределены еще 10 тысяч наборов для детей: мягкие игрушки, развивающие игры и пособия, школьные принадлежности.

Эту историю поведал мне попутчик, с которым нам пришлось проехать два часа в одном вагоне поезда Хельсинки - Тампере. Рассказ молодого человека искренне затронул мою душу, и я решила, что его история будет интересна и моим друзьям, Вам, мои читатели.

Лето в том году в Финляндии не баловало теплом. Первые два месяца были холодными, температура не превышала пятнадцати градусов. Казалось, что настоящее лето никогда не настанет, а будет постоянная осень.

В один из таких дней я, как всегда, проснулась рано. Сварив кофе, присела у компьютера проверить почту. Вдруг раздался телефонный звонок.

Танюша, приветик! Как поживаешь? - услышала я весёлый голос моей подружки Татьяны из Тампере.

Приветик, дорогая, рада тебя слышать. У меня всё хорошо, спасибо! - ответила я.

Чем думаешь заняться сегодня? - интересовалась подруга.

Планов особых нет. Думаю отдохнуть, стала уставать от машины, да и давление скачет.

Ну, тогда садись в поезд и давай ко мне в гости. Погода такая красивая! Солнышко, наконец-то, выглянуло! - радовалась Татьяна.

Да, ну! Не очень хочется в дорогу, да и Юкка твой дома! - ответила я.

Тань, не думай долго! - настаивала подружка. - Юкка уехал в Хювинка к своим родителям и вернётся в воскресенье вечером.

Хорошо! – согласилась я. - Поеду поездом, отдохну от машины.

Наскоро бросила в сумку самое необходимое и поспешила на железнодорожный вокзал Хельсинки. Утреннее солнышко пригревало, значит, день будет тёплым. В душе поселилась радость.

У кассы народу было немного. С билетом в руках я поспешила к вагону.

Два часа в пути пролетят быстро! Хорошо, что рядом со мной никто не сидит! - подумала я, усаживаясь у окна.

Поезд тронулся. Неожиданно распахнулась дверь тамбура, в вагон вошёл высокого роста смуглый парень с чёрными, жгучими глазами. Он искал место, указанное в билете.

Сейчас усядется рядом со мной. – предположила я.

И точно, поприветствовав меня, он уселся рядом.

Какое-то время мы ехали молча.

Под стук колёс я всегда вспоминаю Родину. Эти воспоминания вызывают во мне грусть и тоску.

Не зареветь бы. - подумала я в этот раз. - Надо как-то отвлечься от трогательных воспоминаний.

К моему удивлению мой попутчик, будто, чувствуя моё плаксивое настроение, сказал:

Привет!

Привет, привет! – ответила я.

Ты русская?

Да! А что, это на мне написано? - недоверчиво спросила я парня.

Да! Русских сразу видно, они не такие, как финские женщины.

Мне не хотелось заострять на этом внимание, буркнув ему что-то в ответ с лёгкой улыбкой на лице, я погрузилась в свои мысли.

Ты давно живёшь в Финляндии? - не отставал попутчик.

Да, давно! А ты откуда? - поинтересовалась я.

Я беженец. Из Курдистана, из Ирака. Живу здесь пять лет.

Я заинтересованно посмотрела в его грустные, по-детски добрые глаза.

Мне уже за тридцать. - делился со мной этот смуглый парень, вызывая меня на разговор. - Я работаю и живу здесь.

А семья? - поинтересовалась я.

Семья там, в Курдистане. Я пять лет никого из родных не видел.

А как ты сюда попал?

Меня зовут Шамал. - протягивая руку, представился попутчик.

Татьяна! Очень приятно! - приветливо ответила я.

Парень хорошо говорил по-фински.

Я курд, родился в Ираке. Мои родители, пять братьев и четыре сестры остались там, на Родине.

Скучаешь, вижу?

Да, скучаю очень!

Между тем поезд мчался с огромной скоростью. Маленькие станции пролетали одна за другой, а между ними проплывали ухоженные поля в виде разноцветных квадратов: жёлтого рапса, золотой пшеницы, розовой гречихи. Финские домики с красно-белыми крышами утопали в цветах. Чистота и хозяйский порядок царили повсюду. Я невольно задумалась о том, что такой порядок был когда-то и на моей Родине, в моей маленькой Ниновке. Сердце защемило от обиды, слёзы комом подкатывали к горлу...

Где-то в глубине души я поняла, что мне надо выслушать рассказ моего попутчика для того, чтобы отвлечься.

Усевшись поудобнее, я окунулась в тот мир, о котором поведал мне этот темноглазый скромный парень.

Мы жили в пригороде города Mosul в Курдистане. Я был средним ребёнком в семье. Меня часто фотографировали, потому что все считали, что я - красивый ребёнок. - говорил он, улыбаясь. - По утрам я очень трудно просыпался, до сих пор эта привычка мешает мне жить, я повсюду опаздываю. Моя мама подходила ко мне и будила:

Просыпайся, мой сыночек! Просыпайся, моё золотце!
От этих тёплых воспоминаний его голос слегка задрожал. Немного помолчав, он продолжил:

Я был окружён любовью и заботой своих родителей. Каждое утро на красивом ковре мама расстилала скатерть и накрывала нехитрый завтрак: сыр, яйца, йогурты и хлеб-лаваш, который она успевала испечь к завтраку.

Я поняла, что этот парнишка из доброй семьи, потому что его воспоминания о родителях наполнены нежностью и любовью.

Утренняя прохлада постепенно растворялась, уступая место летнему долгожданному теплу.

Летом у нас очень жарко, не то что тут, в Финляндии. - продолжил он, задумчиво улыбаясь. - Семья была большая, денег не хватало, жили бедно. В школу ходил до тех пор, пока обувь не прохудилась. Когда учитель, заметив это, подарил мне туфли, я от стыда перестал ходить на занятия, меня это угнетало.

В детстве, чтобы как-то помочь семье, торговал спелыми гранатами, холодной водой и сахарной ватой. Пробегая по небольшим улочкам маленького городка от дома к дому, я кричал что было сил:

Ханар! Ханар за один динар! (Ханар - это гранат.)

Люди выглядывали из окон и, улыбаясь, покупали мой товар, а детвора ещё долго бежала вслед за мной, сопровождая меня весёлым смехом! Было весело! Холодную воду покупали чаще, чем другой товар. Так я старался помочь моим родителям.

Шли годы, я вырос и однажды, пробегая мимо калитки одного богатого дома, заметил необыкновенной красоты девушку. Она тоже обратила на меня внимание, Мы долго стояли и молча смотрели друг на друга, мне не хотелось уходить. Вдруг она смутилась и спряталась за забором. Я стал чаще прибегать к их дому. От друзей я узнал, что зовут её Пари.

Какое красивое имя! - думал я. - Такое же красивое, как и эта девушка.

А вечером надевал красивую рубашку и шёл к её дому. Какое-то время мы могли на расстоянии смотреть друг на друга, но вскоре ей запретили видеться со мной.

Моя мама, заметив моё состояние, волновалась за меня, приговаривая:

Сын, ты ещё молод! Мы бедны, ты ей не пара.

С тех пор боль поселилась в моём сердце. Её вскоре выдали замуж. Я решил уехать в Европу.

В семье все долго плакали, не хотели меня отпускать,

Денег мало, да и путь не из лёгких. – отговаривали.

Но, видимо, моя цель и молодость победили страх перед будущими испытаниями. Родителей успокаивало то, что я уезжал не один. Ещё пятеро моих друзей решили испытать судьбу.

Автобусом мы быстро добрались до Турции, где прожили неделю, подыскивая возможность переправиться в Европу. Наконец, нам повезло. В небольшой лодке мы отправились в Грецию. Лодка была переполнена людьми. Нам было строго-настрого приказано, сидеть тихо и ни в коем случае не шуметь. Даже если что-то непредвиденное произойдёт, надо молчать, иначе лодку перевернут, и все мы пойдёт ко дну!

Кругом была солёная маслянистая вода. Я не умел плавать, поэтому от страха не переставал молиться. Шептали молитвы все, кто находился рядом со мной. Аллах оберегал нас, и через два часа мы добрались до берегов Греции.

В душу вползла тоска по родному дому, но желание жить полноценным человеком в цивилизованной стране вселяло уверенность. Я решил смело идти судьбе навстречу, не смотря ни на что.

Север Греции! Три месяца я работал нелегально, продавая во второй половине дня обувь. Полиция часто устраивала облавы, мы убегали, бросив товар. Я много раз пытался переправиться в Италию, но полиция меня возвращала.

Но однажды мне повезло. Я забрался под большую грузовую фуру, нашёл место, в котором можно удержаться, приняв позу младенца в утробе матери, и замер. Машина тронулась. Меня никто не обнаружил и не вернул обратно. Много часов я лежал в одном положении, потом у меня получилось перевернуться на другой бок. Машина неслась с сумасшедшей скоростью, а я с опаской смотрел на асфальт, который плыл подо мной тёмной лентой, и читал молитвы.

Наконец, машина остановилась, я услышал незнакомую речь и догадался, что это и есть Италия. Выбравшись из-под машины, увидел на площадке множество таких же грузовиков. Водители стояли рядом и разговаривали. Вдруг наступила тишина. Все они смотрели на меня удивлёнными глазами, а потом долго смеялись. Мои лицо и одежда были чёрными от копоти. Это и послужило причиной весёлого смеха водителей.

На какое-то время мой попутчик замолчал.

В Италии у меня закончились деньги, я был голоден. Какая-то семья оказала мне помощь, мне дали чистую одежду и немного еды. Я понимал, что кормить меня постоянно никто не будет! Что делать? Я искал гусениц и ел их. Эти гусеницы оказались несъедобными. Помню, меня полуживого подобрала скорая медицинская помощь. Провалялся в больнице неделю, а когда вышел, разыскал таких же беженцев, как я. Вместе мы переправились во Францию, из Франции – в Швецию. В Швеции нас арестовали. К этому времени я ослабел, моё состояние ухудшалось, вызвали врача. К счастью, после обследования по заключению врача мне было разрешено остаться в Швеции.

Моей конечной целью была всё же Финляндия. Переплыв на пароме в Хельсинки, я ступил на финскую землю и сразу же был арестован полицией. Меня отправили в гостиницу для беженцев.

Ты, наверное, слышала об этом районе Метсяла в Хельсинки? – обратился ко мне мой попутчик. - Десять месяцев меня проверяли. Полиция много раз отказывала в получении статуса, но за моё примерное поведение, желание учиться и трудиться, мне удалось получить хорошую характеристику и статус проживания на территории Финляндии.

Рассказ этого высокого хрупкого парня заставил меня поволноваться. Я примерила на себя всё пережитое им. Я уважала его, восхищалась и думала:

Господи, спасибо Тебе за эту встречу, за это знакомство.

А парень, молча, смотрел через окно поезда на красоту этой маленькой северной страны.

Лёгкий вздох словно подсказывал, что сейчас он грустит о той, самой родной красоте, которую пришлось оставить.

Моя душа сжалась в комочек от сопереживания и от бессилия перед жестокими законами жизни.

Поезд прибывает на станцию Тампере...

Я пожелала этому сильному парню ангела в пути, в ответ на меня посмотрели добрые глаза человека, сумевшего не ожесточиться и сохранить порядочность и добросердечность.

На перроне меня встречала моя подружка Татьяна. Мы обнялись. Она скороговоркой выкладывала все свои новости. А я никак не могла сосредоточиться и долго шла молча. Подруга, заметив это, спросила осторожно:

Тань, что случилось? Утром у тебя было совсем другое настроение.
Я постаралась вкратце пересказать ей трогательную историю моего попутчика. К моему удивлению подруга отреагировала сухо, с неприязнью:

Тань, да ты что? Посмотри сколько их, этих беженцев, со всех дыр лезут...

Мне было очень больно услышать такое.

А где же наша человечность? Когда мы успели очерстветь? Возможно, по этой причине в последнее время нас и преследуют бесконечные беды и катастрофы?

Пересечение границы КНДР жителем страны - преступление, которое карается заключением в трудовой лагерь. Срок может быть не пожизненным, однако условия содержания в тюрьме приводят к тому, что люди гибнут от болезней, истощения и голода.

Несмотря на риск, десятки тысяч северокорейцев пытаются бежать ради близких и лучшего будущего. Удается это немногим, еще меньше хотят вспоминать о пережитых ужасах.

Мальчик из лагеря смерти

Шин Ин Гын с детства узнал, что такое сонбун – кастовая система Северной Кореи. Его матерью была женщина, совершившая неудачный побег и отправившаяся за это в тюрьму, где и родился Ин Гын. Так она попала в класс «врагов народа», который передался по наследству сыну, а в будущем передался бы внуку. Но жизнь распорядилась иначе.

Мать и старший брат запланировали побег , и выученный системой ребенок решил, что правильно будет на них донести. Родных расстреляли, а его пытали две недели, чтобы выяснить имена соучастников. В шестнадцать лет Ин Гын сдружился с другим заключенным, и они решились на побег.

Сокамерник погиб, убитый разрядом тока на колючей проволоке вокруг лагеря, и Ин Гын продолжил путь в одиночестве.

580 км до китайской границы он прошел пешком. Были 90-е, когда страна умирала от голода, поэтому за небольшие взятки пограничники могли выпустить человека на подработку в Китай или Россию. Однако Ин Гын решил сбежать навсегда. Он перебрался в Китай, а оттуда, благодаря удачному стечению обстоятельств – в Соединенные Штаты. Там он написал книгу воспоминаний и стал знаменитым на всю Америку.

Однако жизнь вдалеке от родной культуры была невыносимой, и он решил вернуться - но не в Северную Корею, а в Южную. Он поменял имя, устроился на работу и стал вести уединенную жизнь. Он не смог завести семью – детство и юность, проведенные в лагере, убили в нем способность любить. Журналисты, которые общались с ним, утверждают, что он не умеет смеяться.

Девушки и военная служба

Ли Со Ён пошла в армию добровольно, в 90-х годах, когда в стране свирепствовал голод. Служба длилась семь лет, которые она до сих пор видит в ночных кошмарах. Единственным плюсом армейского положения была регулярная еда, но далеко не в тех количествах, которыми можно было насытиться.

Девушки служили на тех же принципах, что и мужчины. Их строевая и боевая подготовка длилась на два часа в день меньше, чем у парней-солдат, но ее дополняли бытовые обязанности: уборка и готовка, от которых мужчины освобождались.

Девушки жили в бараках, по 20 человек в комнате. У них не было водопровода, поэтому соблюдать личную гигиену было сложно. От больших нагрузок и недоедания у многих прекращались менструации, но в сложных условиях девушек-солдат это даже радовало.


Со Ён подтверждает: в армии распространено сексуальное насилие. Ей самой удалось избежать этой участи, но случаи, когда старшие по званию мужчины домогались призывниц, носили массовый характер. Рожать детей не разрешали, и девушек вынуждали делать аборты.

Первую попытку бегства Со Ён совершила сразу после окончания службы: слишком велико было разочарование в стране. Побег не удался – ее поймали и на год отправили в тюрьму. Второй раз удалось договориться с китайскими пограничниками и агентами, которые помогли добраться до Южной Кореи. Там она рассказала свою историю журналистам телеканала ВВС.

Богатые тоже бегут

Тхэ Ён Хо – бывший заместитель посла КНДР в Великобритании. Занимая такой высокий пост, он находился под 24-часовым присмотром спецслужб, которые должны были следить за перемещениями и уровнем лояльности.

Как ему удалось избавиться от их внимания, Ён Хо не рассказывает – опасается за жизнь тех, кто помог.

Он дал открытое интервью журналистам международных изданий, в котором пообещал бороться за права людей в Северной Корее . Бывший дипломат рассказал о том, что даже элите в стране стало жить намного тяжелее после прихода к власти Ким Чен Ына. Усилился контроль, к политикам и министрам стали приставлять шпионов, возросло количество ложных доносов.

Ён Хо говорит, что переживает за коллег и друзей, которые остались в Северной Корее и могли пострадать из-за его побега У них нет возможности связаться, но бывший дипломат надеется, что рано или поздно ситуация стабилизируется, и людям больше не нужно будет переживать за собственную жизнь.


» появилось после первой мировой войны 1914-18 гг. для обозначения лиц, которые покинули во время войны находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей.

Понятие «беженец» несколько раз претерпевало некоторые изменения.

Вначале использовался групповой подход, в соответствии с которым беженцем считалось лицо, которое находится за пределами страны своего происхождения и не пользуется защитой этого государства.

В 1926 году беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего правительства и не получившие другого гражданства (Заключительный акт Конференции по проблемам русских и армянских беженцев в Женеве).

Наиболее общее и универсально применимое определение термина "беженец" содержится в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, дополненной протоколом 1967 года. В соответствии с ним, "беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в неё вследствие таких опасений".

Основными правовыми документами о статусе беженцев являются Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года.

Оба документа являются универсальными, сейчас они в общей сложности ратифицированы 145 государствами (включая Россию в 1993 году) и инкорпорированы в национальное право.

Существуют и региональные конвенции о беженцах, существенно расширяющие это понятие: Конвенция 1969 года о беженцах в Африке, Картахенская декларация 1984 года о беженцах в Латинской Америке, также ряд конвенций Совета Европы.

Количество беженцев

Сегодня в мире насчитывается 9, 2 миллионов беженцев. Но общее число лиц, подпадающих под защиту Управления ООН по делам беженцев, - беженцы, лица, перемещенные внутри страны, те, кто добивается убежища, репатрианты, - намного больше. По данным Организации Объединенных наций (на июнь 2006 года) в 117 странах мира насчитывается, в общей сложности, около 20 миллионов беженцев, перемещенных лиц и лиц без гражданства. Многие из них живут в лагерях для внутренних беженцев годами.

Из истории .

Беженцы, как явление, были известны с незапамятных времен. Первые беженцы, как гласит история, появились в 695 году до нашей эры, когда ассирийская армия царя Сеннахериба I, вступила на земли Иудеи. Тогда около 50 000 евреев спешно покинули свои жилища, бросившись в Египет, где их тоже не ждали.

В 375 году (уже нашей эры) около 300 000 человек бежало от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима.

В VIII-IX веках в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян перебрались во Францию, основали временные поселения, да так и остались там, смешавшись с местным населением.

Огромное количество беженцев появилось после Первого крестового похода (1096-1099 гг.), когда с захваченных рыцарями мест бежало 500 000 арабов и турок.

В 1492 году из Испании были изгнаны все евреи, не принявшие христианство, из которых более 200 000 человек нашли убежище в Северной Африке и других землях.

В первой половине XIII века, когда монгольские орды прошли от Тихого океана до Средиземного моря, многие сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в сопредельные страны, чтобы спастись там от нашествия.

Беженцы бывали не только от войн. Во время частых эпидемий чумы население городов и целых областей в Европе и Азии уезжало в разные страны, чтобы переждать худшие времена.

Некоторые правители использовали беженцев в своих целях. Так, благодаря тому, что в 1715 году король Пруссии Фридрих II объявил свободный въезд и проживание для "беженцев любого вероисповедания" население королевства значительно увеличилось. В Турцию, которая принимала христиан, состоявших членами каких-либо сект, запрещенных на родине, перебрались многие русские молокане, баптисты, старообрядцы, которым за право жить в Оттоманской империи приходилось принимать участие в ее войнах.

Практика укрытия за церковными стенами существовала еще в библейские времена, когда Римское право позволяло церквям укрывать в своих стенах даже преступников.

В Средние Века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквах. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Практика укрытия в храмах началась в 1983 году в Канаде, когда одна монреальская церковь приютила у себя беженца из Гватемалы, которого собирались депортировать. С тех пор приют в церквях нашли сотни людей, оспаривающих приказ о депортации. Некоторым удавалось доказать свое право остаться в Канаде, других все же высылали.

По канадскому закону такое церковное укрытие легально никак не защищает прячущихся там людей. Нет и законов, защищающих обычай церквей прятать у себя граждан, которым грозит высылка из страны. Канадская полиция лишь один раз заявилась в церковь - в Квебеке в марте 2004 года - и арестовала скрывавшегося там алжирца. На него прямо там и надели наручники. Был большой скандал. С тех пор иммиграционные власти и полиция воздерживаются от таких визитов.

Во Франции существует закон, позволяющей полиции придти в церковь и арестовать укрывшегося там человека. В Британии и в Америке полицейские тоже не стесняются арестовывать людей в храмах.

Беженцами практически никто не занимался до начала ХХ века, когда начался процесс выработки системы международных законов, конвенций и правил для защиты беженцев, которым хуже всего пришлось в Первую и Вторую мировые войны, когда вдруг выяснилось, что когда воюют с десяток соседних стран, то и бежать вроде бы и некуда.

Вот в это время в международном праве появляется понятие «беженцы». В 1922 году, после Первой мировой войны, Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг.) о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьорфа Нансена).

Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии и кульминацией стало одобрение 28 июля 1951 года специальной конференцией ООН «Конвенции о статусе беженцев», которая является ключевым юридическим документом, дающим определение понятию «беженцы» и их правам, а также юридическим обязательствам государств в отношении беженцев.

Проблема беженцев в ХХ веке не раз приобретала особую остроту: например, в результате захвата власти фашистами в Германии и ряде других стран; агрессивных войн США в Корее и Индокитае, агрессии Израиля против арабских стран и Палестины, политики диктаторских и расистских режимов на юге Африки, в Латинской Америке и других районах мира.

После Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций стало осуществляться сотрудничество государств по созданию международно-правовой системы защиты беженцев. Международное сообщество создало Администрацию помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) и Международную организацию по делам беженцев (МОБ). ЮНРРА оказала помощь в добровольной репатриации более чем 7 млн чел., а МОБ содействовало устройству 1,7 млн европейских беженцев, не пожелавших вернуться на родину.

1 января 1951 года в качестве института международной защиты для решения проблемы беженцев и перемещенных лиц Генеральной Ассамблеей ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, заменившее ЮНРРА и МОБ.

Впервые УВКБ пришлось работать в условиях чрезвычайного гуманитарного кризиса во время войны в Персидском заливе после массового бегства 1,9 млн курдов.

Поворотным пунктом в его деятельности стала бывшая Югославия: впервые персонал принимал активное участие в организации столь масштабных акций, как воздушные мосты и гуманитарные конвои.

В 1994 году гуманитарная катастрофа произошла в Руанде, когда за четыре дня в соседний Заир бежало около миллиона жителей страны.

В начале 1995 года УВКБ занималось оказанием гуманитарной помощи перемещенным лицам в Азербайджане, Чечне, Грузии и Таджикистане.

В 1999 году УВКБ играло активную роль в оказании гуманитарной помощи тысячам беженцев, пострадавших в результате косовского конфликта.

Сегодня УВКБ ООН является одной из основных гуманитарных организаций в мире, оказывающих помощь 19,2 миллиона человек в 116 странах.

Численность ее сотрудников составляет более чем 6 500 человек. За свою полувековую деятельность УВКБ ООН оказало помощь по меньшей мере 50 миллионам человек, за что дважды удостаивалось Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах.

В октябре 1992 года УВКБ и Россия подписали Соглашение об открытии представительства в Москве. В настоящее время действуют филиалы представительства в ряде регионов России. С мая 1995 года Россия является членом Исполнительного комитета УВКБ.

4 декабря 2000 года 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла постановление о том, что, начиная с 2001 года, день 20 июня ежегодно будет отмечаться как Всемирный день беженцев.



Вверх